Красноштанова Марина Михайловна

Описание прохождения маршрута
"Дневник командира"

30 июля 2006 г.

Новая Чара (фото 001). Солнечно. Заход на пески, прогула по урочищу Чарские пески (фото 002). Купание в озере Алёнушка (фото 003). Первый ночлег в палатках.

31 июля

Солнечно: +14°.

Во время утреннего купания в озере "Алёнушка" рыбы клевали голые ноги. Прогулка по барханам до сероводородного источника (фото 004) и обратно босиком по пескам — очень приятный массаж. Ждем вездеход, который обещался приехать за нами в 11.00, опять купаемся.

Вездеход выехал с нами от Песков только в 12.30. Сначала заехали в Старую Чару к Бойкову Николаю Николаевичу (вездеходчик), упаковали вещи и груз, потом на почту — отправили телеграмму в ТССР, и только после этого, наконец, направились в сторону нашего маршрута — к реке Апсат. Уже стало понятно, что сегодня мы на Мохчехо не приедем. Днем заморосил дождь. В обед — усилился. Обедали с 14.00 до 15.00 на берегу Апсата под дождем, прямо на западе от нас возвышалась гора Зарод. От этого места дорога часто стала переходить через Апсат на правый берег, либо тянулась прямо по руслу реки. Потом опять ехали по плохой заваленной дороге (фото 005), то, распиливая бензопилой деревья, упавшие на дорогу, то, разведывая путь среди отмелей реки. Самый плохой участок дороги — в районе от Зарода до устья реки Мускунаха: большие камни, крутые уклоны, как вверх, так и вниз, поваленные поперек дороги деревья, а также частые броды с берега на берег. Встали на ночлег на острове в 22.10 в районе левого притока реки Апсат — р. Мускунах, неподалеку от сломанного трактора, который, видимо, так и не доехал до места назначения. Позже нам сказали эвенки, что это их трактор ("железный олень — слабый олень, однако, живые — лучше"). Вечером: +12°.

1 августа

Солнечно: +10?.

Выехали в 7.30. Едем прямо по руслу Апсата, дорога немного улучшилась. В районе устья р. Мускунах и далее, почти до устья правого притока Апсата — р. Порог, дорога идет только по правому берегу, или прямо по руслу, хотя на карте она обозначена на левом берегу. И только в районе водопада и порогов (они находятся напротив устья р. Порог) — дорога уходит на левый берег, обходя прижимы 2 км, а выше водопада — опять возвращается на правый берег, уже навсегда. От водопада в устье Порога и выше, до самого Мохчехо дорога идет всегда только по правому берегу!!! Эта информация очень важна как для заезжающих по Апсату, так и для заходящих пешком. Если бы мы (и наш вездеходчик со своим проводником) владели этой информацией, а не верили карте, возможно, мы бы не потеряли столько времени и сил на разведку, не ломали бы торсионы, и к обеду второго дня (или хотя бы к вечеру второго дня) могли бы быть на Мохчехо (фото 006). Но мы к обеду доехали только до эвенкийского стойбища (фото 007) между устьями правых притоков реки Апсат — рек Кондрат и Бурячи. Там же сделали заброску (на левом берегу) для центральной части маршрута.

Наш Николай Николаевич внезапно взбесился (из-за того, что утром наш дежурный Дядькин проспал на полчаса, из-за того, что Савкин ушел к эвенкам и задержался ровно на 1 минуту, и вообще "идите вы все на… депутаты, врачи и директора хреновы"), выкинул наши вещи из ГЛТшки и повернул обратно. Все эти слова, конечно, были поводом не ехать дальше, потому что дороги в этом месте мы не нашли, а его еще и достали бесконечные поломки вездехода. А дорога, как оказалось потом, шла по воде, и через 0,5 км "вынырнула" на правый берег. Даже деньги не взял — вот как психанул. Это плюс. Но нам теперь тащить челноками весь груз (и катамараны в том числе) еще 2 дня до Мохчехо. Это минус.

Перетащили весь скарб на правый берег, и пошли вверх по Апсату (фото 008) челноками, медленно, с остановками через 20 минут, возвращаясь по очереди за двумя рюкзаками, в которых катамараны. Одолели комары и мошка. Встали на ночлег, не доходя до устья левого притока — р. Дугуя около 1 км, напротив разбоев на реке. Весь день было солнечно.

2 августа

В 6.00 безоблачно, +12?, но стоит туманная дымка. Комаров нет (спят, что ли?), видимо, слабый ветерок с реки их сдувает. Ночевали в открытой, без тента палатке. Выход в 7.55. Переходы по 20 минут. Челноки отнимают много времени. Оленьи тропы уводят в болота, а дорога идет сначала по руслу Апсата, а потом постепенно поднимается на высокую террасу правого берега, обходя верхний порог на Апсате (о котором мы еще и не подозревали, но с которым столкнемся в середине похода, после акклиматизационного кольца). Затем дорога пересекает р.Николайку выше устья примерно в 1 км, и проходит на удалении от Апсата высоким правым берегом, набирая высоту около 40-50 м, а потом опускается к урочищу Мохчехо. От поворота реки Апсат на 90? на СВ, тропа продолжается по левому берегу озера — притока Апсата, и через 15 минут выходит к зимовью с баней. Здесь остановились на ночлег в 16.30, сгрузили катамараны и сплавной груз в 4 рюкзака и мужики понесли это в укромное место, на заброску. Мы с Люсей топим баню и стряпаем оладьи.

3 августа

С утра — дождь. Давление падает. До 10.00 ждем. Поднялся ветер, дождь сначала усилился, а потом стих, и почти прекратился. Вышли в 10.00 к перевалу Мохчехо (фото 009) и Правой Сыгыкте. Тропа идет по правому краю долины, а не по левому, как обозначено на карте.

После брода через Правую Сыгыкту тропа стала резко набирать высоту и уводить вправо по ходу, на ригель. Мы не планировали идти по ней (собирались идти по Солокиту), но раз есть хорошая тропа, почему бы не подняться на водораздел именно по ней? (Как выяснилось потом — нам повезло с тропой, и было принято правильное решение, когда мы начали по ней подниматься).

Подъем по ригелю круто вверх по густому стланику, но тропа вырублена топором, и чувствуется, что недавно обновлялась (свежие срубы веток). Встали на обед в 13.00 (по Читинскому времени) наверху ригеля, на ГЗЛ, где тропа приближается к реке. Здесь проходит граница между Иркутской и Читинской областью. Обед у реки на камнях. Впереди просматривается широкая долина верховьев Правой Сыгыкты (фото 011). Серо-голубые осыпи склонов напоминают Тункинские гольцы Восточного Саяна. Переменная облачность. После обеда были приятные переходы по шикарным альпийским лугам с водосборами (фото 012) или прямо по руслу реки (фото 010). По какому берегу лучше идти — здесь принципиальной разницы не имеет (везде удобно).

На ночлег встали в цирке истока Правой Сыгыкты в 18.00. Палатки поставили на цветочном лугу с водосборами. Красиво! Вечером — разведка цирка: мы с Сашей Д. ушли на перевал левого истока по ручью с железистым, очень кислым вкусом и рыжей ржавой водой. На седловине, на высоте 2100 м по альтиметру, поставили тур, оценили перевал как 1А, назвали Кислый (по вкусу воды в ручье, текущем с перевала). Люся и Юра обследовали цирк правого склона долины, поднялись на вершину 2273 м, оттуда посмотрели на интересующий нас перевал в сторону реки Солокит, оценили как 1А.

4 августа

Подъем в 7.00, выход в 9.00 на перевал правого склона долины. На перевале в 10.15. Мелкая осыпь не более 30°, 1А. Подъем на морену, и далее траверсом под вершиной 2273м до перевальной седловины. На седловине большой снежник с кроваво-красным налетом на необычайном кодарском снегу. Говорят, этот красный налет — какие-то мельчайшие водоросли, эндемики Кодара, обитающие только здесь. А похоже просто на железисто-каменную пыль. Перевал назвали Двойной, т.к. далее по ходу (севернее) уже видим следующую седловину западнее вершины 2273 м, до которой не более 400 м траверса склоном вершины 2273 м. Построили тур, оставили записку, потопали к следующей седловине. От 2-й седловины поднялись на вершину 2273 м (назвали пик Триангулятор, т.к. на ней стоит старый деревянный тригопункт). Путь подъема — по узкому ребру, оценили как 1Б-2А (фото 013). На пике были в 11.30 (фото 015). Спустились по пути подъема в 12.30. Далее — траверс по выположенному отрогу в сторону р. Солокит. Выяснилось, что есть еще одна седловина — 3-я (высота так же 2100 м). Значит, перевал не Двойной, а Тройной. Спуск с 3-й седловины в сторону притока Солокита по мелкой осыпи, 1А. Можно, разумеется, спуститься сразу вниз с любой из седловин (1-й или 2-й), но тогда путь к верховьям Солокита будет удлинен. (Если спуститься с 1-й седловины — попадаешь ниже по течению Солокита, а если спуститься с 2-й седловины, то попадаешь в верховья левого притока Солокита, и получается угол с дополнительными 2-3 км). Поэтому самый логичный путь в нашем случае — движение траверсом отрога от 1-й седловины к 3-й, и только потом — спуск.

Обед в 13.15 на ручье под снежником, перед каньоном. Разведка спуска показала, что уходить вниз надо левым по ходу склоном (подальше от каньона). Спуск к реке, потом движение прямо по реке (левый исток р. Солокит) (фото 016), потом через стланик устьевого ригеля круто вниз правым бортом долины к р. Солокит. На Солоките обнаруживаем тропу, ведущую к перевалу Солокитский (фото 017). Но нам надо вверх, к правому истоку Солокита. Исток зарос карликовой березкой по пояс и стлаником в 3 метра. Вышли на правый берег ручья — зря! Продрались кое-как (фото 018) к началу цирка, и поставил лагерь на камнях у первого маленького озерка в 19.50. День тяжелый. Но место очень живописное. Юра убежал фотографировать окрестности.

5 августа

Подъем в 8.00, выход в 10.00. Солнечно. Поднялись на следующее озеро долины, прямо под хорошо заметной даже издалека, эффектной вершиной в полосочку (крупный плитняк чередуется тонкими горизонтальными полосами с мшаниками и травой). Я и Паша попытались взойти на вершину, остальные участники — разведывали глубокий цирк между вершинами 2280 м и 2314 м. Люся — стряпала оладьи.

Вершину решили назвать пик Полосатый, его высота — 2280 м. Снизу путь подъема казался очень простым — по осыпи, далее — по пологому гребню, и мы не взяли веревки. Когда поднялись на гребень, оказалось он не пологий, а круто наклонный. Проходили его свободным лазанием по большим плитам. Были практически на вершине, когда появилась необходимость в веревке, которую мы поленились взять. Верхняя часть "пикушки" оказалась в действительности очень крутой и острой, необходимо вешать перила — не менее 100 м (забраться вверх, на "пикушку", обладая навыками скалолазания можно, а вниз — без веревок не получится). Под самой вершиной были в 13.00. Мы просмотрели и другой путь подъема, который не видно было снизу: это крутой осыпной кулуар с западной стороны вершины, правее по ходу от скального сброса. Там подниматься проще, но верхняя часть "пикушки" все равно остается неприступной без веревок. Оценили гору как 2А-2Б. Просмотрели путь подъема к вершине 2314 м — еще сложнее: в лоб не зайдешь (сбросы), а гребень очень изрезан. Но есть перевальная седловина приблизительно 1А между вершинами 2280 м и 2314 м, через которую можно осуществить подъем на обе вершины. Снизу этот перевал не просматривается из-за загораживающей высокой морены, мы его увидели с гребня, ведущего к 2280 м.

Подъем от озера занял 1,5 часа, спуск — 1 час.

Разведка цирка показала, что цирк над этим озерком — глухой. Есть что-то похожее на перевал (не ниже 2А-2Б) между вершинами 2280 м и 2314 м, но он не логичен, если рядом имеется перевал 1А-1Б, который мы увидели с Пашей с гребня.

Обед с 15.00 до 16.00.

Выход в цирк перевалов Северный Капчан (1А), Западный Капчан (1А), Восточный Капчан (1А), все они нанесены на карте вокруг озера Капчан. В 16.30 подошли к озеру, по форме напоминающему S (высота 1541 м), между собой окрестили его Доллар (фото 019). Поднялись на морену и остановились на ночлег у маленького озерка на возвышенности под большой последней мореной цирка в 17.30.

Вечер опять был посвящен разведке. Сходили в цирк озера Капчан (высота озера 1788 м). Цирк очень живописный. Хорошо просматриваются перевалы Северный Капчан, Восточный Капчан (на хребтовке В.Ляпина — это Южный Капчан, № 7, 1811 м) , а вот Западный Капчан — не соответствует 1А. Его восточный склон обрывается к озеру Капчан сбросом, и смотрится он не ниже 1Б. Хотя, если подходить слева по ходу, через верхнюю часть перевальной седловины, то, возможно, и 1А. Вершины 2322 м и 2162 м смотрятся очень сурово и неприступно. Гребень сильно изрезан, склоны — обрываются в озеро стенами.

Перевал, нанесенный на карте-хребтовке В. Ляпина как Южный Капчан (№7, 1811 м) — не соответствует южному расположению. Он находится от озера Капчан на востоке, а не на юге (в действительности на юге — долина правого истока Солокита). Надо переименовать перевал, чтобы не путать людей. Мы его отсняли с большой морены, которая настолько высока, что просто непростительно не нанести ее на карту! — и мы это сделали, дополнив информацией хребтовку Громова и Ляпина.

А вот наш завтрашний перевал, действительно, станет Южным. А точнее — Юго-Западным. Возле "нашего" маленького озерка тоже есть цирк, и просматривается простой и невысокий перевал. Завтра пойдем на Эльгер через него: пусть будет в этом цирке еще один перевал. Назовем его — Юго-Западный Капчан.

Вернулись с разведки в 19.00. Набрали дров (сухой стланик) на высокой морене в центре долины между озерами Доллар и Капчан (та самая, которую надо занести на карту).

Сегодня много времени ушло на разведки. Хорошо это или плохо — я пока не знаю. Но чувствую, что на Ничатку мы все равно не успеваем из-за потери времени на заезде. Так уж лучше с пользой для дела изучить редко посещаемый район. Конечно, можно было бы и сегодня перевалить через перевал на Эльгер. Но у меня было ощущение, что группа подустала, и ей нужен отдых.

6 августа

Выход в 8.00. Туман поднимается вверх. На перевале в 9.00 (фото 020, 021). Собрали тур, оставили записку. В записке написали: Западный Капчан. Уже после похода, дома, я поняла: точнее будет — Юго-Западный. Западный уже есть — и он над озером Капчан. А это — первопрохождение. (У этих перевалов разные цирки и выходят они на совершенно разные ручьи, что зафиксировано нами на фотоснимках с реки Эльгер).

Как только спустились в западный цирк, накрыло густым облаком, шли след в след, чередуя 40 мин перехода с 10 мин отдыха. Первое сужение отрогов прошли пешком, а во втором сужении наткнулись на отвесный водопад — 60 м с левой стороны, 45 м — с правой (фото 022, 024). Обход по берегам невозможен: скально-осыпные сбросы вперемешку со стлаником, очень круто падают вниз (фото 029). Водопад можно пройти слева (так мы и спустили 5 человек группы), но в этом случае нужно иметь 2 веревки, чтобы сдернуть перила (фото 023, 023б, 025б). Сдернуть у нас не получилось, т.к. наверху веревка цеплялась за перегиб скалы. Последний участник (А. Баринов) спускался по сдвоенным перилам справа от водопада (фото 025). Здесь достаточно длины 35 м (сдвоенной веревки или двух по 35). Но опора для крепления веревки там ненадежная.

Далее — облаз по лесистому склону около 50 м, и спуск к ручью. Через 200 м — еще один уступ в виде огромных гладких камней. Уклон воды 40° (фото 026, 027). Двойные перила 15 м. Еще через 200 м встали на обед прямо в каньоне в 14.40 (фото 027б).

В 16.00 продолжили движение. Еще одна веревка сразу на 2 уступа, один от другого находится в 5 м (фото -028). Всего 15 м + 7 м сброса.

Далее ручей падает вниз круто, но небольшими уступами (по 1-1,5 м), можно пройти пешком, без веревок. В устье ручья — завалы деревьев. К реке Эльгер вышли в 17.30.

Разведка тропы результата не принесла. Движемся прямо по воде реки, (благо — вода теплая), т.к. по берегам — жуткие заросли стланика и ерника. Кое-где, на скальных возвышениях и сухих участках, попадается тропа, но в болотах и озерах она вновь теряется.

На ночлег встали на озере в 19.30 (фото 031). Тщательная разведка тропы не помогла: тропы нет.

Вечером — ливневый дождь, гроза.

7 августа

Выход в 8.30. Дождь. Движение по озеру левым берегом (фото 032), затем по стланику, тропы нет. В 9.40 дождь усилился и допек окончательно (стало опасно передвигаться по скользкому курумнику). Встали в 9.40 на большом курумнике и навесили тент. Шампанское, торт, шоколад — О-О-О!!! Такого дня рождения у меня еще не было (при такой мерзкой погоде).

В 11.00 пошли дальше по стланикам (фото 033б) и воде. В 15.00 спустились к Правой Сыгыкте. Зря спустились — забурились в такой жуткий стланик! Дождь опять начался. В 16.30 опять полезли наверх берега, долго искали выход из многочисленных холмов, густо поросших махровым стлаником. "Проспект", обещанный мной команде, и нанесенный на наших картах, так и не нашли, хотя очень старые ведра, банки, и заросшие костровища — встречали. Возле первого встреченного нами правого притока нашли единственно ровную полянку, способную вместить 2 палатки (слава Богу! Думали, придется стланик под палатку вырубать), и тут встали на ночлег. Вокруг полянки даже есть слабые тропы, старые консервные банки, но через 100 м — тропы исчезают. Вода в Правой Сыгыкте поднимается стремительно, дождь — не прекращается. Возможно, тропа была по берегу реки, а сейчас она затоплена. Хорошо, что мы уже спустились с водораздела, и все-таки прошли акклиматизационное кольцо.

8 — 9 августа

Сильный дождь с утра и весь день. Очень большой подъем воды в реке. Правая Сыгыкта просто бешеная (фото 034). Из-за опасности зависнуть на переправе через Солокит, отсиживаемся здесь. По крайней мере, у нас есть ровная площадка, и сухая внутри палатка, а на Солоките этого может и не быть (как потом выяснилось, и не было). Продукты 1-го кольца кончаются, переходим на 2-х разовое питание.

10 августа

Солнце с утра (фото 035б)! Вода чуть-чуть спала (примерно на 20 см). Выход в 7.45. Тропы нет, продираемся сквозь стланик и карликовую берёзку (фото 036) вверх по Правой Сыгыкте правым берегом (фото 035). Правый приток — ручей, который находится в 1 км от нашего места ночлега, прошли вброд по колено, ширина — 6-7 м.

У Солокита были в 14.00. Обед до 15.00. За это время нашли место переправы (через остров, выше устья примерно на 300 м), свалили большую ель через правую протоку реки на остров (фото 037). Переправа по бревну по наведенным перилам, рюкзаки — отдельно (маятником). Баринов стоял на целевом берегу (остров) вместо опоры на самостраховке, на исходном берегу была опора (фото 039). Так же удачно завалить дерево от острова на левый берег не получилось — единственная ель острова упала в противоположную сторону. Поэтому — отправили на страховке с берега с шестом через левую протоку Пашу (фото 038), последние 3-4 метра он преодолевал реку вплавь. Организация навесной переправы с острова на левый берег (фото 040). На обе переправы группы через Солокит ушло 1 час 20 минут (не считая подготовку, совпадающую со временем обеда: разведку, валку деревьев, натягивание перил через 1-ю протоку: всего 40 минут).

В 16.20 вышли вверх по стланиковому склону на лесистый увал. На верху увала подсекли тропу, которая, видимо, идет от долины Солокита, и продолжили по ней движение. Тропа старая, заросшая, часто теряется. Спустившись с увала, вышли на болота. По болотам идти проще, чем по стланику, но приходится мокнуть по колено в воде. Участок около 2 км до устьевого ригеля Правой Сыгыкты (где сливаются ее правый и левый истоки) шли по болотам (фото 042), не подходя к склону, посередине долины.

Брод через Правую Сыгыкту (правый исток) "стенками" по 3 человека — в 18.15 (фото 041). Ширина 15 м, глубина — до 80 см (1А). А ведь когда шли туда — речушка была просто игрушечной. К месту заброски подошли в 19.40. Тропа сильно залита водой (глубина до 30 см) после продолжительных дождей.

На ночлег встали в 20.30. 2,7 км по GPS, значит в действительности — 3,2 км прошли за 1 час 10 мин. Довольно быстро, если учесть по какой тропе мы шли.

Понятно, что сплав по Апсату будет недолгим (70 км — 2 дня), больше протаскаем, обнося водопад. И все-таки, я настаиваю, что сделать пешеходную "шестерку" у нас еще есть надежда, а со сплавом по Сыгыкте и Витиму мы уже точно пролетели:

- во-первых, визуально Баринов и Штарова оценили его, т.е. сплав, не менее, как 4-5 кат. сложности, (а наша группа не обладает достаточным опытом);

во-вторых, в Правой Сыгыкте есть водопад в районе устья Солокита, обнос которого по бестропью в густом стланике — сумасшествие;

в-третьих, и это главное, если мы пойдем на сплав по Сыгыкте, то пешеходку в 300 км мы накрутить уже не успеем. 2 дня потеряно на заезде + 2 дня из-за погоды, а еще сколько может быть потеряно на Центральном Кодаре по разным причинам, нельзя идти совсем без запасных дней. Это риск неоправданный.

Выводы по 1-му кольцу: см. Отчет, раздел "Выводы".

11 августа

С утра опять дождь (до 12.00). Давление падает. Решили собрать катамараны здесь, и провести их по озеру до Апсата 500 м.

Утром долго сижу над картами, решаю задачу: как оптимально закольцевать центральную часть маршрута, и вернуться на Апсат к катамаранам, и при этом сохранить "шестёрку" (6 кат. сложности). Конечно же, до похода все запасные варианты были заложены и продуманы, но кто же знал, что уже на первом кольце будет потеряно 4 дня?! Надо все опять сокращать и переигрывать, вплоть до того, что менять перевалы. Выручил Баринов: предложил включить перевал Пионер — и сложность увеличим (взамен "выброшенных" перевалов Западного Кодара), и километраж там небольшой — возможно, успеем проскочить всё кольцо при хорошей погоде. Я бы не включила Пионер в нитку (у меня нет его описания, а он 2Б), если бы Баринов этот перевал не ходил. Но он уверил, что все там просто. На том и порешили. Отлегло. Есть слабая надежда, что мы успеем выполнить намеченное, хотя на 20 дней маршрута у нас остался всего лишь только 1 запасной день.

В 12 часов выглянуло солнце, и мы начали собирать катамараны: Саша Д. и Паша — свой, двухместный (под руководством Саши Б.), а Саша Б., Юра и я — наш, четырехместный.

Вечером — опять затянуло небо…

12 августа

Дождь всю ночь, и утром тоже дождь. Давление 866 и падает еще ниже.

Подъем дежурного в 6.00, остальных — в 6.30. Пытаемся радоваться плохой погоде: "зато вода большая и мелей на Апсате нет, значит, пройдем".

Выход по озеру в 8.00. На Апсате — в 9.30 (фото 044). Попытка сплава закончилась через 15 минут после начала сплава, как только подошли к порогу! Люся неожиданно выпала из катамарана, потеряв весло, после этого быстро зачалились (фото 045), и заглянули вперед, вниз по реке… А там — порог (фото 046). (Когда я у Измайлова заявлялась, и интересовалась про свой запасной вариант, он говорил: "Ну что такое Апсат? Чушь, не выше 3 к. с., это никому не интересно").

Однако, оценили порог как 5-6 кат. сложности, тянется он около 1 км. Приняли решение — обносить порог (протаскивать по берегу до оптимального места начала сплава). Саша Б., Люся и Паша потащили кат 4 на веревке вдоль берега, а Саша Д., Юра и я понесли рюкзаки к дороге. Договорились встретиться в устье р. Николайки.

Обед на Николайке (у брода) с 14.00 до 15.30. До 18 часов были перенесены 2-х местный кат и рюкзаки от брода к устью Николайки (около 1 км); и осуществлен сплав на 4-х местном катамаране по порогу (около 700 м), исключая верхнюю его сложную часть, которую уже обнесли (300 м) до устья Николайки. Сплавлялись — Саша Б., Люся, Паша, я (фото 047).

А сплав мне на самом деле понравился. Даже показалось, что мы могли бы и сверху порога сплавиться. Но лучше свои силы и возможности недооценить, чем переоценить.

К стойбищу эвенков между Бурячами и Кондратом причалили в 22.00.

13 августа

Опять проливной дождь с утра. Но давление поднимается. Спим до 12 часов. Еще один день пропал из-за погоды. Посвящаем его выносу катов на берег к эвенкам, перекладыванием продуктов на центральное кольцо и выход, получению информации у эвенков о водопаде на Апсате, населенных пунктах на реке Чара (в случае сплава по Апсату и далее — по Чаре), возможности вывоза катамаранов на оленях (в крайнем случае). Вынужденная дневка из-за проливного дождя. Температура: +8°. "Неделю на охоту не ходим, сидим дома (в чуме) — холодно, однако" — говорят эвенки.

Эмоциональная разрядка. Физический отдых. Запасных дней практически не осталось…

14 августа

Облачно. Холодно, t +6?. Выше ГЗЛ выпал снег. Выход в 8.50 по тропе к р. Кондрат, чуть сокращая ее по лесу, по болоту, не спускаясь в устье Кондрата. Срезали около 1 км. Под скалу левого берега вышли в 10.05. Далее переходы по 35-40 минут с привалами по 5-10 минут. Прошли ригель, курумник. Тропа иногда ненадолго теряется в болоте и ручьях. Когда тропа приблизилась к реке, встали на обед в 13.00 (на стрелке ручьев — притоков, впадающих в р. Кондрат противоположно друг другу). Высота — 1450 м. Давление падает — 856. На правом притоке — красивый водопад, жаль, что пасмурная погода и туман не позволит его снять. Опять усилился дождь.

С обеда вышли в 15.10. Движение в том же режиме — 40 минут идем, 10 минут отдыхаем. Тропа шла всегда левым берегом, иногда в густом стланике, иногда по камням берега, вплотную к руслу (фото 048, 049). Перед стрелкой истоков (фото 051) — брод через р. Кондрат (в месте разделения реки на рукава). Вода высокая. С обоих берегов падают в долину водопады, на правом берегу — отвесная лента воды 60-70 м. Все цирки заснежены. Холодно: +4°. За день прошли 12 см карты * коэффициент 1,2 = 14,4 км.

15 августа

Подъем дежурного в 6.00. Солнечно. Холодно: +2,8?. Выход в 8.30 к цирку перевала Мурзилка. Переходы: 8.30-9.00, 9.10-9.40. Вышли на альпийские луга, кустарники. Долина хорошо просматривается. Переход 9.45-10.16, и встали на ручье под высокой мореной. Слева по ходу просматриваются перевалы Юбилейный (2Б) (фото 054) и Перестройка (2А) (фото 053). Переходы: 10.30 — 11.00, 11.15 — 11.45, 12.00 — 12.30. На обед встали в 12.30 на морене (фото 052) под перевалом на единственном месте в цирке, где есть вода (маленький ручеек и лужица). Шли до этого места разными путями: трое — по верху морены (Люся, Саня и Паша), один — понизу, вдоль озера и ручья (Саша Б.), и двое — по средней устойчивой осыпи, не теряя и не набирая высоту, держа в поле зрения всех участников и снизу, и сверху (я и Юра). Шлось по склону хорошо до тех пор, пока склон не перерезал каньон, пришлось его обходить верхом. Поэтому, наверное, самый приемлемый путь здесь — по верху морены.

Выход с обеда — в 14.00. Движение сначала по верху морены до ледника, затем — по не крутому заснеженному леднику (фото 051б), его левым по ходу краем (фото 055). В верхней части ледника — небольшая полузакрытая трещина, которую просто перешагнули. На перевале — в 15.00 (фото 056). Спуск с перевала — без рюкзаков (первые 20 м), свободным лазанием. Груз — подали друг другу. К ручью спустились в 16.45. Шли с одним 15-минутным отдыхом на верхней морене. Тепло, солнечно. Спуск с морен был затруднен тающим снегом на крупных скользких камнях (фото 059, 060).

На ГМС пришли в 20.00. Шли по тропе правого берега (перешли на правую сторону в районе стрелки истоков) с тремя остановками по 10-15 минут (у разлива Среднего Сакукана, после брода через Средний Сакукан, и в районе ручья Золотого). Тропа проходит через альпийские луга, затем уходит в заросли ивы и березы, ниже — в зарослях стланика. Брод через ручей Золотой — выше тропы на 40-50 м, уклон воды — большой. Тропа сложная, проходит высоко от реки по склону, и только в районе ручья Медвежьего становится кондовой. Через ручей Медвежий лежат 2 бревна, так что проблем с переправой через него — нет.

В доме — пусто. Вокруг — много грибов, насобирали на жарёху.

Километраж дня — 14 км * 1,2 коэф. = 16,8 км.

16 августа

Подъем дежурного в 8.30. Вода в котлах на улице первый раз замерзла. Выход в радиалку в Мраморное ущелье — в 11.00. Движение нижней тропой правого берега Среднего Сакукана. Осмотр водопадов (фото 061). Посещение могилы Нины Азаровой (фото 067) и ефрейтора Петлеваного. Экскурсия по лагерю Мраморного ущелья, подъем к штольне (фото 063-066). Обед — у крайнего нижнего барака около 3 часов (вода — высоко на склоне, поэтому лучше обедать внизу, на дороге). Возвращение — по старой дороге, далее — верхней тропой правого берега до ГМС.

Возвращение к ГМС — в 18.30.

Километраж дня — 8 + 8 * 1,2 коэф. = 9,6 + 9,6 км = 19,2 км (в обе стороны разными путями).

17 августа

Подъем дежурного в 6.30. Выход вверх по ручью Медвежьему к пер. Пионер в 8.50. Безоблачно. С тропы на ручье Медвежьем свернули на хорошо просматриваемую моренную седловину с каменистым склоном до 30?. Поднялись на седловину, перевалили к маленькому озерку, потом по травянистому склону до 40° перевалили к большому озеру, далее прошли берегом озера (левым по ходу) (фото 068) до ручья, впадающего в озеро. Оба берега озера имеют опасную подвижную крупную свежую осыпь. Далее — по ручью вверх свободным лазанием (большой уклон) по крупноглыбовому конгломерату (фото 069), и через 10 мин. после подъема вышли к очень живописному маленькому озерку и идеально ровной площадкой на берегу. На обед встали на берегу озерка. Обед — 12.50 — 14.30.

Переходы до обеда: 20 мин, 35 мин, 30 мин, 30 мин, 20 мин, 10 мин. с привалами по 5-10 минут.

На перевале Пионер были в 15.50. Шли с одним привалом 10 минут сначала вдоль ручья, потом слева по ходу по леднику крутизной от 20? до 35°, местами — открытый лед (фото 070, 071). На седловину (фото 072) вышли справа по ходу, по крупным устойчивым камням и травянистым фрагментам. Сняли записку группы Р. Попова из Усть-Илимска от 17.07.2006 г.

В сторону спуска разведали склон — везде отвес до 90?, не менее 40-50 м. Начали спуск правее тура на 50-60 м от нависающего в южную сторону скального карниза.

1-я веревка: 50 м по скальной стене до 90° (фрагментарно — 100?); спуск с использованием спускового устройства "восьмёрка", с верхней командной страховкой, рюкзаки — отдельно, до наклонной осыпной площадки, на которой можно разместить всю группу (фото 076-079).

2-я веревка: 50 м по скально-осыпному кулуару крутизной от 60° до 80? (фрагментарно) вдоль стены, влево по ходу с перевала, с рюкзаками. Спуск с "восьмёркой", с верхней страховкой, с рюкзаками до высокой скальной площадки справа по ходу (фото 080).

3-я веревка: 60 м по скальному камину 80-90°, есть небольшие полочки (чтобы встать 1 человеку), встречаются нависающие участки 95?. Спуск с "восьмёркой", с верхней страховкой, часть группы без рюкзаков (1-й участник — Александр Дядькин и 4-й участник Людмила Штарова), остальные — с рюкзаками; до небольшого выступа, на котором можно разместить 2 человека с рюкзаками. Спустить рюкзаки по этому камину — проблематично, т. к. они ложатся на выступающие полочки, а если их дергать, то будут сыпаться камни на нижних участников. Поэтому, лучше спускаться с рюкзаками, хоть это и тяжеловато на такой крутизне (фото 081-083).

4-я веревка: в скально-осыпном кулуаре 60°, с "восьмёркой", с рюкзаками, до осыпи.

Далее — пешком до озера, сначала — по осыпи, потом по крупноглыбовому нагромождению.

Спуск 1, 2, 3 участника (Саня, Юра, Люся) — в 22.40, 4-й участник (я) — в 23.00. Паша и Саша Б. — в 24.05. Последние 3 участника спускались с фонариками.

18 августа

Подъем дежурного в 6.00. Безоблачно. Выход на пик БАМ в 8.15 (Юра, Саша Б., Паша, я). Люся и Саша — остаются в лагере. Контрольное время подъема — 15.00, спуска в лагерь — 19.00 часов.

Подъем сначала на высокую морену, затем — по крутой осыпи под скалы — пешком. От начала скал стали попадаться чужие расходные петли и крючья — пути спуска. Но не всегда они нам подходят, т. к. иногда быстрее подняться в обход свободным лазанием (фото 085-088), чем вешать веревки. Делаем разведки, иногда возвращаемся для того, чтобы начать подъем с другой стороны. К сожалению, ни Саша Б., ни Юра, которые были здесь неоднократно, не помнят пути подъема. Все знают, что подниматься надо по снежным "серпам", но как к ним подобраться и с какой стороны — долго разведываем. Снизу не виден весь склон, и те описания и схемы, которые я изучала до похода, не очень-то помогают. Поэтому лучше довериться тем, кто здесь уже был. Вешаем 4 веревки (3 — подъемных, 1 — на траверсе), проходим их на жумаре, и выходим на крутонаклонный гребень. Далеко внизу остаются и озеро (фото 084, 087, 088), и пер. Пионер (фото 090), и пер. Трех жандармов, и даже г. Обрез и высокая отвесная гора, примыкающая к гребню п. БАМ (фото 89). По гребню, где пешком, а где свободным лазанием, проходим до высоты 2950 м (по альтиметру) в 14.30. В это время постепенно с севера надвигается грозовой фронт. Саша Б. и Юра уходят вперед, чтобы разведать последний "пупырь", самый верхний взлет к пику (фото 092), и начинается сильный ветер и дождь со снегом, с севера надвигается плотное сизое облако тумана. Если мы останемся здесь или пойдем выше, мы можем просто заблудиться в тумане при спуске. В 14.40 было принято решение спускаться с п.БАМ, чуть-чуть не поднявшись, по 3 причинам:

1. Заканчивалось контрольное время, заложенное на подъем (до 15.00). Хоть до вершины и оставалось немного, но было рискованно продолжать движение вверх.

2. Юра и Саша ушли вперед без веревок, а последняя ступень на вершину без веревок не ходится. Пока Паша подносил бы им веревки, ушло бы еще некоторое время.

3. И самое главное — с севера надвигался грозовой фронт, начался снег с дождем, ветер, и склоны стали обледеневать, к тому же — все видимое пространство заволакивало туманом. Возникли условия, при которых продолжать подъем — было бы нарушением безопасности.

Было принято решение начать срочный спуск, при чем не по пути подъема, а прямо вниз. На спуске повесили вертикальные перила 4 х 60 м, движение с "восьмёркой" и с верхней страховкой (фото 093). Спустились довольно быстро, в лагере были ровно в 19.00, а уже в 19.10 лагерь и все окрестности накрыло белым облаком тумана, спустившегося вслед за нами с пика БАМ. Вечером — t +6°.

19 августа

Всю ночь был сильный ветер, тент палатки к утру покрылся льдом. Утром — 0?, ветер, облака, но есть и просветы синего неба (фото 096).

Выход вниз по р. Кодар (или Бирокан) в 9.05. До большого камня возле морены, сползающей с пер. Балтийского, дошли за 1 час 50 минут (вместе с двумя привалами по 10 мин.) На обед встали в 12.55 в месте, где тропа спускается с высокого левого берега к реке. Обед — 13.00 — 14.30.

После обеда переходы: 40 мин. + 40 мин. + 45 мин. + 30 мин., между ними привалы по 10-15 мин. До устья р. Кодар (Бирокан) (фото 097) дошли после обеда за 1 переход. Брод через устье Бирокана — проще некуда (не то, что в 2002 году!) — в августе вода значительно ниже. По левому берегу р.Верхний Сакукан идет очень хорошая тропа (какой не было в 2002 году!) Причина обновления тропы стала ясна через 2 перехода: прошли новое эвенкийское стойбище (хозяев рядом не было, только собаки), а еще немного погодя — восстановленное зимовье (в 2002 г. здесь был только разрушенный фундамент).

Встали на ночлег в 17.40, в 1 км от левого притока, на единственно ровной лесной полянке на берегу реки. До Таежной — 3 км. Переменная облачность. Опять тепло, от которого мы уже успели отвыкнуть. И комары, от которых отвыкли уже давным-давно.

Вечером к Саньке на день рождения пришел одинокий олень (фото 098-099). Облизал нам руки, полакомившись солью, обследовал всё вокруг, и улегся спать рядом с палаткой. Санька решил на нем покататься верхом, олень "обиделся" и ушел.

20 августа

В 8.30 утра t +7°. Переменная облачность. Выход вверх по р.Верхний Сакукан в 8.50. До устья р. Таежной шли 2 часа, включая 4 привала по 5-10 мин. В 10.50 — на устье р. Таежной. Тропа шла по орографически левому берегу, сначала по большим камням близко к воде, потом поднялась высоко наверх прижима, петляла серпантином, и спустилась к воде только в устье р. Таежной. Брод через 3 рукава р. Таежной. Вода — низкая, вверх по р. Таежной пошли прямо по руслу (фото 100). В 11.40 — были у первой стрелки (прошли 2 перехода по 30 минут). В 12.50 — остановились на обед в районе второй стрелки истоков, на большой ровной площадке у реки, не дойдя до каньона около 500 м.

В 14.30 вышли по левому берегу каньона (фото 101), по тропе. На площадку над озером в цирке пер.Рижан пришли в 17.30 (было 4 привала по 5-10 мин). Сразу же после остановки, только успели поставить палатки, резко испортилась погода: начался сильный порывистый ветер (фото 102), полетел снег со стороны перевала Рижан, видимость упала до 50 м.

21 августа

Пурговка. Это вынужденная дневка из-за пурги и невозможности какого-либо передвижения за пределами палатки. Весь день — ураганный ветер, снег, температура за палаткой: — 8?, в палатке: +2° (фото 103). Палатки и тамбур засыпало снегом, периодически откапываемся. Варим в тамбуре 4-х местной палатки. Отсыпаемся, философствуем, играем в слова. Санька бузит: "Михална, куда завела, в Чару пошли!" или: "Завхоз, жила, жрать давай!"

22 августа

Утром до 10.00 продолжается пурга, и кажется, будто просвета не будет. Но мы потихоньку, на всякий случай, готовимся к выходу и ждем улучшения погоды. В 10.00 внезапно просветлело (фото 104). Быстрый завтрак на горелках и выход в 11.10 (фото 105).

Под перевал подошли в 12.30 (фото 106), минуя большую полку справа по ходу. Тропление в снегу до 40 см. Здесь надели обвязки, перекусили, и начали подъем слева по ходу от кулуара. На перевале были в 13.00 (фото 109-110). Сняли записку группы Д.Бурдина из Екатеринбурга от 8 августа 2006 года. Подготовили спуск (1-ю и 2-ю веревки — 60 м + 50 м) и начали спускаться в 14.00 (фото 111-112). Выступ для крепления 2-й веревки нашли слева по ходу от кулуара (фото 113) (в 2002 г. — были выступы справа, они лучше, но сейчас засыпаны глубоким снегом). Здесь организовали станцию для 1 человека с рюкзаком. Перестежка с 1-й веревки на 2-ю. Выступ для 3-й веревки так же — слева по ходу от кулуара, в том месте, где обычно бывает бергшрунд, но сейчас он засыпан снегом. Прямо на месте бергшрунда утоптали площадку для сбора 3 человек с рюкзаками. Далее — по леднику Советских Географов вниз, крутизна — 45? (фото 116). Наличие снега на леднике облегчает передвижение. Но обилие снега и вынуждает 1-го участника (С. Дядькин) умышленно спустить небольшую лавину вниз по кулуару (фото 115).

К выположенной части ледника подошли в 15.30. Только спустились с ледника — опять завьюжила пурга (фото 118). Далее — спуск по моренам правым по ходу бортом, не теряя высоты, прямо под перевал Медвежий. Под осыпь перевала пришли в 17.30. Во время перехода было 3 привала по 10 мин.

Ночлег на травянистой площадке напротив пика Сыгыкта. Воды нет, но снега много. Пурга закончилась. Проблески солнца (фото 120). Пик Сыгыкта "пылает" факелами снежных флагов, как огромная свеча с белым пламенем на ветру. Красиво. За считанные минуты сваляли снежную бабу (фото 119), которая несколько оживила суровые безжизненные картинки Ледниковой. Дежурный Паша не поленился, и сходил далеко вниз к реке Ледниковой за водой.

23 августа

Подъем дежурного в 6.00, остальных — в 6.30 Температура: -4,6°. Ночью опять шел снег, но утром — ясно, только очень холодно. У Саши Б. замёрзли ботинки, оставил их на ночь в тамбуре палатки. Пришлось отогревать на горелке (фото 121). Подъем на перевал (фото 123-124) по правому кулуару от большой осыпи занял 1 час 20 минут (включая 2 привала по 5 минут). На перевале — в 9.50 — 10.15 (фото 125-126). Сняли записку группы М.О. Мохова из Читы от 1.08.06 г.

Спуск правым берегом ручья Медвежьего по тропе до ГМС — 2 часа 45 минут (включая 3 привала по 5-10 минут и сбор грибов) (фото 128).

У ГМС — в 13.00. Первый раз за весь маршрут встретили туристов: сборная с запада (Москва, Казань, с ними 3 читинца и 1 охотник). Общение с народом, обед, занимают время до 15.20. Брод через Средний Сакукан — 15.20 — 15.30.

В 15.30 вышли на тропу левого берега р.Средний Сакукан. В 16.00 прошли мелкий каменистый ручей, пересекающий тропу.

На ночлег встали в 19.30 возле указателя на отвороте тропы к р. Шаньге (на указателе написано: "Архар", "60 лет СССР"), это в 1 км ниже по течению Среднего Сакукана от устья р. Шаньги. Раньше, в 2002 г., этого указателя не было, я и не знала, что тут тоже есть тропа, мы тогда ходили вдоль берега реки Шаньга.

Вечером съели ведро жареных грибов (о чем назавтра глубоко пожалели…)

24 августа

Подъем дежурного в 7.00, остальные — в 7.30. Солнечно.

Вышли в 10.00 вверх по тропе к Шаньге. Шли медленно и плохо после вчерашнего грибного изобилия. На обед встали в 12.50, почти у ГЗЛ, на левом притоке р. Шаньга, у эвенкийской палатки (здесь живет тот самый одинокий старый эвенк с оленем, который вчера нам встретился). Привалов было 5, по 10 минут, один — 20 минут, когда разминулись с Саней и Пашей на тропе: они, приотставши "пос-с-смотреть как с-с-самолеты летают", ушли по нижней тропе, а остальная группа — по верхней.

Обед — до 14.45. Солнце скрылось, облачно. Давление падает (829), высота — 1700 м. ГЗЛ — примерно в 1 км. В 14.45 вышли по тропе левого берега р. Шаньга. Сначала тропа шла вдоль реки, потом ушла в луга, а река "отошла" в сторону левее по ходу. Шли медленно, часто останавливались, идти тяжело: накопленная усталость за все дни дает о себе знать. У последних кустов остановились на 15 минут, чтобы насобирать дров (сухого хвороста), затем прошли еще один переход 40 минут, и встали на ночлег под мореной перевала Архар, на ровной травянистой площадке, в 16.45 (фото 130). Хотелось подняться наверх морены, но, видя, что воды в ручье совсем мало, не рискнули остаться без воды под перевалом — там может быть только снег.

Вечером — моросящий дождь, t +6?.

25 августа

Подъем дежурного в 6.00. Выход — в 8.00 часов. Солнечно, t +4,8°, редкие облака. Самочувствие группы — неважное: вчера легли спать в 21.00 часов, а утром было жуткое состояние недосыпа. Слабость. На мой взгляд — слабоватое питание, мужики не наедаются. Надо бы побольше шоколада, сала, выпечки. Но тут вины завхоза нет — ведь мы думали, что в эти дни будем сплавляться, а значит и питание чуть слабее, чем в перевальные дни. Хотя на последние дни похода, я убедилась, надо увеличивать паек, какой бы простой не был выход.

Переход — 8.10 — 8.40, и мы наверху морены. В 8.30 проходили очень удобную, защищенную от ветра со всех сторон, травянистую площадку, есть вода в ручье.

Переход 8.45 — 9.10, и выход на снежники (фото 131). Двигались вдоль ручья или местами прямо по ручью (воды нет, есть снег). Группа сильно растягивается, приходится часто отдыхать.

Переход 9.20 — 9.50, и мы на перевале. Альтиметр показывает 2525 м. Солнечно, слабый ветер.

В туре записки нет, оставили свою. Подъем на пик Сакукан (1Б, 2962 м) — 10.30 — 12.00 с одной остановкой 10 минут. Сначала выход на южный склон горы (с перевала пик Сакукан не виден), по скальным выходам, крупным и средним сильно заснеженным осыпям. Крутизна склона достигает местами 50?. Наверху гора выполаживается до 20°, постепенно открывается вид западной вершины и межвершинной седловины. Тропление по снегу 30-40 см. Выход сначала на седловину, с которой уже видна и восточная вершина. Седловина в южную сторону обрывается скальным сбросом 90? не менее 100 м. С межвершинной седловины (фото 136) не понятно — какая из вершин выше (кажутся обе одинаковыми), но когда поднялись на восточную вершину, увидели, что она выше западной метров на 10-20. На восточной вершине стоит триангулятор из алюминия (фото 135). Хорошо просматривается долина р. Средний Сакукан, Чарские Пески, Среднесакуканская морена с озерами, но видимость часто заволакивается облаками. Спуск — по пути подъема, через седловину. На седловине минут 20 безнадежно пытались найти горный хрусталь (он здесь есть), но всю поверхность горы занесло толстым слоем снега.

На перевале — в 13.10, начали спуск с перевала в 13.20. Часть группы уже спустилась и готовит обед внизу, под перевалом, на песчаной площадке у ручья.

Спустились на площадку — в 14.00 по мелкоосыпному, слабо заснеженному кулуару. Лежащий на камнях снег значительно снизил (практически до нуля) камнеопасность этого перевала (фото 137). Все больше прихожу к выводу, что камнепадный летом Кодар, осенью может быть намного безопаснее (август, начало сентября — это уже глубокая осень на Кодаре).

В 15.15 — выход с места обеда вниз правым берегом ручья, по травянистым полкам. На спуске с ригеля появляется тропа. Внизу, под ригелем, у реки Порог тропа переходит на правый берег р. Порог, и, пока долина реки выположена, тропу хорошо видно. В месте появления боковых притоков тропа теряется. Движение вдоль реки, переходя то на левый берег, то опять на правый.

На ночлег встали в 18.00 в живописном каньоне реки, напоминающем большую тарелку из гладких огромных камней. Впереди видно выположение долины и мшистые, поросшие стлаником и карликовой березкой берега, так же видна и "стрелка" истоков р. Порог, в 1 км от нашей "тарелки". Одну палатку поставили прямо в тарелке (хотя есть небольшая опасность во время подъема воды, что зальет), а вторую — на верху "тарелки", на скальном выступе. После обеда было 3 привала по 10 минут и один привал — 5 минут.

Вечером группа заказала новые стихи. Попробовала сочинить.

О простом
Внизу журчат ручьи на все лады,
Их щебет в ледниках затихнет скоро.
Нет ничего вкусней простой воды,
Когда ты поднимаешься на гору.
Когда прижмет пурга тебя в пути,
Надежней дома нет простой палатки.
И как спокойно под кулем идти
С обычной палкой по уступам гладким.
Идешь к вершине по следам друзей -
Без них тебе успеха не добиться,
И нет на свете ничего милей,
Чем их простые и обветренные лица.
Простая жизнь, простые мысли вслух,
Без заморочек, без интриг и лжи.
Простая доброта надежных рук.
Что в жизни лучше может быть, скажи?

26 августа

Подъем дежурного в 6.00, остальные — в 7.00.

Выход — в 8.40. Переход 45 минут. По реке идти очень удобно — по большим гладким валунам и наклонным плитам, хоть и уклон реки не маленький (фото 138). Хотя, если бы уровень воды был больше, то было бы проблематично.

Следующие переходы:

9.40 — 10.20

10.30 — 11.00

11.15 — 11.55

12.00 — 12.25

12.30 — 13.05

В 12.30 подошли по левому берегу к водопаду на р.Порог (фото 139). Водопад смотрится эффектно: широкий слив высотой около 15 м. Тропа очень слабая, высоко по склону левого берега, но двигаться по ней можно. Мох, заросли брусники.

В 13.05 вышли на плоское широкое плитообразное каменное выполаживание на р. Порог и встали на обед. На левом берегу в этом месте старая заброшенная стоянка эвенков, изгороди загонов для оленей. До Апсата отсюда около 0,5 км.

После обеда — переход 30 минут, и мы на Апсате. Шли не вдоль р. Порог, а, забирая влево по ходу, через старые эвенкийские стойбища и болота — там ровнее и есть тропки.

В 16.00 пятеро из нас ушли к р. Бурячи, к эвенкам, за катамаранами. Людмила осталась с вещами, и еще для того, чтобы спуститься вниз по правому берегу Апсата, чтобы посмотреть Апсатский водопад. За катамаранами шли быстро: налегке и по хорошей вьючной тропе. Саня засек скорость передвижения по GPS — получилось 5,5 км/час. Это, не смотря на то, что еще и успевали полакомиться голубикой, которая в изобилии растет вдоль тропы (эвенки не зря тут обосновались — в шикарнейших голубичниках!). В 17.00 были у "индейцев". Угостили их небольшой толикой спирта, оставшейся от центрального кольца, получили в подарок двух освежеванных черношапочных сурков (тарбаганов). Подкачали каты, отчалили в 17.40. К Люсе причалили в 18.20. Далее: привязали рюкзаки к катамаранам, переправились на левый берег Апсата и встали на ночлег прямо на дороге. Саша и Паша понесли свой катамаран дальше (обносить Апсатский водопад), чтобы завтра утром не тратить на это время, а мы поставили варить "кроликов", то бишь, черношапочных сурков. Долгожданное свежее мясо источало головокружительные запахи, и мы истекли слюной, пока оно сварилось.

27 августа

Подъем дежурного в 7.00, выход в 9.00. Мы с Люсей уносим свои рюкзаки, мужики несут катамаран-четверку (фото 140), потом до середины пути мужики несут Сашин и Пашин рюкзаки, мы с Люсей дотаскиваем их дальше, до Апсата, Саша и Юра возвращаются за своими кулями, а мы начинаем варить обед у воды. Донесли каты и кули до конца всех порогов, и собрались все вместе у точки начала (или продолжения) сплава в 11.30. Решили встать на обед, чтобы потом уже грести, не останавливаясь.

Обед — 11.30-13.00

13.00-18.00 — сплав до г. Зарод (фото 143-144). Впереди — крутой поворот со сливом, требующий разведки. Посередине слива торчит острый камень, а левый берег обрывается в реку скальной стенкой. Решили разведать порог, и остановились здесь на ночлег. Очень холодно — дождь, ветер, температура приближается к нулю (+2°).

28 августа

Подъем дежурного в 6.30 (я). Остальные — в 7.00. Решаем, что делать дальше. Холодно, дождь, сильный ветер, сплавляться группа не хочет (все, кроме Баринова). Решили идти пешком. Я, Люся и Саня Д. переправились на левый берег Апсата на катамаране-двойке, и пошли по дороге, для того, чтобы найти в районе моста транспорт и приехать на нем за катамаранами. Прошли 30 минут, уперлись в прижим. Стало понятно, что бродить по глубокому Апсату с берега на берег (а именно так и идет дорога) в дождь и холод по пояс в воде — занятие еще более неприятное, чем сплавляться. По крайней мере — это будет дольше. Я настояла вернуться и продолжить сплав. Вернулись. Сложились, привязались. Отчалили в 11.30. Зато за это время чуть-чуть потеплело: +7°. И почти кончился дождь.

Порог с поворотом прошли гладко (фото 147). Камень, который вчера торчал, как зуб, посередине реки, сегодня скрыт водой (дождь сделал свое дело).

В 14.00 встали на обед примерно в том месте, где на карте обозначена старая дорога с бродом через реку. (Теперь дорога проходит гораздо ниже по течению реки, после трех порогов еще 5 км до моста через реку Апсат).

После обеда прошли все пороги (фото 148), и спустя 5 км наткнулись на мост! Тот самый мост, который не нанесен на нашей устаревшей генштабовской карте, и через который мы ехали в вездеходе месяц назад, думая, что это Чарский мост…

Это было в 17.00 (фото 149-150).

Сразу же началось везение — через 5 минут остановили случайную редкую на этой дороге и в эту погоду попутку, уехали с Пашей вдвоем в Кюсть-Кемду, нашли машину, вернулись к группе, сгрузились, и в 19.00 — мы на Чарском вокзале. Не хватило 5 минут, чтобы успеть на поезд ЧараСеверобайкальск (отправление в 19.00). Но это уже не страшно. Главное — мы все прошли, и все успели и мы — ВСЕ ВМЕСТЕ, не смотря ни на что.

Марина, а где обнос завала, или его не было?!! — спрашивает А. Баринов.

Ах, да, был еще обнос завала на Апсате 27.08.06 г., т.е. вчера, примерно за 2 часа до ночлега, до горы Зарод. Действительно, был фото (фото 145-146). Я долго вспоминала — почему в последние два дня похода у меня не было никаких записей. Неужели, из-за дождя я не доставала блокнот? Было, конечно, немного экстремально в эти дни, но это же не повод для того, чтобы не писать дневник. Записи оборвались именно перед завалом. Я вспоминала — почему? Вспомнила, как мы с мужиками несли каты через завал, я шла с топором впереди, вырубая сучки сваленных деревьев, и у меня с топорища слетел топор, и упал прямо в реку, а там глубина полтора метра под завалом, я так переживала, что не найду этот топор в воде, но нашла, слава Богу, не глубоко завалился… А потом, пока обносили завал, порвали обшивку гондолы 4-хместного катамарана об сучки сваленных деревьев, пришлось зашивать (клеить-то по серьезному времени не было уже). Потом продолжили сплав. Вспомнила. Через полчаса после завала, я по-дилетантски "оттолкнула" рукой топляк, торчащий на середине реки, на который мы летели "со всей дури"… Мне казалось, что если я не оттолкну его, то перевернется вверх дном весь экипаж… Этот жест был инстинктивным. Вот, почему я не писала потом больше ничего: я же зашибла правую кисть и не могла ничего делать правой рукой!

Так что был завал, и прошли мы через него очень даже слаженно и красиво, и это благодаря дружной работе всей команды, и главное — благодаря удачно выбранному пути через завал Бариновым Сашей.

Также см. фотоотчёт и техническое описание данного похода, Фрагменты хребтовок и карт

Владимир ПрадедовСнова дожди.

Кодар такой мокрый?
19.11.2011, 20:00:30 |
Александр Рютин

Владимир Прадедов:  Снова дожди.

Кодар такой мокрый?

Не мокрее Тункинских гольцов. А по опыту 2-х лет суше. Конечно в июле, наверное как и в Тункинских гольцах, там мокро.
А вот в августе, из 9 суток, было двое суток проливные дожди, остальное солнце. Причем два года подряд.
19.11.2011, 20:27:02 |
Марина Васильева (Красноштанова)Александр Рютин: Не мокрее Тункинских гольцов.

Ну, вообще-то, Тунки — достаточно сухой район. Дожди там, хоть и часты, но кратковременны. Наводнения — крайне редки. А на Кодаре осадки — обычное явление. На Кодаре я была и в июле: результат — из 20 дней только 3 дня солнце; и в августе: результат — средняя температура -0, а вместо дождя — снег.
25.11.2011, 15:40:14 |
Евгений РензинИнтересный дневник! Только теперь дочитал. Мне понравилось! Особенно пер. Пионер впечатлил. И стихи понравились! Спасибо!!!
30.11.2011, 00:02:28 |
Марина Васильева (Красноштанова)Евгений, спасибо! Глядишь, я так с Вашими отзывами рискну и все стихи о путешествиях опубликовать...
30.11.2011, 01:30:32 |
Екатерина Зуева

Марина Васильева (Красноштанова): Глядишь, я так с Вашими отзывами рискну и все стихи о путешествиях опубликовать...

Вот и я о том же:)
30.11.2011, 01:47:45 |
Татьяна МызниковаМарина, стихотворение О простом изумительно! Где ещё можно почитать?
16.12.2011, 20:38:44 |
Екатерина Зуева

Татьяна Мызникова: Где ещё можно почитать?

Есть ещё замечательные стихи в очерке о походе в Монголии.
16.12.2011, 20:42:47 |
Марина Васильева (Красноштанова)Татьяна, я открыла страничку на сайте http://www.stihi.ru/avtor/fyufhxfyrf, кое-что там выложила, если народу понравится — выложу ещё. Спасибо за отзывы.
12.01.2012, 21:51:02 |
Артём ЗагайновНасыщенный был маршрут. Спасибо за дневник!
17.01.2012, 18:55:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Артём! Этот маршрут занял 1 место на Чемпионате Сибирского федерального округа в 2006г.
17.01.2012, 18:56:59 |
Артём ЗагайновБыло за что! Может я ошибаюсь, но похоже, что вам пришлось больше носить катамараны, чем передвигаться на них :).
17.01.2012, 19:04:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)Это так и есть! Основная нитка маршрута предполагала сплав по Сыгыкте, и далее — по Витиму — в Бодайбо, но из-за наводнения я не рискнула группу вести на неизвестную часть сплава, поэтому мы сплавлялись по запасному варианту. Натаскались, конечно по самое не хочу! Да и вездеход, который нас обещал до Мохчехо подбросить в начале маршрута, сломался на полпути... Вот и таскали. не бросишь ведь.
17.01.2012, 19:08:29 |
Артём Загайнов

Марина Васильева (Красноштанова):  Да и вездеход, который нас обещал до Мохчехо подбросить в начале маршрута, сломался на полпути... Вот и таскали. не бросишь ведь.

И это тоже имел ввиду :))

Марина Васильева (Красноштанова):  Основная нитка маршрута предполагала сплав по Сыгыкте, и далее - по Витиму - в Бодайбо

Было бы ещё интереснее. Жаль, что не вышло. А сколько должно было быть в километрах (сплав)?
17.01.2012, 19:20:16 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я сейчас уже не помню, карты нет под рукой, но что-то не менее 100. Может, и к лучшему, что не сплавились туда... Сунулись бы, а потом не выбрались. Очень высокая вода была. Даже Правая Сыгыкта, "переплюйка", ревела, как чумовая, что уж говорить о Левой Сыгыкте, о Витиме...