Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Евгений Рензин

Дальше нам нужно было попасть на Архат. Незадолго до похода я успел прочитать рассказ Сергея (Sergey V) и мне очень хотелось взглянуть на цепочку озёр, что венчают исток этой речки. Из рассказа следовало, что места там красивейшие. Да и фотографии Александра Рютина не оставляли в этом никаких сомнений. Чтобы попасть туда, мы решили подняться по ручью Поисковому и перемахнуть через один из перевалов в его верховьях.

Не успели
мы пройти и километр, как Поисковый преподнёс первый подарок. Едва просматривающийся выше каньончик обрывался высоким водопадом. Мы в это время находились над ним, на крутом правом борту долины, и некоторое время стояли, не решаясь – спуститься ближе, или уж сверху полюбоваться. Лень одолела.

Дальше наше внимание привлекла острая вершинка, что торчала впереди слева по ходу. Я как раз догнал авангард, и мы уселись передохнуть.

- Смотри, — привлёк моё внимание Дима, — какой
«Маттерхорн».

- Ага, сейчас у Петровича слюни побегут.

- А чего, давайте слазим, — тут же согласился Костя.

- Но. Сейчас ты будешь лазить, а мы все сидеть и ждать.

- Время же есть.

- Да Костя, там, на Архате, озёра с русалками, а мы будем тут сидеть, смотреть как ты по стенам ползаешь. Это же не на час.

- Ну, если русалки, — не особо расстраиваясь, согласился он.

На этом подарки не кончились.
Там, где росли уже последние деревья, ручей снова тёк в каньоне. Каньон не прямой, ломанный, с несколькими водопадами и большими чашами относительно спокойной воды. Очень красивое место! К тому же, прямо отсюда уже был виден высоченный водопад на правом притоке ручья.

Все эти красивости отняли кучу времени. У каждого, кроме Кости, был фотоаппарат, и каждый не поленился им воспользоваться. Кто-то удовлетворился парой кадров, другие нажимали кнопку раз по десять.

Я не стал никого подгонять.
Набрал в бутылку воды и полез к изливу большого водопада. Там бросил рюкзак и развалился на травке. Потихоньку стали подходить остальные.

- Глянь, Дима, — я махнул рукой на север, — узнаешь «брата Колю»?

- Какого брата? — не понял он.

- Хребет Сухэ-Батора.

- Это он?

- Ага. А вон перевал Любимых Женщин.

- Но, точно, — подтвердил Костя.

- Где?

- А вон, видишь, ступенька в гребне?

- Так.

- Ну вот там он и есть.

- А Ёкарный Бабай где?

- А бес его знает. Правей где-то. Может, и не видно его.

- А сейчас-то через какой пойдём? Видно его? – спросил Гена.

- Да вон же. Сыпуха доверху.

- Крутоват.

- Это кажется так. Сыпуха сильно крутой быть не может.

- Это Поиск, да?

- Ну да. Вроде, больше ему негде быть.

- Что, пойдём?

- Пойдём.

Мы спустились с косогора к ручью и наткнулись на ещё одну примечательность. Всё тут было завалено удивительной белизны камнями. Даже глаза резало, словно это не камни, а снег.

Перевал хоть и был припорошен снежком, никаких проблем не создал.
Все мы довольно быстро на него забрались. С самого перевала вид не ахти, поэтому мы ещё и по гребню немного прогулялись. Тут уже, как на ладони, стали видны верхние Архатские озёра. А ещё за противоположным гребнем виднелись далекие заснеженные горы.

- Что это? – спросил Дима.

- Слушай, а однако, это Зангисанский хребет.

- Это за Тункинской долиной уже?

- Ну, не совсем. Долина немного восточней кончается. Там перед Тураном (где ещё на Ниловку отворот) две речки есть – Большой и Малый Зангисан. Вот с него они и стекают.

- Ну понятно.

- Вроде как он пониже, а сколько снегу навалило – жуть.


Техническая справка:

Перевал Поиск, 1А, высота 2750 м.

Ориентирован: северо-запад – юго-восток, соединяет правый приток ручья Поискового и реку Архат.

При движении от ручья Поискового, от последних деревьев следует свернуть в правую (орографически) изолированную долинку, обрывающуюся к Поисковому двадцатиметровым сбросом, с которого льётся водопад. Сброс легко обходится справа п/х. Перевал находится в дальней левой п/х части долины и виден ещё с Поискового. Это ярко выраженное понижение в гребне с сыпухой снизу доверху.

Перевальный взлёт представляет из себя осыпной склон, крутизною от 20-25 градусов внизу, до 30-35 вверху. Осыпь средняя, подвижная. Последние 30 метров перед седлом мелкие камни и даже песок. Здесь крутизна около 15-20 градусов.

Седловина широкая, больших горизонтальных площадок нет, но под небольшим уклоном вполне можно разместить несколько палаток.

Со стороны Архата перевал выражен плохо, но легко отыскивается благодаря озёрам. Перевальный взлёт начинается чуть выше самого верхнего озера. Его можно спутать только с седловинкой, что расположена непосредственно над озером. Кроме того, под нужной нам седловиной осыпной склон в средней части прерывается узким кулуаром.

В нижней части следует придерживаться левой п/х части взлёта, по сильно разрушенным скалам, поросшим травой, с тем, чтобы обойти узкий камнепадоопасный кулуар. Крутизна 30-35 градусов. Примерно от середины подъёма начинается осыпной склон, крутизною около 30 градусов. Осыпь средняя, подвижная.

Вдоль озер шли левой стороной. Слабенькая тропинка часто терялась на подболоченных участках, но идти всё равно было легко.

Ниже последнего озера наткнулись на совершенно необычное место. Тут в Архат впадает первый левый приток, речка Барун-Гол, и перед самым устьем, уже вылившись из своего ущелья, она растекается на множество маленьких ручейков, сочащихся по огромной песчаной банке. Площадь её столь велика, что едва ли уступит Красной площади в Москве. Такую большую песочницу мне в горах ещё не доводилось встречать.

Иногда песок подо мной проминался, и я чуть не по щиколотку оказывался в воде. В других местах он был плотный, и вода смачивала только подошвы. Хотелось снять ботинки и побегать здесь, поваляться, подурачиться. Вот только восемь часов вечера – не самое подходящее время.

Мы уже порядочно упахались за день, и сейчас нужно было поскорее найти хорошую площадку под лагерь. Как назло, левый берег зарос ерником, и к тому же не попадалось ни одной ровной площадки. Мы уткнулись в каньон, и тут уж пришлось выбираться на крутой левый борт. Можно было бы перейти Архат, там площадки поискать, но с нашей стороны их видно не было, и мы остались на своём берегу.

Натоптавшись по косогорам, вконец уставшие, вышли к морене. Чуть вдали просматривался следующий приток Архата, речка Дабан-Жалга. Возле неё мы, наконец-то, и нашли замечательную площадку – вода рядом, дров полно и место ровное.


Далее (Последний перевал (09 августа 2010 г.))


 ПредыдущаяСтраница 3 из 3:  1 2 3 все
И. ФефеловНу да, это я и неточно выразился, в сущности их процитировав (точнее, не совсем точно глянув, где же там сам Кырен). Впрочем, там не 25 км, а все-таки 12.
Мне тоже не совсем понятно, отчего у них именно Кырен там фигурирует, а не Шимки, Шимки тоже достаточно старая таможенная застава, хорошо известная по источникам 19-го века и даже ранее. Похоже, у них вообще была карта типа какой-нибудь 30-километровки.
11.12.2011, 19:43:23 |
hasti-toshimoПоспешишь — людей насмешишь! Я сама ошиблась. Уфимцев называет рифт — Тункинской долиной! Игорь, прости. он не может понятие котловины расширить, а впадину рассматривает, с точки зрения серии разломов (большая долина тектонической природы), дав ей название Тункинской долины видимо с учётом исторических предпосылок.
11.12.2011, 22:15:00 |
И. ФефеловЕще кудрявее :) в общем, "Т.долине" каждый придает тот смысл, который ему кажется более подходящим...
11.12.2011, 22:27:07 |
 ПредыдущаяСтраница 3 из 3:  1 2 3 все
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную