Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

К утру небо заволокло окончательно. Дождь ещё не начинался, но не было никаких сомнений в том, что ждать его осталось недолго. Всё же днёвку мы решили не устраивать и дружною толпою отправились на штурм перевала Оспа-Дабан.

На маленьком озерце, что плещется у самого
перевального взлёта, приостановились, дождались отставших.

- Так, каски надеваем, —
начал я инструктаж, — друг под другом не ходим. Видите, светлая осыпь справа? Туда не лезьте, там сыпется всё.

Потом я помаячил Мите, чтобы он шел первым и, немного отпустив его вперёд, мы все полезли следом.

На половине перевального взлёта есть довольно большая площадка-ступенька.
Она завалена разнокалиберными камнями – палатку было бы ставить сложно, но там плоско, а всё ещё не растаявший снежник не даёт высохнуть небольшим лужицам. Авангард проскочил это место без остановок, а я остановился немного передохнуть и попить. Смотрю, Дима с Геной лезут черт знает куда.

- Дима, вы куда попёрли?

- А тут хорошо идётся.

- И что? Ты видишь, вверху скалы? Вы на скалы хотите вылезти?

Они глянули вверх, по сторонам и опять на меня.

- А куда лезть?

- Правее. Ближе к границе со светлой осыпью.

Я убедился, что они меня поняли, и полез сам. Перевальный взлёт широкий и длинный. Группа большая. За всеми не уследишь. Временами я видел то оранжево-красную каску Глеба, то Жеку, как бы выныривающую из-за огромных камней, то Тило, кажется, решившего догнать Гену с Димой. А где Костя?

- Петрович!

- А? – донеслось снизу.

- Я тебя потерял.

Гитта держалась рядом. Митя тоже из вида не терялся. Я успокоился и стал карабкаться дальше.

Пути подъема тут на любой вкус. Хочешь, иди по мелкой сыпухе. Она вертится под ногами, валится вниз — нет, здесь ходить не стоит. Рядом камни крупнее. Сдвинуть их с места не так-то просто. Но если уж повалятся, ничем не остановишь – успевай отскакивать! А вот и валуны размером с автомобиль типа Ока. Они давно лежат без движения. Все позаросли рыжим лишайником. Здесь карабкаться всего интересней. Иногда это напоминает блуждание в лабиринте, иногда полосу препятствий. Оп! А этот, зараза, качается.

Я выполз на очередной гигант, огляделся. Тило успел обогнать Диму, и оба они уже совсем близки к седлу. А где Гена?

- Дима, а где Гена?

- А?

- Гена где?

- Он меня обогнал. Где-то выше должен быть. Может, вылез уже.

Я ещё немного пообшаривал склон взглядом, припомнил качнувшийся подо мной камень – такой накроет, «мама» сказать не успеешь – и побыстрей рванул вверх, время от времени выкрикивая: «Гена, Гена-а-а!».

Уже и Дима, и Тило вылезли наверх, и мне рукой подать, а Гены нигде нет. Кошмар своею грязною, колючею рукой стал потихоньку сжимать мне горло.

- Ге-е-на-а-а-а!

Нет ответа. Я бросил рюкзак и побежал по гребню, то и дело выкрикивая Генино имя. Гребень длинный, весь изломанный. С той стороны, с которой мы поднимались, к нему выходит множество небольших кулуарчиков, образованных крутыми скалами. Метрах в тридцати от гребня скалы уже разрушены, и там эти кулуарчики сливаются в один большой. Я надеялся, что Гена упорол-таки левее и встрял в одном из этих тупиков. Добежал до первого – нету; до второго – нету; дорогу к третьему преградил крутой провал. Нужно было чуток вернуться, приспуститься на противоположный борт и идти дальше. Я развернулся и увидел, что к моим поискам подключился Тило. Он бежал мне навстречу. Тут я услышал крик Димы. Сдуваемые холодным ветром, до меня долетели только обрывки слов.

- Женя… е щи….внизу!

- Что?

- Он внизу!

Как внизу!? Я ничего не мог понять.

- Где внизу?

- Да вон он.

Дима показал рукой туда, куда нам только предстояло спускаться. Едва различимое светлое пятно Гениной футболки как раз приземлялось на здоровенный булыжник. Гена был уже в самом низу.

- Вот…

Тут я выругался, как портовый грузчик. Вернее – хуже. Как одна знакомая мне кладовщица. О! поверьте, портовые грузчики просто жалкие сопляки в сравнении с нею. Уж если она «приласкает», так у вас и в мыслях не будет что-то ей возразить, как-то ответить. А голос! Таким голосом можно отдавать команды армии и флоту одновременно!

В общем, я выругался самым прескверным образом.

- Ну, вот как я должен себя вести? Он меня на десять лет старше, а я должен его отчитывать, — выговаривал я Диме.

- Ты же ему не сказал, что тут надо всех ждать.

- Не сказал. Но разве без этого непонятно? Мы же не каждый поодиночке идём, мы же в команде. Неужели без слов непонятно!?

- Значит, непонятно, — спокойно возражал Дима.

- Тьфу ты, ё-моё.

Дима был прав. Пар потихоньку выходил из моего нутра, я успокаивался.

Митю вниз я опять отправил первым. Это было ошибкой.
Мы только немного подождали наверху, пока он отойдёт, и пустились следом. Чтобы не идти над ним, все пошли немного влево. Предпоследним пошел я. И именно из-под моей ноги вниз сорвался камень килограмма на три. Он пару раз подскочил и скрылся за перегибом. Камень летел как раз в тот кулуар, где спускался Митя. Кричать было бесполезно.

- Петрович, подожди малость. Там Митя идёт. Из-под меня уже туда камень улетел.

- Угу, — Костя не торопился.

Через пару минут Митю наконец-то стало видно. Спускался он не очень быстро и всё время оглядывался. Потом он увидел меня и знаками показал, как возле его головы пролетел камень. Я покивал, что мол понял, и чтобы он шел дальше. Что я постою, подожду.

Мы с Костей спустились минут на десять позднее всех. Гене я решил вообще ничего не говорить. Лучше потом, перед другим перевалом скажу, чтобы все друг друга ждали.



Техническая справка:

Перевал Оспа-Дабан, 1А, высота 2720 м.

Ориентирован: север-юг, соединяет верховья рек Горлык-Гол-Дабан-Жалга и Зун-Оспа.

При движении со стороны Зун-Оспы перевал находится в левой п/х, самой дальней части цирка. Здесь есть явно выраженное понижение гребня.

Оставляя по левую руку склон перевала Травянистый, следует подняться по старой тракторной дороге к небольшому озерку. У дальнего края озерка начинается перевальный взлёт. Перепад высот около 400 метров. Подъем идёт по очень широкому осыпному кулуару. Следует держаться ближе к правой части, но не выходить на светлую осыпь – она более подвижна. Также не следует идти слева. Иначе, вверху выйдете к труднопроходимым скалам. Крутизна не превышает 35 градусов.

Со стороны Горлык-Гол-Дабан-Жалги в верхней части сильно разрушенные скалы. Лазанья практически нет. Далее склон изрезан несколькими небольшими осыпными кулуарами. Камни средние и мелкие. Осыпь нестабильна. Крутизна так же до 35 градусов. При подъёме с этой стороны следует держаться ближе к левой п/х стороне.


Далее (Deja vu (02 августа 2010 г.))


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную