Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Китой — это не просто река. Это река-красавица. Она то растекается по широким долинам, величаво неся свои зеленоватые воды, то, зажатая среди скал, наряжается в пенные кружева бурунов. Воды её чисты и прозрачны. Берега заросли пушистыми кедрами, лиственницами да елями. Кажется, нет на земле места красивей.

Но, как и у многих красавиц, настроение её переменчиво. Стоит пролиться дождю, и от безмятежной красоты не остаётся следа. Замечется, забеснуется, фурией понесётся меж крутых берегов, выскочит к плёсу, выламывая деревья, сметая груды камней и всё, что только попадётся на пути, ударится о скалу и, рыча, полетит дальше. В сатанинской своей истерике станет коричневой. Тут уж лучше к ней не соваться, не попадаться под руку. И всё же, даже в эти часы она прекрасна.

Долго мы стояли на краю обрыва, любуясь на красавицу.

Впрочем, насчёт обрыва я погорячился. Пока ещё перед нами был просто очень крутой овраг. Или, может, лучше сказать – кулуар. Поросший высокой травой, он нас не слишком-то и напугал. Даже порадовал встречей с нарядной бабочкой
(как после выяснилось, это был аполлон). А вот когда мы уже сбросили под сотню метров, перед нами действительно был обрыв.

Первую ступеньку, в пару метров высотой, удалось обойти справа. Дальше была череда узеньких полок, крутых плит и кулуарчиков, заканчивающихся сбросами. Жека, девчонка отважная, пока я изучал склон, пытаясь найти путик для траверса, сиганула по одному из желобков вниз. Метров через десять упёрлась в уж совсем крутые плиты.

- Давайте сюда с верёвкой, — прокричала она.

- Какой «сюда»? Ты видишь, что там дальше?

- Что?

- Да то, что до низу там верёвки не хватит. Лезь обратно. Тут, кажется, получше вариант есть.

Я позвал Костю, который всё ещё торчал наверху, и сказал, чтобы он вешал верёвку в кулуаре, что по диагонали уходил вправо. Крутой, градусов 45-50, уже в сорока метрах он выводил к осыпи. Следом за нами пошли и остальные. К моему удивлению, никто не испугался. Может, просто не показали виду. А бояться было чего. Мелкие камушки, рассыпанные по монолитным плитам, скользкая трава – одно неловкое движение, и остановить падение было бы крайне сложно. А лететь не меньше полусотни метров. Чего я, балбес, перила не кинул? Ну да, слава богу, обошлось.

Камни все были зализаны водой. Кое-как Костя отыскал небольшой выступ, на котором, не очень надёжно, удалось закрепить петлю. Он приладил к петле верёвку и кинул её вниз. Описав дугу, моток шлёпнулся в 15 метрах от него.

- Так, я, короче, первый спущусь, распутаю, — заявил я, — слушайтесь тут Костю.

Я закинул верёвку за голову, пропустил за локтями и не очень аккуратно пошел вниз. Спутавшийся клубок расправил без труда. Затем пошел быстрее и почувствовал, как верёвка немного обожгла одну руку. В пяти метрах от сыпухи перила кончились. Но тут они уже не были нужны. По удобной полочке я отошел чуть в сторону и крикнул наверх, чтобы шел следующий.

Вниз шла Жека. Она, кажется, хотела всех воодушевить, показать, как тут всё просто идётся. Чуть не вприпрыжку она неслась вниз. Вдруг тихонько ойкнула, приостановилась и пошла чуть медленней. Когда уже совсем спустилась, обернулась и крикнула:

- Ветровки надевайте. А то руки обжигает.

- Что, обожглась?

Жека предъявила мне обе руки. На обеих, рядом с локтями, были продолговатые ожоги.

- Ничё ты даешь!

- Так на тебя посмотрела. Тоже в одной футболке пошла, — она задорно улыбнулась.

- Я-то, вон, чуть-чуть только обжегся, — у меня ожег был совсем крохотный и только на одной руке, — ладно, иди вниз, а то сейчас начнут камни сыпать. Там, кажется, ручей. Там ждите.

Остальные спустились без происшествий. Последним, уже без верёвки, ко мне подошел Костя.

- Да уж, Ёкарный Бабай, — сказал он.

- Ага, перевал с продолжением.

- Не зря мы его так назвали.

На ручье мы немного передохнули и пошли дальше.

Сам ручеёк небольшой, курице по колено, а туда же, с именем. Дунда-Анди называется. Ещё и брат у него есть, Дэдэ-Анди зовут. «Дунда» — это средний; «дэдэ» — верхний. Видимо, тот, что из-под самого перевала течёт, Додо-Анди называется. Значит, нижний. Почему-то на карте он не подписан. Ну а что такое «анди», уж простите, не знаю.

Берега позаросли кустами караганы и, кажется, ольховника. Продираться сквозь них было муторно. Но мучения скоро кончились. Мы вышли к водопадику.

- Черт, спустимся мы сегодня отсюда? — выругался я.

- Чего там?

- Да водопад. Подождите, сейчас гляну, что там.

Я бросил рюкзак, вскарабкался на крутой правый борт и выглянул за перегиб. Отсюда до самого низу шел крутой, градусов 35, склон. Без единого деревца, но и без сыпух – весь задернованный.

- Давайте сюда, здесь нормально.


Далее (Брод (05 августа 2010 г.))


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную