08.08.11. День двенадцатый.
В избе А.Хрущёва на Пихтовом.
*Ручей Пихтовый. Перевал Комаринский.

Подъём в 6:30. Собираемся и к 9:30 выдвигаемся. Хорошая избушка, уютная. Будем верить, что до встречи в будущем.

Идёт тропа по правому берегу и поначалу она очень даже хорошая, видно, что пропилены проходы в завалах достаточно недавно. Но по мере удаления от избы завалов стало всё больше и больше, иногда тропа пропадала совсем. В среднем течении был хороший ветровал (или лавинный вынос), тут тоже пришлось тропу поискать. Ещё выше по течению было что-то вроде оползня. После таких явно недавно-появившихся локальных препятствий тропу иной раз было найти нелегко. В одном месте забурились уж совсем куда-то ни туда, а точнее в стланик, и штурмовали его, траверсируя склон. Сразу после этого участка вышли к берегу реки, в месте впадения в неё ручья с своеобразным мини-водопадом.
Сквозь лес и кустарник. Взгляд назад.
Стена хребта у пика Грандиозный.
Ручей Пихтовый и своеобразный миниводопад.
Здесь же бродим на левый берег, т.к. правый берег, похоже, скоро станет богат прижимами и порядочным уклоном. Далее тропы до перевала больше не было. Прошли болотину… немного леса с буреломом… овраги… брод на правый берег… высокотравье с небольшим набором высоты. Практически везде в Центральном Саяне, подходы к перевалам гораздо утомительней самих перевалов.
Вышли из зоны леса.
Отдых.
К перевалу Комаринский.
Вид на Грандиозный с подъёма к пер.Комаринский.
Панорама верховьев Пихтового.

Наконец к 18:30 выходим не перевал Комаринский (Пихтовый / Тофаларский ключ (Поперечный)) (н/к). Высота по GPS — 1565 м .

Седловина перевала представляет собой плоскотину, на краю которой (сразу после подъёма), в группе кедров, мы и разбиваем лагерь. Кедров не много, но как ни странно, мы нагребли достаточно много сухих дров, так, что хватило и на завтрак тоже. Поставив палатку, осматриваю окрестности и пройденный путь, а там, внизу, у подножья перевала природа «нарисовала» грустную морду. Из за хребтов выглядывает, во всей своей красе, Грандиозный. Место для стоянки удачное – живописные виды, рядом ручей. На следующий день, пройдя совсем немного, мы по «седловине» выйдем на озеро.
На перевале Комаринский.
Пейзаж с грустной мордой. С места стоянки.
Пик Грандиозный.
Лагерь на перевале Комаринский.
Саша делает салат из черемши.
Дров хватит...
Вечер над Грандом

На ужин макароны с паштетом и салат из черемши и лука. К привычному уже чайному «букету» добавился ревень. Потом он будет идти, в основном, на компот.

Погода весь день была хорошая с переменной облачностью.

Отбой в 22:15. Ночью шёл дождь.

Точка: &BAZA8 – perKOMAR . Стоянка на перевале Комаринский.

Прошли ~ 8 км.

Далее (09.08.11. День тринадцатый. *Перевал А.Хрущёва.)