10.08.11. День четырнадцатый. *Ручей Обманная. Перевал Сырой. Озеро в цирке пер. Сырой.

Лагерь у ручья Обманная.
Встали в 7:30. Дождь со вчерашнего
Ручей Обманная у лагеря.
вечера не прекращался. Ручей и склоны придавило туманом. Промозгло и сыро. А ведь по этой сырости шуровать ещё в верховья ручья.

Наконец пригодилась горелка, без которой до этого вполне обходились. Моросит дождь и с сухими дровами туго.

В воздухе начинают витать настроения: «А не спуститься ли по Обманной к Кизиру, и выйти к базовой избе на стрелке КинзелюкКизир по пути захода». В сроки мы уже не укладываемся, время в обрез, но такая перспектива не радует, да и по километражу не очень-то мы выиграем. С продуктами тоже вопрос, но если растянуть пайку – перебьёмся. Экстренный «митинг» приносит положительный результат – идём дальше по запланированному маршруту. Свернуть на полпути было плохой идеей. Нефиг, нефиг!
Вверх по ручью Обманная.
р.Обманная
По скользким камням.
На подстраховке.
С камня на камень.

Около одиннадцати выходим, сразу определившись идти по руслу ручья. Через лес ломиться через буреломы, при том, что к ручью идёт существенный уклон, да ещё и в дождь – затея убийственная. Идём по руслу, в лес и на склоны даже не суёмся. Идти вполне приемлемо, везде можно найти место, где обойти бушующий поток. Зине, правда, это даётся не очень легко. Скользко на мокрых камнях.
Вверх, против течения.
Монолит.
По ручью.
"А посуда вперёд и вперёд..."
Ещё один монолит.
Из жизни камней. 2

При выходе из каньона начинается выполаживание, и тут уже можно идти по берегу, по траве. Здесь она не высокая, идётся комфортно. Вот ещё бы дождя не было…, но это не от нас зависит.
Склоны уже не такие крутые. Кое-где можно и по берегу обойти.
Тут уже всё просто.
Ещё одна стрелка, прав. и лев. притоков правой Обманной.

Проходим стрелку правого и левого притоков правого истока Обманной и, забирая вправо, идём по левому притоку к его истоку. Все встречающиеся на пути холмы обходим с правой стороны (по ходу движения). В истоках всё заболочено. Постепенно уклон увеличивается, скоро предперевальный взлёт.
Нам в туман.
Оттуда мы пришли.
Карабкаясь на перевал. С этого ракурса уклона как-будто и нет.
Силы кончаются.

Описания перевала нигде не нашёл, да и вряд ли кто-то здесь был вообще. Хотелось, конечно, поснимать с седловины окружающие вершины и озеро, находящееся в цирке перевала с северной стороны. Так же хотели радиально, сбегать по хребту на вершину, к западу от перевала. Все планы спутал дождь. Из-за тумана видимость была метров сто.

Зина, до этого шедшая молча, разразилась трёхэтажным матом.

- Да чтобы я ещё с вами пошла куда-нибудь. Не-е-е! Хочу пляж и солнце!

Сколько раз я уже слышал эту фразу… Всё, опять тишина, опять карабкается. Отпустило!

Поднявшись к 15:30 по травяному склону на седловину, конечно, немного обалдели, увидев то, что находилось по другую сторону перевала. Сыпуха и сбросы. При дожде и тумане не было видно, где лучше идти. Место запланированного спуска, где, по предварительным (вычисленным из разных источников данным) было оптимальное и единственное место спуска, спускаться не реально. Василий нашёл подходящее место для спуска за скальным выступом. Здесь тоже круто и сыпуха, но лучшего места, похоже, не найти. Смотрим в пелену, и нет ни малейшего намёка, что где-то есть предперевальное озеро и вообще, окончание этого склона. Дождь не прекращается. Назвали перевал – Сырой, родилось оно как-то само собой, и понятно почему. Соорудили тур, написал записку. Могу себе представить, как она будет выглядеть впоследствии – пока писал, она успела хорошенько намокнуть.
Нам куда-то туда...
На краю Земли.

**** Перевал Сырой (Обманная / Фомкина 2-я) (1А). Высота по GPS – 1971 м.

Подъём по травяному склону террасами около пятисот метров, уклон ~30-35*. Перевал имеет две седловины. Спуск по правой (при спуске к озеру). Около 50-60 метров мелкая, плывущая сыпуха, уклон около 40-45 градусов. Лежат снежники. Затем спуск по более крупным камням, с переходом, ближе к озеру, в травяной склон. От седловины до травы около 400 метров. Подготовленному человеку спускаться минут 15-20. *****

Замёрзли. Спускаемся. Первым идёт Василий, следом я, далее Зина и замыкает – Саша. Спускаемся близко друг к другу, фиксируя, следом идущему, ногу треккинговой палкой, чтобы разогнавшись никто и никуда не уехал. Шагнул, проехал, остановился, шагнул, проехал, остановился… и так бесконечно. Главное – не разгоняться. Зина едет уже сидя. Потом станет ясно, почему ей было сложно двигаться – в полы плаща навалило столько камней, что передвигаться с таким балластом, ещё поучиться надо. Смеёмся.

-Что, якорь бросила?

-Ага. А-а-а, я еду!!

-Зина, ну конечно едешь, ты и должна ехать, а иначе — никак!
Спускаемся. Мираж. Сквозь туман начинают проявляться очертания озера.
Туман поднимается... или мы спускаемся.
Вниз по бездорожью.
Озеро всё ближе.
Перевал Сырой.
Перевал Сырой. Фрагмент. Хорошо видна колея, которую мы пробороздили.

Наконец, сквозь мутное «стекло» тумана, начинают вырисовываться черты озера. Далее пошли курумы, тут уже не сложно. Спустились к 17:15. Смотрим на пройденный путь – а ведь славную колею мы пробороздили. Лагерь разбиваем в, пожалуй, единственно приемлемом месте у озера – с западной стороны. В восточной стороне озера достаточно крутой уклон и камни. С северной стороны из озера вытекает ручей и водопадом обрывается в долину (это левый приток р. Фомкина 2-я). У нас здесь — трава. К озеру от стоянки спуск крутоват, но Саша, сходивший уже за водой к ужину, набил хорошие ступени. Вода в озере очень прозрачная и на удивление тёплая.

Когда туман разрывает, успеваем осмотреть окружающие нас склоны. Ещё минута и туман поглощает всё вновь.
Панорама перевала Сырой.
Круговая панорама из-под перевала Сырой (на спуске в сторону р.Фомкина 2-я).
У озера. Выбираем место для лагеря.

Поставили палатку, натянули тент, переоделись в сухое. Хлопнули спирта. Вот теперь можно жить дальше! Тепло и сухо, правда, сухо только под тентом.

-Ну что, Зина, не пойдёшь больше с нами?

-Да пойду, куда я денусь.

-Наш человек!

Скапливаясь на тенте, время от времени, вода, от переизбытка, с шумом сливается вниз. А там уже тарелки подставлены, практически — мойка-автомат.

-Вода сливается с тента как-то не организованно. Надо бы слив.
В палатке.

— Ага, из нержавейки…

-… и с собой его носить.

— Хорошая идея! Кто будет носить?

А в ответ — тишина….

Всё начинает отсыревать, и просушить-то негде. Дождёмся погоды – просушимся. А пока, Саша находит способ избавиться от влаги в камере. Он её просто высасывает! Помогает. Не на 100%, конечно, но всё же.

Сегодня повредил ступню, похоже на вывих или растяжение. Переход дался тяжело, особенно подъём на перевал.

Дождь поливал всю ночь.

Точка: &BAZA10 – OZERO+ . Стоянка у озера в цирке пер. Сырой.

Прошли ~ 4,7 км

Далее (11.08.11. День пятнадцатый. *Река Фомкина 2-я. Агульские Белки.)