04.08.11. День восьмой. *Изба на р.Пихтовый. Долина р.Водопадный.

Встали в 6:00, вышли в 8:45. Дождя нет, но небо затянуто тучами, t 14*С.
Переходим р.Обманная.
Корешок.
Болото. 2.

К 11:30 вышли к избе Андрея Хрущёва на ручье Пихтовом. Правда, сначала немного промахнулись мимо неё, уходя левее, по тропе, ведущей в верховья Пихтового. Тропа здесь подновлялась, вот и купились на «проспект». Вовремя сообразили, что что-то не так и сверились с GPS.

«На более чем 50-километром участке верхнего Кизира в тайге пропилена охотничья тропа. Вдоль нее стоят несколько избушек. Все это – дело рук одного человека, обустраивавшего свой участок на протяжении 15 лет.
Охотничья тропа стала дорогой в Саяны для туристов со всей России. Укрываясь в избах от непогоды, отдыхая там после восхождений они оставили немало записей в дневнике, который вел охотник. Так родилась своеобразная летопись, отразившая обыденную жизнь охотника, а также судьбы его гостей-туристов.
Андрей Хрущев трагически погиб, провалившись в полынью на Кизире. Но остались его дневники, сохранившие частичку души и переживаний этого человека. Не знаю, почему мне так хочется опубликовать их. Это сродни какому-то долгу, и я принимаюсь за работу сейчас же.
Но прошу вас не читать дневник в суете. Дождитесь, пока домашние лягут спать, зажгите настольную лампу – и представьте, что горит уже не она, а закопченная керосинка. И окружают вас не бетонные, а бревенчатые стены – стены охотничьей избушки, в которой по прежнему хранится таежный дневник Андрея Хрущева…»
Артур Миханёв
Подробнее здесь:http://kizirist.narod.ru/dnevnik.html

Изба Андрея Хрущёва на ручье Пихтовый.
Попили у избы чаю, почитали дневник Хрущёва и записи тех, кто уже оставлял свои послания в журнале после гибели Андрея. Последняя запись повествовала о том, что к Грандиозному ушла на несколько дней группа из трёх человек. Они должны быть ещё там и возможно, мы их встретим. Написали записку и мы. Оставили часть вещей, продуктов взяли на три дня и пошли к пику Грандиозный, восхождение на который, по сути, стал одной из основных задач похода.

***Приоритеты поменялись. В первоначальных планах Грандиозный в маршрут не входил вообще. Основными целями были Кинзелюкский водопад и ледник Кусургашева, но чем дольше я прорабатывал маршрут, тем больше хотелось включить в цели и Грандиозный. Это существенно увеличивало километраж, но без Гранда всё мероприятие уже как-то и не представлялось. ***

Итак, оставив основной груз в избе, мы двинули к заветной горе. Погода хорошая и это обнадёживало. Вышли к реке, здесь место открытое и взгляд
Внушительная гора
задерживается на очень живописной горе, возвышающейся к юго-востоку от нас. Кизир здесь уже не очень широк, но течение хорошее — бродили опять цепью, держа друг друга под руки. После чего, в поисках тропы, углубились в лес. Судя по отчётам, тропа должна быть, но мы никак не могли её подрезать. Вернее она то появлялась, то пропадала. Набираем высоту, пробираясь по лесу. Всё же на хорошую тропу мы выходим и до долины Водопадного её уже не потеряем. Именно с Водопадного начинается восхождение на Грандиозный.

Вот лес начинает редеть, и к 17:30 выходим на альпийские луга. Набор высоты около 500 метров. Здесь царит высокотравье с полосами «заплат» кустов карликового ольховника и ивняка. Кое-где на этом ковре из растительности располагаются группы кедров. Через ольховник уж точно ломиться не стоит, такая своего рода хитрая головоломка – где бы грамотнее обогнуть ту или иную группу торчащих и переплетённых между собой веток так, чтобы не зависнуть над землёй, беспомощно барахтаясь. Та ещё развлекуха!

К моменту выхода в долину Водопадного погода уже изрядно подпортилась и не предвещала ничего хорошего. Вершины накрыло тучей. Водопад, обрушивающийся из висячей долины, то и дело скрывается за обрывками тумана. Да-а, погода начинала преподносить сюрпризы.
Такой встретила нас долина ручья Водопадный.
В высокотравии Водопадного.
Придавило...

Закупорились в дождевики и вовремя – пошёл дождь. Решили пока идти к водопаду, а там посмотрим, где будем вставать на ночлег. Изначально в планах базовый лагерь собирались ставить в висячей долине (над водопадом, по пути подъёма к вершине), но в связи с изменяющейся ситуацией решили от этой идеи отказаться. Леса там уже нет, а без дров, в такую погоду – тоска. Да и какой продолжительности будет дождь — было не ясно.

В траве предательски прячутся камни и упавшие деревья. Растительность достигает в высоту до двух метром. Всё заросло до такой степени, что попадающиеся на пути распадки с ручьями, стекающими со склонов, замечаешь, только подойдя к ним практически вплотную. Василий идёт первым и как мачете прорубает ледорубом дорогу в траве. Постоянно наш путь пересекают похожие колеи, но явно сделанные не человеком. Некоторые протоптаны в нужном нам направлении и это облегчает продвижение. То и дело натыкаемся на места лёжки. Медведю, видать, эта долина нравится тоже, но это не очень нравится нам. Идём – свистим, что нам ещё остаётся делать. «Арту-у-ур!»

Не доходя до водопада около километра, начинаем искать место для стоянки. Дальше групп кедров не видно, а соответственно дальше и идти

Луч света.
нет смысла. Василий начинает вытаптывать поляну для палатки, но что-то сильно подталкивает посмотреть ещё одно место – неплохую группу кедров, расположенную невдалеке. Оставляю здесь рюкзак, Зина тоже бросает свою «пипетку» (так она ласково называла свой рюкзак) и идём на разведку. Поднимаемся на пригорок — тут поваленные деревья. Обходим их, и сначала сквозь ветки появляется котелок, потом палатка, а уже следом, на наш шум, выкарабкивается из палатки под улюлюканье
Водопады Водопадного.
развесёлый бородатый народ. Это были те самые три парня, чью записку мы читали в избе на Пихтовом. Ребята уже несколько дней в долине, исходили здесь всё и вся, включая Грандиозный, благо, что с погодой им повезло. Сегодня заключительный день пребывания здесь и они это дело отмечают. Сразу показывают нам подходящее место для палатки, а места тут предостаточно. А ведь мы чуть не разбили лагерь, не дойдя совсем немного. Отправляемся за Василием и Сашей.

Ребята напоили нас чаем с саган-дайлёй и золотым корнем. Разговорились. Ребята из… впрочем, по порядку: Сергей Егоров (Прокопьевск), Антон Комиссаров (Новокузнецк), Андрей Понкратов (Прокопьевск). Угостили нас супчиком, пока мы готовили свой. Тут начался обмен колбасой (а то же приедается за столько дней одно и то же), можно подумать, что одна копчёная сильно отличается от другой копчёной. Но в любом случае – хоть такое РАЗНООБРАЗИЕ! Разговорились о Гранде, мишках и прочем, и прочем, и прочем. Да, с погодой им здорово повезло, чего не скажешь о нас. Всё затянуто тучами, дождь идёт не переставая. Так он и пролил всю ночь.

Точка: &BAZA7 – vdpGRAN . Стоянка в долина ручья Водопадный.

Прошли ~ 10 км.

Далее (05.08.11. День девятый. *Долина р.Водопадный (2).)