Виновники этого «кошмар»-дабана не горы, а беспечность и самонадеянность людей. Нельзя идти на Утулик зимой без палатки, если не видел здесь в глаза ни одного зимовья. Нельзя тащить за собой в снега Хамар-Дабана физически неподготовленных рыхлых тётушек, жён и малолетних детей – это не курорт. Нельзя ходить сюда на «авось». Надо рассчитывать возможности доверившихся тебе людей.

У нас с Иваном был трудный Утулик. Ни одной спокойной ночевки! На ГМС ночевали толпы туристов (36 человек!) и нам, пришедшим сюда уже не первыми, досталось спальное место под столом. 8 марта здесь всегда так! Какой-то подвыпивший бурятик из Улан-Удэ пел над нами под гитару режущим слух фальшивым голосом до самого утра.

Думали – отоспимся на Берёзовом. Где там! Два мужика на соседних нарах храпели так, что нам всю ночь по очереди пришлось свистеть. Свистнешь потихоньку – замолчат минут на пять. Потом ещё громче захрапят.

И вот, наконец, после трудного перехода по глубокому снегу, мы забираемся на хребет, в охотничье зимовьё Иванова друга из Байкальска. Иван и сам принимал участие в постройке этого зимовья, чем очень гордится. Зимовье построено недавно, и ни один турист про него не знает, потому что оно очень высоко от реки и путь к нему ведет по крутому ледопаду. Поднимались сюда уже вечером. Лыжи оставили у берега Утулика, воткнув их в снег. Растопили печь, сварили ужин, обсушились. Немного поболтали и легли спать. Свечу гасить не стали – она и так уже прогорала.

Дрёма быстро охватила уставшее тело и мозг. И вдруг…

В час ночи слышим скрип снега и тяжелое дыхание за дверью. Опять, что ли, шатун? Требовательный стук в дверь. Ну, слава Богу, человек. Открываем заложку. Вваливается совершенно обессилевший мужик, падает возле печки и плачет: «Ребята, вы нас спасли! Помогите!» Ничего не понимаем. Как спасли, если мы вас и не знаем даже? Ничего не объясняя, он просит помочь, и мы спешно одеваемся и выскакиваем в ночную тайгу вниз, к Утулику. В кромешной тьме идем за ним. Куда идём – не понимаем. Тропа, вроде, в стороне проходит. Свет фонарика вырывает из тьмы верёвку, висящую на краю ледопада, внизу плачет детский голос. Кое-как объясняем мужчине, что тропа проходит рядом, и не надо по таким кручам тащить детей. Он взвинчен, на нервах, не слышит нас. Подходят две женщины. Они тоже взволнованы, с трудом владеют собой. С дрожью в голосе объясняют, что часть их группы замерзает внизу на прижиме, и не могут слезть со скалы….

А дело было так. Два друга решили вывести на прогулку по Хамар-Дабану свои семьи – жён, сестер и детей от 8 до 13 лет. Сами они, когда-то давно, видимо, будучи молодыми и тренированными, говорят, пробегали от ГМС до станции Утулик за день по хорошей лыжне. (Это более 80 км!) Они, конечно, понимали, что их женщины, а тем более дети, не пройдут такое расстояние за день и поэтому расспросили знакомых, где находятся зимовья. Но ни одно из них они не нашли за все 4 дня своей «лыжной прогулки»! Потому что снегопад завалил следы охотничьих лыж. Первый ночлег у них, как и у нас, был на ГМС. Второй – в устье Спусковой, в разрушенном зимовье без крыши и печки. (Новое зимовьё они не нашли.) Третий день они после холодной ночевки уже еле передвигали ноги, и надеялись выйти поскорей к Байкалу. Но темп был не тот, хотя они и шли уже по готовой лыжне. Сумерки их застали на прижиме левого берега, где в Утулик впадает тёплый ключ, и вода в реке в этом месте никогда не замерзает. Они, не знали того, что прижим проходится снизу. Они полезли наверх прижима и там засели на уступе, и не могли уже слезть. В темноте женщины и дети отказались двигаться дальше и, присев на скалы, решили здесь переночевать без костра, без тёплых вещей. У них даже спальников не было, не говоря о палатке! По сути, они себя приговорили. А руководитель (тот, которого мы увидели первым) сумел слезть с прижима и пошёл искать тропу. Вот тут-то он и заметил наши лыжи на берегу! Часа два, по его словам, он поднимался по нашим следам к зимовью (у нас на это ушло около 40 минут), и уже не надеялся, что найдёт нас. Уже перед самым домиком заблудился в темноте, потому что в фонарике села батарейка. И только слабый огонёк нашей догорающей свечки сквозь маленькое окошко зимовья спас его. А дальше – вы уже знаете.

Жалко было ребятишек, они совсем вымотались. Но утром, как ни хотелось им всем поспать до обеда, мы их подняли и настояли, чтобы они побыстрей спускались вниз, к Утулику. Ведь впереди еще хватает прижимов, промоин и обходов открытой воды. Самое любопытное, что за своё спасение (хотя мы не считаем, что кого-то спасали!) эта странная группа отблагодарила нас …. бутылкой водки. :-)))

Которую мы, конечно же, оставили в зимовье, охотникам.

Имена героев этой истории и место зимовья не названы из этических соображений.

Владимир ПрадедовОтойдут дома, потом будут "героические" рассказы, как зимой по Утулику ходили и, я уверен, снова какую-нибудь авантюру придумают — есть люди, которых даже собственный опыт ничему не учит.
15.02.2012, 00:05:18 |
cerendondokovВ точку!!!
15.02.2012, 10:01:40 |
Юрий КузнецовЧтобы ребёнок 8-и лет прошёл от ГМС до "Спусковой" он должен быть юным Гераклом. Если бы всё кончилось на так хорошо, трагедия квалифицировалась бы как убийство по неосторожности.
Помимо безумия с физическими нагрузками, есть ещё крайняя лавиноопасность перевала.
Как же не сработал инстинкт матерей и они потащили детей в такую авантюру?
15.02.2012, 18:27:08 |
Андрей ЗарубинЭту и предыдущую историю уже где-то читал, не помню где.

Марина Васильева (Красноштанова): Как мы разместились в этом двухместном зимовье 12 человек, до сих пор не пойму. Ребята нам эти почему-то не были симпатичны. Всë кричали: «Какой идиот зимовье поставил на этой верхотуре!» На что я возмущенно ответила: «Этот идиот вас, между прочим, спас. А хозяин зимовья нарочно прячет свой домик подальше от тропы, потому что нижнее зимовье уже сожгли такие же вот разгильдяи-туристы».

У людей нервный отходняк был, они чуть не погибли, плохо соображали, не надо было судить их так строго.

А зимовья жгут часто сами хозяева, когда изба превращается в проходной двор.
15.02.2012, 19:35:39 |
Александр РютинВ 74 году с двумя друзьями пошли на студенческие каникулы в начале февраля в зимовье на Зазаре. Пришли уже почти потемноте, а его сожгли.
Пришлось ночевать под открытым небом в 30 градусный мороз. Небыло ни палатки, ни спальников.
Но была хорошая пила и топоры. Навалив сухих деревьев и сделав огромный костер, пережили холодную ночь. Я даже ухитрился поспать, т.к. взял с собой новый монгольский тулуп.
15.02.2012, 19:47:19 |
Андрей Зарубин

Александр Рютин: В 74 году с двумя друзьями пошли на студенческие каникулы в начале февраля в зимовье на Зазаре. Пришли уже почти потемноте, а его сожгли.

Был у меня похожий случай в январе 1984. Пришли к зимовью уже в темноте, а избушки-то нет! Мороз тогда был крепкий, около 40(может и ниже), очень холодно было. Палатку с печкой оставили в другой группе т.к. собирались идти маршрут дальше от зимовья к зимовью. Были с собой спальники, коврики, пила и топор — совсем бы не пропали, но помаяться пришлось бы — ночевать у костра в сильный мороз не особо комфортно. Не смотря на усталость и ночь, кострить не стали, пошли к запасному варианту, в пяти км была еще одна изба, она оказалась к счастью цела. Была наука не надеяться на зимовья. Даже сейчас собираясь с другом в его зимовье, на всякий пожарный беру минимум — топор, котелок, коврик — не хочется остаться "голым" зимой ночью в тайге.
15.02.2012, 21:03:53 |
Марина Васильева (Красноштанова)Юрий Кузнецов: Как же не сработал инстинкт матерей и они потащили детей в такую авантюру?
_________________
Мы тоже были очень удивлены этому обстоятельству. Они шли, как на загородную прогулку: на несколько дней, но без палатки и спальников. Кто бы мне рассказал — не поверила бы, если бы не видела своими глазами... Но топор, у них, кажется, был. Даже верёвка была зачем-то.
15.02.2012, 21:09:50 |
Егор ПолтавченкоХороший рассказ и поучительный. Лыжный маршрут по Утулику очень серьёзный, и немало даже опытного народа, попадало в передряги. (Фильм Ольги Быстровой) про лыжный марафон по р.Утулик.
19.02.2012, 22:04:09 |
Sergej SomovПочему не спасли?... Спасли. Пусть не так героически. без вас неизвестно что и было бы...