Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

фотоотчёт «Зимние сказки о Спящем Саяне»

ЗИМНИЕ СКАЗКИ О СПЯЩЕМ САЯНЕ (2005-2012)

Это не отчёт. Это просто впечатления после двух лыжных походов по Ергакам – 2005 года и 2012.

Западный Саян. Хакасия. Февраль. Хребет Ергаки. В переводе с древнетюркского это слово означает "пальцы". Растопыренные пальцы цепляются за небо. Горностаевые воротники снежных карнизов – предвестники дремлющих лавин, украшают основания «пальчиков» вместо колец и браслетов. Пушистые кедровые «шубки» и пики стройных остроконечных ёлок, белёсых и лохматых от ползучего мха-бородача, обрамляют запястья каменных рук. Маленькое дремучее царство у основания небес окружено дорогой со всех сторон, и от этого напоминает таинственную сказку, рассказываемую добрым сказочником, который, повествуя, держит вас за руку, чтобы не было страшно.…

В этой сказке есть и Спящий Саян, и Зуб Дракона, и могучая волшебная Птица, и Дельфин, взмывающий в небо, и Горные Духи, и Каменный Замок. И всегда можно выбраться из этой сказки, стоит только почувствовать «надежную руку» – единственную нить, связывающую вас с реальностью, и вовремя свернуть на ближайшую дорогу – Усинский тракт...

Хребет Ергаки протянулся от истоков реки Большой Кебеж до истоков рек Ус и Амыл. Он распадается на отдельные горные массивы. Самый западный из них — от истоков Кебежа до истоков Верхней Буйбы — носит, как и весь хребет, название Ергаки.

Расположен хребет в центральной части Западного Саяна. Протяженность с Запада на Восток всего лишь около 80 км, наибольшая ширина 70 км.

Зачем нам эти сказки, тем более, зимой? Почтенные люди солидного возраста наравне с молодежью скитаются по горам с прокопченными и обветренными лицами, в одежде, напоминающей в конце похода рубища. Мерзнут, устают порой до изнеможения, рискуют собой в собственный отпуск и за собственные деньги, а потом возвращаются в город с одухотворенными лицами, на которых читается, что они были счастливы. Что они ищут там и что находят?

Каждый получает то, что хочет,
Уходя в заснеженную высь,
Где ветра с метелями хохочут,
И на грани пляшут смерть и жизнь.
Развенчавши прежние кумиры
Без прикрас и всяческих затей,
Как алмаз шлифуют ювелиры,
Горы совершенствуют людей.
Каждому воздастся здесь по силам:
Ищущий – найдет и обретет.
Канет городская агрессивность
В тихом шорохе подледных вод.
Шелуху хвастливого зазнайства
Сдует вмиг студеная зима,
Охладит пытливое нахальство,
И возверует Неверующий Фома.
Юноша, романтикой влекомый,
Ощутит дыхание небес,
И на жизнь посмотрит по-иному
Потерявший к жизни интерес.
Парадоксы жизненного кредо
Странных тех скитальцев не ясны:
Кто проблем серьезных не изведал –
Ищет их в объятиях зимы.
И, наоборот: за лютой стужей
И коварным шелестом лавин
Ходит тот, кто в городе не нужен
И душой остался там один…
Мы в миру грешны, непостоянны,
Жизнь вокруг соблазнами рябит.
Праведно уходим от обмана,
Чтобы отыскать в снегах свой скит.
Каждый получает то, что хочет…


Избушки

22 февраля 2012 г. микроавтобус с участниками лыжного похода остановился у реки Ус, и на дорогу высыпались, жмурясь от яркого солнца и потирая засидевшиеся места, пока еще чистые и яркие лыжники из Москвы, Иркутска, Томска, Новокузнецка, Канска, Тулы, Воронежа, Каунаса… И уже через 5 минут утонули в сугробах с рюкзаками и лыжами. Покой белоснежных перин нарушен: вверх по реке потянулся, медленно рассекая снега, глубокий разрез лыжни. Началась тропёжка…

Первые два дня – заход до базового лагеря. Базовый лагерь – это место заброски продуктов на вторую половину маршрута – ни много, ни мало – это все-таки 70 кг. Наша группа базировалась на стрелке рек Буйбы и Безрыбной, на склоне правого берега Буйбы. После акклиматизационного кольца мы вновь вернемся к базе, откопаем из снега эти 4 пуда продуктов и отправимся дальше.

Когда-то, очень давно, жил в этих краях хозяин тайги. Человек простой и достойный, был он любимцем богов. За его честность, доброту ко всему живому поставили они его охранять свои места. Долгие года он жил и берег богатства природы. Не бил зверья без надобности, не рубил деревья, не топтал трав попусту. Понимая язык животных и растений, старался помогать им всячески. А если зло пыталось проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но неумолим бег времени. Пришла старость, а за ней и смерть. Настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире другого такого же человека, и решили обратить Саяна в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он на страже вечности — длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства.

А его избушки, и по сей день, рассыпаны по тайге, и в них находят приют охотники, рыбаки и скитающийся люд…

Особенность этих мест – на реках нет льда, но есть огромные сугробы, накрывающие речные валуны, а между ними могут быть промоины, слегка припорошенные и от этого коварные. Поэтому зимой здесь почти не ходят реками, как в других горах, а чаще ходят речными берегами.

Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом… Очертания охотничьего зимовья улавливаются среди сугробов. Где же у него вход? Замело, припорошило белым пухом, и пушистая кровля ниспадает сверху до самого оконца, а дверь подпёрта свежим снежком. Видно, не часто сюда хозяин захаживает… Домики такие обычно обходим стороной: не очень-то нравится охотникам, когда в них заваливают непрошеные гости, и особенно, когда оставляют после себя следы.

Но если вдруг застигнет путника в пути беда, непогода – домик станет надежным убежищем: «и согреет, и накормит, и спать уложит». Только баба Яга почему-то не показывается и расспросы не ведет…

От избушки в верховьях Буйбы в три стороны тянутся по снегу следы бурана. Смотрители природного парка Ергаки заезжают сюда, чтобы отследить движение зверей по тропочкам на снегу, а также провести мониторинг антропогенной нагрузки. Зимой не спрячешься: следы каждого посетителя как на ладони… А вот прямо на снегу, под защитой разлапистых кедровых веток, у ствола в три обхвата, разложено душистое сено – подкормка для копытных. Зорко следит Спящий Саян за своими подопечными.

…Стояли избушки друг от друга на расстоянии ходового дня, но слаб здоровьем стал люд бродяжий, и не стало хватать сил дойти за день от одного зимовья до другого. И стали люди строить новые жилища в Ергаках, тревожить тайгу, вытеснять зверье с нажитого пространства. Да и жилища-то те не для простого приюта путнику стали нужны: тут шум-гам да дурман до утра, и веселье порочное, дороги протянулись через всю тайгу, распугали лесных жителей. Не понравилось все это Саяну, и решил он предупредить людей: водрузил на краю скалы Висячий Камень…

Восточный край скальной части Ергаков заканчивается сглаженным хребтом, поросшим кедром и елью, который и является западным берегом большого и глубокого озера; полное название его — Большое Буйбинское Рыбное озеро.

Наш дальнейший путь – через озеро Большое Буйбинское к перевалу Вертолетному.

День ходьбы – и на пути домик. Не охотничий – слишком просторен и высок – туристский.

Тяжёлая тропёжка с полными рюкзаками и санками по глубокому снегу речки Буйбы немного вымотала группу, поэтому, увидев буранный след, мы были страшно рады. Но это ненадолго: под перевалы Кедровый, Вертолётный всё равно самим тропить придётся… Группе литовцев, следующих по нашим следам сюда через 2 дня – неожиданно повезло с проложенной нами дорогой. Благодарили…

Вечером приморозило, -35º. Двое налегке отправились прокладывать путь к перевалу (задел на завтра), пока группа ставила палатку. А утром следующего дня с восходом солнца мы с перевала Вертолетного обозревали окрестную панораму «растопыренных пальчиков», вонзающихся в ультрамариновое небо.


Бди!

Бог миловал. Погода – отличная! Снега не много. Морозно и солнечно. Отсутствие лавинной опасности. Наверху, на перевалах – жуткий ветер, но чем ниже мы спускаемся к границе леса, тем теплее. Наша палатка, окруженная развешанными для просушки на солнце спальниками – так просто рай. Но умиляться здесь неразумно. Надо использовать хорошую погоду, пока она не испортилась. Хватает времени (несколько секунд), чтобы достать фотоаппарат и щёлкнуть понравившийся скальный зуб. После этого руки стынут, и скорее прячешь их в рукавицы, дыша на них и растирая.

…Камень этот плоский, и если приподнять ту его часть, что находится над площадкой на стене, то очень возможно, что та часть, которая висит над пропастью, перетянет, и Камень полетит вниз. Если камень упадет, то проснется Спящий Саян, лежащий на спине. Что произойдет потом – никто не знает. Висит камень как искушение для рода людского, как Адамово яблоко. Многие тысячи людей поднимались к Камню, исследовали место крепления. Некоторые даже собирались сбросить его. По рассказам очевидцев, как-то раз приехала группа из 30 человек с одной-единственной целью — лишить Саяна его вечного сна. Так вот, эта группа вся как один встала под Камень, и начала по команде толкать его, но Камень так и не полетел. Более того, вскоре люди заметили, что не Камень ходит, а площадка под ногами у толкающих.

И поняли люди тогда две вещи:

1. Всему свое время…

2. Бди…


Меткуль

Второй массив — Метугул-Тайга (Меткуль-Тайга) вытянут в меридиональном направлении. Он делит бассейны Большого и Малого Тайгишей, Верхней Буйбы и Уса с правым притоком—Меткулем. Высшая точка массива (2208 м) находится на востоке от Большого Буйбинского Рыбного озера, а вторая вершина (2187 м) лежит между Верхней Буйбой и Усом. За хребтом Метугул-Тайга горы мельчают, только три вершины поднимаются выше 1800 м. Тайга взбирается на верхушки гор. Отсюда на север к реке Амыл уходят его притоки Малый Тайгиш, Шадат и Большая Бесь. Пока здесь нетронутое царство зверя. Далее на восток местность снова постепенно повышается. За Черным озером встают гольцы. Это уже Ергак-Таргак-Тайга.

Любопытство людей безгранично: они кидают камни в бездонную пропасть, чтобы услышать глубину, они карабкаются в поднебесье, чтобы увидеть даль, они дразнят лавины, чтобы испытать головокружительное чувство опасности, и нередко платят за это своей жизнью…

В феврале 2005 мы проходили здесь перевал Меткуль. (зимой – 2А). Цирк окружали следы сошедших лавин. Спускались к озёрам и огибали скалистый отрог слева по ходу. Соседний цирк со всех сторон, (кроме западной, куда вырывается, как из темницы, ручей Меткуль), окружают вертикальные и нависающие бастионы стен по 300 м высотой. От границы леса, если оглянуться назад, к цирку, можно увидеть над озёрами скалу, напоминающую двух витязей-близнецов в шлемах, стоящих спиной к спине…

…У Саяна была дочь – прекрасная Меткуль, которую строгий отец прятал вдали от любопытных людей за каменными стенами хребтов Метугул-Тайга. О красавице ходили легенды, но никто и никогда её не видел. Один отважный витязь прослышал о Меткуль и решил увидеть ее. Долго пробирался он сквозь снега, реки, горы, и вот, когда был уже почти у цели, перед ним встали непроходимые каменные стены – ни обойти их, не перелезть. Полюбовался на них витязь, повздыхал, потому что понял, что не добраться ему до красавицы Меткуль, и собрался, было, повернуть обратно, но налетел сильный ветер, запуржило, потемнело небо. Спрятался витязь в расщелине скал, чтобы переждать непогоду, да и уснул. И снится ему сон, будто плачет перед ним красавица Меткуль и просит освободить её из темницы Спящего Саяна. И рассказала ему во сне Меткуль, что томится в каменной темнице уже много лет, с тех пор как умер старый отец, и никто не может освободить ее, потому что нелегко раздвинуть каменные стены, для этого нужна огромная сила. Но если раздвинуть скалы, то рухнут горы и погибнет все живое вокруг – звери, птицы, деревья, а этого допустить никак нельзя.

Проснулся витязь и задумался. Захотелось ему освободить красавицу. Обратился он за помощью к горным духам. Заколдовали они витязя и сделали ему двойника-близнеца. В то время как один близнец должен был раздвинуть горы и держать их, чтобы они не рухнули, и не погубили лесных жителей, другому надо было вывести Меткуль из темницы. Но строго-настрого запретили духи витязю смотреть на девушку, пока не выйдет она из заточения.

И вот когда гора была раздвинута, а Меткуль уже стояла на пороге своей темницы, не удержался воин, и, чувствуя рядом ее нежное дыхание, сладкий запах и чарующий смех, тайком взглянул на неё. А поскольку, он теперь был не один, а имел двойника-близнеца, то и второй брат, который держал скалу, в тот же момент взглянул на Меткуль. Близнецы вмиг потеряли голову от её красоты, и оба кинулись ей навстречу, отталкивая друг друга. Меткуль успела выскользнуть сквозь щель в раздвинутой скале и утекла ручьём из ущелья, а близнецы-братья так и остались в темнице, потому что, пока делили красавицу, кончилось волшебство горных духов, и горы опять сдвинулись. Так и стоят витязи, по сей день, спиной друг к другу, а на самом деле это один человек, который не смог справиться с собой и преодолеть любопытство…

За хребтом Метугул-Тайга расположено озеро Меткуль (Мет-Холь). Из него берет начало короткая река Меткуль, впадающая в Ус справа. Озеро тоже рыбное.

В этот раз, в феврале 2012, мы заменили перевал Меткуль на перевалы Кедровый, Семинарский... Тропили по рыхлому снегу челноком, радуя литовцев, которые по нашим следам забирались наверх и катались с горок на горных лыжах. Челнок – это когда первый участник уходит вперёд без рюкзака тропить лыжню, а потом возвращается назад за рюкзаком и, надев его, идет последним по лыжне. Его в это время сменяет второй, третий, и все остальные участники команды. Вверх по склону (тем более, с рюкзаком и санями) тропить не просто – требуется хорошая физическая подготовка. Литовцы были рады, они не ожидали, что смогут так много перевалов посмотреть после нас. Потом ещё и Зеленоградцы подтянулись (Московская область) – тоже ликовали по поводу незапланированной лыжни наверх.

Пересечение хребта Метугул-Тайга, восхождение на гору Балдыр-Тайга – и возвращение на базу через 4 дня. С горы хороший обзор на хребты Ергаки, Араданский, Балдыр-Тайга. Пик Парус (Дельфин) словно в морской пене: ежеминутно на него, то набегает прилив белой волны облаков, то отступает, как отлив, раздувая огромную скалу-парус (или «рыбину») ветром.

… Дельфин появился в Ергаках с тех пор, как ветры рассказали Саяну о далеких морях и океанах и о том, какие огромные рыбы водятся в этих водах. Захотел Саян, чтобы и у него было такое же богатство, и попросил у ветра принести ему пену морскую, чтобы украсить ею свои озёра. Ветры расстарались угодить Саяну, и принесли на своих крыльях из дальних морей Дельфина, и бросили его в горное озеро. Дельфину было тесно в маленьком горном озере и одиноко. И когда Дельфин съел всю рыбу в озере, выбросился он отчаянно в небо, взмывая выше Саянских гор и облаков, да так и застыл, не увидев поблизости своего любимого моря, а только растопыренные острые пальцы Саян. С тех пор окружают пик Дельфин облака вместо пены морской, а озеро стало Безрыбное...


Дух погоды

После кольца на Балдыр-Тайгу — подъем к озёрам Безрыбным – сначала к Большому, потом к Малому, и далее – через перевал Зелёный к озеру Золотарному. Кто и когда назвал озера Безрыбными? Те, кто был здесь летом, уверяют, что рыба здесь водится в изобилии. И даже сейчас, зимой, нижнее Безрыбное озеро всё в лунках, видны следы от рыбацких палаток. И следы лис и волков, гонявшихся за зайцами.

Рыбных озер у истоков Верхней Буйбы — три. Большое Рыбное (Буйбинское) находится в глубокой седловине хребта Ергаков на высоте 1372 м. Из него вытекает в южном направлении Верхняя Буйба. От верхней долины реки озеро отделено широкой моренной грядой из крупных камней, по которой растет елово-пихтовый лес с примесью кедров. От северного склона озеро также отделяется моренной подпрудой, сквозь которую, вероятно, есть незначительные подземные стоки в реку Тайгиш. Длина водоема около 2 км, ширина менее 1 км. В озере обилие пресноводного планктона, рачков, жучков, других насекомых. Водится хариус, достигающий длины 40 см, а вес—свыше 1 кг. Хариус жирный из-за обилия корма. На озере у истока Верхней Буйбы есть рыбачья хижина, почти всегда заселенная (здесь ведется промысел рыбы).

На юго-западе от Большого Рыбного озера в устье громадного цирка, ориентированного на восток-юго-восток, находятся два Безрыбных — Большое и Малое; оба они расположены в зоне чернохвойной тайги, окружены высокими бортами горного цирка (по гребням бортов каменные “столбы”), причем Большое лежит на 5—7 м ниже Малого. Озера соединены речкой, прорвавшей морену Малого озера. С севера в Большое озеро впадает еще одна река. В Большом и Малом Безрыбных озерах водится хариус.

…Хозяин тайги Саян, любимец богов, охраняющий тайгу, долгие года жил и берег богатства природы. Но вскоре стал замечать, что люди охотятся и рыбачат не только ради пропитания, а часто ещё и ради забавы или ради обогащения. Люди стали приходить в тайгу не только в охотничий сезон, но и круглый год истребляли дичь и рыбу. Все меньше оставалось заповедных мест в Ергаках. Понимая язык животных и растений, хозяин тайги старался помогать им всячески: видя, что приближаются охотники или рыбаки, предупреждал лесных жителей, и они прятались от людей. Самые близкие к людям, и потому часто посещаемые озера в истоках реки Буйбы держал Саян под чутким надзором: закинут рыбаки сети – а рыбы-то и нет, вся попряталась. Решили люди, что рыба в том месте перевелась, и назвали озёра Безрыбными. Вот так Спящий Саян и берёг свои богатства…

Обедаем выше Малого Безрыбного, на живописной поляне у ручья. Идол Духа Погоды, сооруженный кем-то на поляне, смотрит на нас сурово и отчужденно. Ему не за что любить людей: от них одни беспорядки – вон с кедра кора снята топором, а под другим кедром в три обхвата тлеет почва – не затушенный костер ушел в глубину, и жжет корни векового дерева. (Интересно, что за люди были здесь перед нами, и оставили костер у корней.)

Пропустит ли нас Дух погоды к перевалу? На перевал Высоцкого поднялись (радиально, готовя ступени на завтра) по хорошей погоде, а ночью начался снегопад с ветром. Засыпало около 20-30 см лишнего снега, совсем нам не нужного на перевале… Утром слишком тепло -10. Бесшумные хлопья на фоне сумрачного неба кажутся особенно белыми, опускаются на одежду и превращаются в тёплую воду.. Заваливает лыжню, заносит перевал, и ступени на перевал, приготовленные нами с вечера... Лавинная опасность обеспечена. Вот так демонстрирует перед нами Дух погоды свое могущество. Пришлось отступить, и уйти на перевал Зелёный, как нам казалось, менее лавиноопасный, и попроще. Зелёный был пройден с большими трудностями. Долго искали место, где снега поменьше. Одного из участников пришлось на страховке выпускать «живцом», чтобы спустить лавину. Он скакал и прыгал по склону, пока снег не поехал. Важно в этот момент не затягивать верхнюю страховку, а чуть приспускать и давать слабину, чтобы участника не зажало в камнях и снегу, а верёвка не затянула его. Всё прошло благополучно. Но вот с категорией перевала мы засомневались. Летом Зелёный 1А, а вот зимой… Зимний путь — совсем другой. Одну верёвку 50м мы вешали для всей группы, а дальше – тоже бы повесить надо было, но вера в категорию 1А, обозначенную на популярной карте, действовала магически: не хотелось думать, что 1А без второй верёвки не пройдём. Было очень круто (45 градусов в лавинном выносе!). Кое-как прокувыркались, матерясь на рюкзак со вставленными лыжами-антеннами, и санки, срывающие человека со склона, утопая по уши в снегу… (Слава Богу, это был снег уже заранее спущенной нами лавины).

…А еще поставлен был Саяном в этих местах незаменимый помощник – Дух Погоды. Увидит Дух недобрых людей, идущих к таёжным закромам Саяна, и начнет погодой крутить. То дождь, то снег, то ветер по нескольку дней насылает. Люди те ждут погоды, терпят, пока силы не кончатся, а потом поворачивают назад, и уходят домой. А, вернувшись без добычи, объясняют другим: «Нет там ни рыбы, ни дичи, ведь и озера-то те – Безрыбные». Вот так Спящий Саян и берег свои богатства…

На озере Золотарном были только вечером. От перевала Пикантного отказались по причине лавинной опасности.


Дух тропы

…Был у Саяна еще один помощник – дух тропы. Если не нравился ему люд, приходящий в тайгу, он мог легко спрятать таёжные тропы, увести в дебри, и заставить блудить по тайге долгое время. Это он решал – расстелить перед путниками дорогу и пропустить в свои владения, или затащить их на кручи и обрывы, и там бросить…

По берегу ручья Золотарного ушли к озеру Светлому. Прокладывали по крутому склону лыжню, в потом оказалось, что в 300м от нас уже была чья-то лыжня. Чувствовалось, что лезем не туда: вон, внизу выположенная впадина, по которой и летняя тропа на карте обозначена, и завалов не видно, но ведь лезем… Шутим: «Тренируемся»… Видимо, наша группа не вызвала симпатий у Духа тропы. Лыжню мы проложили там, где, как говорится, и «Макар телят не гонял». Нарочно захочешь ухайдохаться – не придумаешь заковыристее дорогу.

Сделав себе «тренировку» утешаемся тем, что прошли почти напрямик через отрог, к озеру Светлому, не теряя высоты и почти не набирая. Зато нафотали много стройных ёлок… 

В этом походе у нас было библиотечное настроение. Читали книги каждый вечер. Под впечатлением японских хокку и танку сложилось несколько незамысловатых строк. Это чтобы не материться на корявом склоне, когда санки тебя сдёргивают вниз, а лыжи проскальзывают на крутизне, и ты падаешь лицом в снег, так вот в этот момент хорошо вспомнить о мудрости японских хокку и танку…

В Ергаках — зима.
Шаг скрипит.
Лыжи несут меня...

Пихты в Ергаках стройны.
Давит на них снег.
Слабые плечи сгибает.

Глубоко под лыжнёй
Речка бушует.
Скоро наружу хлынет...

Будет Весна.
Пихты расправят плечи.
Снег растает…


Страж

Хребет Ергаки в западной части сильно изрезан древними ледниками. Его вершины — острые, неприступные или труднодоступные пики высотой более 2000 м. Северные склоны — сплошные мрачные кары с отвесными стенами, снежниками-перелетками, каровыми озерами. На южных склонах кедровые леса, высоко поднимающиеся по долинам рек. А над ними возвышаются каменными столбами останцы выветривания.

….В те давние времена, когда засыпал старый Саян, боги позаботились о порядке в его владениях: поставили посреди Ергак устрашающего каменного Стража, чтобы он мог оглядывать всю страну и днем, и ночью, с запада на восток и с юга на север. И если происходило что-то в Ергаках, что нарушало их покой, он должен был оградить Ергаки от беды. Он мог наказать тех, кто пришел в эту страну со злом или невежеством, он мог найти общий язык с Горными Духами, он даже был наделен силой разбудить Спящего Саяна, если это станет необходимо…

Черные монолитные скалы облизывает ветер и гонит по ним снежный поток. Сначала струйками прозрачной вуали снег медленно сползает с черной стены вниз, но вот встречный поток ветра останавливает снег, разворачивает и завихряет обратно вверх по вертикальной стене. Алмазная пыль, сверкающая на солнце, осыпает с головы до ног. Изумительно красиво! Все слова банальны, это не описать, это надо видеть.

А вот ветер более могущественной силы увлёк за собой целый пласт с перевального седла, и нежно зашептала по гладко зализанному кулуару лавина…. Несколько мгновений и тонны сыпучего снега уже покоятся под Стражем.


Птица и Звёздный

На левом берегу озера Светлого обнаружили баню (просто баню, а не зимовьё). И летний лагерь. К нему – множество буранных следов снизу. Панорама пиков Птица и Звёздный – перед нами. Перевал Звездный зажат между пиками.

Перед восхождением на Птицу тропим правый склон озера Светлого, пока не натыкаемся (вот удача!) на чью-то заметённую лыжню. Когда подходишь под взлёт – понимаешь, что предстоит обычная работа. Физуха, сопровождаемая равномерными вдохами и шагами в «кошках». Шаг – вдох – руки – второй шаг – выдох – перенос тела на первую ногу. Три такта. Мало-помалу отступает напряжение, возникающее на коротких лавиноопасных участках, которые приходится иногда пересекать, и ты сливаешься с горой в одно целое. Ты не отпустишь ее, ты крепко держишь большую Птицу своими тремя тактами. Ты обнимаешь её цепкими движениями, чтобы подтянуться на следующую высокую ступень. И так, по снегу – до скал… Сверху – красиво-о-о-о!!!

…Однажды в Ергаки – страну Спящего Саяна залетела случайная Птица. Дух погоды увидел ее, парящую в небе, залюбовался ее изяществом и захотел завладеть ей. Наслал сильный ветер и принес Птицу к озеру Горных Духов, чтобы показать свою добычу братьям. Но братья были свободолюбивы и осудили Духа Погоды за то, что он завладел Птицей против ее воли. Между братьями возник раздор. Дух тропы пытался показать Птице дорогу домой, но Дух Погоды закрывал туманами небо и скалы. Дух огня освещал затуманенные небо и скалы, но Дух воды тогда начинал сердиться, что высохли его реки. Дух воды предлагал Птице спуститься с гор по течению рек, но Дух Погоды насылал молнии и камнепадами заваливал долины рек. Много бы бед натворили горные духи в Ергаках, но вмешался в спор самый старший и мудрый из братьев – Дух Камня. Он решил пробить окно в скалах, окружающих озеро Горных Духов и показать Птицу Спящему Саяну: пусть рассудит их спор. Тщательно вытачивал Дух Камня это окно, работа его была долгой, и на это были свои причины. Во-первых, если расколоть стену одним движением, то невообразимая гора камней упадет и погубит многих лесных жителей, и завалит озеро Художников – излюбленное место Духа Камня. Во-вторых, Дух Камня полюбил прекрасную Птицу, и в тайне надеялся своим красивым изваянием привлечь ее внимание. В-третьих, Дух Камня был гениальным художником, и не мог ваять как попало. Прошло очень много времени, и так появилось большое и гладкое, как зеркало, полукруглое окно в стене замка Горных Духов – Парабола…

От озера Светлого или от озера Горных Духов (это с другой стороны перевала Звёздного), Птицу не видно. Вернее, видно гору, но непонятно – почему Птица? Вовсе не похоже, гора да гора. А, поднявшись высоко на плечо горы, точнее, на крыло (перевал Птица) — увидишь её во всей красе…

…А у Птицы за это время вывелись птенцы. Увидела она через созданное Духом Камня окно лежащего Спящего Саяна и обомлела перед его могуществом. Прикрывая крыльями беспомощных птенцов, со страхом смотрела она на хозяина здешних мест. Саян, узнав о ссоре братьев – Горных Духов из-за залетной красавицы, легко разрешил их спор и велел Птице улетать из его владений, да как можно быстрей. Но Птицу теперь держали беспомощные дети, и она не могла их бросить. Пряча своих птенцов от Саяна, Птица умоляла оставить её у озера Горных духов до осени, пока птенцы не научатся летать. Но неумолим был Саян, потому что до осени Горные духи, ссорясь между собой, могли совсем разрушить Ергаки. Крепко сидела Птица под натиском Саянского гнева в гнезде, расправив крылья и оберегая под ними своих птенцов, и никакая сила не могла сдвинуть с места материнскую любовь. Не понимая упрямства пленницы, разгневался ещё больше Саян и обратил ее в камень. Так и сидит она, по сей день, загородив крыльями своих птенцов, и с отчаянием смотрит сквозь Параболу на Спящего Саяна…

На перевальной седловине в гранит вдавлена мемориальная доска молодой полячке Еве. Тоже вот случайная залетная птица…

Спускались по отрогу на лыжах, приятные покатушки по шуршащему снегу…


Тушканчик, Художники

Перевалили через отрог в соседний цирк к перевалу Курсантов, Мраморному, и скале Зеркальной. Много кедров, много шишек. Орехи – необычайно сладкие и крупные. Опять встретили следы людей, только не лыжников, а на снегоступах. Это альпинисты. На отроге Зеркальной были слышны голоса. Снег накрывает стройные пихты Ергак с головой, ломая ветки. Вот почему в Ергаках такие стройные ели и пихты – у них обломаны «ручки»… Собираю фотоальбом «Почему в Ергаках ели стройны». Множество звериных следов: лисы, волки, зайцы, кабарга, изюбры, лоси. Из птиц – клесты, кедровки, глухари, тетерева, коршуны. Куропаток – не видели.

Перевалили через простой перевал Тушканчик. От седловины перевала поднялись на гору Тушканчик. Обзорная гора, с которой видно все окрестности. Внизу – база МЧС (учебный центр), построенная всего лишь 3 года назад. Склоны исполосованы буранными следами. Это мода теперь тут такая – не на лыжах, а на буранах кататься. Вверх – на буранах, вниз – на лыжах. Цивилизация. В 2005 году этого ничего тут не было ещё, была кругом только тайга. Теперь это называется по-модному: освоение природных ресурсов и развитие рекреационного туризма…

Потом подошли под перевал Художников, сходили на него. Очень живописно. Облазили все окрестности, сняли и описали. Парабола с этой стороны смотрится не так фотогиенично, как с Птицы или Звёздного. Зато какие скалы-ы-ы… Мечта скалолазов. Тут на сайте некто из Красноярска хвастался, что перевал Художников не прост, и что надо знать какую-то особую «дырочку» для его прохождения, так вот мы посмотрели – нормальный перевал. Проще, чем мы думали. И никаких там секретов нет. Просто красиво. И думать головой надо, куда лезть. Вторая дырочка справа, если кому-то интересно (со стороны озера Карового).


Спящий Саян

Один из хребтов похож на гигантского спящего человека. У него благородные черты лица, длинные распущенные волосы, руки сложены на груди. Эта картина — символ Саяна: “Спящий Саян” бережет свои богатства.

Из долины на подходах к цирку перевала Красноярского виден черный монолитный массив — знаменитый Спящий Саян. Вот и пришли мы, наконец, к главному персонажу всех здешних легенд. По другую сторону склонов – Висячий камень.

В цирке – озеро Радужное. Удивили деревянные туалеты в цирке у Радужного. Столы и лавки. Буранные следы. Полной автономности в этом районе уже не увидишь...

Пурги на праздник в этот раз – не было, и это странно…

Погода взяла моду ежегодно капризничать на 8 марта. Но в этом году что-то сбилось, или дух Погоды проспал праздник, но на удивление все 20 дней похода было солнце, за исключением только одного дня (на перевале Зелёный). А вот в 2005 было всё по-другому:

…Дух погоды был самым капризным и своенравным из братьев, он был младшим, и потому ему многое прощалось. Однажды долгой зимой ему стало скучно среди заснеженных озер и речных долин, и решил он позабавиться: сдуть белые пушистые покрывала с Ергак и заглянуть – что же там, под ними, делается. Его любопытство могло разбудить раньше времени все живое вокруг – зверей, деревья, реки, цветы… Но не готов еще был проснуться заснеженный мир, и поэтому Дух Воды постарался, чтобы сметенные снежные покрывала тут же засыпались новым снегом, падающим с небес. Три дня и три ночи боролись Дух Погоды и Дух Воды, и стояла в Ергаках сильная пурга: снег, то поднимался в небо, то ложился целыми тоннами обратно на землю. Услышал Спящий Саян эту возню братьев и проснулся разгневанный. Испугались братья и затихли в своем озере Горных Духов. Тогда велел Спящий Саян Духу Камня изваять замок для младшего брата, чтобы, когда ему опять станет скучно посреди зимы, запирать его там от греха подальше. Дух Камня построил Каменный Замок для Духа Погоды, но ему жаль стало младшего брата, и поэтому рядом с замком он изваял Черепаху, которая будет рассказывать сказки скучающему Духу Погоды долгими зимними вечерами. И, по сей день, окружают Черепаху разные сказки: перевал Сказка, озеро Сказка, пик Сказка…

…Черепаха всю зиму рассказывает Духу Погоды сказки, но, убаюканная тишиной, иногда засыпает, уставшая. Особенно часто случается это в начале весны. И тогда выбирается тайком Дух Погоды и заводит хороводы со снегом и метелями, пока Страж и братья не образумят его и не загонят обратно в Каменный Замок. И происходит это обычно три дня, на 8 марта…


База МЧС, сауна, телевизор…

Возвращаемся из маленького дремучего царства у основания небес в суматоху городов, навстречу обыденности. Выходим из страны растопыренных пальцев к той самой дороге, которая как надежная рука доброго сказочника связывает нас с реальностью…

Лихо скатываемся по буранному следу в лесу к дороге в лучах уходящего солнца среди убелённых стройных ёлок. Навстречу нам выезжают спасатели. Они помнят, что мы должны выйти сегодня, 12 марта, вот и забеспокоились, что уже вечер, а нас ещё нет. Но нам помощь не нужна, мы вполне довольны и удовлетворены. До самой дороги, до последних шагов, не снимаем лыж. Вечером стоим на дороге, любуясь Тушканчиком, Художниками и Спящим Саяном сквозь фонарные столбы цивилизации и жалея, что фотоснимок портят теперь провода ЛЭП… В 2005 году этого ничего здесь ещё не было…

В столовой на базе спасателей нас накормили замечательным ужином. После сушёных супов: ах-ах-ах, эти котлетки – просто сказка…

Сауна! Это еще одна сказка! Мы с Далей блаженничали там до опупения, пока не начало выпрыгивать сердце из груди, а потом довольные, чистые, разморённые, пили чай на кухне. Да-да, просто чай. Хотя некоторым хотелось пива. Но никакого спиртного у спасателей не найдёшь, а магазинов здесь нет (может быть, только пока)...

Даля, как дикошарая аборигенка, спустившаяся с гор, и впервые увидевшая телевизор, не хотела отходить от экрана, пока не выгнали…

Первая ночь в цивилизации, как обычно бывает после лыжного похода, была душной и жаркой. А утром по пути в Абакан укачало в маршрутке до тошноты от выхлопных газов… Цивилизация наступает…

…В одной из легенд говорится, что давным-давно на земле Хакасии появился медведь-великан (аба). Он обитал вблизи одного из аулов, уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь, одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой: он знал, что раненый зверь долго не выдержит. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан (Абакан), так стали называть эту реку местные жители, ибо по-хакасски «аба» – «медведь», «хан» («канн») – «кровь», т.е. «медвежья кровь».

Все легенды, кроме двух оригиналов (первой и последней) – вымышлены в 2005 году под впечатлением чудной красоты природного парка Ергаки. Прошу прощения у Ергак и местных жителей за дерзость и желание внести свою скромную лепту в настоящие хакасские легенды. Удержаться было невозможно: природа навевала картины…

Марина Васильева (Красноштанова)


 ПредыдущаяСтраница 2 из 3:  1 2 3 всеСледующая 
Марина Васильева (Красноштанова)Жаль... Но ведь Висячий Камень Владимира Л. — уже "висит"...
Хорошо, я сделаю фотоотчёт на другом сайте, а сюда зашлю ссылку. ОК?
07.12.2016, 15:06:48 |
Вячеслав ПетухинВот и хорошо, что Владимир остановился на нескольких фотографиях. У нас порой из совершенно других районов размещают фотографии — в этом может быть какой-то свой резон. Фотоотчёт же это уже куда ближе именно к рассказу о районе.

Против ссылок, конечно же, никаких возражений нет.
07.12.2016, 16:20:48 |
Александр Гранин

 Вячеслав Петухин: надо строже следить за соответствием материалов географии сайта

Или как вариант расширить географию сайта
07.12.2016, 16:22:06 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Александр Гранин: Или как вариант расширить географию сайта



Поддерживаю! К тому же географы ещё спорят о Ергаках — Западный ли это Саян, или конец Восточного. А восточный — это ещё "наша" территория :-)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ергак-Таргак-Тайга
07.12.2016, 16:23:57 |
Вячеслав ПетухинА откуда видно, что спорят? Мне кажется, что Ергаки всегда относили именно к Западному Саяну. Вот Ергак-Таргак-Тайга — он уже на стыке двух Саянов. (Я тут сам путался и не был уверен, что Ергаки и Ергак-Таргак-Тайга не объединяют, но сейчас посмотрел — да, вероятно, географически это совершенно разные вещи, только за счёт схожести форм у них похожие названия.)
07.12.2016, 16:35:04 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: А откуда видно, что спорят?



Где-то читала, уже не помню, да вот и Владимир Л. об этом же выше говорил :-)

 Вячеслав Петухин: только за счёт схожести форм у них похожие названия



Похожие названия у них потому, что тюркские языки (хакасы, тувинцы и тофалары) очень похожи, их поэтому издавна одинаково и называли: со стороны Тувы — Эргак-Таргак (пальцы), со стороны Хакасии — Иргак (пальцы).

Когда я была после Ергак сразу в Ергак-Таргак-Тайге (в одном походе) — мне второй хребет показался совсем не похожим на первый, он был более спокойным и гладким. Но хребет, конечно же, очень большой, нельзя судить только по одному месту.
07.12.2016, 16:44:46 |
Марина Васильева (Красноштанова)Саяны — по обе стороны Енисея. Западным Саяном точно называют то, что западней или юго-западней Енисея. А то, что восточней Енисея — спорят: западный ли это Саян или ещё восточный. Где-то я читала об этом. По сути — и Ергак-Таргак-Тайга, и следующий за ним хребет Ергаки — это продолжение горных массивов, тянущихся с востока. А Енисей разделяет горы широкой долиной, и то, что за Енисеем на западе и юге — это уж точно Западный Саян. А то, что находится на востоке — спорят.
Я встречала в разной литературе разные определения.
07.12.2016, 16:57:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)Если кому интересно:
http://www.tourism.ru/docs/map/oro/4/5/171.gif
Многие из этих мест я посетила, и могу сказать, что даже Шапшал (юго-западную Тыву) местные также именуют Саянами, а не Алтаем.

И книга, которая о многом рассказывает:
http://www.tourism.ru/docs/desc/4/5/11/

07.12.2016, 21:05:46 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Похожие названия у них потому, что тюркские языки (хакасы, тувинцы и тофалары) очень похожи, их поэтому издавна одинаково и называли: со стороны Тувы - Эргак-Таргак (пальцы), со стороны Хакасии - Иргак (пальцы).

Когда я была после Ергак сразу в Ергак-Таргак-Тайге (в одном походе) - мне второй хребет показался совсем не похожим на первый, он был более спокойным и гладким. Но хребет, конечно же, очень большой, нельзя судить только по одному месту.

Что-то Вы не то говорите, Марина. Дело именно в схожести форм. Всё же видно вот на этих фотографиях.
Я нигде больше в Саянах не видел подобных форм. И дело не в схожести языков, а в том, что "ергак" — по-видимому, устойчивый топоним. Вроде как пишут, что именно хакасский, может и общетюркский.

Тофаларский хоть и считают родственным тувинскому, но нельзя сказать, что они "очень похожи" — тофы и тувинцы друг друга не понимают. Ну а хакасский вообще довольно далёк. Вот что пишут: "Хакасский язык относится к уйгурской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков. К хакасскому по языку близки кумандинцы, челканцы, тубалары (относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе), а также киргизы, алтайцы, телеуты, теленгиты (относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе)."

Конечно, все эти три языка относят к тюркской семье, но "похожесть" эта очень слабая. Вот немецкий и английский тоже из одной семьи, но не очень-то они похожи.
07.12.2016, 21:48:14 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: Когда я была после Ергак сразу в Ергак-Таргак-Тайге (в одном походе) - мне второй хребет показался совсем не похожим на первый, он был более спокойным и гладким. Но хребет, конечно же, очень большой, нельзя судить только по одному месту.
Что-то Вы не то говорите, Марина. Дело именно в схожести форм. Всё же видно вот на этих фотографиях.
Я нигде больше в Саянах не видел подобных форм.



Могу предоставить отчёты с фотографиями. Если Вы согласитесь расширить географию сайта :)

Кстати, обе приведённые в пример фотографии сделаны в Ергаках, это 100%
Верхнее фото — это Страж, описанный мной в очерке "Зимние сказки о спящем Саяне", а нижнее фото — это озеро Светлое, пики Звёздный и Птица (о них тоже в очерке написано). Так что я ничего не путаю. ЭТО — ЕРГАКИ, а не Ергак-Таргак-Тайга.
07.12.2016, 21:51:12 |
Вячеслав ПетухинДа причём тут отчёты?!? Дело не в Ваших впечатлениях, и вовсе не в том, какой хребет в целом (это про "хребет, конечно же, очень большой, нельзя судить только по одному месту"). Дело в том, откуда могло взяться название. И мне представляется очень вероятной версия, что именно вот эти острые (и в том, и в том хребте) горы и дали одинаковое название и тому, и другому хребту.

Вот, процитирую, текст, на который я уже давал ссылку выше:

ЕРГАК-ТАРГАК-ТАЙГА - хребет, вост. часть Зап. Саяна на границе Тувы и Хакасии. Название хребта образовано из названий двух орографических единиц: массива Ергак и хребта Таргак-Тайга, которые ныне рассматриваются как единое целое. Название Ергак из хакас. иргек, ергик 'большой палец', т. е. 'гора, похожая на палец'; Таргак-Тайга из тюрк, таргак 'гребень' и тувин. тайга 'высокогорье, покрытое лесом; тайга' (хребет до 1800 м покрыт темнохвойной тайгой).


То есть название хребта Ергак-Таргак-Тайга пошло от массива Ергак. Если уж выяснять вопрос, то надо разбираться, что это за массив называют (или называли) "Ергак".
07.12.2016, 22:07:31 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Верхнее фото - это Страж, описанный мной в очерке "Зимние сказки о спящем Саяне"

Марина, а Вы зайдите на страницу фотографии, там и ссылка на отчёт есть.
07.12.2016, 22:08:59 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я обязательно зайду, чуть позже, сейчас убегаю. Только у меня тоже есть отчёты с Ергак аналогичными фото.
07.12.2016, 22:10:30 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: там и ссылка на отчёт есть.



Заглянула, фотоотчёт нашла, но карты и описания маршрута там нет.

Зато поняла, что первое фото — не Страж, просто очень похоже. Долго искала свои фото, потом долго сравнивала, у меня-то зимние пейзажи. Но второе фото (озеро Светлое) — это абсолютно точно Ергаки, а не Ергак-Таргак-Тайга. Это разные хребты. Ергак-Тайгак-Тайга — это огромный хребет, а Ергаки — маленький:
http://www.tourism.ru/docs/map/oro/4/5/171.gif

И в той части Ергак-Таргак-Тайги, где я была (там, где примыкает к Ергакам) — там хребет был очень сглаженный, не такой, как на фото Егора. Егор фотографировал значительно восточней — там я не была. Зато была практически на всех больших хребтах прилагаемой карты (от Сальджура и Шапшала до Ергак-Таргак-Тайги в Туве).

Если хребты Ергак-Таргак-Тайга в восточной части и Ергаки настолько похожи геоморфологически, значит есть основание полагать, что правильно считали его раньше одним и тем же хребтом, и неспроста называли Восточным Саяном (вот и Егор это подтверждает — читал у Обучева). То есть, хребет Ергак-Таргак-Тайга тянется от самой Тофаларии до природного парка Ергаки. И если уж мы называем район Тофаларии Восточным Саяном, то почему и Ергаки не назвать так же.
А вот районы по левому берегу Енисея — это уж бесспорно Западный Саян.

И вот вопрос интересный: где тогда граница между Западным и Восточным Саянами? (вопрос риторический)

 Вячеслав Петухин: То есть название хребта Ергак-Таргак-Тайга пошло от массива Ергак. Если уж выяснять вопрос, то надо разбираться, что это за массив называют (или называли) "Ергак".



Так это бесспорно, как и то, что Ергак, Эргак, Иргак, Ыргак — на разных тюркских языках звучат очень похоже.
08.12.2016, 00:53:33 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Заглянула, фотоотчёт нашла, но карты и описания маршрута там нет.

О, оказалось, что как раз на этой фото, как на заглавной, ссылки-то и нет. Поставил. А вот фотоотчёта-то вроде никакого и нету, именно отчёт.

 Марина Васильева (Красноштанова): Зато поняла, что первое фото - не Страж, просто очень похоже. Долго искала свои фото, потом долго сравнивала, у меня-то зимние пейзажи. Но второе фото (озеро Светлое) - это абсолютно точно Ергаки, а не Ергак-Таргак-Тайга.

Марина, Вы, возможно, невнимательно читаете, что я пишу. Я именно об этом и говорил! И затем и привёл эти два фото, чтобы показать, насколько похожи Ергаки и Ергак-Таргак-Тайга (при этом других столь острых скал в Саянах вообще практически нет).

 Марина Васильева (Красноштанова): правильно считали его раньше одним и тем же хребтом

До сих пор нигде не видел, что их считали РАНЬШЕ одним хребтом. Я уже даже явно процитировал выше. Единственно, не совсем понятно, что именно понимается под "массивом Ергак". Но скорее всего, это именно Ергаки. Тогда как раз наоборот, получается раньше это считалось отдельными единицами, теперь — единой.

 Марина Васильева (Красноштанова): неспроста называли Восточным Саяном (вот и Егор это подтверждает - читал у Обучева)

А вот здесь Вы уж точно совершенно зря привносите путаницу. Ергаки никто НЕ ОТНОСИТ к Восточному Саяну. Ергаки даже не на границе, а В ЦЕНТРЕ Западного Саяна. И Егор говорит об отнесении только только того района, где они были, района, который, как Вы хорошо знаете и называют Центральным Саяном. Вот насчёт него и есть разные мнения, к какому Саяну его относить. Насчёт Ергак никто не сомневается, что это именно Западный Саян.

 Марина Васильева (Красноштанова): Ергак, Эргак, Иргак, Ыргак - на разных тюркских языках звучат очень похоже

Да вовсе не "на разных тюркских языках". Это просто разные переложения одного слова на русский язык. Вот с бурятским словом "усан" (вода) ещё разнообразнее. Его передают и как "угун" (Ехэ-Угун), и как "оса" (Оса), и как "ухан" (Халун-Ухан) и ещё много близких вариантов. А слово-то одно, причём все названия именно бурятские.
08.12.2016, 08:55:44 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: Марина, а Вы зайдите на страницу фотографии, там и ссылка на отчёт есть.

 Вячеслав Петухин: А вот фотоотчёта-то вроде никакого и нету, именно отчёт.



Видимо, мы по-разному понимаем слово "отчёт" :)
Там именно фотоотчёт — фотографии с короткими пояснениями. Отчёт в моём понимании — это полное техническое описание (ЛП, ПП, километраж, чистое ходовое время каждого дня).
Я этого не нашла.
08.12.2016, 12:58:30 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: Марина, Вы, возможно, невнимательно читаете, что я пишу. Я именно об этом и говорил! И затем и привёл эти два фото, чтобы показать, насколько похожи Ергаки и Ергак-Таргак-Тайга (при этом других столь острых скал в Саянах вообще практически нет).



Вячеслав, ведь и я могу ответить Вам тем же: Вы тоже невнимательно читаете :)
Я уже несколько раз написала, что Ергак-Таргак-Тайга в западной части — сглаженный.
У нас нет представления о том, где проходит граница между сглаженным Ергак-Таргаком (где была я) и изрезанным (где был Егор). Вот это место меня и интересует.

 Вячеслав Петухин: Да вовсе не "на разных тюркских языках". Это просто разные переложения одного слова на русский язык.



Но это ведь не так важно. Например, житель Тувы Паша Апаницын (ходил с нами в походы по тем местам) говорил о произношении именно разных языков (хакасского и тувинского). И то же говорили нам в музее. Это сути не меняет.

08.12.2016, 13:23:08 |
Вячеслав ПетухинНу какие же "фотографии с короткими пояснениями"? Вот главная страница — там вообще фотографий нет, а нитка маршрута подробно указана. Как же это можно фотоотчётом назвать?!? Да, фотографий много, но даже если их все убрать, останется, хоть и краткое, но точное описание движения группы — и по времени и со всеми обстоятельствами.

 Марина Васильева (Красноштанова): Отчёт в моём понимании - это полное техническое описание (ЛП, ПП, километраж, чистое ходовое время каждого дня).
Я этого не нашла.

Для каждого дня указано время выхода, время остановки. Указан километраж. А чистое ходовое время далеко не всегда получается померить — разные участники идут по-разному. Обычно указание чистого ходового времени достаточно формально или лукаво.

 Марина Васильева (Красноштанова): Вячеслав, ведь и я могу ответить Вам тем же: Вы тоже невнимательно читаете :)
Я уже несколько раз написала, что Ергак-Таргак-Тайга в западной части - сглаженный.

А при чём тут невнимательность?!? Разве я где-то писал противоположное, что он не сглаженный?
08.12.2016, 13:27:47 |
Марина Васильева (Красноштанова)Ну, хорошо, давайте назовём это "кратким отчётом" :)
Всё же там нет главной составляющей любого отчёта — технического описания, то есть, километража ПО ДНЯМ, чистого ходового времени, и описания локальных и протяжённых препятствий.
08.12.2016, 13:32:22 |
Вячеслав ПетухинЯ выше уже дополнил. Как раз километраж по дням-то уж безусловно есть. Смотрите — в конце описания каждого дня.
08.12.2016, 13:34:12 |
 ПредыдущаяСтраница 2 из 3:  1 2 3 всеСледующая 
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную