26.07.2011, день одиннадцатый

Утром кое-как разлепляю глаза. Организм протестует против ранней побудки, мозг в ужасе осознает, что сегодня надо будет лезть в «Ханскую щель».

Над палаткой низкое рваное небо, еще видны островки лазури, но мне не верится, что будет солнце. Страх перед порогом лишает привычной радости утра и надежд. Я как на иголках. Спускаюсь к воде, долго и тщательно делаю зарядку, разминаюсь, пытаясь прогнать налетевшую было душевную слабость. Безрезультатно.

В лагере уже собираются, решено обносить вещи и проходить «Ханскую щель» и «Макбет» налегке, по-спортивному.

Помимо моих личных вещей у меня в рюкзаке еще продуктовая раскладка – 1,5 литра спирта, 1,5 литра гречки, тушенка, изюм, пол-литра сухого молока, и канистра с сухарями. Остальные продукты, которые мне полагалось нести, забрал Аркаша. Рюкзак тяжел, мне на спину его пристраивает Леха и я с гидрой в руках шлепаю по камням к катамаранам.

Лавируя меж камней, перебираемся на левый берег. Игорь сходил на разведку по склону, но тропы, обещанной в лоции, не нашел. Решено идти «по-бараньи» (о, боже, опять!) – в лоб.

…Кули тяжелые, склон крутой. Мы в молчании и усердии ползем, опираясь всем, чем придется, цепляясь за кусты и траву. Наконец, преодолев невысокую скальную стенку, отдыхаем в густых зарослях багульника. Вопреки ожиданиям сверху ничего не видно, только слышно как шумят пороги. Наугад идем вперед, находим обозначенное в лоции болото. Топаем по нему напролом, увязая во мху и мимоходом обдирая еще не созревшую голубицу. Много сахан-дали. Спустились по небольшому распадку к реке, выйдя чуть выше порога «Ворота». На небольшой поляне видны старые, заросшие травой костровища, здесь решено обедать.

Пока Саша-дежурный готовит обед, а рыбаки рыбачат, остальные уходят смотреть «Макбет». В разных лоциях его категория колеблется от третьей до пятой. Нифига себе разброс. Погода испортилась, начал накрапывать тонкий дождь, мы пробрались по камням и странной наклонной скале к началу порога. Он начинается метрах в 150 ниже «Ханской щели», правый берег – сплошная стена, в которую ниже на повороте реки бьет струя, образуя косой отбойный вал. Левый берег из крупных камней и наклонных плит. На входе по центру огромная бочка. Мы кидали в нее палки и бревна, чтобы посмотреть как долго она будет удерживать их. Бочка все исправно выплевывала, правда в разных направлениях.

После просмотра «Макбета» мне кусок в горло не лез. В лоции, где он обозначен пятеркой, сказано, что один из катов в нем кильнулся, наверно это и послужило резоном присвоения ему такой высокой категории.

Обед еще не готов – сырые дрова гореть не желают. Теряем время в ожидании и спорах о тактике прохождения «Макбета» и «Ханской щели».

…Через хребет, болотце, голубицу и багульник вернулись к катамаранам. Смотрели «Ханскую щель». Спорили. Курили. Снова смотрели.

И «Щель» и «Макбет» мы прошли чисто. После прохождения «Щели» зашли в большой грот справа. Эхо гулко отдавалось от серых каменных стен, в которых вода проточила дорожки как по глине. Вторая четверка стояла напротив, зацепившись «френдой» в похожем гроте. Внизу под нами в относительно спокойной воде было видно глубину. Не дно, не течения и маневры воды, а темную, колышущуюся бездну, в толще которой почти недвижимо стояли крупные хариусы. Казалось, мое сердце отстукивало идеальный марш, который послушно отражали стены грота, вкрапляя в мелодию перезвон капель.

После «Макбета» меня слегка потряхивало, покалывало кончики пальцев и, несмотря на холод и дождь, было жарко. Мы все-таки прыгнули в бочку по центру (хотя, признаюсь, выбора у нас наверно и не было), почти полностью погрузившись в белую густую воду. Вышли лагом, но выправились и встретили валы гордо задранными носами, причем Ильич еще умудрился помахать снимавшему нас на камеру Андрюхе.

2-ка рисковать не стала, аккуратно прошла бочку слева.

Под проливным дождем, пылая от адреналина, я снимала прохождение 2-ки, прижавшись к отвесной стене каньона. И эту шершавую стену, и обжигающие капли дождя на лице и маленький яркий катамаран в пенных валах я запомнила на всю жизнь

«Ворота» решено идти уже завтра, мы разбили лагерь на месте обеда, под проливным дождем. С рыбой напряг. Тех, что поймали, стоя на страховке, посолили и съели, несколько штук запекли на рожнах и тоже уничтожили под вечерние тосты.

Дождь не стихает, на наш маленький мир наваливается темнота. Чуть выше и справа шумят пройденные пороги, и этот шум кажется знакомым, привычным, словно мелодия, которая вот уже много дней будоражит голову.

…Сгрудившись под тентом, прижавшись друг к другу, мы в свете фонариков пьем чай, лениво теребим запеченную на рожнах рыбу, разговариваем и поем песни. Весь мир вокруг меня соткан из эмоций, звуков, запахов, слов. И этот мир как в ладонях держит тофаларское лето, хмурое и неприветливое как некрасивая девчонка.

Завтра у нас по расписанию погоды должно быть солнце. Но глядя на темно-серое небо, ощущая на спине и плечах струи воды, постоянно норовящей вылиться за шиворот, как-то с трудом верится в прекрасное светлое и солнечное завтра.

Уютно устраиваюсь в палатке между Олегом и Андрюхой и проваливаюсь в сон, не забыв поблагодарить судьбу за еще один счастливо прожитый день.

Далее (27.07.2011, день двенадцатый)