20.07.2011, день пятый

Утро было дождливым, туман зацепился за окружающие вершины, причудливо складываются тени на склонах сопок. На завтрак пшенная каша с изюмом – отвратительная. Разломившаяся у меня в рюкзаке неучтенная шоколадка разошлась в несколько секунд, все как голодные чайки налетели на нее. Забавно смотреть на больших, сильных телом и духом мужчин, тщательно собирающих микроскопические осколки шоколада с помятой обертки.

Каюры увязывают груз, мы снимаем палатки, пакуем рюкзаки. Небольшие гривастые лошади – наши любимицы. Утром им дают по горсти соли, насыпая ее на пни. Мой рюкзак забирают на лошадь – каюры предложили это еще вчера. Глупо было бы отказываться. Ради чего? Взыгравшего самолюбия, совести или нежелания отделяться от коллектива? Нет, мол, спасибо, но эти …цать килограммов я потащу сама. Успеваю сунуть туда несколько тяжестей, которые забрала у Ильича, в том числе топор, найденный им еще на первой стоянке в Нижнеудинске.

Мы тронулись вперед, каюры остались кипятить чай, – они не торопятся, поскольку движутся гораздо быстрее нас.

Быстро теряем тропу, она тонкая, то появляется, то снова исчезает среди чахлых листвяшек. Пружинит под ногами мох, одуряюще пахнет багульником, с ветвей коварно капает за шиворот. Часто останавливаемся, ищем тропу, скачем то вверх, то вниз. Небольшие сопки сплошь заросли мхом, но на вершинах проплешины твердой земли и ягеля, растут березы. Много грибов, собираем их кто куда, планируя сготовить на обед. Несмотря на дождь, хлюпающую под ногами грязь и унылое серое небо, все бодры, на перекурах не переводятся анекдоты и шутки.

Постепенно уходим вверх и как-то незаметно влазим на сопку, где после хилой угнетенной природы становится радостно от белых склоненных березок, хрустящего под ногами ягеля, темно-терракотовых глиняных пятен под ногами, даже дождь затих. Открывается впечатляющий вид на долину Мурхоя. Жизнь была бы прекрасна, если бы не одна негоразда – тропы-то нет. Карты какие-то странные, нечитаемые, судя по выражению лица Адмирала; GPS потерян в безднах Лехиного рюкзака, и все члены экспедиции больны топографическим кретинизмом – болезнью, которая дается в наказание за легкость ног…
Наконец, спускаемся по мокрой траве, петляем, куда-то сворачиваем, продираемся сквозь кусты и о, чудо, выходим к летнику, где и запланирован обед. Признаться, мне как мультяшной Маше, хочется бегать и верещать: «Сейчас меня покормят!».

Каюры, увидев нас, обрадовались, так как, не видя по дороге следов, они уж было решили, что придется искать нас, неразумных туристов… похвастались, что видели изюбря. Мы бы тоже видели, если б не лазили по сопкам. Роман, выслушав адмиральский отчет о поисках «более удобного подхода к месту обеда» и от души улыбаясь, выдал гениальное: «Я таких туристов баранами называю, по-доброму, – вместо того, чтобы по тропе идти, они к небу лезут, ищут чего-то».

После обеда шли до позднего вечера, ночевка была запланирована под перевалом, чтобы на следующий день успеть пересечь водораздел и спуститься к Уде. Заходящее солнце каким-то нереальным цветом поливало гольцы и долину, а небольшие озера и протоки между ними как зеркала отражали небо. Усталость и красота почему-то неразрывно связаны друг с другом, может, это и есть главная жизненная ирония – чем труднее путь, тем красивее окружающий мир?

…Они сидят у костра, чуть сутулятся усталые спины. Пахнет хвойным духом, костром и лошадьми. Хочется взять этот запах в ладони, посадить его в баночку и написать на ней «Запах Тофаларии».

В котелке хлюпает какое-то варево. Я черпаю в кружку чай, сажусь поближе к огню, меня тут же обнимает усталость. Второй день мы идем по этой дикой земле. Медленно, то теряя, то вновь находя тропу, продвигаемся к цели. А до нее еще идти и идти… Синяя лента реки, к которой ведут наши карты, но и без них нас тянет как магнитом к ней, воплощению риска, борьбы, неизведанности, самой мощной и дикой реке Тофаларии – Уде.

Далее (21.07.2011, день шестой)