|
| Вело-ПВД “Торы — Тальяны”.
Решился таки написать небольшую статью про этот, в нашем случае, вело-маршрут. Сомневался какое-то время, стоит ли его публиковать здесь, потому что на Природе даже района такого нет, да и вело-тема здесь не популярна, и вроде бы место этой статье — на Ангаре. Однако, потом подумал, может эта публикация как раз будет небольшим кирпичиком в пользу покрытия сайтом данной территории. А то, что мы передвигались на велосипеде — не так и важно на самом деле. Да и многие посетители Природы, я уверен, тоже с удовольствием катаются на велосипеде. На Ангаре же тема Тальяны-Торы, либо — в обратном направлении, поднималась много раз, но так ни одного рассказа и не появилось. Все обычно заканчивалось сообщениями типа — “сегодня выехали, уже на маршруте, как вернемся — отчитаемся, будут фото и подробное описание маршрута”. Но видимо никто не вернулся, все там полегли, а там есть где.
Это было моей вело-мечтой уже года три. Нельзя конечно сказать, что мы проехали уже все что можно, но более-менее интересные однодневные маршруты — в основном да. Настала очередь 2х-дневных маршрутов, и этот — из Тункинской долины в Ангарск, давно уже у меня на первом месте.
Мне вообще особенно нравятся подобные маршруты, когда стартуешь в одном районе, а финишируешь совсем в другом. Что-то в этом есть, какой то прорыв. Поэтому люблю ездить Ангарск-Савватеевка-Шаманка (или Пионерск) — Иркутск, Иркутск — Б.Луг — Иркутск не по асфальту, нравятся кольцевые, продолжительные маршруты по Тажеранам. Планирую конечно транс-Хамар-Дабан (Мысовая-Гусиноозерск). И все же “Торы-Тальяны” стоят особняком. Я бы сказал, что это мега-маршрут. Это — даже чисто по арифметике набора-сброса высоты — из ряда вон. Больше километра нужно подняться и спуститься (больше 1 км перепад между крайними точками). Это и немаленькое расстояние — для двух дней примерно 200 км, из которых около 140 км без асфальта, а примерно 80 из них — по лесным и каменистым горным дорожкам. Почитав немногочисленные отзывы проехавших велосипедистов и джиперов, я таки решился этим летом осуществить задуманное.
А теперь — вопрос на засыпку. Представьте, что вы живете например в Далахае, ну или в Торах, а в Тальянах у вас — бабушка. Каким путем вы к ней поедете? Но... об этом немного позже.
Для того что бы успешно проехать маршрут, на мой взгляд, нужно было соединить две вещи — иметь неплохую физическую форму, и должно быть достаточно тепло. С формой, думаю, все понятно, без нее там делать нечего. А тепло необходимо, что бы поменьше вещей везти. Я знал, что там где-то есть зимовья и базы заготовителей. Но все же решил на них не рассчитывать. Потому что предпочитаю автономность. А палатка в конце концов это всего около 3 кг. И вопрос только в том, на сколько человек эти килограммы раскидываются в итоге. У нас были варианты по составу от 2х до 4х участников. В итоге получилось трое. 2 Ж + 1 М. На мой взгляд — совсем неплохой расклад. Не скучно совсем было. Кстати, с формой вышло довольно удачно, незадолго до вело-поездки мы с Галей вернулись из Саян, где эту самую форму успешно нагуляли. То что она была пешеходная — пригодилось даже очень и очень. Ну и с теплом тоже все хорошо было. Ничего особо лишнего из вещей не тащили. Неудача вышла с велобагажником — на мой велосипед никакой стандартный не поставить. А рюкзак на старте был довольно тяжелый и неудобный к тому же. Вес немного перераспределили между участниками, у Наташи был багажник, а то что совсем уж лишнее — постарались отъесть как можно быстрее. Итак, старт вечером в пятницу. Нас трое — Галя, Наташа и я. На электричке заезжаем в Култук. Там Наташа договорилась с комфортным ночлегом. Встаем где-то в 7, в 8-30 выезжаем. Едем не особо быстро, понимаем, что сегодня нам предстоит нешуточный подъем. Поэтому в горки — очень плавно, иногда наверху останавливаемся, поправить рюкзак, попить, просто передохнуть. Перед Тибельти у речки останавливаемся на час, пообедать в первый раз пора уже. После этого до Тор буквально долетаем, там уже все ровно, без подъемов. Заскочили в магазин, купили сока и средства от комаров. Очень потом пригодилось. 50 км позади, мы свеженькие, да и как иначе то? Но по плану у нас перед началом подъема — хороший отдых с обедом. Чтобы сил поднабраться как следует и дальше уже педалить до финиша, до перевала, или до упаду.
Сворачиваем с трассы. Все сразу становится по другому. Малолюдно. Переезжаем Иркут по деревянному узкому мостику, проносимся мимо Далахая и километра через 2-3 видим хороший, удобный берег у реки, направляемся туда. Тут нам и обеденная полянка и нудистский пляж немного поодаль, в сотне метров. В реке же, как мы убедились, водится какая то крупная рыба, плюхнулась при нашем приближении — размером с велосипедистку, не меньше. Эхх, хорошо! Я бы там и остался и не ехал бы больше никуда. Очень уж приятное местечко. Но тут видим, что на нас надвигается большая синяя грозовая туча. Примерно прикинули, откуда, куда и зачем она направляется и решили быстренько рвануть ей наперерез. Наша тактика оказалась в этот раз успешной. На нас слегка побрызгало, погремело и прошло мимо. Проехали МТФ и дорога повернула практически прямиком от Тункинской долины по неявно пока выраженому распадку. Начались луга и перелески, довольно обычный пейзаж, который можно встретить и в 3 км от Иркутска. Мягкие, грунтовые дорожки, местами слегка увлажненные. Проблем — ноль. Начинается пологий подъем, характер леса меняется, становится больше хвойных деревьев, попадаются небольшие ручейки, и дорога уже не совсем мягкая грунтовка, а более каменистая. И так — километров около 10 примерно.
Далее подъем становится круче, но пока вполне комфортно ехать. Но затем как то неожиданно все меняется. Вдруг обнаруживается, что уклон уже серьезный, покрытие уже не такое идеальное — колеса немного пробуксовывают на камнях и песке, и питьевой воды нет совсем. Еще пару раз дождик начинался, но небольшой. Девушки уже раз-другой-третий спешиваются, а потом и совсем слазят с великов. Я сколько могу, борюсь с этой напастью, но в конце концов не выдерживаю. Все, три пешехода нудно толкают велики вверх со скоростью где-то 3 км/час. Поглядываю иногда на ГПС, на спидометр, все напрасно, мало что меняется, только время летит. А, еще погода все время нам грозится. Очередная туча закрывает все небо и мы начинаем подумывать, а не упасть ли нам в палатку, да переждать дождь. Но есть две проблемы — пока нет дождя и ровного места тоже нет.
Очередной поворот серпантина и я вижу площадку 2х2, относительно ровную, не хватает только дождя. Девчонки немного отстали , а я воздев глаза к небу шепчу — “О, боже, ну пролейся хоть чуть-чуть!” И чудо тут же происходит, падают первые крупные капли, Галя кричит “Дождь!!!”, быстро ставим палатку, забиваемся в нее, уже изрядно подмоченные. К тому времени все уже зверски проголодались, а так же успели таки немного устать. Нарезаем сыр и сало. Достаем всякие орехи-сухофрукты, запиваем остатками сока — с водой тут, на крутом участке подъема, напряг. Минут через 20 все участники враз выключаются. Тепло, сыро, набили животики и спим довольные минут 40-50 под аккомпанемент совсем небольшого на самом деле дождя. Через час — подъем, быстрые сборы, у нас же на сегодня конкретный план — перевалить. После отдыха подъем поддается как-то пошибче, и вскоре рельеф становится положе. Тучи разносит, выглядывает солнце, по дороге течет слабый ручеек, из больших луж наливаем прозрачной воды, отпиваемся немного. Выезжаем на пологую седловинку, это еще конечно не перевал, высота всего 1380, еще пилить и пилить. Место кстати приятное, чистый такой лес, дорога здесь неплохая пока что. Висит большой плакат — все тут запрещено, даже находится и то запрещено. И что же теперь делать, раз уж мы тут оказались? Куда то надо, значит срочно деваться отсюда.
Ну мы и деваемся — дальше, по направлению к Ангарску примерно. И тут же первый сюрприз — за перегибом дороги начинается весьма крутой и продолжительный спуск. Девчонки сильно удивлены и даже расстроены -столько высоты теряем! По ГПСу — метров на 150 слетели! Спуск в 1 км по крутому, каменистому склону — весьма азартный, мягко говоря. Заканчивается он выкатом к красивейшей речке — Шара-Жалге. Дорогу преграждает железный забор и шлагбаум, перелезаем все это и видим несколько приличных домиков — база, охотничья скорей всего. Тут же видим ее обитателей, двоих сторожей, там же много собак. Общаемся недолго, хоть мужики нас гостеприимно приглашали попить чаю, передохнуть, нам уже надо пошевеливаться. Время уже — к 6 вечера где то приближается, а до перевала еще км 12 подъема. Правда подъем стал заметно положе, но и дорога при этом хуже. Все больше луж, камней, скорость очень невысокая.
Да и силы оказывается не беспредельны. Все чаще девушки интересуются — а сколько еще осталось? До куда мы поедем сегодня? Я бы честно говоря постарался перевалить сегодня и еще часок проехать вниз. Но, чем дальше, тем более явно становится, что никакой часок сегодня вниз мы не проедем. Дело уже к закату, а скорость у нас не растет. Иду и еду уже немного на автомате. Вяло любуюсь красивейшим лесом, на Хамар-Дабан, на Комар, по-моему похоже. В какой-то момент из этого состояния оцепенения меня выводит нечто — большое, пушистое и коричневое внезапно возникло впереди на дороге и быстро удалилось в лес, метрах в 50 от меня. Даже сфотографировать не успел. Но я уже где-то точно видел эту лоснящуюся шерсть на мощной спине. Ну да у меня уже есть несколько фото этих “хомячков”, правда все на Хамар-Дабане. В тот момент я оторвался от девчонок и они почти ничего не заметили. Минут через 5 только меня догнала слегка запыхавшаяся Галя и сделала жесткий выговор — ты куда это гонишь, бросил нас совсем одних, а тут — свежие медвежьи следы прямо на дороге. “Дак я их разгоняю”- резонно ответил я. “Они что, тучи, что ты их разгоняешь?!” Я не стал ничего уточнять, кого и сколько было в туче. Но больше не уезжал сильно, да и вместе мы выглядели как-то повнушительнее, а то я после Саян за любым деревом легко скрывался. В конце концов, где то около 9 вечера видим большую зимуху у дороги, она свободная, и мы решаем больше себя не мучить сегодня. Не доезжая 2 км до перевала встаем на ночлег. Хороший и душевный получился вечер. За столом у костра усталость как рукой снимает. К тому же у нас с собой было по немногу. Наташа не часто с нами катается и ее этот сюрприз приятно удивил. Ужинаем, выпиваем, веселимся. Только часам к 12 укладываемся и понемногу успокаиваемся. Впрочем я еще долго прислушиваюсь к разным шорохам, доносящемся из лесу. Просто из любопытства, а не потому что мы недавно кого-то или что-то видели на дороге. А девчонки даже и не прислушивались, нервы у них железные, и вообще — повезло мне с ними! Утро выдалось замечательное. Выспались, отдохнули хорошо. На остатках газа удалось все сварить, даже еще чуток осталось. Если бы захотели — чаю бы сварили потом, на так называемом спуске. Выехали пораньше, насколько возможно — еще и 9 не было. Погода была отличная. Мы, между прочим, настраивались на самое худшее — на жару то есть. Но, слава богу, с погодой нам повезло, худшее не случилось. А случался только дождь, с завидным постоянством он мочил нас примерно раз в полчаса. Впрочем сначала и его не было. Мы, такие свеженькие, “влетели” на макушку минут за 35, а там даже не постояли почти. Перевал — на самом деле вовсе не перевал а пологий пупырек, седловины то нет. Высота по карте 1654 м.
У Гали с утра был какой-то супер-настрой, было ощущение, что финиш — вот он уже, рядом, за очередным поворотом. Так что — скорей, к финишу! Успел сделать только пару кадров. Еще в мои обязанности входило определять наше местоположение и информировать участников -сколько осталось до финиша, ну или до какого-то важного объекта. Таким на какое то время у нас стал край очередного листа карты-километровки. До края — км 15, “а от края?” — спрашивают участницы. От края — 25 км до Тальян! Ну это уже какие-то более-менее реальные числа, казалось нам на перевале. Правда 15 до края — это по прямой, по ГПС. А какой коэффициент тут употребить, я скромно умолчал. Впрочем “коэффициент” девушки потом пару раз употребили, даже немного неожиданный для меня, интеллигентного человека. Итак, спуск. Долгожданный спуск. А какой же он еще может быть, если вы ждали его весь вчерашний день, карабкаясь из последних сил. Это сравнимо с подъемом на Комар, но все же потяжелее будет, да и по времени дольше. Набор высоты примерно такой же, но на лыжах все же легче, если без тропежки.
Сначала поехали полого под горку, неспеша, размерено и важно. Но потом начались участки круче и с камнями. Тут уж гляди в оба! Скорость при этом небольшая, на зажатых тормозах вприпрыжку по камням — глянул на спидометр и обомлел! 8-10 км/час ! Хм, наверно мы не слишком быстро долетим до Ангарска, подумал я. Последняя электричка из Ангарска в 20-50, но есть варианты на 6 и на 7 вечера. Скорей всего мы на 19-40 поедем, подумалось мне. Пролетели пару крутяков, выехали на здоровенную поляну — там база заготовителей, пока пустующая. Это км 4 ниже перевала. Вчера было бы неплохо доехать до этого места, но не получилось. И вот от этой базы — первый на сегодня сюрприз — начался довольно продолжительный подъем. И таких сюрпризов на сегодня оказалось не один и не два, со счету сбились, скольку было подъемов! В основном, глобально с перевала до Тальян — это конечно спуск. Но он осложнен, как выяснилось, отдельными локальными подъемами и разделяющими их локальными выполаживаниями, заполненными глубокими лужами. Порой лужи попадались каждые метров 50. Они заполняли всю ширину дороги, тянулись метров по 50 и обходить их приходилось с великами наперевес.
Временами начинался дождь, это было порой даже приятно -не так жарко, но иногда он нам все же мешал, прятались под деревьями. В общем, к краю карты мы приближались крайне медленно. Час за часом пролетали, я в очередной раз смотрел в ЖПС, но там мало что менялось. Девушки сначала как то вяло, но потом все более конкретно интересовались — сколько нам осталось ехать? 10 км, говорю, до края карты. Через полчаса — тот же вопрос. Осталось 12 км, говорю. Как же так, спрашивают? Это было по прямой 10, а теперь — по дороге примерно 12. Через полчаса все повторяется — говорю осталось 10. Ну блин, ненавижу велосипед, в сердцах говорит Галя. Наташа высказывалась не так конкретно, но тоже весьма эмоционально. А теперь сколько?Это еще через полчаса-час. — Все еще 10... Как?! Опять??? Так, коэффициент же, дорога же не прямая, да и мы по ней извилисто едем. Ах, Коэффициент, говоришь?! ... $%#&^%$!!! Оёё-ёй, только не бейте!! Конечно это был самый тяжелый участок. Усталость — скорей не физическая, а какая-то эмоциональная. У Наташи еще возникли проблемы с тормозами, какое-то время она шла пешком и спуски. Я не сразу разобрался, не механик я. В какой-то момент, в очередной раз поджидая ее, спрашиваю — “что, немного устала Наташа?” “Да нет. ... Просто Задолбло все!”. Я слегка даже опешил. Но вообще я люблю таких — эмоциональных, открытых людей. А то бывает, встречаются особы, которые могут полдня молча идти, тихо страдать, отказываться от еды и питья, а потом заявить — мне не нравятся эти ваши лыжи и горы. А еще вспомнился случай, на Комаре как-то было. Пошел с нами один товарищ, в первый раз на Комар, весьма неслабый надо сказать — нас легко обгонял по Слюдянке. Ну катим, поднимаемся к Лунной по шикарной долине, все крутые подъемы проезжаем. Он идет себе, ни слова не проронив. Проходим обзорку — тишина. Спуски начались, Наконец съезжаем Большой спуск, стоим, ждем Славу и разговариваем. У меня вырвалось -”не нравится мне этот Слава, не эмоциональный какой-то!”. Тут он как раз выезжает, как водится с сугробом на голове. “Ну как Слава тебе Комар?” “...ь!! ...ц!!!! ....й!!!” О, прорвало! Наладилось! Наш человек! Беру свои слова обратно! Ой, ну я совсем что то отвлекся, уже про лыжи пошло. А между тем в какой то момент мы услышали тарахтение чего то механического. Прошло с полчаса и тарахтение нас догнало — это были два мотоцикла и квадрик. Постояли, поболтали, ребята нас успокоили — хорошо идете! Да, это точно — идем! А еще сказали что вот вот начнется длинный спуск, а после него дорога резко улучшиться. Так оно в общем то и вышло. Не так уж правда это было быстро, но спуск таки начался. И спуск был отличный, азартный, серпантином. На таком двухподвес, как говорится, рулит! Выкатились на полянку с хорошим ручьем, и отсюда дорога резко улучшилась. Это уже ровная грунтовка, тоже с лужами, но многие уже объезжаются по краю. Смотрим в ГПС — и о чудо! мы проехали край карты! И вообще уже км 20 осталось до Тальян! Однако и времени ушло очень много. Ребята на мотоциклах сказали ,что нам еще часа 4 пилить. Это выходило, что мы будем в Тальянах часов в 7 вечера. Стало ясно, что на электричку не успеваем. Даже на последнюю. Дальше дорога, как я уже говорил, стала намного лучше, но она продолжила свои фокусы — шла то вверх, то — вниз. Даже кажется больше вверх. Еще наверно с час такого издевательства и вот — одна из изюминок маршрута — заключительный мега-спуск . Он уже по ровной грунтовке, почти без камней, поэтому тормозим уже не все время и скорость можно себе позволить и свыше 30 км/час. Длина спуска — километров 5, сброс — я не мерил, трек не писал. Но по ощущениям — ничего подобного не ездил! Впрочем, до того тоже были веселые участки — покороче, но круче.
В общем проехали мы чуть больше половины этого счастья, то есть длинного качественного спуска и вымотались. И морально и физически. Устроили отдых минут на 15, потом уже полегче стало, девчонки даже от меня уехали — по ровному они несутся как угорелые. Ну а после спуска почти сразу мы попали в цивилизацию, встретили большой КАМАЗ у ручья. Вскоре выехали уже после участка пологого спуска мимо лесорубов к красивейшей реке — Большой Задой. Ну можно было еще больше — так она мне понравилась. Дальше км 8 дорога идет практически вдоль реки, радуя нас пейзажами. Где-то в 5 вечера переезжаем реку по мосту, видим такой уютный пляжик, останавливаемся. Это в километре до Тальян.
Моем велики как можем, мы же предполагаем их куда-то грузить, что бы до вокзала как-то сегодня добраться. Ну и себя отмываем тоже по возможности, хотя они теперь ограничены — прямо на другом берегу реки плещутся дети. Это вам не Иркут за Далахаем, где можно было себе побольше позволить. Ну да хорошего помаленьку, въезжаем в Тальяны в надежде уехать отсюда на автобусе или на любом подходящем виде транспорта. Заходим конечно в магазин на площади и узнаем, что единственный автобус до Ангарска ушел в 17-00, а сейчас 17-40. Поселок выглядит очень тихим, транспорта особо не наблюдается, поэтому тихо едем по гравийке дальше.
Сразу за поселком начинается неслабый подъем — продолжительностью км 4 и 200 метров набор высоты. После всего пройденного за день это уже немного перебор. Медленно ползем в гору, где-то к вершине подъема меня осенило — вспоминаю про знакомых в г. Ангарске, пока есть связь звоню, прошу экстренной помощи. Через 10 минут — обратный звонок, за нами выезжает машина из Ангарска! Ура! Пока попытки остановить попутку не увенчались успехом. Машин вообще не много, и мало кто хочет подбирать не очень удобных и не сильно чистых велосипедистов. Так можно было и до трассы доехать — 50 км примерно. Но это точно был бы большой перебор. Впрочем мы итак еще немало проехали. Просто стоять и ждать машину — не получается, пыльная дорога, воды нет и куча насекомых, паутов в частности. Так что потихоньку катимся еще км 10, там уже больше спуски пошли. И вот вижу — навстречу летит весь упакованный “80-й” с лебедкой, люстрой и прочая. Финиш! Быстро разбираем велики, кое-как впихиваем их в багажник, грузимся в салон сами. По пути сначала вроде весело болтаем с нашим спасителем, Антоном, но уже минут через 15 усталость наваливается на меня, и я едва поддерживаю разговор. Организм словно получает команду — все, отбой! По пути еще заезжаем в магазин за напитками. У нас с зимы еще появилась приятная традиция — финиш какого-либо серьезного мероприятия по возможности отмечать шампанским. Не очень спортивно наверно, но зато удивительно приятно! На электричку мы успели едва-едва. Только собрали кое-как велики, у меня причем при погрузке потерялась одна важная деталь и заднее колесо теперь шло со мной отдельно от велосипеда. Садимся в ускоренную электричку, достаем, громко хлопаем, наливаем. Кайф!!! Народ по-моему как то понимающе отнесся к этому нарушению общественного порядка. Вот теперь действительно финиш! Немного оживаем, впрочем Галя — не немного, жужжит без умолку, счастливая! Наташа по природе своей поспокойнее, она просто вся светится изнутри. А я медленно пытаюсь прийти в себя, почему-то только сейчас пригибает усталость, не хочется двигаться, ничего кажется не хочется. Вот так порой тяжело сбываются мечты..
А еще состоялся такой диалог —
Ну что, Галя — как тебе поездка? -Полный Гондурас!!!, Ни за что и никогда больше! -А, ты представь — ты живешь в Далахае, и у тебя есть бабушка в Тальянах, и в выходные тебе надо к ней съездить -Поеду через Торы-Култук-Иркутск-Ангарск, однозначно! -Это же где-то 270 км, а напрямую — не больше 80, из них сложных — всего 30. Как то ты, мне кажется, слишком уж радикально судишь. - Я проехала маршрут, галочку поставила, и еще раньше, например, пер. Амфитеатр прошла в тумане, тоже галочка поставлена, больше — ни ногой! — отрезала Галя.
Ладно-ладно, подумал я, будешь ты у нас теперь с новым ником, с “галочкой”, и все равно и поедешь еще и пойдешь!
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||