Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Придя утром, 5 августа, на автовокзал, я стал дожидаться 9-ти часовую маршрутку, следующую до переправы на остров Ольхон, с водителем которой, я договорился накануне. Дождавшись водителя, я сел в машину. Добравшись до переправы, мне необходимо было договориться с водителем другой машины, который направлялся через переправу в сторону центрального поселка острова – Хужира. И тут мне повезло, я встретил водителя той маршрутки, который довез меня и моих друзей в Иркутск из Хужира 4 августа. У него оказалось как раз одно свободное место в машине.
Паромная переправа на остров Ольхон

Прибыв в Хужир, я приобрел вначале билет на маршрутку до Иркутска на утро 6 сентября. Я поинтересовался у кассира: «А в случае шторма на Байкале, ведь паром не станет переправлять транспорт на противоположный берег, как быть в этом случае, быть может, мне следует взять билет на более ранний срок, скажем за сутки?» Кассир заверила меня, что сейчас не стоит опасаться штормов на Байкале, т.к. они бывают в основном в октябре, а в случае шторма на переправе имеется специальный катер, который рассчитан только на людей, а там уже можно будет добраться на попутке. Взяв билет, я пошел на то место, где была наша стоянка в ночь с 3 на 4 августа. Смеркалось, и не было особого смысла идти куда-либо дальше.

Утром, 6 августа, я собрал свои вещи и отправился дальше на север острова, на мыс Хобой. По дороге я зашел к Галине и прикупил в дорогу немного молока и сыра. Удивившись тому, что теперь я путешествую в одиночку, Галина сказала: «Если вдруг тебе понадобится помощь или необходимы будут какие-либо продукты, ты попроси об этом местных водителей, которых встретишь на своем пути, скажи им, что ты мой очень хороший знакомый. Здесь меня все знают и тебе не откажут». Я поблагодарил ее за помощь и отправился в путь. На прощание Галина прокричала мне вслед: «Ты только фамилию мою не забудь!» Уж в этом она могла не сомневаться. Я и сегодня в Москве часто вспоминаю ее самыми теплыми словами.

Я шел от Хужира по дороге, и меня обогнал пикап, остановившись, из него вышел водитель и предложил подвезти. Я ответил ему, что лучше я пешком дойду, да и лишних денег у меня не было. Водитель сказал, что ничего не надо, он бесплатно отвезет меня. Я был ему признателен. Он также как и я двигался в направлении поселка Харанцы. Закинув свой рюкзак в кузов пикапа, я сел в кабину и мы отправились. В поселке Харанцы мы попрощались, и я продолжил свой путь дальше до мыса Нюрганский, где и собирался заночевать. Пройдя через поселок Халгай, я зашел к Елене, у которой прежде покупал молоко и рыбу. В этот раз я приобрел у нее лишь рыбу. Елена, узнав, что я иду на мыс Нюрганский, а уже на следующий день отправляюсь дальше на мыс Хобой, сообщила мне, что у нее сейчас гостят туристы с детьми, которые тоже собираются на мыс Хобой, но, быть может, только через день – 8 августа. Если же путешествовать группой, то это будет стоить дешевле. Необходимо только на следующий день, в это же время, подойти сюда и поговорить с местным водителем. Я согласился и ушел устраиваться на ночлег в палатку, которую планировал поставить на берегу Улан-Хушинского залива. Спустившись к мысу, я увидел рыбаков, вскоре они причалили к берегу. Мы разговорились, они угостили меня свежей рыбой и сказали, что если вдруг, понадобится помощь, я могу рассчитывать на них. В машине, которая стояла рядом с дорогой, они собирались ночевать. Я поблагодарил их за предложенную мне помощь и пожелал им удачной рыбной ловли.

Мыс Нюрганский
На следующий день, 7 августа, я собрался и направился в поселок Халгай к местному водителю, как и договорился за сутки. Придя в поселок, я отыскал там его и расспросил по поводу группы, желающих побывать на мысе Хобой, а также, сколько будут стоить его услуги. Он стал сомневаться, что на следующий день у него будет возможность отправиться с группой и, что лучше подойти 8 августа к часу дня, и тогда он все точно сможет сказать.

8 августа ближе к полудню я собрался и отправился в Халгай. Нужно заметить, день как-то не задался с самого начала: всю ночь и утро шел дождь, палатку и вещи пришлось собирать под дождем. Дойдя до дома Елены, я увидел группу тех самых людей, желающих отправиться на мыс Хобой. Группа в сборе, а водителя не наблюдалось. Никто из присутствующих не знал, где бы он мог быть. И тогда я решил оставить на время возле дома Елены свой рюкзак, и отправился на его поиски. Дойдя до его дома, я постучал. В окно выглянула пожилая женщина, видимо его мать, и ответила, что его нет, он пошел к морю выгуливать овец. Территория побережья острова весьма значительная. Я походил вдоль берега, но нигде не было видно какого-либо стада, и мне пришлось вернуться обратно.

Вернувшись в дом Елены, я сообщил, что мне не удалось разыскать этого водителя, и что, наверное, придется ожидать его здесь до вечера. Некоторые туристы решили не дожидаться «у моря погоды», а попытаться уехать на попутном транспорте. Я же и еще две женщины остались. Елена любезно пригласила нас к себе и угостила чаем. Она поведала нам о бурятских легендах, рассказала и о могущественном духе, который живет на самой высокой точке острова – горе Жиме. Много легенд и преданий хранится в народе об этой горе, которая является самой высокой точкой острова (высота ее 1274 м). Издревле среди ольхонских бурят существовал запрет не только подниматься на вершину горы Жимы, но также посещать шаманский бор (там растут реликтовые кедры). А иногда на вершине горы можно увидеть больших птиц. Шаманские мифы повествуют: о божестве грома Угутэ-нойоне, сыне неба, пожелавшим обосноваться здесь по соседству со знаменитым ольхонским шаманом Нагре-бо и его женой Загре-хатан. Но затем он, стал жить в пещере Бурхан, а шаманской чете уступил свой дворец на Ижимее (http://www.baikal-dream.ru/ru/o-baikale/sightseeing/35-avionprice.html).

Ближе к вечеру объявился тот самый местный водитель, подойдя к нам, он объяснил, что сегодня не сможет отвезти нас на мыс Хобой, т.к. его машина неисправна, да и после дождя дорогу размыло и есть вероятность застрять в пути. Я поблагодарил Елену за гостеприимство, а остальных гостей за составленную мне компанию, и отправился на Песчанку — бывший поселок Песчаная на берегу залива Нюрганской Губы. По дороге к Песчанке за мысом Нюрганский я повстречал группу туристов из четырех человек, они также двигались в моем направлении, и мы вместе продолжили путь. Вечером того же дня мы дошли до Песчанки и разбили лагерь на берегу Байкала.
Мелодия уходящего дня
Когда уже начало смеркаться ребята пригласили меня к своему костру и любезно угостили ужином. За ужином Дмитрий, руководитель группы, сообщил мне, что они очень ограничены во времени и у них нет возможности задерживаться здесь, и уже утром следующего дня они должны будут покинуть это место. Для меня же имело смысл задержаться тут подольше, т.к. объект для фотосъемки мной был уже выбран — это были развалины причала, находящиеся в заливе Нюрганской Губы.
Причал в никуда
След прожитых лет

11 августа я отправился из Песчанки в сторону мыса Хобой, но по пути решил зайти в поселок Узуры, что на восточном берегу острова. Я шел лесом ближе к побережью западного берега Ольхона, чтобы выбрать наиболее интересующие меня пейзажи для фотоснимка. Так и получилось, вначале меня привлек своей красотой мыс Саса, а после и мыс Зантык.
Ах, как хочется водицы испить
От поселка Узуры до конечного пути моего следования — мыса Хобоя оставалось чуть более 10 км, и я решил встать в поселке на ночевку, а уже на следующий день добираться до конечной точки моего маршрута. Перед тем как расположиться на ночевку, я решил отыскать в поселке магазин и пополнить свои запасы продовольствия. На территории поселка была лишь метеорологическая станция и туристическая база, да еще небольшой продуктовый ларек. Несмотря на поздний час, я нажал кнопку вызова продавца. Окошко открыл молодой человек, но, как выяснилось, выбор продовольствия в ларьке был весьма скуден: пиво, сладости и рыба. Я ограничился сухарями, и пошел устанавливать палатку для ночевки. Позже я решил сфотографировать поселок Узуры. Свет падал таким образом, что в пруду, через перешеек от которого начинался уже сам Байкал, отражался южный склон горы Толгой и домики поселка Узуры.
Поселок Узуры на закате уходящего дня
Когда я бегал с фотоаппаратом и штативом от места к месту для выбора более удачного ракурса, ко мне подошел мужчина и окликнул меня: «Эй, парень ты меня помнишь?» Я попытался вспомнить, но мне ничего не приходило в голову, и тогда я задал ему уточняющий вопрос: «Нет, я не помню Вас, а не подскажете в связи с чем, я должен Вас помнить?» «Несколько дней назад, – продолжал он, – я проходил по дороге на Песчанке, а ты, по-видимому, устал и прилег на землю, подложив под голову свой рюкзак». Да, он был прав, в тот момент я тогда пришел вместе с попутчиками с мыса Нюрганский на Песчанку. Прежде чем устанавливать свою палатку, я решил перевести дух, и в этот момент мимо меня проходил мужчина средних лет в белой одежде и с камуфляжного цвета рюкзаком, что было весьма примечательно. Мужчина представился, что зовут его Александром, он был профессиональным моряком. После знакомства он предложил мне «капитанский ужин». Я не отказался и составил ему компанию. За ужином я поведал ему про самую высокую точку острова, с которой открывается отличный обзор всего Ольхона – про таинственную и почитаемую среди местного населения гору Жиму. Его глаза загорелись, и у него появилось желание побывать в этом месте. Поблагодарив его за ужин, я отправился в сою палатку.

Далее (Восхождение на легендарную гору Жиму)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную