Маршрут

Накануне, перед отъездом, на миг возникла мысль о всей глупости происходящего, как будто кто-то отговаривает от безумной, на первый взгляд, идеи. Мысль возникла и прошла. Ведь что может быть интереснее, чем испытать себя в новых, непривычных и диких условиях? На самом деле нет ничего особенного в том, чтобы ночевать в палатке в горах и со мной такое случалось, но тогда я был в группе, и это самое главное. Сейчас я шел в горы один. Вроде, думаешь, что знаешь человека, представляешь, как он может поступить в той или иной ситуации, но, оказавшись с ним наедине, в стрессовой ситуации, понимаешь, насколько ты ошибался. Я иду с самим собой, чтобы посмотреть на себя со стороны и понять, насколько я сам знаю себя. Возможно, в большей степени, мы не знаем именно себя самих, чем окружающих нас людей. Меня не пугает одиночество, точнее чувство или ощущение, когда ты совсем один и (будто!) рядом никого нет.

Люди избегают одиночества чаще потому, что им неинтересно или они боятся остаться сами с собой. Тем более в горах, когда карабкаешься по скользким валунам на какой-нибудь перевал, просто небезопасно быть одному. Так кажется на первый взгляд. Конечно, никто не придет тебе на помощь и вряд ли тебя найдут, если случится беда. Одиночный поход тем и сложен, что ты возлагаешь на себя ответственность во сто крат превышающую ту, которая лежит на каждом из участников группового похода. В группе, независимо от подготовки участников, всегда существует незримое, неосязаемое чувство защищенности, понимание того, что тебе всё-таки смогут помочь, случись что непредвиденное. Когда рассчитываешь только на себя, приходится много думать при выборе маршрута, оптимизировать свои усилия, конечно, быть внимательным и осторожным. Но это не главное.

Когда ты один, то можешь отвлечься от тех мыслей об ответственности за других, которые постоянно посещают в групповых походах. Начать, наконец, тот безмолвный диалог с природой, ради которого ты пришел сюда. Когда есть время не только на то, чтобы пройти определенный участок за определенное время, не выходя из графика (как это было в прошлом году), но есть время просто поднять голову к небу или посидеть, не двигаясь, на теплом валуне в течение часа, тогда меняется само мироощущение. Хочу описать те ощущения, которые я испытал, это то, что сложно почувствовать, когда рядом есть хотя бы один человек.

Мыслей нет, есть только чувства и ощущения. Отключаюсь от привычного хода мыслей, стараюсь больше анализировать ситуацию сердцем, а не мозгами. Когда начинаешь привыкать к походным условиям, к ритму подъема, свыкаешься, наконец, с тем, что ты совершенно один, то начинается процесс интеграции с окружающим миром. Ощущаешь незримую связь с происходящим вокруг, довольно интересное и странное ощущение. Камни, горы, мягкая, как пух, трава, ручьи и озера, всё, как будто, такое знакомое и родное, что проходит даже малейшее чувство дискомфорта, связанное с пребыванием вне цивилизации. Забывается привычный образ жизни, начинаешь чувствовать себя неотъемлемой частью этой природы.

Ночь. Я вылезаю из палатки, мне не спится, вокруг стоят горы, как молчаливые свидетели, звезды невероятного размера освещают долину. Высота 2100, холодно, в чашках замерзла вода. Тихо, только вдалеке слышен едва уловимый шепот ручьев, впадающих в озеро. Вокруг ни души в радиусе сорока километров. Небо нависает огромным светящимся куполом, это не подавляет, наоборот, я чувствую радость, наполняющую меня изнутри, радость от сознания того, что я тоже являюсь частью этих гор, этих звезд, всего, что окружает меня сейчас. Причем это не какое-то абстрактное умозаключение или мысль, вызванная работой мозга, это абсолютно осязаемое ощущение, исходящее откуда-то из груди, изнутри, ты бесконечно доверяешь ему, знаешь, что так и должно быть. Интересно осознавать себя частью чего-то большого, одновременно оставаясь самим собой. Я бы мог списать эти новые ощущения на общий романтический настрой, плюс свежий воздух, но это не то временное, преходящее состояние, когда ты просто на подъеме. На протяжении всего похода, мало того, по приезде в город, я не перестаю ощущать эту тонкую связь.

Нужно постоянно преодолевать себя. Шаг за шагом, поднимаясь всё выше и выше, чувствуешь, что очищаешься сам, становишься прозрачнее и чище, как горный воздух, которым дышишь. Всё преходящее и наносное, что овладевало каждое мгновение в той жизни, постепенно уходит, уступая место вечному и прекрасному. Поднимаясь в горы, человек испытывает себя, никто не занесет его на вершину на руках, это всегда исключительно личное, индивидуальное действие. Через пот, кровь, боль, лишения, человек выжигает из себя всю грязь, которой был наполнен. Не остается ни предрассудков, ни предвзятости, ни обиды, ни раздражения, ни страха – полная свобода от страстей. Свобода от условностей, чьих бы то ни было мнений, догм и ограничений. Мир в душе. Невозможно подняться на гору, испытывая злобу или ненависть — это противоестественно в таких местах.

Накануне, сидя на вершине 2870 метров и глядя на маленькую желтую точку на берегу озера, думал, что эта точка – то единственное, что связывает меня с цивилизацией, это мой маленький домик, в который я обязан вернуться несмотря ни на что. Меня ждет моя палатка, меня ждут дома родные и близкие, я устал, но должен быть максимально собран, чтобы спуститься без потерь. Как часто люди повторяют это слово – «должен». Сидя на вершине, я понимаю только одно: каждый в этом мире несет свой крест и изначально всегда каждый сам по себе. Человек рождается свободным от оков, но живет и умирает скованным и нагруженным обязательствами, которые на него никто не возлагал, и он сам редко задумывается над этим. Как часто берём на себя чужое и так же часто ждём от других решений, которые должны принимать только мы. Миф о чудесном спасении даёт мнимую надежду на чудо, природа не знает ничего о наших «чудесах», природа живет по законам, поэтому я спускаюсь и иду дальше, не уповая на чудо, но веря в свои силы и в то, что ботинки всё-таки не расклеятся. Мы так самоуверенны, мы думаем, что много знаем о законах природы, но на деле оказывается, что мы ничего не знаем, наблюдаем лишь за следствием, не зная и не понимая причин. Всё идет именно так, как должно и не граммом больше.

Мы можем быть все вместе, но каждый всегда один на своей вершине. Никто не примет за нас главных решений в жизни, никто не ответит за нас в час, когда нужно ответить на главный вопрос. Никто не избавит нас от страданий, которые выпали нам, никто не разделит с нами высшего блаженства и радости, что рождаются внутри. Человек рождается один и умирает один, и идя по жизни, взявшись за руки, на духовном плане — он всегда один.

Это не делает нас одинокими, ведь одиночество и «быть одному» это совсем не одно и то же. Можно стоять в центре многотысячной толпы и быть одиноким, но можно стоять на вершине в полном одиночестве и чувствовать себя неотъемлемой частью всего человечества. Теперь я понимаю, что все те, кого я люблю, кого знаю, даже те, кого не люблю и не знаю, всегда находятся во мне, как и я в них. Парадоксально, но, тем не менее, даже самые далекие звезды и галактики состоят из тех же элементов, что и мы. Мы являемся частью большего в той же равной степени, что и часть большего в нас. Жаль только, что мы не верим, а потому и не чувствуем, что всё и все вокруг связаны друг с другом невидимой нитью.

Касаясь этого гранита, я учусь у него смирению и терпению. Взирая на вершины, окружающие меня, я учусь у них быть сильным, несмотря ни на что. Хорошо, когда ничто не может тебя отвлечь от намеченной цели, хорошо, когда уверен, и веришь всем сердцем. Горы закаляют дух, тренируют волю, учат безошибочно принимать правильные решения, потому что если ты еще жив, спустившись, – ты принимал правильные решения. Месснер отступал много раз, наверное, поэтому до сих пор жив. Горы – хорошие учителя; никогда не мог понять фразу: «я покорил вершину». Видимо такие люди не учатся на своих ошибках и безграничное чувство собственной важности позволяет им думать, что они что-то или кого-то покоряют. Невозможно покорить монолит, то, что неподвластно смертным. Можно лишь прикоснуться на мгновение, приобщиться на секунду к вечности и вовремя отступить, пока мать-природа не показала, кто здесь на самом деле хозяин. Букашки в детской песочнице тоже, наверно, думают, что они хозяева этого мира.

Тяжелый спуск. Я спускаюсь с перевала, за спиной 20 килограммов, пробрасывает мокрый снег. Нет ничего утомительнее, чем бесконечные прыжки по осыпным валунам. Особенно, когда они во мху и мокрые. Опасно. Сегодня нужно дойти до стоянки и только. Восхождение на Башню я планирую на утро следующего дня. Но погода меняет мои планы, всю ночь идет дождь, долина в тумане, гор не видно. Утром в воздухе повисла мелкая взвесь из воды, непонятно, то ли туман, то ли дождь. Ко всему прочему, я обнаружил, что напрочь стер пятки, так как в этот же день планировался выход в цивилизацию, а это без малого 20 километров, то про восхождение можно было забыть. Оставлю на следующий год.

…В голове всплывают картины из давно забытых фильмов, какие-то воспоминания детства, вокруг плотный туман-дождь, шумит вода, кругом кусты жимолости и кедры. Сказочные места, чувство времени стирается, я представляю, что нахожусь в далеком прошлом, лет эдак 3000 назад. Стоянка. Я хочу развести костер, но дров нет, приходится обдирать нижние высохшие ветки жимолости. Они очень тонкие, сухие и быстро прогорают. Туман вдруг рассеивается, я вижу вершины, освещенные закатным солнцем, смотрю на Башню, думаю о возможном пути подъема, …эх, ноги, ноги… Я хочу контролировать ситуацию, поэтому стараюсь не допускать экстремальных моментов в своем путешествии. Важно принять действительно верное решение и не идти на поводу у чувств. Сказать вовремя «нет» горе, сказать «нет» своим амбициям, проявить волю, а не желание. Важно понимать, что ни одна гора не стоит того, чтобы умереть или стать инвалидом из-за нее. Я уже знаю, что по приезде домой буду лечить ноги не одну неделю, поэтому без сожаления упаковываю рюкзак и иду дальше. Путешествие продолжается.

Мягкая трава под ногами словно перина, нога утопает, будто в вате, сотканной из Сааган-дали. Я вступаю в зону леса, горы становятся ниже, тропа усыпана желтыми листьями. Видел глухаря — большая птица! Привал. Смотрю в ту сторону, откуда пришел, вдалеке виднеются вершины, похожие на древние храмы. Я рад тому, что открыл для себя эту горную страну. Я не разговаривал с собой и не спрашивал, понравилось ли мне мое путешествие, мы поняли друг друга без слов. Мне говорили, что это безумие, идти одному в горы, но кто, если не я сам, расскажет обо мне всё, что я хочу знать без утайки? В обычной жизни мы так многим скованы; мнения, обстоятельства, положение, и еще тысячу «но». Как любим мы навешивать на себя то, что не делает из нас людей, скорее делает роботов, обусловленных массой ненужных, бесчеловечных атрибутов. Как прекрасно чувствовать себя свободным от всего того, что делает нас так похожими на безликую массу! Как прекрасно быть самим собой, но что мешает быть всегда таким же естественным, как сейчас? Страх. Когда говорят, что ходить в одиночку страшно, я спрашиваю: чего бояться? Зачем чего-то заранее бояться, не подозревая, какой удивительный мир ждет за той дверью, которую боимся открыть?

В долине меня встречали только удивленные кони. Еще в Тагархае местные спросили, откуда я, узнав, что с гор, лишь покачали головами. Как я был рад людям! Все-таки мы социальные существа и должны жить среди себе подобных, но как приятно, иногда, побыть одному во Вселенной!

Страница 1 из 3:  1 2 3 всеСледующая
Zoolyполезный опыт получился и очень красивый текст. Но уверена, слов было больше,- тут вы не все написали.
06.11.2012, 20:13:52 |
Felix!!!!!
06.11.2012, 20:19:28 |
Артемий Михайлик

Zooly: - тут вы не все написали.

Написал не всё, вы правы, только главное.
06.11.2012, 20:32:45 |
Виталий Штырц (Саныч)Очень хорошо!!!
06.11.2012, 20:43:03 |
Sergey VТекст очень интересный. Мысли приходят в голову весьма противоречивые.
Ходить одному в горы — что скажут опытные? В общем маршрут несложный, но всякое бывает и тем обиднее "споткнуться" на ровном месте, и это может быть очень чревато.
Впрочем — что брюзжать-то! Я тоже один иногда хожу, мне нравится по ряду причин.

Что еще хочу сказать... фото — просто восторг! Какой то свой рисунок, не знаю как сказать. Цепляет!
06.11.2012, 21:25:23 |
Felix

Sergey V: мне нравится по ряду причин.

Ну вот ряд этих причин Артемий хорошо и описал. И изобразил :)
06.11.2012, 21:32:46 |

Sergey V:  Какой то свой рисунок, не знаю как сказать

Sigma, natürlich!
06.11.2012, 21:50:48 |

Felix: !!!!!

Да, да, да!
06.11.2012, 23:59:55 |
Sergey SergeevichЗамечательное эссе! И фотографии тоже! Спасибо!
07.11.2012, 04:52:25 |
Геннадий ХитрихеевАртемий, прочитал с огромным наслаждением !!! На 10 баллов с плюсом ! Да, одиночный поход — особый случай... У каждого, кто ходил в одиночку, мысли при этом возникают, конечно, свои, но удивительно схожи у совершенно разных людей.
Артемий, если это первая часть, то что будет во второй ? И, конечно, — ждем продолжение !
07.11.2012, 10:19:04 |
Артемий МихайликЧто будет во второй части я не знаю, 2013 год покажет.
07.11.2012, 11:52:48 |
Надежда Долбежеваинтересно!
07.11.2012, 19:40:13 |
Александр Тарановский и «быть одному» — затягивает.....
08.11.2012, 10:32:57 |
Геннадий Хитрихеев

Александр Тарановский:  и «быть одному» - затягивает.....

Да, согласен на 100 % !
08.11.2012, 10:52:44 |
Олейник ДмитрийВ какой-то момент понимаешь, что это – смерть, тогда-то и начинаешь вдруг умирать, и нечего тут стесняться, бросай краснеть, пакуй рюкзачок, собирай на дорожку снедь, триумф не по силам, умей легко проиграть. Возьми свитерок, ведь чистилище – не курорт, там холодно: я не уверен, но говорят, оденешься плохо, так будешь же сам не рад, и пару хороших ботинок, а то там лёд, и ходит по льду, я тут думаю, всякий сброд, ботинки с шипами возьми, то, что надо, брат. Да, кстати, смотри не забудь освежитель рта, тебе ведь беседовать с кем-то, ведь не молчать, а так – просто пшикнул, и совесть твоя чиста, и можно любую речугу толкать с плеча, поскольку во рту – только свежесть и чистота. Возьми охладитель, кондишн, дезодорант, и средство от пота смотри не забудь, дружок, а то – не дай Бог – переправят, к примеру, в ад, а там, говорят, жуткий климат, и говорят, что тем, кто с кондишеном, только и хорошо. Возьми с собой песенник, вдруг – на халяву – в рай? А там тебе арфу, и ну-ка давай, пляши, и ты им какой-нибудь правильный джаз сыграй, какой-нибудь ретро, классический, ностальжи, а можешь и «Beatles», к примеру, «Ticket to Ride». Не бойся, дружок, ведь карман не тянет запас. Когда остальным будет плохо – так поделись, и так же, как в жизни, ты можешь уйти, мол, пас. Но главное, друг, не смотри ни наверх, ни вниз, поскольку в ногах ты увидишь пергамент лиц, и в небе ты тоже увидишь пергамент лиц.

Спасибо тебе, ты помог мне советом, друг. Ты дал мне ботинки, носки и крутой табак. Ты дал мне основы игры, я вступил в игру, сложил в свой рюкзак разноцветную мишуру и запечатлел поцелуй на твоих губах. Но хватит, не стоит, заканчивай монолог, по сути, всё это – посмертная ерунда, ты лучше давай помоги привинтить крыло, и кстати, проверь, если можешь, привод винта, он что-то пофыркивать стал, опасаюсь, да. Я думаю, эта дорога вполне легка, поскольку дорога по жизни была – весьма, мощёная сказка, праздничная тесьма, и главное – просто в пути не сойти с ума, а в целом – сама до конца донесёт река. Поэтому не беспокойся. Случится рай – ну значит, вот так повезло, буду резать джаз, а может быть, блюз, или рок, или каждый час менять направление, стиль, это редкий шанс – сыграть для бродячего ангела у костра. А может, случится ад? Ну и чёрт с ним, друг. Зато у Дагона общество веселей, спущусь, посмотрю на – какой там последний круг?.. Короче, приму я предложенную игру – и ты тут живи обстоятельно, не болей. А все эти штуки – ботинки, носки, трусы, кому оно надо? Совсем не таким, как мы. Мы жили, не зная, что значит слово «часы», и каждый был миром пьян или ветром сыт, и не опасался ни холода, ни зимы. А лица в ногах пусть крошатся, как мягкий сыр. И лица на небе пусть плавятся точно сыр.

А ангел в ногах молчит, потому что так положено ждать, никакого «сыграй» и «спой».
Суть в том, что нельзя прерывать, нарушая такт, последнюю встречу скитальца с самим собой.
08.11.2012, 11:44:47 |
Артемий МихайликДаже не знаю, что сказать. Круто! Только, надеюсь, это была не последняя моя встреча с собой)
08.11.2012, 16:46:07 |
baical-strannic 2012Нет всё-таки надо возвращаться....Интересный взгляд на жизнь.
10.11.2012, 01:24:39 |
Есения

baical-strannic 2012: Интересный взгляд на жизнь.

! И на горы. На ГОРЫ !
Жалко, на фотографиях пометок/названий маловато...
12.11.2012, 20:42:07 |
Артемий Михайлик

Есения: Жалко, на фотографиях пометок/названий маловато...

Зачем? Просто идите в Горы)
13.11.2012, 08:17:15 |
Есения

Артемий Михайлик: Просто идите в Горы)

Эх, Артемий...
Бывают в жизни но.

Артемий Михайлик:  Zooly: - тут вы не все написали.

Написал не всё, вы правы, только главное.

Артемий,
напишите, пожалуйста, и про не очень главное — часть 2 и родится...
А фотографий, уверена, у Вас предостаточно :)