Ольга Сударчикова

От Сухого русла до Хубутов (перед подъёмом к водопаду)

приехали
солнце жарит, Наран прячется в тени от Саши
Слава заехал за нами в восемь на Волжскую, что было весьма кстати, рюкзаки вышли неподъёмные, у Саши 40 кг, у меня 20, плюс 5 кг фототехника и 3,5 кг Нориной еды. Нору ещё вечером угостили димедролом, но она всё равно скулила, переживала, радовалась предстоящему путешествию. Но пока всё шло просто отлично, загрузились, поехали, ехали хорошо, ровно, Слава оказался хорошим водителем, слушающим (О, Слава Богам!!!) не шансон, а нормальную музыку и увлекающийся астрономией, никто не желает поглядеть на звёзды в телескоп за городом?
Сухое русло

В два дня уже были на Сухом русле. Выгрузились, а там жаррраааа!!!! И мухи!!!!! Это место — мушиное царство, они одолели нас сразу и надолго. Впряглись и пошли, остальной народ весь остался грузовик ждать, он за 350 ре возит до сараев, но мы не такие, мы не ищём лёгких путей. Норе нацепили её сумку с кормом, она была не против, умная псина. Жара была несусветная, я шла в гору очень тяжело и обливалась потом и думала, думала, думала. Думала о том, что однако это мазохизм — добровольно вот так идти непонятно куда, думала о том, что люди твари несовершенные, что вот зачем всё это? Все эти рюкзаки, палатки, спальники. Вот Нора, она собака — ей это всё не нужно, вот есть у неё сумка с кормом, 3,5 кг — и весь её багаж, ничего её не надо, ни ботинок, ни горелок, ни палаток, ни топоров, лёг под кустиком и спи, пей прямо из реки. А мы???? Вона сколько барахла тащим: продукты, тёплые вещи, всякие котлы, кружки, тарелки, тент, причём ничего лишнего, всё пригодилось, всё съелось. А коням ещё проще, им вообще ничего не надо, пища растёт под ногами, травой конь питается и такой большой и сильный вымахал — не догонишь. В общем, несовершенен человек и слаб, как ни крути, на Царя Природы не тянет, кто бы что ни говорил.
Наран тоже с рюкзаком
Купание чёрной собаки

Отдыхали каждый час, Саша ругался на рюкзак, его болтало, новый рюкзак столитровая татонка, не привык к ней, на каждой стоянке регулировал лямки, то повыше, то пониже, а всё равно болтало и перекашивало, ещё и спину сразу натёр пуговкой запасной на штанах, а это вроде мелочь, но шибко жизнь портит, когда болит, мне тоже с непривычки было тяжело, тяжело и жарко, но дорога радовала, сухо было, солнышко, если бы не мухи, как они меня достали, эти мухи, как достали, лезут в лицо, в нос залетают, в рот, в глаза, плечи, руки облепили, ни в жизнь столько мух не убивала. Я убийца мух!!! Я их бью, а их меньше не становится, хотя падают от одного хлопка сразу три-четыре гада, но на их место прилетают садятся новые. И комары, комары пьют мою кровушку, это рай насекомышей, это страна мух.

И вот ещё что думала я, топая вверх по тропе пыхтя, почему до сих пор не придумали сухой корм для людей, нет, не сушёное мясо и овсянку в пакетиках, это всё не то, а вот такой же корм, как у Норы, чтобы вот его не надо было варить. Вот взял полкило сухого корма на день — и там всё было: и минералы, и белки с витаминами, всё необходимое. Вот было бы здорово!!! Вот была бы экономия. Сухой корм для кормящих матерей, для детей, для стариков, для спортсменов, человек весом в 60-70 кг — его суточная норма 400 гр., а к примеру 70-80 уже 500 гр. ну и так далее, с разными вкусами, чтобы не надоедало, там, курица с овощами, ягнёнок с рисом, рыба с зеленью и т.д. И можно было бы на оптовке прямо кулями этот корм покупать. Вот облегчилась бы жизнь туристов (и холостяков, студентов), взял нужное количество сухого корма и никаких пил, топоров, котлов, горелок, только сухой корм и вода ключевая, а воды в Саянах много, ну чисто по приколу можно взять ещё чаю с конфетками, но это уже по желанию, это кто как хочет, а можно и не брать.

вечереет

На сараях нас догнали Игорь Клименко, Таня, Витя с Ко (у Игоря был подозрительно лёгкий рюкзак, а Витин баул даже поболее Сашиного однако). Это хороший знак!!! Ведь я ребят с самого Мунку не видела, вот так вот, живём в одном городе, а встречаемся на тропе к горам! Шли они в свой Икстлан, в сторону Билюты, но пока нам было по пути, до самых озёр.

О, этот первый день, самый тяжёлый день похода, когда плечи ещё не привыкли к лямкам рюкзака, сердце выскакивает от нагрузки, натираются мозоли на ногах и в самых неожиданных местах порою, дыхание сбитое, но мы ползём в гору, медленно, но верно, ползём к своей мечте, которая уже кажется дурацкой, но не поворачивать же назад? Ползём, с частыми остановками, жадно пьём воду, жуём колбасу и ползём дальше, неумолимо. А вот и озёра, народу тут полно, всюду люди, костры, палатки, Норушке перепал супчик, ест быстро, торопится, Саша убежал вперёд, не ждёт, тут наш путь уходит влево от основной тропы на Шумак, нам же вдоль речки Хубуты, на перевал Хубутский.

Тропа стала плохая, болотистая, мы предельно уставшие, без сил, вечереет, и собирается дождь, а встать негде, всюду вода и болотина, так мы и маемся, грязные, голодные, в этих болотах, бредём, окружённые мухами жадными на последнем дыхании. Саша ушёл в дебри, решил ставить палатку там, среди мух и травы по пояс, как только мы чуть вылезли из болота, меня послал за водой, а там, у реки я увидала отличное место для стоянки с костровищем, Сашу туда переманила, и вид хороший, и до воды близко, один недостаток — тропа рядом, ну так нам только переночевать, рядом за поворотом стояли два паренька из Эстонии, но мы друг другу не мешаем. Поставили палатку, убитые мы были напрочь, сил не было ни на что, поэтому просто тупили, не знали за что хвататься. И тут мы выпили волшебный коктейль. Саша нынче взял с собой белково-углеводную смесь сухую для качков, 4 столовые ложки смеси на пол литра воды, хорошенько взбалтываешь, и получается молочный коктейль с мороженным и клубничный ароматом, прямо как в детстве, на редкость вкусная и питательная штукенция, выпил, и есть силы жить и двигаться дальше, очень и очень вкусно, вот мы первым делом этого коктейлика бабахнули, и ещё раз бабахнули, а уж после сварили поесть и чаю, много, много чаю, начался дождь. Саша натянул тент, не зря взяли, под тентом хорошо, сухо. Дождь шёл всю ночь. А у меня ночью тянуло все мышцы, крутило, болело, сводило и было холодно.

Далее (день 2 (15 июля, воскресенье) Дождь, незапланированная днёвка)

Геннадий Хитрихееврюкзаки вышли неподъёмные, у Саши 40 кг /

Слушайте, если действительно рюкзак был весом 40 кг., то это же просто капец !!! Как Вы вообще с ним шли...
13.12.2012, 11:53:25 |
nobodyГена, вот так и шли
13.12.2012, 13:03:09 |
Константин Суханов

Геннадий Хитрихеев:  если действительно рюкзак был весом 40 кг., то это же просто капец !!! Как Вы вообще с ним шли...

В наше время 40 на заходе, не считалось тяжело.
Теперь, вон оно как!
Вот такой я старый.
15.12.2012, 22:50:37 |
Марина Васильева (Красноштанова)Лишнего набрали, скорее всего. На этом маршруте не может быть такого груза, максимум 20 кг (если по-грамотному).
В Ваше время, Константин, :-) когда мы все таскали брезент и ватные спальники, а также сырую картошку, такой вес и был самое оно. А теперь уже такой вес бывает только в лыжных и горных "шестёрках", где куча железа и верёвок, да 25-30 дней похода. (Ну ещё у водников).
16.12.2012, 00:06:34 |
Aлександр Софронов

Марина Васильева (Красноштанова): Лишнего набрали, скорее всего. На этом маршруте не может быть такого груза, максимум 20 кг (если по-грамотному).

Как мне говорил один знакомый: "Одной фототехники меньше, чем на 12 кг брать не получается".
Кто-то конечно скажет — что это все и тащить не стоит, но я вот нынче не понес с собой 2-х килограммовый штатив и сильно потом о нем жалел...
Я думаю, тут каждый должен сам решать, какой килограмм лишний, какой нет )
Главное, правда, спину не угробить.
16.12.2012, 00:16:27 |
Марина Васильева (Красноштанова)Так вот я как раз о спине :-)
Чем лучше о ней заботишься, тем дольше будешь ходить по своей жизни :-)
Конечно, каждый выбирает сам — нести фототехнику или верёвки, еду или "Анну на шее"... :-)
16.12.2012, 00:37:40 |
MustaphaМне тоже сейчас не ясно, чем набрался такой вес. Прикидываю складываю, а все равно не получается. На сколько помню лишнего ничего не было, все пригодилось и все съелось. Майонеза не набирали на каждый суп, сахару всего 1500 г. Все овощи сухие, из тяжелого разве что только тушенки пара банок и сайра банка. Еще и на Шумаке прикупить продуктов пришлось.
16.12.2012, 14:51:28 |
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова):  А теперь уже такой вес бывает только в лыжных и горных "шестёрках", где куча железа и верёвок, да 25-30 дней похода. (Ну ещё у водников).

Ух ты! Спасибо, теперь знать буду.
16.12.2012, 15:02:39 |
Марина Васильева (Красноштанова)Из отчёта моего похода 6 к.с. (лыжный) по Большому Саяну, 24 дня:
Снаряжение имело следующий вес (на участника):
личное – 7-10 кг, групповое — 7 кг , продукты – 12,5 кг. Итого — не более 30 кг. И это с учётом лыж, саней, зимней экипировки.
С учётом обмерзания палатки, верёвок, и прочего — в пути добавится около 2-3 кг максимум на каждого (в первые дни), т.е. максиму при всех неблагоприятных обстоятельствах — не более 33 кг на участника.
В группе было 8 человек. Это реальные цифры. Всё перед походом взвешиваем.
16.12.2012, 15:26:44 |
Марина Васильева (Красноштанова)Специально для Вас поискала и нашла, если будет интересно, загляните:
Это лыжный поход на Северный полюс, в конце отчёта — весовые характеристики груза: 109 кг группового на 10 человек, 10-12 личного на каждого, + продукты (они в отчёте не указаны) — около 10 кг на 13 дней. Итого:
максимум 33 кг на человека, и это Северный полюс!
Сама восхитилась профессионализму.
Мечта каждого путешественника — научиться брать минимум, чтобы груз на плечах не испортил впечатления от похода и здоровье людей в пути, ведь от этого зависит исход всего путешествия.
01.01.2013, 16:09:25 |
Марина Васильева (Красноштанова)Только ради Бога не принимайте мою информацию за нравоучения, просто это очень интересный материал, на котором и я учусь, и другим советую! :-)
Лёгких путей Вам и рюкзаков! :-)

01.01.2013, 16:14:10 |
MustaphaМарина, тут ведь такое дело — чем больше народа, тем легче рюкзак каждого в отдельности, вы же это прекрасно понимаете, нас было всего двое, если бы нас было четверо, к примеру, то вес рюкзака был гораздо меньше. А за ссылку спасибо — почитаем. С Новым годом!
01.01.2013, 21:18:48 |
Марина Васильева (Красноштанова)Конечно, понимаю! Но и Северный полюс — не Тунки.
В походе по Кодару 5 к.с. на 20 дней в 2002 году нас было 4 женщины в группе, максимальный рюкзак был 37 кг, минимальный — 25 кг, и это с полным комплектом горного снаряжения. И то сейчас вспоминаем с девчонками и улыбаемся: можно было оставить часть вещей дома, и облегчить рюкзак.
Но опять же, я это не к тому, что Вы что-то не то понабрали, (это со всеми бывает), а к тому, чтобы в следующий раз было легче и комфортнее!
С Новым годом!
01.01.2013, 22:37:23 |
MustaphaЗнаете, Марина, вчера подводя итоги за праздничным столом вдруг осознал, что этот поход — это самое лучшее, что случилось со мной за год, несмотря даже на дожди, это самое лучшее и ценное, теперь вот есть что вспомнить, и летом мы обязательно пойдём дальше! И пусть рюкзак будет легче!
01.01.2013, 23:45:12 |
Марина Васильева (Красноштанова)Желаю от всей души, чтобы каждый поход был всё лучше и лучше, и всегда было что вспомнить ежегодно за праздничным Новогодним столом, чтобы это продолжалось всю жизнь! :-)
02.01.2013, 03:30:18 |
MikkaЧто-то 40 кг и меня впечатлили. В 2009 ходил в одиночку от Ильчира до Аршана вдоль хребта (13 перевалов), 14 дней. Изначально рюкзак был 34 кг. На Шумаке, правда, подкупался, но не больше пары килограммов + булку хлеба — но и нести всё одному приходилось соответственно. При этом, в конце около килограмма продуктов осталось.
11.01.2013, 09:58:42 |
MustaphaМикка, одному легче, чем с женой, если бы я в одного пошел, то тоже рюкзак был бы легче (а скорость выше), но одному скучно.
11.01.2013, 10:52:41 |
Марина Васильева (Красноштанова)Завидую жене У меня этот трюк с мужем не проходит, самой приходится носить...
11.01.2013, 13:53:23 |
MustaphaА я вашему мужу завидую, Марина
11.01.2013, 21:36:32 |
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): У меня этот трюк с мужем не проходит, самой приходится носить...

Это оттого, что муж опытный)))
Осмелюсь высказать здесь точку зрения на распределение веса в группе. Издавна повелось, что обычно девочек разгружали; даже существуют разные рекомендации (70-75% от веса мужского рюкзака, не более 20-25 кг и т. п.) Считаю такой джентльментский подход в корне неверным. То есть ЭТО не должно происходить волевым решением руководителя. А лучше так: если есть в группе сильные парни, и их не особо напрягают лишние 2-3 кг — тогда да! А разгруженные слабые девочки могут (а в данном случае должны) компенсировать разгрузку, ну, скажем, лишним дежурством, хозяйственными хлопотами и т. д. Всё добровольно.
Бывали участники-джентльмены, которые в походе и после от тяжёлых рюкзаков получали проблемы со здоровьем. А девочкам вроде и хорошо. Но только на первый взгляд. Потому что, зная, что за каждую тётку на группу ложится лишняя нагрузка в n кг, группа делает вывод — участнице отказать! И если в походах 1-3 к. с. на гендерное перераспределение веса участники ещё смотрят сквозь пальцы, то в 4-6 к. с. тёток стараются не брать. Даже технически подготовленных и способных лидировать на рельефе.
В незапамятном году водил я свою первую горную четвёрку. В группе была участница (достаточно известная опытная альпинистка). Так она сильно возмутилась, что у неё, как у тётки, рюкзак будет меньше и категорично потребовала себе обычный вес. Вот таким девочкам открыты двери в любую группу.
Возможно, мнение спорное и работает только в среде опытных и сознательных спортивных туристов. К семейным, коммерческим и походам с детьми тоже не относится.
11.07.2021, 10:53:20 |

Константин Суханов: Так она сильно возмутилась, что у неё, как у тётки, рюкзак будет меньше и категорично потребовала себе обычный вес. Вот таким девочкам открыты двери в любую группу.

И это правильно. Каждый должен тренироваться и готовиться к спортивному походу, особенно выше 4 к.с. Если не можешь нести наравне с мужчинами — договаривайся о том, чем будешь компенсировать. Например, сложным утренним дежурством в лыжном походе. Или насушишь овощей и мяса на поход для всей группы. Или фотоальбом сделаешь (что тоже непросто).
У меня были походы 6 к.с. (один лыжный, один — пешеходный), где и 2 женщины в группе присутствовали (что бывает редко, обычно не более одной берут). Были походы 5 к.с., где было 3 женщины+3 мужчин. Был поход 4 к.с., где было только 4 женщины. У всех был большой вес.
Этим летом была возможность сходить на Кавказ с детьми. Но, понимая,что за детей мне тоже придётся нести груз, а я уже далеко не та, что раньше, я не смогла решиться. Не позволительно с моей стороны надеяться, что кто-то за меня и моих детей будет носить груз, если вдруг сама не смогу.
11.07.2021, 11:12:23 |
Константин СухановПримечательно, что мою точку зрения на весовое распределение в группе опытные туристы поддерживают почти всегда. Не соглашаются с ней обычно "джентльмены"-чайники и чайницы, надеющиеся на других. Повторюсь, что касается это только спортивных походов.
11.07.2021, 11:56:45 |
theo

Константин Суханов: Примечательно, что мою точку зрения на весовое распределение в группе опытные туристы поддерживают почти всегда. Не соглашаются с ней обычно "джентльмены"-чайники и чайницы, надеющиеся на других

Это проблема знакома в всём мире. К сожалению в моей практике был случай когда якобы опытный участник переоценил своих сил и выносливость, с всем вытекающими последствиями. Поэтому определённый запас или сказать резерв в расклад вес снаряжение на участников лучше нужно планировать. К тому травма или заболевания нельзя в горы полностью исключить.