Ольга Сударчикова

тишина
по тропинке бодрым шагом
туман поднялся — показался перевал
такие вот цветочки там растут на ветру
разноцветные склоны
синие флаги
Спали долго, но всё равно вставать надо и надо идти дальше, да и дождя пока нет. Зато есть туман, он наползает сверху, скатывается с гор, красивый, мягкий, живой туман, пейзаж просто обалденный, но в туалет по-прежнему сходить некуда, всюду люди собирают палатки, много тут вокруг палаток понаставили за ночь.

Идут люди, идут кони, это какое-то паломничество просто, группы туристов, бурят, лошадей в одну и в другую сторону, и мы идём, через 20 минут были на озёрах, говорю же, совсем чуток не дошли, буквально за поворотом озёра. Саша остался пофотографировать, а я с Норушкой полезла в перевал, медленно, но верно, я спокойна, всюду очень красиво, туманы и цветы, горы, сыпухи, озёра, камни, люди, караван уходит в небо, как в кино.

Я ползу вверх, тут всё просто — есть дорога, тут не надо думать, иди да иди, перевала не видно, он в тумане, поэтому непонятно куда идти, но иди, да иди, просто иди. Навстречу мне идут, спускаются люди, разные люди, запомнился один чудак, он нёс в руках магнитофон, из динамиков доносились христианские песни, знаете, такие, новомодные, современные, христианский рок, ужас, а не песни. Такой вот чудак, он не понимает, что здесь свои боги, что тут христианский бог не имеет силы, в общем, забавная была картинка, ладно бы, я понимаю, он сам пел-распевал псалмы, это ещё куда ни шло, но тащить магнитофон?... Короче, очень странно было тут слышать эти звуки, они никак не вписывались в картину мира, в этот пейзаж, эти горы суровые, просторы, но он прошёл мимо и всё, звуки растаяли, а его самого поглотил туман, был человек и нету. И я иду, иду, отдыхаю, снова иду, туман рассеялся и на минутку-другую показался перевал, нам туда, совсем недалеко, Саша догоняет, перегоняет, убегает вперёд, я иду медленно, как всегда в гору, передыхаю часто, Нора бегает туда, сюда, пасёт меня и Сашу, переживает, что я отстаю, пищат пищухи, а так тишина, слишком тихо.

с озёр
сверху вид на озеро

Туман, наползает туман, он поглощает нас, и люди идут тихо, и ничего не видно, и я одна, я и туман, в этом тумане, как в молоке, тихо, тихо, тихо. Просто иду и иду в тишине, тихо журчит внизу под камнями вода, откуда она там берётся? Но всё равно тихо, слишком тихо, ничто не нарушает тишину, только моё шумное дыхание, и тут, о чудо, раздаются крики, громкие, очень громкие, резкие, кажется, что сейчас начнётся камнепад, эхо, ещё крик, я оборачиваюсь, и вижу там в тумане кони, как в кино, кони в тумане, караван коней. Я кличу Сашу, чтобы он это сфотографировал, но пока он меня услыхал, пока понял, чего я хочу, кони исчезли, исчезли в тумане, будто и не было, и опять кругом туман, только туман и никакого перевала нет и другого мира нет, камни и туман — и ничего больше. Тропа теряется, мы ушли не туда, мы потерялись, так я считаю, но Саша говорит, что мы просто идём более короткой дорогой, а не конской тропой, тут очень круто, камни, опять живые и мокрые, скользкие камни, начался дождь.

с туманом
люди ползут и туман ползет
мак
в тумане

Одеваемся, трудно идти вверх в куртке, жарко, я боюсь, я боюсь, потому что камни живые и скользкие, потому что я вижу белый скелет лошади, она разбилась тут давно, да так и осталась лежать, кости чистые, белые, череп лежит поодаль, но весь остальной скелет целый, рёбра торчат, слишком белые. Я не лошадь, но я не хочу падать, я боюсь, камни шатаются, дороги не видно, и я устала, непонятно куда идти, ведь везде туман. А Саша злится и ворчит, ворчит, что я иду медленно, что я боюсь. Я прошу его меня подождать, просто подождать, ведь кругом туман, я боюсь его потерять. Саша уходит вперёд, залазит наверх, спускается за мной и отбирает мой рюкзак, свободное лазание по скалам, дождь усиливается, я опять уже мокрая, холодно и мокро, на перевале скучно, не интересно, ничего не видно, мы и пяти минут не стоим, начинаем спуск, уставшие, злые, вот тебе и перевал Шумакский.

три синие полоски
с той стороны
жёлтые цветы и изумрудное озеро
вид в сторону озёр

синее небо долгожданное
взгляд назад, а там туман

Вместе с нами на перевал зашла уже немолодая пара, он всю дорогу нёс вначале свой рюкзак, потом спускался за рюкзаком жены, такой вот любящий и заботливый муж. На перевале они одеваются в полиэтилен, у него такой большущий кусок, метра три-четыре, что сзади, этот полиэтилен волочится шлейфом, как мантия короля, мы с Сашей прозвали его королём полиэтилена. Нора пристроилась сзади, залезла под шлейф и некоторое время так и шла, наступая королю на пятки, прячась от промозглого, холодного дождя. Казалось, ещё чуть-чуть и повалит снег.

Я напеваю песню "Тёмная ночь" — грустная песня, пою её и думаю, что всё хорошо, всё отлично, главное, нет войны, только пули свистят по степи..., всё хорошо, да дождь, но что же поделать, все мы устали, у всех нервы на пределе, знаю ты меня ждёшь..., а ноги, мои ноги так болят, и у детской кроватки не спишь... а дождь всё идёт, спускаемся вниз и идём не простой лошадиной тропой, мы же не ищём лёгких путей, а через водопад, а там, мои ноги не гнуться и очень скользко, мои горные ботинки отлично держат на камнях, но скользят на мокром лишайнике, что растёт на камнях, и мы долго корячимся на этом водопаде, я корячусь, если бы не дождь, давно уж спустились бы, но Саша молодец, он терпелив, он подаёт мне руку в трудных для меня местах, забирает рюкзак. Вот и тропа. Дождь прекращается, и мы даже видим синее небо.

далеко внизу
лошадки
справа
горы, коровы, туман, солнце выглянуло
опять наступает
Гранатовый-Надежда

Долго, долго, очень долго идём до зоны леса, не идём, ползём, а по пятам ползёт туман, наш старый друг и товарищ, он наползает сзади, спереди, мы в облаке. Справа виднеются, прячутся в тумане, опять любопытно выглядывают, хихикают, дразнят и манят перевалы Гранатовый, Надежда. Страна гор, красивая и суровая, прекрасная и опасная, гордая и свободная. Этот пейзаж довольно долго был с нами я всё оглядываюсь назад, чтобы получше запомнить пейзаж, профиль гор.

Реку пришлось бродить выше тропы, на Эхе-Гере вода большая от дождей, ушли туда, где шире и мельче, и то еле перепрыгнули с камня на камень, если бы не Саша, я бы сама там не смогла прыгнуть, но Саша подстраховал, поймал, подал руку, удержал, Саша хороший, сильный, смелый, ловкий. Сил уже не осталось, но мы идём, ничего особо сложного, простая дорога, разбитая, ужасная, но не сложная, просто накопилась усталость. Волшебного коктейля накатили, снова есть силы, пока есть, выручал нас этот белковый концентрат в походе не раз. В тумане мы видим зону леса, редкие деревья в тумане, а потом вечерний луч пробился сквозь туман и осветил гору и там в каплях тумана даже радуга была, очень красиво, очень, очень — как награда нам за наши труды.

коровкин профиль
зона леса
солнца луч освятил гору
пасётся

Мы спускаемся в зону леса. Проходим мимо водопада, я и не знала, что тут есть водопад, забыла, проходим мимо, нас водопадами не удивишь, не заманишь, может при других обстоятельствах, но сейчас нет сил и времени тоже нет. Идём, спешим дальше, ищём место для палатки, всюду мусор и помойка, горы мусора, но мы уставшие и просто хотим спать, поэтому встаём в боле-менее приятном месте. Приходят любопытные, наглые коровы, Нора защищает нашу палатку, отгоняем одно стадо, приходит другое, их интересуем не мы, а помойка, те ещё помоешницы эти шумакские коровы, все вещи убираем в домик, сопрут, одни телёнок хромой, скачет на трёх ногах, волочит больную ногу, не жилец, жалко его, жалобно и тревожно мычит корова. Ночью слышим камнепад, обвал, страшно, мы довольно в опасном месте встали, но пронесло.

Далее (день 13 (26 июля, четверг) спускаемся до Сухого русла, град и ливень, баня)