Этюд третий. Ясное кольцо при не ясной погоде.

12.08.01

Днёвка на источниках дала возможность реабилитировать этот уголок природы в глазах новичков. Наши юные путешественники послушно полоскали нос и горло, принимали грязевые и минеральные ванны и пили воды, слушая были и небылицы о чудодейственных исцелениях здесь многих страждущих. Целый день приятного оздоровительного безделья восстановил силы, наладил новые знакомства, дал возможность приготовить и поесть разные вкусности: торт, грибной плов и сдобные лепшки с голубичным джемом. А ещё– погулять по живописным окрестностям и поснимать фильм о Шумаке, выполнить краеведческую работу со школьниками об изменениях русла реки Шумак и долины источников в районе заказника после разрушительного наводнения в июле 2001 года.

Наводнение наделало тут немало бед. Говорят, даже погибла группа в районе Шумакского перевала. Пять дней они сидели в районе перевала, пока не замёрзли, не могли выбраться ни в долину реки Эхегер, ни в долину реки Шумак из-за большой воды. Брод был невозможен, навесная или какая-либо друга переправа – тоже, это видно по оставшимся после наводнения следам – разбросанным огромным валунам на берегах рек. Но вот почему группа не смогла выйти по левому берегу реки Эхегер в Нилову Пустынь? Этот путь, конечно, труднее, чем общепринятый, т.к. там нет тропы, но это был шанс выжить.

13.08.01

Итак, 8 человек нашей группы (участники походов 2-й и 4-й категории сложности) уходят на кольцо, а шестеро (участники маршрута 1 к.с.) — остаются жить на источниках с заместителем руководителя Геннадием Емельяновым.

Вышли с источников в 11.00 к ручью Перевальному. В верховьях ручья придется сделать 6 бродов с берега на берег. А метров за 200 не доходя до каньона нужно поискать выход по крутому травянистому склону вверх на правый берег ручья. А там уже и до границы леса рукой подать.

Придя на место (под перевал Ясный-1), разбили лагерь, пообедали, а вечером совершили «вылазку» к цирку перевала Ветреный, чтобы посмотреть на его красивые изумрудные озера. Насладились лёгкой прогулкой без рюкзаков, набрали голубики и орехов к ужину, сфотографировались. А к ночи в горах началось такое… Жуткая гроза сотрясала горы до утра, освещая всё небо огненными сполохами. Гремело так, что закладывало уши и искрило в глазах, поэтому о сне не могло быть и речи. Было ощущение, что палатки взлетят в небо – так бешено они стучали скатами-«крыльями».

14.08.01

Утром – выход под перевал Ясный (1Б, 2615 м). Погода тихая, грозы как не бывало. В цирке – ясное и гладкое озеро. Солнечные лучи отражаются в нем как в зеркале, слепят глаза. Почему у большинства озёр в Саянах нет названий? Надо исправить это положение: это озеро мы назвали Ясное. Оба перевала – и Ясный-1, и Ясный-2, хорошо видны отсюда.

Солнце всходит за перевалом, поэтому склоны перевалов с западной стороны утром темны и суровы. В действительности же, они проходятся проще, чем восточные склоны. Спуск с перевала по основной верёвке с верхней страховкой проходим по одному. Мальчишки немного волнуются – первый раз в горах на верёвке. На соревнованиях-то у них все это было, и не раз, но здесь все по-другому: и склоны круче, и падать далеко, если что…

За перевалом – ещё озеро. И опять без названия. Пусть будет Ясное Восточное, ведь оно тоже у подножия перевалов Ясных. Под перевалом Ясный-2 (1б, 2650 м) мы обедаем. Подъем на перевал технически совсем не сложен, но крутой (до 45 градусов в верхней части), и камнеопасный. А от спуска с перевала Ясный-2 дети были в восторге: по очень крутому склону, по мелкой сыпухе катились вниз, плотной группой, след вслед, "отгребаясь" от поверхности склона альпенштоками, как вёслами. Все камни, летящие вниз, были впереди нас, мы прочищали себе дорогу, как локомотив, толкающий впереди себя лавину. И вот мы опять на озере Ясном Западном, а вскоре и на границе леса. Спускаемся на источники к вечеру, полные впечатлений. Ливень хлещет, как из ведра. Все-таки, кольцо на перевалах получилось ясным, а то, что внизу нас поливает – это уже не страшно.

15.08.01

Уходим с Шумака вверх по реке Шумак-Гол в обед, обойдя в последний раз все источники. Как и на реке Шумак, на Шумак-Голе завалы после наводнения. К вечеру «продираемся» сквозь завалы, болота и осыпи, разворотившие тропу после наводнения, на границу леса, и там ставим палатки. Весь день моросил дождь, холодает, и похоже, будет снег. Грибов видимо-невидимо, немедленно используем это обстоятельство в вечерней трапезе. Все сыты и довольны.

Далее (Этюд четвертый. Лирические отступления)