Этюд четвертый. Лирические отступления

16.08.01

Как и предполагали – ночью выпал снег. Короткое горное лето кончилось. Перевалы белы, сверху веет леденящим холодом. Перевал Горных Духов (1А, 2880 м) – высокий, заснеженный сверху донизу. Идти на подъём скользко. На перевале – ветер, но снег уже начинает подтаивать под лучами скупого осеннего солнца, и стекает по склону.

В такие вот не очень-то комфортные моменты похода невольно замечаешь немой вопрос в глазах попутчиков: зачем мы здесь и сейчас? Люди по-разному относятся к горам: одни тут мучаются и (или) преодолевают себя и самоутверждаются, другие – идут за здоровьем, как в аптеку. Третьи — за приключениями, которых не хватает в городе. А самые преданные, наверное, те, кто возвращается сюда каждый раз как домой, просто потому, что скучают по горам, и просто живут здесь время от времени. Здесь их дом, и им очень жаль, что они здесь не могут бывать чаще.

Слева по ходу – низкая и широкая седловина перевала Усть-Илимцев (1А, 2634 м), проходим траверсом по её травянистому склону и спускаемся на границу леса реки Зун-Гол. До вечера ещё далеко, получилась полуднёвка.

17.08.01

Солнечное утро растапливает последние снежинки на склонах, и снова наступает лето. Бабье лето – хоть и тепло, но на полянах кое-где уже проблескивает осенняя «седина». Листики голубики и некоторые виды мхов алеют под ногами плюшевым покрывалом. Нам сегодня опять предстоит полуднёвка: нужно спуститься по Зун-Голу до границы леса – это всего 7-8 км. Идём, не торопясь, любуемся яркими красками осени. Как все в природе просто, естественно и мудро: вот сухое умершее дерево – в нём белки попрятали свои запасы на зиму, а насекомые соорудили в нем дом. А другое такое же сухое дерево имеет спил высоко над головой: видимо, зимой оно согревало путника. Ничего лишнего, все во взаимодействии. Каждый поворот тропы, каждый изгиб реки имеет свой смысл. Даже люди здесь становятся другими. Наши мальчишки и девчонки были изрядно удивлены, когда на перевале совершенно незнакомые люди здоровались с ними и желали лёгкой дороги. А потом, в долине, ещё одни и ещё… Потом у наших деток это уже и у самих вошло в привычку. А в цивилизации иной раз и давний знакомый пройдет мимо... Люди в горах становятся отзывчивей, искренней и мудрей. А здороваются потому, что рады любому человеку. И всё. Так просто. И никаких заморочек.

18.08.01

Последний день, когда все 14 участников группы вместе. Сегодня мы, «четвёрочницы», провожаем домой наших детей с Геной. Они уходят в Ниловку через Хубытский перевал, а мы – через него же – идём за нашей заброской продуктов, закопанной в 1-й день похода, и возвращаемся на реку Баром-Гол, чтобы потом уйти ещё дальше в горы.

Перевал Хубытский (н/к, 2493 м) проходим все вместе, и спускаемся до места заброски. Там, пообедав, прощаемся с группой до сентября. Откопали продукты, и идем с девчонками в обратную сторону – опять через Хубытский к Баром-Голу.

Возвращаемся в лагерь еще не поздно – в 17 часов. Можно было бы идти и дальше, но дважды пройденный за день перевал даёт о себе знать. Устали, да и не по себе как-то: все ушли, а мы остались наедине с ветром и рокотом реки – Марина, Лена и две Кати. Еще утром на этой поляне пестрили наши палатки и гомонили дети, а теперь – полная тишина. «Бешеные амазонки», как нас назвал кое-кто из участников похода, остались одни. И стало грустно...

Далее (Этюд пятый. Долгожданная «амазония»)