Этюд пятый. Долгожданная «амазония»

19.08.01

Утро солнечное и от вчерашней грусти не осталось и следа. Спешно собираем рюкзаки и в путь – вверх по реке Архат. Сегодня нам даже радостно оттого, что мы, наконец-то, одни, наедине с вершинами – Марина, Лена и две Кати. Все поползновения мужчин на участие в нашей «четвёрке» (а они были), отсекли решительно и бесповоротно, сославшись на весьма скромную раскладку продуктов и, соответственно, полуголодный образ жизни, что мужикам не нравится обычно. Вообще-то 500-граммовая раскладка на человека в день – это даже роскошно для августа, когда вся еда прямо под ногами и на деревьях. А преимуществ, как выяснилось позже, в чисто женской компании очень даже предостаточно. Во-первых: всегда хватает еды, и нет постоянно голодных ртов. Во-вторых: нет проблем с уединением. В-третьих: можно вообще не брать с собой такие вещи, как зеркало или купальник. Переживаний по поводу «фу, как я ужасно выгляжу сегодня!» просто не существует. И чувствуешь себя превосходно. В-четвертых: женщины – осторожны, и в их обществе практически не бывает рискованных авантюр (скорее – сплошные перестраховки). Ну и, в-пятых, в отличие от смешанных групп, где присутствуют и мужчины, и женщины, в дамской группе нет амбициозных лидерств, ревности, борьбы за внимание и место под солнцем, жалоб и обид, показушной слабости перед сильным полом, нет и сплетен. (Ну, может нам так просто повезло, просто компания так подобралась удачно, но мы читали и про другие женские группы — всё то же самое пишут). Итак, под самый сложный перевал маршрута – Архат (1Б, 2740 м) идём в радужном настроении, с песнями. Долина реки Архат в верховьях, особенно, в цирке, изумительно красива. Речные озёра выше границы леса отражаются зеркальным холодным блеском стального цвета. Опять же, озёра без названия. Называем их, соответственно, Архатские – Верхнее, Среднее и Нижнее.

В цирке стоят стеной перевалы: Панкова (2А), Осенний не тот (теперь называют Прямолинейный, 1Б), и справа по ходу — какие-то щели, визуально около 2А. А вот нашего Архата (1Б) – не видно ни из долины, ни из цирка. Правда, мы и не знаем, как Архат должен выглядеть. Мы только знаем, что там есть какая-то дырка. И наша задача в этом походе — "дырку" эту найти и сделать её описание. Идём на щели, принимая их сначала за Архат, но, не доходя до них, находим, наконец, более удобный кулуар для подъема и понимаем, что это и есть Архат. Седловину же перевала увидели только, когда до нее осталось около 30 метров подъема. А тур – увидели, когда были уже наверху. Подъем был долгий и утомительный, особенно потому, что не знали – в правильном ли направлении идём, делали разведки. Последние 30 метров подъёма – по перилам. Спуск – не менее сложный, но принёсший большое удовлетворение. На спуске перила вешали не от седловины, а ниже метров на 50-100, посередине кулуара, в гладком каменном колодце – всего около 15 метров перил. Остальную часть, хоть и крутую, можно пройти ногами, без верёвок (при сухой погоде).

В 20 часов остановились на ночлег под перевалом Хургутыголдабан, на морене, среди камней. Дров поблизости нет, но ужин всё-таки был сварен на костре. Говорили нам знакомые туристы: «Не рискуйте, девчонки, возьмите хоть кемпинг-газ». Но ведь это лишний груз на дамские плечи. И мы решили обойтись без него. Воду на всего-то 4-х человек ведь накипятить недолго, особенно, если котелок из тонкой жести. Можно это сделать на сухом мхе, сухих веточках саган-дайли, кашкары или карликовой березки. Так и делали весь поход, даже потом приучили себя набивать карманы этим легким топливом про запас, и несли до следующей стоянки, если находились выше границы леса. Главное, такое топливо сохранить сухим, и тогда быстрый обед вам обеспечен (мгновенный суп, пюре или лапша). И никаких примусов. Вот как-то так и обходились.

20.08.01

Опять хорошая погода с утра – нам везёт! Подъём на перевал Хургутыголдабан (1А, 2633 м) не занял много времени. Названьица-то здесь какие! Что ни название – песня. Идёшь на перевал, а ботинки стучат по камням: Хургуты-гол-дабан, Хургуты-гол-дабан…

Спустились тоже быстро, и обедали уже на границе леса, среди шикарных густых, но низкорослых кедров с огромными шишками, которые можно снимать прямо руками с низеньких деревьев. Привычный борщ из сушёных овощей разнообразили ещё и ореховым десертом, правда, от смолы потом долго отмывались.

Спустились по ручью до реки Ара-Ошей, перешли её вброд, и оказались на хорошей тропе левого берега. Мощная река с головокружительными каньонами и гремящими водопадами, в месте брода разливается на несколько рукавов и становится совершенно безобидной. Её приток, по которому мы спустились, и тот внушительнее.

Хорошая тропа всегда радует. А если вокруг ещё и есть на что посмотреть – это вдвойне здорово. Ара-Ошейские гольцы великолепны! По левому берегу – вроде бы обычные Саяны, как везде, а по правому берегу – остроконечные серо-голубые гладкие скалы. Ночлег – не доходя до границы леса, на поляне, окруженной со стороны левого берега множеством ручьёв-водопадов. Воды кругом много, решили затеять большую постирушку и помывку. Повизжали, повопели от холодной воды, как водится у женщин, посреди белья, развешанного по кустам… По-домашнему так, по-хозяйски. Хорошо...

Далее (Этюд шестой. «Дамский экстрим»)