Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Этюд шестой. «Дамский экстрим»

21.08.01

Чистые и довольные собой, уходим в верховья реки Ара-Ошей навстречу следующему перевалу. Несколько бродов, и мы на границе леса. Долина раздвигается и открывает голубые вершины. Одна из них – Маттерхорн – остроконечная треугольная гора. Альпийское название в бурятских горах, конечно же, не случайно. Под перевалом Белорусский (1Б) вновь используем свой опыт разведения огня на сучках и сухом мхе, и обедаем посреди камней. Кругом бегают куропатки. Очень захотелось свеженького куриного бульончика... Поймать курицу здесь не такая уж и проблема (не очень-то они нас и боятся), но встает вопрос: кто будет сворачивать ей шею? Не раздумывая, дружно решили: «Пусть бегают, что мы, сушёного борща, что ли не поедим?».

На перевал Гельфгата (1А, 2846 м) поднимались как-то непутёво, и нашли склон крутизной более 45°, где даже вешали верёвку, хотя, в принципе, этого на перевале 1А быть не может. Но седловина у перевала настолько широка и не выражена, что просто не понятно: где подниматься? И, естественно, мы пошли туда, где пониже. А там, где было пониже, оказалось и покруче, чем там, где было повыше. Катюха Казанкова уже ушла вперёд и «зависла» на скальных плитах. Я – за ней, чувствую – это уже не 1А, надо уходить левее, но спуститься с рюкзаком назад уже намного сложнее, чем подняться. Кричу вниз Лене и Кате Б., чтобы уходили левее, а сама сижу на скальном выступе как петушок на флюгере и жду, не двигаясь, когда они пройдут мимо, чтобы не спустить на них камни. В общем, двое последних прошли перевал как надо, а двое первых – «ломились» по скальным наклонным плитам. Теперь-то мы с уверенностью можем рекомендовать брать этот перевал как можно левее, ближе к перевалу ВАСХНИИЛ (а его седловину не спутаешь ни с чем). Тур находится там же, слева от центра седловины.

Вообще-то, мы весь поход вот так и шли парами: первая почти всегда Казанкова, я следом, сзади – Якимчик с Благодетелевой. Казанкову приходится сдерживать, она всегда «рвётся в бой», словно танк, Якимчик с Благодетелевой – наоборот, приходится поджидать. А я верчу головой вперёд и назад, чтобы все были в поле зрения, чтобы никого не потерять из виду.

Смешные ребята – москвичи. Оставили записку в туре на перевале Гельфгата: «Болезнь, которая болтается за спиной, требует лечения. Кушайте много и радуйтесь жизни». Кто же этого не знает! Могли бы в туре вместе с запиской оставить свою «болезнь», если она у них лишняя, в виде конфетки или печенья. Пусть и другие туристы порадуются. Пока мы «радовались» на перевале своей скромной порцией халвы и шоколада, по небу побежали чёрные тучи. Ну вот, кончилась лафа. Видимо, не придётся подняться на пик Ара-Ошей. Скорей – вниз. Хотя вниз – это условно, в действительности мы вечером окажемся выше, чем были утром и в обед: мы будем у самого истока реки Ара-Ошей. Истока вообще-то два – Малое и Большое Ара-Ошейские озёра (опять же названий на карте нет, это условно наши названия). Спустившись с перевала, мы поднимаемся к Большому Ара-Ошейскому озеру. Самому большому в Тункинских гольцах. Оно «запрятано» высоко в горах, и увидеть его можно только сверху, с перевалов, или когда подойдешь к нему вплотную. Чтобы приблизиться к нему, пришлось подняться на высоту, равную ещё одному перевалу.

Озеро круглое, словно огромная чаша с неровными обломанными краями-гольцами. Стальное предгрозовое небо отражается в нём, кажется, что чаша наполнена ртутью. Зловещая картинка…

Ужин опять варим на мхе и сухих веточках саган-дайли, которые предусмотрительно занесли с собой снизу. С тоской смотрим на небо – оно мрачнеет на глазах всё больше и больше.

Ночью, помимо ожидаемой грозы, начались еще и камнепады. Лежим в палатке в гробовом молчании и обдумываем наше положение. Все аварийные выходы уже позади, да и чтобы добраться до них, нам необходимо как-то выбраться из этого каменного мешка. А очередной перевал Богохонголдойский – вот он, рядом, час ходьбы. Но как подойти к нему, если интервалы тишины между камнепадами не более 15 минут? Дождь, гроза, камнепад — всё это немного напрягло дамские мозги и заставило немного подрожать от страха ночью в палатке.

22.08.01

Утро – дождливое, хмурое, туманное. Камни по-прежнему летят то слева, то справа от нас. Теперь еще мы их и не видим, а только слышим: туман густой, как молоко. Варим завтрак на последнем сухом мхе, и опять ложимся в палатку ждать конца камнепада. К полудню камнепады редеют – тишина достигает уже одного часа. За это время можно успеть заскочить на перевал. Но туман становится настолько густым, что в пяти метрах уже ничего не видно. А делать нечего, надо как-то уходить отсюда, оставаться здесь уже просто опасно: в озере стремительно прибывает вода, берега – сплошное болото, скоро и палатка поплывёт. На перевал поднимаемся буквально на ощупь. Только когда «нащупали» тур на перевальной седловине, облегчённо вздохнули: выбрались из этой коварной «ртутной» чаши. За перевалом видимость почти хорошая – около 200 метров. Спускаемся по реке Бого-Хонголдой до границы леса. Планировали сделать первопроход в водоразделе рек Бого-Хонголдой и Ара-Хонголдой, но передумали, да Бог с ним: в таком тумане возвращаться по болоту в безлесье не хочется. Наконец-то, настоящие дрова кругом, и можно завалить сушинку, и, наконец-то, погреться у костра! Уютненько так у леса, хорошо, даже с дождём не страшно. Дымок вкусно так тянется в туманную морось, дровишки потрескивают, ужин пахнет головокружительно...

Далее (Этюд седьмой. Последние Спички!)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную