Этюд седьмой. Последние Спички!

23.08.01

Дождь прекратился к утру, туман неторопливо, но рассеивается. Перевал Каньонный (н/к, 2300 м) на водоразделе, хорошо виден от реки. Поднимаемся на него быстро, и очень радуемся, когда находим записку в туре. Почему-то в последнее время туристы всё реже оставляют в турах записки. А ведь это так приятно — получить записку из прошлого, ниточку уверенности, что ты находишься в нужном месте, что тут уже были люди до тебя, и они тебе отправили привет в будущее...

За перевалом живописно: скалы, белый песок и кедры. Прямо как на Байкале. Глубокие мхи пестрят разными оттенками – от белого до пурпурного, от зеленого до золотого. И опять обильный урожай кедровых орехов на низкорослых перевальных деревцах. Набиваем полные карманы шишек и грызем орехи прямо на ходу. Вкусно!

На реке Ара-Хонголдой неожиданно встречаем людей – мужчина и женщина на лошадях, буряты-пастухи. Весной они загоняли в горы табуны лошадей, а теперь пришла пора возвращать их в долину. Они, как и мы, уже несколько дней не видели людей и очень рады встрече. Первый вопрос при встрече у бурят в Саянах всегда один: «Как там, на Шумаке?» Потом обсуждается погода, урожай ягод и грибов, встречи со зверем. И только в последнюю очередь они попросили у нас спички, так как свои по неосторожности промочили. Вот это деликатность! Ведь спички здесь – это в полном смысле слова – жизнь… А они о них – в последнюю очередь...

И вот со спичками у нас происходит некоторое замешательство… После расставания с бурятами оказывается, что мы отдали им свою последнюю коробку. Вернее, каждая из нас думала, что у неё-то последняя, а у других участниц ещё есть. А когда начали готовить – о, Боже! Что делать? Молчаливый вопрос в глазах каждой: смотрим друг на дружку и негодуем. Я пытаюсь уговорить тёток, что осталось всего 2-3 дня, выживем. К тому же, тут зимуха недалеко, там точно спички всегда есть… Девы смотрят на меня недоверчиво, сердито поджав губки. Порылись по рюкзакам. У молодых девчонок Катюх – нашли отсыревшие. Затолкали их в Катькины шевелюры волос – пусть сохнут. У Лены – нет спичек, уже закончились. Мои – отдали попутчикам… Пока в Катькиных волосах сохли спички, мы собирали самый-самый сухой-пресухой мох, и уж было приготовились добывать огонь с помощью трения (на самый крайний случай, если с сырыми спичками ничего не получится), но тут… Я вспомнила, что у меня в подкладке кармана рюкзака когда-то давно-давно был зашит мешочек с десятком спичек в резиновом шарике (некоторые прячут в презерватив), где каждая головка спички ещё и воском залита, там же серный черкаш запасной… Ура! Не придётся сухую крупу жевать 3 дня и запивать холодной водой!

После обеда уходим выше границы леса, под озеро Хонголдой. Последние Спички (с заглавной буквы – это не опечатка!) бережём как зеницу ока… Зажигалки как-то не вошло в привычку брать до сих пор (может, и зря)...

24.08.01

Идём с утра вверх по реке Ара-Хонголдой и удивляемся изобилию хариусов в омутах. По мелким ручейкам, стекающим с хребтов, они шныряют вниз и замирают в глубоких прозрачных затонах. Река в верховьях совсем не похожа на горную – течёт по долине медленно, лениво, останавливаясь в многочисленных заворотах. У нас такое ощущение, что мы движемся не вверх по реке, а вниз. Загадка какая-то. На перевал ведь идём. Озеро Хонголдой – прямо на перевале Хонголдойском (н/к, 2095 м). Хотя и перевалом-то назвать это трудно – не поднимались ведь, по равнине шли. Солнце выглянуло из облаков, растопило молоко тумана, и озеро стало голубым, сверкающим. Внезапно из воды вынырнула большая стайка белых гусей, важно проплыла мимо нас, и опять занырнула под воду. Мы потом долго ждали, когда они вынырнут на другом берегу.

Перевал Девяти (1А, 2668 м) запомнился лишь тем, что это последний перевал похода. Больше, собственно в нём ничего особенного. А вот река Ихэ-Булнай, на которую мы с него спустились – это просто боевик в раскрасках, триллер с войной... От перевала до границы леса – река как река, а потом жуть какая-то. Огромные гладкие валуны, глубокий ревущий поток и обрывистые, заваленные буреломом берега – не пройдешь. Если не найти тропы по левому берегу, то идти придётся по настоящим сибирским джунглям. Площадку для палатки для последнего ночлега вырубали топором среди зарослей кустов ольхи. Просто реально не было ни одного ровного клочка почвы хотя бы 2 на 2 метра…

25.08.01

Утром пытаемся выбраться из ольшанниковых лабиринтов вверх по склону в поисках охотничьей тропы. Находим её, в конце концов, на самом верху хребта (!), и счастливы несказанно – теперь можно будет идти ногами, а не карабкаться по камням и сваленным деревьям. 35 км по конной тропе, и к вечеру мы в Ниловой Пустыни. Последние Спички (их осталось только две) достали вечером в кафешке, и, как лучшего друга и самого почётного гостя, положили на видное место и угостили шампанским…

Весь этот последний день Саяны провожают нас ласковым солнышком, словно отвечают нам любовью на любовь, прощаясь с нами. Как бы там ни было, а мы всегда их любили, даже если они к нам были немножко суровы...

9-25.08 2001 г.

ПредыдущаяСтраница 2 из 4:  1 2 3 4 всеСледующая

theodor japs: Вопрос, насколько есть вероятность быть или стать участник в такой тур
где будет реально возможность назвать озеро, перевал или пик.

Возможностей много.
09.04.2014, 21:21:37 |

где будет реально возможность назвать озеро, перевал или пик.

Федюшкина речка берёт начало из озера, у которого нет названия. За два дня, а при большом желании и за день, туда любой может дойти. На левых притоках Белокопытки полно озёр — тоже без названий и тоже за пару дней можно дойти. Вот только вряд ли названия закрепятся.
Другое дело — перевалы. У нас принято, что первопроходцы имеют преимущественное право давать им название. И в случае, если первопроходец не поленится составить описание перевала и выложить его, например, на Природе Байкала, велик шанс, что название за перевалом закрепится. Особенно если перевал не надуман.
Добраться до таких перевалов уже гораздо сложнее. На все Тункинские гольцы у меня пока только один в проекте. И ходу туда — дня 3-4. А вот в Китойских гольцах ещё уйму первопроходов можно наделать.
Но это пока. Там же то Слава Петухин натопчет, то Сергей Зубков, то я, то ещё кто-нибудь. Так что успевай, Теодор :))
09.04.2014, 23:37:44 |
Вячеслав ПетухинДойти-то проблем нет. А вот получить право назвать какое-то озеро — это, по-моему, в тысячу раз более сложная задача.
09.04.2014, 23:46:57 |
theodor japs

Евгений Рензин:  А вот в Китойских гольцах ещё уйму первопроходов можно наделать.

Спасиба Женя за откровенный ответ, это чертовски заманчиво, даже если, как сказал Слава, — это равно шанс 1 из 1000.
10.04.2014, 00:01:14 |

theodor japs: даже если, как сказал Слава, - это равно шанс 1 из 1000

Я другое сказал — вовсе не про шансы. Я считаю, что никаких прав назвать озеро, дойдя до него — просто нет. Без какой-либо вероятности. А цифру 1000 можно понимать примерно так: если 1000 человек, побывавших у озера, сойдутся в одном названии, тогда можно назвать. Примерно так и получают свои названия озёра, реки и пр.
10.04.2014, 00:13:28 |

Вячеслав Петухин: А вот получить право назвать какое-то озеро - это, по-моему, в тысячу раз более сложная задача.

Не — назвать любой имеет право. В этом, в т.ч., и проблема. Вот было бы у кого-нибудь преимущественное право — другое дело. Можно было бы даже самое неподходящее название дать, и основываясь на этом самом праве, оно бы имело шанс закрепиться.
Сейчас же у озёр названия закрепляются только в том случае, если на них бывает довольно много народа. Как пример — озеро "Хрустальное". Намеренно пишу в кавычках, ибо название не кажется мне удачным. Но на озеро водят кучу народа с Аршана, его название тиражируют в рекламных буклетах и объявлениях, оно хранится в головах тех, кто там даже никогда не был и никогда не будет. И вот результат — у озера новое название.
В тысячу ли это раз сложнее? Может быть. А может — тот кто его придумал палец о палец не ударил, чтобы название закрепилось. Всё сделали другие люди.
Так и с озёрами на Белокопытке, прекрасными, надо сказать, озёрами. Хватит у кого-то фантазии дать им "правильное" название; расскажет кто-то в красках о том, насколько они великолепны, — и, пусть даже в относительно узких кругах, название вполне имеет шанс закрепиться.
10.04.2014, 00:31:03 |
theodor japs

Вячеслав Петухин: А цифру 1000 можно понимать примерно так: если 1000 человек, побывавших у озера, сойдутся в одном названии, тогда можно назвать.

Это Ок. Хотя у Марина это както не так сложно виглядит.
10.04.2014, 00:40:32 |

theodor japs: Хотя у Марины это как-то не так сложно выглядит.

10.04.2014, 00:45:10 |
Андрей РябинаДа и само понятие "первопроход"- весьма условное. До туристов на этих перевалах, вершинах почти 100% уже побывали топографы, геологи и прочий лесной люд. Тут главное (ИМХО) дать описание, разместить его в доступном ресурсе для дальнейшего использования заинтересованными людьми. Тогда название и закрепится.
10.04.2014, 00:56:54 |

Андрей Рябина: До туристов на этих перевалах, вершинах почти 100% уже побывали топографы, геологи и прочий лесной люд.

Отнюдь не на всех. Вот, к примеру, осенью мы с Костей Рассадиным поднялись на пик Красотка. Никаких следов топографов (а геологам и прочим там и делать нечего) не обнаружили. Так я, позвольте, буду считать, что это был безусловный первопроход. :)
10.04.2014, 01:15:42 |
Андрей Рябина

Евгений Рензин: Так я, позвольте, буду считать, что это был безусловный первопроход. :)

Поддерживаю!
10.04.2014, 01:23:52 |
Андрей Рябина А есть ли на этот район топкарты масштаба 1:50 000 и крупнее?
10.04.2014, 01:30:25 |

Андрей Рябина:  А есть ли на этот район топкарты масштаба 1:50 000 и крупнее?

Есть (M48-001-2). Там вершина отмечена точкой (не треугольником).
10.04.2014, 01:48:55 |

Евгений Рензин: Они просто для себя их так назвали. Не претендуя общее употребление. Да и сами, не удивлюсь, если на другой день забыли о своих же названиях.

Нет, Евгений, я тут с Вами поспорю (если это про меня). Я помню ВСЕ названия, которые когда-либо давала перевалам или озёрам или вершинам. Потому что:

Андрей Рябина:  Тут главное (ИМХО) дать описание, разместить его в доступном ресурсе для дальнейшего использования заинтересованными людьми. Тогда название и закрепится.

И это правда. И ещё правда то, что многие люди, независимо друг от друга, одинаково называют одно и то же место, и в этом случае название закрепляется. Вот, например, г. Утуликская Подкова на Хамар-Дабане. Кто её так назвал?
Я Вам могу честно сказать, что я, в 1989 году. И для меня это правда. Но потом я услышала это название и от других туристов, вообще не иркутян, и очень удивилась, что они точно также называют эту вершину, и уверяют, что именно они её так назвали...
Или вот озёра Архатские, и Ясные. Вроде мы назвали в 2001, а ведь их по-другому и не назовёшь. Уже и в других отчётах появляются эти названия (на прошлой неделе судили тут Чемпионат России и Международный Чемпионат, а также юниорский и среди детей — посмотрела и увидела — закрепились многие наши названия, даже на схемах уже наносят их. Это нормально: люди видят и чувствуют какое-то место одинаково, и называют одинаково. А если видят в чужих отчётах, что и другие также назвали его, то 100% — название закрепится, независимо от того, много ли там народу побывало.
10.04.2014, 02:27:54 |

Марина Васильева (Красноштанова): Нет, Евгений, я тут с Вами поспорю (если это про меня).

Про вас:))
Но в вашем случае названия уж больно, простите, банальные. На Архате озёра — Архатские, Под Ясным — Ясные. Это не плохо и не хорошо, но кто же их, особенно Архатские, иначе назовёт? Вот если бы вы каждое в отдельности назвали, да без привязки к уже существующему топониму, тогда бы я очень удивился, если бы кто-то такое название стал повторять. Как удивлён в случае с:

Марина Васильева (Красноштанова): Вот, например, г. Утуликская Подкова на Хамар-Дабане. Кто её так назвал?

Если, конечно, это не какие-нибудь "шутки" памяти. Т.е. если название закрепилось благодаря описаловке — ничего особо удивительного. А если реально ничем не связанные между собой люди независимо друг от друга дали столь оригинальное название одной вершине — удивительно! Или она настолько очевидно подкову напоминает (я не был)?
10.04.2014, 02:41:27 |
Марина Васильева (Красноштанова)Евгений, мои уважаемые учителя меня всю жизнь учили называть перевалы просто (от названия реки, от характерного отличия). Такие названия не банальны — они естественны и легко приживаются.
Только в том случае, если "банальное" нельзя присвоить, потому что уже есть рядом что-то подобное, тогда можно назвать как-нибудь нестандартно. Я всегда за естественность и стараюсь не отходить от родных имён местности (Например, мне нравятся названия — Хонголдой, Малахайта, Олений, Снежный, Лавинный, Изумрудных озёр, и т.д. -это естественно и понятно почему так назвали, легко закрепляется).
Вычурные названия — не естественны. Называть своими именами или именами своих подружек — нескромно.
Название должно быть таким, чтобы его понимали на разных языках, в разные времена, и разные поколения людей. Но это старая советская школа так учила.
10.04.2014, 02:55:41 |

Евгений Рензин: Или она настолько очевидно подкову напоминает (я не был)?

Сама вершина внешне не напоминает подкову, но она является центральным "гвоздём" подковы хребта верховьев Утулика. И это так очевидно, даже глядя в карту, что по-другому и не назовёшь.
10.04.2014, 03:01:24 |

Евгений Рензин: Вот если бы вы каждое в отдельности назвали, да без привязки к уже существующему топониму, тогда бы я очень удивился, если бы кто-то такое название стал повторять.

А зачем чего-то выдумывать нарочно, когда уже всё придумано и названо? Не надо проявлять манию величия (непременно оставлять своё уникальное имя в горах). Людям проще запоминать и ориентироваться, когда название привязано к местности, либо к событиям, либо к внешнему описанию, либо к условиям данного места. Надо называть объекты для удобства людей, а не для удовлетворения собственного эго.
10.04.2014, 03:06:39 |

Марина Васильева (Красноштанова):  Евгений, мои уважаемые учителя меня всю жизнь учили называть перевалы просто (от названия реки, от характерного отличия).

Именно поэтому они и банальны. Ведь что такое "банально"? Это когда название не отличается своеобразием, оригинальностью, новизной. А какая уж тут оригинальность, если название дано от уже существующего топонима? Вот когда от характерного отличия местности — тогда может что-то оригинальное получиться. Да и то, не так уж много бывает своеобразных отличий. Так что и названия такие редки (W, Байконур, но не Озёрный).
10.04.2014, 03:15:22 |

Марина Васильева (Красноштанова): А зачем чего-то выдумывать нарочно, когда уже всё придумано и названо?

Да вот хоть бы затем, чтобы описать откуда начинается подъём к пер. Студенческого клуба "РИФ". Вот попробуйте дать ему такое название, чтобы оно всякому было очевидным. Вряд ли получится обойтись без конструкций, типа: "такое-то сверху" или "такое-то снизу, считая лужу-озерцо над песчаным разливом ручья Барун-Гол".

Да и названо далеко не всё.