С утра туман, но в разрывах облаков угадывается хорошая погода. Выходим в 8.30, и принимаем холодный душ, продираясь через кусты. Но вскоре находим тропку и спускаемся к правому истоку р. Катун. Брод и мы поднимаемся по тропке левым берегом и выходим к озеру. По ходу слева в тумане г. Узел (стык Тывы, Красноярского края и Иркутской области). Вокруг, поля молодого лука и курильского чая.

Вверх по правому притоку р. Катун
Боковой распадок
Характерная вершина перед распадком к пер. "Луковый"
После дождя. Левый борт прав.притока р. Катун

Вверх к прав.истоку р. Катун и пер. (усл. Луковый)
Слияние притоков р. Катун
Красивое озеро под пер. Луковый
С перевального "взлёта". Взгляд назад

Поднимаемся на перевал, который выглядит, как большой тундровый увал. Называем перевал Луковый н/к 1954 м. Перевал конный, безымянный, и "Луковый" просто для лучшего понимания, где это находится.

Почти на горизонтали
Действительно, луковый перевал
Минорное настроение
Седло пер. Луковый

Уходим по тропе вниз по Чаралыгу. Тропа идёт по левому борту по ивовым рощам. Долину прорезают прямо перпендикулярные полосы, особенно высокой ивы, видимо по ручьям и сухим водотокам. Теряем тропу и ломимся, как придётся. Возможно, тропа перешла на правый, более низкий борт. Траверсируем крутой задернованный склон и выходим на г.л. Обедаем напротив водопада, впадающего справа в Чаралыг. Внизу видно долину р. Кижи-Хем.

Вид на долины рек Чаралыг и Кижи-Хем, от перевала Луковый
Юго-восточный берег озера
Спуск к р. Кижи-Хем
"Полосатые" склоны

Соседний цирк с озером, к ЮВ от седловины пер. Луковый. Исток р. Чаралыг-Даштыг-Хем
Траверс лев.борта р. Чаралыг-Даштыг-Хем. (с тюрк. "Утёс", "Обрыв"). Вид на верховья реки, перевал и г. Узел в П.В.У
Прав. берег Чаралыга
Река входит в каньон

Бросаем реку и спускаемся по азимуту на СВ., через буреломный лес к Кижи-Хему. Не перестаю удивляться чистейшей аквамариновой воде Кижи-Хема, и приятности самой долины. Брод на левый берег р. Кижи-Хем. Скорость течения около 2 м/с, глубина на фарватере 0,6 м., ширина 15 — 20 м. Оленеводы упоминали, что вверх по Кижи-Хему, по левому берегу идёт нормальная тропа. Левый берег — низкая надпойменная терраса с подшерстком из берёзки и редколесье. Лиственница и Кедр. Скоро находим тропу и сразу набираем скорость. Приятно, когда в лицо не лезет "Дай по морде", так топографы на Чукотке называли кусты ивы и берёзки. Если во время не прижмёшь ветку сапогом, то обязательно съездит. К 20.ч подошли к слиянию левого и правого Кижи-Хема. Здесь и встали на ночёвку, в красивом лесу. За день пройдено 14 км. По пути нашли здоровую лиственницу, буквально взорвавшуюся от удара молнии, видимо смола моментально вскипела и взрывом раскидало в стороны здоровенные, расщеплённые по вдоль щепы.

Долина р. Кижи-Хем в облаках
р. Кижи-Хем, взгляд на верховья
Спуск по р. Чаралыг... Вид на г. Узел 2364,1 м. Вершина трёх границ: Тывы, Красноярского края и Иркутской области
Верховья р. Кижи-Хем. Слияние притоков реки

Далее (21 июля. Перевал Натальи Сеньковской, 2422 м, 1А; пер. Кош-Пёш.)