Выход в 8 ч утра. Сквозь облака видим звёзды. Погода обещает быть хорошей. По берёзке поднимаемся вверх по некрутой террасе и выходим на ручей. То есть "кущей" практически нет, и этот подъём по первому ручью (западному), с выходом на ю. ребро пика Поднебесный, самый лучший, с долины р. Чело-Монго. Ручей течёт в простом каньоне.

Поднимаемся прямо по ручью до зоны горной долины, где берёзка уже ниже колена, ягель, камни. Начинаем подъём на ребро Поднебесного по ходу вправо. Тундра, мелкая, крепкая осыпь. Угол 25 — 30, перепад с долиной 300 м. Погода окончательно установилась. Солнце, лёгкий ветерок. Мы выходим на линию ребра. Ребро протяженное около 2 км. Поднимаемся по ребру до верхней части. Здесь одеваем каски. Наклон увеличивается, на линии гребня разрушенные жандармы, участки "живой" мелкой и средне-глыбовой осыпи. Обходим по ходу слева. Камни сухие и проходятся без особых проблем. Справа с ребра сразу сбросы. В самой верхней части, под пиком, разрушенные скалы, обходятся так же слева по ходу.

Вход в горную долину
Гора в правом борту "западного" подъёмного ручья, на входе в горную долину
Подход к южному ребру Поднебесного
Водопад на ручье. Место откуда следует подходить под Ю ребро Поднебесного

Долина р. Чело-Монго и пер. Мус-Даг-Дабан с Ю ребра Поднебесного
Начало подъёма по Ю ребру
Траверс ребра
Обход "жандармов" по ходу слева

На пике находим записку Челябинцев, водников, они сняли нашу записку (июль 2007 г). Зимой 2007 г только верхушка " триги" торчала из снега. Долго сидим на вершине, любуемся, перекусываем. Виктор пишет записку. Поднебесный — одна из лучших видовок в центральном Саяне. Видно горную цепь хребта Ергак-Таргак-Тайга, пик Заоблачный, пик Триангуляторов, Грандиозный, Тофаларию. Круговая панорама!

Каменный зуб

Вид с вершины горы на Ю и г. Мус-Даг 2802,4 м в облаках

Пик Триангуляторов с Поднебесного. Сектор СВ-ЮВ склонов
Мус-Даг во всей красе
Вид на вершины пирамиды — "близнецы" 2719,4 м и пики хр. Ергак-Таргак-Тайга. Ергак и Иргек-Даг
Крупным планом

Спускаемся к ручью Поднебесный. На спуске сразу от вершины спуск 35 — 40 участки задерновки, мелкая и средняя устойчивая осыпь, далее выполаживание склона до 30. Перепад высоты с долиной 920 м. В нижней части спуска, после пологой седловины спускаться следует по пологому отрогу, вдоль правого борта ручейка, вытекающего из цирка под горой "пирамидой" 2747,7 м. Внизу, крутой задернованный, короткий участок спуска к реке.

"Лезвие бритвы". Хр. Зубчатый
В облаках
Лучший вариант спуска с пика Поднебесный. Вид на исток руч. Поднебесный, пер. Ветренный 1б к.т; северную стену высоты 2747,7 м.
Лучше гор, могут быть только горы.

Нижняя часть спуска, и пер. Ветренный (по М.И. Кутузову), самый короткий путь в исток р. Левый Казыр из долины Уды
Осыпь на спуске
Долина руч. Поднебесный
Каменные "богатыри" пропускают нашу группу

Уже спустившись с пика к ручью Поднебесный, Виктор решивший запечатлеть на видео остатки снежника на наледи, заметил матёрого медведя. Он стоял недвижимо на снежнике и смотрел прямо на нас. Это позволило приготовиться к отражению. В руках фальшфейеры, перцовые баллончики, нет только Геныча. Вдруг медведь бросился к нам, легко преодолел ручей и застыл, вперив в нас свои дремучие глазки. Молчаливая дуэль продолжалась несколько секунд. В какой-то момент мелькнуло: "Вот он завтрак туриста!" Вдруг из-за камня, чертыхаясь, возник Геныч в своей красной майке. Паритет сил оказался нарушен, медведь крутнулся и пустился вверх по долине к спасительным зарослям.

Терраса на половине спуска под скалами к СВ от осыпи
Неждали! Агрессивный медведь перед атакой
Удирающий мишка
Верховья руч. Поднебесный и пер. Коломейцева 2а (левая седловина)

Пережив лёгкий шок, спускаемся правым бортом по ручью. Тропа то появляется, то пропадает, из за характера долины: топкая тундра, осыпи. Кустов не много. Тем не менее, тропка следится вдоль правого борта долины поднебесного. Вот, наконец, показалось очень красивое озеро, которое мы назвали в 2007 г — "Икебана".

Обходим озеро по крупным чемоданам, завалам курума и выходим к знакомой полянке с молодой лиственницей. Купаемся, отдыхаем и варим поздний обед.

Вид на долину руч. Поднебесный, Хонда- Джуглымский хр
Подход к озеру "Икебана"
Восточная сторона озера
Островок

Выходим с озера в 20.00., к Уде. От озера вниз идёт неплохая тропа сначала слева от ручья, вытекающего из распадка с озером, затем переходит на правый берег ручья и уже спускается до Уды по мшистым кочкам и "пьяному лесу". В самом низу спуска мы потеряли тропу среди кочек, и вышли к Уде по азимуту к широкому расширению Уды перед впадением слева р. Хатага. Переходим широкий разлив Уды ниже колена, на фарватере под левым берегом выше колена.

Искусство букета
Панорама озера
р. Уда в районе впадения р. Хатага
Брод

И сразу на поляне встаём на ночёвку. Время 22.00. Красивое место. Широкая долина. Кругом следы людей, водников. Пошли жилые места. За день пройдено 12 км.

Далее (24 июля. Перевал Мурхойский, 1979 м, н/к.)