Выход в 8.30 ч утра. Идём на восхождение высоты 2939 м. Всю ночь шёл дождь, но под утро видимо продуло, появились звёзды, и ударил лёгкий морозец. Вся трава, кусты словно остекленели. Подходим к ручью, а затем вверх по ручью. По левой стороне ручья идёт козья тропка до г. л.

Морозное утро на восхождении
"Подъёмный" ручей вытекающий из цирка г. 2939 м
Вверх вдоль ручья
Г.л. и вид на г. 2939 м (пик."Тофалария", в л.в.у.)

Последние деревья расступаются, и открывается замечательный вид на горную долину с двумя вершинами. Крайняя левая, похожая на трамплин вершина и есть 2939 м. Высшая точка центральной части Восточного Саяна и Тофаларии! Поднявшись в долину, мы перешли на правую сторону ручья и затем траверсом правого склона пошли в верховья ручья. Долина чистая, кустов мало, горная тундра с курумами. Перевалив первые увалы, спустились к ручью. Вдоль ручья есть подобие козьей тропки. Очень красивая долина, правда, все цветы заледенели и только клумбам родиолы розовой всё не почём.

Подъём в горную долину
Вид с террасы правого борта долины
Гряда на пути в долину
"Ванна" на ручье

Ручей вверху подпружен развалами курумника и образует глубокие заводи с песчаным дном и прозрачной водой. Преодолеваем завалы курумника и оказываемся прямо над озером.

Долина и ручей, вытекающий из озера
Красивая горная долина
"Медвежья Шкура"
Приветствие восходителям

Магия воды. Подпруженные курумником заводи
Начало подъёма от озера на вершину 2939 м
Взгляд к озеру
Показалась стенка водораздельного ЮЗ гребня с бассейном р. Тер-Яга

Вершины от озера не видно. Длина подъёма от озера 1200 м, перепад высоты 640 м. Направление подъёма СЗ 330°. Характер склона: среднеглыбовые россыпи курума, участки горной тундры. Угол подъёма в нижней части 30°, верхней 35° с крупноглыбовым курумом. Надеваем гамаши и каски. Виктор успевает "зафотать" куропаток. Преодолеваем нижнюю часть подъёма до некоего выположения. Отсюда, открывается вид на водораздельный ЮЗ — СЗ гребень с бассейном р. Тер-Яга. Гребень сильно изрезан. Скалы сильно разрушены. Вверху по склону лежит снег. Поднимаемся правее характерной стенки в гребне. Идём очень осторожно, след в след. Под снегом " чемоданы". Наконец достигаем линии гребня. Только отсюда открывается вид на плоскую вершину.

Взгляд на ЮЗ, на цирк с озером и окончание гоной долины
Подъём от озера правее скальной гряды в основном гребне
На подходе к вершине
Плоская вершина

Скальные сбросы
Долина р.Дерга
Разрушенный водораздельный гребень (рек Тер-Яга и Дерга). Снимок с подъёма от озера
Линия подъёма от озера

Собираемся у "триги". Замеряем высоту двумя навигаторами. Отметка 2945 м, при точности измерения 5 м. Мы на высшей точке центральной части Восточного Саяна и Тофаларии. Красивейший вид открывается с вершины. Виден Грандиозный, Триангуляторов, и наши "Мишки" далёкие пики 2642,9 и 2631,9 м, Даштыг-Хемский хр. Правильно Кутузов М.И. советует восходить на эту вершину со стороны долины р. Дерга. (Это конечно, если 2939 м не главная цель). Водораздельный гребень, о котором я упоминал, имеет свою "изюминку". Когда до вершины уже рукой подать, восходителя поджидает глубокий провал. Видим наверху кем — то сложенный, "утешительный" турик. Глубину на глаз трудно оценить. То есть если идти, то нужен полный комплект скального снаряжа и опыт. Любуемся панорамой гор, только очень холодно. Виктор предложил назвать эту вершину "пик Тофалария" в честь этой удивительной страны гор и мы, конечно, его поддержали. Виктор закладывает записку в тур.

Пик Триангуляторов с вершины п. Тофалария
Ещё немного
На вершине
Сбросы в долину Тер-Яга

п. Грандиозный с вершины
Провал в водораздельном гребне
Вид на "мишек", вершины 2642,9 и 2631,9 м хр. Ергак-Таргак-Тайга
Вид сверху на озеро в истоке "подъёмного" ручья

Провал со стороны р.Тер-Яга
Панорама водораздельного ЮЗ гребня
Панорама подъёма с бассейна дерги
Команда на вершине

Спускаемся по линии подъёма. Возвращаемся по левому борту ручья через морену, но этот путь хуже. Заболоченная тундра, больше кустов. Пришли до темноты. Всего за день 15 км.

Смена фотографов. На триге
Озеро и вершинка на ЮЗ,замыкающая цирк под пиком "Тофалария"

Далее (10 июля. Пер. Дерга, 2397 м, 1А.)