Поход с 7 августа по 27 августа 2012 года.

Маршрут: пос. Тагархайр. Хохюрпер. София 1б — р. Хурай-Хайрпер. Апофеоз 1а — р. Ганга-Хайрымпик Стрельникова 1а — пер. Туманный 1б — р. Елоты-Харагунпер. Рекорд 1бр. Правый Шумакпер. Зумбортойский 2а — р. Хэрпер. Илтыкшинский 1а — р. Илтыкшинпер. Красавина 1а — пик Илья Муромец 1б — р. Эхегер — пер. КАТЭК 1б — р. Зун-Голр. Ара-Ошейпер. Дабан-Жалга н.к. — пер. Новогодний н.к. — р. Китойр. Янгарасыкр. Толтапер. Авиаторов н.к. — р. Хото-Голпер. Хотогольский 1б — в.в. 3001 — в.в. 3033пер. Хонголдойский н.к. — пос. Нилова Пустынь.

7 августа. Посёлок Тагархай — река Зун-Хандагай.

От Нижнего Тагила до станции Слюдянка доехал за 2,5 суток на поезде Москва — Благовещенск. Байкал встретил страшными чёрными тучами. На маршрутке добрался до поворота в посёлок Тагархай. Шёл дождь. Начал поход в 16 часов. В центре посёлка, местные гопники попытались взять с меня за проход бутылку водки. После небольшой дискуссии пошёл дальше. Гопники остались ни с чем. Расчёт у местных ребят был на трусливых приезжих. За 1 час 45 мин. дошёл до Зун-Хандагая. Дождь затих. Остановился на ночёвку. В лесу окружили большие и ленивые комары. В сторону Тагархая прошла машина. Опять пошёл сильный дождь.

8 августа. Река Зун-Хандагай — ручей Лжехохюр.

К утру дождь затих. Всё в тумане. Вышел в 9 часов. За Бурун-Хандагаем по наезженной дороге вышел на большую поляну с двумя избами. Вернулся на край поляны и пошёл по заросшей дороге на запад. Окружающий лес состоит в основном из берёз. Встречаются кедр, сосна. Возле дороги увидел несколько огромных осин в два обхвата. В 12 часов появилось солнце. Подошёл к речке Мойгота. Остановился на перекус, просушился. За речкой нашёл избу с нарами, печкой, едой. Можно ночевать. Дорога раздвоилась, левая повернула на юг. Я выбрал правую, и вскоре она пропала. Невдалеке раздался короткий медвежий рык. По высокой траве дошёл до очередной речки. Решил, что зто Бирон. В таком месте трудно ориентироваться, и недостает навигатора. Пришлось воспользоваться привычным способом — полез на дерево. Сверху разглядел ближайшее ущелье и решил, что это ущелье реки Хохюр. Нашёл дорогу, идущую с юга, и пошёл по ней. Дорога стала уводить на север в сторону хребта и вскоре закончилась. Побрёл по лесу. Жара, тучи мух и комаров, высокая трава, завалы и ямы. Исчезла вода. Словом все прелести таёжного похода. В 18 часов вышел к сухому руслу. Пошёл вверх до воды и остановился на ночёвку. Погода ясная. Разглядел озеро Енгаргаргинское. Взял азимут на озеро и понял, что речку Хохюр прошёл перепутав её с Бироном. Пересохший ручей назвал Лжехохюром. После ужина, внизу раздалось громкое рявканье. Голос, скорее всего, принадлежал медведю подросткового возраста. Когда лёг спать, с другой стороны раздалось частое рявканье, и звук стал удаляться. Понял, что медведь недоволен моим присутствием. Через некоторое время с противоположной стороны раздалось рявканье, но на этот раз зверь оставался на месте. Я постучал тарелкой по котелку и закричал. Мишка замолк и больше меня не беспокоил.

9 августа. Ручей Лжехохюр — река Хохюр
Ущелье реки Хохюр

Подъём в 6 часов 35 мин. Утро тёплое и сухое. Небо над горами затянуто, а в долине лёгкая дымка. Пошёл на восток. Путь ближе к хребту был легче. Лес чистый, поваленных деревьев мало. Под ногами юркнула небольшая змейка. Наконец подошёл к реке Хохюр. Речка оказалась глубокая, течение сильное. Перебрался на левый берег. По заваленному склону начал пробираться наверх. У входа в ущелье нашёл костровища и стоянку. Дальше, по ущелью, пришлось обходить прижим. Несколько переходов пробирался наверх. Жарко, заели мухи, комары. Хочу пить, а до воды далеко. На краю склона увидел внизу речку, вдоль которой можно идти. Здесь же подъём шёл бесконечный. За 50 минут спустился на берег Хохюра. Сейчас цель одна — найти место под палатку. По пути объедаю жимолость с кустов. С трудом нашёл кривобокую площадку. В двух метрах грохочет река. Сколько — же телодвижений сегодня сделал!

10 августа. Река Хохюр — верховье реки Хохюр.

Вышел 8 часов 40 мин. Закапал дождь. Чем ближе к границе леса, тем легче идти. Наконец лес закончился. Дождь то усиливался, то стихал. Промок, стало холодно. Вчера была жара, комары, завалы. Сегодня дождь, сырость, холод. Подошёл к подушки возле перевала София. Дождь, наконец, закончился, и я установил палатку. Вечером любовался окружающим пейзажем. Горы местами в тумане, облаках, видимость хорошая. Прохладно, меня трясет. Вокруг палатки забегали пищухи. Самая маленькая попыталась залезть в палатку. Пока доставал камеру пищуха убежала.

11 августа. Река Хохюрпер. София 1б — река Хурай — Хайр.

Утро прохладное и сухое. Снизу полез туман. Взял ориентир на перевал и вскоре туман всё закрыл.
Подъём на перевал София
Выход на перевал София
Начал подниматься. Длинно, круто. Туман поредел. Перед выходом на перевал, решил по совету вычитанному в отчёте, выбираться на гребень по скале напрямую. Вылез, ругаясь, но когда увидел место, которое я сократил, то понял, что совет дельный. Вниз шёл крутой стеноподобный, песчаный кулуар. Тура не нашёл. Опыт подсказывал, что с перевала нужно спускаться на юго — запад, куда и вела пологая осыпь. Я же решился на авантюру и пошел через правый гребень. Сначала очень крутая осыпь, а затем гладкие пологие скалы, которые обошёл справа. Спуск очень длинный, камнеопасный. Постоянно уходя вправо, вышел к узкой щели, куда падал ручеёк двухступенчатым водопадом в несколько десятков метров. Справа стена слева сбросы. Без рюкзака сходил на разведку влево от ручейка. Туда же начал спускаться по крутому травянистому склону. С большим трудом вышел к реке Хурай — Хайр перед водопадом. Хорошо, что не было дождя. По мокрым камням и траве спуститься бы не удалось. Ущелье Хурай — Хайра великолепно. Вершины гор в тумане, зелёные луга. На отдыхе лежал и наслаждался запахом травы. Обошёл водопад и на ровной площадке остановился на ночлег. Рассмотрел перевал 2б — 3а отмеченный на карте. Виден перевал Апофеоз.

12 августа. Река Хурай-Хайрпер. Апофеоз 1а — река Ганга-Хайрым.
На перевале Апофеоз
Озеро в ущелье Ганга-Хайрым

Утром небо ясное. На земле иней. Ощущение, что до перевала Апофеоз рукой подать. Вышел в 8 часов 30 мин. Пошёл и пошёл и пошёл. Длиннющий подъём. Сыпуха тащит вниз. Солнце стало припекать. Скальные выходы обошёл справа. Обрушил из — под себя камнепад. Если бы упал, то от меня остались одни лохмотья. Вылез на перевал в 11 часов. На перевале тур. В туре записка Вячеслава Петухина. Он с группой был здесь месяц назад. Оставил свою записку и камнями укрепил тур. Кругом потрясающий вид. Мощные обрывы, пики Стрельникова, Кати Ивановой, перевал Центральный. Дикий мир. Пошёл вниз по средней осыпи. До низа спускаться было легко. Внизу начались сюрпризы. Появился ручей. Вылез влево от ручья, но вниз обрывались скалы. Вышел от ручья справа, чуть спустился и вышел к сбросам. Прополз по мокрым плитам влево от ручья и начал уходить в сторону. Через метров 100, дошёл до желоба с осыпью и спустился вниз. Отдохнул на зелёной полянке и пошёл по пересохшему левому Ганга-Хайрыму вниз. Ручей появился недалеко от слияния с правым Ганга-Хайрымом. На песке увидел следы от ботинок. Неужели это следы группы Петухина? За месяц дождь их не смыл. Возле слияния с правым Ганга-Хайрымом повернул на верх. Вышел на один подъём, затем на второй и возле озера остановился на ночёвку. Завтра на Стрельникова. Погода по — прежнему великолепна. Свистят пищухи. Когда лёг спать, со стороны перевала Туманный услышал голоса людей. В темноте рядом с палаткой прошли четверо. Я вылез и подошёл к незнакомцам. Познакомились. Оля, Алексей, Дима, Слава из Иркутска. Завтра тоже собираются на пик Стрельникова.

13 августа. Восхождение на пик Стрельникова 1а.
Вид на стену пика Стрельникова
на вершине пика Стрельникова
Гребень от пика Стрельникова в сторону пика Кати Ивановой

Утром с севера потянулись чёрно — серые облака, а со стороны Тункинской долины полез туман. Пока ещё всё не занесло, пошёл на пик Стрельникова. Поднялся на перевал Иркутян. Спустился с седловины перевала до стенки. Впечатляет. Висят две петли. Большой риск камнепада, но лезть можно. Билюта в тумане. Пошёл вдоль кромки обрыва между перевалом Иркутян и пиком Стрельникова. Поднялся на вершину за 50 минут. В туре нашёл записку туристов из города Иркутск и листочки с анекдотами на горную тему. Дата восхождения не указана. В сторону пика Кати Ивановой идёт узкий разрушенный гребень. Слева стена, справа скалы, сбросы. Прошёл по правой стороне гребня 150 метров до вниз уходящей стены. Дальше можно только со снаряжением. Возвращаясь назад, встретил вчерашних знакомых. Они поднимались на Стрельникова. Вечером иркутяне пригласили на ужин.

14 августа. Река Ганга-Хайрымпер. Туманный 1б — река Елоты-Харагун.

Где-то перевал Туманный
Спуск с перевала Туманный в долину Ганга-Хайрым
Подъём на перевал Туманный от реки Ганга-Хайрым

Всю ночь шёл дождь. После завтрака зашивал ботинки и слушал на плеере музыку. В 13 часов дождь закончился. Мои соседи начали сворачивать лагерь. Стал собираться и я. Вышел в 13-30. Подошёл к скалам и озадачился, а где же перевал? Оставил рюкзак возле скалы и полез наверх. По скале, кулуару, по скале вылез наверх. Увидел перевал в 30 метрах. Перебрался на седловину. Нашёл тур. На западе облака разошлись, открыв громаду пика Альбатрос. В сторону Ганга-Хайрыма седловина из песка и мелкой щебёнки заканчивается обрывом. Подошёл к обрыву. Висит страховочная петля. С рюкзаком здесь мне не подняться. Отошёл за гребешок вправо и нашёл осыпь до низа. Быстро спустился, взял рюкзак и за час вылез на перевал. Взял азимут от тура на спуск с перевала в сторону Ганга-Хайрыма — 165. Начал спускаться по осыпи в долину Елоты-Харагун. Появился ручей и гладкие пологие скалы. Уходя от ручья в правую сторону, спустился на зелёную полянку. Прошёл травянистый склон перевала Травянистый он же Пламя. На правом притоке Елоты-Харагуна остановился на ночёвку. Место сырое, ветер, прохладно. Комары! Время 21-50. Темнеет.

15 августа. Река Елоты-Харагунпер. Рекорд 1б — исток Правого Шумака.
На перевал Рекорд
На перевале Рекорд
Спуск с перевала Рекорд

Утром небо в облаках, сухо. Начал экономить газ. Вышел в 8-20. На перевал Рекорд поднялся в 10-15. Перевал узкий, щель в один метр, без тура. Спустился в первый кулуар. Через несколько десятков метров обрыв. Перебрался на склон вправо. Склон перешёл в кулуар, ниже соединился с первым кулуаром. Вскоре он снова закончился обрывом. Вылез влево и увидел широкий кулуар с осыпью до низа, но спуститься в него можно только по 20 метровой стенке. По щели в ладошку шириной и вываливающими зацепками, наконец, спустился на осыпь. Попытался снизу рассмотреть путь на перевал Рекорд соответствующий 1б, но ничего не увидел.

На самом деле пройденный перевал — Пламя (2А). Путаница возникла из-за того, что на хребтовках и картах, изданных СЮТУРОМ, эти два перевала перепутаны (на месте Рекорда стоит Пламя, а на месте Пламени — Рекорд).

Примечание В. Петухина

Появилась надежда пройти сегодня и перевал Зумбортойский. Через 15 минут начался дождь и смыл надежду. По пути к Зумбортойскому обошёл возвышенность и остановился на ночёвку. Всю палатку заняли какие-то чёрные насекомые.
Днёвка у перевала Зумбортойский

16 августа. Днёвка.

Ночью выходил из палатки. Небо ясное в звёздах. Утром понял, что без днёвки не обойдётся, всё затянуто облаками и тепло. После завтрака снизу поднялся туман и начался дождь. Включил плеер, стал слушать аудиокнигу. Дождь усилился, похолодало. После 9 часов полетел мокрый снег. В 16 часов пошёл дождь и смыл снег. Вечером всё в тумане, слякотно.

17 августа. Правый Шумакпер. Зумбортойский 2а — река Хэрпер. Илтыкшинский 1а — река Илтыкшин.

Подъём на перевал Зумбортойский
На перевале Зумбортойский
Пик Илья Мурамец

Утром небо ясное, холодно. Подошёл к центральной части перевала Зумбортойский. Справа стена разрушенная, слева гладкие плиты. Полез на верх. Скалы не сложные, но с рюкзаком тяжко и опасно. Ближе к седловине скалы начали выполаживаться, и лезть стало легче. Правее был виден склон с осыпью. Там путь по всей вероятности ещё легче. Вылез на перевал в 10 часов. Светит солнце, ветер, холодно. Нашёл тур без записки и рядом петля для спуска. По пологому склону спустился вниз и за 2 часа добрался до перевала Илтыкшинский. Постоянно налетают тучи. Идёт крупинками снег. Когда полез на перевал, под ветровку надел свитер, но согреться так и не смог. При выходе на седловину обогнул с правой стороны скалы. На перевале нашёл тур с запиской туристов под руководством Смирновой Марии из города Иркутск с датой 6 августа 2012 года. Спустился с правого края перевала. Слева скалы. Внизу путь пролегает по ровной, заболоченной местности, покрытой травой. Впереди возвышается пик Илья Муромец. Перешёл реку Илтыкшин и остановился на ночёвку.

18 августа. Река Илтыкшинпер. Красавина 1а — пик Илья Муромец 1б — правый приток реки Эхегер.

Утром переменная облачность. Вышел в 8-30. По осыпи стал подниматься на перевал. На самом верху несколько метров лёгких скал. Седловина широкая, просторная. В туре баночка с запиской группы, что и на перевале Илтыкшинский. Доставать не стал и свою не оставил. Поднялся немного вверх, оставил рюкзак, надел наушники и под музыку Брамса пошёл на вершину Ильи Муромца. Всё в облаках, летит снег. Температура — лёгкий минус. Иду по осыпи, затем осыпь перешла в гребень. Слева вниз стена. Устанавливаю небольшие туры, чтобы на обратном пути не заблудиться. Наверху простые, но заснеженные скалы и сильно сыплются. Приходится лезть осторожно. Вылез на вершину в 10 часов.
На вершине пика Илья Муромец
В туре ничего не нашёл. Кругом облака, снег. Прохожу 50 метров до соседней вершины, немного постоял, понял, что в ближайшее время видимость не улучшится. Стал спускаться на перевал, а дальше вниз вдоль ручья. Вскоре сквозь туман увидел тропу возле реки Эхегер. На тропе у встречных туристов решил купить газ. Первым встретил парня в плаще и шортах. Шёл снег. Я замёрз, хотя на мне надеты все вещи. Да, я не Илья Муромец. Газ так и не удалось купить. Пошёл по правому притоку Эхегер в сторону перевала КАТЭК. Снег усилился. Добрался до первого озера. По глыбистой осыпи уходящей прямо в воду левого берега допрыгал до места, где должен быть ручей. По невидимому ручью пошёл на верхнее озеро. Берег ручья это сплошной каменный лабиринт. Поднялся ко второму озеру. Снег валит без остановки. На берегу с трудом нахожу место для ночёвки. Рядом следы старой стоянки. Нашёл ржавый газовый баллон, на остатках газа приготовил ужин. Ночью выходил несколько раз убирать с палатки толстый слой мокрого снега.

19 августа. Правый приток реки Эхегер — пер. КАТЭК 1б — река Зунгол.
На перевале КАТЭК
Река Зунгол

7 часов. Небо в облаках. На юге голубой кусочек. Пошёл по заснеженному курумнику. Камни, камни, снег, снег. Выбрался на перевал КАТЭК. Выглянуло солнце. Стало тепло и весело. Узкая седловина. Вниз ведёт длинная осыпь. Спустился, и остановился на перекус. Снизу быстро поднялась туча. Пошёл сильный снег. Сворачиваюсь, и шагаю в низ. Камни, камни, снег, снег. На слиянии речек снегопад закончился. На травянистом склоне нашёл много голубики и только решил подкормиться, как снова налетела туча, и повалил снег. По левому берегу вышел к каньону. Перелез на правый берег. Появились лиственницы, кусты, тропа. Тропа вывела к реке Зунгол. Мечтал дойти до ночёвки и развести огромный костёр. Возле слияния Зунгола и Архата нашёл стоянку, оставленные продукты. Соорудил огромный костёр, поставил палатку. Мечты сбываются. Из оставленных продуктов приготовил двойной ужин. Ночью небо ясное, в звёздах.

20 августа. Днёвка.

Утром выглянул из палатки. Всё в снегу, небо в облаках, очень холодно. Развёл костёр. С жадностью выпил две кружки кофе с шоколадом. Читаю в палатке. Снизу поднимаются облака, и через небольшие промежутки идёт снег. Вечером прояснилось, потеплело. Снег растаял. Тайга и горы приобрели уютный вид. Ходил по окрестности подъедался голубикой.

21 августа. Река Зунголрека Ара-Хубутырека Ара-Ошей — река Дабан — пер. Дабан — Жалга н.к. — река Жалга.
На перевал Дабан-Жалга
С перевала Дабан-Жалга

Самая холодная ночь. Утром обнаружил, что какой- то зверюга проник в палатку и пытался съесть мои продукты. До продуктов не добрался, а палатку прогрыз. Погода радовала. Пошёл вниз по реке. Тропа увела далеко от реки. Шел, шел и чувствую, что прохожу слияния Ара-Хубуты с Ара-Ошей. Начал спускаться вниз, боясь выйти на сбросы. Пересёк две тропы и вышел к реке. Остановился на привал. Небо голубое, тепло, но что эта за река? Вверху по течению нашёл устье Ара-Хубуты. Перешёл её вброд, а за ней перебрался на левый берег Ара-Ошей. На берегу много стоянок. Шёл и восторгался плавными очертаниями гор, лесом, белым песком. На тропе обнаружил следы ботинок, след медведя, и какого-то копытного. Вдоль Ара-Ошей растёт лиственница, кедр, берёза. Много грибов и голубики. При подходе к реке Дабан стал срезать по лесу и вскоре снова вышел на хорошую тропу. Местность изменилась, По обе стороны тянулись округлые, безжизненные, светло — серые, каменистые горы. Хотелось подняться туда, но нет ни времени, ни сил. Прошёл перевал Дабан-Жалга. Просто лесистый бугорок. Ночевать остановился на мыске возле речки Жалга. По одну сторону плавный склон с редкими лиственницами и одинокими кедрами с другой, большое поле щебёнки. Вдали виден исключительно красивый заснеженный хребет.

22 августа. Река Жалгапер. Новогодний н.к. — река Китой — река Шара-Гол.
Река Шара-Гол

Вышел в 8-30. Небо затянуто облаками. Мечтаю найти стоянку с сухарями. Свои почти съел. Прошёл перевал Новогодний. До Китоя шёл довольно долго. Тропа, наконец, повернула влево, и стал слышен шум реки. Закапал дождь. Неожиданно появилась лесная дорога. Рядом стояли каркасы балаганов. Кто и что здесь делал. Геологи? Рыбаки? Шишкари? Возле плаката Брод дорога ушла на другой берег. По тропе вышел к реке Бого-Хонголдой, затем Ара-Хонголдой. Далее через 40 минут Урта-Гол. Все речки неглубокие. Собирая грибы вышел к полноводному Шара-Голу. Дождь закончился, и выглянуло солнце. Лес по берегам Шара-Гола чистый, без завалов, удивительно красив, похожий на парк. Аккуратные, игрушечные лиственницы, ровная сочнозелёная трава. Встречаются много стоянок. Впереди путь преградили скалы, и пришлось останавливаться на ночёвку.

23 августа. Река Шара-Голрека Урта-Голрека Янгарасык.
Долина реки Урта-Гол
Долина реки Янгарасык

До середины ночи подвергался нападению мышей, которые пытались съесть продукты. Затем догадался положил продукты в мешок и повесил на сучёк. После этого мыши оставили меня в покое. Утром льет дождь. Сменил первоначальный план и вместо озера Ильчир решил идти к озеру Толта. По азимуту вышел на реку Урта-Гол. Возле устья Ихесарам нашёл домик, баню, туалет. Всё в полуразрушенном состоянии. Едва не проскочил пересохшее русло р. Янгарасык, по которому мне надо идти. Выбрался верх по руслу на ровную заболоченную долину. С трудом нашёл место для ночлега. Небо ясное, холодно. Светит месяц — растёт.

24 августа. Река Янгарасыкрека Толтапер. Авиаторов н.к. — река Хото-Гол.

Озеро в долине реки Толта
Озеро Толта
На перевале Авиаторов

Утром погода ясная. Перевалил через водораздел и вышел к озеру на реке Толта. На безлесом берегу настил из досок, кругом валяются бутылки. Путь вдоль Толты по кочкам, мху, берёзовому стланику сильно выматывал. Подошёл к озеру Толта. Погода по — прежнему ясная, тепло. Расположился на берегу. Какое удовольствие просто сидеть на солнце! После отдыха пошёл на перевал Авиаторов. Начал сильно уставать. Остановился, съел ложку крошек от сухарей, кусочек сала, доел курагу. Затем лёг на мох и задремал. Проспав 15 минут, почуствовал прилив сил и вскоре вышел на перевал Авиаторов. Спускаясь с перевала, нашёл разбившийся самолёт. Дальше спускаться пришлось по крупноблочному курумнику. По ручью, с лежащем на нём парой гектаров льда, вышел на речку Хото-Гол. Берег на слиянии ручья и Хото-Гола заболочен. Пришлось вылазить верх по Хото-Голу, где нашёл ровное место и дрова. Солнце село, потянулся туман и накрыл горы.

25 августа. Река Хото-Голпер. Хотогольский 1б — в. в. 3001 — в.в. 3033пер. Хонголдойский н.к. — река Убур-Хонголдой.
Вид с гребня вершины 3033
Вид с вершины 3001
Вершина 3033
Перевал Хонголдойский

Вышел верх по Хото-Голу в 8-30. Погода ясная — не единого облака. На земле заморозок. В начале, шёл по тропе, затем она пропала. Дальше запинаясь за кочки, утопая в стланике, мхе преодолел крутой участок на ручье. За озером курумник из огромных валунов. Снизу перевал не просматривается. Полез по осыпи. Наверху лавирую между скал и за час вылез на гребень. Съел последний шоколад. По пути на вершину спустился на перевал Хотогольский. В туре записка группы Горной секции Глобус из Иркутска за 2011 год. На вершину 3001 вел гребень слева осыпь справа обрыв. За 50 минут поднялся на вершину. Повернул назад в сторону вершины 3033. Выход на вершину 3033 по скалам. Наверху деревянная триангуляционная вышка. Нашел в банке записку туристов из группы Стрелюка за 1998 год. Они исследовали район. Долго сидел на вышке, любовался скоплением красоты, голубыми далями. На юго — западе серебрится заснеженный Мунку-Сардык. Вернулся к рюкзаку, и, не спускаясь с перевала, стал траверсировать правый склон вершины 3033. За час спустился к правому притоку Убур-Хонголдоя. Далее тягомотный путь по кочкам, стланику, мху к перевалу Хонголдойский. Вышел к скальной гряде, через которую утекает Убур-Хонголдой. Вниз ведёт тропа со следами прошедших коров. Даже человеку здесь не разбежаться, а как ходят коровы? На правом берегу нашёл хорошее место для ночёвки. Два развесистых кедра, много дров. Ночью несколько раз начинал моросить дождик.

26 августа. Река Убур-Хонголдой — река Ихе-Угун — правый приток реки Ихе-Булнай.

Утром не тороплюсь и вышел в 10 часов по разбитой, местами крутой тропе вдоль левого берега Убур-Хонголдой. Небо прояснилось, потеплело. На слиянии с Ихе-Угун стоянки с кучами водочных и пивных бутылок. На много километров потянулся горелый лес. Тропа повернула на восток и перешла в давно неезженую, заросшую дорогу. Дорога стала песчаной. Исчезли речки и ручейки. Только в 19 часов подошёл к небольшому ручейку и остановился на ночёвку. Посёлок где-то рядом, лают собаки и слышен гул машин. Всю ночь потихоньку льёт дождь.

27 августа. Правый приток реки Ихе-Булнай — посёлок Нилова Пустынь.

Утром туман. За 20 минут вышел к полноводной речки со стоянками, а через 50 минут был в посёлке Хойтогол. В посёлке, людей не видно, одни коровы. Только на выходе стали встречаться местные жители. Все спрашивали — откуда иду. Туман исчез, над головой голубое небо, пахнет сосновой хвоёй. После обеда пришёл в посёлок Нилова Пустынь. По дороге отдыхающие снуют туда — сюда. На обочине собаки валяются, высунув языки от жары. Поход закончен. Автобус до Иркутска будет только на следующий день в 9 часов. Есть время для рыбалки и ещё одна ночёвка в палатке на берегу Ихе-Угун.

Сергей Глухов

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Сергей ЗубковРисковый вы человек, Сергей! Маршрут серьёзный, особенно если учесть количество участников и погодные условия ;)
Места большей частью знакомые, в отчёте есть много любопытных моментов, прочитать было интересно, спасибо!

Уточню ещё раз, что вы прошли не Рекорд 1б, а Пламя 2а, как и мы 5 лет назад (Слава сделал пояснение в тексте, но на фотографиях подписи пока что неправильные)

Сергей Глухов: На песке увидел следы от ботинок. Неужели это следы группы Петухина? За месяц дождь их не смыл.

Мы с братом проходили там за 5 дней до вас, так что, думаю, это наши следы.

Сергей Глухов: В темноте рядом с палаткой прошли четверо. Я вылез и подошёл к незнакомцам. Познакомились. Оля, Алексей, Дима, Слава из Иркутска.

Это не группа ли Алексея Мисюркеева?
03.03.2013, 05:38:10
И. Фефелов>>внизу раздалось громкое рявканье.
Точно не козел, в смысле не косуля?
03.03.2013, 09:20:39 |
Александр Рютин

И. Фефелов:  >>внизу раздалось громкое рявканье.Точно не козел, в смысле не косуля?

Мне этот момент не понравился в отчете, т.к. тоже хожу часто один.
А в остальном все отлично: поход, описание, фотографии.
Маловероятно, что медведи там вообще есть. Имеется ввиду, где автор встретил.
А если и завелся, то должен вести себя тихо. Иначе местные застрелят.
Может действительно, какой нибудь козел: косуля или изюбр. Кто то из них хорошо рявкает, похоже на лай.
03.03.2013, 09:53:45 |
Алексей Мисюркеев Мы. Именно мы и сбили Сергея с толку по поводу пер. Туманный 2. И сначала он залез по нашему пути спуска, а затем уже нашел правильный путь.
03.03.2013, 11:12:49 |
Олейник ДмитрийСергей, Вы в одиночку Зумбортойский и Пламя без всяких верёвок — я правильно понимаю?
05.03.2013, 08:49:25 |
Олег ЗубковИ еще с Софии спустился правой стороной, тем путем, который мы неоднократно обсуждали со Славой, но ни разу так и не прошли. Судя по описанию — и правильно сделали.
05.03.2013, 13:23:23 |
Вячеслав ПетухинЯ не вполне уверен, что речь именно об одном и том же варианте правее. По-моему, вправо имеет смысл уходить не сразу с перевала, а немного ниже. Там, где начинаются осыпные кулуары.
А сразу сверху там какие-то сбросы просматриваются...
05.03.2013, 13:58:44 |
Сергей ГлуховАлексей, на Туманный я лез способом — куда глаза глядят, т. к. не понял ни описание, ни советы. Определение подъёма и спуска с Туманного: подъём с левой стороны, где заканчиваются рыжие скалы и осыпь, а спуск от тура по азимуту 165.

Олейник Дмитрий:... без верёвок ?

Без верёвок, свободным лазаньем.
05.03.2013, 21:48:08 |

igork: Маловероятно, что медведи там вообще есть. Имеется ввиду, где автор встретил.

Сергей... То, что вы пошли соло — это ладно, но то, что после Эхе-Гера не свернули на выход — вот это действительно круто! Ведь и газ уже кончился, и сухари, и намёрзлись по полной программе... Круто!

После вашего рассказа и мне ещё больше захотелось пойти одному. Вот только есть проблема — где взять MP3-плеер с аккумулятором ААА
Серьёзно, вы как эту проблему решили?
05.03.2013, 22:16:34 |
Сергей Глухов

Евгений Рензин: где взять МР3

Плеер EXPLAY L12, работает от батарейки, 4Гб 600 рублей. На поход хватило одной батарейки ААА — 20 часов в режиме музыки.
Газ, в конце похода, остался ещё на 2 часа и продукты 400 гр. на день.
Закончился только отпуск.
06.03.2013, 00:32:24 |
Sergey SergeevichВпечатляющий поход!
Сергей, а каков был вес вашего рюкзака на заходе? И, судя по тексту, сублиматы вы не использовали?
06.03.2013, 02:48:59 |

Евгений Рензин:    igork:   Маловероятно, что медведи там вообще есть. Имеется ввиду, где автор встретил. Во всяком случае, на Бугатае (а он куда ближе к населёнке), медвежий помёт видеть доводилось.Сергей... То, что вы пошли соло - это ладно, но то, что после Эхе-Гера не свернули на выход - вот это действительно круто! Ведь и газ уже кончился, и сухари, и намёрзлись по полной программе... Круто!После вашего рассказа и мне ещё больше захотелось пойти одному. Вот только есть проблема - где взять MP3-плеер с аккумулятором ААА Серьёзно, вы как эту проблему решили?

СерьёЁЁ? Вот проблема-то! Мужики, блин, как её решать-то эту проблему, ё-моё... А если серьёзно, то проблема одиночества отпадает задолго до того, как Вы решились идти в одиночку. И это становится уже не проблемой, а счастьем — идти одному. Мечтаю и завидую, бли-и-и-н... Счастливчики! Надеюсь, что это случится у меня летом в 2013... Это будет счастье в наивысшей степени!
Молодец автор!!! Завидую, что есть возможность, вероятность, силы, уверенность, средства.
Многие это делают ради другого
06.03.2013, 03:41:53 |
Александр Рютин

Евгений Рензин:   ... Во всяком случае, на Бугатае (а он куда ближе к населёнке), медвежий помёт видеть доводилось...

А мне не довелось видеть следы пребывания медведей на Бухоте, Бугатае, Зун-Хандагае, Барун-Хандагае. Так как хожу один и внимательно смотрю, то и решил, что их там нет.
Хотя у верхнего озера под перевалом Бепкан в прошлом году, были отпечатаны в глине, похоже, медвежьи следы. Только непонятно зачем он туда залез, там же одни камни. Может ходит через перевал?
06.03.2013, 05:28:05 |
И. ФефеловА вы в какое время года были там? Может, и ходит...
К тому же, думаю, там не только камини, но и пищухи есть. Центральноазиатский подвид медведя так и называется медведь-пищухоед, наши, думаю, тоже при случае очень не отказываются... Кстати о: http://kievski.ru/2d72e3cbc1ef.htm

Мне кто-то рассказывал, возможно, С.К.Устинов, но не помню, давно... насчет медведя, который лето проводил с одной стороны Баргузинского хребта, а зимовать ходил на противоположный склон через перевалы.
06.03.2013, 09:19:09 |
Александр Рютин

И. Фефелов:  А вы в какое время года были там?

06.03.2013, 09:22:31 |
Александр Рютин

igork:    И. Фефелов:   А вы в какое время года были там? Я был в конце июля, но отпечатки следов не свежие. Проходил раньше, но когда не известно.

Вот фотография, где следы у верхнего озера перед перевалом Бепкан, со стороны Барун-Хандагай.
Если это медведь, то не очень крупный. Размер сапог 45.
06.03.2013, 10:26:57 |
Алексей Мисюркеев

Вячеслав Петухин: Я не вполне уверен, что речь именно об одном и том же варианте правее. По-моему, вправо имеет смысл уходить не сразу с перевала, а немного ниже. Там, где начинаются осыпные кулуары.

А сразу сверху там какие-то сбросы просматриваются...

Мы поднимались на перевал после Сергея, который там, по его рассказам, наверху словил не самый приятный участок спуска, хотя по описанию, ничего страшного наверху нет. Подъем мы начали гораздо левее, с подушки (на фото снизу, немного слева от центра), затем ушли в кулуар правее, и сразу же в следующий правый кулуар. Затем по кулуару двигались до его верха. Ушли немного влево (в сторону вершины), выяснили по GPS, что перевал все же правее (отсюда перевал и вершину видно не было, мы их весь подъем и не видели). Вышли правее к наклонным плитам (по описанию 25-30 градусов). Вот только плиты оказались не менее 60 градусов. На подъем мы их пролезли без проблем, но Сергей рассказывал, по-моему, именно про них, что на спуск здесь было страшновато, и я с ним могу согласиться. Затем вылезли по сыпухе к седловине. Отсюда на Хохюр спускался извилистый кулуар, но тура не было. Облазили гребень, насколько было возможно, в поисках тура (об этом туре уже вспоминали на сайте), но так и не нашли даже его следов. К тому же, только с нашей седловины и был самый оптимальный путь на Хохюр по указанному кулуару. Куда снова тур делся?
Должен заметить, что с Хурай-Хайра брать перевал проще. Тут лишь некоторые сложности с его нахождением наверху.
06.03.2013, 14:11:17 |
Алексей Мисюркеев

Евгений Рензин: есть проблема - где взять MP3-плеер с аккумулятором ААА
Серьёзно, вы как эту проблему решили?

Женя, я слушал плеер на своем телефоне Nokia X1 (1600 руб.). Купил к нему дополнительный китайский аккумулятор (350 руб.), включил энергосберегающий режим, звонил с него на маршруте постоянно — хватило почти на 2 недели. Слушал я его практически с утра до вечера.
06.03.2013, 14:24:06 |
Алексей МисюркеевСергей, действительно, браво прошел. Мы удивились, когда встретили вообще кого-то на Ганга-Хайрыме, а когда это оказался еще и одиночный турист совсем уже удивились. Продуктов по минимуму, газа немного (все для минимизации веса рюкзака), серьезный маршрут, из веревки только кусок репика (совсем уж на крайний случай). Рассказывал интересные истории. Молодец! Рад, что удалось завершить запланированное.
06.03.2013, 14:31:41 |

Марина Васильева (Красноштанова): СерьёЁЁ? Вот проблема-то!

Конечно проблема. Я не видел в продаже плееров с аккумуляторами ААА. А "своих" хватает часов на 8. Вечером на таборе чем-то же надо развлекаться.

Марина Васильева (Красноштанова): А если серьёзно, то проблема одиночества отпадает задолго до того, как Вы решились идти в одиночку. И это становится уже не проблемой, а счастьем - идти одному. Мечтаю и завидую, бли-и-и-н... Счастливчики! Надеюсь, что это случится у меня летом в 2013... Это будет счастье в наивысшей степени!

Что-то я не понял, почему проблема одиночества отпадает.
Не меньше удивлён и тому, что вы собираетесь идти соло. Официальный туризм, вроде, не приветствует солистов. Или что-то изменилось?