Перевал Шатаевой (2730 м. 1Б) расположен в западном отроге массива Мунку-Сардык между вершинами Конституции (2971 м.) и вершиной 2914, ведёт из долины реки Белый Иркут в долину реки Жохой.

Перевал назван в честь Эльвиры Шатаевой (1938 – 1974) - альпинистки, трагически погибшей при попытке прохождения первого траверса пика Ленина женской командой.

Паспорт перевала Шатаевой

• Межсезонье

Описание прохождения

Перевальный взлет перевала Шатаевой

Описание дается по состоянию на 2 мая 2012 года. Направление прохождения: долина реки Белый Иркут — долина реки Жохой.

• Общее время прохождения 3 ч 5 мин

• Время подъема 1 ч 50 мин

• Время спуска 1 ч 15 мин

• Время движения со страховкой 30 мин

Группа на фоне перевала Шатаевой

• Количество пунктов страховки 1

• Частота прохождения Несколько раз в год

• Преимущественное направление прохождения Дол.Б.Иркута- дол. Жохой

Начало второй трети подъема наперевал Шатаевой

Подход под перевал Шатаевой идет сначала по реке Белый Иркут, затем надо подняться в цирк под вершинами Катька-Дура, Тыхен-Ордын и Конституции.

Под перевальный взлет группа подошла в 10:40. При подъеме на перевал надо ориентироваться на характерный трапецевидный скальный выступ в западной части цирка.

Перевальный взлет перевала Шатаевой — представляет собой снежный склон крутизной до 30°, протяжённостью около 300 метров. Глубина снега была небольшой, но требовалась тропежка. При подъеме на перевал тропили всей группой по очереди, сменяясь через каждые 50 шагов.

Прохождение перевала возможно как слева, так и справа от трапецевидной скалы на гребне отрога. Наша группа вышла на перевал слева в 12:30.

Выход на седловину перевала Шатаевой
Начало спуска с перевала Шатаевой в долину Жохой

Седловина перевала — узкая снежная и осыпная. Возможности размещения палаток нет, да и группа для фотографирования размещается с трудом. Несмотря на то что были обследованы обе седловины перевала, тура и записки обнаружено не было. Свою записку мы оставили в камнях скального выступа, расположенного слева от трапецевидной скалы. По нашей оценке, спуск возможен как слева так и справа от трапецевидной скалы.

На седловине перевала было ветрено, поэтому перекус устроили на снежнике, немного спустившись с седловины в сторону долины Б. Иркута.

Спуск с перевала группа осуществляла по скально-осыпному кулуару слева от трапецевидной скалы. Первые 150 метров идут по простой крутой (до 30°) осыпи. Затем спуск преграждает участок скал крутизной 50-60° высотой 7-10 метров. На этом участке была организована групповая страховка с помощью вертикальных перил, закрепленных за скальный выступ. Съем веревки был осуществлен через самосброс. Дальнейший спуск проходил по снегу. Всего на спуск группа потратила 1 час 15 минут.

Во время нашего прохождения трудность перевала оцениваем как 1Б.

Для прохождения перевала требуются каски, страховочные системы, спусковые устройства и основная веревка на группу.

Вид на спуск с перевала Шатаевой
Спуск с пер. Шатаевой до "ступеньки"

Возле "стенки" на спуске с пер. Шатаевой
Спуск со "стенки" (пер. Шатаевой)
Нижняя часть спуска с пер.Шатаевой в долину Жохой

Материал публикуется с целью пополнения базы знаний данного ресурса. Было бы неплохо, если бы пользователи сайта в комментах давали описания своих прохождений перевала.

Вячеслав ПетухинСпасибо, Юрий.
Надо бы только поправить "Время движения со страховкой ... одновременной 30 мин". Страховка никак не одновременная. Я бы вообще про страховку ничего не писал (вы же её не использовали), просто указал бы "перила — 10 метров".
18.04.2013, 20:13:15 |
Александр РютинСмотрю на хорошие фотографии красивых молодых людей на фоне покоренных гор.
А в голове мелодия из старых времен — "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет". Хотя сам грешен — покорил за свою жизнь одну вершину — пик Черского на Хамар-Дабане, аж 2 раза. Не путать с непокоренными горами Черского в Листвянке и на Байкальском хребте.
18.04.2013, 21:20:04 |
Марина Васильева (Красноштанова)Это не люди покоряют горы, а горы покоряют людей.
Человек может покорить или преодолеть только самого себя. Имхо.
18.04.2013, 23:37:09 |
Юрий Власов

Вячеслав Петухин:  Спасибо, Юрий.Надо бы только поправить "Время движения со страховкой ... одновременной 30 мин". Страховка никак не одновременная. Я бы вообще про страховку ничего не писал (вы же её не использовали), просто указал бы "перила - 10 метров".

Вячеслав, в тексте опечатка, страховка была попеременная. Вертикальные перила служат для опоры и страховки на подъеме или спуске по крутому склону. При движении по перилам применяют дополнительную страховку, угу, но мы ее не использовали. В целом напишу так: время движения со страховкой — 30 минут.

Сейчас поправлю.
19.04.2013, 00:28:27 |
Юрий Власов

igork: Смотрю на хорошие фотографии красивых молодых людей на фоне покоренных гор.А в голове мелодия из старых времен - "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет".

"Ложь, что умный в гору не пойдет !
Ты пошел, ты не поверил слухам,
И мягчал гранит, и таял лёд,
И туман у ног стелился пухом."

(с) В.Высоцкий

Ну а насчет "покоренных" Марина правильно сказала :)
19.04.2013, 00:33:08 |
Олейник Дмитрий- папа, а зачем ты ходишь в горы?
- по тому, что я — турист.
- а как же тогда "умный в гору не пойдёт"?
- это для преферансистов, сынок))
19.04.2013, 08:54:29 |
Сергей Климов...за 2 дня до этого прохождения на перевале побывала группа фрирайдеров из Бурятии и Иркутска. Нам с погодой повезло. После фотосессии с флагами мы очевидно первыми благополучно скатились с седловины в сторону Белого Иркута на лыжах и сноубордах...
19.04.2013, 09:23:34 |
Юрий Власов

Сергей Климов:  ...за 2 дня до этого прохождения на перевале побывала группа фрирайдеров из Бурятии и Иркутска. Нам с погодой повезло. После фотосессии с флагами мы очевидно первыми благополучно скатились с седловины в сторону Белого Иркута на лыжах и сноубордах...

Мы видели чьи-то изрядно занесенные следы.
19.04.2013, 09:53:00 |
24.04.2013, 14:39:29 |
Марина Васильева (Красноштанова)Совершенно верно, Юрий! Все великие альпинисты также говорят и пишут.
А "покоряют" горы только те, кто пару раз за всю жизнь геройски поднялся на пик Черского... ну или на 16 этаж пешком... Смешно сказать — "я покорил гору"! Да гора просто спала, и тебя не заметила, либо была в великодушном состоянии и позволила тебе поиграться с ней.
:-))) Никого тут не хотела обидеть.

если кому интересно, ещё на эту тему:
24.04.2013, 15:45:26 |
Юрий ВласовА кстати ! Какое место на Земле (очень известное в узких кругах) снято на фото в моем предыдущем посте ? Кто узнал ? :)
24.04.2013, 17:19:01 |
Марина Васильева (Красноштанова)Ушба — на дальнем плане.
24.04.2013, 17:38:40 |
Юрий ВласовДа ! Склон Эльбруса ! :) Предполагаю что в районе Приюта 11.