Вид на перевал ИГУ из долины реки Белый Иркут

Перевал ИГУ (Иркутского государственного университета) (2750 м. 1Б) расположен в западном отроге массива Мунку-Сардык, примыкает к вершине Конституции (2971 м.) с северо-запада, ведёт из долины реки Белый Иркут в долину реки Жохой, направление перевала — юго-запад.

Паспорт перевала ИГУ

• Район Восточный Саян

• Хребет, массив Мунку-Сардык

• Название ИГУ

• Высота, (м) 2750 (2830 м по GPS)

• Категория трудности

• Лето

• Зима

• Межсезонье

Описание прохождения

Направление прохождения: долина реки Белый Иркут — долина реки Жохой.

Начало кулуара ведущего на пер. ИГУ из долины Б.Иркута

Описание дается по состоянию на 3 мая 2011 года.

• Общее время прохождения 2 ч 30 мин

• Время подъема 2 ч 00 мин

• Время спуска 30 мин

• Время движения со страховкой 0 мин

• Количество пунктов страховки 0

• Частота прохождения Несколько раз в год

• Преимущественное направление прохождения Дол.Б.Иркута- дол. Жохой

Подход под перевал ИГУ идет сначала по реке Белый Иркут, затем надо подняться в цирк под вершинами Катька-Дура, Тыхен-Ордын и Конституции. На пути подхода к перевалу ИГУ — снег, местами глубокий. Приходится тропить по очереди. Погода пасмурная, безветренно, видимость 200-300 м. Очертания окружающих гор угадываются в редких разрывах тумана. Кулуар перевала ИГУ определяем в момент одного из таких прояснений и в 13 часов подходим под перевальный взлет.

Кулуар ведущий к седловине пер. ИГУ со стороны Б.Иркута (нижняя часть)

Подъем на перевал — узкий кулуар со средней крутизной склона 30-40 градусов. Осыпь полностью закрыта снегом. На подъеме тропим по очереди. Технической сложности подъем не представляет.

Погода пасмурная, почти постоянно идет снег, в кулуаре безветренно.

Подъем по кулуару на пер. ИГУ (со стороны Б.Иркута)

Кулуар ведущий к седловине пер. ИГУ со стороны Б.Иркута (средняя часть)
Седловину перевала делит пополам скальный жандарм. Тур и безопасный спуск расположен в левой по ходу движения половине седловины.

Траверс склона к началу выхода на пер. ИГУ (со стороны Б.Иркута)

Подход к выходу на седловину связан с траверсированием склона. Для безопасности склон траверсировали по одному с распущенными лавинными шнурами и с выставлением наблюдателей. Выход на седловину представлял собой снежный наддув высотой 2-3 метра и положительным уклоном 50-60 градусов. Один из участников проделал траншею по которой в 15:00 группа поднялась на перевал ИГУ.

Группа на седловине перевала ИГУ

Седловина перевала представляет собой довольно узкий гребень на котором с трудом разместилась вся группа для того чтобы сфотографироваться.

Тур расположен у стенки скального жандарма. Сняли записку Гаврилова Д.В. г. Красноярск от 2.05.2011.

Спуск с пер. ИГУ в долину реки Жохой
Спуск с пер. ИГУ в долину реки Жохой (нижняя часть)

Спуск с перевала простой. Первые 10 м — устойчивые камни, далее по снегу.

Спуск с перевала занял менее часа.

Во время нашего прохождения трудность перевала оцениваем как 1А.

Для прохождения перевала требуются каски, ледорубы и страховочные системы. В случае большого количества снега требуются лавинные шнуры.

Описание прохождения

Направление прохождения: долина реки Жохой -долина реки Белый Иркут.

Описание дается по состоянию на 2 мая 2012 года.

Начало перевального взлета пер. ИГУ из долины Жохой

• Общее время прохождения 2 ч 40 мин

• Время подъема 1 ч 40 мин

• Время спуска 1 ч

• Время движения со страховкой 15 мин

• Количество пунктов страховки 1

• Частота прохождения Несколько раз в год

• Преимущественное направление прохождения Дол.Б.Иркута- дол. Жохой

Участок соединения двух кулуаров (пер. ИГУ со стороны долины Жохой)

Подход к перевалу ИГУ осуществляли траверсируя склон отрога от спуска с перевала Шатаевой, не спускаясь в долину. Подход под перевал ИГУ занял 2 часа 10 минут. Ориентиром для нахождения кулуара ведущего на перевал ИГУ является вершина пик Конституции. Требуемый кулуар находится слева от нее.

Кулуар ведущий к седловине пер. ИГУ со стороны долины Жохой

Перевальный взлет перевала ИГУ — представляет собой узкий кулуар со снежным склоном крутизной до 30°, протяженностью около 300 метров. В верхней части перевального взлета имеется небольшой участок простой осыпи крутизной до 40°. Подъем на перевал группа начала в 16:40.

Подъем на перевал можно начинать чуть ранее по широкому снежному кулуару, соединяющемуся за 100 метров до седловины с основным кулуаром перевала. Наша группа вышла на перевал именно по нему. Место соединения кулуаров, представляет собой широкий снежный склон крутизной 20°. В виду его возможной лавиноопасности, мы преодолевали этот участок по одному, с использованием лавинных шнуров и выставлением наблюдателей.

Группа на седловине перевала ИГУ

Седловина перевала — узкая, скальная. В сторону долины Белого Иркута ведет крутой снежный наддув высотой 4-5 метров. Справа седловина примыкает к стене пика Конституции, а слева — к скальному выступу хребта. Возможности размещения палаток нет. На перевал группа поднялась в 18:20 и с трудом на нем разместилась для перекуса.

Тур находится слева, у стены скального выступа. В нем была обнаружена записка группы туристов Красноярской городской секции горного туризма от 03.05.2011 г., руководитель Глеков Е.Ф. (наша прошлогодняя ! :) )

Спуск с пер. ИГУ в долину реки Б.Иркут
Кулуар с пер. ИГУ в долину Б.Иркута

Спуск с перевала группа осуществляла по снежному кулуару. Первые 5 метров спуска представляли собой отвесный снежный наддув, переходящий в снежный склон крутизной 45°. В этом месте была организована групповая страховка с использованием вертикальных перил. Перила закрепили за ледоруб закопанный в снег. Последний участник спускался с нижней страховкой. Дальнейший спуск проходил по снегу крутизной до 30°. Всего на спуск группа потратила 1 час.

На момент нашего прохождения трудность перевала оцениваем как 1Б.

Для прохождения перевала требуются каски, ледорубы, страховочные системы, спусковые устройства и основная веревка на группу.

Материал публикуется с целью пополнения базы знаний данного ресурса. Было бы неплохо, если бы пользователи сайта в комментах давали описания своих прохождений перевала.