|
|
Летом 2012 года всё сложилось так, что я с сестрой и её друзьями поехали на п-ов Святой Нос. До поездки я, как обычно, прошуршала интернет: форумы, отчеты, карты, фотографии. Распечатала описание интересных для меня мест, которые можно было бы посетить на полуострове и его окрестностях. Особо отметила четыре – это источник Змеёвый, оз. Арангатуй, плато полуострова или вершину и Ушканьи острова. Через сайт связалась с капитаном катера из Усть-Баргузина, записала его контакт, надеясь, что получится попасть на Ушканьи острова. Дорога до Монахово Компания собралась из семи взрослых, четверых детей и одной надувной лодки с мотором. Выезд запланировали на 6 утра субботы, чтобы уже вечером быть на полуострове. Главное было успеть переправиться на пароме через р. Баргузин. Но, как и бывает чаще всего, выезд состоялся на полтора часа позже. Тремя полностью гружеными машинами в дождичек, мы выехали из Иркутска. Решено было не ехать колонной, а ждать друг друга в определенных точках. Изначально я хотела вести дневник путешествия, записывать информацию, которая может потом пригодиться. Но, сидя на заднем сиденье, я многое пропускала, поэтому записи вела по мере возможности. Первая запись.Танхой 11:45, заправка 80, 92 бензин, рыба. На обед мы остановились у речушки Ушаковка (между Танхоем и Мишихой) в районе часа дня. Перекусили, размялись. Договорились, что следующая остановка будет в селе Брянск перед съездом на мост через Селенгу. Решили не переправляться паромом, а проехать по грунтовой дороге, сделав крюк, но не зависеть от очереди на паром. Из записей. За рекой Клюевка рынок с рыбой. Бабушкин – заправка с 95 бензином. В Брянске остановились на заправке, заправили машины. Поделились впечатлениями о грозе, которая только что прошла над нами. Дети испугались оглушительного грома, а взрослые завораживающих молний. Хочу отметить, что в грозу отключают электричество и заправки не работают, поэтому нам повезло, что гроза окончилась. Из записей. Брянск – заправка 80, 92 бензин. Поворот на мост перед заправкой «Подсолнух» указатель на Оймур. Далее в Шергино поворот направо. Началась плохая дорога, для легковушек с низкой посадкой придется не сладко. Деревня Кома бензин 92, 95. Турунтаево на Т-образном перекрестке направо, мост через реку и налево. В деревне две заправки.
Погода разгулялась. Выглянуло солнышко и стало веселее ехать. Дорога Турунтаево – Усть-Баргузин состояла из кусков хорошей асфальтированной и не очень — грунтовой. На каких-то участках велись ремонтные работы. Из записей. У реки Хаим — кафе. Турка — магазины, бензин 92, 95.
На запаске доехали до Усть-Баргузина. При въезде в поселок на заправке шиномонтаж не работал, но заправили машины и набрали бензин в канистру для лодки. Поехали искать работающий шиномонтаж в посёлок (уже было около 8 вечера). Две другие наши машины отправились на паром. Судя по указателям, в посёлке несколько шиномонтажей. Мы нашли один работающий техсервис, в нем нам починили колесо. К парому подъехали, когда наши уже стояли в первых рядах, мы не стали к ним проезжать, а встали в очередь. Решив, что до 22 часов попасть на паром успеем, а лишний раз будоражить очередь ни к чему. Около парома маленький рыночек с рыбой, пирожками, чаем. Чуть дальше продуктовый магазин.
Из записей. Паром «Баргузин». Стоимость 40 рублей. Обед 12:00 – 13:00, ужин 17:30 – 18:00, работает до 22:00. В девять часов мы переправились на правый берег. Проехав несколько километров по главной дороге, свернули налево и оказались перед шлагбаумом у кордона Забайкальского национального парка. Здесь необходимо оплатить посещение национального парка. Стоимость и правила пребывания можно уточнить на сайте http://npzabaikalsky.ru/prices/ или по телефону 8(30131) 91-578. Далее идет грунтовое «направление» по перешейку, соединяющий полуостров с большой землей. К Монахово мы подъехали, когда начало темнеть (в районе 11 вечера).
Я была готова, что отдыхающих будет много, но такое количество палаток я увидеть не ожидала. Вся береговая линия была в палатках. Свободных мест на берегу не было, пришлось размещаться на полянке, хорошо, хоть она оказалось свободной. На следующее утро освободилось местечко у воды, и мы туда переехали. В первые дни я позволила себе насладиться пассивным отдыхом – спала на свежем воздухе на берегу Байкала и обследовала примыкающую местность.
Второе моё потрясение было – это туалеты, которые расположены недалеко от берега в лесу. Мне сложно представить, как можно быть такими неаккуратными в туалете. Но хочу заметить, что за туалетами всё-таки сотрудники парка следили. Было видно, что их убирали. Третье моё потрясение – это мусор. Недалеко от туалетов, рядом с дорогой были мусорные контейнеры. В чём составляет сложность донести мусор 50 метров, а не оставлять его у берега, где его разнесет ветром или растащат собаки? Конечно, за въезд заплатили, значит, мусор уберут, только его увозят из контейнеров, а берег убирают только осенью. Мне рассказали, что раньше жил лесничий, который каждый день ходил и проводил с туристами беседу о правилах посещения и заставлял убирать мусор из неположенных мест, а теперь некому это делать. А наш народ в большинстве своём считает, что за ним уберут.
Полезная информация Связь — только Мегафон. На пристани есть магазинчик, но с большими наценками. Рыбаки иногда причаливают к берегу и предлагают рыбу по приемлемой цене (сига, омуля). При необходимости можно нанять катер на причале. Если у вас нет знакомых среди местного населения, то расценки на услуги аренды будут у всех примерно одинаковые. В отношении цены могу порекомендовать Николая Ничкова на «Вольном» из Усть-Баргузина. К сожалению, ни у кого из наших не было Мегафона, и я не могла связаться с Николаем. Только в конце отдыха я увидела его катер «Вольный» и пришла на пристань познакомиться с ним и его женой. Очень приятное впечатление на меня они произвели. Ещё о чём хочу предупредить, часто встречаются нетрезвые капитаны, поэтому если вы не хотите попасть в неприятные приключения, то смотрите на капитана, его помощников и узнавайте о наличии спасательных жилетов.
К берегу причалил катер и капитан предлагал водную прогулку. Несколько человек уже собрались, поехали и мы. Зашли в Курбулик, там подсели ещё несколько человек. В бухте три теплых источника, в которых можно принять лечебные ванны. Рядом с основным есть беседка для отдыха, по тропе в горку туалет. А вот нормально переодеться нельзя, нет закрытых раздевалок. Недалеко от основного — на берегу, есть еще одна ванна с термальной водой. К третьему источнику надо идти по тропе через лес, я до него не дошла, т.к. в траве зашуршала змея, а я их очень не люблю, особенно, когда ноги оголены.
На другом берегу стоят палатки, но не в таком количестве, как в Монахово. Близко от источников стоит плавучая гостиница с баней и рестораном. Из записей. Ушканьи острова 24 т.р. с группы, заброска в район бухты Змеёвая 10 000р. с группы (включая обратную дорогу).
Компанию подняться на плато составить мне никто не захотел. Попросила сестру довезти меня до урочища Глинка, откуда начинается тропа. Взяла небольшой рюкзак с фотоаппаратом, бутылку воды и бутерброд. Тропу определили не сразу, смутила табличка с надписью «проход закрыт». Но проехав дальше в урочище, рыбаки нам подсказали, что там и есть тропа на вершину, но весной был пожар, и тропу закрыли, а расчистили её уже или нет, они не знали. Вернулись обратно к тропе (если вы дошли до ворот, значит, вы тропу пропустили). С сестрой договорились, что она меня подождет час, если будет непроходимый бурелом, то я вернусь. Иначе спущусь с 17 до 18 часов, если за это время я не выйду, то значит, надо идти меня спасать.
Поднималась я не так быстро, как хотелось бы, годы конных походов дали о себе знать. На своих двоих не так легко было покорять высоту, как верхом на коне. К 13:30 я дошла до креста. На север, восток и юг распахнулась удивительная панорама Чивыркуйского и Баргузинского заливов в дымке. На горе справа, слева, вверху выжженный стланик. Дул прохладный ветерок. Я присела отдохнуть и рассчитать время и силы. В запасе у меня оказался час с небольшим, а вот сил на марш бросок у меня не было. Поэтому я решила, что пойду вверх до тех пор, пока есть время, где-нибудь пообедаю и вернусь вниз. В курумах тропа терялась, ориентировалась на камни, которые были покрашены в красный цвет. Здесь одной было не очень комфортно. Я и так не очень комфортно себя чувствую на открытых склонах, а здесь одна, и усталость давала о себе знать.
На обратном пути в курумнике тропа постоянно терялась, камни красной краской были покрашены только с одной стороны. В итоге я потеряла тропу. Пришлось пробираться через осыпь. Обратно надписи на камнях мне уже не казались такими забавными. К дороге я спустилась в начале шестого. Машины не было, смотрю, около берега сидят туристы. Подошла узнать, не видели ли они машину, они говорят, машину не видели, а вот мужчина, женщина и ребенок подходили и похоже спрашивали именно про меня. И просили передать, что они в ур. Глинка. Руководитель группы сказал, что они собираются подняться на плато и заночевать там. Я им рассказала про тропу и мы распрощались. Я пошла в урочище Глинка. Там меня и ждала сестра с нашими рыбаками и детьми. Рыбалка здесь у них не удалась, поэтому мы почти сразу поехали обратно в лагерь.
Резиновая лодка не могла вместить сразу всех желающих, удочек на всех не хватало, поэтому на рыбалку выезжали по очереди. Наши рыбаки привозили окуней, а вот соседи (они стояли от нас через две палатки) каждый раз приезжали с щуками. Рассказывать не буду, какие эмоции испытывали нашенские, но щук мы всё равно «наловили», правда, не на крючок, а на лодку. А дело было так, смотрим, чья-то пустая лодка вдоль берега, покачиваясь на волнах, намылилась куда-то. Мы её поймали и на берег вытащили. Хозяева объявились только через час, ими оказались соседи щуколовы. Поблагодарив нас, они ушли на ней рыбачить, а после принесли только что выловленных щук. В один прекрасный день подошла моя очередь ехать на рыбалку. Я люблю ловить рыбу, но у меня плохо получается делать сразу три дела: рыбачить, фотографировать и снимать на камеру. Поэтому утолив свое желание, и поймав энцать штук рыб, я больше не претендовала на удочку, только на место в лодке, чтобы можно было по «фотоохотиться» на птиц.
В следующую рыбалку я уговорила главного управляющего лодкой съездить до озера Арангантуй. Рыбаки бы там порыбачили, а я бы пофотографировала птиц. Ну и просто интересно посмотреть озеро.
Устье реки Исток мы нашли сразу, никаких сложностей не возникло. Я бы об этом не писала, но оказывается, не у всех получается среди болотистых берегов найти речку. Мы ориентировались на холм Киврижка, и брали от него чуть левее. На реке выключили мотор, и пошли на вёслах. Для меня это место оказалось особым. Словами сложно описать, что ощущаешь, скорее всего, погружаешься в состояние безмятежности. Огромные болотистые луга, покрытые осокой, плеск воды и приятное щебетание птиц.Тишина и спокойствие, только иногда из камышей взлетали то ли журавли, то ли цапли. Берега украшали ирисы. А из воды выглядывали любопытные выдры. А вот приближаясь к истоку реки, стал, слышан галдёж пернатых. Там на озере над островами кружили стаи птиц. Пока шли по реке — рыбачили. Ловился карась, но ехать сюда ради рыбалки смысла нет, в таких количествах рыба ловится и в заливе.
В один из дней я собралась прогуляться в сторону дер.Катуни. Взяла фотоаппарат и отправилась в путь. Тропа начинается от дороги, поднимается на утес, наверху которого, располагается беседка с видом на залив.
Тропа хорошая, только у Катуни её завалили горелые деревья и из-за этого она терялась. Но уже просматривались и Чивыркуй, и дома, поэтому обходя или перелезая валежник, я спустилась в деревню. Дворы расположились на косе вдоль воды, за ними начиналась болотистая местность. Домов немного, народа почти не видно. Здесь было ветренее и вода в заливе холоднее, чем в Монахово.
Я предполагала пойти дальше до деревни Курбулик, но тропу, которая шла вдоль Байкала, не нашла. Решила обратно в лагерь возвращаться по дороге. До Катуни можно проехать на подготовленной к бездорожью машине. Но туристам, как оказалось, въезд воспрещен, о чем оповещала табличка на перекрестке с дорогой Монахово — Курбулик. На отрезке пути Монахово — Катунь у автомобилистов могут возникнуть две трудности. Не доезжая до поворота на дер. Катунь начинаются приличные ямы, с которыми внедорожники в хорошую погоду справятся, что доказал Лэнд Крузер, миновав этот участок дороги и скрывшись за поворотом в сторону Курбилика. А вот водитель седана не стал рисковать и повернул обратно. В этой грязи легко застрять между колеями. Вторая трудность может возникнуть в дождливую погоду на крутом подъеме на перевал, который находится сразу за Монахово. Обратный путь показался мне раза в три длиннее, чем по тропе через лес. Если посмотреть по карте, похоже, так и есть. Вдоль дороги росли подосиновики, поэтому, когда пришла в лагерь, позвала сестру сходить за грибами, но грибы росли только у дороги, в глубине леса их не оказалось.
Продукты были съедены, поэтому получилось распределить вещи так, что я вместилась в машину к своей сестре, да ещё она меня посадила на почётное место – водительское. Обратно мы выехали раньше всех, около 11 часов, чтобы успеть на паром через Селенгу. Нашим друзьям всё равно, у них клиренс нормальный, а у нас маленькая машинка. На первой переправе я успела сделать фотографию цапли, которая ловила лягушку. В Усть-Баргузине остановились у рынка и купили пирожки с картошкой на обед. Забегая вперед, хочу отметить, они оказались очень вкусными. На последний рейс парома мы успели. Моя парковка на пароме была отмечена работником, что он был готов перевести нас аж до Иркутска, с оговоркой, если бы этот паром был его. Из записей. Стоимость на паром 72 рубля., обед с 12:30 до 13:30, может не работать при тумане, плохой погоде и техническим причинам. Хорошая дорога от Татаурово до Клюевки. Перед Переёмной можно снять комнату, есть баня. Около 12 ночи были в Байкальске, думали, переночевать, но свободных номеров не нашли, были только люксы. Наша палатка осталась в другой машине, поэтому поехали в Иркутск. В четыре утра зашли домой.
Июль 2012 года
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||