Несколько лет назад задумал совершить поход в районе горы Мунку-Сардык. Наконец сложились условия благоприятствующие свершению мечты. Нашёл в Иркутске ООО "Центр туризма Горизонт", договорился с заброской и оформлением пропуска в погранзону. Учитывая сложную весеннюю погоду и ограниченность похода 7-ю днями основу маршрут составил: река Белый Иркутр. Мугувек — восх. на в. Мунку-Сардыкпер. 60-летия Победы 1б — пер. Бурхан 1а — р. Жохойпер. Архаров н.к. — р. Средний Иркут. И вот, в жаркий ясный день 1 мая, в окружении таких-же горевосходителей выгружаемся из автобуса, подходим к берегу Белого Иркута. Ледяное русло реки оказалось залито водой. К счастью я взял сапоги, а моим спутникам пришлось брести в ботинках по щиколотку в ледяной жиже.
1 мая на реке Белый Иркут
Попытался заглянуть в ущелье Среднего Иркута, но путь преградил поток воды.
Каньон на реке Белый Иркут
За 2 часа добрался до устья Мугувека. На левом берегу остановился на ночёвку. Вечером 15°, небо ясное и в надежде на такую погоду решил сделать восхождения на ближайшие доступные вершины. Первая моя цель будет вершина Крылья Советов.

2 мая. Вышел в 8-40. Небо затянуло облаками, 2°. Вначале путь пролегал по льду, пришлось надеть кошки. После слияния с Правым Мугувеком тропа пошла по берегу. Полетел мокрый снег. Перед подъёмом на озеро Эхой, повернул в сторону перевала. Догнал группу молодёжи. Вместе поднимаемся наверх по свежему следу. Окружающие горы исчезли в тумане. Встречаем двух альпинистов. По их словам мы ушли под склон горы Авиаторов. В 14 часов оставил хождение в тумане и за большим камнем установил палатку. Вечером безветренная погода, густой туман, 2°. Слышны голоса людей, лай собаки.
На реке Мугувек
Наледь на реке Мугувек
Перевал Мугувек
Подъём на гребень Крылья Советов

3 мая. В 3 часа вышел из палатки. Стояла ясная ночь, -8°. Небо в мириадах звезд. Возникла мысль ночью ходить, а днём спать. Утром подошёл к склону между вершинами Крылья Советов и Авиаторов. Оставил рюкзаки, по ближайшему снежнику полез на разведку. После снежника стал выбираться по скалам ещё выше. Разведка перешла в восхождения. Невдалеке по стенке Авиаторов лезут вчерашние знакомые альпинисты. Поднялся на гребень. До вершины Крылья Советов ещё далеко.
Крылья Советов
Осознание того, что кусочек шоколада и глоток воды остались внизу прибавило прыти. В 12-20 вылез на вершину.
На вершине Крылья Советов
Рядом площадка под палатку. В туре пустая контрольная записка для альпинистов. Над Монголией лежит густой туман и только присмотревшись понял, что это замёрзшее озеро Хубсугул. Осмотрел гребень в сторону Мунку-Сардык и решил на следующий день совершить по нему прогулку. Если время не хватит, то можно спуститься переночевать на монгольскую сторону. Спустился с макушки вершины и пошёл вниз по ближайшему снежнику вдоль северного гребня. К рюкзаку вернулся в 13-30. Нашёл ровную площадку, установил палатку. Ясное, голубое небо, 10°. Внизу бродят группы людей. Вечером температура опустилась до -2°.

4 мая. Всю ночь палатка содрогается под порывами ветра.
Вершины ( слева на права) Пасмурная, Леонова, Авиаторов
Утром стараюсь не думать о предстоящей сегодня большой прогулке.
Озеро Эхой
Как говорится главное в драку ввязаться, а там видно будет.
Пасмурная
Вышел в 8-50. Поднимаюсь по снежнику.
Вершины Пасмурная, Мунку-Сардык
Он вверху соединяется со снежником, по которому я вчера шёл. Незаметно вылез на крутую заснеженную скалу. На середине скалы спохватился, но назад уже не спуститься и рюкзак не снять. Проклинаю свою беспечность, впиваясь в скалу ледорубом, зубьями кошек и 30 минут преодолеваю расстояние, которое вчера прошёл за 5 минут. Добрался до своих следов и дальше путь пролегал по сухим скалам. На гребень выползаю в 12-30. С Монголии сильные порывы негостеприимного ветра. Достаю термометр и он тут-же улетает на родину. Пошёл на вершину Авиаторов. Попытался идти по левому, заснеженному склону гребня, но утонул в рыхлом снегу. Лезу наверх. Преодолевая первый скальный выступ, на середине упёрся в двухметровую, гладкую стенку. Пришлось спускаться вниз. По глубокому снегу прошёл 20 метров и увидел заснеженный узкий кулуар. Вверху выход из кулуара закрыт большим камнем. Выбираюсь по кулуару, вытаптываю площадку для рюкзака. Обхожу камень и за репик вытаскиваю рюкзак. На вершину Авиаторов поднялся в 14-50. Продолжаю путь на вершину Леонова. Прохожу самый лёгкий и простой участок всего траверса и на вершину выхожу в 16 часов. Нахожу записку группы туристов под руководством Коновой Марии за 7 мая 2012 года. В сторону вершины Пасмурной начался самый трудный участок. Приходится карабкаться по острому гребню, местами ухожу в левую сторону и утопаю в рыхлом снегу. Перед подъёмом на вершину нахожу покатую площадку. Если ветром не сдует, то можно переночевать. Поднимаюсь на Пасмурную в 19 часов. Нахожу петлю и свежие следы. Тура нет. В правую сторону Пасмурная обрывается грандиозной стеной. По склону Мунку-Сардык вижу спускающих людей, а на леднике пика Пограничный наблюдаю быстро катящихся две точки. Устраиваю получасовой отдых. На загаженную вершину Мунку-Сардык выхожу в 20-45. От усталости никаких чувств. Полная умиротворённость. На вершине никого. Орды паломников уже внизу. Из баночек собираю дань — горсть конфет. После ударной дозы углеводов ощутил бодрость и в пустой до этого голове зашевелились какие-то мысли и чувства. Начинаю спускаться по гребню и в месте, где начинается пологая осыпь, ухожу в сторону перевала 60-летие Победы. Сразу становится заметно, что туристы здесь появляются редко. На снежнике пересекаю следы зайцев и занесённый след крупного животного. В 22-50 останавливаюсь на берегу Джаргалант-Гол. Устанавливаю палатку, ужинаю. На часах 0-15. Оглядываюсь по сторонам, и невольно в голову приходят слова классика

"...А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь тёмная. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом..."

Завтра, а точнее уже сегодня отдыхаю до обеда.

5 мая. Проснулся в 6-50 от ударов ветра.
Долина реки Джаргалант-Гол
Выскакиваю и закрепляю палатку дополнительными растяжками.
Перевал 60-летия Победы
В 11 часов ветер стихает. Пошёл на перевал 60-летие Победы. По пути встречаю старый след лавины сошедшей со склона горы 3236. На перевал выбираюсь в 14 часов. Ветер, туман, холодно. В туре нахожу записку туристов из Иркутска, под руководством Солдатова А. Н. За 30 минут спустился и остановился рядом с перевалом Бурхан. Среди россыпи камней нашёл ровную площадку и попытался установить палатку. Но из-за ветра установить не смог. Чтобы не замёрзнуть стал выкладывать из камней стенку. В 18 часов ветер стих, туман ушёл. Сквозь мглу проглянуло солнце, холодно. Высмотрел путь на пик Пограничный. Весь вечер взгляд останавливается на вершине, и в предвкушении следующего дня вхожу в азарт.

6 мая. Всю ночь мёрзну. Утро ясное и морозное. Выхожу в 8-30. Как по асфальту марширую 40 минут по насту вдоль левого, восточного гребня пика Пограничный. Затем по крутому снежнику выбираюсь под стенку и ... На вершину поднялся в 13-20. Погода чудеснейшая. Нахожу разбитую бутылку из-под шампанского. (Ух, неуёмные!) В туре пусто. Оставил записку. Обошёл вершину. Долго наслаждался окружающим великолепным видом. Пошёл по южному гребню и через 200 метров вышел на крутой снежник. Начал спускаться, опасаясь лавины. Следы, которых были видны в нескольких местах. Небольших, но достаточных, чтобы закатать человека. Теперь мне стало ясно, что за падающие точки видел с вершины Пасмурной. Наконец спустился на ледник. Солнце припекло. Добрёл до палатки в 16-10. Вечером греюсь на солнце и слушаю аудиокнигу. После 20 часов с юга-запада потянулись мрачные тучи. 20-метровым репиком укрепил палатку и определил азимут на перевал Бурхан.
Пик Пограничный и перевал Бурхан
На вершине пика Пограничный
Озеро Хубсугул

7 мая. В 5 часов завыл ветер, захлопала палатка. Слушаю эту музыку до 6 часов. Встаю, готовлю в палатке завтрак. Ветер крепчает. В 9 часов упираюсь головой и руками в скаты палатки с трудом её удерживаю. В 11 часов предчувствую, что к обеду ветер усилится, и палатка не устоит, начинаю готовиться к эвакуации. Головой и одной рукой продолжаю упираться в скаты, а свободной рукой собираю рюкзак. В 13 часов ветер задрал верхний слой и выгнул дугу. Выхожу и пытаюсь удержать полотнище. В одну секунду внутренний слой сминается, а дуги сгибаются. Лёжа на земле, запихиваю полотнища и дуги в рюкзак. В пурге исчезает коврик. По компасу пошёл на перевал Бурхан. Хорошо, что не ниже — 2°. Среди камней натыкаюсь на прижатый коврик. Радуюсь как спасённому другу. Впереди возникает скала с узким проходом. Пытаюсь разглядеть спуск. Снизу ветер залепляет снегом лицо. Ничего не видя перед собой, ухнул вниз. Погрузился в рыхлый, глубокий снег. Пытаюсь совершать какие-то противолавинные маневры. Доплываю по снегу вниз. Ветер слабеет. Нахожу заваленное русло реки Жохой. Лавируя между огромных камней, иду вниз по речке. Начинаю различать ближайший склон. Выхожу к правому притоку Жохоя. Видимость улучшается, открывается перевал 26-го партсъезда. Путь преграждают каменистые валы и глубокий снег. Местами приходится ползти на четвереньках. На перевал поднимаюсь в 17-40. В туре записка туристов из Красноярска. Они прошли перевал днём раньше. Через 200 метров лёгкого спуска выхожу на длинный снежно-каменистый склон. Наконец внизу. Выглянуло солнце, ветер стих. Из-под ног выпорхнула белоснежная куропатка. Невдалеке садится и позволяет себя фотографировать. На берегу Белого Иркута появились миниатюрные лиственницы. На левом берегу нахожу ровную площадку с дровами и в 20 часов останавливаюсь на ночлег.
Перевал Бурхан
Долина реки Жохой и пик Пограничный
Перевал 26-го партсъезда

8 мая. Наступило тихое, ясное утро. Долго сижу у костра, наслаждаюсь кофе. Вверх по реке прошла группа альпинистов. Собираю рюкзак. По тропе окруженной голыми лиственницами и зелёными, пахучими кедрами спускаюсь на слияния с Мугувеком. Такого столпотворения как 1 мая уже нет. Река небольшим ручейком бежит по ледяному руслу. Захожу в ставший доступный каньон Среднего Иркута. Возле моста из микроавтобуса выгружаются альпинисты. Договариваюсь с водителем и за 900 рублей еду в Култук. Экстремальные праздники закончились.

Сергей Глухов

Олейник Дмитрийсильно.
в одиночку — это принципиально или не оказалось компаньона?
25.06.2013, 14:03:23 |
Сергей ГлуховХожу в походы с друзьями, семьёй и один.
27.06.2013, 00:01:13 |
Евгений РензинВот это да... Умеете вы отдыхать! Даже завидно.
27.06.2013, 01:49:41 |
Виктор ГетманПодскажите, летом, в июле, возможно восхождение на Мунку? В мае не получилось, думаю в июле попробовать)
03.05.2016, 13:57:08 |
eridy

Виктор Гетман:  Подскажите, летом, в июле, возможно восхождение на Мунку? В мае не получилось, думаю в июле попробовать)

Маршрут усложняется в разы — постоянно по камням прыгаешь. Много воды. За одну дождливую ночь уровень поднялся почти на полметра.
04.05.2016, 09:25:29 |
Виктор Гетман

eridy:    Виктор Гетман:   Подскажите, летом, в июле, возможно восхождение на Мунку? В мае не получилось, думаю в июле попробовать) Ходил туда в июне традиционным маршрутом. Лед в каньоне еще был, хотя постоянно пришлось перепрыгивать через трещины. В долинах снега уже нет -ручьи и цветы. Маршрут усложняется в разы - постоянно по камням прыгаешь. Много воды. За одну дождливую ночь уровень поднялся почти на полметра.