Второй день шёл нудный дождь, выбивая барабанную дробь на тенте, горы затянуло туманом. Иваныч, наш завхоз, по стариковской привычке встающий раньше всех, пошурудил кочергой в печке, затем выглянул из палатки и, обозревая окрестности, произнёс: "Погода совсем "скурвилась", вверху, наверное, снежком посыпает". В этот год мы работали на стыке Якутской АССР и Магаданской области в отрогах хребта Черского. Нашу "подбазку" мы благоразумно поставили на сухой каменистой террасе в верховьях безымянного ручья. "Подбазка" — это две палатки, одна из них жилая, а вторая чуть ниже по склону — хозяйственная, где мы установили рацию и оборудование. Вдоль жилой палатки большой стол, сколоченный из лиственничных жердей. Чуть поодаль очаг, который мы выложили из камней. Вот и весь нехитрый быт нашего полевого отряда. Отряд — это громко сказано, нас всего четверо. Самый опытный Иваныч, ветеран Севера. Остальные — Володя, Сергей и я — по северным меркам зелёная молодёжь.

Размышляя о судьбах людей, заброшенных в эти суровые края, слышу голос Иваныча: "Надо хоть брусники собрать, да киселя наварить. Хватит вам брезентовое небо разглядывать". Откликнувшись на призыв Иваныча, надеваем штормовки и идём собирать бруснику. Брусника в этом году удалась на славу. Окружающие горы покрыты сплошным ковром брусничника. Идёшь по склону — одни зелёные кусточки, ягод не видно, и кажется, что пусто. Но стебли под весом больших тёмно-бордовых бусин прижимаются к склону. Почвы как таковой нет, кругом разрушенные горные породы. Ягоды, покоящиеся на сланцевых плитках, хорошо вызрели под лучами жаркого летнего солнца. Поднимаешь стебель — и сразу целая горсть спелых ягод. Брусники мы собрали много и сварили кисель в самой большой кастрюле, поставив её под стол остывать.

Ближе к ночи дождь утих, поднявшийся ветер разнёс туман. Завтра на маршрут. С этими мыслями я засыпаю. Мне снится сон, что вернувшийся с маршрута Сергей устало подходит к костру, сбрасывает рюкзак, здоровается, протянув мне руку. Я улыбаюсь и пожимаю его крепкую мозолистую ладонь. В этот момент просыпаюсь оттого, что кто-то настойчиво трясёт меня за плечо. Оказывается, Володя, один из моих товарищей, протянул ко мне руку, чтобы разбудить. Не просыпаясь, пожав её, я продолжил досматривать сон. Тогда Володя стал меня трясти. Окончательно стряхнув остатки сна, не понимающий ничего, слежу за взглядом Володи, устремлённым в окно. В свете луны сквозь сетку палаточного окна угадывается контур какого-то животного, слышится возня и сопение "Там кто-то есть", — шепчет Володя: "Собака что ли безобразничает"? Я отвечаю: "Какая собака, за сто вёрст ни души". И тут пронизывает мысль — медведь! Между тем снаружи тихое сопение сменяется довольно громким чавканьем и хрюканьем.

Будим Иваныча и Сергея, устраиваем "военный совет". Решаем напугать зверя. Мы с Володей выходим с фонариками, Сергей с единственным нашим оружием — армейским пистолетом ТТ, Иваныч бьёт в ведро. Потихоньку, откинув полог палатки, сгрудились у входа. Включаем фонарики и видим в трёх — четырёх метрах медведя, зажавшего лапами кастрюлю с киселём. Он умудрился вытянуть её из-под стола и перетащить на ровную площадку к палаточному входу. Зверь так увлечённо лакал содержимое кастрюли, что прошло несколько секунд, прежде чем он очухался. Сергей стреляет в воздух, Иваныч бьёт по ведру, мы кричим во всё горло. Медведь, оторвавшись от кастрюли рявкнул и в мгновение ока скатился вниз по склону.

До утра мы не спали, находясь под впечатлением от пережитого. Утром нашли пустую кастрюлю, а ниже по склону разорванную палатку. Одна из растяжек хозяйственной палатки была завязана за толстенный сук упавшей лиственничной колоды. Когда мы подошли к палатке, то увидели обломок сука с оторванной растяжкой, кругом царил полный разгром. По-видимому, спасаясь от нас ночью, медведь просто пронёсся сквозь палатку. Киселя в этот раз мы так и не попробовали, но видимо он был достаточно вкусным. Вот такая история одной из встреч с "босым мужиком", так в Сибири называют медведя.

Егор Полтавченко

Артемий ДобрынинАга,тоже вспомнилось.Слава богу медведь нам не попался,но косвенно он был участником.Ходили велопоходом на "110 зимник".Встали на ночёвку перед ручьём,пока то да сё...Увидели дерево об которое "босой мужик" коготки чешет.Или выясняют отношения по части дележа территории-это уж им лучше знать.В общем поозирались,пошумели,поволновались)))сыкотно.С собой вообще ничего НЕТ,в плане самозащиты от медведей.
В общем спать в палатку завалились.По среди ночи под ухом раздался дикий рёв.Я подскочил.Вокруг тишина,рёв сном не был точно.Растегнул молнию палатки,выглянул.Тихо.Послушал,тихо.Перевёл взгляд на Бориса (напарник по походу).Тот лежит,в спальнике-коконе,глаза закрыты,весь вытянулся как мумия.И не открывая глаз,говорит-"Артём,посмотри,кто-то там бродит кажется"Я в ответ,что никого там нет,а у самого сердце в пятках стучит.Спрашиваю его,слышал рёв или нет.А он-"Это я ревел,мне приснилось,что кто-то ходит вокруг палатки.Я тебе сказать хотел,а тело в спальнике запуталось,вот я и ревел."
С утреца посмеялись весело,но ночью хотелось его стукнуть.у меня пульс можно было в пятках прощупывать)))
Так что,ну его,этого "босого мужика"