Поход с 14 октября по 22 октября.

Нитка маршрута: пос. Нилова Пустыньр. Хаюртапер. Панкова 2Ар. Архатпер. Лабиринт 1Бпер. Эхегерский 1Апос Нилова Пустынь.

В этом году свободное время для похода появилось только в октябре. Недолго думая отправился в поход по Тункинским гольцам.

14 октября. Пос. Нилова Пустыньр. Чертолен-Горхон.

Приехал в Иркутск. До посёлка Нилова Пустынь раз  в сутки ходит автобус. На автовокзале купил билет и в 8-45 ч. отправился в путь. В 15-30 ч. приехал в Нилову Пустынь. Ясная погода, тепло 8°. Через час пути, по дороге в посёлок Хойто-Гол сворачиваю на грунтовку, ведущую на перевалы Шумакский и Хубутский. Прохожу мимо новых построенных изб. Рядом 3 юрты, стоят машины. Людей не видно. За мной увязались две собаки. Дружелюбный, балбесистый, лохматый подросток и сучка с мордашкой — я люблю тебя до слёз. Сейчас нужно не ошибиться в многочисленных речках и попасть в ущелье реки Хаюрта. Для ориентирования у меня имеется только обломок наливного компаса и карта хребтовка. Прошёл речку Эхе-Гер. Свернул с дороги и пошёл на северо-запад, запад. Берёзовый лес чередуется с большими полянами. Перешёл речку Хубуты. Подошёл к третьей речки и в 18-50 ч. остановился на ночёвку. Выдал сопровождавшим меня собачкам по сухарику и затем проявил человеческое коварство. Злобными криками и камнями стал отгонять от стоянки, чтобы они не увязались за мной на свою погибель. Установил палатку. Стемнело в 20 часов. Просматриваются чёрные контуры гор. Небо ясное, светит луна. Похолодало до -4°.

15 октября. Река Чертолен-Горхонр. Хаюрта.

Ночь выдалась шумной. Послушал на плеере аудиокнигу и лёг спать. Чтобы не замёрзнуть взял два спальника общим весом 2,5 кг. В 22-30 ч. рядом раздался топот крупного животного. Выглянул из палатки и осветил фонариком. За речкой мелькнули убегающие лошади. Всю ночь какая-то птица по голосу похожая на ворону без перерыва с пулемётной скоростью каркала и тяжко вздыхала. Проснулся в 7 часов. Тишина, ясное небо, -11°. Когда готовил завтрак в нескольких сотен метров от стоянке неожиданно раздался вой в несколько глоток. Присоединяюсь к хору. Через пару минут хор замолк. Волки? У собак такого вокала не слышал. Через полчаса со стороны дороги в посёлок Хойто-Гол раздался звук полицейской сирены. Оставляю шумное место и ухожу вверх по сухому руслу речки которую я определил как Чертолен-Горхон. Через час пути по руслу повернул на северо-запад и через 15 минут вышел к полноводной Хаюрте. Пришлось одеть сапоги. Побродив с одного берега на другой, добрался до каньона. По валунам, ломая лёд, через потоки воды, обхожу прижимы, но к сумеркам каньон не преодолел. К счастью, для ночлега нашёл небольшую площадку и смог установить палатку. Появилась луна и осветила ущелье. На термометре -3°.

16 октября. Река Хаюрта — верховье реки Хаюрта.

Вышел в 9-30 ч. Небо ясное. На выходе из каньона поперёк речки лежит огромная глыба. Преодолеваю глыбу с правой стороны и неожиданно нахожу тропу. Она должна идти по левому (орф.) берегу Хаюрты значительно выше каньона. Тропа выводит к старой, разрушенной избушке. Днём потеплело до 0°. Лес закончился между первым и вторым притоками. Побрёл по колена в снегу и у второго притока тропа теряется. В 18 часов останавливаюсь на ночлег в цирке напротив перевала Панкова. Вечером температура опустилась до -8°. Задул ветер. Луна осветила горы.

17 октября. Верховье реки Хаюртапер. Панкова 2Ар. Архат.

Утро пасмурное, ветер, идёт снег. После
завтрака лёжа в спальнике, наблюдаю как на скатах палатки накапливается снег и скатывается лавинками. Жду у гор погоды. Простой перевал можно было бы проскочить, но 2А не пробежать. В 14 часов в разрывах облаков появилось солнце, ветер уменьшил напор, видимость улучшилась. Быстро собрал рюкзак и в путь. По заснеженной осыпи метров 300 с максимальной крутизной 30° поднимался долго и тяжко. Палка, которую использовал, как альпеншток везде погружается в снег до 1 метра. Вылез на седловину шириной 200 — 300 метров. Сильный ветер со снегом в лицо. Тура не нашёл. Кругом сугробы. Прошёл до конца влево, затем вернулся на середину. На скале висит петля. Отошёл от неё вправо несколько шагов и нашёл спуск без верёвки. По скале спустился вниз 10 метров и, прижимаясь к склону начал траверсировать влево вниз. Вылез на отвес. На скале нахожу небольшой выступ. Вешаю на него связанную петлёй 6 — миллиметровую верёвку и спускаюсь 7 метров. Смотал верёвку и снова иду влево вниз до снежника. Дальше утопая в снегу, спускаюсь, вправо обходя большие валуны. Наконец внизу. Уже в темноте вытаптываю площадку и устанавливаю палатку Похолодало до -12°, ветер.

18 октября. Река Архатр. Баром-Гол.

Утром небо ясное, -15°. Выхожу в 10 часов. Бреду вниз по замерзшей реке Архат вдоль заснеженных хребтов. Через 500 метров преодолеваю первый ригель на реке и подхожу на освещенный солнцем участок долины. Здесь тепло. Солнце уходит и в тени мгновенно становится холодно. Прибавляю шаг и стараюсь не отставать от уходящего солнца. Над головой пролетают две вороны, шурша крыльями как веером. Больше ничего живого в окрестности не видно. Выхожу на озеро. Идти стало легче. Чем ниже спускаюсь, тем меньше снега. Днём потеплело до -8°. Возле второго озера появились отдельные лиственницы, пахнет багульником. Вспугнул стайку белых куропаток. Подхожу к левому притоку Барун-Гол, который вытекает из огромной морены и на месте слияния с Архатом образуется участок похожий на замерзшее озеро. Летом здесь наверно заболочено. Речка освободилась ото льда и бежит через кедровый лес. Перехожу на правый берег. Архат уходит в грандиозный каньон со стенами в сотни метров. Не пытаюсь его даже фотографировать. Нельзя объять необъятное. На слиянии с незамёрзшим правым притоком Баром-Гол останавливаюсь на ночлег. У костра, наконец смогу просушить обледенелые спальники. Небо по-прежнему ясное, -10°. Тишина и только речка шумит в низу.

19 октября. Река Баром-Голр. Зун-Гол.

Вышел в 10 часов. Небо ясное, -12°. Вдоль Архата нашёл заснеженную тропу. За 200 метров от слияния с левым притоком попытался сократить путь и вышел на левый берег Зун-Гола. Берег оказался высоким и пришлось возвращаться на Архат. Тропа упёрлась в огромную скалу. Прыгая через поток с берега на берег выбрался на слияние речек, а затем перебрался на правый берег Зун-Гола. На берегу старая стоянка. Место знакомое. В августе прошлого года пережидая снегопад, устроил здесь днёвку. Пошёл по тропе вверх по Зун-Голу. В лесу тишина, тепло 1°. Из-под снега видны красные капельки брусники. Возле кустов миниатюрные, как от лягушки, следы зайчика, а также малюсенькие следы копыт. Наверное, кабарги. Пересекаю правый приток с узким как щель каньоном и опасным обледенелым спуском. За последним правым притоком лес закончился и снова побрёл по глубокому снегу, проваливаясь между камнями. В 17 часов останавливаюсь рядом с перевалом Лабиринт. В левой стороне перевалы Ложный Четырёх, Четырёх, Семинаристов. Перевал Лабиринт широкая седловина окаймлённая скалами. Видны следы небольших лавин. Кругом суровые заснеженные горы. В 19 часов вершины хребта розовеют под лучами заходящего солнца, -10°, лёгкий ветерок. Луна сменила солнце и всю ночь светло.

20 октября. Река Зун-Голпер. Лабиринт 1Б — верховье реки Левый Шумак.

Утром выбрался из своего обледенелого жилища и в 10 часов полез на перевал. С трудом пробираюсь через рыхлый и глубокий снег. Местами упираюсь по грудь в снежную стенку, ухожу в сторону, лавирую. Избегаю спускаться в кулуар. Там снег глубже и большой риск попасть в лавину. На середине пути неожиданно налетел ветер, пошёл снег, и видимость уменьшилась до 200 метров. Последние 30 метров лезу по скале и в 14 часов выбираюсь на перевал. Не пытаюсь искать тур и сразу пошёл вниз. По насту и осыпи спустился за 20 минут. Ветер и снегопад усилились, -6°. Виден только ближайший склон. Устанавливаю палатку. Остаток дня греюсь возле горелки, сушу спальники и на плеере слушаю аудиокнигу с названием близким моему походу "Темно, далеко, поздно". Вечером по-прежнему окружает белая мгла.

21 октября. Верховье реки Левый Шумак — пер. Эхегерский 1Ар. Эхе-Гер.

Наступило суровое утро. На термометре -23°. Небо ясное, слабый ветер. Пошёл на перевал Эхегерский. За час влез на первую морену. По второй морене подобрался под взлёт перевала и дальше два часа ползу в глубоком снегу. Последние 20 метров несложные скалы, но обутый в неуклюжие ботинки и бахилы с трудом забираюсь на седловину. Всё залито солнечным светом, по — прежнему холодно -20°. По осыпи покрытой настом спускаюсь с перевала. На западе возвышается громада пика Скалистый. Дальше через курумники, по льду двух озёр выхожу на тропу с перевала Шумакский. Тропа занесена снегом и часто её теряю. Внизу всё затянуто свинцовыми тучами. В темноте подхожу к правому притоку реки Эхе-Гер. На спуске к ручью нахожу небольшую площадку и останавливаюсь на ночёвку. Выше по ручью блестит ледяной столб застывшего водопада.

22 октября. Река Эхе-Герпос. Нилова Пустынь.

Утро тихое, без ветра, -15°. До горизонта не единого облака. Спускаюсь к лесу.

Спугнул рыжую лисицу с белой грудкой и пару ворон. Когда подошёл ближе увидал их трапезу. Обглоданный труп лошади. Тропа повернула вправо от реки Эхе-Гер и повела в сторону реки Хубуты. В 16-30 ч. вышел на поляну с новым навесом. Внутри стол и скамейки. Остановился на отдых. Вдалеке грохнули два ружейных выстрела. Вот и нац. парк, где охота запрещена. Потеплело до 2°. За поляной тропа перешла в лесную дорогу с опавшими берёзовыми листьями и желтой лиственничной хвоей. Остался позади позолоченный закатом Тункинский хребет, а впереди белоснежный Хамар-Дабан. Берёзовый лес сменился сосновым бором. В темноте подошёл к посёлку Нилова Пустынь. На берегу Эхе-Угун установил палатку. Дожигаю газ. За поход использовал два баллона по 450 гр. Небо в звёздах. Бодрящий морозец -15°. Луна прожектором освещает округу. Завтра автобус, прощальный взгляд на красоту Тункинских гольцов, станция Слюдянка, копчённый омуль, домой.

Сергей Глухов

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Олег Зубков

Сергей Глухов: Олег, я не люблю безбашенность и везение. Предпочитаю трезвый расчет.

Все равно впечатлен сочетанием настойчивости и трезвого расчета.
Мне вот тоже время от времени (на разведке какой-нибудь двойки) кажется, что более трезво и надежно я в жизни и не мыслил и не двигался... Однако чуть погодя, разглядывая фотографии не могу отделаться от ощущения, что то были действия и мысли удачливого лунатика. Поди разберись.
05.12.2013, 21:57:34 |
Андрей Рябина

Олег Зубков: кажется, что более трезво и надежно я в жизни и не мыслил и не двигался.

Вот и я о том же...
05.12.2013, 22:40:50 |
Сергей Глухов

Марина Васильева (Красноштанова): какие у Вас причины?

Как точно Вы подметили в одном комментарии, что соло идут ради общения с природой и самим собой. Можно позволить себе это удовольствие несколько недель в году.
05.12.2013, 23:42:28 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Сергей! Иногда это нужно, да.
06.12.2013, 12:48:13 |
theodor japs

Сергей Глухов: соло идут ради общения с природой и самим собой.

Das ist ein guter Grund, aber dazu braucht man sehr, sehr viel Mut.
Davor ziehe ich den Hut!
Obwohl, in den Alpen wäre dass kein Problem.
-----------------------------------------------------------------
Это хороший повод, но это нужно очень, очень много мужества,
за этого я снимаю шляпу!
Хотя, что не было бы никаких проблем в Альпах.