Не скажу, и не просите, где проходил поход, и как звали персонажей. Я расскажу ситуацию, которая произошла в моей группе, когда я была руководителем. Все ошибки, допущенные моими участниками – считаю своими ошибками, и не позволю, чтобы кто-то стебался на форумах над странными действиями моих участников, лучше уж меня полоскайте…

Мои друзья, которых я ценю -

Простые люди, могут ошибаться.

Я их ошибки в тайне сохраню,

И не позволю никому смеяться…

Ледобур-самосброс – штуковина наиредкостнейшая, потому что купить нельзя, остаётся только сделать самому, либо выпросить у друзей, которые уже смастерили и пользуются. У меня есть в Иркутске такие товарищи-самоделкины, которые настряпали себе этих мудрёных фиговин, примастрячив к обычному титановому ледобуру сверху простой барабан на полой трубке из тонкого и лёгкого металла, продырявленный по диаметру дырочками размером под карабин или верёвку. Одну полую трубку ввинчивают или вбивают в другую, либо приваривают, встречала разные варианты, но это уже не важно).

Как он действует. На ледовых спусках, когда уже вся группа спустилась, и надо выкрутить ледобуры и переместить их вниз, к следующей станции, последний участник вкручивает ледобур-самосброс. (Лучше именно вкрутить последнему, непосредственно перед спуском, чтобы никто им до этого не пользовался, т.к. во время пользования участниками ледобур может вмёрзнуть в лёд, что усложнит его сдёргивание, либо, наоборот, ледобур раскачается). Резьба льда должна быть свежей. К дырочке барабана прищелкнуть карабин, через карабин пропустить верёвку или шнур любого диаметра, это будет подергушка. Верхний конец подергушки крепиться к шнурку, ведущему непосредственно от ледобура. Когда ледобур вкручивается в лёд, необходимо следить, чтобы по мере закручивания шнурок ложился вдоль барабана таким образом, чтобы при дёргании за карабин, он раскручивался в обратную сторону и вывинчивал ледобур изо льда. Сразу скажу, что дырочки барабана нагружать КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ! Они нужны только для включения карабинов с целью сдёргивания, продёргивания шнуров, но не для большой нагрузки.

Также необходимо сказать, что лёд бывает очень разный. На твёрдом льду – работать легко и надёжно, если лёд мягкий, тёплый, натечный – пользоваться самосбросом опасно. Необходимо большое умение – выбрать среди многочисленных ледовых глыб ту, которая подойдёт для движения последнего участника. Почему именно последнего? Потому что всех остальных можно спустить с верхней страховкой.

Мы спускались по ледопадам около 2 часов. Крутизна менялась от 30 до 90 градусов, но даже на 3х-метровых ступенях в 20 градусов приходилось вешать верёвки, потому что ниже были более крутые и высокие ступени, и если допустить, что просто споткнуться на относительно ровном участке, то лететь по скользкому льду далеко и долго. К тому же у нас была полная загрузка рюкзаков, сани, лыжи, ну, в общем все прелести длительно лыжного похода.

Очень напрягало состояние льда: накануне вечером и ночью была оттепель, и утром наступила вероятность того, что ледопады растают, потечёт вода, пройти склон будет невозможно. Но самое страшное – если мы успеем пройти только половину сложного участка, а вторую половину – не сможем (потечёт вода). Тогда мы просто очутимся в плену воды и льда. Назад уже пути не будет. И вперёд – тоже. Только вниз кувырком несколько сот метров.

И ещё волновало то, что ледобуры не сможем вкрутить в мягкий лёд, тогда придётся использовать скальные крючья, искать подходящие выходы скал для этого, и время работы на склоне увеличится, не успеем до выхода солнца в зенит – можем попасть в лавиноопасное время… А на таком склоне – попасть под даже небольшой сыпунчик – уже безнадёжно.

В общем, меня все эти мысли начали мутить, как руководителя, ещё ночью. Я вообще трусиха жуткая, когда иду руководом. Участником – идти всегда проще. А тут ещё мужская группа, большинство опытные, они, конечно, не показывают виду, что тоже обеспокоены, ржут накануне вечером необычно долго, возбуждены. «Не ссы, Михална, проскочим, гы-гы-гы!»

Больше всего боюсь за последнего участника. Он сильный, ловкий, быстрый, лёгкий (что немаловажно), с отличным опытом ледолазания (лучше всех остальных), но никогда не пользовался ледобуром-самосбросом. Казалось бы – ну что тут такого сложного, покажи один раз и достаточно. Но меня трясло до утра. Я бы сама лучше шла последней, мне было бы так спокойней.. . Но это невозможно. Во-первых, это будет дольше. Во-вторых, мужики не дадут, забузят. Они очень дисциплинированные, славная группа, но меня, как единственную тётку, к тому же руководителя, не пустят на опасную и физически тяжёлую работу. И это правильно.

Утром вышли в 6 часов, по темноте. До зенита солнца – у нас есть ещё 6 часов. На первом сбросе я несколько раз просила последнего участника показать, как он будет работать с самосбросом. Он психовал немного (что тратим драгоценное время), но показывал с оговорками «да умею я, умею…» Всё было правильно, всё как надо. И первые несколько сбросов мы прошли играючи, на подъёме, в великолепном настроении, и я почти уже расслабилась, радуясь, что всё идёт так гладко и красиво.

Мы дошли до середины опасного участка. И тут началось. Поверх льда – потекла вода. Стало сложно выбрать место для ледобуров. Приходилось перекручивать по нескольку раз и искать другое место после спуска одного — двоих участников. Скорость резко упала, мы начали тормозить. На паре участков пришлось использовать скальные крючья. С бокового склона хлопнула и прошуршала вверх, в небо, пылевая лавина, а потом нарядными искорками медленно и плавно спускалась с неба обратно на землю (вернее – лёд). Нас не задело, но тревогу в головы запустила.

Мужики работали весело, никто не подавал виду, но все понимали, что мы попали в ж…, и если вода будет прибывать, то нам каюк. На самом сложном участке крутизной 90 градусов и высотой 40м мы повозились со станциями, но спустились все благополучно. Все были внизу, ждали последнего. Но почему-то его очень долго не было видно на склоне. За перегибом льда мы не могли видеть, что происходит наверху. Уже успели перетаскать все лыжи и рюкзаки к следующему сбросу, успели нафотографироваться, обсудить предстоящий обед… но последнего всё не было видно. Негромко покричали. Легонько подёргали за основную верёвку. Тишина. Прошло с полчаса. Вода таяла, солнце поднималось, верёвка болталась, а движения сверху не было. Мы уже успели повесить другую верёвку на следующем участке. Ждём.

И вот, к нашему великому изумлению, сверху крик «нагружаю!», и совершенно посторонний мужик свистит на спусковине по нашей верёвке! Несколько секунд и он рядом с нами. «Что случилось!!?», — не волнуйся, Марина, всё хорошо, мы просто догнали вашу группу, спасибо за вашу лыжню наверху и оставленные крючья, мы ими воспользовались. «Где наш последний!!?, -«Сейчас придёт». Спускается ещё несколько человек из другой группы, и только после них наш. «Всё нормально, всё хорошо, идём дальше». Никаких эмоций на лице. Вроде – ничего и не случилось.

На расспросы нет времени, надо быстро работать, все разговоры будут вечером. Забыли. Всё, дальше идём! Быстро-быстро спускаемся по отработанному алгоритму: первый – второй – два рюкзака – третий – четвёртый – два рюкзака – все лыжи (связанные одной стопкой) – все сани – пятый – шестой и т.д. Пока последние спускаются, первые носят весь груз до следующего сброса.

К обеду успели пройти весь ледопад. Когда встали на отдых, снова догнала вторая группа. Руководитель с мрачным лицом глядел на меня, играя желваками, с трудом сдерживаясь. В его взгляде читалось: «Ну что можно ожидать от группы, если руководит баба!» Потом он рассказал, что он шёл первым из своих, и догнав нашего последнего участника, увидел такую картину: спуск последнего участника на ледобуре-самосбросе, нагрузив карабин, продёрнутый через дырку барабана. Ещё бы один шаг вниз, и не было бы нашего последнего в живых. Барабан был сделан из тонкой пластинки алюминия, и конечно, он бы не выдержал веса человека, просто обломился бы и всё. Наш ледолаз даже и не понял, что произошло. Руководитель второй группы, увидев это, кинулся, крикнул и остановил его в последний момент перед шагом в пропасть. Спасибо, что намётанным глазом сразу заметил косяк ещё издали, в нескольких метрах.

Наш ледолаз рассказал, что он очень долго мучился на натечном льду, и никак не мог вкрутить ледобур-самосброс, везде текла вода, бур раскачивался и выпадал. А ещё намокли верёвки и подергушка стала очень тяжёлой, настолько тяжёлой, что тянула вниз шнурок с барабаном и грозила выкрутить самопроизвольно ледобур раньше времени, да ещё и вода подталкивала. И вот когда, наконец, ему повезло найти кусочек крепкого льда, он поторопился, и сам не заметил, как учудил такую вот «самостраховку».

У меня всю следующую ночь то холодело сердце, то кидало в жар, когда я начинала представлять, чтобы было, если бы нас случайно не догнала другая группа…

Вот поэтому, я считаю, что прежде чем продавать серийно такое снаряжение, необходимо к нему прилагать подробную инструкцию не только по применению, но и по использованию в разных температурных условиях… Очень много тонкостей нужно учитывать. Кстати, ещё один нюанс – как расположить подергушку, чтобы она не тянула вниз и не выкручивала самосброс раньше времени, это тоже ведь опасно. Но это уже на словах не расскажешь, надо показывать на примере.

И всё же, как ни крути, это приспособление надёжней, чем спускаться последнему совсем без страховки...

Константин Суханов

Неправильно, горы не понимают гендерных различий. Руководитель на спуске, в основном должен идти последним — потому что это ответственно и психологически тяжело. Зато на душе спокойно.

...спуск последнего участника на ледобуре-самосбросе, нагрузив карабин, продёрнутый через дырку барабана.

Даже не представляю, как можно учудить такое. Ведь, кроме явной хлипкости крепления — очевидна невозможность штатного дистанционного выкручивания.

...подергушка стала очень тяжёлой, настолько тяжёлой, что тянула вниз шнурок с барабаном и грозила выкрутить самопроизвольно ледобур раньше времени

Так подергушку нужно просто продёрнуть петлёй или подложить под уже нагруженный карабин перильной верёвки, под серьгу, или иным образом снять нагрузку с неё; выполнив на самостраховке эти манипуляции, снимаем последнюю и линяем вниз.

Ну так к любому девайсу нужен мастер. Тем не менее, набор хирургического инструмента, вполне может и дворник купить. Только вряд ли, прочитав инструкцию, он сможет удачно удалить больному аппендикс.
07.01.2014, 17:18:01 |

Вот это я вообще не понял. Зачем карабин на барабане?
07.01.2014, 17:38:03 |
Константин Суханов

Евгений Рензин:  Зачем карабин на барабане?

И правда, он лишний, мешает выкручиваться. Но, может, на словах непонятно, нужен рисунок.
07.01.2014, 17:52:29 |

Евгений Рензин: К дырочке барабана прищелкнуть карабин, через карабин пропустить верёвку или шнур любого диаметра, это будет подергушка.
Вот это я вообще не понял. Зачем карабин на барабане?

Для того, чтобы раньше времени не раскрутился самопроизвольно ледобур под тянущей вниз подергушкой. Когда все работы по приготовлению спуска будут закончены, тогда выщелкнуть подергушку из карабина. Можно обойтись и без карабина. Иногда приходится подергушку укладывать (или обкручивать) вокруг небольших кусочков льда выше ледоруба по склону так, чтобы она не потянула ледобур вниз раньше времени. И только после завершения спуска резким рывком выдернуть подергушку.
Чтобы предотвратить риск самосдёргивания, лучше использовать для подергушки тонкий кевларовый шнур 4мм (он достаточно лёгкий и крепкий). Некоторые экономят на весе снаряжения (40м кевларового шнура d=4мм весят 1кг), используют в качестве подергушки вспомогательную или вторую основную верёвку, но она слишком тяжёлая для этого, тянет вниз, опасно.
08.01.2014, 20:07:39 |

Константин Суханов: Неправильно, горы не понимают гендерных различий. Руководитель на спуске, в основном должен идти последним - потому что это ответственно и психологически тяжело. Зато на душе спокойно.

Не согласна. Психологически — спокойней, тактически — не правильно.
В группе всегда есть технарь, есть стратег, и у каждого своя роль. К тому же, кто-то ещё и должен идти первым, и выбирать место для следующей станции, это ещё более важно.
Когда от скорости прохождения зависит безопасность — на такие участки предпочтительней ставить быстрых и сильных ледолазов, а не увальней или слабых тёток. Кстати, парень, шедший последним, имеет жетон спасателя...
08.01.2014, 20:18:40 |
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): Когда от скорости прохождения зависит безопасность - на такие участки предпочтительней ставить быстрых и сильных ледолазов, а не увальней или слабых тёток.

Это так, но добавлю: увальни и слабые тётки не должны ходить руководителями. Который должен быть универсалом, уметь практически всё. Конечно, есть опытные ситуационные лидеры, которым можно доверять; но их мало.

Марина Васильева (Красноштанова): Кстати, парень, шедший последним, имеет жетон спасателя...

Да хоть клизму ведёрную в рюкзаке. Доверять можно лишь тому, в ком уверен лично.
08.01.2014, 20:33:29 |

Константин Суханов: Доверять можно лишь тому, в ком уверен лично.

Возможно, я что-то непонятно написала. Но в этих парнях я была уверена (и сейчас тоже уверена) на 100%.
08.01.2014, 20:45:33 |

Константин Суханов: Это так, но добавлю: увальни и слабые тётки не должны ходить руководителями.

Конечно, есть опытные ситуационные лидеры, которым можно доверять; но их мало.

Увальни и слабые тётки — всего лишь в сравнении с тем, кто ловчей и сильней.

Опять не согласна. В походах 5-6 к.с. практически каждый участник должен иметь такие способности. Это же не "единичка" была.

08.01.2014, 20:49:02 |
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): В походах 5-6 к.с. практически каждый участник должен иметь такие способности.

Это в идеале. Но обычно так не бывает, и руководитель "вывозит" поход на себе. Ничего плохого в этом не вижу (также, как и хорошего, кстати).

Все ошибки, допущенные моими участниками – считаю своими ошибками...

Этому просто аплодирую.

...и не позволю, чтобы кто-то стебался на форумах над странными действиями моих участников...

Может, зря? Участники потерпят (на чужой роток не накинешь платок), — а стебавшийся не повторит ошибок.
08.01.2014, 22:03:16 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я этим лишь объяснила, Константин, почему не называю имён.
Вам эти имена совершенно не нужны, а человеку будет неприятно, что его выставили как чайника.
08.01.2014, 22:28:10 |
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): Вам эти имена не нужны...