|
| В конце февраля ездили с товарищем на Ольхон, посмотреть зимний Байкал. Еще заранее, чтобы разнообразить свой досуг чем-то необычным, решили провести следующий эксперимент: 1. Купить и привезти с собой веревку длиной ~2 км. 2. Выехать или выйти в направлении самой глубокой точки озера. 3. Пробить лунку и на веревке опустить на дно всякие предметы сувенирного, так сказать, характера. 4. Поднять всё это со дна, оценить воздействие давления, употребить внутрь то, что давлению окажется не подвержено, сувениры забрать на память, уехать. С первым пунктом всё ясно: купили 3 мотка упаковочного шпагата по 625 метров. Далее договорились с опытным хужирским водителем-проводником Леонидом. Он подошел к делу основательно, подготовил груз для утяжеления нашей "снасти", пешню и лопату. Однако и он не был уверен в успехе предприятия. Дело в том, что в те края (на восточную сторону острова) никто не ездит, т. к. там нечего делать, а в районе самой глубокой точки, если верить местным, находятся опасные области с очень тонким льдом, чуть ли не полыньи. Это вызвано выходами газов со дна Байкала в этих местах. Кроме того, было не известно, успела ли образоваться становая трещина, идущая от Ижемея, которая могла преградить наш путь. В общем, решили ехать, сколько получится, а потом идти по льду, если будет необходимо. Но сначала подъехали посмотреть Саган-Хушун.
Выехав на лёд в Узурах, тщательно побурханили (в правильном смысле), чтобы Байкал пропустил в Большое море. На льду вдоль берега хорошо просматривалась накатанная дорога в сторону Ижемея. Но радовались мы недолго: через километр она закончилась, упершись в четырехметровую стену торосов. Я уже готов был идти пешком, но Леонид обнадежил нас, сказав, что торос-то мы объедем, а вот дальше – будет видно. Вернулись в Узуры. Чтобы объехать нагромождение льдов, пришлось ехать далеко в сторону Хобоя. Найдя понижение в торосе, мы перепрыгнули его, и перед нами открылось бескрайнее поле чистого льда.
Путь был свободен, но насколько безопасен? Я и по Малому Морю ездил, сидя в напряжении. Особенно после случая, когда увидел здоровенную трещину поперек накатанной дороги, ведущей к Огою. Всё вокруг было залито водой на 10-20 метров. И это там, где народ более-менее уверен в качестве льда. Тут же путь неизведан, и лёд намного тоньше (40-50 см). Я сидел, как комок нервов, вглядываясь в толщу льда перед машиной. Когда, при переезде вздувшихся трещин, она взгромождалась на вмерзшую льдину и падала с неё всем весом на лёд, пальцы непроизвольно хватались за ручку открывания двери. Много раз мы переезжали небольшую "живую" трещину, идущую вдоль нашего пути. Пару раз остановились, чтобы попробовать лёд пешней.
Сердце сжималось, когда перед уазиком в толще льда на глазах появлялись белые области, свидетельствующие о возрастании внутренних напряжений. Даже Леонид чувствовал себя неспокойно, тщательно вглядываясь в трещины. Но вот мы пересекли линию, идущую от Ижемея в сторону глубочайшей точки. Удаляемся от берега на 7-8 км и решаем, что хватит. Глубина там близка к максимальной, а нам большего и не надо. Выходим из машины. Мы довольны, т. к. доехали прямо до места. Пройти столько пешком мы бы не смогли. У нас целый рюкзак барахла, а еще и пешня с грузилом весят немало. Ветер такой, что против него идти возможно только с большим трудом, и свистит так, что приходится буквально кричать друг другу. Расширяющийся лёд трещит подобно громовым раскатам. Весьма внушает!
Лунку Леонид проделал за какие-то 5 минут, немало удивив нас. Пешня тяжелым фрезерованным наконечником буквально взрывала лёд каждым ударом. Я принялся за сооружение "снасти". Три мотка веревки я связал последовательно. Конец последнего прикрепили к машине. На другой конец привязал: перочинный ножик, кружку, резиновые тапки, пол-литровую пластиковую (чтобы давлением не раздавило) бутылку с водкой, стеклянную (чтобы раздавило – жертвуем Байкалу) бутылку шампанского, и на самый кончик – 5-килограммовую болванку для огрузки "снасти". Вроде всё предусмотрели и продумали – даже шампанское привязали в самом низу, чтобы лопнувшая бутылка не разрезала веревку с остальным грузом.
Опустили всё хозяйство в лунку – погружение началось! Сквозь лёд хорошо видна убегающая веревка. Скорость погружения (видимо, из-за тапок) небольшая: 1-2 метра в секунду. Обратил внимание, что уходит она далеко не вертикально. Из-за подводного течения веревка отклонена на 20-25 градусов, хотя сквозь лёд визуально оценить сложно. Боюсь, что веревки не хватит. Но нет, через определенное время натяжение ослабевает, и мы ликуем – груз лежит на дне! Вот оно, соприкосновение с бездной! Вроде бы она так глубока и недостижима, и в то же время я могу почти что потрогать её рукой, просто приподняв груз со дна и почувствовав появившееся усилие. Тут бы и побурханить, но единственная имеющаяся у нас водка лежит на дне Байкала, отделенная почти двумя километрами пластиковой веревки.
Веревки, кстати, осталось совсем чуть-чуть, около 100 метров. Могла выйти серьёзная промашка. Начинаем подъём груза. Первый экспериментатор берет веревку, и уходит с ней метров на 100 по ветру. Так легче идти по гладкому льду под нагрузкой. Потом веревку перехватывает следующий, а первый возвращается к лунке. Через некоторое время заметил, что мокрая веревка прорезала край лунки и углубилась в толщу льда. Этого нельзя допускать, поскольку сквозь лёд не пройдут узлы, которыми связаны части веревки. В каждом деле, даже самом, на первый взгляд, простом, всплывают неожиданные нюансы. Поэтому перекидываем веревку через черенок лопаты и продолжаем тянуть. Поднимали чуть дольше, чем опускали. Наконец показался первый предмет. Это нож. Естественно, в целости и сохранности, как и кружка. Бутылка с водкой тоже в порядке. А вот тапки сплющило, по ним как каток прошел. Видимо, из пористого материала вышел воздух. С шампанским всё предсказуемо – его нет.
Однако, удивило следующее. Мы привязали его как следует: сначала проволоку, потом обмотали горлышко, потом опять проволоку. Сделали на совесть, чтобы не было подозрений, что бутылка выскользнула. Рассчитывали достать отбитое горлышко, но его не было. Осталась только проволока. Бутылка как будто взорвалась от давления. Леониду тоже достался сувенир — железная болванка со дна Байкала. На радостях от успеха мы тут же сделали то, что не удалось великому озеру – пластиковая бутылка водки была легко раздавлена. Обратно ехали уже легко и непринужденно. Знали, что после хорошего подарка озеро нас отпустит.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||