Look deep inside the april face
A change is clearly taking place...

Chris Rea,
"Looking for the summer"

черный текст - Валера Игнатьев
синий текст и фото - Юра Галачьянц
Иркутск,
апрель 2014 года

Путевой дневник

Предисловие

Март 2012 года, обеденный перерыв. Звонок Артема.

– Надо было-бы попробовать пробежать маршрут СеверобайкальскМРС налегке по фирну дня за 3-4 хода.

– Да, наверное надо, – подтвердил я, и мы загорелись этим делом. Нашли третьего компаньона – Константина Кириченко, занялись изучением материала, снаряжением и т.д., расписали каждый день, встречались очно, в общем подготовились серьезно. У Артема были свежи в памяти знания по походу на катамаране по тем местам. В силу транспортных неурядиц еще со старта разрушился весь наш стройный план и мы смогли в итоге дойти до б.о. «Мыс Котельниковский» по мокрому липкому снегу и обратно. Желание «хлебнуть приключений» и все-таки пройти осталось.

Апрель 2013 года, обеденный перерыв. Звонок Артема.

– Слушай, я все промониторил. Ветер, поверхность, моральное состояние «готов», подменился на работе, выезжаем завтра, поехали.

Я по работе вопрос решить не смог и отказался. Артем поехал в зимнюю НЕИЗВЕСТНОСТЬ ОДИН. Свой рассказ о пробежке он разместил год назад.

Заезд

Все решилось за два дня, поедем втроем – Артем Кухаренко, Юра Галачьянц и я. Особо никто ничего не оговаривал, все решили в «телефонном режиме», лично я вообще собрался за два часа после работы в пятницу и этот факт «расслабленности» подвел меня в итоге.

Выехали в 19 часов на автомобиле Артема, закупились продуктами на вечер и утро, в дороге окончательно определились с планом. Бежим первый день докуда возможно, ночуем, наутро Артем идет обратно, так как не удалось подмениться на работе, а мы продолжаем движение. На базу «Ольтрек» прибыли в 23 часа, перекусили пельменями, побурханили, традиционно съели торт, обсудили Крымскую ситуацию, улеглись в два ночи.

Первый день, приключенческий

Подъем в 06-00. На завтрак заранее приготовленные макароны с сыром, разогретые в столовой в микроволновке, чай в электрическом чайнике, заливка «химии».

Старт в 06-40. Заметно, что день будет хороший, покрытие – мечта, очень легкий ветерок в спину. Наметилась первая цель – островок Ижилхей. Решаем что пойдем «берегом»: и местность посмотрим, и безопасней. Идем спокойно, в удовольствие, с осмотрами окрестностей, вламывать морем с мыса на мыс надоело в предшествующей жизни. Я бывал на этом участке до Онгурена не раз морем и берегом, зимой и летом, поэтому лично я шел как-то буднично, как по родному водохранилищу. После Ижилхея наметилась и вторая цель – мыс Зундук. Вот там уже интересней будет. Заходили в каждую бухту, «облизывали» берег, фотографировали. Наконец-то прошли линию Хобоя. Участок Зундук-Зама-Онгурен, на мой взгляд, самый скалистый и красивый. После санатория «Электра» в протяженной бухте возвышается стена чаячьего утеса, похожего на утес в п. Баклань на Кругобайкалке. Издали на утесе блестит огромное белое пятно – стену «уделали» пометом чайки. В общем, катимся весело, с разговорами, попиваем химию.

Где-то на траверсе острова Ижилхей

мыс Халтыгей

мыс Хулугэнэй

Исследуем грот
Поселок Онгурен расположен в двух километрах от моря, за болотиной. На берегу стоят рыбацкие избушки, у каждой свой хозяин, используются как летние дачи.

В 12:00 решаем обедать у часовни, расположенной в конце Онгуреновской бухты, рядом деревянный ялик на берегу. Часовню эту жители построили своими руками, впечатлил ленточный фундамент. Кто-то утром здесь был, весьма кстати для нас дымились остатки костра. Втроем все быстро – каждый выполняет свое направление, костер горит, наколотый лед превращен порциями в кипяток, на обед лапша, чай с конфетами.

Бухта поселка Онгурен, рыбацкие домики

Часовня

Внутреннее убранство

Малые формы

Зимовье возле часовни

Ялик

Выход в 13:10. Слева длинная осыпная стена на берегу, справа белеют горы Баргузинского хребта, отлично видно полуостров Святой Нос и Большой Ушканий остров. Хорошо. Продолжаем лететь по прекрасному покрытию, безопасно, лед крепкий, сухой, мокроты пока нет. Пришли в Кочериково. Как я понял, это мини-Онгурен – бухта похожая и сам поселок не видать. Вот тут для меня начинается неизвестность, буду ловить информацию.

К 15:00 прибыли на Онхолой, южный кордон заповедника. С интересом осмотрели нарядные постройки, парк автотранспорта, но собаки не лают – никого нет, а мы хотели кипятка. Облом, перекусим всухомятку. С севера морем подъехала семейная пара – хозяева кордона. Встретили нас прохладно, да оно и понятно, сами приехали на кордон на днях, по общению не соскучились. Мы поинтересовались где лучше заночевать, они в голос – метеостанция Солнечная, там гостевой дом, там прейскурант висит на услуги: выдача белья, ужин, завтрак, баня, да и вообще там хорошо. Прекрасно, нам туда.

Впереди мыс Рытый, он четкий, ровный, правильно нарисованный, после прочтения известной всем книги мечтал ступить ногой на него, посмотреть ущелье хоть издали. Провели минут пятнадцать на его прогретой земле, полежали, зарядились.

На следующем мысу виднеется новый домик в три этажа, пластиковые окна, солнечные батареи вообще нарядный. Это мыс Анюхта, егерь Николай с супругой. Место красивое, солнечное, на пригорке, деревья растут. Здесь я почувствовал, что батарейка садится и нужно съесть что-то посерьезней, чем батончик мюсли. В кипятке нам не отказали, поэтому заварили лапшу. В разговорах с хозяином выпили чуть за день космонавтики. Это приветливое место всем понравилось.

Панорама Кочериково

Мыс Рытый и ущелье реки Рита, за перевалом исток великой сибирской реки Лены

Ущелье реки Рита

Подзарядка батарей

Маяк на мысу

Кордон на мысе Анютха

Хозяин кордона

На мысе Шартлай, впереди мыс Покойники

Выходим дальше в 17:40. Впереди мыс Шартлай. Наверное это самое удачное и видовое место из всех кордонов - большая площадь, покосы, лес, новые постройки. Смотрим на все это, глазеем по сторонам. Вообще я к Шартлаю как-то подустал, руки, ноги ватные стали, до мыса Покойники далеко, еще около 10 километров. Видно, без отдыха не дойти. Проходим мыс Шартлай, Артем впереди метрах в десяти, скорость хорошая. вдруг Артем проваливается по ботинки в воду, у палок лапок не видать. Первое, что пришло на ум: «Да это вода от растаявших торосов, ничего страшного…» Стало понятно, что что-то пошло не так™, когда Артем опустил палку в пробитую дырку во льду и она ушла по рукоятку. Артем берет резко вправо, в море, видно что под ним лед заходил. Юра мористее немного, у него тоже проблемы. Но на вид цвет льда не отличается ничем. Смотрю – ребята запрыгали с брызгами, я по инерции качу. Мгновение – и пятки лыж проваливаются, под палками должной крепости нет. Пытаюсь выбрать путь по разнице цвета льда, состояние – каждый шаг в неизвестность. Пока ехал 20 метров, три раза пятки уходили и лед прогибался. Мы попали в западню, ограниченную с трех сторон трещиной шириной в 50 см открытой воды плюс ширина тонкого слоя льда – через такую не перешагнешь. Поскольку стоять на месте и, тем более, разворачиваться, переставляя ноги, нельзя, так как лед прогибается под стоячим даже на двух ногах лыжником, а толщина льда впереди неизвестна, у Артема появилась аналогия с игрой «Братья Марио»: нужно обязательно двигаться вперед, при этом не попав во всякие ловушки и, выбрав правильный путь, добраться до твердого льда.

Спасительный берег с сухим крепчайшим льдом в 20 метрах, но до него не дойти, надо сдавать обратно. Ребята повернули пораньше, пошли мористей, но и там такая же трещина. Очень осторожно идем назад и к берегу, ориентируясь только на цвет льда. Юра пересек где возможно трещину, по его следам и мы выбрались на берег.

Сколько раз говорено:  «Мыс – самый страшный участок льда, осторожней на мысах, прочь отвлекающие мысли и болтовня!» А Шартлай – мыс самый поворотный, его видно отовсюду, немудрено, что на нем возможны разломы и тонкий лед.

Пошли на Покойники. Отмечаю про себя: не съел ни крошки, не выпил ни капли жидкости, а легкость отменная, готов еще на двадцать без остановок. Видать, адреналин помогает.

В 19:00 добрались до мыса Покойники. Первым расположен очередной кордон заповедника. Место темноватое, прямо в лесу под горой, солнце зашло за гору, низенькие небольшие избушки. Вот и знаменитая выцветшая надпись «Берег бурых медведей». Егерь встретил нас и подсказал что метео в двух километрах дальше вдоль берега.

Завидев шиферные крыши больших домов метеостанции, подумалось о том, что в этом месте возможна гостиница. Название станции оправдано, расположена на открытом, голом месте, до гор далековато, солнце продлилось еще час. Вблизи дома и местность оказались не так приветливы, закрались сомнения про прейскурант. Прошло 10 минут, нас никто не встречал, кроме собак.

Чайки на мысе Покойники

Метеостанция Солнечная

Встречают только собачки

Походили в поисках жизни, наконец, вышел представитель местности. Метеостанщик повидал не одну группу проходящих туристов, поэтому «карты не раскрывал», пока не получил ответы на все интересующие вопросы. После продолжительных переговоров нам все-же предложили гостевой дом. Это единственная новая постройка. Небольшой уютный щитовой домик на 4-5 человек в два окна. Внутри печка «Булерьян», газовая плиточка, газ, рукомойник, светодиодные лампы от автомобильного аккумулятора, заряжаемого от солнечных батарей. Все удовольствие – 500 руб/сутки с человека.

Игорь, служащий метеостанции, предложил посетить баню, она была протоплена. Мы не смогли отказать себе в возможности помыться. После бани попили чаю, перекусили, подремонтировали снаряжение. У меня днем порвался темляк, Вместо него я поставил отстегивающийся темляк с ручкой, который мне дал Артем. Но и его темляк порвался на м. Шартлай, когда я самозабвенно толкался палками, выкатываясь с тонкого льда. У Валеры тоже порвался темляк в районе мыса Рытый.

Потом пошли в гости и провели вечер за разговорами с Игорем. Он оказался также и туристом-водником, рассказы о водном походе по Лене и местной жизни проходили между тостами о космонавтике, спорте, туристах. Традиционно завершили мероприятие тортом. Спасибо Игорю за такой прием и внимание к нам.

Ночью налетел сильнейший северный ветер, потом и дождь пошёл. Порывы ветра хлопали в дверь. Казалось, скоро снесет крышу дома и раскидает по берегу все наши вещи. Мы наутро будем все это искать, не найдем и переход сорвется. Вот такие мысли сквозь сон.

В итоге: 139,1 км, ходовое время 09:45, время стоянок 03:10.

День второй, трудный

Утро, в шесть ветер порывистый и идет дождь. Как не хочется идти с мокрым рюкзаком… Решаем вставать позже, ветер перешел в умеренный, сильных порывов нет, дождь тоже значительно уменьшился, чернота и туман на севере рассеиваются. Быстрая каша, чай, собрались, вышли в 07:35, дождь завершился. Попрощались, Артем уходит обратно, ему 140 км в одиночку, потом еще и рулить на авто до Иркутска 250 верст. Тревожно за него, вдвоем намного проще эмоционально и безопаснее.

Сегодня нам придется несладко. Постоянный встречный ветер, но неплохое покрытие позволяет довольно сносно передвигаться, до Заворотного дойдем точно, его видно, вон он. Два-три небольших мысочка и ветер меняется на горный – дует с берега на море. Дует из каждой ложбинки, а их бессчетное множество. Ветер очень сильный, спасают только палки с хорошими наконечниками. Порывами иногда вообще сдувает в сторону моря, поэтому решаем идти по береговой кромке – может ветер слабее, да и безопасней. Усваиваем закономерность: вначале ветер встречный, потом встречно-боковой, проходишь какую-то грань и он уже дует в спину и так по кругу на каждой складке местности. Мысы Большой и Малый Солонцовый проходим, немного срезая заливы, выбирая участки наиболее шершавого льда. После ночного дождя лед стал серым, местами его заполировало так, что ногами толкаться сложно, но пока более-менее сносно. Иногда встречаются лужи. Вероятно, вчера покрытие здесь было идеальным для лыж. Запомнился мыс Большой Солонцовый, он значительно выступает в море и на нем мы организовали перекус.

Идем дальше. Перед самым мысом Заворотным приметили в заснеженных горах карьер с серпантином дороги. Очевидно, это результаты деятельности старателей. Немного севернее по берегу, в неглубокой бухте, расположен поселок. Движения людей по поселку мы не заметили, заходить в поселок не стали, силы еще имеются.

Я чем-то задумался, обе лыжи попадают под крепкую льдинку полурастаявшего тороса, коих прошли уже «тыщи». Лыжи воткнулись и я рухнул вперед на эти-же льдинки носом. Юра был чуть сзади в этот момент и хорошо слышал хлопок об лед и разброс брызг крови в диаметре двух метров. Вытер сопли рукавом и опять вперед, ветрище, не до косметики. Через пять минут меня постигла схожая участь – лыжу закусило под льдинкой, я не устоял и, упав, сорвал ноготь на большом пальце. Теперь мы с Валерой представляем собирательный образ Щорса: «Голова повязана, кровь на рукаве…»

На Заворотном устраиваем быстрый перекус. После мыса картина изменилась. Ветер стал встречным, а лед после ночного дождя – совсем гладким. Толкаться по нему лыжами стало невозможно и пришлось идти только на руках. Скорость резко уменьшилась, ноги забивались, мы стали чаще останавливаться, чтобы присесть и размять колени.

Туманные виды

С мыса Большого Солонцового на юг

На север, виден мыс Заворотный

На подходах к мысу Заворотному

Карьер в горах

Поселок геологов

Мыс Заворотный

Ну все, нуждаемся в обеде, надо найти подходящее место, наверное, это лучше сделать на мысу – менее затратно. Опять же во многих бухтах имеются зимовья, в одном из них на этом участке жил пол-года француз, неплохо было бы посмотреть. Очередная избушка в неглубокой бухте после мыса Ю.Кедровый – толкаемся на руках туда. Нет, это не французское пристанище. Домик закрыт на замок. Колка льда, сбор дров, розжиг костра, привычные хлопоты, но уже вдвоем. Где уже Артем, как у него дела? Лапша, чай, изготовление воды для пополнения запасов изотоника.

В 13:05 выходим дальше, ледяная поверхность не меняется, все на руках, вид мысов от Солонцовых до Котельниковского одинаковый – невысокие, покрыты лесом с обязательным отдельно стоящим деревом на самой крайней точке. Очень запомнился м. Северный Кедровый, на нем уютно примостился новый домик с банькой и постройками. Хозяева отсутствовали, домик закрыт. После Заворотного хорошо видно мыс Елохин, но вот уже сколько идем, а он не приближается, ветер по-прежнему встречный, покрытие не дает возможности отталкиваться ногами. Погода после обеда постепенно улучшается, из-за облаков начинает проглядывать солнце.

Перед речкой Ледяной запомнился высоченный, немного сферический массив, называемый местными «панорама» – место красивое. В паре сотен метров после него красуется застывшая наледь ручья Ледяного. Здесь, кажется, первое и одно из немногих место западного побережья, где мы увидели кедровый стланник, растущий прямо на байкальском берегу, у воды. Южнее стланник встречается на склонах гор, метрах в 100-150 выше береговой линии.

Зимовье на месте обеда

На юг от мыса Сев. Кедровый

Погода улучшается

А вот покрытие для лыж не очень...

Между Сев.Кедровым и р. Ледяной

"Панорама"

Устье речки Ледяной

Впереди мыс Елохин

Кордон на мысе Елохин

Елохинская бухта довольно протяженная и глубокая, протолкались на руках прямо на мыс и к трем часам дня выходим на пологий, средней гальки, берег. Елохин, дошли… Большая поляна, ближняя к берегу постройка – баня, дальше стоит еще несколько домиков, на главном имеются солнечные батареи. Под деревом столик со скамейками, рядом гамак. По традиции, хозяина территории опять нет на месте, а мы так рассчитывали на кипяток. Присаживаемся на скамейки, небольшой отдых с перекусом. В голове не укладывается как смог Артем приехать сюда за один день в прошлом году? Да, вышел раньше, да, угадал с ветром, повезло с покрытием, да, не делал частых остановок, шел с мыса на мыс, наконец, но все равно – это ОЧЕНЬ ДАЛЕКО.

Вышли. Прошли поворотный мыс – условную границу с другим субъектом федерации, ступили на земли солнечной Бурятии. Хотя вокруг ничего не изменилось – страна как страна. С этой стороны мыса тоже есть избушка, хозяин на месте. Подъехали и выяснили где имеется возможность переночевать. Оказалось, на мысе Большой Черемшаный проживает Петрович, но это в 10 километрах отсюда. Маловато, так как световой день продолжительный. Привлекательнее для нас мыс Большая Коса, до которого как раз 30 километров. Покрытие не изменилось, ветер встречный, опять толкаемся на руках, идем огибая береговую линию. Накапливается усталость и, наконец, Большой Черемшаный. Опять выбираемся на галечный берег, на лай собачек вышел Петрович, встретил нас как родных. Выпили чаю, хозяин отказался от нашего спирта, настоял на своей приятной самогонке, вербное воскресенье сегодня. Петрович смотрит телевизор по вечерам, разбирается в сериалах, обсудили Крымскую ситуацию… Говорит, когда гостей нет, включает генератор в 5 часов, а если гости, то в 7 вечера. Большущее спасибо за прием – сорок минут пролетели незаметно. Хозяин настаивал на ночлеге у него, но мы не могли позволить себе такую роскошь как потеря полутора часов ходового времени.

После такого отдыха покатились быстрее. От Кордона Петровича до мыса Малая Коса покрытие получше. Местами есть снег и можно работать ногами, а местами все так же – на руках. Но, похоже, ветерок стал слабеть под вечер. Показался мыс Котельниковский, слева выплыл кусочек высоченного заснеженного горного массива горы Черского. Прибыли на Большую Косу с остатками солнца. Рыбацкая изба пуста: печка, топчаны, стол, два окна. Для ночевки комфорта достаточно, хотя жать, что топора нет. Юра по-дрова, я на колку льда.

На мысе Малая Коса

По курсу Мыс Большая Коса

Рыбацкое зимовье на Большой Косе

Покушали лапшой, решили, что спиртовая доза на сегодня взята самогоном, чай с конфетами, сегодня без торта. За окном светит большая луна, ветерок дует, местный термометр выдает -3 С, ложимся рано, в 23 часа, сегодня был настоящий тяжелый день с задачей минимум – Заворотная, максимум – Елохин. По факту +30 км. Уже ясно, что завтра все закончится, Котельниковский виден, до села Байкальское приползем в конце-концов.

В итоге: 94,7 км, ходовое время 08:20, время стоянок 03:35.

День третий, заключительный

Печка в зимовье хоть и с конфоркой, но вечером мы кипятили на ней чайник битый час. Поэтому я поставил будильник на 5:30, чтобы затопить печь заранее и не тратить лишнего времени на ожидание кипятка. Забавно, но с утра чайник вскипел за пол-часа. Подъем, температура - 7 С, быстрая каша, чай, заправка остатков изотоника. Ветерок есть, и он, о счастье, попутный! Выход в 7:05. Покрытие все то же: гладкий лед, только более твердый, чем вчера, так как подмерзло за ночь. Вот тут бы нам наши замечательные коньки пригодились. Чередуем мысы, идем вдоль береговой линии в надежде уловить хоть какую-то шершавость, но безуспешно. Идем на руках, ноги на ширине плеч, плоскость ступней немного вовнутрь, большая вероятность растянуться. Часто даем отдых коленкам, приседая. Перед мысом Мужинай шли по забавным снежным надувам в виде всяческих овалов и сосисок, на которых можно выполнить два-три толчка лыжами, дать отдых ногам. Чернота льда стала постепенно проходить и после Молокона мы выскочили на прекрасный фирн, по которому мы срезали путь до Котельниковского. Мы уже забыли за сутки что это такое – толкаться ногами. Скорость взлетела. Долго красовался слева заснеженный высоченный массив горы Черского, несколько раз останавливались, любовались, обсуждали варианты подъема. На Котельниковском в сторону Елохина стоит отличная изба на большой светлой поляне, дверь открыта. На самом мысу всё те же отдельные деревья и смотровая вышка. Не отказались залезть на нее для обзора.

Прощальный взгляд на юг утром

Впереди мыс Мужинай

На мысе Молокон

Массив горы Черского

Зимовье на мысе Котельниковском

Маяк на мысе Котельниковском

Панорама на север с маяка

Десять минут и мы на базе отдыха «Мыс Котельниковский». Туристский дом, в сравнении с 2012 годом, внутри стал как-то нарядней, чище. Потрогали воду в природных ваннах – ямах на берегу – прохладные, но за неимением лучшего залезть можно. Работники базы суетились по хозяйству. Удивительно, но первым человеком, с которым мы поговорили, оказался директор.

Юра пять дней назад звонил Василию Харитоновичу, справляясь о снежной обстановке, и вот, дружеская встреча абонентов состоялась. Увидев их продолжительное рукопожатие, я понял, что калитка базы для нас открыта и мы можем рассчитывать на душ. Директор пошел дальше и предложил к нашим услугам два открытых бассейна. Мы не стали расстраивать его отказом. Администратор на вопрос про кипяток указал на кулер в зимнем саду с вопросом: «Устраивает ли с температурой +80 C?». «Весьма», подумал я, вспоминая колку льда. Две чаши под открытым солнечным небом с температурой +35 С и +38 С. Блаженство! Провели в воде пол-часа, пообедали в раздевалке, расположенной в зимнем саду, преобразились. Выражаем огромное спасибо персоналу турбазы за прием.

No comments

Отдыхайте на курортах Северного Байкала!

База отдыха "Мыс Котельниковский"

Вышли в море с чувством последнего рывка. Неизвестность для меня закончилась, предстоящие 60 километров я знал. Прекрасный фирн и попутный ветер гнали нас к селу Байкальское. Сразу бросилось в глаза полное бесснежие сопок берега, нигде ни снежинки до самого Северобайкальска. В бухте под мысом Лударь лед белого цвета преобразился в бирюзовый, с белыми клочками надутого снега. Красиво лететь по этому ковру. Последний перекус на мысе под вышками сотовой связи. Появилась связь – пошли смс-ки и звонки.

На подходах к мысу Толстый

Село Байкальское

Слева-направо: мысы Толстый, Красный Яр, Берла, устье реки Рель, мыс Лударь, Валера

Село Байкальское и мыс Лударь

Последний участок по покрытию оказался не таким хорошим, как предшествующий. Постепенно фирн исчезал, лед становился гладким, хотя солнечные лучи, казалось, должны были его растопить и сделать мягким. Финишные 15 километров опять на руках. Ну вот, наконец, и песчаный пляж с солнечными «грибками». Вышли на берег в 16:50. Пока мыли ноги и переобувались, замерзли от колючего холодного ветра.

Все, закончилось, поблагодарили и попрощались с исполином.

В итоге: 106,6 км, ходовое время 07:20, время стоянок 02:25.

На пляже в Северобайкальске, маршрут окончен!

Таблица 1. График движения по маршруту.

время
место дата расстояние прибытия отправления в пути стоянки примечания

12.04 T утром ~0, днем и вечером +5-10; весь день слабый попутный ветер или штиль;
с утра пасмурно, после обеда солнечно
б.о. Ольтрек

метеостанция
139,1

9:45 3:10

13.04 T утром +1, днем +2+4, весь день преим. встречно-боковой или встречный ветер;
с утра облачно, сыро; к вечеру переменная облачность или солнечно
ГМС Солнечная

7:35 1:20

м.Бол.Солонцовый
18,1 8:55 9:10 0:25 0:15
м.Мал.Солонцовый
5,3 9:35
0:55

м.Заворотный
11,5 10:30 10:40 0:40 0:10 перед мысом геол.пос.
м.Ю.Кедровый
8,7 11:20
0:10

зимовье на Ю.Кедровом
1,9 11:30 13:05 0:10 1:35 зимовье (закрыто)
м.Сред.Кедровый
2,0 13:15

м.Сев.Кедровый
5,6 13:45 13:55 0:40 0:10 зимовье (закрыто)
река Ледяная

рыбацкое зимовье
94,7

8:20 3:35

14.04 T утром -7, днем 0-+4; ветер слабый попутный, после обеда свежий попутный;
весь день переменная облачность или солнечно
зимовье на м.Бол.Коса

106,6

7:20 2:25

Долгая дорога домой

Я забыл паспорт. А почему забыл? Да потому, что в мозгах – «Пошел прокатиться по Байкалу», – а кто же его берет, этот паспорт, на покатушки? Уехать вечерним Красноярским поездом не удалось, решили повторить версию возврата 2012 года – на маршрутке Улькан-Жигалово-Иркутск. Завтра с утра мотанем в Гоуджекит на горячие источники, а до Улькана попробуем доехать завтрашним поездом. Были уверены, что гражданину РФ дадут проехать в поезде по территории РФ два часа . А пока занялись отысканием интернета или электронной почты для того, чтобы мне выслали сканированный лист паспорта. Оказалось, это непросто. Служащим офисов, очевидно, не нравился наш загорелый вид и мой фингал, который я прятал под очками. В кафе заявленный вывеской Wi-Fi не функционировал. Спасение было найдено в городской библиотеке и, получив заветную бумажку скана, мы решили наконец-то перекусить. Продавец кафе читала счастье на наших лицах, когда мы уплетали горячий куриный бульон. От пива похорошело окончательно.

Ночевали в гостинице  «Турист». Находится она немного на отшибе, поэтому добираться лучше на маршрутке №2. Адрес: Объездная 3В, тел. +7 (30130) 2-09-34. Стоит 500 рублей за койку. Есть Wi-Fi, столовая. Вообще, оказалось прилично, только кровати с пружинными гамакообразными матрасами.

Утром подъем в 7:00. Чай, каша и на вокзал. От вокзала в 9, 12 и 15 часов ходит маршрутка на источники. Обратно из Солнечного она отправляется тоже три раза через час после выезда с вокзала. Приехали и погрузили бренные тельца в горячие минеральные воды. На источниках две ванны: попрохладней и погорячее. В горячей сидеть больше 5 минут затруднительно. Положенные на посещение полтора часа незаметно пролетели в чередовании ванн и отдыхе на свежем воздухе в промежутках между ними. После таких процедур не грех и пообедать. Зашли в кафе  «Хозяин», взяли первое, второе, салат и компот. Настроение было праздничное, поэтому решили отметить успешное завершение маршрута и допили походные сто грамм спирта. Вот теперь совсем хорошо, можно ехать обратно на вокзал и садиться на поезд.

Минимализм

На горячих источниках в Гоуджеките

Станция Улькан, БАМ

Памятник на привокзальной площади

В вагон нас-таки пустили. Правда, бортпроводница была очень строгая и отправила нас к начальнику поезда, который прогуливался рядом на перроне. Главный вошел в наше положение и дал добро после обещания купить пару билетиков лотереи РЖД. Ну, а по приезду в Улькан оказалось, что наш хитрый план™ приказал долго жить. Перевал с Магистрального на Ковыкту закрыт и маршрутка пойдет не коротким путем, через Жигалово, а длинным, через Усть-Кут, Братск и Тайшет. То ли там на перевале все растаяло и совсем распутица, то ли это поработал в ночь с субботы на воскресенье снежный буран, который вылился дождем на лед Байкала. Расстроились немного. Трястись двадцать часов в истане – то еще удовольствие. В итоге были в Иркутске 16 апреля в 15:00.

Техническая информация

Состояние снежно-ледового покрова на Байкале

Обычно вдоль западного побережья Байкала от Култука (южная оконечность озера) до территории Байкало-Ленского заповедника (середина северной котловины) мощность снежного покрова на льду невелика, а если снег выпадает, то значительную его часть сдувают сильные ветра. Наиболее чистый лед наблюдается вдоль побережья Байкала от истока Ангары до пролива Ольхонские ворота и на территории Малого Моря. В некоторые годы чистый лед есть и севернее – от поселка Онгурен до мыса Покойники. Дальше на север количество снега увеличивается и может превышать в снежные годы к началу апреля один метр. Наличие снега делает невозможным или замедляет прохождение северной части маршрута, поскольку при плюсовых температурах снег лежит на льду снежной кашей, по которой невозможно передвигаться коньком. Когда же вода на северах уходит в лед, то южнее, в районе Малого Моря, ледовый покров может стать уже слишком слабым и опасным для передвижения. В случае, если ночные температуры отрицательные, есть возможность проскочить снежный северный участок по насту во время утренних заморозков.

Ледовый покров в 2014 году

Эта зима выдалась в Прибайкалье очень теплой и малоснежной. Ледовый покров на Байкале установился только в конце января-начале февраля. На севере Байкала лед начал становиться в середине января. Вкупе с тем, что весной сильных снегопадов было немного, лед на севере Байкала оказался на редкость свободным от снега. Однако теплая зима обусловила малую мощность ледового покрова, и, следовательно, сократила ледовый сезон, поэтому мы понимали, что на льду необходимо соблюдать осторожность.  В среду, 9 апреля, я позвонил на турбазу «Мыс Котельниковский», чтобы узнать актуальную информацию о состоянии снега и льда на северах. Девушка-администратор порекомендовала мне связаться с директором. Василий Харитонович подтвердил мои ожидания, что лед в районе Котельниковского крепкий, снега немного (около 5 сантиметров) и он начал активно таять. Вероятно, через пару дней, снежная вода должна уйти в лед и образуется отличный фирн. Малое количество снега было важным фактором при принятии решения по выходу на маршрут и, в итоге, этот факт способствовал нашему быстрому передвижению на участке мыс Елохин-Северобайкальск. Хотя погодные условия 13 и 14 апреля внесли коррективы в состояние покрытия.

Стратегия и тактика передвижения

Общая дистанция от Ольтрека до Северобайкальска составляет 340 километров. Наш план заключался в том, чтобы пройти это расстояние за три полных ходовых дня, то есть в среднем по 110-120 километров за день. При удачной совокупности таких факторов как состояние покрытия и отсутствие встречного ветра, дневные лыжные переходы по Байкалу в 100 километров не являются чем-то экстраординарным. Но если один или оба эти фактора играют против тебя, жизнь становится намного красочнее и интереснее.

Прогноз погоды 11 апреля утверждал, что в субботу, 12 апреля, погода будет солнечная, ветер слабый попутный, температура выше нуля. На воскресенье обещали сильный встречный ветер, осадки и ухудшение погоды. В понедельник – попутный ветер и переменная облачность.

С учетом буйни наивного тренированного организма в первый день, было решено пытаться дойти за субботу до мыса Покойники (140 км) и далее действовать по обстановке. При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, от Покойников или от того места, куда мы сможем дойти, на следующий день можно было вернуться до машины Артема, оставленной на Ольтреке, и уехать в город. В случае продолжения движения на север, по береговой линии с интервалом в 15-30 километров встречаются зимовья или обитаемые кордоны (см. примечания к таблице 1), которые можно использовать, если непогода совсем прижмет.

Снаряжение, питание, бивак

Мы не брали палатку, коврики, термоса, горелку и газ, поскольку планировали ночевки в зимовьях и на кордонах. Из бивачного снаряжения взяли только легкие спальники и литровый котелок из консервной банки. Полный список моего снаряжения:

• лыжи, ботинки, палки, 30м. шнура, кроссовки, поилка для изотоника

• ремнабор: лапка, темляк, ручка, нитка+иголка, изолента, проволока

• аптека: крем от солнца, крем детский, диклофенак, эласт.бинт+налокотники, кетанов, каметон, гексорал в таблетках

• фонарь, очки, фото+аккум, GPS+3 компл. батареек

• КЛМН, котелок, 2 зажигалки

• спальник пуховой

• термобелье, носки 2 пары, флиска, лосины, шапка, полоска, перчатки, buff

• паспорт, деньги, пластиковая карточка, ручка, блокнот, телефон+аккум

Питались мы заварными кашами/вермишелью и стандартным перекусным набором (сухари/хлеб, колбаса, сыр, сало, шоколад, сухофрукты, орехи). Общий вес продуктов составил ~800 грамм в день на человека. Днем делали обед с костром. Примерная раскладка указана в таблице 2. Стартовый вес рюкзаков составил 10-11 килограмм.

Артем, который шел с нами первый день, был на беговых лыжах Madshus Kollen с кантами, у Валеры были коньковые австрийские Fisher CS старой закалки, а у меня коньковые Tisa Hyperflex. Гиперфлексы Валере сразу не понравились. Он сказал, что лыжи очень тяжелые, и мы пришли к консенсусу, что сделаны они из каменного дерева. Впрочем, Валера оказался прав. К концу похода мои лыжи стали полностью негодными – отслоился скользяк под грузовой площадкой. Валерины фишера выдержали испытание без нареканий. У всех были алюминиевые палки с твердосплавными наконечниками (обязательно).

Таблица 2. Примерная раскладка.

З О У

соль, специи 5

итого на день 765

Связь

Сотовая связь проверялась на симке БВК. Прием есть везде на Малом Море, затем в Онгурене. На мысе Анютха имеется специально обученный камень для сотовой связи. Также есть неуверенный прием на кордоне БЛЗ на мысе Покойники. На ГМС Солнечная и далее на север до мыса Берла (5 километров южнее села Байкальское) связи нет. По словам Артема, на б.о. «Мыс Котельниковский» есть возможность воспользоваться спутниковым телефоном. От Байкальского на север связь есть везде.

Навигация и карты

Для навигации и записи трека я использовал GPS-приемник Magellan Triton 500. Карта, залитая в GPS, понадобилась нам во второй и третий день для определения расстояний до лежащих по ходу движения мысов и планирования переходов. Хотя, в принципе, можно обойтись только файлом с путевыми точками. К сожалению, часть трека первого дня от Курмы до мыса Шартлай утеряна, так как я забыл сохранить трек в первый вечер. Начальный участок первого дня «затерся» при сохранении двухдневного трека, поскольку в тритоне один трек может содержать не более 5000 точек. Трек от старта на Малом Море до мыса Шартлай нарисован по карте вручную.

Выводы и рекомендации

340 километров. Довольны. Понравилось. Было интересно. Глухие места, которые удалось посетить впервые, подарили много впечатлений. На вопрос «Еще?» ответ «Конечно!», с обязательным дополнением маршрута другими участками. Отличная команда. Очень жаль, что Артему пришлось разворачиваться, с его уходом что-то нарушилось. Считаем, что для этого маршрута 3 ходовых дня – самое то, плюс запасной день на форсмажор. Оптимальный количественный состав компании – 4-5 человек. По нашему общему мнению, маршрут через 3-4 года будет не менее популярен, чем «Листвянка – Слюдянка». На мой взгляд, дневная трудоемкость этого маршрута уступает однодневному сверхмарафону «Утулик». Все-таки, там каждый шаг твой: что в гору, что с горы – нужно работать. Здесь же ты только катишься.

Маршрут проходится апреле. Перед выходом на маршрут необходимо тщательно оценить метеоусловия и состояние снежно-ледового покрова, в особенности на Северном Байкале. Правило буравчика: можно стартовать с Малого Моря через одну-две недели после начала сезона фирна на Южном Байкале, который знаменуется открытием лыжного перехода «Листвянка-Слюдянка». Не исключено, что ледовые лезвия или лыжи с железным кантом могут значительно облегчить жизнь при малом количестве снега и околонулевых температурах на северах, когда вероятны протяженные участки голого льда, по которому невозможно толкаться ногами на обычных коньковых лыжах. В малоснежных условиях или при наличии хорошего наста появляется еще один интересный вариант концовки маршрута с заездом на горячие источники Хакусы, которые находятся на восточном берегу Байкала напротив села Байкальское. Надеемся, удастся реализовать такой план в будущем.

Бонус для пытливых

Думаете, почему я расписывал как встает лед по всей западной береговой линии Байкала, а не только для участка МРС-Северобайкальск? Все просто. В этом году у нас с Валерой получилось пройти весь Байкал с Юга на Север и, думаю, найдется немало людей, которые захотят сделать что-то похожее. Правда, мы прошли вдоль Байкала не в рамках одного похода и не полностью автономно, а за несколько приемов и с теплыми ночевками в зимовьях и на кордонах. Но зато получилось одолеть дистанцию с приличной средней скоростью. Короче, факт «для галочки» теперь присутствует. Вдобавок, Валера пробежал на коньках вокруг Ольхона еще 170 километров в рамках двухдневной гонки «Сарминский шквал». Немного нумерологии:

дата участок береговой линии расстояние способ передвижения ЧХВ примечания
7-9.02 МРС-Листвянка 205 коньки 12:15 в рамках гонки «Ледовый шторм»
5.04 Листвянка-Слюдянка 85 лыжи 5:30 однодневный переход
12-14.04 МРС-Северобайкальск 340 лыжи 25:25 беголыжный поход

Байкал с Юга на Север

Полезные ссылки и контакты

Ежедневные космоснимки Байкала

Прогноз погоды на неделю

(Сахюрта, Хужир, Онгурен, Солнечная, Байкальское, Северобайкальск)

Контакты клуба ледовых капитанов

Контакты б.о. “Мыс Котельниковский”

Байкало-Ленский заповедник

Маршрутка Улькан-Иркутск; ежедневно, 18 часов от вокзала;

необходимо бронировать места; тел. 8-924-6317588

Расписание поездов по ст. Северобайкальск

Расписание автобусов через Братск

Турбаза Ольтрек; администратор Лариса тел. 8-950-1202072

Юра Галачьянц

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
И. ФефеловМожет, "Электро" или "Электрон" он назывался? Впрочем, если он прекраил работу в доинтернетную эру, то мог называться как угодно, информации о нем в сети запросто может не быть. Или мог называться "Электра" до тех пор, пока не построили новый санаторий на 43-м км.
Во всяком случае, сейчас и "Зама", и "Электра" — компании "Гранд Байкал", которая явно связана с энергетиками.
26.04.2014, 15:27:44 |
Егор Полтавченко

Юра Галачьянц: ... На побережье везде на сравнительно небольшом расстоянии есть зимовья или обитаемые кордоны. Ну и в лесу под кедром можно перепурговать, если что.

Спасибо. Ещё по поводу кардонов хотелось бы узнать: насколько я владею информацией, нужно же оформить разрешение в конторе заповедника и заплатить деньги за дни прибывания. Как Вы вышли из положения?
26.04.2014, 15:31:42 |
Artem KuharenkoСамый простой способ — планировать маршрут без выхода на сушу в районе заповедника. В прошлом году я так и сделал, заходил только на первый и последний кордоны. Учитывая, что территория посёлка на Заворотной не принадлежит заповеднику, и, как мы поняли, метеостанция тоже разрешена для посещения, это легко осуществимо. В случае смертельной опасности можно и нарушить правила, жизнь дороже штрафа.
В этот раз мы пару раз сознательно нарушили закон, один раз выйдя на 20 метров на мыс Рытый, и другой раз, уже без меня, парни обедали возле зимовья в районе сев.Кедровой. При этом осознавали, что ни малейшего урона природе не наносим.
26.04.2014, 15:49:30 |
Юра Галачьянц

Егор Полтавченко: Ещё по поводу кардонов хотелось бы узнать: насколько я владею информацией, нужно же оформить разрешение в конторе заповедника и заплатить деньги за дни прибывания. Как Вы вышли из положения?

Да, вопрос актуальный, Константин тоже в начале эту тему поднял. Перед выездом я хотел позвонить в контору заповедника, узнать как нам быть, но потом совсем замотался и не успел. Собственно, в заповеднике мы выходили на берег только на галечных мысах или у хозяйственных построек. Ночевали на метео, так сказать, "под контролем инспектора с прейскурантом". Костер на Ю.Кедровом жгли из плавника и в кострище около зимовья. В общем, злостно заповедный режим не нарушали.
26.04.2014, 16:04:43 |
Егор Полтавченко

Юра Галачьянц: ... Собственно, в заповеднике мы выходили на берег только на галечных мысах или у хозяйственных построек. Ночевали на метео, так сказать, "под контролем инспектора с прейскурантом". Костер на Ю.Кедровом жгли из плавника и в кострище около зимовья. В общем, злостно заповедный режим не нарушали.

Спасибо, Артём и Юра. Понял.
26.04.2014, 20:14:32 |
Константин Суханов

Artem Kuharenko: При этом осознавали, что ни малейшего урона природе не наносим.

Артём, а вот некоторые работники БЛЗ, здесь на сайте утверждают, что, едва ступив на заповедный берег, любой турист тут же, не замечая, уничтожает-вытаптывает эндемики (т. к., не по воздуху же летает), и не даёт животным выйти из лесу к берегу пожрать (в лесу-то им жрать нечего). Поэтому животные голодают и умирают. Иные из них просто нервничают при виде злобного туриста и умирают от шока. При том, сами работники БЛЗ, обладают техникой хождения по лесу, не создающей нагрузку на почву; а местные животные знают их в лицо поимённо, и пожрать на берегу при них не стесняются.
Потому полагаю, что вся ваша лыжно-нарушителеохраннозаповеднорежимная компания, должна покаяться в грехах публично, добровольно явиться в контору ФГУ "Прибайкалье" с 4000 р штрафа в руках на каждого, уплатить его наличкой без квитанции и строго потребовать у руководителя расчёта сумм нанесённого вами ущерба — ведь наверняка, животные вас испугались и сдохли с голоду, да и вытоптанные вами эндемики бесценны.
Прошу прощения за сарказм.
Однако, все эти запреты на посещения ООПТ мне столь ненавистны, что промолчать не могу. Ну и Слава, в лучшем случае, моё сообщение спрячет (в худшем — удалит).
26.04.2014, 22:32:39 |

Константин Суханов: Однако, все эти запреты на посещения ООПТ мне столь ненавистны, что промолчать не могу. Ну и Слава, в лучшем случае, моё сообщение спрячет (в худшем - удалит).

Везде враги.
26.04.2014, 23:01:29 |
hasti-toshimo

Александр Мамонтов:  Небольшой видеоклип про наш поход

Ну хоть кто-то, кроме бега, смог останавливаться и любоваться красотами. Они и на бегу прекрасны, но если всю жизнь любоваться только на бегу... Можно не заметить крошечных прекрасных моментов:) Хотя, с другой стороны, если не бег, то и вообще таких мест нет возможности посетить порой.
Отличный рассказ!!! Заманчиво — есть, к чему стремиться!!!
27.04.2014, 00:41:49 |
Светлана БогородскаяРебята, спасибо большое. Было очень выразительно и интересно. В очередной раз вызвали чувство уважения своей моторностью, любознательностью и возможностями (прошлогодний рассказ Артема тоже очень помнится).
И столько информации всяческой и фотографий.
А места с тонким льдом, наверное, хорошо знают местные жители. И может быть такая карта есть?
28.04.2014, 15:32:15 |
Artem KuharenkoКарты могут отображать места выходов тёплых течений. Эти места по западному берегу мы и так знаем. А в этом случае просто зимой оторвало ветром от берега лёд, а новый не успел намёрзнуть толстым слоем. В тот день было очень тепло, вот этот слой начал распадаться на иглы и прогибаться под нами. Такие места не могут быть стационарными из года в год, как и нагромождения торосов, но,как заметил Валерий, на выступающих мысах нужно быть особенно бдительным.
В чём проявилась наша несогласованность? Я на этом участке шёл впереди Валеры и Юры. Лёд ничем не отличался от того, что был до этого. За монотонностью движений мозг не сразу осознал, что не так. Когда палки пробили лёд второй или третий раз подряд, дошло, что лёд очень тонкий, сейчас можно будет провалиться. Я сразу остановился, обернулся к товарищам, которые только подъезжали к опасному участку и закричал, что бы сюда не ехали. То ли меня не услышали, то ли проигнорировали, но Валера просвистел рядом и ушёл вперед, а Юра остановился и стал говорить, что внизу ещё один слой льда. Пока я показывал, что там только вода, лед под моими лыжами с лёгким шипением продавился на пару сантиметров и на нём выступила вода. Я начал простукивать палкой лёд и выбрался на относительно безопасный твёрдый участок , а парни тем временем бесшабашно бороздили окресности. Хорошо, что Юра нашёл проход, и мы вышли по нему на берег.
Мне кажется, что нужно договориться об условных знаках, означающих опасность, ведь из-за шума лыж по льду часто не слышно, что тебе кричат.
И ни в коем случае не игнорировать эти знаки даже если считаешь, что тревога ложная. И если под ногами зыбкий лёд, находить твёрдые островки, а от них, простукивая палкой лёд, без суеты разведывать путь к отступлению.
Кстати, на обратном пути я тоже проигнорировал голос разума — решил срезать с Онгурён на Заму. В результате попал в опасное место диаметром в полтора-два км, всё испещренное трещинами и промоинами и потратил немало времени, что бы пройти его.

Ещё добавлю. Почему-то на двух кордонах, на которые мы заходили перед мысом Шартлай, нас никто не предупредил об опасности, хотя мы достаточно долго разговаривали с егерями. А на метеостанции Игорь сказал, что об этом месте все знают, там этой зимой уже были происшествия с утоновшим мотоциклом и искупавшейся француженкой.
28.04.2014, 19:21:45 |
Алексей ДенисовКрасивые снимки!

Юра Галачьянц: Перевал с Магистрального на Ковыкту закрыт и маршрутка пойдет не коротким путем, через Жигалово, а длинным, через Усть-Кут, Братск и Тайшет.

01.05.2014, 16:11:58 |
Анна ПановаОчень понравился рассказ и фото!!! Молодцы, ребята!!!
Юра Галачьянц:   Перевал с Магистрального на Ковыкту закрыт и маршрутка пойдет не коротким путем, через Жигалово, а длинным, через Усть-Кут, Братск и Тайшет.
Юрий, "через Усть-Кут, Братск и Тулун". Тайшет в другую сторону и к нему тоже прямо не проедешь, только через Тулун.
Там вроде бы переправу через Лену закрыли. В ночь с 10 на 11 апреля переправа для пешеходов еще функционировала, там нас высадили с маршрутки и мы перешли по доскам настеленным на льду и сели в другую машину. А 15.04 я хотел тоже на маршрутке с Магистрального уехать, но сказали, что они сейчас не ходят, пока не поставят понтонный мост, пришлось на поезде ехать.[/cite]
Маршрутки уже ходят напрямую. Мост навели.