6 мая 2014 года

Маршрут дня: база отдыха «Серебряный берег» — метров 500 от базы — база отдыха «Серебряный берег».

Ночью было особенно холодно. Спали еще дольше, чем вчера. Отдых начинал уже нравиться: вкусное пиво, долгий сон на свежем воздухе, чего еще надо для счастья? :)

Над горами зарождался кошмар. Огромные снеговые тучи практически скрыли все горы. Было видно, что там идет сильный снегопад. У нас дул сильный ветер.

Пока мы спали, Серега и Ваня съездили в поселок через степь. По дороге они видели танцующих журавлей и то, как корова родила теленка. Теленок полежал с минуту, встал, отряхнулся и побежал за коровой. Корова как шла, так и шла. Ну подумаешь, выпало там из нее что-то.

После завтрака решили, несмотря на погоду, сходить на мыс, расположенный в паре-тройке километров от базы. На нем располагалось святое место — обо. Если погода позволит, то еще хотели дойти до птичьего заказника, посмотреть на птичий базар.

С гор надвигалась хмарь. Саша предложил подождать. Подождали. Решили, что подождали достаточно долго, и пошли, подгоняемые мощными порывами ветра.

Навстречу пробегали стада, вприпрыжку возвращающиеся в поселок. Закралось подозрение, что мы что-то делаем не так. Когда ветер стал нас поднимать в воздух, решили все-таки отложить прогулку и вернуться на базу. Тут же, горизонтально земле, полетели белые мухи. На базу возвращались бегом. Насквозь промокшие, мы ввалились в туалет. Ваня принес дрова, мы разожгли печку и принялись сушиться. За окном бушевала стихия.

Через час все растаяло, и прилетел новый заряд, а потом еще. Высушившись, мы пошли играть в альпинистов — лежать в палатках и ждать погоды. Запасы пива не иссякали, отдых в Монголии нравился все больше и больше. Че-то уже и не расстраивало то, что, похоже, наше восхождение на Мунку-Сардык не состоится.

Ближе к вечеру, хозяин базы сказал что сегодня будут готовить хорхог и спросил будем ли мы участвовать ? Мы естественно сказали что будем.

Он — по 300 с носа,

Мы — не вопрос.

Он — к 19-ти подходите.

Хорхог мясо тушёное в закрытом металлическом котле, блюдо монгольской кухни. В эпоху Чингисхана хорхог готовился прямо в овечьей шкуре.

Приготовление

Для приготовления хорхога используется баранина. Мясо на косточке режется на кусочки. От десяти до двадцати размером с кулак гладких камней кладутся в огонь. Мясо и горячие камни помещаются в металлический сосуд, в качестве которого часто используется молочный бидон, добавляются соль, специи. Часто готовится с овощами (морковь, капуста, картофель). Далее добавляется необходимое количество воды, сосуд закрывается крышкой и ставится на огонь. Тушение происходит теплом от огня и от горячих камней. Блюдо готовится полчаса. Готовое блюдо кладётся порциями. После этого горячие камни дают в руки гостям. Камни в процессе приготовления впитывают жир и становятся чёрными и скользкими. Их перекладывают из ладони в ладонь. Едят хорхог обычно руками, для отделения мяса от костей можно использовать нож. Хорхог популярное в Монголии блюдо, но подаётся не во всех ресторанах.

Источник

Для приготовления хорхога, на территории базы сооружен специальный очаг. Мясо закладывается в молочный бидон. Пока в костре накаляются камни, на шампурах готовится печень барана.

Печень очень жирная. Ее нужно есть, запивая или водкой или горячим чаем. Впрочем, от водочки никто не отказался. Кусочки печени макали в соль с перцем и запивали водочкой. Очень вкусно! :)

Пока выпивали и закусывали, в огне накалились камни. Их специальными щипцами заложили в бадью с бараниной. Потом содержимое бадьи вылили в бидон. Мы встали вокруг бидона и начали его пинать друг другу для того, чтобы камни как следует перемешались с мясом. После этой веселой процедуры бидон вернули на очаг.

Через полтора часа блюдо было готово, и нас позвали в кают-компанию базы. Все участники церемонии опять выстроились в круг. Из бидона начали доставать камни, а мы стали передавать их друг другу. Камни были пропитанные жиром и приятно горячие. Долго держать в руках не получалось и мы весело перекидывали их друг другу. Руки покрылись тонким слоем горячего жира. Нам сказали, их не мыть, т. к. эта вся процедура очень полезна для здоровья. И точно — жир очень быстро впитался.

Затем мы все прошли к столу. На стол поставили два больших блюда с кусками баранины, большие пиалы с горячим бульоном, салатик, сладости и термосы с монгольским чаем. Водку мы принесли свою.

Баранина получилась очень нежной и таяла во рту. Такой нежной баранины я не ел никогда.

Про то, что мы объелись бараниной, я писать не буду :) После того, как с хорхогом было покончено, мы еще долго сидели в кают-компании. Наконец-то посмотрели телек и узнали все новости, поиграли в шахматы, долго играли в «монгольское» домино и учили монгольский язык :)

Погода на улице была стабильно плохая, но с неба ничего не падало. Дул сильный ветер, поэтому у костра сидели недолго. Со слабой надеждой на перемену погоды, легли спать.