В воскресенье для облегчения спуска с учетом травмы левого колена Серега у меня забрал все продукты. Я перевязал бинтом, словно эластичным бинтом, колено, чтобы у связок было больше опоры, приготовил себе палку для опоры. И так мы вышли на спуск для возвращения в цивилизацию.

Шли мы 6,5 часов. Спуск с учетом травмы длился дольше, чем подъем на здоровых ногах. И хотя дыхание больше практически не сбивалось, а об учащенном пульсе мы забыли на второй день похода, но боли в области колена к которой добавилась боль в правом тазобедренном суставе вынуждали периодические остановки. Возвращался я на двух палках в левой и правой руке для опоры и снижения болевых ощущений. Ноги работали не идеально, но мы спустились и профиль тропы в точках выхода на поля Тагархая выровнялся. Палки были больше не нужны и я их выбросил.

Заключение.

Конечно, более опытные туристы смогут заметить в моей подготовке и другие ошибки. Например слишком тяжелые рюкзаки, как следствием избыточного запаса пищи, отсутствие системной подготовки к нагрузкам и возможно что то ещё. В частности мне было бы любопытно узнать оптимальный вес рюкзака для взрослого человека для преодоления перевала.

Горы есть горы. Опыт есть опыт. Что ещё сказать. Если я собираюсь вернуться в горы, мне предстоит ещё многому учиться. А хочу ли я этого теперь, после того, как моя психика и моя физиология прошли такое испытание? Да, конечно, я хочу возвращаться горы. И не только ради красивых фотографий. Летом в горах есть все для жизни – ягода, шишка, дрова, пещеры в конце концов… В горах, в самом верху, пусть даже и не на вершинах, в окружении каменных стен душе хорошо и спокойно… там встречаются интересные ощущения и то, что видишь в горах это не тоже самое, что видишь на фотографиях, на сайтах, по телевизору. Ты видишь там все по своему, по новому, это личные непередаваемые впечатления и переживания. Несмотря на все опасности, тревоги, волнения и травмы, наступает какой-то момент, и ты чувствуешь себя защищенным как никогда каменными стенами, горной природой, безмолвно затихшей в своем буйном становлении много веков назад. В минуту такого спокойствия не страшен ни медведь, ни мирские проблемы, ни опасности, и просто ощущаешь в какую-то секунду спокойствие во всем теле и конечно же в душе. Это воспоминания и опыт на всю жизнь и поистине бесценны!

До новых встреч Динозавр!
Динозавр в горной колыбели

верно — "я".

16.09.2014, 13:00:57 |
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): И вообще, хватит уже тявкать не по теме, а?

Если Вы об этом — то он очень серьёзно лает.
17.09.2014, 01:16:18 |
theodor japs

Марина Васильева (Красноштанова): В том-то и дело, что я привожу примеры не только своего личного опыта, но и множества людей,

Я был лично долго, очень долго, противник палки. Так долго пока небыло
проблема с колени. Сегодня палки мой спутник, если надо они в руки, если ненадо, — на рукзак. Думаю нет смисл кого-либо уговорить взять в руку палки. Если Константин и другие вся жизнь ( как я) без палки обходится, надо иметь серьёзно проблема с здоровье, чтобы сменить мнение.
17.09.2014, 04:05:30 |
Олейник ДмитрийОднажды маленький Котёнок пошёл гулять и встретил на пути огромного Дракона.
— Привет, — сказал Котёнок.
— Ты что, не боишься меня! — удивился огромный Дракон.
— Нет, не боюсь, — ответил ему маленький Котёнок. — А почему я должен тебя бояться?
— У меня же есть лапы с когтями, голова и длинный хвост, — ответил ему удивлённый Дракон.
— У меня тоже есть лапы с когтями, голова и хвост. Почему же я должен тебя бояться! — возразил ему Котёнок.
— Но я умею извергать пламя! — похвастался Дракон.
— А я умею ловить мышей и мурлыкать. Вот ты умеешь? — спросил Котёнок.
— Нет, не умею, — честно признался ему Дракон.
— Тогда давай больше не будем болтать, а поиграем! — предложил ему Котёнок, и Дракон с радостью согласился.
Они играли до самого вечера, и Дракон был очень счастлив, ведь все так его боялись, что не хотели с ним играть, а тем более дружить. Вот так огромный Дракон и маленький Котёнок стали друзьями и играют теперь друг с другом по средам и пятницам с полудня и до вечера.
17.09.2014, 08:34:59 |

theodor japs: Я был лично долго, очень долго, противник палки. Так долго пока небыло проблема с колени.

Так и я тоже :-)
Теперь и призываю всех беречь суставы.
17.09.2014, 23:50:01 |
Сергей МакаровХм, и я без палок не хожу и коврик предпочитаю внутрь рюкзака .... :)
03.05.2015, 18:17:42 |
Игорь БлиновБез палок конечно ходить можно, особенно пока молод и здоров. Первый раз когда пошел на Шумак и загрузился как боинг, допер конечно, но чисто на одной дури....А в дальнейшем конечно пришло осмысление всего того, что пришлось испытать. И конечно скорректировал свое отношение к снаряжению, экипировке, продуктовой раскладке и т.п... И сейчас и всегда понимал, что запчастей аналогичных данных нам природой мне никогда и нигде не приобрести, и все-таки надо бережней относиться к себе и своим близким, планируя походы в горы. Если что то случится с тобой в пути, то ведь возможно может так сложиться, что уже ты не сможешь никогда выйти в горы, испытать чувства свободы, полета над перевалами....Когда в 2013 году сводил свою семью на Шумак, мы использовали по одной лыжной палке и скажу что мне она в принципе не мешала, ход был более уверенным и напористым, а на стоянках их использовали для стоек под шатер....С двумя палками не ходил, но думаю, что от двух палок хуже не будет, учитывая рекомендации Марины. Конечно я тоже не люблю когда в руках что то болтается, а с другой стороны почему не использовать для гармоничного развития и руки в походах. Поэтому попробую как-нибудь с двумя палками научиться ходить, учитывая мой также не юный возраст...:). Спасибо всем участникам форума за описаный опыт и дельные советы!
24.08.2016, 14:39:16 |

Игорь Блинов: Без палок конечно ходить можно, особенно пока молод и здоров.

Можно, но не нужно. Потому что это прямо пропорционально молодости и здоровью. Всё больше в этом убеждаюсь.
В последнее время много общаюсь со специалистами в области спорта, здоровья и фитнеса, поняла, что именно палки помогли мне сберечь коленные суставы, и до сих пор выдерживать марафонские нагрузки, не смотря на то, что были очень серьёзные и нагрузки, и травмы, после которых, говорили врачи, нереально восстановиться в спорте. Мне уже много лет. Поверьте, палки — это благо. Это перенос тяжести с позвоночника, коленей и голеностопа на руки. Равномерное распределение веса и хорошее балансирование на неустойчивых местах.
24.08.2016, 20:47:59 |
Александр ОксиновСобирали рюкзак для похода на Кольский полуостров (на катамаранах) в итоге на каждого их 4х человек получился рюкзак порядка 40 кг + еще сам катамаран разобранный))) надо будет все как-то пересматривать и уменьшать вес.