Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Справка

о разборе несчастного случая

в спортивном туристском походе в группе Попова В.Н.

Дата разбора: 21.02.2007

Место разбора: г. Красноярск

Разбор несчастного случая проведен Красноярской краевой маршрутно-квалификационной комиссией.

Присутствующие:

Пашкевич В.М., председатель КМКК, МС

Кучерявый В.О., руководитель комиссии горного туризма, член КМКК

Кожанов Ю.А., КМС, руководитель комиссии ТМ, член КМКК

Кожанова Е.А., КМС, руководитель т/к «Ирбис», член КМКК, член комиссии лыжного туризма

Гуляев Т.А., член КМКК, член комиссии горного туризма

Грудинова Л.А., МС, член КМКК, председатель кадровой комиссии, член комиссии лыжного туризма

Артемьева М.А., секретарь КМКК, секретарь президиума краевой федерации СТ.

Аронова Т., член комиссии пешеходного туризма

Шведов Е.Г. – участник группы

Михайлов А.Ю. – участник группы

1. Дата и время несчастного случая: 11 февраля 2007 г., между 8.00 и 9.00 утра.

2. Место происшествия НС: замерзший водопад на ручье, соединяющем оз. Улуг-Холь и оз. Пазарым (без названия). Высота водопада согласно карте – 25 м. По оценке участников – приблизительно 50 м, с вертикальными участками, после небольшого выполаживания, еще один – 8 – 10 м. По оценке спасателей – 80 м. Согласно таб.2 «Оценка категорированного препятствия» методики категорирования лыжных маршрутов – 1Б.

3. Вид туризма, категория сложности: лыжный, 3 к.с.

4. Маршрут группы:

Планируемый: т/б «Снежный барс» – руч. Стоктыш – в. Кохош, 2524 – р. Курукуль – р. Она – р. Каратош – оз. Пазарым – верх. р. Пазарым – пер. Пограничный, 2234, н/к – оз. Кара-Холь – р. Манагы – устье р. Хайрлигмес – р. Манагы – р. Колаш – пер. на оз. Улуг-Холь – оз. Пазарым – пер. Кызыл-Оюк, 2259, н/к – р. Кызыл-Кызыксу – рад. г. Каракош, 2930, 1А – р. Кызыл-Кызыксу – р. Ср. Арых – р. Она – р. Сараткол – пер. 2337 – траверс – т/б «Снежный барс».

Реально пройденный: т/б «Снежный барс» – руч. Стоктыш – в. Кохош, 2524 – р. Курукуль – р. Она – р. Каратош – оз. Пазарым – верх. р. Пазарым – пер. Пограничный, 2234, н/к – оз. Кара-Холь – р. Манагы – устье р. Хайрлигмес – р. Манагы – р. Колаш – пер. на оз. Улуг-Холь.

5. Заявленное количество участников в группе: 10 человек. Реально пошло 7 человек. МКК о сокращении группы поставлена в известность.

6. Фамилии, имена, отчества фактических участников группы: Есипенко Антон Евгеньевич, Булгаков Сергей Валерьевич, Санжиева Аюна Пирангалаевна, Шведов Евгений Геннадьевич, Михайлов Александр Юрьевич, Беляк Александр Алексеевич.

7. Фамилия, имя, отчество руководителя группы: Попов Вячеслав Николаевич

8. Полное наименование организации проводящей спортивный поход: группа сборная.

9. Номер маршрутной книжки: 01-07 л

10. Полное наименование МКК и Ф.И.О. членов МКК, давших положительное заключение на проведение спортивного туристского похода: Красноярская краевая МКК (Васильев А.В., Шнаров С.А., Пашкевич В.М.)

11. Сведения о пострадавших: Фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, должность, опыт предыдущих походов, исход: травма, летальный (с указанием причин).

Попов Вячеслав Николаевич, 1963 г.р., частный предприниматель, 6 лыжн. уч., 4 лыжн. рук; 6 горн. уч., 4 горн рук; 6 водн.уч, 4 водн рук. (справки не представлены). Исход – летальный, мед. заключение не представлено.

Есипенко Антон Евгеньевич, 1985 г.р., студент СибГТУ, 5 курс, 2 горн. уч., 4 горн. уч

(справки не представлены). Исход – летальный, мед.заключение не представлено.

Булгаков Сергей Валерьевич, 1983 г.р., ИВМ СО РАН, слесарь-ремонтник, 2 лыжн. уч. (справки не представлены). Исход – летальный, мед. заключение не представлено.

Санжиева Аюна Пирангалаевна, 1977, «Рок Пилларс», менеджер, 3 горн. уч, 2 горн. рук., 1 лыжн. уч. (справки не представлены). Исход – летальный, мед. заключение не представлено.

12. Соблюдение утвержденного маршрута: маршрут до места происшествия полностью совпадает с заявленным.

13. Соблюдение графика движения: отставание от графика на 1 день вызвано невыполнением графика первого дня. Нагонять график не пытались, далее шли по заявленному графику с отставанием в 1 день.

14. Темп и продолжительность движения в день НС: темп и продолжительность движения в день происшествия – нормальные. Группа успела отойти от места ночевки на 200 м. После происшествия действия группы по времени выяснены только приблизительно.

15. Подробное описание участка, на котором произошел НС: ледопад на ручье, соединяющем оз. Улуг-Холь с оз. Пазарым. Высота по карте – 25 м. По оценке участников – метров 50. Участники располагались на ледяной полке 6 х 2,5 м, присыпанной рыхлым снегом. Навеска сделана на скальных крючьях, забитых в замерзшие скалы на берегу ручья. Ниже полки отвесная часть ледопада, снизу – выполаживание, засыпанное глубоким снегом – примерно 1,5 м.

16. Метеорологические условия к моменту НС: солнечное утро, без ветра, Температура около –10о С.

17. Действия и положение участников в момент НС: руководитель Попов В.Н. готовится осуществлять спуск по перильной веревке при помощи спускового устройства. Есипенко А.Е. находится рядом с ним, сидя на корточках снимает фотоаппаратом спуск. Булгаков С.В. находится рядом с ним, сидит на полке, снимает фотоаппаратом спуск. Санжиева сидит рядом с Булгаковым на корточках. Михайлов стоит слева от всех ближе к скалам. Шведов стоит по центру полки у скал лицом к спускающимся. Беляк ушел к рюкзакам за вспомогательным репшнуром.

18. Действия пострадавших в момент НС: После того как Попов нагрузил перильную веревку, один из крючьев, на которых она закреплена, вылетел из скалы, перильная веревка сошла с навески. Есипенко, Булгаков и Санжиева, находившиеся рядом с веревкой, инстинктивно схватились за нее, пытаясь задержать падение Попова, и упали вместе с ним.

19. Описание личного специального снаряжения погибших:

Попов В.Н.: кошки Climbing, обвязка (фирму участники назвать затрудняются), карабины 4 шт, ФСУ.

Есипенко А.Е.: кошки Camp, обвязка Аскан, карабины 4 шт, ФСУ.

Булгаков С.В.: кошки ВЦСПС, обвязка Аскан, карабины 4 шт, ФСУ.

Санжиева А.П.: кошки Simond, обвязка Аскан, карабины 4 шт, ФСУ.

20. Непосредственная причина НС: Технические ошибки в организации навески. Ошибки в страховке и самостраховке.

Точные (технические) причины схода перильной веревки с навески выяснить нет возможности. Фотографии, сделанные спасателями на месте трагедии, картины не проясняют. Участники группы, не пострадавшие во время НС, стояли далеко от веревки (поэтому и не схватились за нее, как погибшие) и точно сказать что произошло не могут. После разговора с участниками можно предположить следующие варианты:

- перильная веревка была вщелкнута карабином не в узел, завязанный посредине, а непосредственно в базу и поэтому соскользнула с веревки после выхода крюка.

- маловероятно, но могло произойти разрушение карабина, вщелкнутого в узел.

21. Организация и проведение группой поисково-спасательных и транспортировочных работ: В связи с большим количеством пострадавших и тяжестью полученных ими травм оставшаяся часть группы не могла самостоятельно осуществить транспортировку. Уложив пострадавших и оказав им первую помощь, двое участников группы Шведов Е.Г. и Михайлов А.Ю. отправились за помощью. Беляк А.А. остался с пострадавшими.

22. Действия других групп и местного населения, находившихся в районе НС: непосредственно в районе НС не было других групп и местного населения. После того как Шведов Е.Г. вышел на турбазу ему была предоставлена рация для связи с МЧС, руководством базы были выделены снегоходы и проводники для спасотряда.

23. Тактические ошибки, допущенные при организации и проведении похода:

- препятствия подобные данному ледопаду не могут быть включены в лыжный маршрут 3 к.с., т.к. превышают возможную сложность препятствий для этой категории, хотя у всех участников, кроме Булгакова, есть опыт прохождения таких участков в горных походах.

- прохождение ледопада не указано в маршрутной книжке.

- у группы не было достаточного количества снаряжения для прохождения этого локального препятствия

- не была полноценно произведена предварительная разведка предстоящего препятствия.

- с группой не обсуждалась тактика прохождения ледопада.

24. Технические ошибки, совершенные при преодолении участка, на котором произошел НС:

- станция организована на скальных крючьях, в битых в замерзшие разрушающиеся скалы, а не на ледобурах.

- станция закреплена на двух, а не на трех точках.

- станция не закольцована.

25. Организация страховки, ошибки в её организации:

- первый (руководитель) спускался с рюкзаком и без страховки.

- остальные члены группы, находившиеся на ледяной полке, не стояли на самостраховке.

26. Ошибки в организации и проведении группой поисково-спасательных и транспортировочных работ: Действия участников группы после несчастного случая можно считать правильными. Недочеты вызваны шоковым состоянием после трагедии. К ним следует отнести:

- отправившиеся за помощью не организовали достаточно комфортные условия для пострадавших, оставив организацию лагеря на одного Беляка.

- они же забыли сверить свой путь не только с картой, но и с компасом, что привело к тому, что они заблудились и потеряли время.

- Шведову и Михайлову нельзя было разделяться, по крайней мере, до тех пор, пока они точно не вышли на верный путь. Плохое самочувствие Михайлова и разъединение со Шведовым могли привести к более тяжелым последствиям.

- пострадавшего с травмами таза необходимо укладывать в позе «лягушки». Это не было сделано и возможно усилило болевой шок.

27. Нарушения, допущенные МКК, туристской группой: формальных нарушений нет.

28. Нарушения «Правил…»: включение в маршрут незаявленного препятствия, превышающего возможную сложность препятствий для походов этой категории.

29. Прочие причины НС: нет.

30. Рекомендации комиссии по мерам наказания виновных лиц: нет.

31. Предложения комиссии по поощрению участников других туристских групп, контрольно-спасательного отряда и отдельных лиц за своевременные действия по спасению жизни пострадавших туристов: нет.

32. Рекомендации комиссии по предотвращению несчастных случаев: да.


Марина Васильева (Красноштанова)


Лев БелыхСпасибо за материал. Такие примеры, как и другие сводки о несчастных случаях, стимулируют бдительность.
08.10.2015, 19:04:54 |
Sergey SergeevichЗнаю, что у альпинистов периодически выходят книжки с разбором аварий
(недавно попадалось где-то сообщение об очередном сборнике).
А есть ли такие книжки туристких аварий? Интересно было бы глянуть.
На вашей странице, Марина, нашёл описание ещё одной аварии:
"Описание несчастного случая на Верхнеангарском хребте, 2009
opisane NS 2009.doc, 40960 байт
Участник ломает ногу на лыжном маршруте. Объяснительная группы."
08.10.2015, 22:54:06 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вот старые советские брошюры на эту тему, кому интересно:
http://www.skitalets.ru/books/metod/ns_turism/
http://www.skitalets.ru/books/bezopasnost/
У меня много таких со старых добрых времён сохранилось.
Вот хорошая, можно сказать, хрестоматийная литература, на которой мы все в то время учились — "Опасности мнимые и действительные" (Штюрмер):
http://ddvt.narod.ru/Books/Shtyurmer_Opasnosti_v_turizme_mnimye_i_dyestvitelnye_1983_70str.pdf
И "Проблемы безопасности в горах" (Маринов):
http://hibara-txt.ru/alpin/marinov/index.html

Нашла вот ещё (эту книжку не знаю, ничего сказать о ней не могу, но оформление 1й страницы мне как-то сразу не понравилось, не гарантирую, что там внутри:
http://hibara-txt.ru/liter/ns.html

В общем, много чего можно найти. Например, отдельные разборы с обсуждениями:
http://www.tkg.org.ua/node/23090
http://russianclimb.com/russian/starikov8.html

Знаю, что в Санкт-Петербурге недавно альпинисты выпустили новый альманах с разбором НС (не видела).
В турклубах, по-моему, сейчас никто этим не занимается. Спросила у мужа, он тоже таких клубов не знает.

Спасибо, Лев и Сергей, за интерес к материалу.
09.10.2015, 01:59:06 |
Sergey SergeevichСпасибо за ссылки — буду смотреть.
"В турклубах, по-моему, сейчас никто этим не занимается." —
у альпинистов, насколько я знаю, есть ответственные по технике безопасности, а у туристов, видимо, с некоторых пор (с 1991г.?) это направление исчезло (сбор, систематизация и анализ НС) — вот и нет ничего, кроме отдельных случаев анализа вроде вашего.
09.10.2015, 03:35:20 |
Zoolyне поняла только про оценку высоты ледопада — разброс от 25 до 80 метров? или из-за ледяного языка такую высоту заявили?
09.10.2015, 10:48:18 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Sergey Sergeevich: а у туристов, видимо, с некоторых пор (с 1991г.?) это направление исчезло (сбор, систематизация и анализ НС)



Так и есть. Раньше этим занимались люди в клубах, за зарплату, а теперь ни клубов, ни зарплат, поэтому всё очень не систематично, и такие справки теперь хранятся у спасателей. Информация — чаще всего закрытая.

 Zooly: не поняла только про оценку высоты ледопада - разброс от 25 до 80 метров?



На фото видно, что ледопад 80 м. А карты часто врут, особенно, старые. А сверху (откуда они смотрели) ледопад всегда кажется меньше, чем сбоку или снизу. Просто группа не сделала предварительную разведку. И вообще этот ледопад обходится правым склоном по ходу просто ногами!!!, на него совсем не надо было вешать верёвки...

В справке не отображены детали. Я могла бы дополнить их, потому что этот случай тоже очень хорошо знаю (также была в тех местах, через 2 года после НС, и очень подробно мне рассказывал о нюансах один знакомый спасатель, который и выносил тела). Но вряд ли эти нюансы изменят картину, только добавят излишних недоверий, споров и обвинений. В принципе, в справке всё главное написано.
Только со станцией, которую они организовали — не всё. Спасатели видели эту станцию, и на школе ВИП (высшая инструкторская подготовка) показывали наглядно нам ошибку. Теперь это тоже хрестоматийный пример. Я не знаю, как показать это на форуме, это надо имитировать и фотографировать. Полезное знание — как не надо делать.

Для меня лично очень хорошо просматривается связь: "справки не предоставлены" — отсутствие тактико-технической подготовки. То есть, реального опыта и подготовки не было, был опыт "на словах", "на доверии".
То есть, руководителя в МКК хорошо знали: "да, помним, он был в горной шестёрке!", но справки не предоставлены, и что он умеет в реалиях — не ясно.
Да и прохождение ледопада не было запланировано на их маршруте, зачем было туда лезть.
Группа просто не умела делать ТО и ТС (точку опоры и точку страховки), это видно по их грубой ошибке на станции. Руководитель с таким опытом, как прописано в этом документе — просто не может, не имеет права не уметь это делать. Но он почему-то не умел...
Ну, и ещё, отсутствие в наше время школ подготовки — тоже даёт результат. Каждый получает свой опыт, как может, зачастую, неправильно.
09.10.2015, 12:03:25 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную