|
| Содержание:
Перед Новым Годом я внезапно озаботился планами на весенний сезон, но оказалось, что у знакомых желания куда-то сходить в лыжный поход нет, либо было не очень форматно для моих реалий. Однако фортуна все-таки сопутствовала моим поискам и мне удалось присоединиться к группе МГТУ им. Баумана под руководством Андрея Зайцева, которая весной собиралась в поход на Кодар. Станции БАМа выучены наизусть: Улькан, Кунерма, Северобайкальск, Кичера, Ангоя, Новый Уоян, Агней, Северомуйск, Таксимо, Куанда, Новая Чара, Икабья, Олекма… Я давно хотел посмотреть на горы восточнее Витима и вот, наконец, я еду на Кодар! Поскольку я один был из Иркутска, подготовка к походу меня сильно не затронула. Единственной общественно-полезной предпоходной нагрузкой можно считать приготовление шести килограммов мяса в жире для обедов и ужинов.
Общая информация
Маршрут и участникиОсновная идея похода состояла в том, чтобы посетить наиболее интересные места Кодара, уложившись в довольно жесткие временные рамки – две недели. Нитка маршрута включает подходы по долине Среднего Сакукана до устья ручья Балтийского, где мы оставили заброску и вышли на пятидневное техническое кольцо через перевалы Балтийский, 25 лет Сов.Латвии, Четырех и Медвежий. После возвращения к заброске, мы поднялись в верховья Среднего Сакукана и через перевал Мурзилка по ручью Ягельному вышли на р. Апсат. Далее скатились по наледям до устья ручья Верхний Мускуннах, поднялись по нему и наиболее коротким путем через реку Быйики и ее притоки перевалили в верховья реки Орто-Юрях. Вниз по реке Орто-Юрях мы вышли в Чарскую котловину и по дороге добрались до поселка Кюсть-Кемда, откуда на такси приехали в Новую Чару. Таким образом, во время прохождения технического кольца мы побывали в наиболее скалистой и суровой части Кодара, а во второй половине маршрута посетили Восточный Кодар и прошли каньон реки Орто-Юрях, который славится своими замерзшими водопадами.
Протяженность маршрута по карте составила около 140 километров. Записан трек всего похода. Пройденное расстояние по треку составляет 164.2 километра, суммарный набор высоты – 6 километров 300 метров. В целом, маршрут получился насыщенный, красивый и интересный в плане знакомства с районом.
Таблица 1. График движения
Время везде указано иркутское (Москва+5), борта долин – орографически. Записи в походе я не делал, поэтому метеонаблюдения привожу по памяти. Возможно, где-то есть неточности. Меня немного беспокоил тот факт, что в группе я – новый человек. Однако мои опасения оказались напрасными. Я бы сказал, что в команде был прекрасный психологический климат, технических или бытовых накладок не было. Думаю, что во многом – это заслуга Андрея как руководителя, который как-то сказал (могу ошибаться в точности формулировки, но общий смысл сохранен): «Как прекрасно, что в нашей команде каждый умеет делать свое дело хорошо и с любовью, ура!».
Таблица 2. Участники
Погода, снежная обстановка, подстилающая поверхностьСудя по метеорологическим наблюдениям и описаниям лыжных маршрутов наших предшественников, Кодар – весьма суровый район. Ночные температуры в начале весны могут опускаться ниже минус сорока градусов. Часто в горах бывает ветрено или стоит ледяной туман. Нам с погодой и снегом очень повезло. Практически весь поход была солнечная, морозная (но без экстрима) и безветренная погода. За весь поход была одна двухчасовая утренняя отсидка в верховьях реки Таежной из-за пурги и плохой видимости. Метель была причиной того, что мы пошли более простой пер. Четырех вместо запланированного пер. Рижан, чтобы сохранить плановый темп движения.
В остальном погода благоприятствовала прохождению маршрута, хотя местами все равно конечности замерзали, особенно при прохождении перевалов с применением веревочного охранения, когда приходилось подолгу ждать в тени. В центральном узле Кодара, в районе вокруг пика БАМ, долины рек и подходы к перевалам по характеру ландшафта напоминают глубокие ущелья. Солнце пригревает на склонах южной экспозиции, но в тени появляется возможность прочувствовать ледяное дыхание гор в полной мере. В зоне леса долины рек довольно сложны для передвижения на участках, где отсутствуют наледи. Такие участки представляют собой стандартный тип протяженного препятствия «коряка забайкальская классическая». В этом случае передвигаться приходится по руслам рек по галечнику от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре, покрытому слоем рыхлого перемороженного снега толщиной 5-40 см. Передвижение по лесным полкам бортов долин, за редкими исключениями, слишком трудоемко из-за зарослей подлеска, бурелома, кустов или сложного характера ландшафта. Мы встретили такие участки в долинах Среднего Сакукана, ручьев Ягельный и Мускуннах, в долине реки Быйики и ее притоков, верховьях и низовьях реки Орто-Юрях. Впрочем, такие участки не длятся более пяти километров и сменяются наледями при расширении и выполаживании долины реки или плотным снегом при наборе высоты. В этом году снега в горах выпало немного. При продвижении по маршруту протяженные участки тропежки на лыжах встретились нам по долине руч. Ягельного. Прохождение этого участка заняло полдня, около половины пройдено в режиме «первый без рюкзака». В верховьях р. Орто-Юрях от ГЗЛ до начала каньона также было довольно много снега, но при выходе из морен мы практически сразу подсекли свежую лыжню группы туристов из Ижевска. Выше ГЗЛ снег везде был задут в плотный наст или фирн. Участки сложной тропежки были на перевальных взлетах перевалов 25 лет Советской Латвии, Медвежий, Мурзилка и Крайний, когда приходилось пробивать в слабо держащем насте на крутом склоне глубокую траншею. Наиболее протяженным такой тяжелый участок оказался на пер. Медвежий.
Безопасность и связь на маршрутеМы брали с собой спутниковый телефон Iridium, по которому Адрей регулярно звонил в Москву нашим наблюдателям. При передвижении мы также использовали SPOT-трекер для мониторинга местонахождения группы в режиме реального времени. К слову, моим родным эта система очень понравилась – всегда видно что да как. У каждого участника имелся лавинный датчик. Групповое лавинное снаряжение включало пять лопат, снежный лист и четыре лавинных щупа. Все участники были застрахованы.
БытМы использовали для ночевок самодельный четырехгранный однослойный шатер 4х4 м и печку, рассчитывая на отопление палатки утром и вечером. Дежурный вставал в пять утра, общий подъем в шесть, выход в 7:30-8 утра. Обедали/перекусывали обычно в районе 12-13 часов, вставали на ночевку в 16-17 часов. Холодные ночевки ожидались на техническом кольце, маршрут которого пролегал выше зоны леса. Для приготовления пищи на техническом кольце мы брали газовые горелки Primus. При выходе из зоны леса и преодолении ригеля в руч. Балтийский мы взяли с собой немного дров, чтобы топить печку на первых двух ночевках. В реальности при группе в 10 человек заготовленных дров оказалось как раз достаточно, чтобы отапливать палатку все четыре дня, что меня очень порадовало. Спали в однослойных спарках-тройках под общим конденсатором, один человек спал в индивидуальном спальнике. Поскольку экстремальных ночных температур не было, все ночевки были очень комфортными. Я в спарках давно не спал, а уложили меня посередине, поэтому первые несколько ночей у меня замерзали плечи и шея. Проблема решилась, когда я начал спать в балаклаве. Продуктовая раскладка была составлена из расчета 600 грамм на человека в день, включая газ и спирт. Сухари, сахар и сладости для переходов на 100-200 грамм каждый брал дополнительно в индивидуальном порядке. У меня дополнительная часть раскладки составила 150 грамм в день. Утром была молочная каша, на обед – суп с мясом (при наличии костра), чай (если без костра, то на газу), колбаса и сладость. На ужин – каша с мясом, сюрприз, колбаса, спирт.
СнаряжениеЛыжное снаряжение у всех было разное. Я ходил на Бескидах с креплениями Азимут. Алексей Вовк ходил на пластиковых лыжах со свердловскими универсальными креплениями. Мы использовали мягкие треккинговые ботинки, подбахильники из флиса и бахилы с резиновой галошей. Остальные использовали скитур-комплекты и пластиковые лыжи различных моделей. У Алексея Сашова скитур-крепления Diamir были установлены на Бескид-ТИСА. Все, кроме меня, использовали камуса, шкерты и мази держания в различных сочетаниях. Я с собой взял две мази держания, памятуя, что в походе на Южно-Муйский хребет были моменты, когда их применял, но в этом походе мне мази не пригодились. В первый день похода у Сергея Шакрыла довольно сильно расслоилась пятка одной из старых лыж PolSport. Починено поксиполом и несколькими скрутками из металлической проволоки, скрепляющими верхний и скользящий слои лыжи. Получилось надежно, но ухудшало скольжение. Ближе к концу похода сходный ремонт пришлось провести для второй лыжи. В середине похода в моем левом креплении от сваренного места начала расти трещина. Во избежание ремонта на ходу, поменял крепление на более массивное свердловское из ремнабора. У Саши Глазера были небольшие проблемы с самодельным скитуровским креплением – несколько раз развинчивалась какая-то гайка, – но он с этим успешно боролся. К концу похода сломалась (треснула?) пластиковая деталь-подпятник в креплении TCL у Виталика Чуканова. В первый день у Алексея Вовка отлетели штычки на обоих палках. Он пытался чинить палки несколько раз, прикручивая вместо штычков саморезы, но не очень успешно. Я три раза терял кольцо от лыжной палки, и находил его, что показалось довольно забавным. У всех парней были санки-волокуши. Трое использовали в качестве волокуш гермы, остальные – детские пластиковые санки Сноуплан. Из горного снаряжения мы брали три 9-миллиметровые веревки по 40 метров, несколько крючьев, 30 метров расходных петель, семь ледовых буров и два ледоруба. Комплект личного горного снаряжения включал нижнюю обвязку, четыре карабина, прусик, жумар, спусковое устройство и кошки. Пожалуй, все, кроме одного ледоруба и крючьев в походе пригодилось.
ТранспортДо Кодара удобнее всего добираться по БАМу поездом. Ребята прилетели в Братск из Москвы прямым рейсом утром 20 февраля, я приехал из Иркутска на попутной машине. Вечером 20 февраля мы встретились на ст. Гидростроитель и ночью сели в 76 поезд Москва-Нерюнгри. Для того чтобы добраться до гор от Новой Чары, мы воспользовались услугами Анатолия Ивановича (8914-5253653, 8924-2769103), у которого оставили нашу заброску с городским барахлом. Дорога до Среднего Сакукана через Старую Чару заняла один час. Оказалось, что по льду реки до начала гор машина пройти не может из-за «пустоледов» – полостей подо льдом. От конечной точки активной части маршрута, пос. Кюсть-Кемда, мы добирались до Новой Чары на такси (8914-1450777) полчаса. Также мы воспользовались услугами такси, чтобы добраться до Чарских Песков 8 марта. На обратном пути мы сели ночью 9 марта в поезд №75 Нерюнгри-Москва. Я вышел на ст. Улькан после обеда, пересел на маршрутку до Иркутска (8950-0754737) и был дома 10 марта рано утром. Москвичи добрались до Братска и улетели в Москву на самолете.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||