Есть такая народная поговорка: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Верно подмечено и, в общем-то, так чаще всего и получается. Хочешь разом поспеть везде, а в итоге ничего не выходит. Но однажды со мной произошла удивительная история.
Случилось это прямо на кордоне заказника «Зулумайский». Как-то в конце мая поехал я туда фотографировать бобров с моим другом и коллегой Александром Шепчуговым. Во второй половине дня были уже на месте и готовились трапезничать на улице под навесом. Вдруг вижу – прямо передо мной на поляну выскочил
заяц – беляк. Точнее будет сказать не беляк, а серяк, потому что в это время они имеют темно-серую окраску, белыми у них остаются лишь лапы и низ тела. Я бегу в дом за фотоаппаратом, но не успеваю. Заяц пощипал на ходу траву и в лес. Рассказываю о своей нерасторопности подошедшему к столу Александру. На что он спокойно мне говорит: «Давай обедать, а заяц еще прибежит, не переживай». За годы нашего знакомства я уже привык не сомневаться в его словах. Сижу за столом, краем глаза поглядываю на поляну на берегу реки перед домом, фотоаппарат лежит рядом, а зайца нет. Так и пообедали мы вдвоем, без зайца.
Как часто бывает, за обыкновенными мелкими бытовыми заботами время пролетело быстро. Наступил вечер, заходящее солнце скрылось за макушками деревьев. Не теряя надежды, как бы невзначай, снова прохожу за домом и просматриваю кромку леса перед поляной, откуда должен появиться заяц. Тишина. Вот и сели пить чай, а глаза то и дело прошаривают местность в надежде еще его увидеть. Однако пока вижу только носящихся мимо бурундуков да снующих туда-сюда трясогузок. В какой-то момент замечаю еле уловимое движение за штабелем сложенных и накрытых от дождя досок, как будто бабочка вспорхнув крыльями села на их край. Бинокль уже в руках. Чтобы, вы думали, я принял за бабочку? Это были кончики ушей зайца, который сидел за досками, периодически разворачивая свои локаторы в нашу сторону.
Не теряя ни секунды, используя доски, как прикрытие, с фотоаппаратом в одной руке, на корточках ползу к зайцу. Надо отметить, что тем, кто фотографирует диких животных в среде их обитания с подхода, то есть – увидел, подошел, снял, — очень много ползают. В такие моменты про возможность испачкаться, вымокнуть или нацеплять клещей даже не думаешь. Ты полностью поглощён процессом: ползя, меньше шансов быть быстро обнаруженным. Даже если тебя заметили, уменьшая свою видимую площадь в глазах животного, получаешь возможность сократить расстояние еще на несколько метров. И нет разницы, кто перед тобой —
бурундук или
лось. Вот только к медведю ползти не советую.
Теперь вернемся к нашему зайцу, он все так же на месте. Нас разделяют метров десять и штабель досок высотой около метра. Осторожно выглядывая из-за них, наблюдаю за беляком. Даже не сомневаюсь в том, что он меня видит, однако ведет себя спокойно, не проявляя признаков беспокойства. Сидит он на горке сухого речного песка, насыпанного здесь заботливым Шепчуговым для того, чтобы птицы могли чистить свое оперение от пухопероедов. Оказывается, не только птицы пользуются этим порхалищем. Немного погодя заяц начал валяться в песке. Это не было похоже на то как чистятся в песке кошки, а больше напоминало лошадей, катающихся в придорожной пыли. Не смущаясь моего присутствия, заяц почистился, отряхнулся и был таков, бесшумно растворившись в весеннем лесу и оставив мне на память несколько удачных снимков.
Вечер и раннее утро я провел в гостях у семьи бобров. Вернувшись на кордон, прилег на штабеле досок отдохнуть, в тайне надеясь на еще одну встречу со своим вчерашним знакомым. Когда веки отяжелели и начали смыкаться, до слуха наконец-то донеслись звуки, не похожие на шелест ветра в молодой листве деревьев. Шорох сухой травы повторился еще несколько раз с одной и той же стороны. Я окончательно очнулся от навалившейся дремоты. Без всяких сомнений, в лесу кто-то есть. Неожиданно показался и сам источник звуков. В тридцати шагах от меня скакал заяц. Иногда он останавливался на несколько секунд и прислушивался. То был другой заяц — заяц-беляк, мельче и более темного цвета, чем вчерашний. Он оббежал меня по дуге и скрылся в густом соснячке. Но несколько кадров я все же сделал. Не успеваю опомниться, как за первым, будто по его следу, бежит второй заяц и тоже исчезает в соснячке. Скоро замечаю зайца уже у себя за спиной, он медленно скачет прямо посередине поляны, залитой солнечным светом. Пока я разворачивался, он скрылся за «конюшней» — так Александр называет свое подсобное, многофункциональное помещение рядом с домом. Другой заяц повторяет свой прежний путь по лесу только в противоположном направлении. Уже не лежу, а сижу на досках, готовый к любым поворотам событий. Погоня за двумя зайцами вскоре продолжилась. Они наматывали круги вокруг меня, меняя только направление и радиус их прохождения. Пытаюсь ловить их в объектив, не думая о поговорке.
Зайцы вовсе не гонялись друг за другом, как мне показалось в начале, а кормились каждый сам по себе. Во время коротких остановок они выискивали в старой траве молодые побеги растений и быстро их поедали. Мой вчерашний знакомый несколько раз пробегал в нескольких метрах от меня, косо поглядывая в мою сторону. Однако скоро заячья беготня прекратилась, они перестали попадать на глаза. Воспользовавшись перерывом, иду в дом отсыпаться.
После сна и обеда пошел искать своих зайцев, ведь такую удачу упускать никак нельзя. Долго искать их не пришлось, один из них проскакал за домом прямо к столу, за которым мы только что обедали, а потом дальше по тропе в сторону бани. Иду за ним, выхожу из-за сарая и вижу такую картину: в тени черемухи солнце через прогал в кроне деревьев осветило небольшой пятачок сухого песка прямо на тропе, а в нем в развалку, совсем по человечески, лежит заяц, изредка шевеля ушами и позируя для фотосъемки. Обычно при съемке с подхода не использую штатив, а тут, раз такое дело, пришлось сбегать за ним в дом, ну нельзя же ударить в грязь лицом перед таким артистом. Он смазанных кадров точно не простит.
Сажусь на корточки, ставлю перед собой штатив с фотоаппаратом на тропу и делаю несколько кадров артиста. Затем передвигаю штатив перед собой на метр или полтора, смотрю за реакцией зайца и повторяю процедуру. Это продолжается несколько раз, прежде чем заяц присел в свою обычную позу. Смотрю в окуляр видоискателя, заяц начинает двоится. Думаю, это у меня от напряжения и пытаюсь навести резкость вручную, но вдруг понимаю, что зайцев действительно два! Когда второй беляк сам запрыгнул в кадр я так и не понял, но двух зайцев в тот день я всё-таки в объектив поймал. Второй заяц оказался более пугливым и немного попозировав ускакал по своим делам. Я взял фототехнику и пошел домой, а артист, естественно, за мной следом — ну интересно же взглянуть, как он получился на фото. Но у меня правило, прежде чем свои фотографии кому-то показывать, надо их сначала самому посмотреть на большом экране компьютера. Сказал я об этом зайцу, а он как даст стрекача, только пятки засверкали.
Прожили мы на кордоне почти неделю, но артиста так больше и не видели, наверное, обиделся на меня, а может смазанных кадров не простил.
(Иркутск, май 2015 года)