Алтай

____________________

Вместо предисловия

Группой в конце августа 2015 г. совершено второе прохождение траверса, позволяющего наиболее безопасным и красивым путём попасть с ледника Каракабак (Северо-Чуйский хребет Алтая) в ущелье реки Мажой выше бывшего озера Маашей. Маршрут позволяет спортивным группам пройти техничное кольцо с небольшим весом рюкзаков (что важно) через перевал Больших Спортсменов (3А, 3380 м) + вершина Героев Алтая (3510 м) + перевал Мордовия (3А, 3350 м; весь траверс 3А категории сложности).

Приведённая информация может быть полезна спортивным группам, совершающим сложные походы в этом районе.

Описание относится к ущелью реки Каракабак - левому притоку, впадающему в реку Мажой ниже бывшего озера Маашей. Добраться до этих мест можно от Барнаула через Бийск и далее по Чуйскому тракту до посёлка Чибит. Расстояние: г. Барнаул — г. Бийск — 162 км, г. Бийск — пос. Чибит — 414 км.

Из ущелья Каракабак совершают восхождения на более чем десяток вершин. На данный момент проложено около 20 маршрутов сложностью от 1Б до 3Б. Потенциал района позволяет создавать маршруты более высоких категорий. Район посещаем альпинистами. В 1976 и 1982 годах сюда приезжали альпинисты ДСО «Локомотив» из городов Новосибирск и Барнаул. Сейчас Каракабак становится все более популярен у альпинистов: в 1995, 1998, 2000, 2003 годах здесь были альпинисты Москвы, 1999, 2000 и 2001 – альпинисты Барнаула, 2003 году – томские сборы. Большинство первопрохождений в районе совершены барнаульскими альпинистами.

_________________

История вопроса

Первая удачная попытка найти приемлемый путь с ледника Каракабак в верховья Мажоя была совершена летом 1999 г. Группа туристов Cанкт-Петербургского Государственного Университета под руководством Гудкова М. Г. в июле-августе в горном походе 6 кат. сл. (категории сложности) сделала первопрохождение перевала Больших Спортсменов с ледника Каракабак в безымянное левое (орогр.) боковое ущелье Мажоя, выводящее чуть выше озера Маашей. Особенность сквозного прохождения перевала — очень большая камнеопасность скально-осыпного кулуара на спуске в сторону Мажоя!

Второе пересечение отрога, отделяющего ледник Каракабак от ущелья Мажоя, состоялось в августе 2000 г. группой из Саранска под руководством Лещанкина К.А. в горном походе 5 кат. сл. Было совершено первопрохождение соседней с перевалом Больших Спортсменов седловины, названной перевалом Мордовия.

Идея соединить эти две седловины в один траверс родилась в нашей группе пару лет назад. Плюсы очевидны — безопасный подъём на пер. Больших Спортсменов плюс относительно безопасный спуск с седловины Мордовии по широкому снежно-ледовому кулуару, исключающий камнеопасные скально-осыпные участки на спуске с Больших Спортсменов. Как оказалось, за прошедшие 15 лет чисто снежный кулуар превратился в ледовый, увеличив камнеопасность и исключив возможность страховки через ледоруб при спуске.

Ещё одно разочарование — первопроход траверса совершить не удалось, т.к. в 2013 г. этот самый траверс прошла сборная команда Свердловской области в количестве 5 человек под руководством Бутырина (их записку мы сняли с пер. Больших Спортсменов, а они, в свою очередь — записку первопроходцев с этого перевала). В итоге, наш маршрут оказался вторым прохождением полного траверса и четвёртым сквозным прохождением из Каракабака в верховья Мажоя.

____________________

Описание маршрута

От посёлка Чибит до ущелья Каракабака можно добраться двумя путями. Первый путь лежит через Оройский мост (примерно 4-5 км от посёлка), далее по Оройскому ущелью и плато Карасу. Подходы до места впадения Каракабака в Мажой занимают 2 дня.

Второй путь — за посёлком Акташ (801-й километр Чуйского тракта) вдоль правого берега Чуи до слияния её с Мажоем, далее через Мажойский мост левым берегом Мажоя вверх по дороге и тропе (см. схему).

Подходы к ущелью Каракабак
Схема ущелья Каракабак

Нами был выбран путь от Чибита через Оройский мост и далее плато Карасу. Вариант несколько длиннее второго, зато надёжнее в плане существования мостов через Чую. Дело в том, что после катастрофического прорыва плотины озера Маашей в 2012 г. все основные мосты через Чую смыло, и у нас не было достоверной информации о состоянии Мажойского моста.

23.08

В 6-25 местного времени загрузились в Барнауле в Газель (9 человек) и в 18-00 прибыли на турбазу "Кочевник" на окраине посёлка Чибит, где и заночевали. Высота по нашему GPS-навигатору 1137 м. На территории есть баня, можно снять домик или стоять на берегу Чуи в своих палатках.

ЭКО туркомплекс "Кочевник":
  • начальник Гончаров Олег Викторович 8-903-990-69-01
  • сайт http://eco-kochevnik.ru/
  • e-mail kochevnyk@yandex.ru

24.08

В 10-30 грузимся в машину, а в 11-00 уже выгружаемся около Оройского моста, отдав за машину 1000 руб. Советуем эти 5 км от турбазы до моста проехать и сэкономить время (договориться насчёт машины в "Кочевнике" не проблема). Высота 1285 м. От моста начинается подъём по хорошей тропе мимо коша и далее круто вверх в висячую долину Ороя. За 1 час 50 мин. ЧХВ (чистого ходового времени) от моста поднялись до выполаживания тропы. Высота 1690 м. Далее по относительно пологой тропе движемся правым (орогр.) берегом ручья Орой, переходим заросшее русло Ороя на левый берег и в 14-15 останавливаемся рядом с ручьём на обед на площадке, где есть костровище и несколько мест под палатки.

Выход после обеда в 15-50. Далее тропа идёт практически без набора высоты вдоль левого (орогр.) склона ущелья то приближаясь, то удаляясь от ручья Орой. Местами встречаются площадки под 1 — 3 палатки с костровищами. Много дров.

Ущелье постепенно поворачивает вправо по ходу, тропа местами лезет вверх по склону, становясь круче. За 1 час 50 мин. ЧХВ от места обеда дошли до коша. Высота 2163 м. Здесь тропу пересекает старая колейная дорога, направо путь идёт на перевал Орой (некатегорийный, 2230 м), а налево мимо коша по дороге — к плато Карасу. Пройдя по этой дороге около 300 м от коша, находим поляну в лесу, где можно поставить 3 палатки. Есть готовое костровище и дрова. Вода в ручье недалеко. В 18-30 разбиваем лагерь.

25.08

Выход с места ночёвки в 8-30. Заливаем во все фляги жидкость, т.к. вода появится только около Мажоя. Идём по дороге в направлении небольшого поросшего лесом в нижней части и "лысого" сверху склона, который ограничивает Оройское ущелье справа (орогр.). С верха склона открывается отличный вид на дальнейший путь по дороге. С верхушки склона сначала длинный спуск, далее длинный пологий подъём, одолев который выходим на просторы плато Карасу (см. схему). Сюда от места ночёвки дошли за 1 час 35 мин. ЧХВ. Начинает сильно припекать солнце. Встречаются островки из кедров и лиственниц, много сушняка, но воды на всём пути до реки Мажой нет, т.к. ручей Карасу летом обычно полностью пересыхает. Отсюда открываются красивые виды: слева по ходу долина Чуи и Курайский хребет вдали (фото 1), впереди угадывается спуск к Мажою, а справа по ходу видны ущелья Мажоя и Каракабака (фото 2). Высота 2130 м. Кажется, что отсюда проще уходить сразу в сторону снежных вершин ущелья Каракабак, срезая путь по плато, но это не так. Нигде не видно троп или дороги вправо, а ломиться с рюкзаком через колючий берёзовый стланник — занятие для мазохистов.

Фото 1. Вид с плато Карасу в сторону Курайского хребта
Фото 2.Вид с плато Карасу в сторону ущелий Мажой и Каракабак

Правильный путь — идти всё время по колейной дороге. Пройдя низкое заболоченное место плато, дошли до каменистого русла пересохшего ручья Карасу (1 час 55 мин. ЧХВ от ночёвки). Далее начинается подъём на заросший лесом левый борт (орогр.) ущелья Мажоя, и затем спуск к реке Мажой по крутому серпантину дороги. Спуск к Мажою от ручья Карасу занял 40 мин. Высота 1800 м. Недалеко от коша на берегу Мажоя устраиваем обед. Время 12-30. Есть чистая вода. В коше в это время ещё живёт семья алтайцев с ребятишками, у них можно купить лепёшки, творог, молоко (что мы и сделали). Устраиваемся на обед в лесу рядом.

В 14-10 выходим от коша. Через 15 мин. дорога забирает вверх, где находится ещё один кош, правильный же путь идёт по тропе вдоль берега Мажоя. Через 35 мин. движения по этой тропе подходим к месту впадения реки Каракабак в Мажой. Здесь стоит баня, до холодов живут алтайцы. Через полноводный Каракабак перекинут мостик. Рядом с баней есть травянистые площадки, где можно устроить лагерь. В 16-40 палатки уже стоят. Высота 1840 м.

26.08

Сегодня предстоит отнести заброску вверх по Мажою до левого бокового ущелья выше озера Маашей, куда будем спускаться после траверса через несколько дней. Оставляем двоих в лагере, остальные в 8-05 выходят с заброской. Переходим по мостику бурный поток Каракабака. Сразу за мостом поляна с готовыми местами под палатки. Далее хорошая тропа идёт всё время левым (орогр.) берегом Мажоя, сначала практически без набора высоты. По пути проходим красивые разливы Мажоя (фото 3). За 1 час 05 мин. ходового времени от лагеря тропа приводит к большому высокому моренному валу, запрудившему Мажой. В результата прорыва узкой части дамбы этого вала в июле 2012 г. смыло красивейшее озеро Маашей, просуществовавшее около ста лет. Причиной послужили продолжительные ливневые дожди и мощные селевые потоки.

Тропа, кое-где промаркированная турами, начинает круто взбираться на древний моренный вал, петляет по верху и приводит к крутому спуску на северный берег озера. Ходовое время подъёма сюда от места ночёвки составило 1 час 40 мин.

С этой точки открывается впечатляющий вид на ложе бывшего озера Маашей, представляющего собой сейчас множество проток и рукавов Мажоя (фото 4). Может быть, пройдёт сколько-то лет, и озеро Маашей опять будет радовать своей красотой любителей природы. Вдали грандиозно возвышается вершина Карагем-баши (3962 м), и правее — снежный гребень высшей точки Северо-Чуйского хребта Мааашей-баши (4177 м). Сделав фото, продолжили путь левым (орогр.) берегом озера. Там, где уровень воды сильно упал, можно идти по вязкому илистому песку бывшего дна озера (фото 5), далее идём по крупнокаменистой осыпи, местами перелезая через огромные валуны. По пути пересекаем пару ручьёв со склона справа и через 50 мин. от начала обхода озера подходим к месту заброски. Здесь можно поставить три палатки рядом с тропой. Сверху, из бокового ущелья (наш предстоящий путь спуска после траверса), сползает длинная крупная осыпь, в которой и прячем заброску. Время 11-45.

Погода весь день стоит солнечная, становится жарко. Отдохнув и окунувшись в Мажое, в 13-15 побежали обратно, и уже в 16-10 были в лагере, потратив на обратный путь 2 часа 05 мин. ЧХВ.

Фото 3. Мутные воды Мажоя выше впадения реки Каракабак. Вид вниз по ущелью
Фото 4. Жизнь после смерти (озеро Маашей в 2015 г.)
Фото 5. Берег озера Маашей. Раньше здесь была вода

27.08

Выходим с места ночёвки в 7-40. Тропа в ущелье Каракабак начинается сразу за баней, стоящей на слиянии с Мажоем, и круто поднимается левым (орогр.) берегом Каракабака, падающего к Мажою в небольшом каньоне (фото 6, 7). Через 25 мин. подъёма начинается выполаживание. Высота 1960 м. Дальнейший путь идёт по живописной тропе с небольшим подъёмом лесистым левым (орогр.) склоном ущелья. Слева внизу бежит Каракабак, справа небольшой подъём выводит на плато Карасу.

Через 1 час движения по лесистому гребню тропа спускается к реке и подходит к началу протяжённого подъёма по склону, ещё 1 час подъёма приводит к выполаживанию. Высота 2280 м. Здесь заканчивается сплошная зона леса, далее тропа идёт полого, всё время левым (орогр.) берегом реки и вскоре выводит к нижнему Каракабакскому озеру (фото 8, 9). Доходим до разрушенной невысокой скальной ступени и наверху устраиваем перекус. Путь сюда от места ночёвки занял 2 часа 50 мин. чистого ходового времени. Высота 2330 м.

После обеда продолжаем движение левым (орогр.) берегом реки, проходим ещё пару озёр (фото 10). Тропа идёт местами по крупнокаменистой осыпи. Преодолев очередной подъём ущелья, через 1 час ЧХВ от места обеда вышли к готовым площадкам на травянистом склоне (фото 11). Вода в ручье, рядом разлив реки (фото 12). Высота 2400 м. Разбиваем здесь лагерь. Ветрено.

Фото 6. Вид на реку Мажой с подъёма в ущелье Каракабак
Фото 7. Подъём вдоль реки Каракабак
Фото 8. Подход к нижнему Каракабакскому озеру
Фото 9. Нижнее Каракабакское озеро. Вид вниз в сторону Курайского хребта
Фото 10. Ущелье Каракабак, озёра
Фото 11. Верхнее Каракабакское озеро
Фото 12. Лагерь на р. Каракабак

28.08

Вышли с места ночёвки в 8-30. Облачно. По тропе обходим моренный вал справа, затем поднимаемся на него. Слева виднеется озерцо с песчаными берегами. Дальнейший путь — пересечение протяжённых моренных валов, средняя и крупная осыпь, тропы нет. За 1 час 45 мин. ходового времени от места ночёвки выходим к ровным готовым площадкам у самого языка ледника Каракабак. Вода в ручье. Здесь, на высоте 2620 м, разбиваем лагерь.

Ледник Каракабак открыт, несколькими взлётами без трещин подходит к перевалу Больших Спортсменов. Язык имеет крутизну до 30°. Подниматься лучше вдоль небольшой покровной морены (фото 13, 14).

В этот день получилась ненапряжённая полуднёвка. Остаток дня посвящаем выходу на ледник под перевал, подгонке снаряжения. Завтра предстоит практически ночной подъём, в таких случаях завтрак мы готовим всегда с вечера (в автоклаве). Вечером набежали серые тучи, иногда немного капало. Отбой в 19-00.

Фото 13. Язык ледника Каракабак
Фото 14. Ледник Каракабак

29.08

Утром видимости никакой. Вершины и склоны затянуты облаками и густым неподвижным туманом. Ветра, который мог бы разогнать туман и облачность, нет. Сидим и ждём погоды. Часам к 10 появляется слабая видимость нижней части склонов, верхушки по-прежнему закрыты. В таких условиях видимости выходить нельзя. Формально прождав ещё пару часов, поняли, что сегодня день потерян.

30.08

Подъём в 3-00. Небо ясное, звёзды. Завтракаем и собираемся с фонарями. В 5-00 подходим к леднику и одеваем кошки. За 1час 20 мин. подошли к перевальному взлёту (фото 15). Здесь одели обвязки и всё железо. Взлёт перевала Больших Спортсменов имеет протяжённость около 750 м и крутизну от 30° до 50°, отдельные ледовые лбы до 55°-60° в районе бергшрундов в средней части. Склон из жёсткого ноздреватого фирна, под которым лёд (фото 16, 17). По участкам:

1. R0-R1

Движение одновременное в кошках по склону крутизной 15°-30° (150 м) до первых забитых бергшрундов (точка R1).

2. R1-R2

С этого места и до перевала начинаем вешать перила, станции на ледобурах. Склон крутизной 30°-40°, протяжённость участка 250 м.

3. R2-R3

Протяжённость участка 200 м. Крутизна возрастает до 45°, отдельные взлёты 50°, Склон подрезан рядом бергшрундов, которые преодолеваются по мостам.

4. R3-R4

Точка R3 — большой бергшрунд, пересекающий весь склон (фото 18). Здесь была проведена разведка в поисках надёжного моста через трещину. Под прикрытием верхнего края может собраться несколько человек. Сразу за бергшрундом крутизна на коротком участке (около 10 м) достигает 60°, затем выполаживание до 50°-45°. Перед выходом к первому ''жандарму" крутизна уменьшается др 30° (точка R4). На участке R3-R4 повешено 4 верёвки (200 м).

5. R4-R5

Оценив обстановку и поняв, что сегодня мы уже не успеем пройти траверсом до перевала Мордовия, решаем приспуститься с гребня на седловину Больших Спортсменов и там заночевать. Для этого пришлось кинуть ещё одну верёвку 50 м на седловину.

Итого, до выхода на седловину перевала Больших Спортсменов было повешено 14 верёвок (700 м). Для прохождения крутых ледовых взлётов первый участник использовал ледовый инструмент.

Седловина перевала неудобна для ночёвки. В мульде замёрзшая лужа под скалой (на озеро не тянет, фото 19). Воду берём из этой лужи. С трудом ставим три палатки на склоне с уклоном в сторону подъёма, вырубив площадки в фирне, под которым лёд. Завтра будет напряжённый день (траверс и спуск), поэтому завтрак готовим с вечера.

Высота 3380 м. В туре, который находится на скалах в сторону спуска в безымянное ущелье, нашли записку сборной команды Свердловской области от 28.07.2013 г. в количестве пяти человек под руководством Бутырина. Ребята совершили первопрохождение нашего траверса, опередив нас на два года. Они, в свою очередь, сняли записку первопроходцев 1999 г. (группа М. Гудкова из Санкт-Петербурга).

Фото 15. Подход под перевальный взлёт по леднику Каракабак
Фото 16. Вид от подножия взлёта
Фото 17. Схема подъёма на перевал Больших Спортсменов
Фото 18. Большой разрыв в верхней части склона
Фото 19. Ночёвка на перевале Больших Спортсменов

31.08

Погода ясная. Начинаем траверс в 8-30. По участкам:

1. R5-R4

По оставленной вчера верёвке поднимаемся на гребень по склону 35°, тонкий слой снега на льду (фото 20).

2. R4-R6

2-я верёвка с небольшим подъёмом повешена в направлении первого жандарма (фото 17, 20). По пути преодолеваем трещину на склоне по снежному мосту.

3-я верёвка — вдоль скал первого жандарма, подъём по склону крутизной 40°.

4-я верёвка идёт почти горизонтально, слева остаётся второй жандарм (фото 22).

5-я верёвка выводит к третьему жандарму (фото 23).

6-я и 7-я верёвки выводят к вершине Героев Алтая, где была снята записка группы из трёх альпинистов ФАОО под руководством Курзина Богдана (поднялись с ледника Каракабак по маршруту "3-Б" 12.08.2015 г., спуск по пути подъёма). Они, в свою очередь, сняли записку сборной команды Свердловской области под руководством Бутырина от 28.07.2013 г., совершавшей наш траверс.

8-я верёвка — вдоль вершины Героев Алтая (фото 25, 26).

9-я верёвка — спуск до выполаживания выше скал, обрывающихся к седловине перевала Мордовия (фото 27).

3. R6-R7

Одновременное движение в связках. Выход к скалам, затем ещё метров 15 по простым скалам к заключительному крутому скальному участку. Вид от точки R7 на седловину перевала Мордовия показан на фото 28.

4. R7-R8

Последний участок траверса перед выходом на широкую седловину перевала Мордовия представляет собой отвесную стенку с внутренним углом высотой около 30 м. Спускаемся дюльфером, оставляя петлю на скале (фото 29).

В 12-40 группа собралась на перевале. Очевидного тура не нашли. С седловины спустились вдоль скал в характерную ледниковую "воронку" с крутыми стенками (фото 28, 30), откуда начинаем вешать перила (фото 31).

Спуск с перевала Мордовия в безымянное левое боковое ущелье Мажоя проходит по крутому кулуару крутизной в верхней части 50°, далее небольшое выполаживание до 45°, в нижней части 40°. Общее направление спуска — примерно по центру кулуара, так как со скал могут идти камни. За время нашего спуска со скал слева по ходу (склоны вершины Героев Алтая) дважды сыпались камни. Необходимо спускаться с наблюдением!

От начала перильной страховки было повешено 6 верёвок (300 м) на ледово-снежном склоне (тонкий слой снега на льду), затем ещё 3 верёвки (150 м) подвижная осыпь на льду. В нижней части склон разорван двумя бергшрундами, которые преодолевали по мостам. Последнюю, десятую верёвку бросили при прохождении нижнего несложного бергшрунда (фото 32). Итого, на спуске повешено 500 м перил. Все точки организации перил — на ледобурах, для сдёргивания верёвок использовали ледобур-самосброс.

В 18-30 сняли последнюю верёвку. Далее спустились на пологую часть ледника, обойдя своеобразное снежное "болото", и на центральной морене нашли более-менее пригодное место для трёх палаток на льду, присыпанном камнями (фото 33). Ставим лагерь. Вода в ледниковом ручье рядом. Высота 3040 м.

Фото 20. Начало траверса от перевала Больших Спортсменов
Фото 21. Фрагмент траверса с перевала Больших Спортсменов до перевала Мордовия
Фото 22. Фрагмент траверса. Обход первого и второго жандармов
Фото 23. Фрагмент траверса. Подход к третьему жандарму
Фото 24. Фрагмент траверса. Внизу — ледник Каракабак
Фото 25. Фрагмент траверса. Вид от вершины Героев Алтая

Фото 26. На вершине Героев Алтая
Фото 27. Начало спуска от вершины Героев Алтая
Фото 28. Последний участок перед спуском с гребня на седловину перевала Мордовия
Фото 29. Последний дюльфер перед спуском на седловину перевала Мордовия
Фото 30. Спуск с седловины перевала Мордовия к первой станции
Фото 31. Первая верёвка на спуске с перевала Мордовия

1.09

В 9-20 выходим из лагеря. Солнечно. Смещаемся к левому (по ходу спуска) краю ледника. По пологому, открытому, местами зачехлённому леднику выходим на морену. Через 40 мин. ЧХВ (чистого ходового времени) от стоянок подходим к спуску на нижний ледник с перевала Счастливый (3А, 3180 м). Похоже, раньше это были две ветви одного ледника, но сейчас они Места нехоженные (в этом ущелье побывало не более четырёх групп), очень красивые (фото 34, 35). Высота 2880 м. Фотографируем, и по крутой осыпи левым карманом морены за 30 мин. спускаемся на нижний ледник. Ещё через 30 мин. движения по леднику и моренным завалам, переходим речку на правый (орогр.) берег. Дальнейший путь идёт по моренным нагромождениям средних и крупных камней. Ущелье сложно для движения, полное отсутствие троп, протяжённые осыпи и курум. Через 2 часа 55 мин. ходового времени с момента выхода из лагеря подошли к двум красивым моренным озёрам, спрятавшимся в камнях (фото 36). Высота 2535 м. Время 13-10, около первого озера устраиваем обед.

В 15-30 продолжаем движение. Озёра разделены короткой перемычкой. Верхнее озеро обходим справа по ходу, далее через перемычку нижнее озеро обходим уже слева по узкой полосе камней между склоном и водой, в нескольких местах занимаясь акробатикой на больших камнях (фото 37). Обход озёр занял 30 мин.

Дальнейший путь идёт по заросшей травой морене, крутой спуск по осыпи, прохождение несложного участка выхода скал и выход на болотистый плоский разлив реки. Перейдя на левый (орогр.) берег реки, дальше до конца спуска по ущелью будем идти её левым берегом. На склоне появляются редкие деревья (1 час 20 мин. от конца обхода озёр). Далее ещё 30 мин. вдоль русла реки, и подходим к началу крутого падения висячего ущелья к Мажою.

Приспустившись в лесу к началу крутого падения, провели тщательную разведку пути. Дальнейший спуск возможен по осыпному склону недалеко от речки, падающей справа от нас. Начало темнеть, поэтому достали фонари. Весь дальнейший спуск к Мажою проходил по осыпному кулуару плотной группой и уже в темноте. Кулуар выводит к Мажою немного ниже нашего места заброски. Выходим на знакомую тропу и в 21-30 ставим палатки около места нашей заброски. Высота 2000 м.

Фото 32. Спусковой кулуар перевала Мордовия
Фото 33. Лагерь на леднике после спуска с перевала Мордовия
Фото 34. Верховья безымянного ущелья
Фото 35. Перевал Счастливый
Фото 36. Верхнее моренное озеро
Фото 37. Обход нижнего моренного озера

2.09

Этот день подарил нам прекрасную осеннюю картину и хорошее настроение (фото 38). Траверс пройден. И последнее. Этого рассказа не было бы без надёжной команды единомышленников (фото 39).

Фото 38. Осень Мажоя
Фото 39. Наша команда

Егор ПолтавченкоОтличный поход и фотографии! Вот такое было озеро
16.12.2015, 18:22:00 |
Евгений РензинИ вот как после этого ходить на работу!? Я уже на три раза фотографии посмотрел. И отчёт прочитал, разумеется. Алтай, Северо-Чуйский, эх! Чертовски хочу побывать там ещё не один раз!
Спасибо, что поделились с нами!
17.12.2015, 00:04:07 |

Я очень подозреваю, что на это сильно повлияли не столько 15 лет, сколько время года. Были на Северо-Чуйском в июле 2014 г. — снега куча. В т.ч. на перевалах (Кызылташкий, Маашейский, Тамма и др.).
17.12.2015, 00:20:39 |
Юрий Суриков

Евгений Рензин: Как оказалось, за прошедшие 15 лет чисто снежный кулуар превратился в ледовый, увеличив камнеопасность и исключив возможность страховки через ледоруб при спуске. Я очень подозреваю, что на это сильно повлияли не столько 15 лет, сколько время года. Были на Северо-Чуйском в июле 2014 г. - снега куча. В т.ч. на перевалах (Кызылташкий, Маашейский, Тамма и др.).

Да, скорее именно так.
17.12.2015, 14:17:00 |
Евгений РензинЯ перед походом 2014 г. склеил в фотошопе 6 листов генштабовских карт и перенёс туда с разных хребновок всё туристское наполнение (вершины, перевалы и их категории). Так вот, уж не помню откуда взял, но вершина между Мордовией и Б.Спортсменами у меня подписана "Геодезист". Я так понимаю, что её вы называете пиком Героев Алтая. Вопрос, это два названия одной вершины или я что-то напутал?
17.12.2015, 22:13:30 |
Юрий Суриков

Евгений Рензин:  Я перед походом 2014 г. склеил в фотошопе 6 листов генштабовских карт и перенёс туда с разных хребновок всё туристское наполнение (вершины, перевалы и их категории). Так вот, уж не помню откуда взял, но вершина между Мордовией и Б.Спортсменами у меня подписана "Геодезист". Я так понимаю, что её вы называете пиком Героев Алтая. Вопрос, это два названия одной вершины или я что-то напутал?

Евгений, вершины Геодезист там нет. Есть Геодезическая (3529 м), расположена между вершинами Спасатель и Барнаульских альпинистов. У меня на фото 13 это хорошо видно. По поводу вершины Героев Алтая — интересная ссылка http://www.vvv.ru/news/index.php3?news=413196