С 2011 по 2013 гг. нашей группой были совершены горные походы по Северо- и Южно-Чуйскому хребтам Алтая. Мы уже не первый раз были на Алтае. В 1990 г. сделали горную "пятёрку" на Катуньском хребте в районе высшей точки Сибири — массива Белухи. Но красота Южно-Чуйского и Северо-Чуйского хребтов покорила сразу, заставив приезжать сюда снова и снова. От этих мест остались самые яркие впечатления, которыми мы и хотим поделиться в нашем фоторассказе. Если эти места не оставят вас равнодушными и захочется туда отправиться — значит, мы свою задачу выполнили.

___________________

Маршрут и команда

В августе — сентябре 2013 г. был пройден короткий, но красивый маршрут:

г. Барнаул — посёлок Бельтир — ущелье Талдуры - ледник Талдуринскийперевал Девяти (2Б, 3600 м) — ледник Софийский - перевал Ключ Южный (2Б, 3590 м) — ледник Талдуринский — траверс массива Ольги (весь траверс оценивается 2Б, 3734 м) через перевал Сибстрин (2А, 3200 м) + вершина Ольга Вост. (2А альп., 3734 м) + перевал Межольгинский (2Б*, 3600 м) + вершина Ольга Зап. (2Б альп., 3723 м) + перевал Турист (2Б, 3380 м) — ледник Талдуринский — река Талдура — посёлок Бельтир — г. Барнаул.

Маршрут позволяет пройти по двум крупнейшим ледникам Южно-Чуйского хребта — Талдуринскому и Софийскому и состоит из двух колец (схемы 1 и 2).

Схема 1. Первое кольцо маршрута
Схема 2. Второе кольцо маршрута

Мы — это шесть уже не молодых, но ещё не старых москвичей, безнадёжно больных горами уже многие годы, в возрасте от 49 до 64 лет (на момент похода).

________________________________

Подъезды. Полезная информация

Мы начинали маршрут в г. Барнаул.

Расстояние от г. Барнаула до г. Бийска – 162 км

от г. Бийска до г. Горно-Алтайска – 90 км

от г. Бийска до пос. Чибит – 442 км

от г. Бийска до пос. Акташ – 448 км

от г. Бийска до пос. Курай – 490 км

от г. Бийска до пос. Ташанта – 599 км

Заброской туристических групп и отдельных отдыхающих в горный Алтай занимаются в основном две фирмы:

1. "Алтай Транспорт".

телефон (моб.): 8(913) 245-13-33, 8(913) 090-52-90

e-mail: altaitransport@mail.ru

2. “Бийск — Алтай — Тур” (“Биалтур”) – Замчалов Иван Юрьевич

телефон: 8(3854) 31-11-10, 8(960) 939-11-55

e-mail: bialtur@rambler.ru

Последние несколько лет мы имеем дело с фирмой “Биалтур”, которая работает очень качественно.

Цены на транспорт: микроавтобус на группу в 6 человек от г. Барнаула до пос. Акташ в 2013 г. стоил 15600 руб., от г. Барнаула до пос. Бельтир — 18000 руб.

Подъезд осуществляется по красивейшей федеральной автомобильной дороге М-52 “Чуйский тракт”, соединяющей г. Новосибирск и пос. Ташанта на границе с Монголией. С 2007 г. дорога асфальтирована и содержится в хорошем состоянии, так что постоянная скорость на ней – под 100 км в час. “Чуйский тракт” проходит через территорию трех субъектов РФ – Новосибирскую область, Алтайский край (столица – г. Барнаул) и республику Алтай (столица – г. Горно-Алтайск).

“Чуйский тракт” проходит через два перевала – Семинский (высота 1717 м) и Чике-Таман (высота 1295 м). Надо учитывать, что дорога от г. Барнаула занимает практически полный день (с заездом в кафе г. Бийска для завтрака).

Не рекомендуем останавливаться непосредственно в посёлках у местных алтайцев. На окраине пос. Чибит можно остановиться в ЭКО туркомплексе “Кочевник”, договорившись на месте (или связавшись заранее). Контактная информация:

Гончаров Олег Викторович

телефон: 8(903) 990-69-01

e-mail: kochevnyk@yandex.ru

сайт: www.kochevnyk.ru

В “Кочевнике”, расположенном на берегу р. Чуя, можно хорошо отдохнуть в конце похода. Цены вполне приемлемые, есть баня.

Рядом с пос. Акташ находится комфортная гостиница, где можно переночевать в ожидании транспорта. Все удобства (душ, туалет) на этаже. В номере – телевизор. Цена за ночь – 500 руб. с человека.

Группам, начинающим свой маршрут на Южно-Чуйском хребте, можно подъехать практически до верхнего зимовья Кызыл-Маны на р. Талдура (около 40 км вверх от пос. Бельтир), напротив подъёма под перевал Некрасова. Заброска от пос. Акташ под язык Талдуринского языка автомашиной ГАЗ-66 будет стоить 18000 руб. (по ценам 2013 г.). Водитель – Кривяков Владимир, контактные телефоны: 8(913) 226-31-35 и 8(909) 503-22-85.

Для постановки на учёт в ПСС (поисково-спасательном отряде) ГУ МЧС России по республике Алтай необходимо не ранее, чем за 30 календарных дней и не позже двух недель до выхода группы на маршрут пройти электронную регистрацию по указанной на сайте форме.

Контактная информация:

адрес ПСО: г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, д. 12

телефон: 8(388-22) 2-29-14

сайт: http://www.04.mchs.gov.ru/info/detail.php?ID=1789

e-mail: raltspas@mail.ru

Стационарный ПСО в районе Северо- и Южно-Чуйского хребтов один и расположен в альплагере “Актру”, спасатели находятся там до середины сентября.

_________________

Дневник похода

28 августа.

Прибыв московским поездом утром в Барнаул, на заказанной Газели к вечеру добрались до посёлка Акташ, где переночевали в гостинице (фото 1), а на следующее утро на автомашине ЗИЛ-130 выехали по направлению к посёлку Бельтир. Посёлок этот был сильно разрушен во время катастрофического 8-бального землетрясения 2003 г., некоторые строения не восстановлены до сих пор. Недалеко от Бельтира в ущелье Талдуры как напоминание о той трагедии остались оползни и провалы в грунте(фото 2,3). Расстояние от посёлка Бельтир до Талдуринского ледника порядка 40 км. В условиях недождливого лета можно заброситься в верховья ущелья до последнего зимовья Кызыл-Маны, что примерно в 5 км от ледника, на автомашине ГАЗ-66 или ЗИЛ-130, что мы и сделали (фото 4). Наш водитель "сачконул", не доехав до зимовья пару километров, так что нам пришлось это расстояние прочелночить со всем грузом. Остановились на ночлег напротив зимовья (на другом берегу Талдуры, фото 5,6).

Ещё раньше, с подходов по ущелью, открывается потрясающий вид на Талдуринский ледник, красавицы Ольгу Восточную (3734 м) и Западную (3723 м) и остроконечный пик Иикту (3941 м). А вечером мы увидели фантастическую картину (фото 7, 8).

Фото 1. Гостиница в посёлке Акташ
Фото 7. Талдуринский ледник
Фото 8. Вечерние краски

29 августа.

Сделали заброску продуктов на ледник на вторую часть маршрута.

30 августа.

От места ночевки на левом (орогр.) берегу р. Талдура напротив верхнего зимовья Кызыл-Маны в 8-15 начинаем движение по тропе к Талдуринскому леднику.

За 35 мин чистого ходового времени (ЧХВ) обошли верхом скальный прижим и спустились к первым моренным валам. Высота 2380 м. Далее идем по камням вблизи реки без тропы. За 1 час 20 мин., двигаясь по моренным выносам и по пути пересекая пару ручьев, подошли к заглаженным “бараньим лбам” справа (по ходу) от языка Талдуринского ледника. Высота 2485 м.

Забирая несколько вправо по ходу, начинаем подъём по несложным “лбам” и выходим на левый (орогр.) край ледника, где одеваем кошки (открытый лед). Дождь, начавшийся еще раньше, становится сильным. Пройдя самым краем ледника около 300 м, вылезаем на верх левобережной крутой морены, где есть хорошие песчаные площадки для стоянки. Идёт сильный дождь. В 12-20 ставим палатки, так как вымокли до нитки, и двигаться дальше в таком состоянии нельзя. Высота 2680 м. К вечеру дождь прекратился, и появилась возможность просохнуть и просмотреть с места ночёвки начало пути к перевалу Девяти (фото 9). Ночью подморозило.

31 августа.

Утром облачно и ветрено. Хребты и перевалы закрыты облаками. Выходим в 9-25. Спускаемся с морены и движемся в кошках по открытому леднику, пересекая центральную ветвь справа налево по ходу (фото 10). Через 35 минут движения от лагеря пересекаем небольшую моренную гряду, далее спуск выводит на восточную ветвь ледника. Дальнейший ориентир – чётко видимый ледопад Талдуринского ледника с сераками, который оставляем слева по ходу от себя. Изредка попадаются легко обходимые трещины. Ледник становится закрытым, поэтому связываемся.

Для выхода на верхнее ровное поле восточной ветви Талдуринского ледника под перевал Девяти необходимо преодолеть фирновый склон крутизной до 35°, протяженностью 200 м, с рядом поперечных трещин в верхней части. Подход к подножью этого взлета от места ночевки занял 1 час 25 минут. Высота у начала взлета 2840 м. Взлет ледника проходим в верхней части ближе к скалам слева, где есть мосты через трещины. На этом участке было закручено 2 ледобура, движение в связках с попеременной страховкой. Преодоление взлёта заняло 1 час 50 минут.

В 13-10 вышли на верхнее плато. Высота 3100 м. Далее практически без набора высоты за 55 минут подходим непосредственно под взлёт перевала Девяти, где разбиваем лагерь (фото 11). Высота 3210 м. К вечеру погода проясняется, и открывается прекрасная панорама верховий восточной ветви Талдуринского ледника (фото 12).

Прямо перед нами возвышается ледовая стена нашего первого на маршруте перевала — Девяти (2Б, 3600 м), фото 13.

Фото 9. Лагерь на морене Талдуринского ледника
Фото 10. Подход по Талдуринскому леднику под перевал Девяти
Фото 11. Лагерь под перевалом Девяти
Фото 12. Верховья Талдуринского ледника
Фото 13. Перевал Девяти с места ночёвки

1 сентября.

Перевал Девяти (2Б, 3600 м)
Расположен в хребте “Талдуринская ограда” (северный отрог Южно-Чуйского хребта)
Ведёт с лед. Талдуринский (долина р.Талдура) на лед. Софийский (долина р.Аккол)
Характер: ледово-cнежный
Описание даётся при прохождении с Талдуринского на Софийский лед.

Выйдя из лагеря в 9-00, за полчаса в связках подошли под перевальный взлёт (фото 13). При подъёме на перевал в нижней части могут представлять опасность камни со скальной вершины слева от седловины, а также лавиноопасный снежный кулуар слева по ходу. Чтобы не пересекать этот неприятный кулуар, начинаем подъем ближе к ледовым сбросам (крутизной до 60°).

Весь подъём можно разделить на несколько частей. Участок 1-2 до бергшрунда крутизной до 30° прошли в связках одновременно, далее на склоне появляются выходы льда, а крутизна возрастает до 45° и более (участок 2-3). Учитывая пока еще приличный вес рюкзаков и то, что перевал Девяти – первый на нашем маршруте, от бергшрунда (точка 2 на фото 13) и до самой перевальной седловины организуем перильную страховку. Подойдя под скалы, начинаем подъём вдоль них (участок 3-4) по склону крутизной до 40° с выходами скал. На этом участке приходится быстро и с наблюдением пересекать камнеопасный кулуар слева по ходу. Последний участок подъёма проходит по склону 45° (участок 4-5), после чего выполаживание выводит на перевальную седловину (фото 15-16).

Всего на подъеме от точки 2 и до перевальной седловины повешено 12 перильных веревок по 50 м (600 м), все точки крепления на ледобурах кроме последней (на спаренных ледорубах).

Перевальная седловина – снежная, широкая, но продуваемая ветром. Можно установить несколько палаток (фото 14). В обе стороны открываются впечатляющие виды – на массив Ольги и пик Икту на Талдуринском леднике (фото 15), и на доминирующую вершину Брат на Софийском (фото 16, 17). Тур по описанию – на скалах с северной стороны седловины. Явного тура мы не нашли, поэтому сложили свой, заметный.

Спуск с перевала Девяти на Софийский ледник никаких сложностей не представляет. Снежный склон не круче 30°, по которому в связках одновременно за полчаса спустились на ровное верхнее поле Софийского ледника, где разбили лагерь (фото 18-19). Высота 3470 м.

Рекомендации по прохождению перевала

Перевал Девяти практически односторонний, протяжённость определяющей (западной) стороны – около 600 м. В условиях достаточного количества снега верхнюю часть определяющего склона можно проходить в связках с попеременной и одновременной страховкой. В наших условиях склон представлял собой жёсткий фирн, местами выходы льда. Опасность представляет широкий лавино- и камнеопасный кулуар в нижней части (слева по ходу от нашего пути подъёма, фото 13). Здесь есть два варианта – или пересекать его возможно выше (быстро и с предварительной оценкой состояния склонов), или уходить в район ледовых сбросов (вариант примерно нашего пути), где крутизна может доходить до 55°. При перегруженных снегом склонах второй вариант безопаснее. В отдельные малоснежные годы может представлять проблему преодоление нижнего бергшрунда.

Фото 14. На седловине перевала Девяти
Фото 15. Вид с перевала Девяти на Талдуринский ледник
Фото 16. Вид с перевала Девяти на Софийский ледник
Фото 17. Вершина Брат с перевала Девяти
Фото 18. На Софийском леднике

2 сентября.

От места ночёвки на верхнем плато Софийского ледника под перевалом Девяти вышли в 10-15. Пологий спуск по закрытому леднику в связках ближе к разделительному гребню слева, отходящему от “Талдуринской ограды”. Погода стоит ясная и солнечная. За 45 минут ЧХВ (чистого ходового времени) дошли до конца разделительного гребня, далее поворачиваем влево и начинаем подъём по леднику в сторону перевала Ключ Южный (фото 19). Справа по ходу от нас тянется скально-осыпная гряда (продолжение восточного отрога вершины Ключ), отделяющая центральную ветвь Софийского ледника от его небольшой северной ветви.

В том месте, где эта гряда примыкает к склонам вершины Ключ, существует небольшое снежно-осыпное понижение – так называемый перевал Ключ Отрожный (фото 19). Путь сюда от места ночёвки под перевалом Девяти занял 1 час 40 минут. На осыпи готовим площадки и разбиваем лагерь (фото 20). Высота 3450 м.

Фото 19. Подход по Софийскому леднику под перевал Ключ Южный
Фото 20. Лагерь на осыпи перевала Ключ Отрожный

3 сентября.

Перевал Ключ Южный (2Б, 3590 м)
Расположен в хребте “Талдуринская ограда” (северный отрог Южно-Чуйского хребта)
Ведёт с лед. Софийский (долина р.Аккол) на лед. Талдуринский (долина р.Талдура)
Характер: ледово-cнежный
Описание даётся при прохождении с Софийского на Талдуринский лед.

В 7-30 выходим с места ночёвки. Перевальный взлёт со стороны Софийского ледника представляет собой снежно-ледовый (в наших условиях – твёрдый фирн) склон крутизной 40° и протяженностью 200 м (фото 21). От начала крутой части повесили 3 верёвки перил прямо вверх (фото 22) и одну траверсом влево с выходом на перевал (последнюю крепили за камень на седловине).

В 9-30 вся группа собралась на перевале, где сняли записку группы туристов Белгородского государственного университета в составе 9 человек (руководитель и дата не указаны). Перевальная седловина представляет собой красивое замёрзшее озеро на дне небольшой мульды с крутыми краями (фото 23, 24). С перевала открывается красивая панорама Талдуринского ледника (фото 25).

В сторону спуска перевал обрывается крутым снежно-ледовым склоном равномерной крутизны 45° и протяжённостью 400 м. Внизу склон подрезан двумя бергшрундами, наличие мостов через которые зависит от снежной обстановки. В наших условиях они были практически засыпаны снегом. В 10-00 начали спуск. На склоне было повешено 8 перильных верёвок, 7 из них крепились на ледобурах, а последняя – на ледорубах. Верхний участник спускался по закреплённой наверху верёвке, которую сдёргивали ледобуром-самосбросом. Спуск до пологой части под перевальным взлётом занял 3 часа. Высота 3300 м (фото 26 — 28).

Дальнейший спуск идет в связках сначала по пологому закрытому леднику ближе к его правому краю, затем ледник поворачивает влево и крутым ледовым языком до 40° обрывается вниз, к осыпным моренным валам (фото 30). Движение здесь осуществляем вблизи скал справа по ходу. За 1 час движения от подножия перевального взлёта спустились на правобережную морену восточной ветви Талдуринского ледника. Здесь снимаем кошки и за 15 мин. доходим до красивого моренного озера, рядом с которым множество готовых площадок для стоянок (фото 29, 30). Здесь прекрасное место для днёвки – поэтому разбиваем лагерь. Воду можно взять из ручья, впадающего в озеро. От стоянок открывается красивый вид на Талдуринский ледопад с сераками (фото 31). Высота 2820 м.

Рекомендации по прохождению перевала

При подъёме на перевал Ключ Южный со стороны Софийского ледника рекомендуем ночевать непосредственно под перевальным взлётом, т.е. на осыпях перевала Ключ Отрожный, чтобы проходить спусковой склон достаточно рано. Со стороны Талдуринского ледника склон в малоснежные годы камнеопасен (камни могут идти со склонов вершины Ключ справа по ходу спуска).

Стоит отметить, что официальная высота перевала в Перечне перевалов (3370 м) сильно занижена. По нашим оценкам, перевал Ключ Южный не ниже перевала Девяти (3600 м), что показывает GPS-навигатор и отлично видно со склонов вершины Ольга Восточная.

Фото 21. Вид из лагеря на перевал Ключ Южный

Фото 30. Перевал Ключ Южный от места днёвки
Фото 31. Сераки Талдуринского ледника

4 сентября.

Отлично отдохнули на днёвке, сбегали за заброской. Изюминкой нашего похода будет предстоящий траверс массива Ольги.

5 сентября.

В 8-00 выходим из лагеря. По осыпи и крутому льду спускаемся на ровное поле ледника, оставляя Талдуринский ледопад с сераками слева от себя (схема 2). Через 40 минут от начала движения вышли под моренные завалы справа по ходу, соединяющие восточную и центральную ветви Талдуринского ледника и за 20 минут поднялись наверх. Высота 2920 м. Через 10 минут движения по камням выходим на центральную ветвь, здесь ледник закрыт. Одеваем кошки, связываемся и за 55 минут подходим под взлёт, выводящий на верхнее плато перевала Сибстрин (фото 32). Взлёт снежный, с плавно возрастающей до 30°-35° крутизной, протяжённостью 250 м. Подъём в связках одновременно. В верхней части полузасыпанный бергшрунд, его проходим по мосту с попеременной страховкой.

За 50 минут преодолели взлёт и вышли на огромное снежное плато с большим замерзшим озером в центре (фото 33). После предварительной разведки разбиваем лагерь в снежной мульде рядом со скалами, ограничивающими перевальное плато с юга (фото 34). С перевала Сибстрин сняли записку группы туристов турклуба “Глобус” (г. Киев) в количестве 9 человек от 8 августа (руководитель Шинкаренко М.С.). Готовимся к завтрашнему выходу на траверс массива Ольги.

С места ночевки открывается потрясающий вид на юг, на Монгольский Алтай и доминирующий вдали снежный массив Найрамдал (Кийтын, 4374 м), фото 34. Верхнее плато перевала Сибстрин обрывается на юг крутыми разрушенными скалами, картина впечатляет (фото 35). Над нами возвышается вершина Ольга Восточная (фото 36 — 38). Высота по GPS-навигатору 3300 м. Погода весь день отличная.

Фото 32. Место выхода на верхнее плато
Фото 33. Плато перевала Сибстрин
Фото 34. Лагерь на плато
Фото 35. Южные склоны перевала Сибстрин
Фото 36. Красавица Ольга Восточная
Фото 37. Ольга Восточная
Фото 38. Южные склоны Ольги Восточной

6 сентября.

Выход из лагеря в 8-30. От места ночёвки на вершину ведет широкий (несколько метров и более) заснеженный гребень, обрывающийся на север крутым снежно-ледовым склоном, а с юга ограниченный скальными выходами, вдоль которых можно безопасно двигаться даже в условиях ограниченной видимости. Гребень имеет переменную крутизну – от 20° до 45° и протяженность 700 м.

Практически на всем пути подъем осуществляли в связках одновременно (ступени держат хорошо) вдоль скал слева по ходу, в нескольких крутых местах – с попеременной страховкой.

Подъем на вершину занял 3 часа 40 минут. В 12-10 группа собралась у вершинного тура, расположенного на скалах “жандарма” (фото 39, 40). При необходимости около “жандарма” можно поставить несколько палаток, но при сильном ветре особо укрыться негде. Сняли записку группы туристов Республиканского центра детско-юношеского туризма г. Петрозаводска в количестве 8 человек от 5.09.2013 г. (руководитель – Серегин А.), которые, совершая пешую “пятерку”, за день до нас радиально взошли на Ольгу Восточную со стороны перевала Сибстрин.

С вершины на север открывается вид на долину Талдуры (фото 41), на юге – далекие хребты и плоскогорья (фото 40). Отлично виден массив Белухи вдали (фото 42).

В 12-40 начинаем спуск в сторону перевала Межольгинского. Для спуска с вершины на северо-запад необходимо обогнуть “жандарм ” с юга по полке и выйти к началу крутого снежно-ледового склона (45°), подрезанного бергшрундом (фото 43, 44). Спуск по перилам (40 м) через полузасыпанную трещину, далее в связках одновременно по склону переменной крутизны 25°-45° (фото 45).

В 14-00 выходим на снежную седловину перевала Межольгинский. Снежный склон с некоторым уклоном на южную сторону, поэтому ровняем в снегу площадки и сооружаем ветрозащитную стенку. Воду приходится топить из снега, кухню организуем на скалах чуть ниже с южной стороны (фото 46, 47).

После обеда два человека повесили 4 веревки (200 м) на подъеме к вершине Ольга Западная. До вершины не хватило полверёвки. Погода резко испортилась. Задул сильный ветер, пошла крупа.

Фото 39. Тур на вершинном “жандарме” Ольги Восточной

Фото 47. Вид с Межольгинского перевала на юг
Фото 48. Общий вид подъёма с перевала Межольгинский на Ольгу Западную

7 сентября.

С утра туман, видимость периодически не более 10 м. К 9 часам погода чуть улучшается, решаем выходить. Подъем на вершину Ольга Западная с перевала Межольгинский представляет собой крутой снежно-ледовый склон 45° (отдельные участки до 50°) и протяженностью около 220 м. Подъем осуществляли вдоль скал слева по ходу (2 веревки по 50 м), далее траверс склона вправо к узкому проходу в скалах (камнеопасно!) и еще 1,5 веревки вверх вдоль скал справа по ходу (фото 48 — 50).

В 11-00 вышли на вершину Ольга Западная. Тур находится на одном из больших валунов гребня. Сняли записку группы альпинистов клуба “Вертикаль” (г. Новосибирск), совершивших восхождение на вершину Ольга Западная с перевала Турист 7.08.13 г. под руководством Нефедова В.С.

Северо-западный гребень, отходящий от вершины Ольга Западная, имеет ширину от 15 м до 30 м и позволяет двигаться в связках одновременно. Периодически останавливаемся и ожидаем улучшения видимости, когда в тумане она падает до нескольких метров, зато виды завораживают (фото 51, 53). Выше нас только небо!

Через 150 м от вершины пологая часть гребня заканчивается (фото 52) и начинается спуск около 40 м крутизной 40° в снежную мульду около 20 м шириной (перила на ледорубах), затем небольшой подъём и снова выход на гребень, меняющий свое направление на более западное. Движение всё время идет вдоль скальных выходов южной стороны гребня. Склон спадает несколькими волнами крутизной до 40°-45° и максимальной протяжённостью до 100 м. Всего на крутых участках гребня от вершины Ольга Западная было повешено 5 перильных верёвок. Между крутыми участками – выполаживание склона, где можно двигаться в связках одновременно.

В 14-00 характер склона меняется – ширина гребня увеличивается, появляется большое количество скальных выходов, крутизна и протяжённость крутых падений гребня уменьшаются. В 14-30 подошли к красивому замёрзшему озеру на гребне, окружённому небольшими скалами, круто обрывающимися на юг. Под ногами средняя и крупная осыпь.

Погода постепенно улучшается, временами появляется солнце. На снежно-осыпном склоне рядом с озером готовим площадки для ночевки. Место очень красивое, но холодное и ветреное. Чтобы добраться до воды, приходится долго долбить твёрдый и толстый лёд (фото 54). Высота 3515 м.

Фото 49. Фрагмент подъёма на Ольгу Западную с Межольгинского перевала. Четвёртая верёвка
Фото 50. Выход на вершину Ольги Западной
Фото 51. На траверсе Западной Ольги
Фото 52. Спуск с крутого участка гребня
Фото 53. Пик Иикту скрыт в облаках
Фото 54. Каток на гребне Западной Ольги

8 сентября.

Утром морозно, небо ясное. От места ночёвки около озера открывается прекрасный вид на массив Белухи (4506 м) и пик Икту (3941 м), фото 55. Выход из лагеря в 8-45. От северо-западной части озера спускаемся по крупной осыпи и огромным валунам в направлении седловины перевала Турист. По пути пришлось сделать 2 дюльфера по 10 м на скользких скалах. Далее спускаемся одновременно без связок и кошек с южной стороны широкого скального гребня по крупной осыпи с выходом скал. Характер последнего участка траверса перед выходом на перевал Турист показан на фото 56.

В 9-50 вышли на седловину перевала Турист. Сняли записку группы альпинистов клуба “Вертикаль” (г. Новосибирск), совершавших восхождение на вершину Ольга Западная, под руководством Нефедова В.С.

На южную сторону перевал начинается красивой скальной щелью (фото 57).

Перевал Турист с северной стороны представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 40°, подрезанный по всей длине бергшрундом (фото 58). Сложность прохождения и наличие мостов через бергшрунд зависят от снежно-ледовой обстановки. В 10-10 мы в связках на кошках начинаем спуск на Талдуринский ледник. Состояние снежного склона позволило пройти весь спуск в связках одновременно, засыпанный бергшрунд преодолели по мосту с попеременной страховкой. Спуск до пологой части ледника занял 40 минут (фото 59). Еще через 20 минут вышли на открытую часть западной ветви Талдуринского ледника, где развязались. Траверс завершён (фото 60).

Далее спускаемся по открытому леднику до языка и знакомым путём доходим левым (орографически) берегом Талдуры до нашей старой стоянки напротив зимовья Кызыл-Маны. Круг замкнулся. Остаётся долгая 40-километровая дорога обратно в Бельтир.

Рекомендации по прохождению траверса

Возможные места ночёвок на траверсе: на плато перевала Сибстрин, на вершине Ольга Восточная, на перевале Межольгинский, рядом с озером на гребне выше перевала Турист. Если позволяет время и погода, рекомендуем заночевать около замерзшего озера на спуске к перевалу Турист. Потрясающая по красоте картина не оставит никого равнодушным.

Прохождение юго-восточных склонов вершины Ольга Восточная при подъёме с перевала Сибстрин, а также сложность спуска с перевала Турист на Талдуринский ледник зависят от снежно-ледовой обстановки (наличие участков льда, глубины снежного покрова и т.д.). При наличии протяжённых ледовых участков неизбежно провешивание перил. В условиях ограниченной видимости на траверсе в целях безопасности следует придерживаться скальных выходов, ограничивающих склоны с южной стороны. Подъём на вершину Ольга Восточная с перевала Сибстрин рекомендуем осуществлять по снежному гребню, а не по осыпям и скалам южной стороны (камнеопасно!).

Фото 55. Панорама от озера на гребне Западной Ольги утром
Фото 56. Спуск по крупной осыпи на перевал Турист
Фото 57. Скальная щель перевала Турист
Фото 58. Начало спуска с перевала Турист на Талдуринский ледник
Фото 59. На пологой части Талдуринского ледника
Фото 60. Траверс завершён

9, 10 сентября.

Днёвка, на следующий день вынужденная отсидка. Ввесь день 10 сентября шёл дождь, в горах — снег. Ночью подморозило, вода в ручье рядом с лагерем промёрзла вдоль берега (фото 62).

Фото 61. Колючие кусты в верховьях Талдуры
Фото 62. Вода в ручье замёрзла

11 сентября.

Выход с места ночёвки напротив самого верхнего зимовья Кызыл-Маны – в 8-25. Высота 2360 м. Долина реки Талдура от зимовья Кызыл-Маны до посёлка Бельтир имеет протяженность около 40 км. Пройдя прижим на левом (орографически) берегу Талдуры, по дороге за 1 час 25 минут от лагеря дошли до зимовья Куйташ, далее вскоре идет зимовье Кокярык (оба на левом берегу Талдуры). Дорога то поднимается от реки по склону, то приспускается к ней (фото 63).

Через 2 часа 15 минут от начала движения подходим к деревянному автомобильному мосту на правый берег Талдуры. Дорога уходит по мосту, мы же продолжаем движение левым берегом по тропе. На противоположном берегу остается зимовье Текетуру. Тропа забирает вверх, затем спускается к заболоченному участку. Далее проходим место, где автомобильная колея с правого берега Талдуры возвращается опять на левый (моста нет, брод через реку), мы же все время идем левым берегом и за 1 час 15 минут движения от моста подходим к красивому лесочку напротив водопада левого притока Талдуры – реки Мохрооюк (фото 64, 65). Здесь разбиваем лагерь для ночевки (фото 66).

Высота 2150 м. Речка Мохрооюк довольно полноводная, в оставшееся время делаем разведку завтрашней переправы.

Фото 63. Дорога левым берегом Талдуры
Фото 64. Водопад на левом притоке Талдуры — Мохрооюк
Фото 65. Неповторимая красота лиственниц
Фото 66. Наш лагерь недалеко от водопада
Фото 67. Тот же лагерь на следующее утро

12 сентября.

Выход с места ночёвки в 9-00. Погода испортилась, всю ночь шёл мокрый снег (фото 67). Видимость ограничена туманом. Переходим по камням в разведанном месте речку Мохрооюк (чуть выше пересечения её с дорогой), и продолжаем движение по дороге. Проходим зимовье с живущими там алтайцами, пасутся стада коров и яков. За 1 час от начала движения подходим к реке Джело (левый приток Талдуры) ниже каньона. Переправа вброд (глубина – по колено) стенкой из трёх человек. Далее идем по автомобильной дороге левого берега Талдуры (фото 68). Лес встречается отдельными островками только на правом берегу, на левом голые склоны и россыпи камней, по пути встречаются древние могильники. В 13-00, пройдя 1 час 40 минут от реки Джело, разбиваем лагерь на ровном возвышении берега Талдуры из песка и мелких камешков. На противоположном берегу реки и чуть выше нас видно зимовье Талтура. Вечером дует сильный холодный ветер.

13 сентября.

Выход с места ночевки в 9-50. За 1 час 35 минут дошли до заболоченного участка, видны оползни – следы сильного землетрясения 2003 года, разрушившего поселок Бельтир (фото 2, 3). Дорога уходит под склон слева в обход болота и еще через 35 минут приводит к хорошему автомобильному мосту на правый (орографически) берег Талдуры. Переходим по мосту. Пейзаж степной – голые склоны, выжженая трава (фото 69). Остается примерно 6 км до посёлка Бельтир, где около моста через реку Чаган (правый приток Талдуры) ночуем. Поход закончен.

Фото 68. Вид вверх по долине Талдуры
Фото 69. На подходе к Бельтиру. Вид вверх по долине
Фото 70. Почти вся команда
Фото 71. А ВЫ были на Талдуринском леднике?

Юрий Суриков

Юрий МельниковФотографии-обзавидовался! Спасибо за удовольствие. Никак не мог поверить,что замёрзший ручей может выглядеть так, как будто снята движущаяся вода с длительной выдержкой.И ,учитывая возрастной состав,хочется сказать -молодцы!
27.09.2016, 03:28:09 |
Есения

Юрий Суриков: Проходя первое кольцо маршрута, мы с разных точек наблюдали за двуликой красавицей, а она присматривалась к нам. Наверное, так рождается чувство между Человеком и Горой.

Спасибо, Юрий!

Эмоции в отчёте сдержанные. Так положено, наверное :) Не знаю.
Но чтение захватывает, потому что тема интересна мне.

Фотографии, конечно же, ве-ли-ко-леп-ны-е. А виды на них — закачаешься!

Теперь вот жду не дождусь, когда наши бывалые с Вами "предметные беседы" вести будут...
Охота, чтоб продолжение всегда непременно следовало
27.09.2016, 22:18:52 |
Светлана БогородскаяПрекрасно, пересматриваем время от времени. Необыкновенный, до невозможности белый и красивый снег. А еще на фотографиях передана прозрачность воздуха и как его противоположность — горы-твердь, меняющие свои наряды под солнцем, снегом.
03.10.2016, 23:58:09 |
Юрий Суриков

Эмоции в отчёте сдержанные. Так положено, наверное :) Не знаю.

Есения, эмоции в отчёте действительно сдержанные. Но в данном случае я посчитал, что красоту этих мест гораздо полнее можно показать с помощью цифровой камеры, чем словами. Как передать масштабы и горизонты, открывающиеся с гребня на юг?
05.10.2016, 18:14:50 |
Sergey VМне кажется, все дар речи потеряли, и от отчета в целом и от фотографий! 5 баллов — слишком мало для такого!
Спасибо, Юрий!
05.10.2016, 21:40:33 |
Юрий Суриков

Мне кажется, все дар речи потеряли, и от отчета в целом и от фотографий!

Спасибо всем за положительные отзывы! Моя задача была показать те места, что не оставили нас равнодушными на маршруте. Если эти эмоции удалось передать ещё кому-нибудь — задача выполнена.
06.10.2016, 00:21:15 |
Ирина ДмитроченковаДа, слов нет!
Буду ещё смаковать. СПАСИБО! За то, что дали возможность косвенного соучастия. Какая же чудесная штука — Интернет.

06.10.2016, 05:35:10 |
Пётр ГорбачевскийФотографии понравились, хорошо сделаны.