По поводу открытого письма Ю. Юдину. Считаю, что так же думают нормальные

понимающие люди и я в том числе.

Почитал опусы в Форуме. Общее впечатление: чем ниже квалификация

и меньше опыт, тем безопилляционнее суждения. Общая черта: раз я этого не

видел, то этого и быть не может. По поводу самостраховочной петли из оплётки

и хождения на "пятёрку" с репшнуром вместо основной верёвки, не знаешь то ли

плакать, то ли смеяться. Всё это результат не системного, не грамотного процесса

обучения. Для людей прошедших советскую систему обучения подобные рассуж-

дения вызвали бы только недоумение. Сразу с новичков в альплагерях многократно

напоминали, что предельная статическая нагрузка на разрыв для основной верёвки

10 мм равна 2000 кг, а для репшнура — 400 кг. А в разрядниках неоднократно напо-

минали, что при нижней страховке идущий первым на крутых скалах или льду не

должен забивать крюк выше 10-и метров, так как при срыве глубина падения 20 м,

а при этом рвётся верёвка и ломаются рёбра. Был свидетелем, когда в Безенги при

срыве порвался пояс альпинистской обвязки. При восхождении на в. Урал по

северной стене альпинист вышел после ледовой стены на скалы не снимая кошек.

При срыве неумелые действия страхующего (жёсткое, без протравливания, закрепление

верёвки) привело к гибели (главное то всё же глубина падения до натяжения верёвки).

Кстати в а/л Талгар был специальный скальный участок, где бросали чурку для приобре-

тения навыков протравливания верёвки при страховке. Верёвки тогда были только жёсткие. Выдержит верёвка, вылетит крюк и т. д.

Ваша версия в главном фактически объясняет весь ход произошедшей трагедии. Всё опирается на вполне понятные факты. Возражать против которых можно только из упрямства. С обожжёнными руками Кривонищенко вообще вопроса нет. Известно, что обмороженные части тела теряют чувствительность и обжечь руки над костром ничего не стоит, боли то нет. Вот и держал Кривонищенко руки над костром, пока палёным мясом не запахло.

Меня смущает только начальная стадия событий. А именно. По карте отметка кедра 611 м, а лабаза 663 м. Разница в перепаде высот в их ситуации весьма ощутимая, расстояния же практически одинаковы. Версия о том, что в условиях плохой видимости они потеряли ориентировку, мне убедительной не кажется. Уж очень оптимально, по кратчайшему пути спустились они к кедру. Расположение палатки своей длинной стороной почти точно указывает направление на лабаз. Если бы следы от палатки сначала пошли к лабазу, а потом свернули не туда, можно было бы говорить о том, что они заблудились из-за отсутствия видимости, но ведь следы сразу пошли к кедру!

И без петляний и зигзагов. И это в метельной ночи!

Разжечь костёр в зимнем лесу, находясь в полном здравии и тёплой одежде да с топором, задача хлопотливая и не быстрая. Разжечь костёр при сильной метели в этих условиях и поддержание его задача очень трудно выполнимая! А с группой Дятлова чудеса. Покалеченные, на грани замерзания, без топора, в метельной ночи ребята умудряются разжечь костёр и в течение часа его поддерживать.

Травмированные, едва одетые люди проходят полтора километра в ночи в метели и ещё разжигают костёр и устраивают раненых товарищей. В ночи, в метели группа бы даже до кедра не дошла.

Мне более реалистичным представляется другое развитие событий.

Группа ставит палатку в метель. С этим не поспоришь. Есть фото. Однако к утру метель утихает. Утомлённые установкой палатки в отвратительных условиях, группа с подъёмом и выходом не торопится. Она вообще раньше десяти часов утра не выходила. А тут они ещё считают, что у них запас времени в связи с вчерашним прохождением части пути. А погода великолепная. Безветрие и сверкающее солнце. Неоднократно я наблюдал, как на метеостанции Хамар-Дабан расположенной на высоте 1450 метров в конце января, начале февраля температура была на 5-7 градусов выше, чем внизу на высоте 450 метров. Метеорологи говорили, что это не редкое явление локальных тёплых участков в горах. Солнце начинает согревать склоны и далее, как в моих ранее посланных рассуждениях. Неоднократно приходилось видеть в горах, как буквально следом за моментом освещения очеред-ного участка склона начинали идти лавины.

Уверен, что группа не уходила панически куда попало. Шок и травмы от лавины заставили после тяжёлого вылезания из палатки быстро уйти от палатки, так как опасность схода вершинной части склона была высокой. Но группа к лабазу не пошла, так как в это время уже осветились склоны, идущие к лабазу. Возможно даже, что ребята видели начинавшие сходить лавины.

И так. День был яркий и безветренный, и группа хорошо ВИДЕЛА грозящую опасность.

А от чего она бежала в темноте и метели никто ведь объяснить не смог.

Яркое и безветренное утро сыграло роковую роль в выборе приоритета опасности, и группа побежала вниз. А отсутствие ветра и греющее солнце позволило им добраться до леса, ещё некоторое время противостоять холоду и развести костёр. Но всё равно критическая минута надвигалась. А если, как это часто бывает в горах, погода начала стремительно портиться, то дальше всё закончилось замерзанием.

В эти тяжелейшие часы жизни группа показала высокие человеческие качества. Это, кстати, и ответ злобным антисоветчикам, представляющим ТО ВРЕМЯ, как страну мрака, партийного беспредела и т. д.

Это были дети отцов ушедших на великую войну. Это были молодые люди воспитанные советской властью, знавшие, что существуют ценности выше собственной жизни.

Оставшиеся без травм, поступили вопреки «трезвому расчёту». Они ещё могли бы дойти до палатки, но не могли представить, как можно бросить раненых товарищей и пытались их спасти до последнего мгновения, а потом уже не осталось ни сил, ни тепла

пИз воспоминаний Б. Слобцова и М. Шаравина

Палатка располагалась на пологой части восточного склона горы Холатчахль в 300 метрах от вершины и установлена была на заранее подготовленной заглублённой площадке защищённой от западных ветров стенкой из снежных брусков и насыпного снега! Эти сведения, вероятно, помогут Вам уточнить картину проката лавины через палатку.

И спускались они вниз как будто двумя шеренгами то сближаясь, то расходясь, а длина шага составляла около метра. Такой шаг и на ровном асфальте непросто держать. особенно девушкам. Может быть там как раз и создался "асфальт" из уплотнённого лавинного снега!

Спускаясь вдоль следов, ведущих от палатки по направлению к, заметно возвышающемуся на склонах отрога, разлапистому кедру...

Всё происходило днём, и ребята кедр видели!

Сейчас, после многодневных размышлений, я убеждён, что трагедия разыгралась днём. Всё, что удалось сделать дятловцам невозможно сделать в метельной ночи!

Смотрите мои аргументы в предыдущих размышлениях.

Перечень материалов по группе Дятлова, которые я использовал в своих несистематизированных размышлениях:

1 Примерный сценарий развития событий при гибели группы Дятлова.

2 Перевал Дятлова: из документальной повести Анны Матвеевой

3 Игорь Попов «Это была лавина…

4 Николай Рундквист «Жуткие окрестности «Горы мертвецов»

5 Виктор Мальгинов «Бомбардировка у «Горы мертвецов»

6 Иван Соболев «Легенда Северного Урала»

Версия из (1) весьма привлекательна хотя бы потому, что пытается объяснить появление травм без привлечения «чертовщины». Но, увы, в пункте 3 раздела 8

«Перелом рёбер» в рассуждениях допущена ошибка. Автором принято, что ребята падали монолитной массой в 300 килограмм, но ведь это совсем не так. Они бежали хоть и с небольшим интервалом, но всё таки в динамике картина была такой. На первого упавшего ( не способного нанести собственным весом такие травмы) с интервалом падает следующий на не абсолютно твёрдое тело хорошо смягчающее удар (создающее не столь значительное ускорение торможения) тело первого упавшего, добавляя в основном статическую нагрузку. А далее динамическая нагрузка еще уменьшается. Это хорошо демонстрирует старый цирковой трюк, когда на человека кладут тяжёлую металлическую плиту и бьют по ней тяжёлым молотом.

Заслуживает внимания фраза «Скорее всего к лесу, не подумавши, рванула часть группы недовольная выбором места для стоянки»

Излагаю в связи с этим своё видение некоторых моментов. Говорят: «Об умерших или хорошо или ничего», но я считаю, что в объективной оценке качеств группы Дятлова нет ничего оскорбительного или принижающего их мужественного поведения в последние трагические часы жизни.

В большинстве прочитанных мной материалов участники группы наделяются качествами на самом деле им не свойственными (хотя по человечески всё это понятно).

У хороших хожалых туристов давно сформировалось мнение, что главная психологическая усталость и частично физическая возникает не на маршруте (даже очень сложном), а на организации и свёртывании биваков, особенно в плохих погодных условиях. Именно в это время чаще всего возникают мелкие, бытовые конфликты. А группе Дятлова, судя по прочитанному, нравилась именно установка и свёртывание биваков, а не быстрое и решительное движение по маршруту.

Я начинал ходить в Саяны и на Хамар-Дабан в начале 60-х и снаряжение у нас было точно такое же: телогрейка, ВАЛЕНКИ, ватные спальные мешки, шапки ушанки и штормовые всепогодные туристские костюмы, особенно с вариантами брюк с тугой резинкой на конце гачи. Натянутые на голенища валенок, гачи брюк и заправленная в брюки

штормовка образовывали почти «водолазный костюм» тёплый и не проницаемый ни для снега любой глубины ни для ураганного ветра. Ходили мы с обычными памирками. Ни каких печек у нас не было. При температуре –35 градусов я, например залезал в спальник в полной одежде (валенки, телогрейка, шапка ушанка). Двигались мы, как правило, от темна до темна, стараясь не делать остановок, сбивающих вработавшийся организм, и уж, конечно, никаких промежуточных обедов с разжиганием костра. Небольшие перекусы на ходу и минимум времени на устройство биваков. Сварили, поели и заснули, чтобы пораньше встать. Играть на мандолине и выпускать «листки» в зимнюю стужу никому в головку не приходило.

Из описаний с удивлением узнаю, что группа из 9 человек имела лишь 4 пары валенок! И это в разгар зимы в суровом краю. Это что? Свидетельство опытности группы? Мандолину взяли, а валенки нет.

Из (2) Многие исследователи обвиняли Игоря Дятлова в неправильной организации туристической стоянки, повлекшую за собой гибель всех участников. И далее: Тем не менее туристы-профессионалы рассматривают действия Дятлова, как абсолютно верные, позволяющие сэкономить силы и время.

В разных материалах ссылаются на мнение туристов-профессионалов. Интересно кто это такие? С большой натяжкой к профессионалам можно отнести инструкторов альпинизма, окончивших советские школы инструкторов, имеющих высокие спортивные разряды и много смен работы в альпинистских лагерях и сборах. Но я не встречал ни одного даже м.с. по альпинизму, который называл бы себя профессионалом. Профессионалами в те годы были только альпийские гиды. Мне довелось пообщаться с такими гидами на «Приюте одиннадцати». Они нам тогда рассказали, что уходят на пенсию в 40 лет, совершая по 250 восхождений в год, только доживают до неё лишь половина!

Из (1) Однако ВЗЯТЬ Отортен – несомненную изюминку этого маршрута он должен был кровь из носа. Такой напыщенный термин я не встречал даже в отношении запредельных стен восьмитысячников.

Теперь о якобы об абсолютной правильности действий. При рассмотрении карты с горизонталями и фотографий местности первое, что бросается в глаза, это смешные расстояния и перепады высот. О какой экономии времени и сил может здесь идти речь? По оценке Аксельрода группа шла от лабаза до места установки палатки 2 часа! И это на лыжах и при значительной части груза оставленном в лабазе. 9 молодых здоровых людей при частой смене ведущего просто и заметить то такой отрезок не успели бы. Ну, как-то дошли. Всего два часа назад они утомительно сворачивали бивак и вот снова крайне неприятная установка палатки (учитывая предполагаемый сильный ветер). И ещё из (5). Двое человек за 1 час 2 минуты 24 секунды собрали печку! Двумя часами раньше они её, возможно, столько же разбирали. Какая экономия времени? Бессмысленная и унылая трата его. А печка сверхбыстрой установки?

Не могу не остановиться на лейтмотиве, назойливо звучащем в некоторых материалах о группе Дятлова. Это плохо скрываемая, подленькая и бессмысленная злоба по отношению к советской армии административному аппарату тех лет в связи с трагедией группы Дятлова.

Из (1) Акты вскрытия… доказывают насильственный характер гибели туристов группы Дятлова, и уж во всяком случае, опровергают УДОБНУЮ для ТОГО ВРЕМЕНИ, версию борьбы с «природными явлениями» в лице лавины.

Выходит смерть от лавины насильственной не является?!

Существует версия, согласно которой последние записи в дневниках (личных и общественном)были изъяты прибывшими на место военными ( в составе группы «зачистки» или во время обнаружения палатки. Но палатку первыми обнаружили Слобцов и Шарвин.

Язык отрезали участники аэрогруппы, прибывшие на место приземления ракеты с целью зачистки территории.

Существует предположение, что длина переломов равна по длине прикладу автомата Калашникова.

И ещё много в таком духе. И этот злобный шизоидный бред Матвеева публикует в своей «документальной» повести, лукаво ссылаясь на неких неназванных душевно больных.

Ещё из (2) Существует версия, что городские-областные власти были настолько напуганы перспективой «вынести сор из избы», то есть открыть советскую трагедию мировой общественности, что поспешили скрыть сам факт гибели ребят… Каковы акценты! Советской трагедией можно назвать землетрясение в Ашхабаде, Ташкенте, чернобыльскую катастрофу… А при чём здесь обычная туристская группа? В эти годы в одних только Альпах счёт погибших за сезон шёл на сотни. И никому в голову не приходило называть это французской или немецкой трагедией. А сколько погибало в эти годы геологов, геодезистов, выполнявших свои профессиональные обязанности, не говоря уж о туристских группах.

Из (4) Военные испытатели не берут на себя ответственность за трагедию дятловцев даже сейчас, когда поднялись завесы и над более зловещими событиями.

Какую ответственность? У кого поворачивается язык прокурорским тоном обвинять военных?

Военные выполняют свой священный долг по защите Родины. Они обязаны постоянно совершенствовать вооружение и если бы хоть капля правды была в обвинениях военных об этом нужно было бы говорить совсем в другом тоне. Если какая-то группа , забрела в район, где вследствие аварии упала какая-то новая ракета, так это просто трагическая случайность, а не злой умысел военных.

Из (2) Как известно, общественность обвинила именно Бордо ( а также других руководителей) в трагической гибели туристов-лыжников.

«Общественности» лишь бы языком почесать, да подвигать нелепых версий.

Туризм, а тем более альпинизм, является объективно опасным время провождением. Знал альпинистов («зубров» м.с.) которые даже альпинизм спортом не считали в связи с отсутствием чётких критериев мастерства (секунд, метров, килограммов). Так вот в этом виде развлечений , а это, несомненно, развлечение для души, острое, рискованное, часто смертельно опасное, но абсолютно добровольно выбранное, ответственность лежит на самих занимающихся. Кстати альпинистские физические и психологические нагрузки нельзя сравнить ни с одним видом спорта по запредельности. Говорю это, как человек, пробежавший не один лыжный и кроссовый марафон и сверхмарафон. Так вот успешность этих развлечений зависит от нормального здорового чувства самосохранения, адекватной оценки собственных возможностей, накопленного мастерства в оценке опасности внешних факторов… А, обвинять весь белый свет в своих неудачах и трагедиях просто нечестно.

Столь длинное рассуждение, кажущееся отступлением от темы, я посчитал необходимым озвучить, т.к. поиск виновных среди невиновных мешает нахождению истинных причин трагедии.

(6) Отличается чёткой и понятной аргументацией. Теперь по существу дела. Общим для всех рассмотренных ранее версий, было предположение, что будучи чем-то напуганы, туристы разрезали свод палатки и покинули её в панике. Насколько мне известно, никто и никогда даже не пытался усомниться в этом. На мой взгляд, это возможно, но вовсе не факт!

Далее предполагается, что, как минимум один человек в момент начала трагедии находился вне палатки, он видит «Нечто» и подаёт сигнал опасности.

Из (4) Дата гибели ребят была установлена элементарно просто. В дальнем углу палатки лежал дневник с датой последней записи – 2 февраля 1959 года. А в (2) утверждается, что последняя запись в дневнике группы была сделана 31 января, а в дневнике Дубининой – 28 января.

Из (4) Единственно, что было зафиксировано, кроме обнаруженного дневника, это длинный вертикальный разрез палатки изнутри ножом. Один!

Прокурор после поверхностного осмотра палатки и её содержимого дал указание свернуть её.

Низкий уровень профессионализма. Необходимо было дать возможность опытным туристам тщательно исследовать палатку и её содержимое для анализа понимающими людьми, а не случайным в таком деле, прокурором.

Из (5) Но ведь группа Дятлова погибла в ночь с1 на 2 февраля

На этом настаивают все реконструкции событий! А, собственно, почему? Факты говорят как раз об обратном…Откуда возникла ночь, как время трагических событий, совершенно не понятно!

В (1) утверждается: Лежащая у входа печка, говорит о том, что с вечера её не топили.

Реалистичнее выглядит версия из (5). То, что при покидании палатки туристы были почти раздеты, свидетельствует о том, что в палатке было тепло, значит ночью топилась печка. И тогда всё произошло не ночью, а утром, когда печку выставили ко входу, чтобы не мешала одеваться.

Представим себе, что кто-то из ребят почти одетый действительно вылез из палатки и увидел это самое «Нечто» и не только увидел, но и услышал и находящиеся в палатке тоже «это» услышали. Что же это было? Однажды мне пришлось быть свидетелем возникновения лавины. В метре от моих ног в Тункинском хребте. При спуске с вершины нужно было пройти по склону крутизной около 35 градусов. Первая четвёрка ушла по всем правилам: строго вниз след в след и с интервалом 30 метров. Когда она ушла метров на 500 и скрылась за поворотом гребня, пошла следующая четвёрка допустив грубейшую ошибку. Она пошла плотной группой. Был ослепительный безветренный день и абсолютная тишина. Группа едва прошла десяток шагов как вдруг раздался неописуемый звук, как будто немыслимый великан тяжело вздохнул. Потом по фронту в 150 метров побежала тонкая извилистая линия, которая стала стремительно расширяться и раздался мощный рёв, а потом клубящийся снежный хаос., в котором всяко переворачиваясь, исчезла беспечная четвёрка.

Прямо у моих ног отвесно обрывалась снежная толща. Сошла гигантская «доска» толщиной в полтора метра. Я спрыгнул вниз и по пояс провалился в старый, почти гранулированный снег. Когда мы сбежали вниз, это около семисот метров, первая четвёрка уже откопала разгильдяев, и всё обошлось только потерей восьми ледорубов.

Сейчас, когда передо мной карта с горизонталями, совершенно очевидна огромная лавиноопасность нависающего над перевалом склона горы Холотчахль и мнения о малой опасности лавины в этом месте просто безграмотны.

Теперь о «спусковом крючке» вызвавшем сход лавины. Склон восточный и, если утро было, хоть недолго ясным, низкое восходящее солнце бросало свои лучи почти перпендикулярно склону, а дальше всё ясно, классика.

Почти все цитируют Аксельрода, который на вопрос почему они ушли босиком, отвечает:

Это объяснимо, вниз ведёт крутой склон, по которому безумно спускаться в полной темноте в скользких лыжных ботинках. Этот ответ даже усмешки не вызывает, только глубокое недоумение.

Из (2) Костёр разводили, прыгая и ломая ветки своей массой, для чего тому кто это делал, приходилось залезать высоко вверх по стволу. Именно это обстоятельство наталкивает на мысль об ослеплении дятловцев – рядом с кедром имелось значительное количество валежника, который мог без проблем использоваться для разведения костра.

Так вот, ослепление не у дятловцев, а любителей нереальных версий. Сорок лет хожу по зимней тайге. Никогда во второй половине зимы не видел

валежника. Он же наглухо закрыт снегом. Всегда приходилось или искать сухостой или обламывать нижние отжившие ветки деревьев. Для дятловцев в одних носках пробиться через снег в поисках сухостоя смерти подобно, да и срубить его нечем. Они предприняли единственно верную попытку обломать ветки кедра. Всё же не так мокро и холодно ногам, как в глубоком снегу. А ведь все свидетельства говорят о том, что зима в этот год была особенно многоснежной.

Всё таки убеждён, что правдивая оценка физических и психологических возможностей группы Дятлова позволит вероятнее восстановить картину произошедшей трагедии. Мне вообще странны некоторые оценки из опубликованного о дятловцах. Из (5) 1,5 км/час максимальная скорость движения по снежной целине даже на лыжах. О ком речь? О здоровых людях или о дистрофиках? Снега я намесился на высотах до пяти с половиной тысяч метров.

Выход на маршрут в 15 часов вопиющее легкомыслие и безграмотность. Если версия о том, что группа заблудилась в метели верна, единственно верным решением было немедленное возвращение по своей лыжне к лабазу, где установка палатки на ранее использованную площадку была проста и быстра..

Теперь о самой затее подняться на Отортен. Судя по карте, после подъёма на перевал, дальше путь идёт по широченному гребню до самого Отортена с ничтожным набором высоты. Широкий безлесный гребень идеальная дорога для движения на лыжах большой группой. Убеждён, что при расстоянии до Отортена в 10 км средне подготовленная группа при средней погоде могла за световой день подняться на Отортен и вернуться к лабазу, учитывая, что возвращение по своей лыжне было бы просто приятной прогулкой.

Руководитель просто обязан был знать, что склон горы Холотчахль круто обрывается в сторону перевала. Он обязан был помнить о том, что риск оказаться под опасным склоном в условиях плохой видимости велик и при малейшем сомнении, вернуть группу назад.

Я пытаюсь составить психологический портрет группы, так как только при знании его можно как-то попытаться восстановить ход событий.

Из (1) В пользу такого развития событий говорит оставленный на палатке фонарик(маяк, чтобы найти палатку), побросанные У? палатки тёплые вещи и характер следов, идущих не цепочкой, а шеренгой, да ещё с постоянными пересечениями. А в(2) Следы выстраивались в ровную цепочку, как будто восемь человек шли друг за другом.

И подобных расхождений в прочитанных материалах не мало. Нет абсолютно достоверных сведений, что же обнаружили поисковики при нахождении тел погибших. Я убеждён, что там были свидетельства, позволяющие восстановить картину событий. Я думаю, их не сумели увидеть «зациклившись» не на возможных реальных причинах, а ошеломлённые видом палатки сразу сузили круг восприятия и рассуждений до каких-то фантастических причин.

Из (5) Следующий взрыв погнал их по склону, причём бежали от взрыва, значит, он был между палаткой и лабазом. Вообще то известно, что от взрывов не бегают, а инстиктивно пытаются вжаться в землю (или снег). И откуда им знать, что следующий взрыв будет не по пути их бега.

В. Мальгинов сам же считает, что всё происходило утром, когда светло и, тем не менее, пишет: Взрыв фиксировался визуально и на киноплёнку. Потом вновь производилась регулировка и новое бомбометание, пока не удастся добиться наиболее мощного взрыва и стабильности срабатывания. Очень интересные умопостроения большого «знатока бомбометания» Похоже, он не представляет, что может разглядеть штурман в бомбовый прицел. А, если знает, то совершает подлость, предполагая, что советский лётчик видит прекрасно различимых на белом снегу бегущих людей и умышленно охотится за ними в течение двух часов, как фашист в годы войны.

Вновь и вновь я возвращаюсь мысленно к вопросу, что же заставило группу уйти от палатки раздетыми. От любого вида угрозы группа бы не убегала, а постаралась бы противостоять ей. Угроза должна быть непреодолимой для всей группы в целом. А это только лавина ожидаемая повторная! Но бежать далеко к лесу…? Ведь лес раздетых не спасёт. Ну, хотя бы топор то они должны были добыть любой ценой, ведь это вопрос жизни! От лавины в сторону одним прыжком не отскочишь. У группы был протяжённый процесс ухода от палатки и минуты на поиск топора и одежды, не были решающими.

Я пытаюсь поставить себя на их место и понимаю, что я бы себя так не вёл. У меня был эпизод, когда на на маршруте 5 к.т. в Безенги, мы были вынуждены были встать на ночёвку на остром гребне. Почти всю ночь мы только забывались на короткое время (на восхождениях вообще мало кто спит). А утром мы узнали, что каждого всю ночь мучила одна мысль. Если ветром начнёт срывать палатку успеть одеть ботинки. Каждого! А здесь 9 человек и не осознают опасности, что остаться в первую очередь без ботинок это верная смерть. Даже не лавина, которой может и не быть…

Игорю Шелеметьеву

Я по учебникам о лавинах не учился. Но лавины видел. Очень близко.

Приведу один случай, когда лавина оторвалась в полуметре от моих ног.

Это было в конце апреля, в Тункинских Альпах, при спуске с пика Шелехов.

Четыре группы разрядников совершали тренировочное восхождение по гребневой «двойке». Двумя днями раньше прошёл сильный снегопад. Отряд от «лени» и для скорости решил спуститься не по гребню, а прямо по склону.

Сначала, как учат в альпинизме, пошла прямо вниз первая четвёрка с разрывом на «сороковку» и след в след. Пройдя метров 300 скрылась за изгибом скальной гряды. Всё чудесно. А дальше следующая четвёрка беспечно начала спуск группой с разрывом в метр. Справа склон ограничен скальной грядой, а влево на 200 метров гладкий склон. Кучка спустилась на десяток метров и… Был ослепительный день и тишина до звона в ушах. Раздался неописуемый звук, будто какой-то немыслимый великан тяжело вздохнул и в полуметре от моих ног появилась тонкая змейка и стремительно пронеслась на 200 метров, а потом трещина стала стремительно расширяться.

Метров 60-70 склон двигался единым массивом, доской, а потом раздался рёв и склон, без всякого препятствия, начал клубясь рассыпаться. В этих клубах и рёве исчезли уже перевёрнутые ребята. По ситуации я первым прыгнул с уступа высотой около полутора метров и по пояс утонул в старом зернистом снеге, прекрасном « подшипнике» для доски. Тогда всё обошлось только мелкими травмами и потерей восьми ледорубов. Первая группа откопала вторую.

По поводу направления бегства я с Вами, абсолютно согласен. Почитайте мой ответ lis у.

22.02. 2007 г.

Адрес сайта на котором напечатан роман. Там ещё всего полно.

Проще и полнее набрать: Анна Кирьянова Смерть на перевале – найти.

На выпавшей странице открыть пункт 1, выпадет горячая тема «Что погубило студентов?» В конце сообщения «Читать роман», открыть.

На первой выпавшей по запросу странице открыть стр. 2, там в пункте 12-форум.

Роман из 44 отрывков ( длинных) и заключительной части. Кое-что я теперь бегло прочитал. Да, словом Анна Кирьянова владеет. Наверное, многие её читают с мурашками на спине, а кое-кто и со злорадным повизгиванием.

Евгений, я Ваш оппонент-единомышленник. «Придираюсь» к сомнительным для меня моментам. Это полезно. Доказывайте, что я не прав.

Я поражён и восхищён объёмом работ, проделанных Вами для раскрытия и объяснения тайны загадочной гибели группы Дятлова.

И всё же фонарик достали, а остальное…

Именно то, что ребята не были одеты по дневному (и разной степени одетости)

наталкивает на мысль, что они только начинали одеваться, готовясь к утреннему выходу. И печку они топили, иначе не спали бы в столь лёгкой одежде при 25-и градусном морозе и метели.

Смотрю на карту с горизонталями и, если она верна, вижу, что расстояние до лабаза и кедра совпадают до десятка метров при столь же одинаковом перепаде высот. Причём и к лабазу и к кедру ведёт склон одинаковой крутизны и сразу вниз. Чего в темноте бежать в неизвестность, когда можно бежать к месту , где гарантировано спасение? О причинах смотрите мои прежние соображения.

6-8 часов могут быть как утренними, так и вечерними. Смотрите мои прежние, более развёрнутые рассуждения.

Даже по формальным признакам не факт, что всё случилось ночью и аргументы Слобцова ни на чём безоговорочном не основаны. Зато ход дальнейших событий, на мой взгляд, ставит под большое сомнение борьбу ребят за жизнь, при их травмах и раздетости, в ночной метели.

Сведения, получение Вами у М. И. Корнева, сильнейший аргумент в пользу лавинной версии.

Мои фактические сведения о всех подробностях, в сравнении с Вашими, ничтожны и я рассуждаю только о моментах в которые могу поставить себя.

Приходилось наблюдать, как быстро угасает воля к борьбе и физические силы у

людей, даже достаточно тепло одетых, в морозной метели.

Дальнейших успехов в поиске объективных свидетельств.

Лорелайн 14.03.04 22:42:47«Никакое внешнее воздействие (кроме лавины, наверное) не заставит резать палатку, в которой ещё нужно жить на обратном пути. Если уж резали, то были уверены, что в противном случае погибнут. Палатка была длинная, около 5-и метров, сшитая из двух обычных палаток. Естественно, что выползать всем через один выход буде долго, а может жуть появилась в середине и части народа преградила выход»

По рассказу «Мягкий рывок» нужно подправить:

Два раза было и всё по легкомыслию участников и самоуверенности руководителя. (не было там инструктора и не могло быть)

Потерял один из участников пару ледовых (вцспэсовских) крючьев…

(Чтобы носить связку таких крючьев нужно «гераклой» быть).

Кошек у нас не было, а руководитель решил спуститься по ледовому склону крутизной в верхней части градусов 55. Связали две «сороковки». На гребне то руководитель ледоруб по головку в фирн забил и мы трое на две верёвки спустились. И ахнули! Верёвки два метра осталось, а мы стоим на гладком льду едва прикрытым сантиметровым слоем фирна. Стоим двое на «схватывающих» и один на «проводнике». Манёвра никакого, да и склон безнадёжно гладкий.

Нащупали какую-то трещинку и воткнули в неё вдвоём свои ледорубы на глубину штычка…

-О-ОХом назовём – сорвался на пятом шаге, и что поразительно полетел комом, хотя можно и нужно было немедленно начать зарубаться (как непрерывно учат во всех лагерях), чтобы если не остановить, то хотя бы замедлить падение. При срыве на Караколе «бесстрашный» вёл себя столь же неумело и растеряно. Это, видимо, фамильная черта всех «бесстрашных».

Небольшое отступление. У меня в школе инструкторов оказался настоящий жёсткий учитель. Он не имитировал на занятиях опасность, а находил опасный участок ледово-фирнового склона с безопасным выкатом и предлагал падать на спину головой вниз и самозадерживаться. Правда на такие тренировки из шести человек отделения согласились только я и ещё один участник. На переворот на живот и полное задержание нам в нескольких попытках (все удачные) потребовалось восемь – десять метров падения. Скорость то ещё не набрана!

Уже работая инструктором, я своих разрядников третьего четвёртого этапа не гонял раком в три такта на тридцатиградусном склоне, а выбирал участки, где они срывались и по настоящему страховали друг друга и самозадерживались.

…всегда так сбрасывает, благо рюкзак с барахлом хороший амортизатор.

.. не знаю сам. Лечу по склону, сопровождаемый звуком рвущейся ткани, хотя ничего не рвётся,

на вытянутой руке тащится ледоруб. Подтянуть его оказалось делом не лёгким, а когда подтянул, нас как раз через бергшрунд бросило с короткой «отключкой» мозгов. Потом опять резкий скрипящий звук переходящий в шорох и вдруг -оглушающая тишина и пылающий солнечный день !Встаём…

После неё вижу… Ничего я видеть не мог, я же на животе и вижу только кусочек мелькающего фирна под носом. Кстати небольшой момент. Включение его на Ваше усмотрение. Говорят в последние моменты перед смертью перед человеком проносится вся его жизнь. У меня так не было. Страха не было точно. Была только болезненно горькая мысль, что когда маме скажут, что я разбился, она этого не переживёт.

Радовался жизни, «орёл»… (не гнида)

«Наждачили» по льду метров пятьсот… Это близко к реальности. В 76-ом я именно по этому склону по 4А ходил на Урал восточный. Мы шли с ледобурами на передних зубьях кошек 14 «сороковок», а мы ведь на 80 метров с гребня то на верёвках спустились.

По дорогё к лагерю мы своего «бесстрашного» не шепотком, а во весь голос костерили.

Но эти мысли кончились, когда мылись в душе, (а то двусмысленность от ударения).

Вокруг всего тела…(не поперёк спины)

После фразы «Я считаю, нужна страховка» не нужно про начпасов, инструкторов и проч.

Альпинисты в это не поверят. Лучше, думаю, так: Внутренняя альпинистская этика предполагает, что если хоть один из участников испытывает неуверенность и просит страховки, это не обсуждается, а выполняется! Но бывает, что приходится верёвку, идущему первым, не выдавать, пока крюк не забьёт. Побеждает осторожность страхующего, а не азарт «бесстрашного».

В Безенги был случай ( я не видел, только по рассказам спасателей, так как приехал в лагерь через несколько дней после трагедии) с куда более печальным исходом. С трудом опознали погибших, настолько они были изувечены. Для справки: Шесть человек совершили восхождение на п. Пушкина 6-й к.т. на первенстве Союза. На безобидном спуске 2-й к.т., широкий СНЕЖНЫЙ кулуар, кто-то сорвался и сорвал всех остальных. Кажется, их разбило о борта кулуара. Нередкий случай на спуске, объективно более опасном, чем подъём. Некоторая эйфория от совершённого восхождения, притупление чувства осторожности из-за очевидной простоты спуска по сравнению с пройденным маршрутом, накопившаяся усталость и вот…

Евгений, пожалуйста, напишите авторов в алфавитном порядке.

По группе Дятлова

Наткнулся в форуме на высказывание некоего Лорелайна почти точно совпадающего с нашим представлением о причине быстрого бегства, так и то сказал «а» и сам испугался, тоже о какой-то «жути» заговорил.

Лорелайн 14.03.04 22:42:47

«Никакое внешнее воздействие (кроме лавины, наверное) не заставит резать палатку, в которой ещё нужно жить на обратном пути. Если уж резали, то были уверены, что в противном случае погибнут. Палатка была длинная, около 5-и метров, сшитая из двух обычных палаток. Естественно, что выползать всем через один выход будет долго, а может жуть появилась в середине и части народа и преградила выход».

Давно собирался рассказать несколько случаев по теме дятловцев.

За подробности не ручаюсь, давно всё было, а в основном, всё правда.

Год то ли 1968, то ли 1969. Конец февраля, начало марта. Группа туристов из Минска, девять человек и собака лайка, совершают поход по центральному Саяну, район Тафаларии. По истечении контрольного срока, не знаю через какое время, начинается поиск не вернувшейся группы. В поиске участвуют туристы иркутского турклуба и несколько минчан. Благо тогда не было МЧС, этих разодетых попугаев. Может помните, как два года назад с пика Чапаева сошла

лавина на шедшую по леднику группу из пятидесяти человек. Тогда начальник международного альплагеря по интернету умолял, чтобы не присылали МЧС.

А клубы пыли по стране уже летели. Почему-то из Омска вылетел ИЛ-76 с оравой МЧСовцев в Минводы чего-то там в приэльбрусье собирать. Может они в техногенных катастрофах нужны, но не в альпинизме и туризме. Там их самих спасать придётся. Кажется, на потерявшихся, наткнулись не скоро, так как они не укладывались в сроки и изменили маршрут. Наконец под одним из перевалов (подробности можно уточнить у иркутского туриста Кузьмина, участника поисково-спасательного отряда, да всё времени не хватает) поисковики находят пустую палатку, а под самим перевалом одиноко торчащую лыжу. Никаких следов людей нигде нет. Недоумения много, но никаких мистических объяснений у поисковиков нет, они ищут реальность, а не миф.

Все подробности опускаю, так как плохо помню.

Восстановленная картина событий такова. Группа утром выходит к перевалу в составе восьми человек и собаки. Девятый, кажется, руководитель, задерживается, сворачивая палатку. Начинает догонять группу, которая подходит к перевальному взлёту. На его глазах сходит огромная лавина и под ней исчезает вся группа. Он пытается копать, но где там. Втыкает лыжу над местом гибели ребят, идёт назад и опять ставит палатку. Подробно описывает в дневнике всё произошедшее и уходит вниз, пытаясь выйти к людям, оставив пустую палатку. Его нашли позже других, когда растаял снег, не далеко от палатки. В маленьком каньончике в русле речки, его накрыла небольшая лавинка, сошедшая с бокового склона. Никакого ажиотажа в Иркутске не было, а мистических воплей тем более. Слишком часто приходилось искать погибших туристов. Саяны и Хамар-Дабан вообще рекордсмены по количеству погибших в лавинах.

Далее со слов жены ныне умершего участника поискового отряда.

Верхняя часть склона на выходе к перевалу не очень крутая, ниже она переходит в длинный уступ аж с обратным уклоном и далее совсем пологий склон. Именно на нём и накрыла ребят перепрыгнувшая через уступ лавина. Место настолько не лавиноопасное на вид, что это и ввело поисковиков в заблуждение, не позволяя понять, зачем здесь воткнута лыжа. Откапывали их долго.

Одиночных гибелей в лавинах на саянских и хамар-дабанских перевалах много.

Но вот лет пятнадцать назад, близко от города Байкальска при восхождении на пик Бабха лавина убила сразу двадцать пять старшекласников, живыми остались один или два человека, задержавшиеся с выходом.

И ещё о скрытой мощи лавин. Лет десять назад в ущелье реки Кынгарга при подъёме по кулуару на центральную башню в. Трёхглавая группа из шести человек вызвала лавинку, да даже и не лавинку, а подвижку на несколько метров снежного склона, пятеро из группы просто съехали с этим пластом, а одна девушка оказалась около выступа борта кулуара. Её прижало к выступу, в результате тяжёлое повреждение позвоночника, сделавшее её калекой. Никто даже сначала не поверил.

Есть у нас на Хамар-Дабане красивый и очень популярный у иркутян и ангарчан маршрут. Начинается в городе Слюдянка. Подъём в верховья реки Слюдянка с выходом на знаменитый конный монгольский тракт, другое

название Старо комаринская дорога. Вообще то от перевальной точки на поляне метеостанции это просто корявая тропа, на крутых опасных участках подпёртая деревянными стенками. От метеостанции через голец спуск в долину р. Подкомарная и по ней подъём на перевал Чёртовы Ворота. Спуск с перевала на юг, в ущелье реки Спусковая очень крутой. Далее по ущелью до слияния Спусковой с рекой Утулик. Большая бурная, опасная река. Пешие по ней летом не ходят. Ужасная тропа. Далее по р. Утулик до посёлка Утулик. Протяжённость маршрута около ста десяти километров, суммарный набор высоты тысяча пятьсот метров. Ходят по нему зимой на лыжах. Ходил по этому маршруту неоднократно с женой за два дня в «расслабухе» в обе стороны обычно в марте. Так вот спуск с перевала на юг зимой выглядит устрашающе. Особенно, когда идёшь в обратном направлении и крутой склон сверкает искрами.

Приходится делать длинную дугу. Но не всем он страшен. Однажды мои старые друзья альпинисты вышли на него с метеостанции, просто катаясь на лыжах.

Стоят, балдеют от панорамы. Подходят двое молодых задорных туристов, идущих на Утулик, и прямо к крутяку. Мои друзья говорят, что сюда нельзя. А им в ответ «Что вы, старая рухлядь, понимаете». Прошли метров пятьдесят и всё.

Мои друзья даже подходить туда не стали, громадная лавина. А пошли на метеостанцию сообщить на КСС. «Бесстрашных» откапывали несколько дней.

Так вот, перевал находится в середине борта огромной чаши, которая через километр сужается в ущелье с крутыми бортами. Особенно крут правый орографически борт ущелья. Скальные стены прорезанные широкими кулуарами, а наверху набухшие снегом крутые поля. Проходим этот двух километровый участок с женой всегда в напряжении. Убежать невозможно, но и другого пути нет. Когда я друзьям рассказывал, как страшно нам с женой проходить этот участок, надо мной посмеивались, никто там лавин никогда не видел. Но вот однажды в Иркутске заговорили об инопланетянах, которые якобы сотворили невероятное. Какие-то туристы увидели поваленные деревья и пошло!

Как раз в том месте, которого я боялся, на левом более пологом склоне вековые лиственницы были повалены, как спички, вершинами вверх по склону. А следов лавины нет. Значит садился инопланетный корабль. Когда мне это сказали, я сразу сказал, что не туда смотрели. Лавина сошла как раз с противоположного склона и воздушной ударной волной повалила лес. Так потом всё и оказалось. А в начале набежали малограмотные, бойкие, самоуверенные газетчики и со слов непонимающих людей успели даже в местной газете что-то тиснуть.

Так вот этот маршрут лет пятнадцать назад кое-кто стал проходить за один ходовой день. Когда мне было шестьдесят лет, меня тоже зуд охватил. Захотелось пройти его за один день. Собрались я и трое молодых мужиков. Сразу договорились, что идём каждый своим темпом, без каких-либо взаимных обязательств. Это на восьмое марта. Вышли в четыре утра С фонариками, по увалистому руслу Слюдянки, с плохой лыжнёй — очень раздражающее движение.

В девять утра, иногда в отсутствии лыжни, выхожу на Чёртовы Ворота. Ребята где-то впереди. Осторожно, по большой дуге спускаюсь с перевала. Склон под лыжами иногда отвратительно ухает. Движение по руслу Спусковой вниз не подарок. С крутыми сбросами, с глубоким снегом. Устаёшь не меньше, чем на подъёме. Сильное напряжение из-за опасности нехорошо упасть. Выручать то

меня некому. Выкатываюсь на широкую ледовую ленту Утулика. Снега много, много задутых участков, а лыжни, от прошедших раньше, мало. Но всё равно здесь можно бежать лыжным шагом. Однако рюкзак, в котором изюм, сыр, конфеты, полтора литра жидкости, запасная обувь (сапоги Аляска) и куртка стал весить вместо пяти килограммов все десять, к концу пути, наверное, до пятнадцати дойдёт по ощущениям. Кстати за сорок лет хождения по зимней тайге нам с женой ни разу не потребовалась запасная обувь, но мы без неё всё равно никогда не ходили. В восемнадцать часов, за десять минут до проходящей электрички, ступаю на платформу. Уже в электричке накатывает сильная тошнота и ощущается потеря координации. Жуткое обезвоживание. Полтора литра жидкости на четырнадцать часов интенсивного движения очень мало. Знакомые туристы напоили чаем. Литр густого сладкого чая и я оживаю.

Уже несколько лет этот маршрут стал официальной дистанцией в ОФП альпинистов. Трасса исключительно красива и эмоциональна. В этом году победили гости из Москвы, профессиональные лыжники. Время победителя девять часов сорок минут! У них были хорошо организованные пункты питания.

Этот опус у меня, вроде, в русле обсуждения особенностей лавин.

Сам утомился и Вас утомил.

До свиданья, Евгений.

P.S. Вчера узнал, что умер Кузьмин. Больше из поисковой группы никого не осталось.

Из Вашего нового текста. Поскольку Вы пишите не для кого попало, а для людей понимающих, то неточностей допускать нельзя.

У Барова я не тренировался. Баров легенда альпинизма и многолетний начальник школы инструкторов. И я дословно ещё раз цитирую его: «Вы, будущие инструкторы, бойтесь участника, подносящего вам чай!»

- 1 -

К мониторингу 2

1. До момента выхода к лесу нет ни одной зацепки, чтобы утверждать, что так БЫТЬ НЕ МОГЛО.

2. Моменты, вызывающие у меня сомнения МОГЛО ЛИ ТАК БЫТЬ:

В самом оптимистичном варианте – достижении леса за двадцать минут с тяжело ранеными товарищами по глубокому снегу при температуре даже минус 20 градусов и в сильной метели и далее добывание дров, разжигание костра, устройство навеса (или настила) суммарное время активной деятельности не менее 1часа 30 минут ( если принять оценку, что костёр горел около часа).

Я считаю, что при принятии версии ночи, метели, температуры –20 градусов группа должна была замёрзнуть раньше. Смотрите мою ссылку на повесть Г. Федосеева. А здесь ребята (с учётом времени раскапывания палатки) более 30 минут на сильном ветру с мокрыми, уже замёрзшими руками, умудряются (в ночи) найти сухие веточки и веточки по крупнее, разжечь костёр и ПОДДЕРЖИВАТЬ его, одновременно устраивая настил в 80–и метрах! от костра (в темноте, уже не боясь заблудиться!) перетаскивая раненых, ломая ветки на кедре. А дееспособных всего пять человек.

Попутные рассуждения о костре. Необходимо утоптать площадку, но, как не утаптывай, при загорании первых веточек костёр начнёт уходить в снег. В спокойных условиях это компенсируется ЗАРАНЕЕ заготовленными сухими дровами, а здесь? При сильном ветре и скудости дров и розжигового материала костёр удалось разжечь, это 5-10 минут. С кого-то сняли куртку, чтобы устроить экран от ветра, кто-то способен достать коробок, достать из него спички, чиркнуть их, а в это время остатки тепла стремительно покидают измотанных, полу замёрзших людей. А дальше. Стоит отойти от костра и первый же порыв ветра погасит его. Допустим, делают каркас для куртки, а время несётся вскачь.

О неясностях с терминологией, на стр. 3 «…разрезав полено на чурки и, расколов чурки…» Я до сих пор считал, что чурки это то, что получается после распиловки ствола. Чурки колуном, или топором раскалывают на поленья, из которых слаживают поленицу.

В отчётах упоминается, что была обнаружена собранная печка и ОДНО! полено. Если имеется в виду полено в традиционном понимании, так на одном полене даже чай (на 9 человек) не вскипятишь, да его ещё расколоть нужно на мелкие полешки. Если имеется в виду чурка в традиционном понимании и её ещё нужно распиливать, так это вообще то уже бревно. Приходилось мне заносить много дров в сильные морозы, но никому в голову в группе не приходило (и не могло прийти) таскать наверх чурки. Распиливали бревно на чурки небольшой длины, раскалывали их на нетолстые поленья, связывали их в оптимальные связки и закрепляли

- 2 –

поверх рюкзаков. Легко распределить равномерно груз среди участников, а главное, что дрова готовы к употреблению немедленно.

А как бы дятловцы распилили чурку-бревно, его даже опереть не на что.

А уж расколоть на мягком снеге…

«…вечером и ночью печку не топили, поскольку следы пепла нигде не обнаружены;…» Очень слабый аргумент. Пепел очень лёгкое вещество и уж если выдуло много снега, так пепел то улетел первым. Мои развёрнутые рассуждения на тему печки в ранее посланных статьях.

По карте, которой я располагаю, перепад высот от палатки до вершины даже не 150 метров, а 210! Расстояние по горизонтали примерно 700 метров. Простое геометрическое построение даёт среднюю крутизну склона 16 градусов, но в верхней части до 30 градусов. Длина склона, по которому сошла лавина (имеется в виду если лавина сошла в вершины)

730-740 метров.

Вновь коротко из прежнего. По поводу принятия решения спускаться вниз. Даже психологическое состояние в группе после вылезания из палатки, которое так хорошо описано в мониторинге, не могло, на мой взгляд, явится причиной столь гибельного решения спускаться не к лабазу.

Путь к лабазу по перепаду высот на 40 метров меньше, к лабазу ведёт уже пройденный знакомый путь, путь к лабазу это гарантированное спасение.

Боковой ветер фактор важный, но не решающий. Не могли же в группе все не оценить бессмысленности спуска в лес без топора и т. д. Поспешность бегства объяснить опасностью схода повторной лавины (маловероятной вообще) и тем более не видимой в ночи и метели большая натяжка на мой взгляд. Ещё раз. Опасность движения к лабазу и опасность срыва, не сошедшего куска склона группа ВИДЕЛА. Этот момент подробно описан раньше.

К стр.8. «…путём сламывания СУШИН пихты и берёзы…» Если это действительно были сушины, так нужно было любой ценой таскать их к костру и по настоящему разжигать его! В движении и замерзать труднее.

В своих рассуждениях я, естественно, в основном опираюсь на собственный опыт. Неоднократно я ходил по таёжной целине на лыжах в обычных свинячьих лыжных ботинках по 35-40 км за день при температуре до –35 градусов и совершенно без намёков на возможность обморожения.

Многолетний опыт позволяет мне утверждать, что устойчивость моих ног к холоду значительно выше большинства людей, с которыми мне приходилось ходить и, тем не менее, я просто впадаю в безнадёжную тоску, представив себя на месте дятловцев, полураздетого и в носках. Не уверен, что смог бы продержаться хотя бы 30 минут. Но дятловцы продержались. Это неоспоримый факт. И это заставляет меня сомневаться в предполагаемых погодных условиях и времени суток.

Наверное, стоит покопать в области выживания в холодных экстремальных условиях. Так же, как Вы это сделали со случаями лавин с опросом людей сталкивавшимися с лавинами. Нужно опять искать аналоги.

- 3 –

Два случая известных мне. Кажется, 1994 год. Группа туристов из Казахстана совершает поход по Хамар-Дабану. Первые числа августа. Хорошая летняя погода. Шестнадцать подростков в возрасте шестнадцати — семнадцати лет и руководитель женщина, вроде бы опытная туристка. На одном из участков пути группа идёт по гребням гольцов. Это всегда здорово. Великолепная панорама, простая, комфортная дорога, почти как по асфальту не то, что в зоне леса и тем более, вдоль рек.

Вечер застаёт группу на гребне гольца. Тёплый солнечный вечер. Руководитель принимает решение на ночёвку в зону леса не спускаться. Не хочется терять высоту, а потом снова набирать её. Частая грубая ошибка. Здесь хоть погода располагала. А у Дятлова. Эфемерный выигрыш по времени. Откровенно опасная ситуация. Возвращение к лабазу на место безопасной ночёвки минут тридцать. Не зря некоторые туристы в интернете жёстко говорят, что Дятлов угробил группу. Если не лицемерить то на юридическом языке это непреднамеренное убийство. Скорей всего это следствие амбиций руководителя, его туристской малограмотности и отсутствия чувства самосохранения. Кстати о чувстве самосохранения. Полезно помнить ответ Рейнхольда Месснера. На вопрос как ему удалось покорить все «восьмитысячники» мира, он ответил, что не боялся отступать, как только ощущал смертельную опасность. На многие вершины он зашёл со второй, третьей попытки! И вечный рефрен лагерных начспасов, для горячих голов, плюющих на погоду: «Горы стояли и стоять будут. Успеешь»

И так. Великолепный тёплый вечер. Группа ставит палатки, у всех прекрасное настроение, все друзья и все друг друга любят. Увы, дальнейший ход событий покажет, что это не так.

Около двух часов утра начинается дождь. Почему то у группы промокаемые и без полиэтиленового покрытия палатки. В три часа ночи

в палатку руководителя прибегает парень из одной из палаток и говорит, что палатка промокла, они мокрые и им очень холодно. Дождь переходит в снег. В четыре часа руководитель приказывает начать спуск в зону леса. До границы леса перепад высот около четырёхсот метров, а длина пути более двух километров. Ночь, метель. Это было неуправляемое, паническое бегство. Я не помню всех подробностей, но поведение группы было омерзительным. Например, один юноша бросил умирать любимую девушку, с которой много лет дружил. В более ужасной ситуации, дятловцы проявили настоящие человеческие чувства дружбы взаимопомощи и вообще невозможности бросить товарищей в беде. О поведении группы стало известно из рассказа ЕДИНСТВЕННОЙ оставшейся в живых девушки, добравшейся до леса, а потом до реки Утулик, где её и подобрали водники, зависшую на одном из прижимов.

Так ребята и умирали, растянувшись по склону. Руководительница, допустившая такое с подростками, просто преступница.

- 4 -

Ещё один менее трагичный случай. Есть у нас красивый маршрут одного дня. Из посёлка Большой луг, в который приезжают на электричке и идут в Иркутск, перевалив из долины реки Олха в долину реки Кая.

Расстояние 35 км. На 8-е марта один мой знакомый решил провести группу десятиклассников по этому маршруту. Он не мальчик. Мой ровесник.

Ещё «страшнее» он КМС по спортивному ориентированию и, вроде бы, бывалый турист.

И что же .Перевалив в исток Каи, он ведёт группу в прямо противоположном направлении Долго топчут лыжню по тайге, а никаких намёков на приближение к городу нет. Ходу до города не более 7 часов при плохом снеге. Несколько лет я проводил лыжные соревнования на этой трассе. Даже я, лыжник-любитель, бегал её за 2 часа 30 минут, а лыжники спортсмены менее двух часов. Так вот. Признаков города нет, а руководитель, вместо того чтобы немедленно повернуть назад и по своей лыжне вернуться в посёлок, тупо идёт в том же направлении. До темноты! Преступная тупость руководителя. Наконец начинают готовить ночёвку. Я вообще боюсь титулованных туристов и ориентировщиков, неоднократно поражавших меня своей тупой амбициозностью. Впрочем, бывало и настоящее восхищение. Группа готовит дрова на ночь. К счастью у ребят с собой валенки. Группа проводит ночь у костра. Руководитель совершает очередную глупость. Заставляет сушить лыжные ботинки над костром. Утром обнаруживается, что сморщенные ботинки можно одеть только со слезами, а в валенках далеко не уйдёшь. В результате ребята приходят в посёлок с обмороженными ногами. Нескольким человекам пришлось отрезать пальцы на ногах, в том числе и КМСу. Возмущённые родители начали, было, возбуждать уголовное дело, но потом отказались, узнав, что горе руководителю тоже отрезали пальцы. А надо бы. Ведь он подвергал смертельной опасности жизнь целого класса

НАВИГу

Так уж сразу и «уголовного преступления»!

А какое отношение знание, где находится Отортен, имеет к обсуждаемому вопросу? Я в полном недоумении. (Это к lisу).

Уважаемые участники форума, а что же всё таки с точным местом обнаружения палатки? В обсуждениях озвучивали цифры плюс-минус 300 метров. А там от вершины до места первоначально предполагаемого места нахождения палатки около 750-и метров. Если сдвинуть это место вверх по склону на 300 метров, то окажешься как раз на крутом месте (а в какую сторону вообще то сдвигаться на 300 метров?)

Lisу Ну, не был я на перевале, не был! Но карту то с горизонталями я прочитать способен.

Версия Е. Буянова о получении травмы Дубининой, нет слов! Снимаю шляпу!

Как всё ясно. И без «ужасных живодёров» из отрядов зачистки.

Кто ставил палатки, даже в благоприятных условиях, знает, сколько раз споткнёшься о растяжки.

Уважаемые участники форума, мне кажется, на данном этапе важным вопросом является вопрос о том, что же испугало дятловцев. От его решения зависит отсечение нереальных версий. Большая часть участников, форума рассуждает о версии лавины примерно так. Сошла лавина, вероятность повторной ничтожна.

Казалось бы откапывайся, находи вещи, одевайся. Но ведь дятловцев что-то испугало. Да так, что очевидная опасность замёрзнуть показалась им менее опасной, чем некая другая опасность. Я считаю, что опасность эта была ребятам видна и ПОКАЗАЛАСЬ им неотвратимой и непреодолимой. Бегать от бомб бессмысленно, так как неизвестно где упадёт следующая, да и инстинкт заставит вжаться в землю. Всякое газовое облако тоже не причина, оно размыто не имеет чётких границ и бежать пришлось бы всё равно в нём.

Конечно, право участников выдвигать и мистические версии, но приблизят ли они нас к разгадке причин гибели ребят.

16.03.2007 г.

На пост lis от 21 марта 2007 г.

«Буянову:

патология, когда человек забывает, что он до этого говорил, называется склерозом. в своём последнем посте вы дважды противоречите своим ранним высказываниям. или вы забываете о чём говорили в начали статьи, когда дописываете конец???

и вы опять совершенно видимо не читали поста НАВИГа по поводу вашей статьи, а там очень метко подмечены провальные моменты вашей версии.»

_________________

Не пойму что тут может вызывать восхищение.

А не могли бы Вы эти самые «метко подмеченные провальные моменты» точно назвать, а то ведь там три десятка пунктов, помогите несообразительным.

Почти на все пункты забавная аргументация: нет свидетельств! И в таком виде, как, вероятно, хочет НАВИГ (не знаю каких). Абсолютных свидетельств очень мало, но они неопровержимы:

1 Время выхода группы на маршрут

2 Состав группы

3 Время начала поисковых работ

4 Время и место обнаружения палатки

5 Время и место обнаружения погибших.

Все остальные сведения можно сколь угодно долго осмеивать, демонстрируя свои филологические познания.

Цитата:

«дрова погибшие туристы добывали, забираясь на кедр, спрыгивая вниз, уцепившись за ветви, и сламывая их своим весом: Адские усилия, от которых на коре остались клочья окровавленной кожи

Нет доказательств, что: ветки сломаны туристами, ветки сломаны для костра. Характер слома веток имел вид окна. Экспертиза идентификации остатка тканей конкретно туристам произведена не была. На туристах нет травм от лазания на кедр.»

Уж не замёрзшие ли живодёры лазили на кедр, чтобы соорудить костерок и погреться, хотя им вроде бы не должно быть холодно, побей-ка прикладом по бедным жертвам.

А дальше вообще даже не перл, а шедевр, это как это «характер слома веток имел вид окна»?! И где и кем это было сказано?

Цитата:

« Рядом под снегом нашли небольшой настил из сломанных стволов пихт.

Чем были отделены стволы деревьев настила не установлено. На фото настила виден сруб ствола топором. Обстоятельство что все стволы были сломаны.»

Филологическая тарабарщина, но сруб ствола топором очень интересно и серьёзно, если только это можно доказать!

Известен типаж не редко встречаемый. На любое сделанное кем-нибудь дело заявляется, что всё не так и не правильно. На вопрос, а как правильно обычно звучит ответ, что как правильно я не знаю, но знаю, что как сделали вы не правильно.

Уважаемые участники форума, не узнаёт ли кто-либо себя в этом типаже?

21.03.2007 г.

Евгений, прекрасная, на мой взгляд, статья. Спокойный тон, великолепная аргументация, ясное, точное изложение. Статья психологически умная, приглашающая к доброжелательной спокойной попытке восстановить

картину трагической гибели ребят.

Я думаю, что после этой статьи даже самые яростные оппоненты поостынут и призадумаются.

Мониторинг проработан скурпулёзно, очень нужная штука.

Мнение по некоторым пунктам мониторинга.

1.5 Мы так медленно не ходили никогда. Уверен, что девять молодых,

здоровых людей могли сходить на Отортен от лобаза до лобаза за световой день в конце января.

1.7 Мне эта ошибка кажется очень существенной, а нелепость такого

выхода вызывает глубокое изумление.

2.5 При очевидном ухудшении погоды устраивать ночёвку, когда до

комфортного места прежней ночевки по своим следам пустяковое дело? Мотив. Тренировка в экстремальных условиях? Очевидно, что это не ускорение продвижения к цели, а замедление и создание опасности.

Вертится в голове афоризм: «Умный человек с честью выйдет из любого сложного положения, а мудрый в него не попадёт»

Как-то всё вопреки здравому смыслу и чувству самосохранения.

Вообще, со всеми пунктами мониторинга сразу хочется согласиться,

но…

5.22 В каком-то отчёте я прочитал, что спасатели, обнаружившие палатку, ВКЛЮЧИЛИ фонарик и он загорелся, а значит не был оставлен в качестве маяка. И ещё. Описанная Вами картина происходившего после схода лавины, на мой взгляд, близка к истине, по крайне мере у меня она не вызывает неприятия. Безусловно, так могло происходить. Спотыкаюсь на фонарике. Ботинки, одежду и т.д. не сумели достать, а фонарик нашли и аккуратно положили на палатку. Разве что кто-то спал с ним на груди.

Поскольку я всё примеряю на себя, то небольшое отступление.

Как психологический тип я классический холерик, буйный в словесной полемике, да и бытовых ситуациях, но странное дело, в опасных ситуациях на меня нападает необыкновенное хладнокровие и рассудительность. Это самооценка. Хотя, когда я уже начинал ходить на первый разряд, в моей альпинистской книжке появилась инструкторская характеристика «Активен, вынослив, спокоен». Что касается моей физической подготовленности, то здесь в моей книжке все записи одинаковы «Физически и технически подготовлен отлично»

Да и школу инструкторов я окончил на отлично, получив право работать инструктором без стажировки. Надеюсь, Евгений, Вы эти длинноты не воспримите, как хвастовство. Так вот, наткнулся я в

интернете на обсуждение несколькими лицами дятловской темы. Там был задан вопрос: сколько каждый принимавший участие в обсуждении

мог бы продержаться на месте дятловцев. Ответ одной бойкой девицы меня поразил. Оказывается она в такой же одежде и при такой же погоде уверенно продержалась бы сутки! Я почувствовал себя просто дохляком, которому нужно сидеть дома на тёплом диване. А я всё больше склоняюсь к мыли, что я бы в ночной метели даже до леса не дошёл, да ещё с ранеными. А уж о добывании дров и разжигании костра (с ножами) я и подумать то боюсь. И ещё. Я бы ни за что не ушёл от палатки, не достав обувь и топор. К п. 5.10 Около палатки торчала лыжа. Какое никакое, но орудие труда в откапывании вещей? Вообще оперировать сослагательным наклонением дело неблагодарное. Да по другому невозможно.

Я, примеряя на себя, думаю при каких условиях я смог бы сделать то, что удалось дятловцам. Это безветренный, сравнительно теплый солнечный день (утро). Уходить быстрее от палатки (но не без одежды)

меня могла бы заставить только хорошо видимая непреодолимая опасность. А бояться в метели и темноте чего-то невнятного… неубедительно. Страх погибнуть от холода должен был быть у дятловцев сильнее, чем неконкретная опасность. Мне трудно представить, что среди девяти человек не нашлось ни одного, способного правильно определить приоритеты опасности. Ранее, я уже описывал версию, при которой я вёл бы себя почти как ребята.

И так коротко. Было тихое не морозное утро. Ребята видели не оторвавшийся кусок склона, ребята видели кедр, к которому и пришли кратчайшим путём, часть пути ребята смогли пройти по плотному лавинному выносу ( судя по длине шагов около метра), разжечь костёр в отсутствии ветра. А построить навес в ночи и метели в условиях очень ограниченной видимости и протяжённый процесс и сильный ветер быстро выдуваюший остатки тепла из и без того замёрзших тел? Погода смертельно ухудшилась позже! То есть в момент установки палатки метель была (это факт), к утру она затихла. И, возможно, вновь началась, когда ребятам удалось уже кое-что сделать.

Останавливаюсь .уже голова распухла.

О Кирьяновой. Ни искать, ни читать я её не буду. Достаточно Вашей характеристики. А вот самой Кирьяновой я поинтересовался. Запросил в интернете Анна Кирьянова «Смерть на перевале» и прочитал. На выпавшей странице открыл вторую страницу, а на ней пункт 12.

Практикующий философ-психоаналитик-астролог. Чего от неё ждать.

На форуме её просто шаманкой называют. Оказывается «испражнения» эти свежие, образца 2004 года. Определённой категории людей бальзам на душу. Да ну их.

До свиданья, Евгений.

Здравствуйте, Юрий Александрович!

Отвечаю Вам, комментируя Ваше письмо.

> Евгений, здравствуйте.

> Прочитал беседу с большим интересом. Не скрою, червячок честолюбия во мне зашевелился. Как Вы знаете, я сразу был сторонником только лавинной версии и отстаивал её, как мог. Собственно, бескомпромиссными сторонниками лавинной версии были Вы, я, как подмастерье, и наш сторонник (не дилетант) И. Попов.

> Если помните, я излагал версию лавины почти также, только основываясь на своём и чужом опыте и интуиции и, главное, на неприятии всякой <чертовщины>.

Да, здесь завалы из мистики, заблуждений и ложных фактов.

> Мне кажется, что для <лиса>, Шелеметьева и иже с ними утверждения и аргументы К. В. Чистякова пустой звук. С ними всё бесполезно. Достаточно вспомнить:

> Лис Апр.17, 2007

> меня, честно говоря, достало читать этот бред!!!

> когда МНЕ после тех лыжных походов, в которые я ходил, начинает КАКОЙ-ТО ГОРНИК объяснять, что очевидно в лыжных походах ходят так-то и так-то, а вот так (как ходил я и многие другие) разумеется не ходят!!!!

— Да, помню я эти фразы. Сейчас их сайт снова заработал, но о дятловцах на нем ничего нет...

> Интересно, в не убеждённых противниках лавинной версии разум возобладает?!

Не знаю, думаю, что возобладает в конце концов, если он есть... НАВИГ, интересно, сейчас с форума ТАУ ущел со скандалом и пока не появляется. И Нина, его сподвижница (Verden) что-то вдруг замолчала. Подозреваю, что они начали понимать, какой тяжелый удар по их "построениям" нанесен объяснением фактов полета "огненных шаров".

> А сомнения о продолжительности борьбы группы с погодными условиями у меня, как и прежде не рассеяны.

Мне ясно, что здесь была активная фаза борьбы в течение 1-1,5 часов, а затем (с нечетким переходом) пассивная, затухающая. Видимо, примерно столько же. Все следы и улики говорят об этом.

> Пожалуйста, держите меня в курсе дальнейшего развития событий.

Да, буду держать. Борзенков мне сообщил Петербургский адрес Солтер: я проверю ее свидетельство. Надо к ней заехать по адресу (телефон я в базе данных не обнаружил). По всем признакам ее свидетельство (которое использовал Чернобров, а затем на нем стали спекулировать, — относится совсем к другой аварии). Не знаю, правда, как у нее с памятью и соображением: человек в летах (она 1920 года), и живет, похоже, с родственником 1925 года рождения. В ближайшие дни я у нее побываю.

Еще нашел интересные данные по радионуклидам в книгах по радиационной гигиене. Их мне предоставил сосед по дому, — военный медик (пенсионер-полковник). Сейчас изучаю.

В ближайшие дни также состоится встреча с Корневым, — здесь, думаю, тоже будут новые интересные подробности от опытного судмедэксперта. Петров Гена , адвокат, который сейчас ведет правовую оценку дела, мне сказал с сожалением: "Четыре года практики Возрожденного — практически ничто!.." Очень малый опыт Возрожденный имел для такого дела... Потому и выводы его неточные...

В общем, новые материалы появятся, и очень скоро.

Петров получил от Кунцевича копию дела на дисках, но обнаружилось, что это, похоже, та же копия, которая у нас есть. Пока ничего нового не нашли. Но теперь мы имеем ее вполне "законно". Посмотрим повнимательнее...

> До свиданья.

Раскрыта ли тайна «Горы мертвецов»?

Сыктывкарский альпинист выдвигает свою версию загадочной гибели свердловских туристов

В этом году исполнилось 47 лет со дня загадочной гибели на северном Урале девяти свердловских туристов. Произошло это на границе Коми АССР и Свердловской области, на склоне вершины горы Холат-Сяхыл («Гора мертвецов»). После случившегося здесь в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года это место стали называть «Перевал Дятлова». Мы уже рассказывали о нескольких выдвинутых жителями Коми версиях гибели туристов («МС», 12 января). После публикации в редакцию позвонил мастер спорта по спортивному туризму сыктывкарец Михаил Еремкин. Его версия того, что же на самом деле могло случиться тогда на Урале, показалась нам достаточно убедительной. Дело в том, что Михаил сам пережил то, что некогда, по его мнению, погубило свердловчан, на могиле которых он был в 1978 году, в свой первый поход. Спустя десять лет долгих тринадцать с половиной часов он провел под снегом рядом с погибшими товарищами…

Перевал Дятлова

Напомним, что же произошло 45 лет назад. 23 января 1959 года пятеро студентов из Уральского политеха, три инженера и один инструктор с турбазы — семь парней и две девушки — вышли в 22-дневный лыжный поход высшей категории сложности протяженностью триста километров. Руководил группой опытный Игорь Дятлов. В ночь с 1 на 2 февраля туристы разбили лагерь на склоне горы, в трехстах метрах от вершины Холат-Сяхыл и в 10 километрах от горы Отортен. Вечером ребят что-то напугало так, что они, разрезав изнутри палатку, бросились бежать по склону вниз. Некоторые позже пытались вернуться к костру и палатке, но на обратном пути их настигла смерть. Погибли все. Только спустя 25 дней поисковая группа обнаружила палатку, а поодаль — пять замерзших трупов. Двое лежали в одном нижнем белье под огромным кедром возле кострища, еще трое замерзли на обратном пути между кедром и палаткой. Только у одного парня обнаружили трещину черепа, остальные умерли от переохлаждения. Лишь в начале мая на берегу реки Лозьва нашли трупы остальных туристов с серьезными переломами костей и различными травмами внутренних органов. Всех ребят похоронили в братской могиле в Свердловске, а в начале 1960-х на месте их гибели установили мемориальную доску с именами и надписью «Их было девять». По подсчетам «дятловедов», существует уже несколько десятков версий гибели туристов: испытание атомного, натриевого или вакуумного оружия, замерзание, лавина, нападение манси, медведя, снежного человека, арийских карликов или беглых зэков, НЛО, шаровая молния, отравление спиртом и т.д. Официальное же заключение гласило: «Учитывая отсутствие наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии».

Смерть под «доской»

«У них все случилось так же, как и у нас, — уверен Михаил Еремкин. — Шла обычная радиалка — восхождение на вершину и спуск. Правда, при таком тяжелом снаряжении — фуфайки, брезентовые палатки — поход группы Дятлова можно назвать суперсложным».

В тот роковой вечер на Урале разыгралась пурга. Зимой здесь часто возникает так называемый стоковый ветер — в напоминающих трубы перевальных окнах при перекачке воздуха через Урал с Западно-Сибирской низменности в нашу республику образуются сильные ветры. На наветренной стороне склона во время мощной пурги идет моментальное накопление снега. За час наметает сантиметров 15. От перепада температуры и смены ветра снег спрессовывается в так называемую «доску» — пласт тяжелого снега, который образуется на уже слежавшемся снежном покрове.

Пурга помешала группе Дятлова идти дальше, вернуться вниз до наступления темноты тоже не успели, поэтому устроили привал на склоне. «Я, к сожалению, не был на этом месте и не знаю аэрографию склона, но уверен, что Дятлов выбрал наиболее защищенное от ветра место, — считает Михаил. — Скорее всего, палатку установили в так называемом «кармане» — яме на склоне — следе древнего ледника, который является естественным накопителем снега, но защищает от ветра». Никто не мог поверить, что такой опытный турист, как Дятлов, мог поставить палатку в лавиноопасном месте. Но это место таким и не было. Сошла не классическая лавина, а «доска». Так называется плотный слой снега, образовавшийся на староснежном покрове из-за резких перепадов температур, когда оттепель резко сменяется морозом. Под плотным слоем «доски» образуется мягкий кристаллический снег, по которому «доска» скользит как по маслу.

«Доска» готова «выстрелить», нужно только, чтобы кто-то нажал на крючок. Пурга наметает на «доску» дополнительную критическую массу снега, а потом еще подходят люди. Этого достаточно, чтобы взвести пусковой крючок.

Когда ставят палатку и копают углубление, «доска» невольно подрезается. Так что стоит только кому-то подняться выше по склону, сходить по нужде, и тут же от малейшего толчка «доска» поедет вниз, утюжа все на своем пути. Когда «дятловцы» ставили палатку, видимо, подрезали «доску», которая нависала над туристами, подобно невидимому дамоклову мечу. Неизвестно, по какой причине, но, в конце концов, твердый пласт снега, утюжа склон, поехал вниз. Тяжелая плита «доски» проходит по палатке, как утюг или асфальтовый каток.

Палатку свердловчан «доска» задела краем, поэтому погибли только три человека, еще двое были травмированы. Специфический цвет кожи у некоторых погибших мог оказаться следствием удушья под снегом. Половину палатки смяло, и вход завалило, поэтому пришлось разрезать заднюю стенку. Хотя, возможно, от сильного ветра палатку разорвало, как воздушный пузырь, а часть вещей и одежды разлетелась. Оставшиеся в живых не запаниковали, а срочно начали эвакуацию. Спустив до границы леса раненых товарищей, они разожгли под кедром костер. Трое оделись потеплее и пошли назад, чтобы забрать из палатки нужные вещи. Но не дошли. Погибли в пурге. Когда «доска» сходит, снег очень быстро перемешивается и уничтожает все ее следы, поэтому поисковая группа не смогла найти доказательства схода лавины. Именно так, по версии Еремкина, погибли свердловчане. «Комиссия определила причину гибели очень четко, — считает он. — Это были стихийная сила и человеческий фактор».

Собинский перевал

Восемнадцать лет назад Михаилу довелось пережить подобное тому, что погубило «дятловцев». 31 октября 1988 года на Северном Урале погибло 13 человек. Могилы семерых из них можно увидеть на човском кладбище Сыктывкара. Спасло Еремкина в тот роковой вечер только чудо — всю ночь, пока искали под снегом палатку, он провел рядом с погибшими товарищами.

В тот поход через Собинский перевал вместе вышли три группы, в составе которых были сыктывкарцы и усинцы. Маршрут начался на станции Полярный Урал (железнодорожная ветка на Лабытнанги). В группе Еремкина шло 9 человек. На второй день похода они должны были по графику перейти этот перевал, но из-за сильного встречного ветра решили сделать привал.

«У нас «доску» сорвали сами ребята, подрезав ее при установке палатки, — вспоминает он. — Ведь она висит буквально на честном слове, а полуметрового слоя «доски» хватает для того, чтобы завалить и проутюжить палатку. «Доска» тогда сошла не вся, только ее обломок. Случилось это, как и на перевале Дятлова, около восьми часов вечера».

В этот вечер, по словам Еремкина, на Урале разыгралась пурга. Сила ветра достигала 25 метров в секунду (Михаил три года проработал на метеостанции и может определить силу ветра визуально). Палатку установили на не очень крутом склоне — всего 25 градусов. Поэтому даже мысли ни у кого не возникло о лавине. Тем более «доска» под ногами вообще никак не ощущается. Ее толщина была всего 30-40 сантиметров. Самая опытная группа не стала прятаться от ветра в скальный карман, куда «залезли» товарищи Еремкина. «Место прямо как западня, — считает Михаил. — Везде сильный ветер со снегом, а мы нашли безветренное место». Когда выровняли площадку для установки палатки, подрезали «доску».

Каждые полчаса из палатки выходили два человека и счищали мокрый снег с проседавшей крыши. Во время очередной «уборки» и сошла лавина. Михаил уцелел только потому, что лежал на краю палатки, а находившаяся рядом Тамара Селиванова встала на корточки и изнутри помогала ребятам встряхивать снег. Когда «доска» поехала, тяжелый пласт снега буквально сел на нее, переломав девушку. Но именно поэтому над Михаилом «доска» повисла и образовался спасший его небольшой воздушный карман. Все остальные погибли от удушья. Двое, что были снаружи, проехали вниз на доске. Усинцев же полностью заутюжило. Погибли ребята из всех трех групп. В стоявшей ниже по склону палатке четверых усинцев, к которым пришли ночевать трое сыктывкарцев, погибли все семь человек. В палатке группы Еремкина погибли шестеро. Любопытно то, что стоявшие всего в пяти метрах от палатки лыжи лавина не задела — после ее схода они так и торчали в снегу нетронутыми.

«Хлопок, треск, и все… — вспоминает он. — Я успел пару раз вздохнуть глубоко, закричать, и все. Ребята сбегали за помощью на станцию Полярный Урал, до которой было всего около 10 километров. Оттуда пришел вездеход. Меня откопали уже в полдень. Нас долго не могли найти, хотя палатка осталась на месте, ее просто прикрыло «доской». Вина лежит на руководителях групп, то есть на мне, так как под моим началом были неопытные ребята. Самое тяжелое, что мне пришлось пережить потом, — это была встреча с родителями погибших ребят. Я до сих пор не могу простить себе гибели группы. Но в горы ходить не перестал. Отец одного из ребят сказал мне: «Видно, Миша, тебе на роду написано ходить в горы за наших погибших детей». Я не уверен, что в будущем про нашу группу не наплетут таких же легенд, как про группу Дятлова. Поэтому решил все рассказать сам».

Идут лавины одна за другой…

По мнению Еремкина, «доски» — самая частая причина трагедий в горах. На Полярном Урале уже несколько групп погибло под «досками». «В то время, да и сейчас, лавины на Урале были мало изучены, — считает он. — Урал полвека назад вообще был «белым пятном». Проблемы лавиноопасности на Урале начали изучать только в конце 60-х годов, когда здесь начали искать горный хрусталь и другие полезные ископаемые. Всегда считалось, что Урал — это сопки, где не может быть лавин. Но это не так».

Лавины вовсе не всегда представляют собой снежный вал, сметающий всё и вся на своем пути. Они бывают нескольких видов: «сопля», «доска», «осов», «лоток-плита», снежно-воздушная волна. И лишь потом в списке идут катастрофические лавины, известные нам по фильмам. Кроме того, лавины бывают сухие и влажные, поверхностные и глубокие. Вот как в специальной литературе описан процесс формирования «доски»: «Днем на солнце верхний слой снега нагревается и подтаивает, ночью смерзается, превращаясь в плотную твердую корку. Нижние слои уплотняются под собственной тяжестью и проседают, между ним и настом создается воздушная полость. Не скрепленный с нижним слоем снега и как бы повисший в воздухе плотный наст и есть снежная «доска». Она очень непрочна, иногда достаточно легкого внешнего воздействия, чтобы произошел ее отрыв и началась лавина. Лавины из снежных «досок» возникают, как правило, в период резкого похолодания, а также снегопадов, когда последние значительно перегружают склон».

Кстати, Михаил Еремкин не единственный, кто уверен, что причиной гибели группы Дятлова стала лавина. Первым эту версию выдвинул участник поисков погибших свердловчан и многолетний спутник Дятлова Моисей Аксельрод, который тоже мог бы оказаться в 1959 году на склоне Холат-Сяхыл. Он был приглашен в поход, но в последний момент передумал из-за неотложных дел. Последние часы группы ему видятся примерно так: «Все уснули. Глубокой ночью — грохот, шум и внезапный удар снежной лавины по части палатки, примыкающей к входу. Другая часть палатки, оказавшаяся под прикрытием большого снежного уступа, не пострадала, лавина пролетела над ней и умчалась вниз. Удар принимают на себя четверо крайних ребят. Различия в переломах ребер Дубининой и Золотарева объясняются их разными положениями во время сна — на спине и на боку. Темнота, стоны травмированных товарищей. Выйти через вход невозможно. Кто-то выхватывает нож, разрезает палатку и помогает всем выбраться наружу. Игорь Дятлов принимает решение немедленно вернуться к лабазу, где аптечка, теплые вещи, укрытие леса. И они пошли. Завывает пурга, перед ребятами белое безмолвие, окутанное темнотой. Сориентироваться точно не удается, и ребята спускаются к лесу, но не к тому, где лабаз, а, увы, к другому. У раскидистого кедра Игорь понимает, что спустились они не туда. Туристы ломают лапник и в овраге, укрытом от ветра, укладывают раненых друзей. Они отдают им всю теплую одежду и разводят костер. Подавленные Игорь Дятлов, Зина Колмогорова и Рустик Слободин хотят вернуться к палатке, чтобы оттуда принести какие-то вещи, но силы оставили их на подъеме…» Версию Аксельрода тогда всерьез не восприняли. http:/www.mskomi.ru/nomer/2006.04.13/3.html Артур Артеев

Lis у

«…ни у альпиниста, ни у горника нет отработанной лыжной техники…»

Забавное представление об альпинистах. Альпинизм требует высокой физической подготовки и поэтому лыжные и кроссовые марафоны и сверх марафоны, это способ существования для альпинистов, кроме того, многие альпинисты просто очень любят лыжи и бегут с высокими результатами.

Я, например, в годы активного занятия альпинизмом пробегал за зиму

1200-1400 километров на лыжах и ещё 1800-2000 километров кроссов,

пробежал десятки лыжных и кроссовых марафонов, с наслаждением, хотя, кто

пробовал, тот знает, что это такое. А я не самый лучший.

А наши иркутские и ангарские альпинисты ходят в лыжные походы за красотой и эмоциями и МКК им не нужна, так как по фактической квалификации они выше её и туристские регалии им не интересны.

Надеюсь, этот опус не будет воспринят, как хвастовство. Просто не хочется, чтобы Вы думали, что я диванный теоретик.

И ещё. Вообще то в Саянах и на Хамар-Дабане зима не жаркая, бывает и до

-40 градусов доходит, но и это, особенно боевых, не останавливает, ходят в многодневные горно-таёжные походы.

Игорю Шелеметьеву.

Ну что же Вы так. Разве я говорил о том, кто лучше, а кто хуже? Я говорил только о праве (фактическом) Евгения Буянова оценивать, в том числе, и правильность действий группы Дятлова. Не я начал это деление на «допущенных и не допущенных». Может повесить табличку «Вход только туристам-лыжникам» и дружно петь осанну «братьям по разуму». А что же тогда удастся

выяснить?

Могу утверждать, что движение по плотному насту на лыжах легче, чем по рыхлому снегу по колено.

Рад узнать, что Вы ходили в Саянах. Я с высокой степенью вероятности могу

показать лавиноопасный склон, но указать склон, абсолютно не лавиноопасный не могу, разве что футбольное поле.

Может быть сторонников лавинной версии просто «не пущать» на сайт, чтобы под ногами не путались.

Очень огорчён Вашим уходом с форума.

Романтику

У Вас пока нет оснований предполагать в моих словах злой умысел или желание

оскорбить ребят группы Дятлова. Ну, сказал я мысль без экивоков. Но это же не приказ, а всего лишь мнение. В форуме есть высказывания более резкие и главное несправедливые. Так что же теперь? Хлопнуть дверью? Я уверен, что среди участников форума нет никого, кто не относился бы к ребятам

доброжелательно. Но мы же пытаемся выяснить причину трагедии. Что же теперь говорить эзоповым языком?

Всем заинтересованным. Немного истории.

В советские годы за сезон совершали восхождения около 30 тысяч альпинистов. Число погибших за сезон колебалось от 20 до 30 человек.

Каждый случай тщательно расследовался комиссией «зубров» при федерации альпинизма СССР. Материалы анализа несчастных случаев рассылались по всем федерациям для обязательного ознакомления с ними всех действующих альпинистов.

Статистика за многие годы была удручающей. 80 процентов были сами виновниками своей гибели. Неправильные действия, недооценка объективной опасности, неправильные действия страхующего и т.д.

Большая часть этих гибелей происходила на скально-снежных маршрутах.

Анализ делался жёсткий и честный и никто не рассказывал ни родственникам, ни друзьям неправду о погибшем. Его пример должен был послужить уроком для других, для этого и делался анализ.

Во всех альплагерях смена начиналась с длительных лекций начспаса о страховке и прочее. В 1976 году в а/л Безенги начспас, вместо лекций, привёл отряд разрядников на поляну Миссес-Кош, на которой около двадцати могил с памятниками погибшим альпинистам, обвёл поляну рукой и сказал: «Они были сильнее и опытнее вас и всё же они здесь. Каждый совершил роковую ошибку, сам». И не нужно никаких лекций.

28.02. 2007 г.

Здравствуйте, Вячеслав.

К сожалению, я почему то в указанном Вами адресе не нашёл как подготовить фото для интернета.

Пользователь компьютера я самый примитивный, работаю в основном в АВТОКАДе и думаю, что подготовка

фото для интернета для меня задача трудная, а быстро даже невыполнимая. Поэтому посылаю фото не на сайт,

а на Вашу почту.

Фото с названием — Беломраморная сюита. Русское мироощущение.

Если сочтёте, что есть лишние фото, уберите на своё усмотрение. Я как то натыкался в перечне печатаемых сайтом тем

на архитектуру и решил, что мои фото могут представлять интерес.

Всем сомневающимся в правомочности туриста-горника Евгениия Буянова расследовать аварию туристов-лыжников группы Дятлова.

Альпинист может сделать всё, что может турист-горник, только лучше, турист-горник может сделать всё, что может турист-лыжник, только намного лучше, тем более, когда он высокой квалификации, а вот наоборот не получится.

В моей дневной версии схода лавины сразу бросается в глаза нелепость бега группы к лесу, а не к близкому и безопасному перевалу, это отметили многие.

Для меня же эта нелепость, пустяк в сравнении с нелепостью поведения группы начиная от лабаза. Поздний выход и установка палатки на склоне!

« Тем не менее, туристы профессионалы рассматривают действия группы Дятлова, как абсолютно верные позволяющие сохранить силы и время». Перевал Дятлова. Из документальной повести Анны Матвеевой.

Для чьих ушей эта «лапша», что это за туристы такие? Какое сохранение сил и времени? Установка и свёртывание бивака самая унылая и не приятная процедура, требующая большой затраты времени, особенно в зимних условиях.

Нужно расстаться с мифологизацией группы Дятлова. Все эпитеты в превосходной степени, которыми награждается группа, далеки от реальных качеств группы. Анализ действий группы в течении похода говорит о том, что группа была слабо подготовлена физически, безграмотна в тактических вопросах и, самое главное не обладала нормальным здоровым чувством самосохранения.

Похоже, ребятам больше нравилось устанавливать биваки, выпускать стенгазеты, играть на мандолине, по часу собирать и разбирать «чудо» печку, какое уж тут быстрое движение к цели.

Действия начиная от лабаза. Цель Отортен. До него 10-12 километров по широкому чистому гребню с малыми перепадами высот, идеальная местность для движения на лыжах. Туда и обратно 25 километров, для лыж это не расстояние, тем более для большой группы, где частая смена торящего позволяет быстро двигаться даже по глубокому снегу. И ещё. Возвращение с Отортена по своей лыжне с общим уклоном вниз просто приятная прогулка. Группа средней физической подготовленности сходила бы на Отортен за один световой день.

Ну, вышли поздно, удручающе медленно вышли к месту установки палатки, а дальше. Метель, склон, на который просто, без подготовки палатку не поставишь. Вернуться назад по своей лыжне 15 минут, пустяковое дело. А вернуться нужно было немедленно! Этот смешной кусочек пути утром после нормальной ночёвки проскочили бы и не заметили. И ради чего это всё было затеяно?! А мы пытаемся найти логику в поведении группы после лавины!

Ну, не КГБ же заставило группу вести себя столь бессмысленно.

Всё, что происходило после поисковых работ: сплетни ничего не понимающих людей, психологическое поведение родителей и друзей и поведение властей блестяще описаны в мониторинге Евгения Буянова.

У понимающих людей организация и проведение поисковых работ может вызывать только восхищение. Надоело злобное лживое шипение на власти.

Уважаемые заинтересованные в объективном расследовании аварии, не спешите закатывать глаза в порыве благородного гнева по поводу моих «кощунственных» слов. Расследование должно быть честным. Может это предотвратит трагедии других групп.

26.02.07

Авария Дятлова: почему такие травмы?

(Пятое дополнение картины событий).

В данной статье рассматриваются механизмы получения травм дятловцев и даются их качественные обоснования на результатах расчетов, случаев-аналогов и заключений эксперта.

Выводы, приведенные в этой статье, подкрепляются данными в конце приложениями А, Б, В, и Г. В данной статье кратко изложены выводы всех этих приложений, поэтому читать их не обязательно (по содержанию они специальные, и для неспециалистов неинтересны). Авторы рекомендует к прочтению только приложение А (результаты бесед с Корневым) и наглядные картинки из приложения Г. Остальные приложения желающие могут прочесть для лучшего понимания, на чем основаны выводы статьи (все приложения написаны на уровне средней школы, чтобы их мог понять каждый).

В предыдущем повествовании о характере лавины (в статье «Какая была лавина?») говорилось, что при встрече переднего фронта лавины с жестким препятствием возникает очень большая сила удара вследствие значительного изменения скорости снежной массы.

Что происходит, если человек оказывается между лавиной и препятствием? Ответ очевиден: большая сила просто раздавит, она может размазать человека, как муху по стеклу.

Здесь срабатывает эффект сдавливания от воздействия большой массы. При статической нагрузке (когда усилие растет медленно до предельной величины) для множественной поломки ребер достаточно усилия порядка (150-250) кг (конечно, величина его несколько зависит от формы распределения нагрузки, — при концентрации нагрузки сила может быть меньше). Если сила прикладывается не медленно, а внезапно, то это уже динамическая сила, а максимальная упругая реакция на такую силу будет в 2 раза больше. Поэтому при импульсивном приложении нагрузки для поломки может быть достаточно усилия меньшего, чем при статической нагрузке (т.е. давления со стороны меньшей навалившейся массы). При статической весовой нагрузке усилие равно массе, умноженной на ускорение силы тяжести g, а при динамической нагрузке усилие равно произведению воздействующей массы М на ее ускорение А. Если же предположить, что давление на человека происходит со стороны движущейся с ускорением массы, то сила динамического воздействия может достигать значительных величин даже со стороны небольшой массы, существенно меньшей, чем масса человека (если скорость этой массы значительна).

Какие массы и скорости необходимы, чтобы поломать человеку ребра при опоре о жесткое препятствие? Опыты на людях, конечно, не проводились (такие опыты аморальны), но можно с достаточной уверенностью утверждать, что уже масса m порядка 10 кг (существенно менее массы человека) при скорости в (4,4-5,4) м/c или (эквивалентно) при падении с высоты H = (1,0-1,5) м способна поломать человеку ребра. Это соответствует энергии падающей массы (mgH) 100-150 Дж.

Примечание. Я провел эксперимент над собой в лежачем положении с грузом 9,5 кг, — груз падал на грудь через толстую фанерку (с массой 0,5 кг, размером 250 на 250 мм). Намеревался постепенно довести высоту падения груза со 100 до 1000 мм, — так я первоначально оценивал возможности своих ребер. Но эксперимент пришлось прекратить уже при высоте падения 20 см при энергии удара 19 дЖ. Эксперимент стал опасным, — удар хотя и не вызвал сильной боли, но он вызвал остаточное ощущение в ребрах, которое прошло не сразу…

Таким образом, для переломов ребер, как у Люды Дубининой и Александра Золотарева достаточно было удара нескольких десятков килограммов снега с не слишком большой скоростью порядка (3-5) м/c. Но при условии, что за их спиной было жесткое препятствие. Было ли оно? Да, оно было. Этим препятствием являлось дно палатки. Дно палатки опиралось на лыжи, уложенные на слой снега глубиной около 30 см (как следует из радиограммы поисковиков). По всем признакам удар был направлен сверху и немного справа, со стороны задней стойки палатки. Со стороны той стойки, которую сразу подмяло. Удар по внешнему краю палатки, — по головам и в грудь туристам.

Удар нескольких десятков килограммов снега, падающих с небольшой скоростью (2-5) м/с и явился причиной тяжелых травм дятловцев. Конечно, на всю палатку навалилась суммарно большая масса снега, — порядка сотен килограммов. Мог иметь место и импульсивный накат снега в результате схода небольшого оползня (примерно такого, как в случае аварии на реке Усе, — там совсем небольшой снежный оползень раздавил 13 человек). В этом случае навалившаяся масса была больше, а ее скорость – меньше. Ясно, что импульсивно сила сдавливания здесь составляла порядка (150-250) кг на человека.

Кстати, и форма завала задней стойки палатки пусть и непрямо, но тоже указывает на удар сверху и немного справа: стойка завалилась внутрь, явно от удара сверху и со стороны задней стенки. Если бы стойка палатки завалилась от ветра, это была бы другая стойка, и завалилась бы она в другую сторону, и тоже внутрь палатки. А задняя стойка завалилась бы не на палатку, а наружу, от палатки (от склона или в северном направлении). Это однозначно следует из превалирующего направления ветров в этом месте, — наиболее сильный ветер дует со стороны перевала Дятлова. По этим признакам вовсе не ветер был причиной завала стойки (как полагают некоторые оппоненты).

Здравствуйте, Евгений Вадимович.

С интересом прочитал Вашу статью (не быстро). Дал прочитать одному знакомому опытному туристу, он прочитал её как захватывающий детектив, на одном дыхании. Восхищён и поражён!

Действительно потрясающий объём работы и невероятная целеустремлённость и настойчивость.

Очень нужный фрагмент статьи, посвящённый ложным обвинениям советской власти. Для молодых людей, в отсутствие

правдивой информации о советском времени, это одна из немногих возможностей узнать правду о нашей близкой истории, оболганной и ошельмованной.

На мой взгляд, для правдивого расследования трагедии дятловцев необходимы такие качества как добросовестность, настойчивость, честность, не озлобленность (даже доброта), богатый туристский опыт (это по умолчанию) и, главным образом, интеллект, которого начисто лишены Ваши злобные оппоненты. Бог не обделил Вас этими качествами и результат великолепен. Глава посвящённая "тайне шаров" мне особенно интересна. Самому такой концентрат сведений не собрать в связи с отсутствие побудительных мотивов и контактов.

Что касается Ваших оппонентов, думаю, они не успокоятся и не остановятся, поскольку они лишены главной составляющей. Думаю, что даже просто прочитать статью для них будет трудом непосильным, но крики поднимут.

Ну да, с ними всё кончено. Они уже мусор на обочине проложенной дороги, тем более как, кажется, сказал Вольтер "Если человек глуп, то это надолго"

Хочется выразить глубочайшую признательность всем принявшим участие в расследовании аварии группы Дятлова. Ну не всем конечно, а тем честным знающим людям, снабдивших Вас ценной правдивой информацией и принявших живое участие в обсуждении версий.

Статья в целом великолепное руководство к действию для туристов, ценящих жизнь.

Lis у По поводу логичного направления бега от палатки я с Вами абсолютно согласен.

Привожу фрагмент переписки с Е. Буяновым полугодовой давности:

Вообще то бежать только от лавинной опасности правильнее было именно туда, к скале на маленьком перевальчике, так как к нему ведёт хоть и не явно выраженный, но всё же гребень. Возможные лавины ушли бы на склоны гребня. Кроме того, это близко от палатки. Осмотревшись и поборов страх, можно было двум трём человекам рискнуть сходит за вещами. Сначала было пренебрежение и непонимание опасности лавины, а потом по поговорке «Пуганая ворона и куста боится». Неправильно определены приоритеты опасности. Выйти раздетым верная смерть, а лавина может сойти, а может и нет.

Но здесь уж по старой шутке: Если бы я вчера был такой же умный, как моя тёща сегодня…

«Вероятность схода лавины… тождественно равна нулю». Сказано задиристо, но легковесно. Я, естественно, не сомневаюсь, что Вы видели склон именно таким, как описываете. Но это этой зимой, рекордсменке по бесснежности, а тогда, и это засвидетельствовано документально, была особо снежная зима.

К сожалению, поисковики смотреть смотрели, а видеть не видели. Поторопились свернуть палатку, а ведь там многое можно было прочитать, если понимать, что нужно смотреть. Вот и в отношении возможности схода лавины. Кто-нибудь осмысленно заострился на характере склона, обратил внимание, торчали ли там кусты и камни. Под этим углом никто склон не рассматривал. И никаких документальных свидетельств. Малые знания поисковиков о коварности и смертельности лавин и привело к равнодушному отношению к характеру склона.

Когда я пол года назад рассматривал летние фотографии места трагедии, то первое впечатление было, что всё так полого. Но я знаю, как обманчиво видит глаз. А вот когда я взял карту с горизонталями и выполнил простенькие расчёты…

По карте, которой я располагаю, (горизонтали через 20 метров)

перепад высот от палатки до вершины 210 метров! Расстояние по горизонтали примерно 700 метров. Простое геометрическое построение даёт среднюю крутизну склона 16 градусов, но в верхней части до 30 градусов. Длина склона, по которому сошла лавина (имеется в виду если лавина сошла в вершины) 650-680 метров. Для наглядности в единицах уклона принятой у дорожников это 30-40%.

Ещё штрих к версии дневной трагедии:

Однозначно они ели за 6-8 часов до гибели. Ну, и что это доказывает? Они ели утром (перекусывали), а потом начали одеваться. Часы тоже не доказательство. 6-8 часов могут быть как утренними, так и вечерними.

20.02.2007 г.

- 1 -

Впервые о трагедии группы Дятлова я услышал в начале 60-х, устные рассказы были пронизаны жуткими мистическими настроениями.

По настоящему я заинтересовался этой трагедией после прочтения на m.ru статьи Буянова и Некрасова «Тайна гибели группы Дятлова».

Я многое узнал от него о трагедии и получил перечень материалов по этой теме. Уже около года мы с Евгением ведём переписку, с взаимной критикой своих предположений.

Я абсолютный сторонник лавинной версии, но у нас есть расхождения в деталях.

Принять участие в форуме меня побудила ушедшая в сторону и затянувшаяся не по делу дискуссия.

Всё, что написано далее есть всего лишь моя версия основанная на личном опыте и знании случаев подобных дятловской трагедии.

К глубокому моему огорчению Евгений Вадимович Буянов оказался втянутым в выяснение вопроса требующего большой траты усилий и времени и почти не результативным в полемике

с «упёртыми» сторонниками техногенной версии гибели дятловцев. По принципу презумпции невиновности не он должен доказывать, что ракеты и прочее не являются причиной произошедшего, а сторонники этой фантастической версии должны доказать свою правоту. А у них тут дело безнадёжное.

За десятки лет, при очень пылком желании нарыть хоть что-то подтверждающее их версию, не обнаружено ничего!

Мне более реалистичным представляется следующее развитие событий:

Группа ставит палатку в метель. С этим не поспоришь. Есть фото. Однако к утру метель утихает. Утомлённые установкой палатки в отвратительных условиях, группа с подъёмом и выходом не торопится. Она вообще раньше десяти часов утра не выходила. А тут они ещё считают, что у них запас времени в связи с вчерашним прохождением части пути. А погода великолепная. Безветрие и сверкающее солнце. Неоднократно я наблюдал, как на метеостанции Хамар-Дабан расположенной на высоте 1450 метров в конце января, начале февраля температура была на 5-7 градусов выше, чем внизу на высоте 450 метров. Метеорологи говорили, что это не редкое явление локальных тёплых участков в горах. И так, склон восточный, лучи восходящего солнца почти перпендикулярны ему, вполне вероятно, что этого достаточно для провоцирования лавины. Неоднократно приходилось видеть в горах, как буквально следом за моментом освещения очеред-ного участка склона начинали идти лавины.

События могли развиваться так.

Несколько ребят и в первую очередь Дятлов, как руководитель, вышли из палатки (именно они и оказались без травм), когда остальные только начинали одеваться.

Предполагаю, что печку топили, иначе бы ребята не спали полураздетые. И так лавина сошла на глазах у находившихся снаружи ребят, не успевших предупредить других в связи с неожиданностью и быстротечностью процесса. Скорее всего это была непротяжённая лавина, подвижка на несколько десятков метров большой части склона. Причём склон оторвался от верхней части снежного массива, который и зависал угрожающе.

Уверен, что группа не уходила панически куда попало.

идущие к лабазу. Возможно даже, что ребята видели начинавшие сходить лавинки, или просто уже боялись подрезать склон (и совершенно справедливо).

И так. День был яркий и безветренный, и группа хорошо ВИДЕЛА ГРОЗНУЮ НЕПРЕОДОЛИМУЮ опасность.

А от чего она бежала в темноте и метели, да ещё именно вниз, никто ведь объяснить не смог.

Яркое и безветренное утро сыграло роковую роль в выборе приоритета опасности и группа побежала вниз. А отсутствие ветра и греющее солнце позволило им добраться до леса и ещё некоторое время противостоять холоду (возможно погода начала резко ухудшаться позже).

Ещё аргументы в пользу тихого солнечного утра:

Я считаю, что при принятии версии ночи, метели и температуры –20 градусов группа должна была замёрзнуть раньше. А здесь ребята (с учётом времени раскапывания палатки) более 30 минут на сильном ветру с мокрыми, уже замёрзшими руками, умудряются (в ночи) найти сухие веточки и веточки по крупнее, разжечь костёр и ПОДДЕРЖИВАТЬ его, одновременно устраивая настил в 80–и метрах! от костра (в темноте, уже не боясь заблудиться!) перетаскивая раненых, ломая ветки на кедре. А дееспособных всего пять человек.

Попутные рассуждения о костре.

Необходимо утоптать площадку, (это в носках то) но, как не утаптывай, при загорании первых веточек костёр начнёт уходить в снег. В спокойных условиях это компенсируется ЗАРАНЕЕ заготовленными сухими дровами, а здесь? При сильном ветре и скудости дров и розжигового материала костёр удалось разжечь за это 5-10 минут (предположительно). С кого-то сняли куртку, чтобы устроить экран от ветра, кто-то способен достать коробок уже потерявшими чувствительность руками, достать из него спички, чиркнуть их, а в это время остатки тепла стремительно покидают измотанных, полу замёрзших людей. А дальше. Стоит отойти от костра и первый же порыв ветра погасит его. Допустим, делают каркас для куртки, а время несётся вскачь.

Травмированные, едва одетые люди проходят полтора километра в ночи в метели и ещё разжигают костёр и устраивают раненых товарищей. Я думаю, что в ночи, в метели группа бы даже до кедра не дошла. И ещё. Следы от палатки шли прямо к кедру. Где-то я прочитал, что от палатки верхушка кедра видна. Вероятно, ребята просто видели кедр и какая уж там и метель и ночь!

Уважаемые оппоненты, пожалуйста, не поднимайте клубы пыли, а точно укажите, что, из предполагаемого мной, невозможно в принципе.

Тогда можно поговорить.

16.02.2007 г.

Lis у

«…- 1,5 метра до твёрдой земли. Не так уж и мало, я считаю»

А, я вот просто считать не могу. 1,5 метра в южных районах Читинской области потрясающе много, а в районе пика Победы очень мало.

Нет точки отсчёта. А, может в том году, в этом месте было 3,0 метра?

Этого уже никогда не узнать. По панораме. Я не придираюсь и не умничаю, просто высказываю свои соображения. Кто фотографировал в горах, знает, что при фотографировании крутых склонов и стен с близкого расстояния и снизу стена на фотографии «ложится». На панораме точка съёмки не очень близко, но камеру всё же пришлось немного задрать. Лобовое освещение, интересующего нас склона, не даёт возможности выявить подробности, нет рельефа. Я бы, например, выбрал точку съёмки так, чтобы склон по прямой от вершины до палатки смотрелся в профиль, уж тут бы споров о крутизне не было. О месте установки палатки стали появляться версии. На панораме место установки показано так, что она сильно правее и, пожалуй, ниже перевальной точки, а из материалов, которыми я до сих пор пользовался, известно, что палатка стояла на 40-50 метров выше перевальной точки?

А почему ранее установленное место расположения палатки стало подвергаться сомнению? Кстати о карте, которой я пользуюсь. Мне бы и в голову не могло прийти оценивать крутизну склона по «километровке». Я пользуюсь «двухсотпятидесяти метровкой. Судя по нанесённой на ней координатной сетке и отметками высот с точностью до 0,1 метра это армейская карта. Я скачал её с какого-то сайта. Это был отчёт группы о летнем исследовательском походе к месту гибели группы Дятлова. В нём были фото панорамы и крупные фрагменты, а на карте был нанесён весь путь группы Дятлова, место установки палатки и стандартный маршрут по которому обычно ходят манси и туристы на Отортен. К сожалению, я не запомнил сайт, а попытки быстро его найти неудачны. Может Вам это удастся, тогда, пожалуйста, сообщите мне о нём.Если в этом вопросе нет ясности, то я прерываю свои рассуждения. Но лавинная версия для меня непоколебима, до тех пор, пока не появятся серьёзные основания отказаться от неё. Но только не с притягиванием за уши КГБ, взрывов, потусторонних сил и проч. К стати при взрывах человек никуда не бежит, а инстинктивно старается вжаться в землю.

Жду приговоров, которые обещает Евгений Буянов.

22.02. 2007 г.

Уважаемые участники форума, на мой взгляд, обсуждение темы гибели группы Дятлова давно пробуксовывает, утонув в обсуждении второстепенных вопросов, в дружной не конструктивной критике конструктивных соображений Евгения Буянова и других участников с разумными версиями.

Не боясь показаться назойливым, я вновь предлагаю участникам представить свои версии причин убегания дятловцев от палатки раздетыми. Поставьте себя на их место.

Что могло бы вас заставить посчитать опасность замёрзнуть меньшей, чем некая более страшная опасность, но преодолимая в результате убегания, да ещё не к лабазу?

Моя развёрнутая версия представлена ранее 16.02.07. стр. 16. Мне кажется, что ответ на этот вопрос поможет продвинуться и в других более частных вопросах.

Буянову Е.

ЛИС: А я вижу, что у вас куча свободного времени, которое вы не знаете, куда девать и начинаете строить нелепые афизичные теории, которые у опытных туристов вызывают лишь усмешку: то человек с переломом черепа бежит вниз и умирает самым последним, то на склоне, где в принцпе лавин никогда не было и быть не может откуда ни возьмись возникает лавина и прыгает сверху на палатку, то участники похода высшей к.с. подкапывают под снегом офигенную нишу и ставят в ней палатку.... экзотика, не правда ли?21.03.2007 г.

Лису

Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав.

Каковы критерии опытности туристов, у которых версия Евгения Буянова вызывает лишь усмешку? «…участники похода высшей к. с. ...» Плохой аргумент. За полвека прошедших со дня трагедии, туристы накопили огромный опыт, и они имеют все основания грамотно оценить и поведение группы, и внешние условия. А, высшая к. с. тех лет сейчас соответствует очень средненькой к. с.. Если целью форума является выяснение объективных обстоятельств трагедии, необходима правильная оценка всех составляющих произошедшего: погодных условий, сложности маршрута, технической и физической подготовленности, психологической устойчивости группы и т.д.

Правдин Витольд Гурьевич, Ваша блестящая ироничная словесная вязь меня тоже равнодушным не оставила. Ну, а что же Вы то свою версию в самом сжатом виде не изложили? Может, тоже была бы благодатным материалом для иронии. А то ведь как-то и иронизировать не над чем. Иронизирование над иронизированием, было бы как-то нелепо. Ваше подвижничество в связи с обещанием покинуть форум вместе с Е. Буяновым выдавило у меня скупую мужскую слезу.

2.04.07

Витольд Юрьевич, по поводу мой версии, которую вы не обнаружили. Смотрите её в теме «Расследование причин аварии группы Дятлова» на стр. 16 от 16.02.07

Интересно где Вы увидели что я рьяно защищаю Евгения Буянова, он в моей защите не нуждается. Я вообще никого и ничего не защищаю, а только излагаю своё видение событий и чаще просто обращаюсь с вопросом, который вызывает у меня наибольшие сомнения, к аудитории. И на основании чего Вы утверждаете, что у меня всё больше критики, а у меня её совсем не много.

Не знаю сколько Вам лет, но судя по подростковой задиристости не много, или Вы хорошо сохранились.

Я вообще если и имею предварительное мнение о Вашей опытности и квалификации, то озвучивать его не тороплюсь, ещё рано. А Вы ничего не знающие обо мне уже дали исчерпывающую нелепую характеристику. Но я списываю это на плохо скрываемую бессмысленную обиду.

И.Шелеметьеву от 20.12.06 В каких только условиях и с разными людьми не приходилось ночевать в палатках, но никто никогда не ставил обувь у выхода из палатки. И основная и запасная обувь ложилась по голову и подушка вам и обувь не замораживается. А в особо холодных условиях даже трикони засовывали в спальник, чтобы утром можно было их одеть без зажаривания на примусе.

Лису на 02.04.07.

Не охота «засорять эфир» и доказывать, что не верблюд, но приходится.

Статью И. Шелеметьева прочитал и не только (не столько), но и других участников форума тоже. Заодно и выскажусь по некоторым, по которым ранее не считал обязательным высказаться.

Версию И. Шелеметьева обсуждать не буду, другие обсудят. Чтобы мне её обсуждать, я должен убедить себя в том, что КГБ и другие спецслужбы состояли из кретинов-садистов, а я давно живу в МОЕЙ стране и у меня абсолютный иммунитет к промыванию мозгов подлым и лживым демократическим телевидением.

Романтик стр.2 от 22.12.06 Здесь недоумение есть, а версий нет.

Migel от 12.01.07 Цельная версия, здесь есть, что обсуждать.

Лис от 13.01.07 Полная версия о взрыве ракеты.

Migel от 15.01.07 — согласен мнением Ром@нтиk от 16.01.07

Лису от 19.01.07 — так это и был несчастный случай.

Навигу от 19.01.07 Я мог бы подумать, что Ваши рассуждения результат просмотра к/ф Параграф 78, но увы, Вы его опередили.

Oleg от 19.01.07 — вполне рабочая версия

Migel от 26.01.07 Правила игры — прекрасно, лучше не скажешь.

Навиг от 2.02.07 — «ранг этой трагедии – национальный» ? В эти годы гибли при исполнении служебных обязанностей геологи, изыскатели, туристы в тайге, в горах на бурных реках и никто это национальной трагедией не называл.

А дятловцы, что на дот легли или под танк бросились, ценой своей жизни кого-то спасли? Это трагический несчастный случай и не более.

Можно бы и далее продолжать, да это ничего не добавит к теме.

3.04.07

НАВИГ от Апр 17, 2007 г

Т.е. вы одобряете действие этой госструктуры, при условии реальности происходящего в представления Юрия Юдина?

И вы предлагаете помнить это? Да, уж. Мы это запомним навсегда

_________________

Зачем же так грубо передёргивать! Уж не знаю по недомыслию или…?

Я ведь говорю только о том, что ни какие госструктуры в гибели ребят не виновны. И говорю это, имея в виду именно Ю. Юдина, как современника дятловцев.

К новому поколению я не обращаюсь, сознавая свою беспомощность. Тягаться с мощной государственной машиной оболванивания в отношении недавней истории нашей страны невозможно. Это дело каждого молодого человека попытаться узнать подлинную историю своей страны. И, в том числе, роль таких госструктур, как КГБ или ГРУ и т.д.

Лис Апр.17, 2007

меня, честно говоря, достало читать этот бред!!!

Ранее доказывалось

Добавлено: Пт Мар 16, 2007 9:07 am Заголовок сообщения:

________________________________________

По туристским правилам ни одна группа не ставила палки остриём вверх, потому что любой мог напороться на это остриё. Поэтому версия про травму от острия палки отпадает.

_________________

Сильный духом, но слабый умом.

Комментарии по поводу опытности аса лыжного туризма нужны?

В тему – свежий пример, гибель туриста на Джанги-Тау в Безенги. Смерть любого человека в мирной обстановке это трагедия и может вызывать только

горечь и сочувствие. Но здесь есть и другой аспект. Совершенно не подготовленная, самоуверенная группа (ТУРИСТОВ), нарушившая всё, что можно было нарушить, погубила человека, поставила «на уши» пол страны, а главное подвергла смертельному риску группу альпинистов вышедшую на помощь потерпевшим бедствие. Много случаев, когда погибали именно спасатели. Хорошо, что вертолёт смог снять ребят. Так вот выход данной группы на такой маршрут пример махрового эгоизма. В «послужном списке» руководителя приводится лыжный поход по Ямалу!? И это достаточное основание, чтобы лезть на такой маршрут!?

Евгений, здравствуйте.

Если помните, я излагал версию лавины почти также, только основываясь на своём и чужом опыте и интуиции и, главное, на неприятии всякой «чертовщины».

Мне кажется, что для «лиса», Шелеметьева и иже с ними утверждения и аргументы К. В. Чистякова пустой звук. С ними всё бесполезно. Достаточно вспомнить:

Лис Апр.17, 2007

меня, честно говоря, достало читать этот бред!!!

Интересно, в не убеждённых противниках лавинной версии разум возобладает?!

Пожалуйста, держите меня в курсе дальнейшего развития событий.