На пике Любви
ТРОПИНКАМИ ДЕТСТВА. АРШАН.

1 ДЕНЬ. ВЕРЕСОВА, 12

Юлька "прилетела" на пик первой

В маршрутке, следующей из Иркутска в Аршан, мы встретились с Ириной. Молодая мама с 8-летним сыном Димкой прилетели с Сахалина посмотреть на Байкал и его природу. В Аршане они никогда не были, решили съездить, кто-то из знакомых иркутян посоветовал. Мы с Илюшей и Юлей шли по центральной улице Аршана мимо парка к Кынгарге, а Ирина пыталась возле автостанции найти жильё. Но, то ли ей предлагали слишком дорогое, то ли слишком далеко, то ли целый дом, а ей только кровать нужна, в общем, я предложила ей следовать за нами на улицу Вересова. Дети наши сразу как-то подружились, и через пару минут после выхода из маршрутки, пока мы с Ириной друг к другу ещё только приглядывались, они уже были словно давние друзья; бодро зашагали в ногу, весело щебеча и размахивая руками, почти не оглядываясь на родителей, словно знали дорогу.

Я рассказала Ирине, что есть за речкой Кынгаргой такая улица – Вересова, там сдают жильё недорого, да и к источникам близко, и речка рядом, и ещё есть ручей, журчащий прямо во дворах, и рынок близко, и парк, и водопады. Многим приезжающим отдыхать – именно это важней всего – чтобы всё было рядом. Когда мои первые дети были малышами, мы семьёй ездили в Аршан почему-то всегда именно на улицу Вересова. Отдыхали-то мы всегда в горах, но при выходе из горной долины, после похода, когда хотелось скорей отмыться и поесть, а эта улица была первой на нашем пути, туда нас ноги всегда и заносили. По старой привычке, и по «натоптанной с детства тропе», туда и идём. Проходим через мост Кынгарги, поворачиваем налево, и почти сразу за музеем видим вывеску «сдаётся жильё». Там на каждом доме такие вывески. Да и не только на этой улице. Заглянули, и сразу понравилось. Ручей журчит во дворе, большая поляна с мячами, качели, беседка для чая, костровище, таганок с висящим на нём чайником. Всё, как в походе – речка, полянка, костёр. У нас даже промелькнула мысль поставить свою палатку на полянке, но вовремя остановили свои бурные фантазии, и отправились располагаться в комнате. В доме шесть комнат, одна кухня. Мы заняли 4-х местную комнату впятером (двухспальная кровать вполне вместительна для троих – я и двое детей), за 350 рублей-место, дети в полцены. Получилось очень экономно: 700 рублей в сутки за троих. И пусть тут кое-кто пафосно кричит, что это никому не интересно – как я экономлю на детях, и сколько я сэкономила на жилье, и сколько потратила на игрушки и сладости и развлечения детям на сэкономленные. Я всё равно буду утверждать, что глупо переплачивать в Аршане за жильё, особенно, если приходишь в дом только ночевать.

Хозяйка дома – Наталья, иркутянка. Очень приветлива, приятна в общении. Её муж, а также мать, отец и сын, тоже по очереди обслуживают дом, у них имеется свой сайт гостевого дома, к сожалению, я потеряла адрес сайта. Если кто-то поможет мне в этом, буду рада. Хотелось бы написать о них хороший отзыв и сделать им рекламу. Потому что они ещё только-только открылись, и всего месяц назад начали запускать туристов. Они называют свой домик семейным, потому что пускают в него только тихие семейные компании. В этот же вечер при нас отказали шумной молодёжной компании с пивом.

Наш вечер был удивительно хорош. Птицы щебетали над беседкой, ручей журчал между камней, а сосновые шишки щёлкали в углях костра. Димка, Илюшка и Юлька учились разводить костёр с одной спички, переходить вброд горный ручей и бегать босиком по скошенной траве. А мы с Ириной медитировали у пахучего дымка берёзовой коры до первых звёзд…

Но до костра и звёзд мы успели в этот вечер сходить «к мальчику» — на источник Кынгарги, испить из всех источников аршанской воды, потом сходить к водопаду. У входа на водопад в сарае сидят мздоимцы – собирают деньги за вход в долину Кынгарги, якобы они обустроили там тропу для нас, а мы теперь за это должны им заплатить. На что я спросила, сами ли они натоптали тропу через перевал Пьяный и в каньоне, и сами ли они строили мосты через Кынгаргу? Они замялись, и сказали: «Да ладно, проходите». Видимо, пропустили по-тихому, поскорей, чтобы такой же вопрос им не стали следом за нами задавать все следующие на водопад, кто стоял в очереди после нас.

2 ДЕНЬ. ДАЦАН И ЖЕМЧУГ

С утра – дождик. Пошли покупать дождевики, не сидеть же в доме у телевизора из-за дождя. Утром ходили к дацану по дороге, идущей от моста через Кынгаргу. Влажный лес безмолвно грустит под унылой моросью. Тишина и туман накрывают окрестные горы и дацан. Только мелкие капли дождя без устали шуршат по траве и деревьям: ш-ш-ш-ш-ш….

Лама тихо читает молитвы, искоса поглядывая на наших сорванцов – как бы чего не натворили, и на нас – чтобы не фотографировали. Весёлых и шумных детей трудно заставить молчать более 15 минут, поэтому мы скоро отправляемся назад, туда, где можно пошуметь.

После обеда едем в Жемчуг. Билеты можно приобрести в автокассе Аршана, взрослый – 700 рублей, детский – 350. Маршрутка отвозит вас туда, а через 2 часа увозит обратно. Наши планы – искупаться в метановой ванне, выгулять детей и посмотреть окрестности. В ванне полоскались около полутора часов, пока не надоело. Взрослый билет стоит 250 рублей, детский – 150 рублей, регламентированное время – полчаса. Там же предлагают смешную косметическую процедуру – пилинг ног рыбками (15 минут — 500 руб.). Юля с Илюшей тут же вспомнили, как сидели в Китое, и речные рыбки клевали им ножки бесплатно и сколько хочешь. Катание детей на лошадках – 200 рублей (это для тех, кому интересно знать цены). Хороший творожок со сметанкой продают бабули в Жемчуге, купили на завтрак, не пожалели, хоть и не дёшево.

Вечером, в Аршане, снова сидели у костра, смотрели на угли шишек, жарили колбаску и хлеб, как в моём далёком детстве, и в детстве моих первых детей…

Ноздри щекочущий запах огня

Так же как предков, волнует меня.

Трепет светящей в пещере свечи

Снова спасает в кромешной ночи.

Так же уютно сидеть у костра,

Запах тепла ощущать до утра.

Древний инстинкт сохраненья еды

Просит обилья горячей воды.

И ароматом похлёбки пьяня,

Нас подчиняет господство огня.

Спичку зажгу у домашней плиты –

Лёгким движением, без суеты,

Нежный дымок я вдохну и замру –

Мысленно я улетаю к костру…

Запах костра, притяженье огня

Так же как предков, волнует меня.

3 ДЕНЬ. ПИК ЛЮБВИ!

Солнечно! Ура! Можно идти в горы. В 11.00 выходим к пику Любви (поздно, потому что засиделись вчера у костра, лучше бы выйти пораньше, когда не жарко). Взяли 2 литра воды, 1л какао, огурцы, яблоки – вот это очень актуально на подъёме. А также – леденцы, шоколад, баранки, хлеб (последний продукт – у детей был совсем бесполезным). Самым ценным грузом оказалась, конечно, простая вода и какао.

Сначала шли по 20 минут с попеременным отдыхом по 3-5 минут. Чем выше поднимались, тем дольше отдыхали, но переходы по 20 минут старались выдерживать. Я была уверена, что дети не дойдут до вершины, поэтому не торопилась: идём себе, гуляем, дойдём до первой обзорной скалы, да и хватит нам пока. Но когда мы отдыхали на первой обзорной скале, и собирались спускаться обратно, мы встретили многочисленные группы с такими же маленькими детьми. Некоторые уже возвращались с пика, гордые собой, довольные, разгорячённые, с массой впечатлений. И тут нам стало немного завидно. Как это – они зашли, а мы только до первой скалы? Ну уж, нетушки. Тоже захотелось побывать в эйфорически радостном состоянии, как они, спускающиеся. Все детские группы говорили, что поднялись на вершину за 4,5 часа. Рассчитав время нашего движения до первой скалы, я прикинула, что если даже мы пойдём с ещё большими привалами, чем шли до этого, то мы должны уложиться в 4 часа. Огласила этот регламент всем сомневающимся с детьми, отдыхающим на первой скале. Там много сидело народу, которые собирались уже спускаться назад, не поднявшись.

Конечно, кто-то сейчас съязвит, что по-спортивному забегают за час, и даже меньше, как Макс Кривошеев. Так и сказала девушка, проходившая бодрым шагом мимо нас:

- По-спортивному – это подняться за 57 минут, как Макс Кривошеев из Иркутска. – На что я ответила:

- Сравнили тоже, рекордсмена по скайраннингу, тренированного мужика, альпиниста, бегущего налегке, и бабулю с детьми и кучей воды и еды в рюкзаках. Макс выдающийся спортсмен, и не надо детей под него ровнять. Для детей нашего возраста (7-8 лет) по-спортивному будет и за 3,5-4 часа. Причём, это дети вполне тренированные, но они впервые в горах.

В общем, чтобы проверить свои расчёты, захотелось идти вверх. Но не я была инициатором, а дети. Правда, они не знали, что такое реальных 4 часа на подъёме по жаре, но я и не настаивала. Говорила:

- Мы всё равно не дойдём до вершины, давайте только до следующей скалы, и всё.

Когда мы доходили до следующей скалы, то опять встречали возвращающиеся группы, и опять некоторые из них были с детьми, и говорили, за какое время они поднялись до этого места, и до вершины. И опять, по нашим расчётам, выходило, что мы должны подняться чуть быстрей, если не скиснем, не остановимся. Дети вошли в азарт. Хитрая Юлька быстро смекнула:

- Мамик, а что ты нам купишь, если мы поднимемся на самый верх?

- Да всё, что хотите, куплю. Только вы не подниметесь, это ещё очень далеко.

- А вот и поднимемся! Увидишь!

Илья не такой целеустремлённый, как Юлька, ему было всё равно – поднимемся или нет, поэтому он часто останавливался и тянул нас назад:

- Да ну её, эту гору, пойдёмте лучше вниз, к речке. Я устал, пить хочу, ноги болят… — После чего мы садились, пили, ели огурцы, и снова рассуждали – дойдём или не дойдём. Мимо нас проходили вверх ещё более уставшие люди – с большими рюкзаками, или очень тучные и медленно идущие, или пожилые бабушки и старички с палочками, и было видно, как им тяжело, но они улыбались и говорили:

- Мы обязательно дойдём. Илья недоверчиво смотрел им вслед и качал головой:

- Ну эти-то точно не дойдут… С такими рюкзаками… С таким животом… Такие старенькие… А мы, может, и дойдём… Ну ладно, давайте до следующей скалы. А потом посмотрим.

Каждую обзорную скалу дети принимали за вершину, и только завидев её, издали, кричали:

- Ура, вершина! Мы пришли! – Но когда я говорила, что вершины ещё и не видно, они опять скисали и просились назад. Если идёшь с детьми в горы, надо превратить это занятие в игру, и придумать цель, ради которой они туда лезут. Тогда есть надежда, что терпения и сил у них хватит. А ещё им очень важно видеть других детей, которые тоже смогли это сделать.

Следующая цель после всех обзорных скал – граница леса. Для нас это был самый сложный переход: лесные тягуны со скользкими мелкими осыпными участками, без единой ровной площадки для отдыха. Тут дети скисли, и опять запросились вниз. Но спускающиеся с горы группы были счастливы, веселы, и уверяли, что граница леса уже рядом.

- Ну ладно, идём, но только до границы леса, мамик, и всё. У нас вода кончается.

- Ну, до границы, так до границы. Могу поспорить, что когда вы будете на границе леса, то уже сами захотите на вершину, и вас ничем уже будет не остановить.

- Ну уж… не остановить? Не-е-е… Дальше границы леса точно не пойдём.

- Спорим, пойдёте, и даже сами убежите, вперёд меня?

- Спорим!!!

Когда мы были на границе леса, вершина уже была близка, как на ладони. Мы сели перекусить, полюбоваться горными пейзажами, и подумать – идти ли дальше. Дети смеялись:

- Ну, мамик, ты хитрая, ты выиграла! Смотри, сколько мы поднялись! Мы до самого неба дошли! А вершина – вот она, пять минут и мы там! Конечно, пойдём! Вперёд тебя! А давай на спор – кто быстрей – ты или мы?

- А давайте. Только смотрите, идите справа, по траве, а на край скал слева – ни-ни. Иначе никаких обещанных покупок. И иначе только за руку.

- Ну, конечно, мамик, если мы упадём и разобьёмся, то кому же ты игрушки будешь покупать?

Первые шаги мы ещё делали вместе, а потом дети чухнули бегом к вершине, и их уже было не догнать при всём желании. Когда цель видна – идти к ней легко!

Юля, конечно же, взбежала первой, обгоняя всех других по пути, и кричала по своему обыкновению:

- Я первая! Я первая!

А Илья забрался следом, ворча:

- Да ты вообще электровеник… Так нечестно, у тебя энерджайзер какой-то внутри…

Я, конечно, сделала вид, что смертельно устала, и не могу подняться на последние метры горы. Дети спустились и забрали у меня рюкзак, затащили его наверх.

- Мы выиграли! Мы первые зашли!

- Бедненькая бабик, устала, давай мы тебе поможем, хочешь водички?

К большому моему сожалению, у меня в фотоаппарате не оказалось батарейки (вчера поставила на подзарядку и забыла отключить). Но нас сфотографировали другие ребята, и выслали на почту наши снимки. Огромное им спасибо за это.

- Бабик, а это там что за гора?

- Пик Дружбы.

- А давай на неё тоже сходим?

- В другой раз, ага?

- А почему? Ты устала?

- Да. Дружба даётся намного сложней, чем Любовь. Мы с вами пока её не осилим.

- А почему?

- Любовь приходит и уходит, а дружба с нами навсегда. Шутка! Любовь – лишь ступенька, видишь, она и на пик-то не похожа, просто возвышение в гребне. А настоящий пик – дальше, во-он, смотри по гребню, это Дружба.

- А там, ещё дальше, что за гора?

- Пик Аршан.

- А он ещё сложней даётся? А что такое Аршан? Это посёлок или гора? А почему туда никто не идёт, а только до Любви? Получается, там уже не интересно?

Ну вот, нормально. Дети ожили, начались обычные бесконечные вопросы 

На путь вверх со всеми многочисленными остановками ушло 4 часа, получасовой обед на границе леса, а вниз спускались – 2,5 часа. Итого, неспешных 7 часов. Вниз было хоть и быстрей, но сложней. Дрожали колени от непривычной нагрузки, очень не хватало треккинговых палочек, зря я их не взяла. Дети удивлялись:

- Почему у меня колени дрожат, как будто боятся, но я ведь не боюсь!

- Это колени твои боятся, потому что видят, как ты опасно спускаешься! Не беги, торопыжка!

Когда спустились в посёлок Аршан, дети, вместо того, чтобы идти отдыхать в домик, потащили меня на рынок, покупать обещанные презенты: спинеры, спиральки, мороженое, прыжки на батутах, и всякую прочую весёлую детскую дребедень… Это говорит о том, как они «устали».

Вечером – баня! Парились берёзовыми вениками, и пили, пили, пили, без конца, аршанскую воду, набранную «у мальчика» на Кынгарге.

Ты видел, как солнце встает из-за гор,

Как тает в долине туман,

А сверху глядел на тебя в упор

Тунков синеглавый Аршан.

Всплывали вершины одна за другой

При каждом движении вверх,

А в небе встречал тебя ветер тугой

И горных цветов фейерверк.

Не хуже прохладных элитных вин

Росой опьяняло тебя.

И был ты с горою один на один,

Ликуя и мир любя.

Осталась внизу суета сует…

Пробежка в небесном краю.

И только поселка смешной макет

Напомнил, что ты не в раю.

И так же, как раньше, четыре часа

Затрачено вверх и вниз.

Суровый Бурхан не успел наказать

Нечаянный твой каприз.

Да будут еще через десять лет

И ноги, и мысли легки,

Когда позовут исполнять дуэт

Тебя голубые твои Тунки.

(Написано в 2005 году)

4 ДЕНЬ. УРАГАН НА КЫНГАРГЕ

Утром горы затянуты молочной пеленой, пика Любви совсем не видно. Илюша очень хочет подняться до самых облаков, чтобы их потрогать. Я ему объясняю, что пока мы поднимемся, туман уже рассеется, или, наоборот, опустится дождь. Потому что ничего не стоит в природе на месте, всё меняется, и иногда очень быстро. И часто не имеет смысла ждать у моря погоды, а надо собираться и идти, куда запланируешь. Но мы не можем уходить в горы прямо сейчас, ведь мы собирались проводить Димку с мамой, они сегодня уезжают. Ведь уже подружились, и столько вечеров у костра вместе просидели. Надо проводить друга. А горы никуда не денутся.

Утреннее покрывало

И волчица, и лосиха.

Мирным сном сопели мишки,

Зайки, белочки и мышки.

Но как только солнце встало –

Стало таять покрывало,

И к рассвету три росинки

Лишь остались на травинке…

Ноги у детей с утра не болят, и это удивительно, ведь нагрузка вчера была для них очень приличной и непривычной. Хотят снова в горы. Видимо, сказываются наши регулярные беговые тренировки по спортивному ориентированию 2 раза в неделю и тренировки по плаванию 2 раза в неделю. Наш ровесник, сахалинский друг Димка, с которым живём на Вересова 12, прогулявшись только до водопада и обратно, очень устал, и было понятно, что в горы они с мамой не пойдут. К нашему сожалению.

До обеда скакали на батутах, ели мороженое с Димкой, и закупали сувениры. Потом проводили Димку с мамой на автобус, и пошли собирать рюкзаки для похода в горы. Часть вещей на выезд оставили у хозяйки дома Натальи. Закупили продуктов, взяли треккинговые палочки, случайно обнаруженные в доме, и вышли вверх по Кынгарге около 16 часов.

Пьяный перевал прошли быстро, хоть и с грузом (не то, что вчера, без груза), да и спустились с него по крутому склону без страха: вчерашняя тренировка со спуском с пика Любви помогла, ноги теперь не дрожат, а уверенно встают туда, куда нужно.

Первый мостик в каньоне через реку Кынгаргу – наполовину с перилами, наполовину – без перил, прошли за руку. Сначала я перенесла все рюкзаки, потом каждого ребёнка отдельно за руку. Помня о том, как моя младшая дочь панически боялась таких мостиков на горных речках, я немного волновалась за деток. Потому что страх высоты – это дело серьёзное. Ребёнок может встать в испуге столбом, и ни уговорить его, ни заставить, ни перетащить – не получится, хоть из кожи вон лезь, всё будет бесполезно. И очень опасно потому, что испуганный ребёнок не сможет себя контролировать на мосту, тем более, без перил.

Но Илюша с Юлей оказались совсем бесстрашными. Им даже весело было, что мост так высоко и без перил. Они даже сердились, что я их за руку веду. Думаю, что дети без страха – это ещё более серьёзная проблема, чем дети со страхом высоты. И моя уверенность в этом с каждым шагом усиливалась, потому что даже там, где было совсем безопасно и не страшно, дети умудрялись так шалить, что мне самой становилось страшно за них. Их ужасно веселило, когда я начинала волноваться, и ругалась, они как будто нарочно друг друга задирали, дразнили и бегали по прижимам, кто быстрей. Дикие московские дети, что с них взять, надо им дать привыкнуть к новой обстановке.

Пришлось встать на ночлег пораньше, после второго моста, на высокой площадке перед бродом. Пусть угомонятся и привыкнут. За водой надо ходить далеко вниз, по крутому спуску, пусть ходят, тренируются, привыкают. Пару раз я, конечно, их туда-сюда сводила, научила, как нужно спускаться и подниматься, чтобы не скинуть камни друг на друга, потом ещё десяток раз они сбегали к реке сами, а я стояла и наблюдала сверху, ну а потом уже можно было их самостоятельно за водой отправлять. Им очень нравилось бегать туда-сюда за водой с бутылками и котелками.

Вечером, когда палатка уже была поставлена и закреплена, совершенно внезапно ка-а-ак дунуло! Ветер понёсся откуда-то сверху, и завихренился аккурат на нашем высоком «пятачке». Палатку, как игрушечку, мгновенно вырвало с колышками из грунта, и она полетела в каньон Кынгарги! Хорошо, что в этот момент я была рядом и успела её поймать, и ещё лучше то, что рядом были густые берёзки, которые сдержали скорость полёта нашего дома, поэтому я успела подбежать и схватить за дуги. Хорошо, оказывается, когда дуги снаружи! Никогда не придавала этому значения. Просто представила, что если бы не дуги, то этот надувной шарик я бы и не поймала!

Детки мои испугались не на шутку, и притихли.

- Вот, — говорю, — видите, Бурхану не нравится, когда в его владениях шалят и не слушаются. Время собирать камни.

- Чтобы Бурхану памятник поставить?

- Нет, чтобы палатку надёжней закрепить за оттяжки.

И вот, весь оставшийся вечер у нас уходит на таскание камней со склона. Пока я держу палатку, трепыхающуюся от ветра, дети носят камни. Потом я этими камнями закрепляю палатку, насколько их хватает, чтобы не унесло, сажу детей внутрь вместе с рюкзаками, и дальше таскаю камни уже сама – побольше и понадёжней. Пришлось выстроить почти стену вокруг палатки, но потолок палатки всё равно укладывался на нас при порывах ветра. Оттяжки палатки выли и стонали, как гул варгана.

Хорошо, что у нас были газ и горелка. Но даже при этом, сварить была целая проблема. В небольшой палатке с двумя сорванцами, когда потолок ложится, а дуги палатки выгибаются и стонут, приходится своей широкой спиной закрывать кухню от тех и от других напастей, пока не сварится. Камни, уложенные вокруг палатки, иногда ворочаются под напором ветра, ветер свистит, дуги стонут, дети визжат… В общем, было весело.

Ближе к ночи, когда порывы ветра слегка поутихли, прибежал мужик с нижней площадки (там семья из Красноярска стояла):

- Как вы тут? Не унесло?

- Нормально! Ужин съели уже, чай будете?

- А у нас палатку чуть не унесло, какой там чай, надо идти, а то жена палатку не удержит. Только кусты и спасли – зацепилась за них.

- У нас тоже берёзы палатку тормознули. Ну, ничего, поймали. Видите, какая крепость у нас теперь.

- Ну, бывайте, пойду палатку держать, если что – спускайтесь к нам.

- Спасибо, мы тут будем «выживать».

Когда мы поужинали, попили чаю и легли спать, ветер снова усилился, так и норовил сломать дуги палатки и вырвать стенки. Дети притихли, и сказали, что больше не будут баловаться и сердить Бурхана и мамика. Юлька всё расспрашивала, видела ли я когда-нибудь в жизни такой сильный ветер, и сильнее ли он того московского весеннего урагана 2017, который сорвал с Дворца Съездов крышу, вырвал деревья во дворе, и носил по небу автобусные остановки?

До полуночи рассказываю детям о самых разных ураганах, которые приходилось встречать не просто в городской квартире, а на горных перевалах, зимой, при предельно низких температурах, на высоте… Палатка тогда казалась самым надёжным домом, даже если её заносило снегом по самую макушку, и даже если она падала или рвалась. Дети уснули под мои рассказы, уверенные в том, что этот-то ветер не самый настоящий, просто Бурхан немножко наказал за шалости. Успокоились. Пообещали больше не шалить.

На рассвете ветер ослаб, заморосил мелкий дождик. Самая лучшая колыбельная на свете – морось дождя по тенту палатки. Между тентом и палаткой собрались мириады насекомых – мотыльки, жучки, паучки, мухи, гусеницы… Все спрятались в нашем доме. Все спят, облепив прозрачный полог. Наш дом – самый надёжный. Дети сопят. Теперь и я могу уснуть спокойно.

5 ДЕНЬ. ДОЖДЬ – МЕРИЛО СЧАСТЬЯ

С утра – непрекращающийся моросящий дождик. Завтрак опять варили на горелке. Хорошо, что вчера дети, тренируясь и играя, с азартом натаскали много воды, а потом ещё и много дров. И теперь не надо спускаться по крутому и скользкому склону к реке, чтобы умыться и набрать воды для завтрака. И не надо искать дрова по мокрому лесу. У нас всё есть для полного счастья по пирамиде Маслоу! А что… Еда, вода, тепло, безопасность, любовь, дружба, познание, эстетическое наслаждение, и даже самореализация! О как! Мы, оказывается, по теории Маслоу, входим в 2% тех счастливчиков мира, которые достигли вершины пирамиды! И, знаете, без лукавства, это ведь так и есть!

Кто там ноет, что государство плохое, что ворьё вокруг, что время не то, а молодёжь глупа? Эй, несчастные, возьмите палатку, и бегом в горы! Переживите хотя бы не ураган, а просто дождик! И если у вас на утро будет возможность попить-поесть в тепле, и сходить до ветру, не намочив одежды, а потом любоваться туманом Кынгарги из палатки, и слушать писк птенцов ястреба, а потом сфотографироваться на фоне отвесных скал, и написать рассказ своим друзьям о том, как вы тут счастливы… Если всё это у Вас случится, значит, Вы тоже окажетесь в числе тех счастливчиков мира, которых всего 2% по теории Маслоу...

Дождь – это не конец. Ну, не пошли мы пока дальше вверх по Кынгарге. Ну, не дойдём мы в этот раз до Аршанского перевала. Зато, какая благодать! Послушайте! Шуршание моросящего дождя и крики птиц на скалах, шум реки и никаких машин вокруг. Как это знакомо… Сколько раз это уже происходило со мной, начиная отсчёт с самого детства… В походах дождь всегда вносил тревогу: а вдруг – не закончится, а вдруг застрянем, а вдруг не пройдём перевал, а вдруг – не успеем выйти в срок… Сейчас – всё совсем наоборот. Хорошо, что мы здесь, а не выше, ведь скалы на прижимах и мостиках теперь скользкие. Хорошо, что есть дрова и вода, и до цивилизации совсем близко. Детки в палатке играют в «Дубль». Это такая игра в карты, но не с тузами, королями, и шестёрками, а с условными знаками спортивных и топографических карт. Стоит шум и гам. Если шум начинает зашкаливать, и становится не слышно птенцов ястреба, то отбираю карты и даю книжку Кира Булычёва про Алису. Воцаряется тишина на некоторое время. Бубнят по очереди в палатке про то, как Алиса уменьшилась до размеров муравья, и как ей было тяжело сражаться с жуком. Да-а-а, вот это приключение, не то, что какой-то там ураган и дождь.

У меня есть драгоценные минуты счастья: разжечь костёр и сидеть, вдыхая ароматы тайги, любоваться природой, которая окружала с детства. Это как вернуться в родной дом. Всё здесь знакомо, всё любимо, всё на своих местах. Ничего не угрожает. Никакой агрессии. Всё привычно и закономерно.

Прибежал дядька с нижней поляны:

- Как вы тут? Идите нашему костру, поешьте.

- Спасибо! Мы уже и поели, и чаю попили, и книжки почитали, и костёр развели… Не волнуйтесь! У нас всё отлично. Хотите, давайте к нам?

Присел, поговорили. Рассказал, что они с женой – пенсионеры из Красноярска, каждое лето уходят на месяцы в горы, и живут в палатке. Рассказал, что вылечил рак на Шумаке, и с тех пор ходит сюда, в Саяны, каждое лето. И жена у него вылечила все хвори и похудела на 50 кг (кстати, выглядят они очень молодо для своих лет!) благодаря Саянам и Шумаку. Ну, в общем, паломники и поклонники Шумака. Спасибо неравнодушным людям, которые беспокоились за нас во время непогоды, предлагали помощь. Но нам ничего не надо, мы ведь у себя дома. Хоть и из Москвы. Все эти приключения с ураганами, дождями, грозами, наводнениями были пережиты не единожды, и в разное время года, и с разными людьми, и в разных горах. Всё повторяется в жизни.

Всё повторится, я знаю, что всё повторится,

Завтра наступит, и солнце засветит в окно.

Войны уйдут, и расправятся хмурые лица.

Выльем лекарства, и будем хлебать вино!

Жизнь по спирали, ты прав, колесит по спирали.

Счастье ушло? Значит скоро придет опять.

Десять дней счастья! Виток с нетерпением ждали.

Годы терпенья... Виток повернулся вспять...

Всё повторяется! Только с течением жизни

Мы замечаем, что светлые наши "витки" –

Те, что привычными в юности были, «зависли»,

И, не в пример остальным, коротки и редки...

Но уж когда занесёт долгожданное чудо,

Этот вираж ты теперь не проспишь ни за что!

Будет на улице праздник, я знаю, что будет!

И со слезами с него не уйдет никто!

6 ДЕНЬ. КАНЬОН КЫНГАРГИ

С утра, наконец-то, с переменным успехом светит солнышко, и мы отправляемся погулять вверх по Кынгарге. До перевала уже не успеем из-за вчерашней непогоды, потому что на завтра куплены билеты в Иркутск. Поэтому, собираем палатку, спускаем большой рюкзак с вещами на нижнюю поляну к нашим соседям, под бдительный присмотр, берём немного еды, дождевики и уходим посмотреть водопады.

Спускаемся с нашего верхнего «пятачка» к реке, в место, где брали всё это время воду. Тут раньше был мост. Видимо, после схода последнего селя, его не стало. Но появилось место брода: отмечено турами на обоих берегах. На берегу у камня стоят большие резиновые сапоги. Наверное, кто-то использует их при броде. Но вода высокая сейчас, сапоги не спасут от намокания. Вдоль левого берега Кынгарги по прижиму можно пройти над водой. Лезем аккуратно, не балуем. Бурхана уважать научились.

Прошли прижим левого берега и ещё два моста. Река неузнаваемая. Где были водопадики – теперь ровное русло. Но старая тропа в целом тут сохранилась. У третьего моста мы остановились. Опять начался дождь, и я засомневалась – надо ли идти нам по мокрым скользким брёвнам без перил. Лучше просто поразглядывать на берегу красивые камешки и покидать их в воду, пофотографировать, и целыми-невредимыми вернуться обратно. Детям хотелось вперёд и вверх, ведь туман и облака были совсем рядом, так хотелось до них дотронуться, но я не дала… ворчливая занудливая бабуся. Надулись. Стали ссориться. Не хотели идти обратно. Уговорила мороженым.

Вернулись к своей стоянке, пообедали. Настроение наладилось. Сожгли весь мусор, свой и чужой. Собрали кучку консервных банок, чтобы вынести в цивилизацию, сложили в большой рюкзак. Попрощались с соседями. И пошли обратно. Дождик начинался и заканчивался раз пять. На перевале Пьяном было скользко, особенно, на спуске. Но торопыжка Юля, имеющая привычку падать в торопях даже на лестницах московской подземки, тут даже не упала. Вот, что значит тренировка.

Вечером – очередная баня с берёзовыми вениками и аршанской минеральной водой.

7 ДЕНЬ. ДОРОГА-СУДЬБА

Утром набрали аршанской воды для родных, поскакали в парке на батутах, а в 14.00 сели в маршрутку до Иркутска. Вспомнили, что в боковых карманах моего большого рюкзака остались обожженные консервные банки с Кынгарги. Ну, что ж, поедут в Иркутск. Так далеко мусор из Саян ещё не ездил, наверное, ни у кого!

Горы были накрыты белым покрывалом тумана, который я «не дала потрогать» детям. Они смотрели в окно и показывали пальчиками:

- Вон, в том облаке – пик Любви!

- А там, дальше, Дружба! Дружба главнее, она выше, и дойти до неё не все могут…

- Мамик, а сколько раз ты уже ездила по этой дороге?

Пауза... Считаю. Трудно сказать. Помню, что только на одном Шумаке в разных походах, летних и зимних, была 15 раз. А если ещё посчитать другие походы… Или просто отдых в Аршане. А ещё походы на Хамар-Дабан, Мунку-Сардык, в Долину вулканов, Орлик, Самарту, в Монголию…

- Думаю, больше ста раз.

- О-о-го-о-о! Так ты, мамик, тут жила что ли? А как же школа, уроки? А баба Катя не ругалась?

- Ну, вот как-то так… Ругалась… Не отпускала. Дома сидеть заставляла.

- Так ты, мамик, тоже непослушная была?

- Эх, раскололи! Выходит, что так….

Дорога байкальская ленточкой вьется,

Похожа на нить судьбы:

То пропасти края с усмешкой коснется,

То дремлет, листая, как годы, столбы…

Взметнется стремительно в поднебесье,

На миг от восторга замрёт…

И дальше летит по просторам и весям,

Влюбляя в себя неуёмный народ.

Одни вместе с ней, разгоняя ветер,

Глотая попутно, то дождь, то снег,

Несутся по жизни, судьбе навстречу,

Легко проживая свой век.

Другие – коптят свою жизнь понемногу,

Свалив на обочину, в лес.

А третьи – всю жизнь проклинают дорогу,

Не видя вокруг чудес…

На первой обзорной скале по пути к пику Любви
Сапоги у брода в каньоне Кынгарги

см также

Юрий МельниковХорошо как,Марина,спасибо... И странное дело,именно сегодня нашёл в Интернете телефон Ильи Лючинша,который в сентябре 1979г сводил меня на пик Любви. Сообщил ему,что хочу выслать сканы слайдов того воскресного восхождения.
09.08.2017, 01:38:04 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Юрий! Мне приятно, что Вам нравится. Будет ещё продолжение. После Аршана мы были на скальниках Олхинского плато.
09.08.2017, 03:46:03 |
Ирина ДмитроченковаМарина, у Вас не только стихи, у Вас и проза чудесная!
16.08.2017, 04:10:05 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Ирина! Я немного замешкалась с продолжением... Открыла литсайт и утонула в нём... Рекомендую. Бесподобно.
16.08.2017, 04:13:14 |
Ирина ДмитроченковаТак. Ссылочку, плииз. И Продолжение!!!
16.08.2017, 05:54:43 |
Марина Васильева (Красноштанова)http://litsait.ru

16.08.2017, 06:25:02 |
Ирина Дмитроченкова

Марина Васильева (Красноштанова):  http://litsait.ru

Спасибо. И?
18.08.2017, 05:17:12 |
Марина Васильева (Красноштанова)Пишу пока, но больше читаю, пока есть такая возможность (детки в лагере на море, я отрываюсь в отпуске: тишина, красота, чтение без помех...). Не совсем поняла "И?" Готовность продолжения? Почти вот-вот. Фото отбираю. Надо ж ещё фотоальбом (или не надо?)
Спасибо, Ирина, за внимание!
18.08.2017, 05:38:25 |
Ирина Дмитроченкова

Марина Васильева (Красноштанова):  Не совсем поняла "И?" Готовность продолжения? Почти вот-вот.

спасибо, ура Думаю, не я одна жду... Живо и очень ярко.
18.08.2017, 05:44:46 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Ирина, за то, что поторапливаете :-) А то так и будет лежать... Осталось только фотоальбом собрать.
18.08.2017, 16:02:23 |
Игорь БлиновМарина здравствуйте! Очень рад увидеть и прочитать Ваши новые описания походов! С упоением и радостью все прочитал.....все такое близкое и родное, также с детства с родителями много путешествовали по родному краю....На сегодняшний день всех старичков проводил....отпустили они нас...и теперь появилась возможность продолжить активно заняться укреплением своего здоровья и познанием нашего чудесного края. И, думаю, что на пенсии, а она не за горами, мы будем также все лето скитаться по любимым горам и просторам, как ваши знакомые красноярские пенсионеры. Вот и 22 октября мы всей семьей проверили себя, свои возможности, прокачали организм от городской пыли и грязи, забравшись на Пик Любви...:))). Душа ликовала! Кстати, уже давно по Вашим рекомендациям приобрели палки, раньше обходились без них, и конечно чувствуем, что с ними намного легче идти, более комфортно и безопасно. Спасибо что Вы с нами есть, будем всегда ждать описаний новых походов и маршрутов, может когда-нибудь и свидимся на горной тропе....
02.11.2017, 09:23:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Игорь, за живой отклик! Обязательно свидимся! Летом, как всегда, буду на Байкале, пойдём с детками в горы. Возможно, привезу и других маленьких москвичат с родителями, и своих московских студентов.
Если хотите, можем объединится в каком-то из походов. В это лето есть грандиозная идея: собрать своих прошлых иркутских школьников и студентов, у которых уже есть дети, и вместе организовать детский поход. Приглашаю присоединиться всех, кому интересно, и кто не боится детского шума.
Ориентировочный возраст детей — 6-10 лет.