Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Кикиморино болото
Это наш сегодняшний ужин
- Санечкин! Дядечкин! Как я рада тебя слышать!

- Ну, Михална, ты давай, того… собирайся… еду уже.

- Да мы давно ждём, уже на рюкзаках сидим!

Долгожданная встреча наконец-то состоялась. Нам-то что, мы в отпуске. Куда хотим, туда и сунем нос. А Саня работает, у него только выходные свободны. А два дня так мало, особенно с детьми, трудно куда-либо успеть. У Сани подросла Алёнка, не тепличный цветочек, ходила с ним уже по горам. В свои 8 лет имеет кое-какой рюкзачно-ходовой опыт. Ну и мои – Илюшка с Юлькой, рады компании, а то всё со мной, да со мной одной. Поехали на скальники! Ура!

В пятницу вечером Саня из Усолья заехал за нами в Ангарск, и мы направили свои мысли, ноги и колёса к Большому Лугу, и далее, по лесной дороге к скальнику Витязь. Хорошо на машине: закинул всяческую тяжёлую еду в багажник, и в ус не дуешь, что на спине придётся носить. Заехали в магазин, затарились, усадили детей на заднее сиденье, и погнали.

- Михална, у тебя дети всегда такие тихие?

- Ну, пока не освоились, часок у нас есть в запасе, чтобы поговорить в тишине.

- А что, целый час продержатся?

- Ну, это ещё от твоей Алёнки зависит. Могут и не продержаться. Так что, давай успевай рассказывать … Ну, как ты?

И вот, по пути узнаём друг о друге всё то, что пропустили за последний год без общения. Я ему – о том, как Серёжка с Руськой, наши бывшие студенты, мне вчера иркутскую квартиру помогли разгрузить, а он мне о том, сколько у кого детей родилось за это время, и кто куда сходить в горы успел.

Дети сидят пока смирно, стесняются.

- Ну, знакомьтесь, вы чего? Покажите друг другу свои игрушки, яблоки съешьте. Михална, давай тоже вместе с ними постесняемся!

Молчат, хихикают. Ну, прямо, не дети, а сама скромнота.

- Погоди, Сань, не торопи, успеют они ещё пошуметь, расскажи-ка лучше о сыночке... ему же год?

Эх, времечко бежит! Дети растут, мы стареем, мир меняется, а скалы – как стояли, так и стоят монументами… У них другой отсчёт: не годами, а веками… Если, конечно, не доберутся до них жадные предприимчивые руки…

Подъезжаем к болоту, что на пути к Витязю, на Олхинском плато. Санька называет его волшебным. Говорит, тут кикиморы водятся. Алёнка уже знает это место, не раз была:

- Ой, я боюсь!

Мои недоверчиво:

- Бабик, это правда? Кикимор же не бывает…

Моя Юлька боится темноты, поэтому я настойчиво её приучаю к тому, что никаких кикимор, привидений, леших, бабок Ёжек и вампиров – не бывает, это всё сказки и выдумки. Бывают только добрые феи. Но подыграть-то как-то надо, чтобы не разрушать Санькины легенды об этом озере… Делаю большие глаза:

- Сань, правда что ли, тут кикиморы есть?

- А то!

- Тогда я тоже боюсь!

- Так я и сам боюсь, Михална! Знаешь, как боюсь! Давайте все вместе бояться!

И вот, тишина нарушена, в машине всеобщее возбуждение и радость от того, что всем вместе боятся – так здорово! И совсем не страшно!

В итоге – вышли из машины посмотреть на кикимор, и даже покричать:

- Кикиморы-ы-ы! Вы где-е-е? Выходите-е-е!

Вечером, наконец-то, по размытой ухабистой дороге приехали к Витязю. Поставили палатки (100 рублей в сутки с одной палатки), купили большую вязанку дров (150 рублей), но варили на горелке, так удобней. Детки уже не стеснялись, и носились весь вечер по поляне в поисках кикимор. Потом сидели до полуночи у костра под удивительно чистым и близким небом, и смотрели на падающие звёзды…

Утром отправляемся в пеший поход к Старухе. Ну, если дети выдержат, то, пожалуй, и до Крепости дойдём, а там, глядишь, и домик Петровича навестим, помянем… Но не загадываем заранее, гуляем же просто… Как сумеем, так и ладно.

Обогнули Витязя через кольцо на скале. Юлька со своей любимой фразой «Я первая! Я первая!» полезла поперёк батьки в пекло, но тут Саня грозно рыкнул:

- Про кикимору забыла?! Она всех первых и всех последних любит за ножку дёргать в речку! Надо рядом быть всем!

Юля притихла, и больше не отпускала мою руку. Даже на дороге. О как! Сказки – сказками, а результат имеет положительный.

Когда проходили мимо горнолыжки, на дорогу по обыкновению выскочила стая собак. Мы ещё немного «побоялись вместе», и прошли мимо них спокойно и тихо, держась за ручки. Выяснили, что, оказывается, болотные кикиморы не так страшны, как настоящие собаки. Правда, собаки на горнолыжке, не злые, лают только для порядку, хлеб свой отрабатывают. Но осторожность никогда не помешает.

На перевале-водоразделе остановились на привальчик. Родным позвонить, приветы передать от белочки, водички попить, яблочки скушать. На спуске перевала — крутая тропка, заваленная сосновыми шишками. Юлька опять: "Я первая!" — и рванула вниз. Эх, снова про кикимору забыла, голова садовая... Покатилась по шишкам вниз, как на роликах, ладошки содрала, но не плачет, губы надула...

- Про Кикимору забыла? Это она тут шишки насыпала! Для всех, кто хочет быть первым и не слушать старших.

Молчит. Верит. Виновата же. Что плакать-то... Плакать надо, когда знаешь, что пожалеют, а тут все ругают, и на сторону кикиморы встали...

- Ладно, проехали! Забыли! Там впереди будет родник с волшебной водой! Сейчас помоешь там свои ладошки, и всё пройдёт.

- Правда, волшебная?

- Конечно! Живая и мёртвая, помнишь, как в сказках?

Рванула было, скорей туда, но остановилась, за руку меня взяла.

Чтобы было не скучно детям, даём им задание — быть разведчиками и идти впереди нас. Там тропки будут разветвляться, надо точно выйти сначала на ту, что вперёд идёт (до ручья), потом на правую, а уже на самом верху — на левую. Вот, давайте, ведите нас. Илья ведёт, он же старший, девчонкам не позволяет. Чётко ведёт, как будто был тут не раз.

У ручья с волшебной водой, конечно, внеплановая остановка. Юльку умыть живой водой, попить, залить фляжку, и всё такое... Тут начались грибы! Два огромных крепких подосиновика дети заметили слева от тропы. Но рвать мы их не стали. На обратном пути сорвём, если достоят. Началась грибная фотоохота. Чтобы не скучно было на подъёме детям, и чтоб не уставали, надо чем-то озадачить. Вот, Илья — разведчик, а девчонки грибы приглядывают по сторонам. Один даже высоко на дереве был нацеплен, наверное, белочкой. Человек срезал и бросил, а белочка на дерево занесла, на веточку надела.

Тут и смородина появилась! Ну, всё, остановка! Как мимо пройдёшь? Ароматная, сладкая, висит на кусте чёрными шариками, вкусно пахнет. Бросили рюкзаки, поели смородины, потом дальше пошли. Идём, грибочки считаем, фотографируем.

Только дети заскучали (на подъём идти не очень-то радует), как новое занятие нашлось: искать малину. Тут она наверху водораздельного гребня начинает появляться. Сначала мало-помалу, а чем выше, тем больше.

Ну, вот так, с игрой и разговорами дошли до скальника Старуха. Дети, как только увидят что-то новое на тропе, отличающееся от предыдущего, тут же оживают, и бегут навстречу, не остановишь:

- Ой, это же Кикимора, Кикимора! Которая меня на шишки толкнула!

- А давайте ей на нос залезем!

- А давайте её шишками обкидаем!

- А давайте, дети, лучше будем с ней дружить, ага?

Посидели, передохнули, немного перекусили, подумали, и решили сходить на скальник Крепость и к Петровичу. А чего? Да тут же рядом! А у Петровича вода в колодце вку-у-усная! И земляника во дворе растёт кру-у-упная! А ещё там можно в лесном домике посидеть и обед сварить. И самое главное, там есть КАЧЕЛИ!

Решено. Идём к Петровичу. По пути собираем малину. Много её перед Крепостью, но она очень мелкая, видимо, была засуха здесь этим летом.

Учимся ходить по курумнику. Так хочется детям вприпрыжку по камням, но нельзя. Кикимора же не дремлет. Того и гляди, подножку поставит, или в ямку сдёрнет за ногу. А уж в высокой траве, так вообще сгинешь, потеряешься. Надо рядом быть!

- Мамик, а зачем эти квадратики на деревьях?

- А это фонарики такие, чтобы ночью было видно тропу.

- Как это, они же не светятся?

- А человек идёт в темноте с фонариком на лбу, освещает путь. Свет попадёт на эту металлическую пластинку-квадратик, и она светится. Петрович когда-то позаботился, прибил к деревьям. Только деревья-то уж попадали, засохли, пожар тут был давно. Поэтому пластинок стало мало, не все видны.

- А Петрович — это кто? Леший?

- Ну-у-у.. Можно и так сказать, лесной человек. Только никого не обижал. Жил тут, дом построил, добрых людей привечал. Ягодами угощал. Картошку сажал в тайге на камнях. Со зверями дружил. А туристы к нему в гости ходили, песни пели, книги оставляли, новости из города приносили.

- А с Кикиморой он тоже дружил?

- А как же! Ему тут без дружбы с Кикиморой туго бы пришлось одному.

Пришли к Петровичу. Тишина. Никто не встречает. Пусто в доме. Но чисто. Кто-то тут после смерти Петровича присматривает. Везде записки некто Сергея с просьбами оставлять порядок. Баня ещё тёплая, значит, кто-то вчера вечером парился. Не волнуйся, Петрович, мы свои. Помянем, приберёмся малость, и уйдём.

Колодец. Эх, как я люблю эту воду! Живая вода. Дети пьют, пьют, напиться не могут. Потом побежали на земляничную полянку. Собирали душистые ягоды в свои кепки и ели. Когда сами наелись, нам принесли кепочку. Мы с Саней сварили тем временем супчик на горелке, накрыли на стол в летней кухоньке, позвали деток. Пообедали, и пошли назад, к Витязю.

Путь назад был немного проще, потому что под горку. Собрали грибы по дороге. Не все, а только два больших подосиновика, их нам вполне хватит для ужина. Листьев смородины взяли для чая. На перевале снова позвонили близким и родным. Там единственная точка, где есть связь, и откуда можно позвонить на этой тропе. Ну, и ещё у Петровича, на горке за домом.

На горнолыжке — поздоровались с собаками. Они уже не так шумели на нас, знакомыми ведь теперь стали. После горнолыжки детки немного скисли, устали. Сделали привальчик с яблоками и конфетками. Попили живой воды из колодца Петровича и из-под перевального ручья. Ничего, опять можно топать.

Вечером, когда подходили к Витязю, и шли уже по болотам, по досочным мостикам, дети сказали:

- Только бы в палатку, скорей бы лечь и спать...

Но не тут-то было! Как только пришли к Витязю, дети вспомнили, что там тоже есть качели, а ещё там есть батут... Пока мы с Саней варили ужин (картошечку с подосиновичками), детям было позволено попрыгать на батутах полчасика (150 рублей, если кому это интересно). И что же вы думаете? Дети скакали на этом батуте ровно 2 часа без остановки! Мы с Саней просто офонарели. Вот это называется — усталые дети. Не останавливаясь ни на минуту, они скакали ровно 2 часа, пока мы их оттуда не вытащили, взмокших, растрёпанных, хохочущих... Потому что ужин уже остывал. Никогда не верьте детям, которые в походе стонут, что они устали, и у них ножки болят! Покажите им – где можно поскакать, и про усталость они забудут!

После ужина деткам захотелось ещё попугать Кикимору в кустах, но мы уже их просто загнали по палаткам спать, пообещав, что завтра пойдём к Идолу, и там тоже Кикиморы живут.

Утром — снова солнечно. Позавтракали и пошли к Идолу. Без особого энтузиазма у детей. Видимо, всё-таки вчера устали (после батута, конечно, а не после похода). Но ничего, надо так надо. А кто не хочет — пусть в палатке остаётся, мы и без него сходим. Дети смотрят сначала друг на друга, потом на родителей, потом на рюкзачок с всяческими вкусностями...

- А я пойду.

- И я пойду.

Третьему что остаётся? Вздохнуть, и тоже послушно захотеть. Через минуту они несутся вперёд по тропе, за новыми впечатлениями в поисках Кикиморы. А мы с Саней — за ними, по-стариковски.

Мостик такой хороший через Олху. Нам очень понравился. Раньше, помнится, брёвнышки были. Детки с удовольствием по нему погуляли. Когда пришли к Идолу, то долго искали Кикимору. Ну, по всем кустам. Потом решили, что она просто спряталась, потому, что очень много народу тут собралось. Стали искать у скалы, и нашли. Она просто окаменела на время, затаилась. И смотрит так задумчиво со скалы Идола, прижалась к нему снизу, думает, что её никто не увидит. Но наши дети увидели!

Прогулявшись туда и обратно, вернулись к Витязю. По дороге вспоминали с Саней, как проводили тут в 2011 году мультигонку «Легенды Байкала». Как на этой тропочке, по которой сейчас наши дети уверенно ведут нас к палаткам, заблудился один из судей этапа, якобы «знающий тайгу, как свои пять пальцев». И не найдя свой этап, вернулся на финиш, сказав свою ключевую фразу дня, ставшую всеобщим приколом до конца соревнований: «А никакого Сибиряка там нет!» И как студентка, Катюшка Зуева, спасла ситуацию, побежала бегом к скальнику Сибиряк, и встретила там с контрольным пунктом бегущих спортсменов, которые уже в гневе искали судью на вершине скальника. Хохотали тогда все, а тот судья сильно обиделся, что ему зарплату за этот день не заплатили...

Вернувшись к Витязю, мы с детками собирались ещё подняться на него, но тут наши детки рассорились. Юля была зачинщица, и полезла в драку, потому что Илья и Алёнка назвали её маленькой (ей же только 7 лет, а им уже по 8). Ну, в общем, в наказание, решили на скалу их не водить, никого. Алёнка и Илья сказали (заговорщически так, чтобы Юльку раззадорить):

- Подумаешь, мы там уже были. — А Юлька завопила:

- А я не была, а я хочу! Давайте пойдём! — и разревелась.

Ну-у-у... Всё. Окончен бал, гасите свечи. Поехали домой. И мы засобирались. Юлька поскулила ещё, подулась, но, делать нечего, сели в машину и поехали. Для компенсации несостоявшегося восхождения на Витязь пообещали показать другую скалу — Старая Крепость. Но не ту, что вчера. А которую нехорошие жадные люди хотят украсть.

- Как это, скалу украсть? Её же не унесёшь.

- Вот так, взять и украсть. Разломать и увезти по кусочкам. Поедем, посмотрим.

Ссора забыта, и все ждут новых зрелищ. Опять проехали мимо болота с Кикиморами. Вышли даже, сфотографировались. Но Кикиморино болото в солнечный день совсем не страшное — светлое, прозрачное такое... Кикимору мы опять не встретили, видимо, солнышка она боится. А вот её туфли — видели. Лежат у воды, мхом поросли, на болото носами направлены. Всё ясно: Кикимора нас увидала, разулась и в воду спряталась. А туфельки, ну, прям, Золушка, оставила на берегу!

На карте сайта я это озеро не нашла. Где-то оно в районе Зырянского ключа, у дороги. На карте – только болото, а там целое озеро.

На скальник Старая Крепость приехали уже изрядно укачанные. Дорога не для нервных. И не для любой машины, конечно. Особенно, если после дождичка. Лужи, каменюги... Но Санька спокоен: "проеду, Михална, не боись, не впервой". Юлька опять дулась, её утрясло.

Походили вокруг Старой Крепости, посмотрели, как тут когда-то разворовывали скалу, как отламывали куски розового гранита. А теперь там даже дорога перекрыта большими каменюгами, не подъедешь.

Чтобы Юльку немного распогодить, Саня показал детям, как делать тату из ольхового листика. Счастью не было предела! Дети обклеились листиками и красовались друг перед другом золотистыми татушками. Отмываются плохо, сразу предупреждаю! Очень смолистые. Дня три держались ещё после купания с мочалкой. Но зато настроение детям поднимает! Пока ехали к Большому Лугу, наши детки уже были похожи на индейцев. Самое время показаться Люсе, звоним ей, она сейчас в Олхе.

Наш замечательный день с приключениями продолжается! В Олхе можно купаться, дети легли животами на дно, и визжали. Потом ели Люсину клубнику, поливали Люсин огород, тоже весело было. Очередь выстроилась к шлангу. Себя, конечно, тоже не забыли полить. Когда уезжали, Люся приобняла Саньку, прощаясь, а Алёнка оттолкнула её и насупилась:

- Это мой папа! — и обхватила его.

- Эх, Дядечкин, теперь с тобой и в поход не сходишь, вон какая у тебя строгая девушка!

- Да, Люся, с нами весело, не каждый такое веселье выдержит. Теперь только в детские походы... Присоединяйся на будущее лето с внуком, если шума не боишься!

К вечеру детки приустали, и разморённые, сопели на заднем сиденье в машине. Тишина наступила, наконец-то. Тихо, дети спят... Мы с Саней тоже молчим. Всё что нужно — сказано. А что не сказано, то и не нужно. Хороший получился поход! Авто-пеший!

На следующее лето договорились собрать всех наших бывших студентов, у кого уже есть дети нашего возраста, чтобы сходить куда-нибудь по-настоящему, и далеко. Будет весёлая громкая орава! Присоединяйтесь! Желающих уже достаточно!

Скальник Старуха
У Петровича
У Идола

см также


Марина Васильева (Красноштанова)


Юрий МельниковПоэтично,практично,познавательно,профессионально! И всегда немею перед громадой текста,набранного на компьютере
21.08.2017, 01:42:42 |
Марина Васильева (Красноштанова)Прошу прощения поправьте, пожалуйста ссылки (шестой абзац снизу):
"На скальник СТАРАЯ КРЕПОСТЬ приехали изрядно укачанные".

Мы приехали на Старую Крепость, ту, которую разбирали, а ссылка дана на Крепость, которая у Петровича. Это моя вина, я не написала СТАРАЯ. Только что поправила.

Юрий, большое спасибо за внимание! На самом деле набрать быстро текст не составляет для меня труда, гораздо сложней подобрать и разместить фото в фотоальбом.
21.08.2017, 05:30:14 |
Юрий Мельников

 Марина Васильева (Красноштанова): ... гораздо сложней подобрать и разместить фото в фотоальбом.

А уж,знали бы Вы,как мне неохота-сложно манипулировать даже единичными фотографиями
22.08.2017, 16:47:07 |
Марина Васильева (Красноштанова)Юрий, зато Вы — читаете, и это дорогого стоит. И спасибо огромное Вам за это.
22.08.2017, 18:14:33 |
Юрий МельниковСпасибо. Успехов Вам во всём!
22.08.2017, 19:51:18 |
Константин СухановИнтересный похоюд для детей получился. Вот только напрягло — 100 рублей за установку палатки. Незаконно. Вообще, это наша поляна, туристско-альпинистская с незапамятных времен.
27.08.2017, 13:19:26 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Константин, за внимание к рассказу! Поясню по поводу 100 руб. за палатку. С нас их никто не требовал. Мы заплатили за дрова, и спросили — надо ли убирать палатку на день, или они могут за ней присмотреть. Народу-то много разного теперь по лесам ходит. Это раньше могли спокойно оставить и уйти. К тому же у нас там машина осталась, пока мы ходили. Так что нам спокойней, если кто-то присмотрит за вещами и машиной, пока мы бродим к скальникам.
Там, конечно, лежит на столиках "прейскурант" (установка палатки на поляне — 100 руб.), но кто платить не хочет — идут на другой берег. Я лично раньше и без 100 руб. всегда останавливалась на правом берегу Олхи. А в этот раз нам тут было удобней с детьми: навесы, столики, костровища, да и машина рядом. Качели, опять же, батуты...
Мне не жалко 100 руб. за удобства и присмотр.
27.08.2017, 18:09:31 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную