В этом году лёд на Байкале лёг очень удачно. Торосов мало, снега мало, чистые поля льда позволяют доехать на коньках далеко на север. Тут ещё праздники – в честь 23 февраля отдыхаем 3 дня. Значит, можно уехать на 2 дня, имея один день на отдых или резерв на непредвиденные обстоятельства. Посмотрел спутниковый снимок, и решил ехать на Ушканьи острова. Прошлой весной впервые побывал там, сходили за выходные с Хобоя туда и обратно с Петром Мехоношиным, понравилось. Только сейчас на коньках можно попробовать пройти до островов с Сахюрты — посёлка в проливе Ольхонские Ворота.

За пару дней до праздников стал звать проверенных друзей, но у всех, кроме Валеры Игнатьева, уже были свои планы. Поедем вдвоём. Один бы я не решился на такую авантюру.

Подъём в 2 утра, поел, заправил термос, собрался, в 3 заехал за Валерой, поехали. Едем не торопясь, дорога пустая, по радио московская дикторша назойливо рассказывает про аномальные морозы в столице. Там обещают аж -15, обсуждают, что надевать, что есть, чего опасаться. У нас градусник показывает температуру за бортом то -30, то -37. К семи утра мы на берегу Байкала вздыхаем с облегчением – всего -25, живём! Ещё полчаса копошимся, и выдвигаемся, когда уже совсем светло.

Первые километров 10 ветер неприятный боковой, а следующие 45 км в спину приятно поддувает попутный, идём хорошо. Договорились останавливаться на пять минут через каждые 20 км на перекус. На втором таком перекусе Валера говорит, что идти тяжело, сказывается полуторамесячная вялотекущая простуда.

Первые 40 км позади, Перекус
Валера на связи

Вскоре подруливаем к большой зимней палатке москвичей. Они тоже идут на Ушканьи острова. По 30 км в день. С днёвками это около недели, тяжело им, а мы уже сегодня должны ночевать там. Ещё через полчаса ветер поменялся на встречный, и на третьем привале Валера чётко даёт понять, что дальше не пойдёт. Пробует уговорить меня вернуться, я его – пойти дальше. В конце концов каждый идёт в свою сторону, с тяжёлым сердцем и чувством вины.

Встречный ветер, идти 110 км, зато солнечно и довольно тепло. Включаю экспедиционный режим, иду спокойно, без напряга, не потею. Только капюшон пониже и бафф повыше.

У Замы 1
У Замы 2
У Замы 3
У Замы 4

От Замы как обычно открывается потрясающий своими просторами вид, настроение улучшилось, время от времени останавливаюсь сфотографировать телефоном что-нибудь необычное, ем по расписанию.

Большой привал на 80 км
Состав "косметички" для перехода по Байкалу
87 км от МРС
Взгляд на пройденное
Ледяные кубики

Часам к пяти прибыл на кордон Байкало-Ленского заповедника. Хотел заглянуть погреться, узнать лучший путь на Остров. Но на кордоне никого нет, на всех дверях замки. Праздник, разъехались по гостям. В навигаторе выставляю направление на остров. Вскоре прохожу мыс Рытый.

На подходе к Кочериково
У кордона БЛЗ
Мыс Рытый

Иду, впереди мгла, никакого ориентира, навигатор постоянно включённым держать нельзя – батарейки замерзают и быстро садятся. Приходится держать их в рукавице, и раз в несколько километров сверять направление. Из ориентиров — только часы с трекером, пищат каждый километр, это тоже неплохо. Наконец в сумерках разглядел контур острова, и минут 40 шёл прямо на него, потом силуэт растворился в темноте. Теперь иду по звёздам и луне, засёк примерно, какой градус нужно держать от них. Луна и звёзды не стоят неподвижно на небосводе, интересно видеть, что и мой путь идёт по плавной дуге вслед за ними. Километров за 12 опять заметил силуэт Ушканьего – теперь он недалеко, и лунного света хватает выделить его на фоне льда. А вскоре разглядел и огонёк метеостанции, который сперва принял за свет фар рыбаков. Теперь, хоть скорость и невысокая, настроение поднялось, идти легче.

Пришёл на метеостанцию в 9 вечера, за день пройдено 170 км. На берегу стоят Уазики-буханки, следы от ледовых кошек. Не иначе иностранцы. Но иностранцев я так и не увидел. Постучал в один дом, в другой. Свет есть, людей нет. В третьем разбудил метеостанщика деда Виктора. Говорю, мне бы переночевать, а он показывает на свободную кровать – ложись. Я рассчитывал на отдельные апартаменты, как в прошлом году, когда был здесь с Петей, ну да ладно, сейчас везде хорошо. До одиннадцати сушу вещи, готовлю еду, и слушаю рассказы Виктора, как всё плохо, что он дорабатывает сезон, и больше сюда ни ногой – всё то же самое, что и год назад. Узнаю грустную новость: Юра Будеев, который здесь всем заправлял последние десятка два лет, утонул этим летом. В прошлом году именно Юрий выделил нам вагончик для жилья, угостил вкусным омулем. Такие вот дела.

А, ещё, думал, что как только зайду, сразу узнаю, как наши хоккеисты сыграли с чехами на олимпиаде. Оказалось, никто ничего не знает, связи нет.

Лёг спать, под руку заполз и замурчал тёплый кот Васька. Хорошо.

Метеодежурные кот Васька и Виктор
Рассвет над Святым Носом
Метеостанция на Ушканьих

На следующий день встал по будильнику в 6. За окном тепло. -20. Ветер сегодня весь день будет попутным. Оставил лишние продукты Виктору, поел, наполнил термос и бутылку, вышел в девятом часу вместе с восходом солнца из-за верхнего изголовья полуострова Святой Нос. Ещё дома решил возвращаться другим путём – минуя торосы и снежные участки до Хобоя, ведь благодаря отличным картам, подготовленным Дмитрием, у меня в навигаторе есть ключ к прохождению этого участка. И дальше вдоль Ольхона по Большому Морю. Жаль, про эти карты вспомнил за несколько часов до отъезда из Иркутска, поэтому не успел расставить ключевые точки. А разглядеть на ярком солнце изображение на маленьком экране прибора было непросто.

До Хобоя — квест. Не столько времени тратится на передвижение, сколько на ориентирование. Хорошо, что ветер попутный.

Ледяное море без берегов
Узоры (не путать с Узурами)
Неровности на дороге перед Хобоем

Когда идёшь один, успеваешь многое обдумать. И погрустишь, и постебёшься, и песни вслух попоёшь — не стыдно, никто же не слышит. Есть своя прелесть в одиночных походах, когда они не больше пары дней. Так с песнями, квестами и прибаутками дошёл до Хобоя, по пути от тряски сломав крепление на одном коньке. К счастью, взял в поход запасной конёк в полном снаряжении. Просто поменял и поехал дальше.

От Хобоя до Ижимея — сказочная катуха с хорошим попутным ветром. Просто полёт.

Решил зайти в Узур – там стоит передающая антенна Теле2. Нужно сообщить Валере, что у меня всё в порядке. Но у меня симка МТС. Выловил возле посёлка конькобежца, у него оказался как раз Теле2. Но теперь недоступен Валерин телефон.

Через несколько километров увидел ещё одного конькобежца. Решил эффектно затормозить перед ним, но вместо этого брякнулся на спину на рюкзак. Удача, конькобежец – наш с Валерой общий знакомый. Он точно дозвонится и всё расскажет. Распрощались, я решил заодно перекусить, раз уж остановился. Снял коньки, и понял, почему упал. Крепление на втором коньке тоже разболталось, частично сломалось. Ехать нужно аккуратнее.

Скоро Узуры
Где-то под г. Жима
На закате второго дня

Ну а дальше был участок километров 10, частично заснеженный, а за ним — опять поля отличного льда, правда, попутный ветер выключили, а включили штиль, но это тоже хорошо.

А километров за 7 до Ольхонских ворот, когда уже стемнело, увидел вдалеке движущийся навстречу фонарик. Встретились. И это оказался, да, Валера, до которого дозвонились, и он вышел мне навстречу. Радостная встреча, дошли вместе до базы, заглянули к знакомым – оказывается, половина иркутских знакомых приехали сюда на выходные. Сегодняшний пробег 177 км. Быстро перекусили, я и не голоден, еды с собой полно, осталось полтермоса чая, полбутылки воды. Я за руль, в Баяндае позы, в первом часу ночи дома. А Валера всю дорогу облегчённо вздыхал. Хорошо, что есть такие друзья и есть такой Байкал!

Трек ледового маршрута МРС-Ушканьи-МРС

Artem Kuharenko

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Виктор ЛюбезновАртем, молодец! Кружок что надо!
02.03.2018, 18:01:30 |
Artem KuharenkoИзначально рассматривал трехдневный вариант со второй ночёвкой в Турке
02.03.2018, 22:15:51 |
Эраст БутаковВчера вернулся из тех мест. Мне хватило сил от Усть-Баргузина до Турки пройти по льду и немного по трассе. Живо представляю что там и как. Отлично, Артем! Поздравляю! Сильное путешествие! Спасибо за фото-рассказ!
03.03.2018, 13:22:00 |
Artem KuharenkoСпасибо! похоже,лед возле Турки вполне проходим для коньков?
03.03.2018, 16:06:43 |
Юра ГалачьянцАртем, ну ты красавчик! Отлично!