Отчёт о прохождении горного туристского маршрута второй категории сложности в районе Тункинских гольцов (Восточный Саян), совершённого группой туристов г. Новосибирска в период с 29.12.2016 по 10.01.2017.

1. Справочные сведения

1.1 Проводящая организация

Cекция горного туризма НГУ, Новосибирск, ул. Пирогова, д.2.

1.2 Место проведения

Маршрутная книжка

№ 08-13-16

1.4 Нитка заявленного маршрута

пос. Нилова Пустынь → р. Хубуты — пер. Гранатовый (1А, 2743) → р. Эхе-Гер → пер. Шумакский (1Б, 2760) → р. Шумак → р. Перевальная → пер. Ясный (1Б, 2500) → лев. приток р. Билюты → р. Билюты → пер. Снежный (1Б, 2600) → р. Барун-Хандагай → пос. Аршан

1.5 Нитка пройденного маршрута:

пос. Нилова Пустыньр. Хубутыпер. Гранатовый (1А, 2743) → р. Эхе-Герпер. Шумакский (1Б, 2760) → р. Шумакр. Перевальнаяпер. Ясный (1Б, 2500) → лев. приток р. Билюты → р. Билютыпер. Бепкан (1А, 2630) → р. Барун-Хандагайулус Тагархай

Путевые точки (места стоянок, привалов).

Схема маршрута

1.6 Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы с маршрута могут осуществляться по долинам рек Эхе-Гер (через пер. Шумакский 1Б), Барун-Хандагай (через пер. Бепкан 1А). На р. Шумак есть турбаза «Шумак» с вертолётной площадкой.

1.7 Определяющие препятствия маршрута

Смоленцев Артём1987н/к (с эл. 1А)У (л)парламентёр, финансист

Кирик Артём1998н/к (с эл. 1Б)У (л)хронометрист

Макаров Эдгар19941У (о)реммастер

* Сокращения: У — участник, Р — руководитель, л — лето, з — зима, в — весна, о — ноябрь на Алтае (по факту зима).

1.9 График пройденного маршрута

День, п/пДатаУчасток путиХод. вр., ч.Характер путиРасстояние, км.*

29.12стоянка у “Сухого русла” → р. Хубуты3дорога, тропа8

30.12р. Хубуты9тропа, снег, курум9.5

31.12верховье р. Хубуты → пер. Гранатовый (1А) → верховье р. Эхе-Гер8.5курум, снег7

01.01верховье р. Эхе-Гер → пер. Шумакский (1Б)7.5курум, снег6

10.01р. Барун-Хандагай → улус Тагархай14снег, курум, тропа, дорога14.5

Итого

10599.5

* расстояния указаны без коэффициентов

1.10 Изменения маршрута и их причины

Был пройден пер. Бепкан (2635 м, 1А) вместо пер. Снежного (1Б, 2600 м), так как группа слишком поздно подошла к перевальному взлёту. При прохождении перевала Снежного была бы большая вероятность застрять там на спуске на перилах на полнóчи. Поэтому решили идти пер. Бепкан, у которого спуск намного короче и проще.

1.11 Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к походам такого уровня и сезона.

Групповое снаряжениеЛичное снаряжение

GPS-навигатор

1ледоруб/айсбайль1

жюмар1

Спали в 8-местной палатке “Канченджанга” с тентом. У нас был один 6-местный спальник (весом 6 кг) на всю группу, что позволило сэкономить вес. Для защиты спальника от конденсата мы использовали два тонких синтепоновых одеяла. Раскладка — 600 г/человека в день. Еду готовили в автоклаве на газу. Брали 75 г/человека в день. В целях экономии времени, обедали чаем из термосов общим объёмом 2 литра и едой, не требующей готовки. Градусник мы с собой не брали, чтобы не было сильно страшно.

2. Краткий отчёт

2.1 Общая идея маршрута

Хотелось использовать большие новогодние каникулы и пройти интересный спортивный зимний маршрут. Восточный Саян был выбран как довольно дешёвый (что критично для студентов) и лавинобезопасный район. Немаловажным значением при выборе маршрута являлась эстетическая составляющая. Замёрзшие водопады, каньоны и наледи рек Восточного Саяна обладают притягательной красотой. Маршрут был проложен так, чтобы увидеть замёрзший водопад на р. Шумак, Шумакские минеральные источники, посмотреть долину р. Билюты и пройти каньон на р. Перевальной.

2.2 Описание района

Тункинские гольцы — довольно популярный район, и его описание можно найти практически в любом отчёте. Большое количество полезного материала можно найти на сайте Природа Байкала. Здесь я остановлюсь только на некоторых зимних особенностях этого района:

• Среднегодовая норма осадков в Тункинских и Китойских гольцах составляет 350-400 мм. Основная масса осадков выпадает летом, а на зимние месяцы остаётся 30-35 мм.

• Самая большая толщина слоя снега в среднегорье — в начале марта, а в высокогорье — позже. Глубина снега на северных склонах в марте колеблется от 1 до 1.5 м, южные склоны обычно бесснежные. Ветры как бы перераспределяют снег по склонам, в силу чего возникает много снежных образований: гребней, полос, карнизов, наддувов. С ними и связано образование лавин. Лавинная опасность сильно возрастает в конце марта, после вторжения тёплых слоев воздуха и продолжительных снегопадов. В декабре — январе лавиноопасность небольшая из-за малой толщины снежного покрова.

• В январе — первой половине февраля среднемесячная температура -26÷32º, минимум -45º. К концу февраля средняя температура -15÷20º, март -16º, днём -1÷5º, ночью -20÷23º.

2.3 Техническое описание маршрута

День 0 (29 декабря). В 8:50 (здесь и далее используется местное время) прибыли на поезде в Слюдянку. В поезде забыли основной фотоаппарат — “зеркалку”, остались с “мыльницей”. Сдали вещи в камеру хранения и поехали на заранее заказанном микроавтобусе. Водитель довёз нас до стоянки у “Сухого русла” (14:00). Немного перепаковали вещи и пошли. Тепло, солнечно, ветра нет. Сначала шли по дороге, затем по конной тропе. Встали на ночлег в 17:30, в это время почти совсем темно.

День 1 (30 декабря). Общий подъём в 5:00 (так как мы готовили на газу в палатке, подъём был всегда общий), выход группы в 7:00 (совсем темно). Примерно за час, ещё по темноте, доходим до развилки тропы (на р. Хубуты и р. Эхе-Гер). Ещё примерно через час тропа выходит на заболоченную местность, где теряется; становится видно долину р. Хубуты. Прыгая по кочкам, двое участников замочили ноги. Никита, сильно зачерпнувший в оба ботинка, меняет вкладыши на запасные. За время переодевания вкладышей успевают задубеть фонарики (гамаши), что приводит к дополнительной задержке времени. В конце концов, после того, как силами всей группы не сумели натянуть на ботинок задубевший фонарик, Алёна достаёт “квазизапасные” фонарики. Всё это мероприятие заняло минут двадцать времени, за которое Артём успел подмёрзнуть, и пошёл вперёд тропить. Остальная группа, спутав его следы со звериными, ушла шибко вправо вверх по склону. Набрав лишние метров сто и вдоволь накричавшись в лесу (потеряли примерно полчаса ходового времени), собрались на тропе около взлёта, который выводит на полуразрушенное зимовьё с видом на водопад.

Долина р. Хубуты
Водопад на р. Хубуты
Идём по Хубутам
Взгляд назад

Взобравшись на этот взлёт, устроили единственный за весь поход часовой обед на солнышке (остальные обеды длились мин. 20-30 и без солнышка). Далее шли по борту долины, не спускаясь в каньон. Во-первых, потому что на водопаде была видна жидкая вода, а метров на сто ниже по высоте участники промочили ноги. Во-вторых, малое количество снега позволяло без особого труда передвигаться по борту долины. На ночлег встали на заснеженных моренах в 17:00. Петя и Артём сходили в сумерках на разведку.

День 2 (31 декабря). Общий подъём в 5:30, выход группы в 7:30. Идём по куруму и снегу к перевалу Гранатовому 1А. Взлёт довольно большой, метров двести, но технической сложности не представляет (в основном курум, немного скальных выходов, всё под небольшим слоем снега). Взлёт преодолели примерно за час (на перевале были в 11:30). На перевале съели шоколадку, посвятил 4-х человек в туристы, сфотографировались и пошли вниз.

Верховья долины р. Хубуты
Пер. Гранатовый из долины р. Хубуты
С пер. Гранатовый в сторону Хубуты
Группа на перевале

Начало спуска — очень пологий склон, нужно уходить довольно сильно вправо. Затем начинаются бараньи лбы и летом обычно уходят траверсом вправо по куруму. Но, траверсируя правый склон, мы встретили довольно крутую и широкую наледь. Здесь было два варианта развития событий. Первый — надеть кошки и для подстраховки повесить горизонтальные перила (участники почти не имели опыта хождения в кошках, а лететь было куда). Второй вариант, который мы выбрали, заключался в провешивании одной верёвки вниз по крутому снегу и скальным выступам. Спустившись, сделали поздний обед (14:00), обули снегоступы и пошли вниз. На ночлег встали в 17:00 на заснеженных моренах, нашли жидкую воду. Отпраздновали Новый год, легли в 23:00.

Долина р. Эхе-Гер с пер. Гранатовый
Ключевой участок спуска с пер. Гранатовый
Вид на пер. Гранатовый

День 3 (1 января). Общий подъём в 6:30, выход группы в 8:40. Идём сначала по заснеженным моренам, затем выходим на хорошо набитую тропу, которая ведёт на пер. Шумакский. Не доходя одной ходки до перевального взлёта, делаем ранний обед в 11:00. Перевальный взлёт технической сложности не представляет — курум под снегом. На перевале были примерно в 13:00.

Пер. Шумакский с р. Эхе-Гер
На Шумакском перевале
Долина Эхе-Гер с Шумакского перевала
Долина Левого Шумака с перевала

Путь спуска с пер. Шумакский
Шумакский перевал из долины Левого Шумака

Карниз уже начал формироваться. Страхуясь верёвкой (без рюкзака), попробовал сделать ступени на крутом участке спуска (первые метров 10-15), но снега оказалось ещё слишком мало, пришлось провешивать перила. Далее спуск по снегу и куруму. Спустившись метров на сто пятьдесят, увидели слева следы конной тропы, и, обув снегоступы, вышли на неё. Примерно через километр потеряли следы тропы, пройдя ещё часа полтора без тропы, встали на ночлег (17:00). Петя и Алёна сходили в сумерках на разведку; Алёна потеряла налобный фонарь.

День 4 (2 января). Общий подъём в 6:00, выход группы в 7:50. Почти сразу нашли тропу, идём в снегоступах. В 10:30 приходим на стоянку с видом на Шумакский водопад. Хотя я его уже видел в замёрзшем состоянии, но невольно ахнул. Такой голубой красоты я не ожидал увидеть. Чуть выше водопада, на границе леса, начинается тропа, по которой мы далее идём. На тропе становится очень грустно: несмотря на полуметровый слой снега, встречаем большое количество мусора. Это приводит к следующим последствиям. Эдгар повешал кофту снаружи рюкзака, и она осталась на одном из деревьев. Некоторые участники, шедшие за ним, увидели кофту, но не подобрали её, так как они подумали, что она "местная". Пройдя пару километров, выходим на лёд р. Левый Шумак, он покрыт небольшим слоем снега.

Шумакский водопад
Наледь на Шумаке

Довольно бодро бежим по реке вниз по звериным следам, через пару ходок встречаем охотника, идущего вверх по реке. Он сказал, что дальше наледь открытая, и что он проваливался там по колено. Также он сказал, что идти осталось час — полтора, если идти по льду. Минут через двадцать вышли к голому льду — и тут начались проблемы. В этом месте и почти до самих Шумакских минеральных источников тропа идёт понизу, вдоль реки. При замерзании вода поднялась и затопила тропу (местами из воды торчали помеченные камни). По воде идти довольно опасно, лёд очень тонкий, видны дыры во льду — следы охотника. Карабкаемся на борт долины и медленно идём (без снегоступов), продираясь через деревья и кусты, используем маленькие островки и пр. Хотя оставалось ещё 2.5 светлых часа, мы не успели дойти до минеральных источников и, выбрав более-менее нормальное место, встали на ночлег в 18:00.

День 5 (3 января). Общий подъём в 6:00, выход группы в 7:50. Идём без снегоступов, минут через двадцать после выхода бродим реку и находим хорошо натоптанную тропу, которая приводит нас к домикам. У первого домика были примерно в 9:00. Проходим через Шумакские минеральные источники, не останавливаясь. Турбаза пуста, вертолётная площадка засыпана снегом. Переходим Левый Шумак и идём вниз по тропе. Примерно за две ходки доходим до поворота на р. Перевальную. Река Перевальная (как и р. Шумак) в этом месте имеет очень тонкий лёд (даже в снегоступах человека с рюкзаком не выдержал), поэтому приходится карабкаться на левый борт долины и идти траверсом по лесу, что намного медленнее и изматывающе, чем идти по льду. Несколько раз делаем попытки выйти на лёд, но он слишком тонкий и не держит человека. И только неподалёку от входа в каньон лёд становится нормальным. Обуваем кошки и примерно в 14:00 выходим на лёд, и вскоре заходим в каньон.

Шумакские источники
р. Перевальная, место выхода на лёд
Место ночёвки в каньоне Перевальной

Сначала лёд был хороший, но с сужением каньона начинает становиться хрупче. Несколько человек промачивают ноги, но несильно. В каньоне красиво, аж дух захватывает. А батарейка на фотоаппарате уже почти полностью села. Фотоаппарат отказывается фотографировать даже такую красоту! Уже в сильных сумерках подошли к ключевому участку — небольшому замёрзшему водопаду. В этом месте было довольно много снега, скорее всего это был лавинный вынос. Поставили на нём палатку. Нужно отметить, что ночёвка в каньоне была самой красивой и необычной ночёвкой в нашем походе. Всем рекомендую переночевать хоть раз в каньоне, оно того стоит!

День 6 (4 января). Общий подъём в 6:00, выход группы в 8:10. Облазим водопад, провешав одну верёвку (снега мало, под снегом скалы). Верёвку крепили за дерево. Этот облаз ведёт не на верх каньона, а всего лишь на некую узенькую перемычку, на которой рюкзаки всем положить довольно проблематично. Повешали ещё одну верёвку вниз и снова очутились в каньоне. После спуска обули кошки и пошли по каньону. Алёна, запнувшись о камень, упала в воду, промочив одну ногу и обе руки. Поменяв варежки, перчатки, запихав в ботинок 42-го размера вкладыш 44-го размера и Алёнину ногу 39-го размера, идём дальше. Вскоре находим место, где можно вылезти из каньона. Пройдя минут сорок, встаём на обед. Часам к четырём дошли до озера под пер. Ясным и встали на ночлег.

Перелаз для обхода водопада
Каньон р. Перевальная
Спуск с перелаза

День 7 (5 января). Общий подъём в 6:00, выход группы в 7:50. Сразу выходим на крупный курум, присыпанный снегом, медленно, но верно движемся в сторону перевала. Подъём на перевал Ясный технической сложности не представляет — крупный курум под снегом. Но из-за малого количества снега, только слегка присыпавшего курум, прохождение перевала заняло довольно много времени. Устраиваем обед на перевале. Окончательно садится батарейка на единственном фотоаппарате, так что фотографий дальнейшего маршрута нет. Спускаемся сначала пешком, затем одна верёвка по скальным полкам, далее пешком, по пояс в снегу, донизу. С этой стороны курум ещё крупнее, чем с той (хотя куда уж больше-то!). Опять медленно, проваливаясь по пояс в щели между камней, движемся по моренам. Темнота застигла нас на морене, находим место и примерно час ровняем морену. Стоит отметить, что из-за такого рельефа начинают ломаться наши самодельные снегоступы.

Пер. Ясный из дол. р. Перевальной
Подъём на пер. Ясный

День 8 (6 января). Общий подъём в 6:00, выход группы в 7:50. Продолжаем движение по куруму, чиня на привалах снегоступы. Двигаясь по левому борту долины, спускаемся к р. Левая Билюты. На реке лёд не очень прочный, довольно часто проваливаемся, иногда приходится обходить по берегу. В сумерках доходим до слияния Левой и Правой Билюты и встаём на ночлег.

День 9 (7 января). Общий подъём в 6:00, выход группы в 8:00. Идём вверх по Правой Билюте, лёд по-прежнему непрочный. Немного не доходя до нужного притока, взбираемся на правый борт долины, находим там следы и идём по ним. Сначала довольно долго взбираемся по наклонному лесу, затем начинаются заснеженные крупные морены, по которым не получается двигаться с большой скоростью. На ночёвку встаём у последних деревьев, когда уже совсем темно.

День 10 (8 января). Общий подъём в 6:00, выход группы в 8:00. Градусника у нас не было, но, по ощущениям, это был самый холодный день. Медленно ползём по заснеженным моренам, они продолжаются до самого перевала. Один участник говорит, что не может отмахать ногу. Останавливаемся на десять минут, чтобы отогреть ногу (пихаю её под одёжу и разминаю руками). На озере под перевалом были часов в одиннадцать. Плотно перекусив, полезли вверх. Лезли мы примерно посередине между пер. Бепкан и пер. Снежным, так как там было больше всего снега. Взлёт технической сложности не представляет, но довольно большой (перепад высот 300 м) и представляет собой крупный, заснеженный курум. Пообедав на склоне, решаем лезть на пер. Бепкан, так как уже было довольно поздно и была вероятность встрять на спуске с пер. Снежный. Перевал Снежный довольно сложный на спуск (возможно провешивание одной — двух верёвок). К тому же билеты на поезд были куплены на вечер 9-го января, поэтому мы уже довольно сильно опаздывали. На пер. Бепкан были примерно в три часа дня. Спуск с перевала особой сложности не представляет — заснеженный курум, перепад высот примерно сто метров. Спустились на правый борт и по нему довольно быстро пробежали пару километров, затем пришлось спустится к руслу реки, покрытого большими камнями, и опять темп сильно снизился. К вечеру успели дойти только до первого озера.

День 11 (9 января). Общий подъём в 6:00, выход группы в 8:00. На вечер сегодняшнего дня у нас куплены билеты, но мы понимаем, что успеть на поезд почти нереально. Съедаем последний завтрак и идём вниз. Сначала темп группы был довольно высок, хотя приходилось частенько чинить снегоступы на привалах. Мы преодолели цепочку озёр и вышли к р. Барун-Хандагай примерно в 10 часов. Сначала воды в реке вообще не было, был только лёд, а подо льдом — воздух. Мы довольно бодро пошли по руслу реки. Но примерно через пять километров от истока реки резко появляется вода, причём совсем безо льда. Пришлось довольно высоко залезть на правый берег реки и медленно двигаться по большим камням, припорошённым снегом. Темп сразу упал, было понятно, что мы не успеваем на поезд. Пройдя небольшое расстояние, встаём на ночёвку. Из-за особенностей раскладки, еды у нас совсем почти не осталось. Нашли в рюкзаке обглоданные куриные ножки, которые остались с заезда, сварили из них наваристый бульончик, съели это варево с остатками сухарей и сухофруктов и легли спать.

День 12 (10 января). Общий подъём в 6:00, на завтрак только кипяточек, выход группы в 8:00. Из продуктов осталось немного сухофруктов и орехов, которые мы решили оставить на перекусы. Примерно до трёх часов траверсировали правый склон, иногда спускаясь к руслу реки. Шли медленно, отвоёвывая каждый километр. В конце снегоступы развалились почти у всех участников. Примерно в три часа бродим реку и находим тропу, которая поднимается на левый борт долины. Через некоторое время находим ловушку на шатуна (как нам сказали в Тагархае), понимаем, что это тропа охотничья, и идёт она не в нашу сторону, поэтому сворачиваем с неё и идём по азимуту кратчайшим путём к дороге. В сумерках выходим на дорогу и топаем по ней до Тагархая, до ближайшего магазина, где и заканчивается спортивная часть нашего мероприятия.

2.4 Выводы и рекомендации

• Так как группа была не сильно опытная, руководитель решил перестраховаться и взял много технического снаряжения, которое не пригодилось. Мы использовали только две верёвки (одну из них — для сдёргивания второй) и расходную верёвку, которая почти вся кончилась. Я не пожалел, что взял 8-местную палатку на 6-х, так как это позволяло с комфортом готовить еду внутри палатки. В шестиместном спальнике было очень тепло на протяжении всего похода. А синтепоновые одеяла, берущие весь конденсат на себя, не давали ему быстро промокнуть. Конечно, спальник всё-таки намок к концу похода, но без них он сделал бы это намного быстрее.

• Я не пожалел, что взял снегоступы, а не лыжи, так как основную проблему при передвижении оказали участки, на которых лыжи были бы бесполезны. Большой проблемой для нас оказался заснеженный курум, причём такой, что снега мало, и он плохо держит, но, с другой стороны, не позволяет увидеть щели между камней. На таком рельефе снегоступы нам сильно пригодились, хотя и в них мы проваливались, бывало, и по развилку, и больше, но без них было бы гораздо хуже. Скорость движения по такому рельефу была очень маленькая, а затраты сил — большие. Вторая проблема — плохо замёрзшие к этому времени реки. Из-за них нам приходилось вылазить на борт долины и траверсировать очень неудобные склоны. Причём, часто летние тропы, проходящие по низу, были затоплены, и приходилось лезть на склон. Стоит также сказать про снегоступы. В нашем походе была одна пара покупных снегоступов и пять пар самодельных. Хоть наши самодельные снегоступы и считаются довольно крепкими, в этом походе у нас сломалось 4 пары из 5-ти (покупные тоже сломались, но под самый конец похода).

• Хотя раскладка по еде была 600 грамм на человека в день (довольно большая), не считая горючего, еды всё равно не хватало. Стоит тут отметить ещё одну особенность нашей раскладки. Два последних дня были запасными, поэтому руководитель решил взять на эти два дня в два раза меньше еды. И при надобности в последние четыре дня съедать по 3/4 от обычной нормы. Хотя ещё перед пер. Бепкан стало понятно, что мы скорее всего не выйдем вовремя, мы не стали ”половинить” и так урезанную порцию еды. Мы решили пройти последний перевал в нормальном состоянии, а в последний день — поголодать.

• Так как фотограф забыл зеркальный фотоаппарат в поезде, мы остались без нашего основного фотоаппарата. У нас была ”мыльница”, но батарейки на ней не хватило на весь поход. Поэтому вторая часть похода совсем без фотографий. Как выяснилось дома, батарейка от мыльницы сломалась на морозе.

• Нужно отметить, что все водопады, которые мы видели, были голубого цвета, что говорит о бегущей по ним воде. Реки тоже были ещё плохо замёрзшими. Поэтому при планировании маршрута с прохождением водопадов в это время года нужно брать с собой гидрокостюмы. Основной ошибкой руководителя была ошибка планирования времени прохождения маршрута.

• Интересной особенностью маршрута было то, что после поворота на р. Перевальная наш маршрут был самым быстрым способом выйти к населённому пункту, что, с одной стороны, привело к опаздыванию на поезд, с другой — к прохождению маршрута.

• Во время всего похода была хорошая, стабильная погода. На небе — ни облачка. Один-единственный раз, когда мы лезли пер. Бепкан, налетели тучки и немного пошёл снег, но утром опять было чистое небо. Ветра почти не было. Мы не знаем, какая была температура, так как градусник с собой не брали.

3. Перевальные записки

Записку на пер. Шумакский не искали, сильно популярный перевал. Записка с пер. Снежный канула в Лету.

Записка с пер. Гранатовый
Записка с пер. Бепкан

Петя Крачков

Константин СухановСпуск со Снежного в сторону Буруна довольно прост и страховки не требует. Собственно, как и со стороны притока Билюты. А Шумакскому-то зачем 1б присвоили.
А так — молодцы, интересно.
23.03.2018, 11:39:56 |
hasti-toshimo

Константин Суханов:  А Шумакскому-то зачем 1б присвоили.

Из-за лавиноопасности наверное:)
23.03.2018, 13:54:32 |
Sergey V"Нашли в рюкзаке обглоданные куриные ножки, которые остались с заезда, сварили из них наваристый бульончик"

Супер! Какая удача!!
23.03.2018, 14:56:18 |

hasti-toshimo: Из-за лавиноопасности наверное:)

Из-за лавиноопасности категорию не повышают. Её учитывают при прохождении. Т.е. идут там, где наиболее безопасно и оценивают тот маршрут, который прошли. Оценивают без учета того, страшно было или вообще лавиноопасность не напрягала.
23.03.2018, 20:30:47 |
Евгений РензинХороший отчёт. Читать интересно!
23.03.2018, 21:33:17 |
Андрей РоговцевНемного странно, что не захотели дойти по светлому до Шумака, переночевать в тепле и перевести дух. Мне кажется, не стоило бояться замочить ноги на этом участке(перед Шумаком). В результате затратили много сил на облазах и не дошли до Шумака. Далеко не всегда мокрые ноги — это аварийная ситуация. Чувствуется, ребятам путь дался тяжело.
23.03.2018, 23:01:36 |
Егор ПолтавченкоСпасибо. Для молодых организмов со "зверским" аппетитом, 600 г для зимы, это крайне мало! Нужно использовать "хрюши"для груза.
24.03.2018, 08:32:49 |
Константин Суханов

hasti-toshimo:   Константин Суханов:   А Шумакскому-то зачем 1б присвоили.
Из-за лавиноопасности наверное:)

Евгений Рензин: Из-за лавиноопасности категорию не повышают.

Лена, понимаю, шутка. И Женя прав. На деле там нет НИКАКОЙ лавиноопасности при правильном прохождении со стороны Шумака. Это если подняться по гребню в сторону летней конской тропы и спускаться уже там. Хотя отдельные одарённые экстремалы телом самого безответного участника пробивают козырёк на седловине и спускаются по диретиссиме. Предварительно спустив сверху того самого несчастного тестового участника))) Реже встречаются ещё более одарённые экземпляры, пробивающие козырёк снизу, уже собственным телом.

Андрей Роговцев: Далеко не всегда мокрые ноги -- это аварийная ситуация.

Если ноги не мёрзнут и группа не покидает лес — то да. Особенно перед предстоящей ночёвкой в тепле.
Ну и, Новый Год лучше на Шумаке встречать, чем в суровом цирке Эхе-Гера. Но это только уже пожилые люди понимают)))

Егор Полтавченко: Для молодых организмов со "зверским" аппетитом, 600 г для зимы, это крайне мало! Нужно использовать "хрюши"для груза.

В непожилом возрасте, мы на 600-граммовой раскладке по 20 дней зимой ходили. Вместо пива — спирт, вместо дивана — коврик, вместо телевизора — горы))) Теперь наоборот(((
24.03.2018, 14:10:06 |
try againЕсли идти с Шумака то не обязательно с козырька лавина поедет, нынче вот в 2ух местах лавинки сошли это перед Шумакским водопадом при движение по руслу реки вынос не слабый, и при подъеме метров 400 до седловины слева тоже съехала куча снега, если с этих мест сходит снег то то 80%(условно) всего подъема опасна.
24.03.2018, 15:54:37 |
Петя КрачковВо первых мне хочется сказать большое спасибо Юрию Галачьянц, без которого этот отчёт не появился бы на сайте.

Несколько моих коментариев, к вашим:
1) Шумакский 1Б — так написанно в класификаторе. Зимняя категория может отличатся от летней, причём и в ту и в другую сторону. В этом случае, как я понимаю, это связанно с карнизом (надувом), который там образуется. Летом идут по конной тропе, а зимой через надув напрямки. Получается линия прохождения перевала разная. Вот и категория разная. Я не специалист, если что, надеюсь меня поправят.
2) 600г. было маловато, есть всегда хотелось. Кол-во грамм нужно ещё менять в зависимости от участников. Например, многие девушки едят меньше, часто добавку не берут.
На новый год у нас было больше еды. Мы приготовили кулеш, он получился очень очень вкусный. Ещё была красная рыбка и торт из орешков-печенек-сгущёнки. Был спирт, не много. В новый смогли объестся. Кулеш долго ещё вспоминали.
3) Насчёт того, где встречать новый год. Я с тактической точки зрения не хотел его встречать на Шумаке. Потому что некоторые могли загнать себя при попытки "поймать журавля в небе". А потом бы пришлось с ними ели ковылять. Ну и я уже ходил по Эхе-Геру, хотелось разнообразия. Раньше начать поход не получалось, так как студентом зачёты нужно было сдавать.
4)Ноги мы и так все промочили. Но одно дело разок провалится и совсем другое шлёпать по колено вводе, пару км. По моему, оно того не стоит. Да и Шумакские источники как-то уныло зимой выглядят.

Ещё хотелось поделится некими впечатлениями:
1)Необычный для меня был спуск по реке Барун-Хандагай. Идёшь по льду, держит. И в один прекрасный момент "УЮХ" и ты вместе с ледовой плитой проваливаешься на дно. Воды совсем нет. Куда делась? Непонятно. Раз провалился выше головы при спуске с порога. Без ледорубы бы не выбрался.
2)Ниже по течению, когда появился вода в реке Барун-Хандагай и нам пришлось лезть довольно высоко вверх. На закате были потрясающие виды на Тункинскую долину, жалко что батарейка на фотоаппарате села (причём так, что больше не заряжается).
3) Когда мы шли по реке Перевальной долго не было крепкого льда. К каньону подошли и вроде лёд нормальный стал. А времени было уже часа 3 часа (точно не помню, примерно 2ч светлого времени оставалось). Было не понятно, что делать. Идти в каньон(там было не понятно успеем ли мы пройти, если не успеем, то где ночевать) или поверху идти. Мне очень хотелось в каньон. И как говорится, "если нельзя, но очень сильно хочется, то можно". Рискнули, пошли в каньон и не пожалели. Очень необычная ночёвка, недалеко от перелаза.
А с утра, с дуру полезли без верёвок и кошек на перелаз. Снега мало, крутовато, рюкзак не снимешь. Верёвку всё-таки повещали и страху натерпелись. Жумарили без объвязки.
4)Шумакский водопад поразил. Очень голубой, очень красивый.

Что-то много всякого написал, простите меня за орфографию и пунктуацию.

В общем ещё хочется там побывать, всем рекомендую! Только, лучше в лыжном походе, по каньонам полазить.
24.03.2018, 16:17:29 |

Петя Крачков: ты вместе с ледовой плитой проваливаешься на дно. Воды совсем нет. Куда делась? Непонятно.

Лёд замёрз осенью. Потом расход воды существенно сокращается (потому как осадки твёрдые и не тают) и под уже намёрзшей коркой льда образуются пустоты. Обычное явление для всех горных рек..
24.03.2018, 16:41:58 |
Владимир Л.Зеркалку фотограф забыл в поезде..... Мда, печально
24.03.2018, 18:07:59 |
Александр Мамонтов

Петя Крачков:  Ещё была красная рыбка и торт из орешков-печенек-сгущёнки.

Петя Крачков:  Воды совсем нет. Куда делась?

Как куда, кончилась :). Северные да и наши реки по сравнению с летним уровнем, зимой имеют расход в среднем в 10 раз меньший. Замерзают реки обычно к ноябрю, а убыль вод продолжается примерно до конца марта/начала апреля. Во время зимних экспедиций по Лене бывали случаи провалов вездеходов под лед, жаль участникам было не до красот и фотоаппаратов, можно только догадываться как там было красиво :) ...

Отчет понравился. Спасибо!
24.03.2018, 20:55:39 |
Петя Крачков

Александр Мамонтов:  Недостаток спирта еще можно перетерпеть. А как же сало? без него даже летом в горы не ходють ....)

Сало конечно было, причём каждый день на обед. Без сала нас бы МКК не выпустило. На новый год была доп. порция сала, которая ушла в кулеш.
24.03.2018, 21:25:42 |
Игорь БлиновМолодцы!...несмотря ни на что....завидую молодежи, с возрастом что то зимой уже на подвиги не тянет....но к лету просыпаюсь...:)))
03.04.2018, 14:19:47 |
Константин Суханов

Петя Крачков: Без сала нас бы МКК не выпустило.

03.04.2018, 15:27:52 |
Алексей Мисюркеев

Константин Суханов: Удивляюсь, как вас без спирта выпустили. Ведь это нарушение всей туристской нормативки!)))