Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Идея сходить на Баргузинский хребет возникла в глубокой древности. Когда однажды, заслуженная и широко известная (в узких кругах) туристка Ирина Карловна Бородина нам сказала: «Фи… что вы утюжите склоны Поднебесных Зубьев, на Байкал нужно идти, там горы!». Это было примерно в 2012 году, после ее возвращения из очередного летнего путешествия по отрогам Баргузинского хребта. Тогда это никто всерьез не воспринял. Это было как предложение побывать на луне. В интернете на тот момент удалось найти только один отчет по лыжному путешествию в этом районе. Маршрут был нарисован очень крутой, начинался от Улюнхана с траверсом хребта вдоль р. Томпуда и выходом на БАМ в районе горячих источников Дзелинда. Кроме карты с маршрутом в отчете никаких сведений о походе не содержалось. Мне удалось найти автора, (он оказался новосибирцем) и созвониться с ним. Выяснилось, что они его просто не прошли. Поход начинался в середине февраля, температура днем колебалась от -35 до -40°С. В три дня переломали все лыжи и вернулись назад.

На следующий год летом, в компании с женой, под предлогом посетить горячие источники на берегу Байкала, известные как база отдыха «Хакусы», я поехал знакомиться с районом. Мы прошли по берегу Байкала от Хакусов до р. Ширильда, поднялись по ней, сколько хватило сил и времени, чтобы вернуться обратно.

На следующий год я набрал группу любителей байкальских красот и горячих источников и летом продолжил изучать окрестности, прилегающие к Хакусам. Мы прошли до озера Фролиха, через залив (губу) Аяя и перевал. Переправились через озеро на Левую Фролиху, и поднялись по ней до озера Укоинда. На обратном пути по плану было перевалить с Левой Фролихи на р. Бирая и по ней выйти к Байкалу. Но на берегу озера попались ребята с катамаранами, Бирая осталась необследованной.

Но, тем не менее, полученные сведения дали мне возможность спланировать зимний поход в районе Баргузинского хребта. Маршрут начинался от Хакусов по Байкалу до р. Ширильда, по Ширильде вверх, с Правой Ширильды через перевал на Левую Фролиху далее вверх по Л. Фролихе через перевал и озеро Укоинда на р. Томпуда, по ней вверх через перевал на р. Давачанда, выход на оз. Фролиха, с него через перевал на р. Бирая, по ней выход на Байкал и базу Хакусы.

Я перестраховался и составил маршрут, с возможностью схода в любой точке, уж очень суровый район мне тогда казался. Цель – знакомство с Баргузинским хребтом в зимний период. Этот маршрут мы прошли в феврале-марте 2015 года. В результате:

  • получили представление о рельефе;

  • климатических условиях и состоянии снега;

  • прошли два сложных перевала – с р. Ширильда на р. Л. Фролиха и с р. Томпуда на р. Давачанда.

А еще мы были поражены грандиозностью и величием снежных вершин и отрогов Баргузинского хребта. После этого стало понятно, что можно пройти красивый линейный маршрут начиная от БАМа, пересечь Баргузинский хребет, выйти к уже знакомым местам и закончить традиционно на базе отдыха Хакусы. Хакусы в наших походах играют не последнюю роль. Заброска и выброска на базу Хакусы очень удобна в любое время года и вполне демократична по цене. Проживание там тоже можно организовать по вполне приемлемой стоимости. А еще я за свои посещения познакомился с руководством базы отдыха в лице Дмитрия Александровича, директора фирмы. Он из тех людей, которые встречаются только на значительном удалении от больших городов. Человек слова и дела, не предаст, не обманет. С такими людьми всегда приятно иметь дело. Хоть и застенчиво, но я пользовался этим знакомством, получая различные преференции для группы. Ну и самое главное, так приятно после тяжелого похода отогреться в горячих источниках, поесть байкальских рыбных деликатесов (омуля, налима и хариуса в различном исполнении) и пожить в теплом домике без всяких забот.

Сам маршрут у меня уже был готов, оставалось его тщательнее проработать и спланировать прохождение перевалов. По времени поход укладывался в стандартные (для нашей компании) сроки – 2 недели отпуска с добавлением праздничных дней (женских и мужских) вместе с подъездами. Это обстоятельство определило даты начала и конца путешествия. Добраться до начальной точки маршрута станции Кичера можно поездом №76. Но предпочтительнее вариант поезда №92, доехать до Северобайкальска, выгрузиться и договориться с извозчиком о трансфере до Верхней Заимки. Это будет быстрее, так как 76-й стоит в Северобайкальске почти 1,5 часа. Найти в Кичере извозчика непросто. Там этим никто не занимается. К тому же, за 76-м поездом закрепилась дурная слава, что мы испытали в полной мере. В 2015 году мы ехали до Северобайкальска на 92-м, дорога была в удовольствие. Путешествие на поезде по БАМу это отдельная история.

Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
И большая тайга покоряется нам.
Слышишь время гудит БАМ!
На просторах крутых БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых.

Так пел в 70-х годах прошлого века из каждого репродуктора, из каждого приемника и телевизора популярный певец тех времен Муслим Магомаев.

Прошли десятилетия, современное поколение не помнит тех лет, не всем даже знакома аббревиатура БАМ, поэтому стоит напомнить, о чем идет речь.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути, советского проекта 1928-го года. Длина основного пути Тайшет — Советская Гавань составляет 4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани

Идея строительства тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала для транспортного освоения просторов Забайкалья и Приамурья была выдвинута впервые в 80-е годы XIX века. Однако приступить к реализации этого плана в то время не удалось, так как приоритетным направлением был выбран путь с обходом озера Бакал с юга — Транссибирская магистраль. Возвращались к идее «второго Транссиба» и в 20-е, а 30-е годы XX века. Условное название «Байкало-Амурская магистраль» дорога получила в 1926 году. Постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» вышло в 1932 году.

Участок Тайшет – Усть-Кут (на реке Лене) был построен еще в 1951 году и сдан в постоянную эксплуатацию в 1958 году. С введением его в эксплуатацию строительство магистрали было приостановлено до 1967 г. Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная. Дальше вся магистраль однопутная, но с возможностью протянуть второй путь – для этого во время строительства насыпь делалась широкой. В настоящее время дорога электрифицирована до станции Таксимо — поселка золотодобытчиков на берегу реки Муи в Бурятии. Восточнее Таксимо вплоть до крайнего пункта БАМа — порта Советской Гавани, движение осуществляется на тепловозной тяге.

Широкую известность стройка века получила в 1974 году, когда БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На БАМ отправили молодых комсомольцев – делегатов 17-го съезда ВЛКСМ (апрель 1974 года), со всей страны на стройку призывали молодежь.

Основная часть дороги строилась более 12 лет, с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года. В постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса 3000-километровый участок магистрали был сдан в 1 ноября 1989 года. Отдельные участки магистрали достраивались и позже. Так, самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года.

Город Северобайкальск, через который лежал наш путь, был основан в 1974 году. С 1980 г. получил статус города. В настоящий момент, это самый крупный населенный пункт на берегах Байкала. Численность населения Северобайкальска на 2016 год — 23 944 человек. Наибольшее число жителей в городе было в начале 1980-х годов и составляло 35 тыс. После завершения строительства БАМа численность населения неуклонно снижалась. В настоящее время экономика города держится на железной дороге. Помимо этого, имеется рыбзавод, ведется заготовка и переработка древесины. Ближайший региональный аэропорт расположен в 25 км к северо-востоку от города в посёлке Нижнеангарске.

Железнодорожная часть нашего пути закончилась на станции Кичера, в бамовском поселке с численностью населения чуть больше тысячи человек, возникшем на 404 км магистрали в 1978 году. Поселок также целиком связан с железной дорогой. Градообразующее предприятие Кичеры — путевая машинная станция.

В 11 километрах к югу от Кичеры на берегу реки Верхней Ангары расположено село Верхняя Заимка с численностью населения 599 человек (2016 г.). Колхоз «Коммунизм» на базе рыболовецкой артели был организован еще в 1932 году. От Кичеры до Верхней Заимки нас подвез на микроавтобусе один добрый местный житель. К сожалению, ни имени, ни телефона мы почему-то у него не взяли.

От Верхней Заимки, собственно, и начался лыжный этап похода.

Далее (3. Краткая характеристика района)


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную