|
| Идея сходить на Баргузинский хребет возникла в глубокой древности. Когда однажды, заслуженная и широко известная (в узких кругах) туристка Ирина Карловна Бородина нам сказала: «Фи… что вы утюжите склоны Поднебесных Зубьев, на Байкал нужно идти, там горы!». Это было примерно в 2012 году, после ее возвращения из очередного летнего путешествия по отрогам Баргузинского хребта. Тогда это никто всерьез не воспринял. Это было как предложение побывать на луне. В интернете на тот момент удалось найти только один отчет по лыжному путешествию в этом районе. Маршрут был нарисован очень крутой, начинался от Улюнхана с траверсом хребта вдоль р. Томпуда и выходом на БАМ в районе горячих источников Дзелинда. Кроме карты с маршрутом в отчете никаких сведений о походе не содержалось. Мне удалось найти автора, (он оказался новосибирцем) и созвониться с ним. Выяснилось, что они его просто не прошли. Поход начинался в середине февраля, температура днем колебалась от -35 до -40°С. В три дня переломали все лыжи и вернулись назад. На следующий год летом, в компании с женой, под предлогом посетить горячие источники на берегу Байкала, известные как база отдыха «Хакусы», я поехал знакомиться с районом. Мы прошли по берегу Байкала от Хакусов до р. Ширильда, поднялись по ней, сколько хватило сил и времени, чтобы вернуться обратно. На следующий год я набрал группу любителей байкальских красот и горячих источников и летом продолжил изучать окрестности, прилегающие к Хакусам. Мы прошли до озера Фролиха, через залив (губу) Аяя и перевал. Переправились через озеро на Левую Фролиху, и поднялись по ней до озера Укоинда. На обратном пути по плану было перевалить с Левой Фролихи на р. Бирая и по ней выйти к Байкалу. Но на берегу озера попались ребята с катамаранами, Бирая осталась необследованной. Но, тем не менее, полученные сведения дали мне возможность спланировать зимний поход в районе Баргузинского хребта. Маршрут начинался от Хакусов по Байкалу до р. Ширильда, по Ширильде вверх, с Правой Ширильды через перевал на Левую Фролиху далее вверх по Л. Фролихе через перевал и озеро Укоинда на р. Томпуда, по ней вверх через перевал на р. Давачанда, выход на оз. Фролиха, с него через перевал на р. Бирая, по ней выход на Байкал и базу Хакусы. Я перестраховался и составил маршрут, с возможностью схода в любой точке, уж очень суровый район мне тогда казался. Цель – знакомство с Баргузинским хребтом в зимний период. Этот маршрут мы прошли в феврале-марте 2015 года. В результате:
А еще мы были поражены грандиозностью и величием снежных вершин и отрогов Баргузинского хребта. После этого стало понятно, что можно пройти красивый линейный маршрут начиная от БАМа, пересечь Баргузинский хребет, выйти к уже знакомым местам и закончить традиционно на базе отдыха Хакусы. Хакусы в наших походах играют не последнюю роль. Заброска и выброска на базу Хакусы очень удобна в любое время года и вполне демократична по цене. Проживание там тоже можно организовать по вполне приемлемой стоимости. А еще я за свои посещения познакомился с руководством базы отдыха в лице Дмитрия Александровича, директора фирмы. Он из тех людей, которые встречаются только на значительном удалении от больших городов. Человек слова и дела, не предаст, не обманет. С такими людьми всегда приятно иметь дело. Хоть и застенчиво, но я пользовался этим знакомством, получая различные преференции для группы. Ну и самое главное, так приятно после тяжелого похода отогреться в горячих источниках, поесть байкальских рыбных деликатесов (омуля, налима и хариуса в различном исполнении) и пожить в теплом домике без всяких забот. Сам маршрут у меня уже был готов, оставалось его тщательнее проработать и спланировать прохождение перевалов. По времени поход укладывался в стандартные (для нашей компании) сроки – 2 недели отпуска с добавлением праздничных дней (женских и мужских) вместе с подъездами. Это обстоятельство определило даты начала и конца путешествия. Добраться до начальной точки маршрута станции Кичера можно поездом №76. Но предпочтительнее вариант поезда №92, доехать до Северобайкальска, выгрузиться и договориться с извозчиком о трансфере до Верхней Заимки. Это будет быстрее, так как 76-й стоит в Северобайкальске почти 1,5 часа. Найти в Кичере извозчика непросто. Там этим никто не занимается. К тому же, за 76-м поездом закрепилась дурная слава, что мы испытали в полной мере. В 2015 году мы ехали до Северобайкальска на 92-м, дорога была в удовольствие. Путешествие на поезде по БАМу это отдельная история.
Слышишь время гудит БАМ! На просторах крутых БАМ! И большая тайга покоряется нам. Слышишь время гудит БАМ! На просторах крутых БАМ! Этот колокол наших сердец молодых.
Так пел в 70-х годах прошлого века из каждого репродуктора, из каждого приемника и телевизора популярный певец тех времен Муслим Магомаев. Прошли десятилетия, современное поколение не помнит тех лет, не всем даже знакома аббревиатура БАМ, поэтому стоит напомнить, о чем идет речь. БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути, советского проекта 1928-го года. Длина основного пути Тайшет — Советская Гавань составляет 4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани Идея строительства тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала для транспортного освоения просторов Забайкалья и Приамурья была выдвинута впервые в 80-е годы XIX века. Однако приступить к реализации этого плана в то время не удалось, так как приоритетным направлением был выбран путь с обходом озера Бакал с юга — Транссибирская магистраль. Возвращались к идее «второго Транссиба» и в 20-е, а 30-е годы XX века. Условное название «Байкало-Амурская магистраль» дорога получила в 1926 году. Постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» вышло в 1932 году. Участок Тайшет – Усть-Кут (на реке Лене) был построен еще в 1951 году и сдан в постоянную эксплуатацию в 1958 году. С введением его в эксплуатацию строительство магистрали было приостановлено до 1967 г. Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная. Дальше вся магистраль однопутная, но с возможностью протянуть второй путь – для этого во время строительства насыпь делалась широкой. В настоящее время дорога электрифицирована до станции Таксимо — поселка золотодобытчиков на берегу реки Муи в Бурятии. Восточнее Таксимо вплоть до крайнего пункта БАМа — порта Советской Гавани, движение осуществляется на тепловозной тяге. Широкую известность стройка века получила в 1974 году, когда БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На БАМ отправили молодых комсомольцев – делегатов 17-го съезда ВЛКСМ (апрель 1974 года), со всей страны на стройку призывали молодежь. Основная часть дороги строилась более 12 лет, с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года. В постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса 3000-километровый участок магистрали был сдан в 1 ноября 1989 года. Отдельные участки магистрали достраивались и позже. Так, самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года. Город Северобайкальск, через который лежал наш путь, был основан в 1974 году. С 1980 г. получил статус города. В настоящий момент, это самый крупный населенный пункт на берегах Байкала. Численность населения Северобайкальска на 2016 год — 23 944 человек. Наибольшее число жителей в городе было в начале 1980-х годов и составляло 35 тыс. После завершения строительства БАМа численность населения неуклонно снижалась. В настоящее время экономика города держится на железной дороге. Помимо этого, имеется рыбзавод, ведется заготовка и переработка древесины. Ближайший региональный аэропорт расположен в 25 км к северо-востоку от города в посёлке Нижнеангарске. Железнодорожная часть нашего пути закончилась на станции Кичера, в бамовском поселке с численностью населения чуть больше тысячи человек, возникшем на 404 км магистрали в 1978 году. Поселок также целиком связан с железной дорогой. Градообразующее предприятие Кичеры — путевая машинная станция. В 11 километрах к югу от Кичеры на берегу реки Верхней Ангары расположено село Верхняя Заимка с численностью населения 599 человек (2016 г.). Колхоз «Коммунизм» на базе рыболовецкой артели был организован еще в 1932 году. От Кичеры до Верхней Заимки нас подвез на микроавтобусе один добрый местный житель. К сожалению, ни имени, ни телефона мы почему-то у него не взяли. От Верхней Заимки, собственно, и начался лыжный этап похода. Далее (3. Краткая характеристика района)
| |||||||||||||||||||||||||||||