Вячеслав Алексеевич Петухин — коренной иркутянин. Родился 14 октября 1966 года в интеллигентной семье Алексея Николаевича Петухина и Энетты Александровны Петухиной (в девичестве Суходольской). Алексей Николаевич окончил физический факультет Иркутского государственного университета, Энетта Александровна — математический факультет этого же вуза. После окончания университета они продолжительное время работали в вычислительном центре ИГУ (ныне Центр новых информационных технологий ИГУ). В их семье родились двое детей — дочь Галина и сын Вячеслав.

Приверженность к точным наукам была передана Вячеславу по наследству. Ещё в школьные годы он был серьёзно увлечён игрой в шахматы: турниры, призовые места, разряд. Позднее, уже будучи студентом, Вячеслав выезжал с командами школьников на турниры и соревнования по шахматам.

Слава молодой

Слава и шахматы

В 1983 году, после окончания иркутской средней школы №21, Вячеслав поступил на математический факультет Иркутского государственного университета, навсегда связав свою судьбу с научной, а затем и с преподавательской деятельностью. В 1988 году он с красным дипломом окончил ИГУ и остался работать ассистентом на кафедре алгебры, логики и кибернетики математического факультета. В 1991 году поступил на заочное обучение в аспирантуру на базе этой же кафедры. Под руководством А. В. Манциводы Вячеслав в течение трёх лет занимался активными исследованиями в области математической логики и логического программирования. В мае 1993 года Вячеслав окончил аспирантуру успешной защитой кандидатской диссертации на тему «Анализ логических программ и компиляции языка ФЛЭНГ», и ему была присвоена степень кандидата физико-математических наук.

После защиты диссертации Вячеслав практически полностью был вовлечён в процесс преподавания. Обучал студентов таким дисциплинам как линейная алгебра, дискретная математика, математическая логика, информатика и программирование, основы Web-программирования, вычислительные системы и компьютерные сети, компьютерная графика, логическое программирование, информационные технологии в экономике, структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных, компьютерное моделирование, декларативное программирование.

Более 25 лет Вячеслав работал доцентом кафедры ИГУ (позднее — Институт математики и экономики ИГУ), активно участвовал в различных мероприятиях со школьниками и студентами, помогал в организации научных школ, олимпиад, фестивалей, конференций, подготавливал специалистов.

Являясь заместителем директора по учебной работе (1991-1996 гг.), он был активным организатором летней и заочной физико-математических школ при ИГУ.

Физматшкола

Вячеслав участвовал в организации и проведении олимпиад по математике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) среди школьников Иркутской области. В 2001 году был руководителем команды школьников Иркутской области на Всероссийской олимпиаде по информатике и ИКТ.

С 2003 по 2015 годы он участвовал в подготовке команды ИГУ к студенческим олимпиадам и чемпионатам по программированию. В период с 2002 по 2012 годы команда ИГУ, в которой Вячеслав выступал в роли тренера, награждалась дипломами второй степени на полуфиналах российского и мирового чемпионатов ACM по программированию.

Благодарственное письмо за подготовку победителя

Благодарственное письмо за подготовку призёров

С 1998 по 2010 годы, параллельно с преподавательской деятельностью в ИГУ, Вячеслав работал в должности доцента кафедры информатизации образования Иркутского института повышения квалификации работников образования, разрабатывал свои программы и проводил курсы повышения квалификации по информатике для учителей Иркутской области.

На протяжении нескольких лет Вячеслав с коллегами создавал и выстраивал воедино «Справочно-информационную систему «Флора», собранную В. Чепиногой и оформленную впоследствии свидетельством государственной регистрации (Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ «Справочно-информационная система «Флора» №2011610717 от 11.01.2011. Авторы Абдрахимов И. С., Хенкина А. А., Петухин В. А.).

Вячеслав был исполнителем научных проектов. Некоторые из них поддерживались Российским Фондом Фундаментальных Исследований. (Манцивода А. В., Абдрахимов И. С., Киселев К. В., Петухин В. А., Францев И. А. «Немонотонная информация и логическое программирование в ограничениях» / отчёт о НИР №97-01-00455 (Российский фонд фундаментальных исследований); Чепинога В. В., Петухин В. А., Стальмакова Д. П. «Результаты сеточного картирования сводки «Флора Байкальской Сибири» (1979) в цифровом формате: итоги и перспективы использования» // журнал «Растительный мир Азиатской России» — 2017. №3 (27). С. 70-78).

В начале 1990-х годов на математическом факультете ИГУ сформировалась группа молодых преподавателей, увлекающихся горовосхождениями. В ноябре 1992 года Вячеслав вместе с Алексеем Вайманом и Константином Киселёвым совершил своё первое категорийное восхождение в районе Тункинских Гольцов Восточного Саяна (г. Трёхглавая, маршрут «Траверс Южной и Центральной башен», категория сложности 1Б).

Это увлечение переросло в серьёзные занятия альпинизмом. На счету у Вячеслава было более сорока альпинистских восхождений.

Возможно, первый поход в горы

На перевале

Альпинисты

Затем природа Прибайкалья настолько сильно затянула Вячеслава, что его глубочайшим пристрастием стали самостоятельные натуралистические исследования различного профиля. Параллельно, с середины 1990-х, он начал всерьёз заниматься фотографией и достиг на этом поприще достойных результатов. В 2002 году Вячеслав стал победителем фотоконкурса сайта для туристов «Скиталец», в 2002-2003 годах сотрудничал с журналом «Тайга».

Диплом от «Скитальца»

Обложка «Тайги»

Его фотографии растений использовались при создании «Атласа растений Западного побережья озера Байкал» (2013), Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (2013), книг «Редкие виды растений и животных города Иркутска и его окрестностей» (2011) и «Деревья и кустарники Байкала» (определитель) (2002).

За работой

За работой в горах

Увлечение фотографией способствовало активному сбору первичного натурного материала о Прибайкалье и прилегающих к нему территориях. Кроме особенностей рельефа, Вячеслав изучал животных, растения родного края, различные природные явления и процессы. Весь этот материал поначалу накапливался на сайте «Тункинские Гольцы».

Но со временем возникла необходимость оформления информационной базы в виде мощного информационного интернет-ресурса. Так появился сайт «Природа Байкала». Работа над сайтом крепко переплелась с активной походной жизнью. У Вячеслава за плечами десятки интереснейших туристских маршрутов по нехоженым местам — он внёс неоценимый вклад в дело закрытия белых пятен на картах Прибайкалья.

Места Славы в Тункинских Гольцах

Благодаря всепоглощающему увлечению, в 1995 году, на Белом Иркуте, он встретил Наталью — свою любимую женщину, будущую жену. В 1998 году в их семье родился сын Михаил, в 2006 году — дочь Мария. Вячеслав стал счастливым отцом троих детей, удочерив также первую дочь Натальи — Екатерину.

Слава и Наташа

Слава и Миша

Слава и Маша

В последующие 20 лет Вячеслав был неразрывно связан с природой Прибайкалья, любимой семьёй и работой. Этой триаде он посвятил всю жизнь — оберегал, окружал любовью, вниманием и трепетным отношением.

В июле 2017 года семью Петухиных настигла страшная беда: у Вячеслава обнаружили тяжёлую болезнь. А 23 ноября 2017 года он скоропостижно скончался.

Одно из последних фото

Близким, друзьям, коллегам, ученикам, посетителям сайта «Природа Байкала» и просто знакомым Вячеслав запомнится как отзывчивый, скромный, глубокий человек, который любил людей, родной край, природу и был беззаветно предан своему делу.

Геннадий ХитрихеевБольшое человеческое спасибо всем, кто сделал эту страницу памяти! Молодцы. Светлой ему памяти. Славу, конечно, не забудешь никогда...
23.05.2018, 14:19:57 |
Юрий МельниковОдно из последних фото. "Постою на краю..." Спасибо редакции и Наташе за память.
23.05.2018, 14:26:46 |
hasti-toshimoА может здесь вспомним о Славе различные истории?
Эта история из последних, я рассказывала её на поминках, просто она очень характеризует Славину любознательность, скрупулёзность, любовь к истине.
В теплице на даче в июне развелись какие-то гигантские мухи-не мухи, комары-не комары — кто-то!
У Наташи со Славой дача неподалёку и они часто заходили к нам по дороге. И вот Слава только за порог участка, а я вся в ужасе жалуюсь, что не знаю, мол, Слава, что это за "крокодилы" покушаются на мои молодые посадки. Помоги!!! Давай определим, чтоб понять, чего они едят и как их оттуда изгонять!!! Слава посмотрел, предположил, через некоторое время ушёл на свой участок. На следующий день уже к вечеру Слава приехал, докричался до меня! И главное — он привёз свою зеркалку. Сказал:"Пойдём фотографировать "крокодилов"". А к вечеру эти "звери" куда-то исчезли, остался совсем один и тот на самом потолке теплицы. Да ещё против света... Да ещё так высоко. Я предложила уже забыть про них и извинилась за мои проблемы, мне было как-то неловко, но поняла, что Слава полезет на самый верх и будет её ловить по всей теплице (8 м длиной). Я предложила Славе доску, чтоб положить на боковушки грядок и чуть возвыситься, но нет!!! Слава нашёл какой-то огромный тяжеленный пень, причём этот пень влез между грядок, и свисая над посадками, чтоб ничего не помять, но найти нужный ракурс, начал преследовать эту "крокодилью" личность. Жаль, что я не сфотографировала тогда висящего на одной ноге на пне Славу. Было уже достаточно сумеречно. И несмотря на то, что Славе было тогда уже не очень легко, болезнь давала о себе знать, он ходил с этим пнём, с тяжёлым фотоаппаратом и ловил ракурс мухи.
Определил. Я уже не помню кто, но он и сам мне сказал потом, что она безвредная и скоро покинет теплицу сама. Так и случилось.
Слава был упрям в поисках истины. И всегда приходил на помощь, если кто-то нуждался, даже в ущерб себе.
23.05.2018, 17:47:38 |
Андрей Зарубин

hasti-toshimo: А может здесь вспомним о Славе различные истории?

Точно, Слава любил точность. Расскажу тоже немного. Слава нашел меня первый, нашел в интернете мои походные дневники и предложил разместить их на Природе Байкала. Тогда я ещё не подозревал о существовании сайта Природа Байкала. По ходу подготовки материалов, Слава неоднократно уточнял у меня детали, события, местоположения, чем сразу расположил меня к себе — тоже люблю точность и нравится когда всё разложено "по полочкам".

Очень жаль, что Славы с нами больше нет...
23.05.2018, 20:46:48 |
Егор ПолтавченкоКто-то из мудрецов сказал, что важно не сколько человек прожил, а как, и это про Славу. Достаточно взглянуть на карту, где он не просто побывал, а сделал описания и отличные фотографии. Слава, мне всегда помогал с отчётами и старался вникнуть в любую, на мой взгляд, мелочь. Пересеклись всего один раз, в походе. Мы шли на гору Орцек, а Сергей и Слава бежали на лыжах на Двухэтажку. Они нас обогнали и остановились перекусить на Горелой поляне. По фото, я понял, что это и есть Слава, скромный и простой человек. Случилось поговорить всего минут пять и затем, ребята рванули вверх. А в 2009 г, когда мы ходили на пик Ханчар, то к концу похода вышли по реке Урда-Шан к озеру Хара- Нур, где встретили Евгения с товарищем, а Слава ещё не пришёл с радиалки, и мы тогда разминулись. Вот такая история.
23.05.2018, 21:56:45 |
Єсєния(как доп. материал)

Открылся сайт "Природа Байкала"
2.12.2003 23:19 | В.А.Петухин
01.06.2018, 22:40:21 |
Юрий Мельников

Єсєния:  Открылся сайт "Природа Байкала"2.12.2003 23:19 | В.А.Петухин

Спасибо,Есения. Сайт в декабре 2003г. уже функционировал, а я лишь только в середине 2005 впервые познакомился с Интернетом,а с ПБ вообще в 2013г. Как много не узнал вовремя! И теперь уж безвозвратно и некоторая личная информация поэтому потеряна...
02.06.2018, 01:38:51 |
Марина Васильева (Красноштанова)Интересно, а что с горой Славы, ребята, кто знает? Вроде было обсуждение, и молчок. Или я чего-то пропустила...
О Славе я знаю в основном по его переписке и рассказах общих знакомых. Из личных писем могу подтвердить то, что Слава НИКОГДА не оставлял письмо без ответа! Никогда. Даже на самые, казалось, незначительные вопросы, на которые можно было ответить и не сразу, а "как-нибудь потом, когда будет время", всегда Слава отвечал сразу, как только получал письмо. Или на письма, которые вовсе могут быть неприятны, и отвечать на них порой не хочется (все мы люди, иногда делаем друг другу больно), он тоже всегда отвечал. Как он всё успевал? Эта его пунктуальность всегда восхищала, и я пыталась долгое время брать с него пример в этом. Иногда, например, посреди ночи соскакивала, вспомнив вдруг, что обещала отправить что-то ему на сайт (хотя он и не торопил...), как будто это не терпело отлагательств...
Сейчас смешно вспомнить, но это было какое-то будто бы негласное обязательство человеку, который точен и пунктуален по отношению к людям, и значит, надо было ОБЯЗАТЕЛЬНО отвечать ему той же монетой...
Был у меня в Иркутске один слишком разговорчивый "коллега", который хорошо знал Славу и Наташу. Он Славу называл "занудой" (по-доброму). Видимо, как раз за то, что Слава всегда докапывался до самой сути в спорах с ним, не оставляя шансов бесполезной болтовне. (Наташа хорошо знает этого разговорчивого :-)

...А сын как похож на Славу... Красивые люди.
04.06.2018, 03:38:19 |
Светлана Богородская

Марина Васильева (Красноштанова): Интересно, а что с горой Славы

Большое пожелание — пусть будет гора и Вячеслава Петухина — обязательно! Гора Славы — еще нужно знать историю и не забыть ее через много поколений, а Вячеслав Петухин — сразу понятно, в честь кого названа гора и имя будет увековечено.
04.06.2018, 14:08:19 |
Юрий КузнецовАвторам статьи восхищение и глубочайшая признательность!
Яркая как вспышка звезды жизнь. Это природный дар, которым природа награждает избранных.

08.06.2018, 07:26:10 |
Елена

Светлана Богородская:  Большое пожелание - пусть будет гора и Вячеслава Петухина - обязательно! Гора Славы - еще нужно знать историю и не забыть ее через много поколений, а Вячеслав Петухин - сразу понятно, в честь кого названа гора и имя будет увековечено.

Юрий Кузнецов:  Авторам статьи восхищение и глубочайшая признательность! Яркая, как вспышка звезды, жизнь. Это природный дар, которым природа награждает избранных.

Присоединяюсь к сказанному. Каждый человек чем — то ценен, но бывают самородки, редкие экземпляры. Слава из таких.
08.06.2018, 12:54:46 |
Сергей ДзюбаМеня очень изумляло, что Слава, исходивший в Саянах всё вдоль и поперёк, вглубь и ввысь, не отказывался ходить с такими чайниками, как мы. Пока мы затаскивались в перевал по сыпухе, он успевал подтянуть то одного, то другого. На спуске, когда надоело ему плыть по камням, он скатился справа по снежному выносу, как на лыжах. Мы следом, накувыркались, наржались. "На перевал (это Политехник был), — говорит, — я вот так вот не заходил, всё верхами" — и показывает на отвесные скалы. Жуть.
29.06.2018, 20:48:23 |
Ольга Владимировна ВаракинаПрисоединяюсь к сказанным теплым словам об этом человеке. Человек дела, глубоко уважающий всех авторов и посетителей сайта. Светлая ему память.
27.08.2018, 05:02:51 |
Эраст БутаковСпасибо, ребята, за материал!
Вечная память Славе!
27.08.2018, 22:56:21 |
Сергей ПаршуткинЗдравствуйте!
Спасибо Славе и его детищу — сайту.
Благодаря этому сайту дочь погибшей девочки на Кинзелюке нашла меня.
Спешу вам всем сообщить, что я установил мемориальную доску на Кинзелюке в память о гибели Галины Амосовны Горбачевой в 1963 году.
Всем спасибо и поклон.

Сергей Паршуткин
28.09.2018, 13:08:08 |
Игорь БорисенкоЗавтра будет год как не стало Вечеслава а я только сегодня узнал , просто зашел на сайт , давно не был а здесь , вечная память Славе !!! Сожаление от меня родным и друзьям.
22.11.2018, 23:33:56 |
Сергей МАЛЫХЕди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, моли́ спасти́ся
души́ его́.
Единая чистая и непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о
спасении души раба Твоего.
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (Вечеслава ), и
сотвори́ ему́ ве́чную па́мять.
Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему (Вечеслава ), и сотвори
ему. Вечную память.
Вечную память. Вечную память.
22.04.2020, 06:36:00 |
theoЭто сайт как наследие от Слава, к сожалению тоже имеет серьёзные " заболевания " ,так что многие постоянные участники держится на расстоянии. Это вирус опасно чем Covid-19, не очень удивлюсь если в прекрасный день это сайт тоже умер. Сомнительно также что такая развитие на вкус талантливого организатора.
13.08.2022, 22:34:33 |
Виктор Любезнов

theo: Это сайт как наследие от Слава, к сожалению тоже имеет серьёзные " заболевания " ,так что многие постоянные участники держится на расстоянии. Это вирус опасно чем Covid-19, не очень удивлюсь если в прекрасный день это сайт тоже умер. Сомнительно также что такая развитие на вкус талантливого организатора.