Замечательный получился поход. С самого начала была одна конкретная главная цель — перевал под Зун-Бортоем, а также парочка дополнительных. То есть был план 100 и 120%.

К этому перевалу под пиком Зун-Бортой (на старых топокартах он обозначен как Зум-Бортой) Женя Рензин присматривался не один год, а скорей всего и не только Женя. Интерес к нему явно был у Славы Петухина. Перевал находится в основном гребне и соединяет долины левого истока Правого Шумака и Хэра, то есть представляет весьма серьезный интерес со всех точек зрения.

Здесь и далее синим выделены вставки от Евгения Рензина

У меня идея созрела чуть ли не в 2013 году. Мы тогда сделали первопроход пер. Карамба (1Б), и мне стало интересно, что ещё можно пройти через основной хребет Тункинских гольцов между Аршанским и Шумакским.Оказалось, что практически всё уже пройдено. Каким-то чудом остались не соединёнными только Хэр и Правый Шумак. Да и то там есть Зунбортойский (2А). Но Зунбортойский на левом истоке Хэра, а “белое пятно” на правом. Да и со стороны Правого Шумака истоки разные.

Что касается интереса Славы Петухина, то, насколько я понимаю, он был скорее к пику Зун-Бортой. Впрочем, может быть, и к перевалу тоже. Теперь уж, увы, не узнаем.

В любом случае, этот его интерес мне очень помог. Фото будущего перевала с севера — Славино фото. Фотками с юга, уже перед самым походом, снабдил Юра Галачьянц.

...

Лично у меня было огромное желание подняться и на Зун-Бортой... если, конечно, получится. Также было любопытно зайти на пик Илья Муромец. На фото это очень эффектная вершина.

Как видим, достойных целей достаточно. Теперь немного подробнее о запланированном маршруте. Исходя из задач, нам нужно было пройти через пер. Летучая Мышь с Левого на Правый Шумак и выйти через Красавина обратно на Шумакскую тропу. Идти через Шумакский мне не хотелось, и Женя быстро придумал вариант через Трех Богатырей и Трех ДолинЛисий Хвост. Первые два относительно редко посещаемые, а потому нам интересные. Лисий Хвост и Летучую Мышь Женя также не ходил.

После Летучей Мыши мы должны были сделать первопроход под Зун-Бортоем и выйти через верховья Хэра на пер. Илтыкшинский, затем Красавина — и “домой”. Такой был план, а в итоге и факт.

Карта с треком

Достойному плану — соответствующую команду. Какое-то время собирались вчетвером, но в итоге Юра не смог пойти с нами, о чем, наверно, сильно жалеет :)

21 июля не очень ранним утром выдвинулись из Иркутска втроем: Женя, Таня и я. Мне все время вспоминался наш поход 2013 года на Карамбу тем же составом, с лица не сходила довольная улыбка от приятных мыслей.

21 июля 2018. Старт и подходы

Доехали до Сухого Русла, оставили машину и ровно в 15:00 вышли. Слегка сыро, неожиданно много воды в Сухом русле, в Эхе-Гере то есть. Кое-как перепрыгали по камушкам. Народу на тропе — толпы. Идем не спеша, но очень многих обгоняем, даже тех, кого довезли до сараев на машине. Рюкзаки у нас довольно тяжелые, снаряга и очень приличная раскладка от Юры и Танюхи. Чуть меньше трех часов ходу — и мы на озерах. Отдыхаем полчаса, перекус.

Дальше набор высоты, постепенно втягиваемся, то есть выматываемся, первый день... Конечно, хочется пройти как можно больше, но и без фанатизма. Встаем на ночевку, не доходя с полчаса до ГЗЛ, около 8 вечера.

Начало. На стоянке у Сухого Русла
Первая ночевка, единственная в лесу

22 июля 2018. Перевал Трех Богатырей

Подъем не очень ранний, начинается слабый дождь, поэтому наш выход несколько задерживается. Хотя наши соседи, и те, кто ночевал ниже, выходят на тропу, начиная с 7:30 где-то. Мы выдвигаемся уже после 10. Идем нормально, выспались, отдохнули, довольно скоро выходим к броду через Эхе-Гер. Изначально вроде планировали бродить его повыше, там, где русло широкое. Но почему-то Женя решил пойти вслед за всеми, хотя была информация от встречных, что воды довольно много. Практически все разувались и бродили...

Первым успешно перепрыгнул Женя, затем пошел я, один камень был под водой, правая нога немного соскользнула, я до последнего пытался удержаться, и это было ошибкой. Нужно было спокойно вставать на дно двумя ногами. В итоге тяжелый куль перетянул, и я всем телом плюхнулся в воду с головой. Тут же подбежали какой-то турист и Женя, помогли встать на ноги. Вылез на сушу, выпотрошил рюкзак — все сухое, так как упаковано в полиэтилен. Палатка только намокла. Минут 20 сушусь, выжимаю все, что можно. Несмотря на солнце, прилично подмерзаю. Выхожу первым и целенаправленно несусь бегом — греюсь, значит.

Сергей Викторович газанул так, словно за ним черти гонятся! Мы с Танюхой даже не пытались за ним поспеть. Немножко не туда газанул, но ему и семь вёрст — не крюк.

Догрелся до взлета на морену, и там у меня появилась возможность еще подсохнуть и погреться. Женя и Танюха между тем уходят правее по конской тропе (она более пологая). Вскоре возвращаюсь к ним, еще немного набираем высоту, и вдруг Женя говорит: вот он — перевал! Как-то неожиданно для меня, так как я предварительно смотрел на гугль-снимках, и понял так, что седловина перевала Трех Богатырей расположена совсем близко к Шумакскому, примерно на одинаковом расстоянии от разделяющей вершинки между этими двумя перевалами.

Я тоже посмотрел накануне снимок. Мне показалось, что там на довольно приличном протяжении можно переваливать гребень чуть не в любом месте. Идти аж до Шумакского не было никакого смысла. Да к тому же Алексей Мисюркеев на тот момент ещё не сделал никаких описаний своих “Богатырей”. Где реально его перевал — было не очень понятно. Я, кажется, накануне об этом говорил, но, может, недостаточно внятно. В итоге для меня было тоже некоторым сюрпризом, что Сергей ушел вначале к левому п/х взлёту на морену.

Перекусываем и начинаем подъем. Он весьма удобный, хоть и продолжительный. В итоге у меня ушел примерно час на весь взлет.

Путь подъема на Три Богатыря (южн) от Эхе-Гера
Верхняя часть подъема на перевал Три Богатыря
Вид на Илтыкшин с Трех Богатырей (южн)
Вид на пер. Три Богатыря(южн) со стороны Илтыкшина

На седловине Трех Богатырей мы все собираемся в 17:00, съедаем по мандаринке, ищем тур — его нет, строим свой и спускаемся также вполне комфортно. На спуске рассматриваем склон слева от нас. Там мелкоосыпной рыжий кулуар от седловины, которая скорей всего и отмечена на схеме “ПБ”. Назовем её: вариант А.Мисюркеева.

Примерно в 18:30 выходим на зеленку в верховьях Илтыкшина, начинаются подболоченные луга, а ровно в 19:00 на нас справа напал Илья Муромец. Шикарная вершина! На мой взгляд — одна из самых красивых в Тунках. Мощная гора очень эффектно выглядит на фоне огромного зеленого пространства.

Спускаемся к озерам — истокам Илтыкшина
Неожиданно появился Илья Муромец
Долина Илтыкшина в вечернем свете
Героиня на фоне Богатыря

Проходим мокрую плоскотину и начинаем подъем по правому борту левого истока Илтыкшина, обходя верхом его широченную сочно-зеленую долину. Примерно в 8 вечера встаем на ночевку в весьма удобном месте: ровная зеленая площадка; рядом ручей; пригорок защищает от ветра... Вот только от комаров ничего не защищает. Их тут полчища — голодные и злые.

Но мы полны оптимизма, настроение отличное, несмотря на то, что мой план не выполнили. Я рассчитывал пройти сегодня два перевала, но поздний выход, мое купание, да и все же второй день — он всегда самый тяжелый.

23 июля. Перевалы Трех Долин и Лисий Хвост

Утро — яркое, на небе ни облачка, все залито светом, и И.Муромец позирует мне, освещение идеальное. Подъем сегодня ранний, по моему виртуальному плану — три легких перевала. Нужно нагонять отставание. План строился исходя из прогноза. До вторника включительно он был благоприятный, а вот дальше обещали сильные дожди, фронт. Нам же нужен был хороший день для первопрохода. В начале десятого выходим, а в 10:30 подходим под взлет на перевал Илтыкшинский. Взлет непродолжительный, в 11:00 мы с Женей уже на широкой седловине.

Вышли и почти сразу увидели и Илтыкшинский, и Трех Долин
Перевалы крупным планом
По лугам полого вверх
Взлет на Илтыкшинский
Последние метры к Илтыкшинскому

Однако для нас это еще не перевал, нам на Трех Долин, вверх по широкому гребню, по сути на вершину, с которой можно попасть на три реки. Дожидаемся Танюху, немного отдыхаем и продолжаем подъем. В 12:00 мы на перевале Трех Долин. Разбираем тур и находим записку группы Дарьи Ганжуровой от 12 июня сего года.

Долина Илтыкшина с перевала
Седловина Илтыкшинского
Но нам еще подниматься на Трех Долин
Верховья Хэра с Илтыкшинского
Записка группы Д.Ганжуровой

Вид отсюда замечательный, много чего можно разглядеть, перевал высокий, по GPS 2850 м. Любуемся следующим нашим перевалом — Лисьим Хвостом, и наблюдаем пик Славы Петухина, с уникальной белоснежной осыпью.

Панорама верховий Левого Шумака с Трех Долин
Лисий Хвост с Трех Долин

Полюбовались и будет, пора спускаться, прошли только один из трех... Тут возникла дилемма. Можно пройти напрямую по весьма и весьма крутому кулуару с живыми камнями, а можно все обойти по зеленке слева, но петля выйдет очень приличная. Выбираем — напрямую! Я первым проезжаю всю верхнюю часть кулуара, Женя и Танюха идут вместе.

Спуск нашим вариантом
Крутой участок по очень подвижной сыпухе
Вот по такому всю дорогу, ноги потренировали

Дальше выходим на среднюю сыпуху. Какая-то она зубодробительная. Идём долго и напряжно для организма. Потом назвали для себя этот участок — "перевал Факультативный", конечно, не от слова "факультет" :))

Наконец спустились, выбрались на траву. Длинный перекус, отдых. Вроде Лисий Хвост уже близко, и до него все полого, сейчас мы за полчасика взлетим...

Контрасты Лисьего Хвоста
А вот и подходы к Летучей Мыши, с прилагающимися красотами
Боковых кулуаров в сторону Летучей Мыши — не счесть
Спуск с Лисьего Хвоста по определяющей стороне
Стоянка после спуска с Лисьего Хвоста

Взлетели на перевал в итоге около 16:00. Не бежится пока что. Полюбовались красотой приближающейся грозы, сверкает и гремит, на небе — Армагеддон. Спуск оказался весьма простым для 1Б. В прошлый раз, в 2012 году, в кулуаре был лед, и пришлось его облазить по каким-то бараньим лбам. Сейчас все прошли спокойно ногами. В 17:00 мы уже в цирке. Еще немного, думал я, и начнется подъем под Летучую Мышь, время позволяет... Однако остальные участники, похоже, придерживаются иного мнения. Танюха говорит: может, не пойдем сегодня третий перевал? Женя с ней заодно. Еще как бы не категорически, да и я не сильно настаиваю. Мягко намекаю: да нам всего 2 часа неспешного подъема, а вниз там замечательная рыжая сыпуха, по которой ехать — сплошное наслаждение.

Однако мы даже поспорить не успели, вышли на зеленый пологий горб — и тут красота таки нас настигла. Полило сразу как из ведра! Пока растягивали палатку, промокли практически до нитки. В палатке — лужа. Минут 30 сидим, “сохнем”, то есть испаряемся. Потоки воды через полчаса и закончились. Все вопросы, разумеется, снялись. Нужно сушиться, добывать воду, пока она только в наших вещах. К счастью, вода нашлась неподалеку, а то я думал уже, придется топать по куруму под начало подъема к Летучей Мыши, это минут 15 в один конец.

Ну ладно, два перевал за день — это тоже неплохо. Но вот завтра два пройти — может, выйдет, а может, и нет, так я думал. Что думал Женя — я не знаю ))

А я синоптикам как-то меньше доверяю. Я думал, что нам всё равно повезёт с погодой. Всегда же везло!

24 июля. Сюрприз с Летучей Мышью

В этот день получился всего один перевал, хоть и все было рядом, и простенькая 1А. Но обо всем по порядку.

Это же уже четвертый день, форму нагуляли наконец-то. И Женя почти сразу рванул вперед. Чтобы попасть на пер. Летучая Мышь, нужно сначала подняться по пологому широкому кулуару, двигаясь почти строго с запада на восток, а затем отвернуть в один из кулуаров на юг. Еще когда мы смотрели на все это с перевала Лисий Хвост и ниже, Женя заприметил наиболее выраженный кулуар с длинным снежником — конечно, это он самый, нужный нам!

Таким образом, мы проходим мимо двух менее выраженных отворотов, забираемся повыше, а вот и финишная прямая, уходящая вправо вверх. Короткая остановка — и Женя убегает вперед. Доходим до небольших скальных сбросов в кулуаре, держимся правее, и тут начинается очень неприятная подвижная средняя и крупная осыпь. Под ногами все шевелится и едет, крупные глыбы так и норовят уехать из-под ног или придавить кого-нибудь. Танюха сильно напрягается, ей явно не по душе такой “простой” подъем. Все идет очень медленно. Женя давно наверху, минут 30-40, наверно, нас ждал. Наконец, выбираемся и мы... “Ну что, — говорит Женя, — спуститься можно”. Смотрю вниз, мдааа... Не тот оказался кулуар. Значительно правее под гребнем вижу ту самую вожделенную рыжую мелкую сыпуху, эхх.. Прошли мы мимо обоих разведанных вариантов, и 1А, и 1А-1Б. Такие вот дела. Но горевать некогда, да и незачем, надо спускаться. Перед этим фотаю. Уже видна цель нашего похода — безымянный пока перевал.

Первый взгляд на еще не пройденный перевал
Он же поближе

Отсюда также отлично виден пик Славы. Впрочем, думаю, что еще есть масса подобных точек съемки, откуда видно пик.

Таня вылезает на наш вариант Летучей Мыши
Вид с пер. Летучая Мышь на озеро, один из истоков Л.Шумака
Пик Славы с гребня Летучей Мыши

Сначала мы выписываем замысловатые петли, обходя сбросы по средней и довольно крутой сыпухе. Далее — нужно идти либо контрфорсом со страховкой, либо по скальному кулуару с живыми камнями. Выбираем второе. Я спускаюсь на всю 60-метровую веревку. Затем спускается Таня. Женя, не пользуясь верёвкой, спускается последним.

А вот дальше все становится гораздо серьезнее. Опять же контрфорс, но за его перегибом непонятно что. Скорей всего сбросы. Либо дюльфер почти по вертикальной стенке. Выбираем дюльфер, сыпуха вроде близко. Спускаюсь почти на всю сдвоенную, участок метров около 10 — отвесный, в суперлегкой обвязке с тяжелым кулем это, кстати, не очень приятно. Но зато встаю ногами на обычную сыпуху, которая идет уже до самого дна цирка. Уфф, прошли, 1А )))) Снизу отлично видны оба известных варианта. Эк же нас угораздило!

Нам достался такой вариант. Вместо 1А ))))
Правильные варианты Летучей Мыши
А наш вариант где-то в скалах

Женя говорит: а представляешь, попали бы сюда вчера вечером!!? Я думаю, не попали бы, так как не торопились бы, на карту внимательно смотрели, точки перевалов в телефоне есть. Вовремя бы скорректировали свое движение.

А вот я думаю, что запросто попали бы. Во всяком случае, я запросто попал бы. Просто я перед этим походом как-то не заморачивался чтением описаловок. 1А-1Б — чего там интересного? За что и был наказан!

Еще полчасика, и мы выходим к маленькому ручейку. Попили, поели немного, затем еще 5 минут и вышли на зеленку. Скальная полка, выводящая на гребень Зун-Бортоя — прямо перед нами. Собственно, мы ее наблюдаем с самого верха своего “перевала” ЛМ. Но там мысли были в основном о другом.

Время 14:00. Есть полдня, и Женя решает провести разведку боем. Легкий обед, короткие сборы, и мы с ним вдвоем выдвигаемся под рыжую скальную полку. Танюха занимает наблюдательную позицию у палатки.

Все страшное на сегодня позади
А место не только удобное, но и весьма живописное
Женя построил Курыканскую стенку. Ветрозащита
Короткая передышка.. а завтра в бой
Закат нас баловал красками

Подход под начало маршрута очень удобный. Сначала трава, потом на крутой части — довольно крупные статичные камни. К скалам подходим очень быстро.

У Жени с собой куча железа. Он весь обвешивается и начинает лезть, я страхую. Камни из-под него летят что надо, поэтому ухожу немного в сторону от крупных пуль и мелких снарядов. Лезет Женя не очень быстро, почти сразу вбил один крюк, а вот выше — явно проблемы, пролезет, поколотит молотком, ничего не получается, лезет дальше. Я немного волнуюсь за него, все же расстояние уже довольно большое до точки страховки. Наконец получается вбить второй крюк, и после этого я теряю Женю из виду за перегибом.

Надо сказать, что я изначально думал, что маршрут пойдет непосредственно по рыжей скальной полке прямо под огромной нависающей скалой. Она черного цвета, по ней почти постоянно течет вода. Это и отвратило Женю от такого варианта маршрута, и он полез правее, отчасти по серым скалам. Это существенно круче и труднее, но зато посуху. После второго крюка процесс пошел побыстрее. Я почти постоянно выдавал веревку, потом еще пару раз раздавался стук молотка. Наконец раздался Женин голос: “Самостраховка!” Лазание на сегодня закончилось. Потом Женя еще перекинул веревку левее, там в итоге вышло положе и легче, и забил еще один промежуточный крюк.

Часов в 6 вечера мы вернулись в лагерь. Танюха нам рассказала, как она наблюдала за процессом и страшно пугалась, прямо все сжималось внутри. Интересно было ее послушать )) Вечер был томным. Женя читал стихи Цветаевой. Захватил с собой томик. Говорят, так раньше ходили настоящие туристы. Я немного погулял по окрестностям. День получился практически восстановительный, прошли совсем немного, коротенький перевал, 1А .. ))) Да Женя потренировался в лазании, думаю, что с удовольствием.

На самом деле, слева действительно и положе, и ниже, но я не полез там не только потому, что там было мокро. Правее стенка представляет собой череду узеньких полок. Это не то чтобы ступени, но мне показалось, что здесь всё же как-то попроще. Слева же выраженных полок нет. Да ещё скользко. Правда, и падать не так опасно — внизу, на осыпи, в этой стороне всё ещё не растаял снежник.

Кстати, мокро там оттого, что и на стене, над перевальным взлётом, на небольших полках тоже всё ещё сохранились небольшие снежники. Вероятно, в августе их уже не будет.

25 июля. Первопроход, перевал Фигвам

Это был самый важный день похода, но начался он не очень хорошо. Часа в 2 ночи пошел дождь и поливал примерно часов до 9 утра. Поскольку лазать по мокрым скалам — хуже некуда, решили ждать, когда стечёт вода и подсохнет. Проблема в том, что стекает с огромной скалы довольно долго, и мы прекрасно видели, как блестят ручейки на серых скалах, по которым предстояло первому лезть Жене. Прикинули, что крайний срок выхода на маршрут 14:00, и прождали соответственно. Где-то в 13:15 вышли и минут через 30-40 были у начала маршрута под скалами.

Подходим под начало маршрута, веревка на месте
Над нами стена. Вся мокрая!!!
Женя полез первым!
Почти полверевки пройдено, вроде не так и страшно

Женя шустро “зажумарил” первую веревку, и настала очередь Танюхи. Она не так быстро прошла, но вполне приемлемо. Настала и моя очередь. Эта веревка вышла несложная, хотя с кулем лезть, прямо скажем, не то удовольствие.

Собрались втроем на станции, немного разгрузили Женю — теперь ему лезть с нижней, а скалы выглядели весьма серьезно. Полез, и тут мне уже стало как-то волнительно. Видно было, что лазание непростое. Время текло как-то незаметно, само по себе, на часы я не смотрел, снимать тоже уже не мог, камера была в рюкзаке. Сначала процесс шел совсем медленно, крючья шли очень плохо, в нижней части Женя их вбил три и близко друг от друга. Потом он ушел за перегиб, и мы терпеливо ждали. Наконец раздалась команда: “Перила готовы!”

Перевальный взлёт после начала скальной части прерывается широкой, метра три, и протяженной косой полкой. Накануне я на эту полку вылез, глянул выше и мне показалось, что дальше тоже проблем не будет. Но как дошло до дела, оказалось, что лазанье здесь куда сложнее, чем в нижней части. Ещё и вода теперь, после дождя, течёт чуть ли не везде. Несколько раз у меня были вполне себе реальные затыки — не знал куда бы полезть дальше. Да ещё и такая особенность — закладухи ставить вообще некуда. То есть абсолютно. Идут только крючья. Я, к счастью, набрал их с собой аж 9 штук. Один, правда, сломался ещё накануне. С трещинами под крючья тоже негусто. Там постучишь — не идёт; сям — опять не идёт. В общем, кое-как я там под три штуки место нашел. А ещё же, чтобы крючья бить, надо на ногах уверенно стоять. И вот найдёшь место для постоять, а для крючьев места нет. Лёгкий ступор сразу наваливается. А я для себя знаю, что стоит надолго застопориться, навалится сковывающий страх. В общем, старался в таких случаях не сильно долго думать. В одном месте, после неудачи с крюком, даже чуть ли не в шпагат растянувшись, довольно рискованно ушел вправо. Ещё, помню, подумал: “Как они тут жумарить будут?”

Выше этих, вторых, скал тоже полка. Уже до самой седловины. Мне до неё было ещё метров восемь, когда я понял, что крючьев осталось всего два. На тот момент, последняя ТС тоже была уже далековато. Но впереди вроде как локальная небольшая покатая полка. Вылезти на неё — и дело в шляпе. Дальше всё просто. Сэкономил я крюк. Взял опу в горсть и удачно взгромоздился-таки наверх.

А тут ещё надо пояснить, что второй молоток мы не брали. Крючья изначально брались как расходники. А нам же ещё спускаться…

Настала очередь Танюхи. Сказать, что ей было тяжело — ничего не сказать. Лезла она очень медленно, затыки начались буквально сразу. Уже возле первой ТС она встряла и не могла пролезть дальше.

Теперь Танюха
А я пока любуюсь местом нашей последней ночевки на зеленом пупыре

Я попросил ее встать на страховку и подошел снизу к ней, причем это было на пределе моих возможностей. Тяжелый куль и веревка-динамика, по которой жумарить было тяжелее, чем лезть, высасывали все силы без остатка. Наконец, я подлез под Таню, застраховался и начал “выпинывать” ее наверх. Подсказывал, куда ставить ноги, немного помог, придержал вначале, поймал ее на голову, когда она все-таки соскользнула, сорвавшись с неудобных, гладких зацепок. Но все же, с божьей помощью, она пролезла до следующей ТС. Дальше было что-то похожее по сложности, но я уже не подходил к ней, а старался приободрить и подсказывал, пока мне видно было. Процесс шел очень медленно, Женя сверху интересовался, есть ли у нас вообще продвижение. Слава богу, есть. Правда, при каждом движении, от веревки сверху летели камни разного калибра, и почему-то все в меня. То по каске, то по плечам, то по рукам. Правда, ничего крупного не прилетело, слава богу, — кажется, уже в третий раз пишу эти слова )) Наконец, Таня пролезла самое трудное, и еще минут через 15 я услышал: “Перила свободны!!!”

Сижу я на станции, курю, по сторонам пялюсь. Верёвка изредка подёргивается и почти сразу успокаивается. Снизу иногда доносятся обрывки слов. Что там происходит, мне не видно. Курю. Три сигареты выкурил! Т.е. час, наверное, терпел. Ору:

- У вас там вообще есть продвижение?

- Есть, — отвечает Сергей.

Я ещё немножко посидел и пошел посмотреть. Встегнул скользящий карабин в перила. Побеспокоенная верёвка откликнулась мелкой шрапнелью по жумарщикам. Подхожу к краю и вижу застрявшую уже перед той самой локальной полкой Таню. То есть самое сложное вроде как уже позади.

- Как дела? — говорю.

- Женя, я не могу дальше.

- А чего тут не мочь? Выдавай жумар вверх, как только можешь, подтягивайся да вылезай.

Глаза у Тани в этот момент как раз на уровне полки.

- Тут ноги некуда ставить.

- Вон же, справа у тебя полочка.

Кое-как поняв, про какую полку я говорю, Таня честно задирает ногу, но до полки не дотягивается (мне до этого сверху было плохо видно). Тут я уже подумал было попытаться просто вытянуть Танюху за перила, как снизу раздался поток обсценной лексики. И это от интеллигентнейшего человека! Оказалось, что Сергей Викторович, в нарушение правил, тоже уже болтается на перилах. Вот это поворот!

Я стою, думаю. Между делом говорю Тане, чтобы она уже отпустила жумар и опустила руки.

- Ты же говорил, нельзя отпускать ни при каких обстоятельствах.

- Я говорил, нельзя отпускать верёвку, когда дюльферяешь, а не жюмар. Он к тебе привязан, чего за него держаться? У тебя же уже вся кровь от рук отлила. Они же уже не чувствуют ничего!

Таня послушно опускает руки, и пару секунд раздаётся что-то, похожее на всхлипы. Мы с Сергеем молчим. Не проходит и минуты, как Таня говорит уже относительно спокойным голосом:

- Может быть, мне попробовать правее?

- Попробуй.

Она делает какой-то небольшой шаг вправо и, как мне показалось, вполне уверенно тут же вылезает на злосчастную полку. Я её всяко-разно хвалю, и ко мне она уже выбирается без всяких проблем.

Чего, спрашивается, торчала там битый час?

Охх, полез. Ну тут просто слов нет, как было трудно. Для меня это было где-то уже за пределом. Я раза 3 срывался, страховал себя жумаром, хватался левой рукой за веревку, постоянно останавливался даже после короткого метрового успешного участка. Пыхтел на всю долину, пульс зашкаливал, наверно, под 200, но я все же продвигался вверх. При этом поражался, ну как же здесь пролезла Танюха!!??

В итоге прохождение сложного участка выглядит примерно так

Наконец, трудности остались позади, вылез из-за перегиба и увидел вверху Женю с Таней. Дальше — почти пешком, лишь немного помогая себе жумаром. Но, видимо, я оставил все силы на лазании, и приходилось останавливаться через каждые 5-10 метров. Кое-как дошел до ребят. Зато дальше — “беговуха” по сыпухе, примерно 100 метров. Женя ушел наверх, закрепил веревку, и далее Таня на жумаре, а я — просто пешком рядом с ней, там совсем безопасно уже.

По очереди вылезаем на седловину и видим шикарную картину. Горы плавают в облаках, наконец-то и мне досталось этой красоты, достаю камеру, снимаю это чудо. Смотрим вокруг. Виден цирк внизу, сыпуха вроде совсем близко, сверху — обалденный гребень к Зун-Бортою, сплошные зубы, штук 6 жандармов. Смотрю на часы и снова поражаюсь — 19:00!! 5 часов лезли каких-то 200 метров по вертикали! Эмоции захлестывают!

Панорама с пер. Фигвам в сторону Шумака
До Зун-Бортоя — шикарная цепочка из жандармов
Зун-Бортой кажется совсем рядом
Гребень в противоположную Зун-Бортою сторону

Женя смотрит вниз и говорит — нормально, не сложнее 2А, быстренько спустимся воон туда... Куда-куда, спрашиваю, так как в этот момент снизу прилетает порция белой чачи, и закрывает осыпные склоны от наших глаз. А ведь еще нужно назвать перевал, написать записку, сложить тур. Спасибо Жене, он проделывает всю эту работу. С названием были некоторые сложности, и из всех вариантов все же выбрали Фигвам. Коротко, по делу, звучно и ясно :)

С оценкой южной стороны перевала в 2А я, мягко скажем, поторопился. Когда мы вылезли на седло, с юга уже с полчаса как переваливали облака. То есть видимость метров двадцать. Временами в облаках образовывался зазор, и тогда я, да и остальные, торопливо начинали шарить глазами по стене. Видно, что вниз уходит череда полок. Но не видно ни какое между ними расстояние, ни соединены ли они между собой осыпями или простыми скалами.

В общем, в результате мы словили примерно 80 метров дюльфера. Это со средней крутизной градусов 60-70. Причём внизу был даже небольшой участок отрицаловки.

В общем, как бы эта сторона на 3А не потянула.

Женя строит тур
Танюха и Женя на перевале
Танюха и автор
Женя сочиняет записку
Собственно, сама перевальная записка

Облачность снизу между тем наплывала, и временами видимость падала метров до 30, потом немного появлялись просветы. Минут через 20-30 начали спуск. Сначала по осыпной полке влево, с совсем небольшим сбросом высоты. Женя нашел подходящую небольшую балду, наверно, единственную на всю гору :) Долго молотком придавал ей подобающую нашим массам форму. Первый дюльфер до мраморных выходов. Собираемся все на широкой полке, Женя ищет балду, бесполезно. Бьет крюк, предпоследний, внизу в тумане просвечивает сыпуха, вроде рядом. Спускаемся еще на веревку, круто, местами отвесно, причем Танюха шла первая, и веревки ей хватает только-только, метр остался.

Вниз кажется не так страшно...
Ой, страшно!!!

Снова собираемся вместе, оказывается, еще как минимум один дюльфер, пологого еще ничего нет. Женя долго ищет балду, не находит, ищет трещину под крюк, с этим тоже большой напряг, наконец забивает попытки с пятой... последний крюк. Спускаюсь, ура!!! Сыпуха и, насколько видно, метров на 50, — пологая нормальная сыпуха. Все, спускаемся, резко темнеет; фонари, правда, еще не включаем.

Женя первым выбирает, где поудобнее идти, то есть где камешки помельче; спускаемся минут 10, начинаются камни покрупнее, и вдруг начинается дождь, да сразу такой нормальный. Совсем темнеет, выходим на курумник. Идем очень осторожно и медленно; темно, скользко, крупные неудобные каменюки. Женя натыкается на небольшую площадку с мелкими камнями, примерно 2*3 метра, говорит: “На самый крайний случай можно и здесь заночевать”. Проходим еще метров 20, и решаем все же вернуться. До озера на Хэре — 700 м, сколько до него в темноте под дождем будем ползти по куруму, неизвестно. Смотрю на часы, уже одиннадцатый час. Возвращаемся на наклонную маленькую площадку, Женя находит каменный брусок и, как грейдер, выравнивает площадку под палатку; откидываем крупные камни, дорываем до песка, сгребаем, ровняем, ура!! Получилось не особо наклонно даже. Ставим палатку, прячем вещи под огромным валуном, устраиваемся внутри с горелкой. Вода оказалась тут же, буквально в 2-х метрах, течет прямо по льду между камнями, эдакий индивидуальный водопровод. Кипятим, завариваем, наливаем, смотрю на часы — 23:00!! Троекратное “Ура!!!” на весь цирк!

Улеглись совсем поздно, ближе к часу ночи, наверно. Я еще долго не мог уснуть, эмоции захлестывали, я буквально захлебывался в счастье успешного преодоления себя. Это сложно передать, что чувствуешь, когда получается что-то сделать на пределе всех своих сил и возможностей! Думаю, Танюха чувствовала нечто подобное, а Женя.. Ну он сам, наверно, поделится. Но морда у него тоже была довольная ))

А меня до сих пор не отпускает лёгкий напряг. Всё оказалось на пределе. На пределе зажумарили вторую верёвку. На пределе хватило крючьев. На пределе на втором дюльфере хватило верёвки (а первым шел самый слабый участник). На пределе успели до темноты. Наконец, на пределе обошлось без дождя. Слишком много везения. Нельзя, наверное, так ходить. А если и можно, то только с теми, кто на себя рассчитывает не меньше, чем на тебя.

В общем, за безопасность нам нужно влепить жирную двойку. Ну, или тройку. Мне — в первую очередь. Я поэтому собой не очень доволен.

А главная ошибка — поздний выход. Выйди мы пораньше, можно было бы и мне спуститься, крючья выбить. И дождь, пойди он, проще днём перетерпеть. И на спуске бы чувствовали себя уверенней.

26 июля. Перевал Илтыкшинский

Дождь шел зарядами всю ночь и утром тоже. Странный какой-то. Может, всего 2-3 минуты польет и перестанет, даже солнце выглядывает. И тут же снова льется. Мы так часов до 11 ждали какой-то определенности, но она так и не наступила. Кстати, при свете дня заценили место нашей ночевки в этом саду камней!

А поутру они проснулись...
Лагерь после штурма
Наше спальное место, самое уютное за весь поход

Улучили момент, собрали и подсушили палатку, собрались сами и вышли. При этом оценили вчерашний путь спуска, насколько смогли разобрать.

Оттуда мы вчера спустились
Если отойти немного, то спуск выглядит так

Почти сразу закапало, а потом и градины посыпали. Это еще до озера. Спуск почти сразу пошел удобный, вышли на траву и поскакали. Обошли здоровенное озеро, в хорошую погоду тут должно быть очень красиво. Начали спускаться по правому борту истока Хэра. Красивые здесь места, живописная река. Погода, правда, для съемки — так себе. Пасмурно.

Крупное озеро в верховьях Хэра
Верховья Хэра очень красивые
Водопадные ступени
Есть тут и аналог архатовой песочницы

Иногда останавливаюсь, чтобы снять эти Хэровы красоты, тут Женя случайно лезет в кадр, и происходит такой диалог:

Я: Женя, подожди, я снимаю.

Женя: Не хочешь следовать совету Ю.А.Кузнецова? Помещать в кадр человека?

Я: Угу, даже обрезанного?

Женя: Ты на что намекаешь?!

Да и мы — ребята хоть куда!
Таня
Женя
Так из небольшого озера образуется Хэр

Собственно, дальше ничего особенного. Не спеша подходим под взлет на перевал Илтыкшинский, никаких затруднений и сюрпризов на этот раз нет.

Альпийские луга Илтыкшина
Со стороны Хэра опять живопись
Записка группы Д.Ганжуровой на Илтыкшинском

На седловине находим тур (на заходе мы вышли выше седловины), обнаруживаем там записку той же самой группы Ганжуровой. Особо не торчим здесь, спускаемся, нам нужно дойти до места своей второй ночевки. Надо сказать, что, кроме одного вечера, мы всегда ставили лагерь рано, ложились до 22:00, а самые способные вставали не раньше 8. В общем, мы прекрасно отдыхали, восстанавливались, а уж как мы питались... Но не буду про еду. Этот день запомнился красотами долины Хэра. Красивая река, еще раз подчеркну, сюда стоит сходить, только маршрут как следует продумать.

27 июля. Перевал Красавина, выход

С утра — туман, потом довольно пасмурно до обеда. Идти очень комфортно, рюкзаки здорово полегчали. Танюха пыталась с утра накормить нас пшенной кашей, но безуспешно. Пересекаем знатные болотины Илтыкшина, а затем разделяемся на две части. Начинаем подъем по зеленым увалам. Женя уходит правее — там круче, но короче, а мы с Танюхой выбираем длинный, но пологий вариант левее. Минут через 30-40 встречаемся, варианты оказались примерно равнозначные, кому что больше нравится, и выходим к подъему. Слева вверху нависает бастион И.Муромца, ничего особо интересного не видно, впереди довольно пологий подъем под начало взлета на перевал Красавина.

Движемся по направлению к Красавина
Взгляд назад на верховья Илтыкшина
Подошли под Красавина, где тут 1А?

Вскоре мы увидели весь путь подъема на него. Женю удивили скалы в самой верхней части, “что это за 1А!?” Ровно в 14:00 я на широченной седловине. Собираемся вместе, начинаем спуск, он весьма пологий и удобный, но нужно верно выбрать траекторию движения. Можно идти и по левому, и по правому берегу. Но мне вначале левый понравился больше. Потом Женя с Таней ушли вверх и вправо, набрали при этом высоту, а я остался на “своем” левом берегу. В основном было весьма удобно, полого, местами даже вроде тропа проглядывала. Но выход в долину — корявый, круто, курум, в итоге медленно. Снова встретились в одной точке, в месте пересечения троп. То есть по времени варианты слева-справа примерно равные.

Последний перевал взят!
Вниз к Эхе-Геру
Брод через Эхе-Гер. Здесь воды многовато

Осталось последнее препятствие — брод Эхе-Гера, здесь он уже помощнее, чем под Шумакским, по камушкам не перескочишь. Тем более, что воды вообще много после ежедневных дождей. Мы, было дело, задумались, где лучше бродить, но с правого берега, с тропы, какая-то заботливая туристка призывно и интенсивно размахивала палочкой, указывая нам место брода. Взялись за руки втроем и перешли довольно легко. Все, можно сказать: цивилизация. Люди, кони, тропа...

Дальше у нас был план дойти до стоянки на Хубутах у сараев и там заночевать. Но все пошло как-то быстрее, чем мы ожидали. Где-то около 19 мы были на озерах, немного передохнули, а в 20:30 я был у сараев. Дождался Женю с Танюхой и предложил им выйти до машины, взять по бутылочке пива и уехать ночевать на Иркут. Женя согласился, а Танюха смирилась с неизбежным. Выскочили с девушкой вдвоем чуть вперед и за 1:10 доскакали до стоянки на Сухом русле. Женя приполз только минут через 15. Ну вот и все, финиш! В завершающий день прошли больше 25 км, в то время как за весь поход — 75, назавтра ноги нам “спасибо” не сказали ))

P.S. Хочу поблагодарить Женю — за идею, терпение, помощь, и какое-то неожиданное спокойствие, порой даже допускалось наличие двух и более мнений :) И конечно Танюху — ты просто супер! Во-первых, взяла на себя массу подготовительных забот, с какой любовью все было упаковано, забота о нас сквозила в каждом пакетике и кусочке пищи :) Во-вторых — за преодоление себя. Видно было порой, что трудно и немного страшно, но ты держалась! И всем спасибо за неизменный позитив, отличный настрой и настроение, это был замечательный отдых!

А на закуску.. У меня теперь горячее желание доделать недоделанное, те самые 20%, или 40 капель. Подняться на Фигвам с Хэра, зайти с Фигвама на Зун-Бортой, найти загадочный перевал Дельфин. За 5 дней.

ПредыдущаяСтраница 3 из 3:  1 2 3 все

Евгений Рензин: лучше я вообще её делать не буду :)

Лучше узлы всё же знать, чем не знать. Напомню про ситуацию, в которой обходить было некуда:
Глава "Наводнение".

Если бы не случайные рыбаки, переправившие нас на лодке, то мы мы ждали спада воды и всё равно тянули бы переправу. Других вариантов не было.
07.08.2018, 14:25:53 |
Геннадий Хитрихеев

Марина Васильева (Красноштанова): порой даже допускалось наличие двух и более мнений :)

Прям какой-то либеральный поход ! А нет — либеральный подход к делу. Даже женщине слово дали что-ли !?
07.08.2018, 15:45:16 |
Марина Васильева (Красноштанова)Геннадий, вроде это не мои слова...
07.08.2018, 15:51:13 |
Sergey V

Геннадий Хитрихеев:    Марина Васильева (Красноштанова):   порой даже допускалось наличие двух и более мнений :) Прям какой-то либеральный поход ! А нет - либеральный подход к делу. Даже женщине слово дали что-ли !?

Это цитата из моего текста, из рассказа. Конечно, давали. Она меню на завтрак, например, определяла :)
07.08.2018, 16:46:22 |
Sergey Sergeevich

Марина Васильева (Красноштанова):  Когда я проводила курсы начального уровня в Иркутске

— кстати, хочу Вас, Марина, поблагодарить (давно хотел) за эти отличные курсы (я был в одном из наборов)!

Всё было очень чётко — понравились методически выверенные занятия, грамотные опытные лекторы (профессионалы-спасатели разных специальностей, КМС и МС, включая Вас (МСМК)), объясняющие все нюансы с привлечением примеров из своего походного опыта.
Думаю, что фактически они соответствовали базовому уровню — мне было с чем сравнивать потом (и недавно также интересовался мнением об их туршколе у туристов совершающих УТП). Я многое приобрёл в результате обучения. Спасибо!
08.08.2018, 00:18:34 |
Геннадий Хитрихеев

Марина Васильева (Красноштанова): Геннадий, вроде это не мои слова...

Сам не понял, как это получилось... Вроде я цитировал текст. Извиняюсь.
08.08.2018, 00:39:45 |

Sergey Sergeevich: [cite;381676;08.08.2018, 00:18:34;Sergey Sergeevich]- кстати, хочу Вас, Марина, поблагодарить (давно хотел) за эти отличные курсы (я был в одном из наборов)!
Всё было очень чётко - понравились методически выверенные занятия, грамотные опытные лекторы (профессионалы-спасатели разных специальностей, КМС и МС, включая Вас (МСМК)), объясняющие все нюансы с привлечением примеров из своего походного опыта.

Сергей Сергеевич, большое спасибо за оценку, это дорогого стоит для меня. Извините, что я не помню Вас, много людей прошло с тех пор рядом (или мимо...), особенно в Москве...
Но в поход УТП Вы со мной не ходили, правда? Иначе я бы помнила. Я помню всех, кто был со мной в походах.
Кстати, я не МСМК, а просто МС (по пройденным походам опыт МСМК набрала, а в связи с закрытием звания МСМК в спортивном туризме это звание защитить не успела). Но теперь уже мне всё равно...
08.08.2018, 01:02:19 |
08.08.2018, 01:05:43 |
Sergey Sergeevich

Марина Васильева (Красноштанова): Но в поход УТП Вы со мной не ходили, правда?

Увы, не получилось, да, и это жаль. Но с вами пошёл потом мой товарищ — Сегедин Руслан (
— он тут есть на фото). Просто Сергей — о чём Вы?
P.S. Поздравляю Вас с днём рождения! Желаю Вам достичь новых вершин (во всех смылах)! И продолжать делиться своим опытом! А также желаю Вам написать книгу с походными рассказами — готов приобрести её одним из первых!. Здесь с большим удовольствием читал Ваши «Кошмар-Дабаны»!
08.08.2018, 01:25:27 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Сергей, за поздравление!
И за то, что Вы вместо себя нам привели замечательного человека и надёжного участника. Если бы не он, я не знаю, смогла ли бы я одна вытащить Татьяну. Другие участники были не способны на этот мгновенное реагирование в данной ситуации (студенты и дети, сами бы ещё утонули). А Руслан метнулся одновременно со мной с другого берега, как по команде. Хорошо, что следил, а отвернулся бы — я бы не докричалась в шуме реки.
Хотя, конечно, если бы не было Руслана, то и тактика переправы была бы совсем другая. Потому что тогда я бы первая шла через реку, а оставив на исходном берегу кучу неопытных людей, конечно, возвращалась бы обратно, да и командное сопровождение сделала бы, скорей всего.

Сергей Викторович, прошу извинить за отступление от темы и Вашего рассказа о Хэре.
08.08.2018, 01:42:47 |
Sergey V

Поподробнее по этому моменту. Все было несколько иначе. Когда Танюха застопорилась в первый раз, я снизу попросил ее встать на самостраховку на станции, она была как раз около самой нижней, после этого подлез и помог ей вылезти. Момент, о котором пишет Женя — это возле второго сложного участка. После продолжительной Танюхиной "борьбы за жизнь" решаю повторить маневр. Кое как уговариваю снова Танюху встать на самостраховку. Пытаюсь вылезти наверх к ней, а это каких-то метров 6-8, но сам мучаюсь, получается как-то не очень. После очередного микро-срыва стою, отдыхаю, и тут сверху доносится от Жени, типа — " давай ,Танюха, я помогу тебе", и при этом на меня летит очередная порция камней. Что-то внутри лопается, какая-то задвижка ломается и меня прорывает: "Вы что там!? С ума все посходили??! Танюха, я же попросил тебя встать на самостраховку! Женя! Стой где стоял, я же сейчас лезу по перилам!" Выплеск накопленного похоже помог всем :) Танюха пролезла очередной ключик, и у меня получилось свой участок преодолеть. Что я там на самом деле сказал, никто уже в точности вспомнить не может ;))
08.08.2018, 08:39:12 |

Sergey Sergeevich: Про австрийский проводник, кстати:
Статья о "прусике" http://posportu.com/post/statya_o_prusike

Я, когда выше комментировал, не понял для чего применялся узел "заячьи уши". Оказывается, его применяют для связывания петли, которой вяжут прусик. И это неправильно. Наткнулся на лекцию спасателя, который об этом упоминает:
16.08.2018, 01:17:14 |
Геннадий Хитрихеев"На пределе на втором дюльфере хватило верёвки (а первым шел самый слабый участник)" Вы самое слабое звено — прощайте !
17.08.2018, 00:28:44 |
Sergey V

Геннадий Хитрихеев:  "На пределе на втором дюльфере хватило верёвки (а первым шел самый слабый участник)" Вы самое слабое звено - прощайте !

У Танюхи там затык приключился, но она справилась! Не было у нас слабого звена!
17.08.2018, 06:36:15 |
Татьяна ОверченкоСпасибо, Серёж!
17.08.2018, 09:19:09 |
Алексей МисюркеевФиг нам! Круто!
30.08.2018, 10:25:48 |
Игорь БлиновСпасибо за путешествие, ребята!!! Все прочитал с удовольствием....и как не хватает времени на эту красоту.....