I. ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

II. ОПИСАНИЕ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Характеристика объекта восхождения

1.1. Общее фото вершины Пик Шишкина. Снято от озера 27 сентября 2012г. (Фото Вячеслава Петухина http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=57450)

1.2. Фото профиля маршрута.

Фото пройденного командой маршрута справа, снято от озера 5 мая 2018г.

Фото профиля стены слева, снято со склонов перевала Бепкан 5 мая 2018г.

1.3. Рисованный профиль маршрута.

Фотопанорама верховьев ущелья Барун-Хандагай и ГВХ, летнее фото снято со стоянок в цирке «Витязь» (Фото Александра Казиначикова http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=87265 )

1.5. Карта района.

Вершина пик Шишкина или Шишкин Пуп находится в Главном Водораздельном Хребте ущелья реки Барун-Хандагай, Тункинских гольцов, горной системы Восточные Саяны. На нее не было проложено классифицированных маршрутов. Тем не менее, данная вершина интересна как в качестве объекта для первопрохождений, так и в качестве зеркала, в котором отражаются разные эпохи развития альпинизма в Восточном Саяне.

Нам известно о двух восхождениях на нее группами А. Шишкина (неклассифицированный маршрут по гребню 4А). Вершина была названа Шишкин Пуп. Под таким названием она обозначается на всех картах и каталогах вершин у Туристов в справочных материалах по горам Южного Прибайкалья.

Мы предлагаем именовать данную вершину пиком Шишкина – в честь альпиниста – первооткрывателя вершин и маршрутов Тункинских Гольцов, одного из первых инструкторов альпинизма в Иркутске, первовосходителя на этот красивый пик. Все картосхемы, таблицы и фото мы приводим исходя из этого предложения. В случае невозможности данного наименования просим оставить «историческое» наименование «Шишкин Пуп»

Группой А. Дульского в 1998г (неклассифицированный маршрут по Ю стене 5А слева от нашего). Подход от базового лагеря составляет около двух-трех часов по насту или летней тропе, в зависимости от количества снега время подхода может быть существенно больше.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА

2.1. Техническая фотография маршрута.

2.2. Номера участков на технической фотографии соответствуют номерам участков на схеме маршрута в символах УИАА.

2.3. Схема маршрута в символах УИАА.

2.4. УИАА в виде обрисовки маршрута на горе

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЙ КОМАНДЫ

3.1 Подход под начало маршрута через дальнее озеро, забирая вправо на подушку из курумника. Подойти под стеной влево, до основания большого разрушенного внутреннего угла с карнизами в правой части стены. Начало маршрута в 20 метрах правее угла по скальным плитам.

3.2 Фото команды на вершине у контрольного тура

3.3. Спуск с вершины: по восточному гребню, гребень представляет из себя «нож» около 50м до первой перемычки в гребне, с нее дюльфер 30 м. Далее, забирая в сторону озера по вытаявшему краю снежных полок, с тщательной попеременной стаховкой и дюльфером 30 метров в середине, спуститься до кулуара, выводящего на озеро.

Внимание!!! подстилающий слой снежных полок – трава и скальные плиты. Огромное количество снега на них создаёт большую лавинную опасность. Поэтому мы рекомендуем последующим восходителям внимательно изучить и просмотреть все варианты спуска. При повышенной лавинной опасности возможен вариант спуска на Запад дюльферами на перевал Белоруссия.

Выбранный нами маршрут проходит по центру Южной стены, и представляет собой серию из щелей, углов, бараньих лбов. Маршрут логичный, четко привязан к рельефу, в верхней части проходит через гигантский внутренний угол, который видно невооруженным глазом практически из любой точки наблюдения стены. Скалы на маршруте монолитные, местами разрушены, с достаточным количеством щелей и трещин для организации страховки. Минусом является наличие на стене большого количества травы. Это объясняется южной экспозицией стены и условиями освещения в течении длительного времени. Данный маршрут мы оценили как сильную 5А. В Восточном Саяне – одна из сильнейших 5А. Сильнее маршрутов 5А на в.Броненосец, в СОАН, в Опасная. Маршрут проходится свободным лазанием, кроме 2 метров по мокрой щели. Линия осталась после прохождения полностью чистой.

Фото 2. Участок 0-1

Фото 8. Начало участка 4-5

Фото 9. Начало участка 5-6

Фото 10. Вид на станцию R6 и начало участка 6-7

Фото 11. Вид на начало участка 6-7 со станции R6.

Евгений Глазунов

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Дульский АндрейМожно только еще раз сказать спасибо Евгену за планомерную работу по расширению списка пройденных, и главное технически оформленных маршрутов, потому как в наше время информационной доступности любое сообщение становится достоянием всех. Соответственно повышается привлекательность наших гор не только для местных граждан. А маршрут действительно логичный и красивый, ключевой угол виден отовсюду. Собственно вся стена до него-это только подход! Мы его ходили летом, с предварительным провешиванием, так как вообще не было уверенности что сможем пролезть угол, а ковыряться там ночью не хотелось. Вы же сбегали его за день в мае, что сразу делает его привлекательным!